Поликлет произведения. Поликлет Старший

16.07.2019

Поликлет Старший — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе в 5-м веке до нашей эры.

Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), иногда еще называющаяся "каноном Поликлета", по аналогии с его письменным трактатом, который она по сути и воплощает. В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют контрапост. Хиазм в скульптуре — это поза, при которой, например, при переносе тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру — правое опущенное плечо. Возникает перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой — наоборот.

По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе писали первое место, тем, кто понравится кроме себя — второе, победителя таким образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый присудил первое место, настолько было круто. Правда оригинал был в бронзе, хотя с другой стороны, прежде чем отливать на конкурс могли и каменные представлять, всяко камня было я думаю достаточно, а пластилина не знали, и гипс, наверное, для скульптур не использовали. Скульптура действительно крута и восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии разной степени древности.

Другой знаменитой скульптурой Поликлета была "Раненая амазонка", занявшая первое место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась. Вообще все скульптуры до наших дней дошли только в копиях или описаниях, как и письменный трактат "Канон", который сохранился в двух фрагментах и отрывочных сведениях современников.

Дорифор (копия). В бронзовом оригинале подпорки под правую ногу не было, появилась в поздних каменных копиях

Дорифор. Реконструкция

Раненная амазонка. Древнеримская копия

Диадумен (юноша, повязывающий повязку победителя (диадему) — еще одна знаменитая статуя Поликлета. Реконструкция.

Диадумен более поздняя статуя Поликлета, считается более сложной и утонченной в своем исполнении, стояла вероятнее всего в Олимпии в Дельфах.

Если Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения, то скульптор Поликлет ставил в своем творчестве иные цели. Создавая статуи спокойно стоящих атлетов, скульптор стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. В своих поисках Поликлет шел от внимательного изучения жизни. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и в конечном счете создал художественный образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания в глазах граждан города-государства.

Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки - одну десятую, ступня - одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой. «Успех художественного произведения, - утверждал Поликлет, - получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450-440 годов до н. э. Могучий обнаженный атлет - Дорифор («Копьеносец») - изображен в сполопной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Кажется, что юноша толькочто нагнул вперед и остановился. Красота человека становится для нею мерой ценности разумно устроенною мира.

Поликлет утверждает мысль о том. что каждый человек должен совершенствовался, чтобы служить своему народу. Гражданственный пафос Полпклета перекликается с характеристикой идеальностью гражданина, которую мы находим у греческого писателя Лукиана: «Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье». Передовые греческие мыслители V века до н. э. называли подобных людей «прекрасными и доблестными».

Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады, в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями. До наших дней «Дорифор», самое великое произведение скульптора Поликлета, остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.

Поликлет


Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.

Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие - Аргос, которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени. Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел и Мирон. Однако Поликлета в отличие от Мирона интересует другое. Он стремится создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.

В ранние годы Поликлета привлекают образы атлетов - победителей на состязаниях. Киниск - юноша из Мантинеи, одержавший победу в 464 или 460 годах, - одна из самых ранних статуй скульптора, сохранившаяся в римской копии. Поликлет изобразил олимпийского победителя в тот момент, когда он увенчивал свою голову. Другие, воздвигнутые Поликлетом в этот период статуи атлетов Пифокла и Аристона, до нас не дошли. Из сочинений древних авторов можно узнать также, что в эти годы Поликлет работал над статуями Геракла и Гермеса.

«Правильность - фетиш Поликлета, - пишет В. Дюрант, - цель его жизни заключалась в нахождении и основании канона, или правила, способного придать нужную пропорцию каждой части статуи; он был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бёдер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор…»

«Дорифор» - статуя юноши, победившего в метании копья, был создан скульптором между 450 и 440 годами до нашей эры. Изображение копьеносца встречалось и раньше. Но в отличие от архаических, застывших, со скованными движениями фигур статуя Поликлета представляет совершенное воплощение естественного движения. «Дорифор» должен был служить образцом для юношей. Повторения этого прекрасного произведения ставились в гимнасиях и на палестрах - стадионах, где древние греки проводили много времени. Не случайно местом находки одной из лучших римских копий «Дорифора» оказалась палестра в Помпеях.

«Дорифор» - по гармоническим пропорциям, ритму, по движениям, чертам лица - сын своего времени и своего народа. В основе этого образа лежит классическое стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник искусства, более созвучный общественным и философским идеям того времени, более ярко и полно выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Это прежде всего прекрасный, совершенный человек, а не обожествлённый, застывший в своём величии герой, как это было ранее.

Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального как в фигуре, так и в лице «Дорифора». Частности - лишь материал для скульптора, стремившегося к воплощению всеобъемлющего, многогранного образа. Может быть, на этом основании древние называли эту статую каноном, считая, что она лучше всего отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие человеческое тело. «Каноном» называлось и сочинение Поликлета, где он излагал теоретические основы построения такого образа.

Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать её не удлинённой и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при изображении каждой детали статуи. В основу пропорций было положено число, укладывающееся определённое количество раз в высоте фигуры, головы, в длине рук, ног. Тем более замечательно, что, несмотря на подобную строгую математическую точность расчётов, положенную в основу пропорций, статуя «Дорифор» не стала сухой и схематичной.

С кристальной ясностью показаны в «Дорифоре» простота и естественность движения. Ещё наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося человека следует показывать выдвигающимися вперёд либо правую руку и левую ногу, либо левую руку и правую ногу и что стремление к устойчивости и равновесию заставляет и другие части тела принимать такие же перекрёстные положения. Все элементы фигуры согласовываются друг с другом, и лёгкое движение одного вызывает как реакцию движение другого. Мастера ранних поколений уже показывали при выдвижении левой ноги движение правого плеча. Такое перекрёстное положение частей тела называли хиазмом.

Хиазм не был впервые введён Поликлетом. Но мастер особенно отчётливо и ясно выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой фигуры. В статуе «Дорифора» в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал лёгкий изгиб телу. Это вызвало изменение в положении плеч и бёдер, сообщило жизненность и убедительность фигуре копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним связанной. Несмотря на несомненное искажение моделировки тела Дорифора в сохранившихся римских копиях, поражает ощущение собранной, спокойной энергии в прекрасной атлетической фигуре юноши. Напряжённые мышцы Дорифора исполнены внутренней силы, а не образованы лишь внешним контурным рисунком. Будто не рука скульптора - сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощённых в благородную бронзу.

Важно заметить, что в греческих подлинниках обработанная поверхность бронзы имела блики, оживляющие впечатление и смягчающие массивность, появившуюся в поздних римских мраморных копиях с бронзовых оригиналов.

Сохранилось несколько хороших копий «Дорифора». Флорентийский торс из тёмно-зелёного базальта передаёт цвет патинированной бронзы. Бронзовая герма из Неаполя, копия скульптора Аполлония, сына Архия из Афин, очевидно, ближе всего по стилю к подлиннику. В этом памятнике особенно впечатляет компактный объём головы Дорифора с правильно уложенными прядями волос. В бронзовом лице юноши нет выражения каких-либо конкретных чувств. Оно спокойно. Однако этот покой менее всего может быть назван равнодушием. Лицо «Дорифора» - лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости.

После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины - центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов.

К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от «Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бёдра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид.

Живя в Афинах, Поликлет проявил себя и в новой, мало распространённой тогда области портретного искусства. Известно, что он работал над портретом военного инженера Перикла - Артемона. Сохранился также рассказ о человеке, заказавшем портрет своего умершего отца не Поликлету, а другому, менее известному скульптору, только по той причине, что заказчик боялся, как бы слава Поликлета не затмила славы покойного.

Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» - статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно. Как отмечает Дюрант:

«…Поликлет прославился в Аргосе около 422 года как архитектор здешнего храма Геры и как автор хрисоэлефантинной статуи богини, которая во мнении эпохи уступала только хрисоэлефантинным колоссам Фидия. В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды; судить о работе соперников должны были сами художники; предание гласит, что каждый назвал лучшим своё произведение, а второе место отвёл работе Поликлета; таким образом, награда была вручена сикионцу».

Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем.

«Поликлетов канон, - пишет Дюрант, - стал на время законом для скульпторов Пелопоннеса; он повлиял даже на Фидия и господствовал до тех пор, пока Пракситель не ниспроверг его с помощью иного канона - канона статности, стройного изящества, который пережил римскую эпоху и был унаследован христианской Европой».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Поликлет.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2018
Поликлет Старший - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в
Аргосе в 5­м веке до нашей эры.
Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), иногда еще называющаяся
"каноном Поликлета", по аналогии с его письменным трактатом, который она по сути и
воплощает. В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной
неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют
контрапост. Хиазм в скульптуре - это поза, при которой, например, при переносе
тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое
плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает
перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху,
покой - наоборот.

По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было
правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между
несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а
потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе
писали первое место, тем, кто понравится кроме себя - второе, победителя таким
образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны
были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый
присудил первое место. Оригинал был выполнен в бронзе. Скульптура действительно
восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии
разной степени древности.
Другой знаменитой скульптурой Поликлета была "Раненая амазонка", занявшая первое
место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась.
Вообще все скульптуры до наших дней дошли только в копиях или описаниях, как и
письменный трактат "Канон", который сохранился в двух фрагментах и отрывочных
сведениях современников.

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера - стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор».

Перед нами греческий образец совершенного че­ловека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое и длинное копьё. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружён в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хи­азм - основной приём древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развёрнуты, но левое (с копьём в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нару­шается. Такое изображение позволяет передать конт­раст напряжения и расслабления мышц.

Известно, что Поликлет задался целью точно оп­ределить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот не­которые результаты его математических вычисле­ний, которые будут использованы художниками бу­дущих поколений. Голова человека должна состав­лять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня - 1/6. Свои мысли и расчеты Поликлет изло­жил в теоретическом трактате «Канон», который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным и непревзойденным памятником искусства.

Статую лучше всего рассматривать спереди. Здесь движение предельно сконцентрировано во всех его составляющих. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом. О своеобразии этой скульптуры так сказал один из римских ораторов: «Где ещё можно найти такое же искажённое и сложное движение, как у Дискобола? А между тем, если бы кто-нибудь стал упрекать произведение Мирона за отклонение от правильной нормы, разве не извратил бы он этим самым искусство, в котором ценно именно новое и трудное изображение!»



Похожие статьи
 
Категории