Поп арт известные художники. Поп-арт – стиль для смелых экспериментаторов

17.07.2019

Поп-арт – это направление в искусстве, основанное на объектах массовой культуры и направленное на развлечения, коммерцию, а не на поиск глубинного смысла, философию и духовность. Ведущую роль в развитии направления играли: реклама, мода, тренды, иконы стиля, различные средства популяризации и коммерческого продвижения. Поп-арт был реакцией на серьезность абстракционизма и других стилей искусства 20 века. Стиль называют одним из ответвлений искусства авангарда.

История развития стиля

Это было одно из наиболее значимых и влиятельных художественных движений в живописи и других направлениях искусства 20 века, характеризуется специфическим выбором тем и методов, взятых из массовой популярной культуры. Стиль нацелен на широкую аудиторию, поскольку использует популярные образы. Благодаря доступности и простоте, поп-арт имел популярность.

Символизм как стиль в живописи

Движение было основано в 1950-х годах, пиком популярности стали 1960-е. Родина поп-арта – Великобритания, но наибольшего развития движение достигло в США, где столицей этого культурного направления стал Нью-Йорк. Основателями и наиболее известными творцами в стиле поп-арт были Энди Уорхол и Джаспер Джонс.

Независимая группа

Первые шаги нового стиля в живописи были связаны с деятельностью «Независимой группы» художников и архитекторов, основанной в 1952 году в Лондоне. Они первыми применили современные технологии для создания полотен с ведущими мотивами массовой и городской народной культуры. Основой для изучения стали американская культура. Пионеры стиля Э.Паолоцци и Р.Гамильтон изучали психологические влияния массовой культуры, ее смысл, лингвистическое содержание. В первую очередь, интересовали методы промышленной рекламы, современные технологии изготовления рекламы, техника создания коллажей.

Стиль живописи арт-деко

Это – завтра

В 1956 году состоялась выставка «Это – завтра». Живописцы представили на суд общественности картины в стиле поп-арт, на которых были изображены звезды Голливуда, кадры из известных кинофильмов с увеличением. Именно после выставки к течению присоединились многие выпускники школы искусств, которых вдохновил новый стиль.

США

В США стиль развился и популяризировался. Здесь большое внимание уделяли эстетизации банального – упаковки, товаров массового потребления. Суть американского поп-арта: предметы, которые потребляют люди, делают представителей разных социальных слоев равными между собой. Таким образом, поп-арт – искусство социального равенства.

Как термин

Термин, используемый для определения стиля, появился в 1955-1957 годах, благодаря Л.Эллоуэю – британскому критику. Самого автора понятия удивлял факт, что термин начали использовать для определения целого культурного движения. Сам Эллоуэй имел в виду продукты, имеющие коммерческое назначение, принадлежащие к элементам средств массовой информации.

Абстракционизм как стиль в живописи

Художники

Наиболее известные представители направления:

Кит Гаринг

Художник из Нью-Йорка, известен карикатурами. На его работы оказало влияние искусство граффити.

Дэвид Хокни

Считается одним из наиболее известных английских художников 20 века. Хокни был одним из лидеров развития поп-арта в Великобритании.

Джаспер Джонс

Известен картинами с изображением американского флага. Одна из известнейших работ – «Числа в цвете».

Рой Лихтенштейн

Один из известных создателей комиксов.

Уэйн Тибо

Прославился, благодаря картинам с изображением тортов, пирожных, игрушек.

Энди Уорхол

Наиболее знаменитый творец в стиле поп-арт. Узнаваем, благодаря использованию повторяющихся портретов и ярких оттенков в работах.

Особенности работ в стиле поп-арт

Используются изображения и значки, которые популярны в современном мире. Это портреты знаменитостей, звезд кино и музыки, предметов – например, безалкогольных напитков, комиксов, а также любые другие эмблемы и изделия, которые пользуются популярностью в коммерческом мире.

  • В живописи используются яркие цвета, технику создания коллажей, объединяют в одном изображении несколько логически невзаимосвязанных объектов.
  • Поп-арт полотна трудно не заметить в интерьере – они станут ярким акцентом в помещении, оформленном в современном стиле. Стиль поп-арт подразумевает использование различных текстур.
  • Картина может включать надписи, слоганы, девизы – она напоминает рекламный плакат.
  • Для создания работ применялись техники фотопечати, комбинирования с реальными предметами, проектирование.
  • Эстетические идеалы были заимствованы из массовой культуры, популяризированной средствами массовой информации.
  • Приемы художники заимствовали из промышленной рекламы.

Дадаизм как стиль в живописи

Стиль неоднократно подвергался критике. В 1962 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке провели симпозиум по поп-арту. Известный критик Х.Крамер настаивал на том, что необходимо противостоять развитию поп-арта, поскольку он популяризирует банальность, вульгарность, безвкусицу. По мнению критика, поп-арт – обычная реклама, которую пытаются облачить в форму искусства.

По мнению другого критика – С.Куница – поп-арт является продуктом пропаганды, а нацелен на формирование конформистского общества, преследующего сугубо потребительские цели. Вся символика и слоганы, по мнению Куница, превращали рекламные плакаты в псевдо искусство.

Цель поп-арта, которую вкладывали в свои работы художники – вернуться к реальности, от которой отступили абстракционисты. Главным звеном творчества стал предмет, связанный с индустриальной культурой, кинематографом, печатными изданиями, телевидением.

Сейчас под термином «поп-арт» мы подразумеваем четыре портрета Мэрилин Монро в кислотных цветах, или любые другие картинки, подобные этой. Кто-то вспомнит также огромные полотна с изображениями в стиле комиксов. Но мало кто может объяснить, что из себя в действительности представляет поп-арт. Тем не менее, история движения поп-арт – очень интересная. Представители этого направления - такие же, как и их детище: странные, но по-своему притягательные.

Начало истории поп-арт

Это был конец 50-х. В те годы для того, чтобы тебя считали интеллектуалом и ценителем искусства, достаточно было в течение некоторого времени смотреть на картину, и в итоге сделать какой-нибудь «глубокомысленный» вывод. И в тот изумительный период ценителями были все: ведь основным направлением того времени был абстрактный экспрессионизм.

Что он из себя представлял? Откровенно говоря, штрихи, мазки, капли краски на большом полотне. И во всём этом люди пытались разглядеть скрытый смысл. Естественно, пялиться на то, как кто-то разлил краску по полотну, рано или поздно надоест, что, собственно, и произошло.

Поп-арт зародился в Англии в 1952 году и первыми его представителями были трое студентов Королевского колледжа. Но сейчас вы вряд ли найдете информацию о них, ведь настоящую популярность это направление искусства завоевало в Америке. Одним из первых работ в стиле поп-арт стал коллаж «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?».

Как вы можете заметить, художественная ценность коллажа довольно спорная, к высокому искусству его вряд ли можно отнести. Тем не менее, это было своеобразным заявлением, протестом против современного искусства. И это сработало. У поп-арта стали появляться новые и новые художники, которые привносили в это направление что-то свое. В итоге, к концу 1970-х, когда поп-арт в Америке сошел на «нет», его феномен уже распространился в Англии, Европе и даже немного в Советском Союзе. Правда в последнем это было не официально, и со временем все почитатели и создатели поп-артовских картин уехали из страны.

Особенности поп-арт

Особенность поп-арта раскрывается в его названии: pop (popular) – популярный; art – искусство. Короче говоря, это искусство, в котором акцент делается на мелочах, которые каждый может найти в своем окружении. Сторонники этого движения пытались вернуть искусству материальность и осязаемость. Они черпали вдохновение в современной жизни, в своем окружении, и в быте простых американцев.
Делали это - каждый по-своему. Так, например, к поп-арту могут относиться как коллажи вроде того, который мы показали выше, так и картины с комиксной рисовкой. Некоторые переносили фотографии на огромные шелковые полотна. Некоторые рисовали плоских женщин в окружении почти объемным предметов обихода. Некоторые вырезали в картине дыры и ставили в них свои телевизоры (нет, это не шутка, ниже будут примеры). В поп-арт каждый привносил что-то свое и потому это направление такое многообразное и неоднозначное.

Представители поп-арт

Ниже расскажем о самых ярких и значимых представителях движения поп-арт.

1 Энди Уорхол

«Диптих Мэрилин», Э.Уорхол

Тот самый Энди Уорхол, который нарисовал Мэрилин Монро. Кстати, «рисовал» он не только её, но так же и других знаменитых личностей. Помимо рисования знаменитостей, прославился также своей картиной с изображением двухсот банок супа. Которая, кстати, принесла ему огромное количество денег. Собственно, все картины приносили ему огромную прибыль, ведь тиражировались по 50-80 копий ежедневно, круглый год. Он изображал всё: консервы, знаменитостей, фото автокатастроф, портреты преступников и многое другое. И это всё скупали.

Кстати, Уорхол был и режиссером, который снял 24-часовой фильм. Этот фильм, правда, был без особого сюжета: камера просто снимала спящего человека.

2 Рой Лихтенштейн

«М-Может быть», Р.Лихтенштейн

Знаменит тем, что подарил нам двухметровые комиксы. Он всё делал ещё проще, чем Уорхол: брал картинку, которая ему понравилась, увеличивал её в размере и переносил на шелковые полотна размером 2х3 метра (иногда даже больше). Сейчас по его примеру делают множество картин с изображением супергероев или супергероинь. Иногда на его картинах помимо изображений мелькали слова.

3 Том Вессельман

«Коллаж ванны», Т.Вессельман

Прославился изображениями плоских, рисованных людей (чаще женщин) на реальных предметах. Также, однажды нарисовал натюрморт, изображающий стол с фруктами на нем и две картины: звезда и портрет Авраама Линкольна. Но главной особенностью этой картины стало то, что художник её продырявил в области стола и поставил там телевизор. В 80-х, кстати, работал с металлом и вырезал на нем свои рисунки.

4 Роберт Раушенберг

«Путь в небо», Р.Раушенберг

Создатель «комбинированных картин», которые совмещают в себе рисунок и настоящий объект. Правда, если Вессельман пользовался этой техникой на полотне, Раушенберг делал иначе: он буквально выставлял объекты в галереи. Так, например, одна из самых знаменитых его работ – это кровать. Буквально его кровать, облитая краской и поставленная вертикально. Правда, чаще всего в подобном направлении он действовал, используя чучела животных. Помимо этого, у него были три стадии, по которым он создавал свои первые работы: на белом фоне черным цветом изображались числа и фигуры (первая); на полотно наклеивались скомканные газеты (вторая), на всё это накладывали предметы (гвозди, газеты, фотографии и др.) и картина покрывалась красным цветом. Знаменит тем, что стер картину Виллема де Кунинга (один из лидеров абстрактного экспрессионизма) и выставил её, назвав «Стертый рисунок Виллема де Кунинга». Позднее, в 60-х и 70-х перестал рисовать и ушел в театральные акции, которые породил поп-арт.

5 Джаспер Джонс

«Две банки» Д.Джонс

Художник, рисующий флаги и отливающий в бронзу зубные щетки и банки из-под пива. Свой творческий путь начал, нарисовав картину «Флаг», поспав на американском флаге. Почти все его картины в этом направлении представляют собой американский флаг в разных цветовых гаммах. Интересно, что Джаспер Джонс является самым дорогим из ныне живущих художников. А ещё его картина «Белый флаг» была куплена музеем в 1998 году за цену, большую, чем 20 миллионов долларов.

Заключение

Поп-арт брал своей простотой, незамысловатостью и необычностью. Он пришел на смену абстрактному и непонятному стилю, и был таким «живым» и понятным всем, что стал частью массовой культуры буквально сразу же. Естественно, всё рано или поздно заканчивается и идет на спад, но на данный момент картины в стиле поп-арт создаются, хотя их создатели вряд ли понимают настоящую суть этого движения.

«200 банок супа Campbell’s» Э.Уорхол

(англ. popular art - популярное искусство; или от pop - отрывистый звук, хлопок, хлопанье пробки, буквально - искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект) - направление в искусстве 1950–1960 гг., для которого характерны использование и переработка образов массовой культуры. Он явился своеобразной реакцией на абстрактное искусство, хотя обнаружил свою связь с дадаизмом и сюрреализмом. Начало поп-арту было положено в 1952 г., когда лондонская «Независимая группа» начала заниматься изучением имиджей массового искусства. Но популярность поп-арт приобрел в его американском варианте, в деятельности Р. Раушенберга, К. Ол-денберга, Д. Розенквиста, Д. Джонса, Р. Лихтенстайна. Своими целями они провозгласили возвращение к реальности, раскрытие эстетической ценности массовой продукции и средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс), всей окружающей челове-ка искусственной материальной среды. Для этого элементы массовой культуры вводились в картины как коллаж, прямая цитата или фоторепродукция (картины Раушенберга, Уорхола, Хэмилтона). Розенквист и Весселман имитировали в картинах приемы и технику ре-кламных щитов. Лихтенстайн увеличивал комикс до размера большого полотна. Олденберг создавал подо-бия витринных муляжей больших размеров из необычных материалов. Так в искусство вошли вещи домаш-него обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин, популярные печатные изображения известных личностей и событий.

Поп-арт стал реакцией художников на новую урбанистическую среду, созданную массовой культурой. Ее образы помещались в иной контекст, использовался иной масштаб, материал, выявлялись приемы производ-ства и его дефекты. В результате исходный образ пара-доксально изменялся, перетолковывался, обесценивался. Художники поп-арта были в числе инициаторов таких форм, как хэппенинг (событие, не организованное, а спровоцированное его авторами, происходящее непосредственно в городе или на природе, важной его частью является публика и ее реакция на это событие; отражает стремление авангардистов к слиянию искусства с жизнью), предметная инсталляция (пространственная ком-позиция, созданная художником из различных предметов быта, промышленности, природных объектов, текстовой и визуальной информации), энвайронмент (композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, часто имитация интерьеров с фигурами людей), ассамблаж (расширенный тип коллажа), видео-арт (опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением). Эти приемы в дальнейшем широко распространились как в Европе, так и в других ре-гионах мира.

Поп-Арт

Направление

Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art - популярное или естественное искусство) - направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950-1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм . В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически, это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество - на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

Термин «поп-арт» впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя (англ. Lawrence Alloway), в 1966 году Эллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином „поп-культура“, чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой „народной культуры“. В любом случае понятие вошло в употребление где-то между зимой 1954/55 годов и 1957 годом».

Первые «попартовские» работы создали три художника, учившиеся в лондонском Королевском художественном колледже - Питер Блейк , Джо Тилсон и Ричард Смит. Но первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Поп-арт неоднократно подвергался критике со стороны деятелей искусств и художественных критиков. 13 сентября 1962 года Нью-Йоркский музей современного искусства организовал симпозиум по поп-арту. В ходе развернувшейся дискуссии влиятельный критик-консерватор Хилтон Крамер (англ. Hilton Kramer) из газеты «The New York Times» высказал мнение, что по своей сути поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы». По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности». Критик настаивал на необходимости решительного противодействия поп-арту.

Присутствовавший на симпозиуме поэт, критик и лауреат Пулитцеровской премии Стэнли Кьюниц также неодобрительно отозвался о поп-арте, упрекая представителей этого художественного направления в стремлении угодить господствующему социальному классу: по словам поэта, они выражают «дух конформизма и буржуазии». Кроме того, Куниц высказал мысль, что поп-артовские «знаки, слоганы и приёмы происходят прямо из цитадели буржуазного общества, из бастиона, где формируются образы и потребности масс».

Марио Амайя (англ.)

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия:

Похожие статьи
 
Категории