Портрет известных художников графический. Графика в картинной галерее JAG

20.06.2020

Коллекция отечественной графики конца XIX–XX веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике невелика по объёму, менее систематична и целостна, чем его живописное собрание этого периода. Но она обладает своей художественной значимостью в общем музейном комплексе.
Спецификой графической коллекции музея (так же, как и живописной) является преобладание в ней работ местных художников и определённая тематическая направленность, связанная с иконографией Троице-Сергиевой лавры и города. Особую её часть составляют отдельные листы (редко – циклы работ) известных мастеров отечественного изобразительного искусства – И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, В.А. Фаворского, Т.А. Мавриной и других (около 80 работ).

Первые шаги к формированию коллекции были сделаны в самом начале деятельности музея – в 1920–1921 годах: с "Выставки архитектурных мотивов ТСЛ" было закуплено более 30-ти графических произведений местных художников.
Наиболее ценная часть собрания – это приобретение в дар и закупка графических работ у частных лиц. Таким путём поступили в музей работы И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, В.А. Фаворского, Л.С. Бакста. "Имена" (И.Репин, В.Маковский, И.Шишкин, К. Коровин и др.) "названы", но представлены единичными работами. "Персоналия" российского графического искусства в музейном собрании по сути одна – Т.А. Маврина (коллекция СПМЗ позволяет на примере лучших произведений показать её творчество в развитии – с 1940 х до 1970 х годов). Тем не менее, для "провинциального" собрания искусства конца XIX- XX веков и отдельные работы художников-классиков необычайно ценны.

Наиболее ранние образцы печатной графики в рассматриваемом нами комплексе произведений относятся к 80 м годам XIX в. Связаны они с одной "персоналией" – знаковой и значимой в истории русской гравюры этого периода – И.И. Шишкиным (1832 1898).
Напомним, что 1870-е годы – период переходный и "проходной" для русской печатной графики, время главенствования тоновой гравюры. Но и в этот не самый творческий период были подлинные виртуозы ксилографии (В.В. Матэ) и офорта (И.И. Шишкин). В нашем собрании имеются четыре офорта художника, созданные им в 1880 е годы (период, особенно плодотворный в творчестве Шишкина). Это блестящие по мастерству исполнения и тонкости передачи состояния природы листы "Гурзуф" (1885), "Чернолесье" (1885), "Апрель" (1885), "Болото на Варшавской железной дороге" (1886). В собрании музея также есть рисунки известных русских живописцев, таких как художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846- 1920) и Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Портреты В.Е. Маковского, выполненные в рисунке, так же безукоризненны по композиции и завершённости, как и его работы маслом. Будучи мастером портрета, В.Е. Маковский обладал талантом верно передать не только внешнее сходство портретируемого, но и особенности его душевных движений, выделяя те главные черты характера, которые определяют поступки человека, его мысли и чувства. Валентин Серов, как и всякий настоящий художник, замечательно работал не только в масляной живописи, но виртуозно владел техникой рисунка. Многочисленные его работы карандашом и углем обладают такой же живостью и точностью в передаче характера изображаемых людей, таким же совершенством исполнения, как и его картины маслом.


В собрании музея есть несколько работ известных русских художников конца XIX – начала XX вв. Это, прежде всего рисунок Михаила Врубеля (1856–1910), крупнейшего представителя символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Наряду с листами Л.С. Бакста и М.А. Врубеля период расцвета русской графики рубежа XIX–XX веков и 1910-х годов представлен работой К.А. Коровина (1861–1939) – эскизом декорации 1917 г. к опере Н.А. Римского Корсакова "Садко". Этот эскиз является единственным "уцелевшим" образцом театрально-декорационной графики. Стилистически наш лист близок целому ряду театральных работ К. Коровина конца 1900-х–1910-х годов. Эскизы К. Коровина к "Садко" 1906, 1914 годов отличает более сложное композиционное построение, они включают в себя не только изображение "Хором", но и открытой террасы, сквозь пролёты которой виден пейзаж – "морская синь". Наш лист имеет камерное звучание: он представляет интерьер палаты с высоким сводом, небольшими окнами, изразцовой печью и лавками.
Коллекция графики музея обладает и небольшим рисунком Ильи Ефимовича Репина «Портрет писателя Леонтьева-Щеглова». И.Л. Леонтьев-Щеглов (1856-1911) - талантливый русский писатель и драматург


Графические листы Б.М. Кустодиева в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника – это три линогравюры 1926 г. (подписные, датированные автором), поступившие в 1928 г. из частной коллекции. В творчестве художника графика занимала большое место, хотя он и был, по преимуществу, живописцем. В 1920-е годы Кустодиев много занимался книжной иллюстрацией, плакатом и станковой гравюрой (ксилографией, литографией, линогравюрой). В 1926 г. Б.М. Кустодиевым было создано несколько композиций с "Купальщицами" в техниках линогравюры, ксилографии и акварели. В дневниковых записях за 1926 г. первого биографа Кустодиева В.В. Воинова (художника-графика, историка искусства, художественного критика) постоянно звучит тема работы Бориса Михайловича над линогравюрами "Купальщица" и "Купальщицы". Постоянной моделью в последние годы жизни Б.М. Кустодиева "для портретов, персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций" служила его дочь Ирина. Она позировала отцу и для гравюры "Купальщица".
Над серией "Купальщиц" Б.М. Кустодиев работал, в буквальном смысле слова, до последних дней своей жизни: последняя гравюра этого цикла была сделана им 4 мая 1927 г. (а 26 мая художника не стало).


Творчество одного из выдающихся деятелей отечественного искусства XX в., классика гравюры на дереве В.А. Фаворского (1886–1964) представлено в музейной коллекции шестнадцатью графическими листами разных периодов: это и станковые работы, и книжные иллюстрации, и образцы его "шрифтовой графики".
Подбор листов во многом случаен, не все из них являются первоклассными или знаковыми работами мастера. В 1919 1939 гг. члены этой семьи (в том числе и Владимир Андреевич Фаворский) проживали в Сергиеве Загорске, были укоренены в его духовной и культурной жизни, создавали здесь многие свои произведения, а тесть В.А. Фаворского был одним из организаторов нашего музея.
Среди них – одно из самых известных, значительных произведений этого периода творчества мастера – станковая гравюра "Октябрь 1917" 1928 г. Эта ксилография была создана по первому государственному заказу Совнаркома к 10-летию Октябрьской революции. Тогда Фаворским была задумана серия "Годы Революции", где "расположенные в хронологическом порядке рисунки должны были год за годом воссоздавать всю историю Советского государства за первые 10 лет". Ксилография "Октябрь 1917" представляет собой развёрнутую сюжетно-повествовательную и, одновременно, знаковую, метафорическую композицию со множеством действующих лиц и нескольких эпизодов, достаточно органически слитых воедино.


Поздний период творчества В.А. Фаворского в нашей коллекции представляют гравюры из его лучших, самых известных циклов 1950-х годов, за которые в 1962 г. художник был удостоен Ленинской премии, – иллюстрации 1950 г. к "Слову о полку Игореве" и к "Борису Годунову" 1955 г., подаренные в музей в 1965 г.
Они прекрасно демонстрируют "поздний стиль" ксилографий Фаворского, где больше внимания уделяется внешнему облику героев, обстановке, костюму, где закономерно изменяются изобразительные средства: на смену аскетизму графических решений с выделением контуров и открытой штриховкой приходит определённая "живописность". Былинная торжественность, эпичность "Слова" полновесно звучат в многофигурной композиции ("Перед битвой"), в которую Фаворский включает изображения русских воинов под боевым стягом и Гусляра. Из многообразия графических циклов В.А. Фаворского 50-х годов к драматургии А.С. Пушкина ("Борис Годунов", "Маленькие трагедии") в коллекции музея представлена только одна иллюстрация к трагедии "Борис Годунов" – "Пимен и Григорий" 1955 г.

Коллекция произведений выдающегося отечественного графика и живописца Татьяны Алексеевны Мавриной в Сергиево-Посадском музее-заповеднике по своему объёму, уровню работ, их жанровому разнообразию может быть сопоставлена только с крупнейшими музейными собраниями страны, имеющими коллекции графики XX в. (ГМИИИ, ГТГ, ГРМ). Это шестьдесят два листа, поступившие к нам в 1977 1978 годах после проведения в музее персональной выставки автора. Сорок пять произведений были переданы Т.А. Мавриной в дар.
Хронологически коллекция мавринских работ охватывает большой период творчества художника (крайние даты – 1944 и 1976 годы; причём примерно равное количество листов относится к периодам 40 х, 50 х, 60 х и 70 х годов). Она представляет достаточное разнообразие графических техник, в которых плодотворно работала Маврина: это акварели, гуаши, листы, выполненные в смешанной технике (темпера, гуашь или темпера, гуашь, акварель), карандашные рисунки, рисунки тушью.


"Загорский цикл" Т.А. Мавриной, ярко выражающий её мироощущение, приоритеты в искусстве, её неповторимый стиль, часто и справедливо называемый "мавринским", начал складываться в 1940-е годы. "Сюжетный ряд" мавринских работ 50-х годов – "сказочно увиденный" ансамбль Лавры, Пятницкий монастырь, старый город и жизнь его обитателей – повседневная и праздничная, воплощённые в её особом, метафорически-поэтическом ключе, связанном с образностью народного искусства, фольклора. Столь же выразительны и свободны, смелы в рисунке, композиции, цвете листы 1960–1970-х годов. В их тематическом составе по-прежнему превалируют жанровые пейзажи, в самих названиях которых подчёркнут действенно-бытовой аспект. Классический образец "мавринского портрета" в нашем собрании – "Демидова" 1973 г. "Демидова" – замечательный пример органичного соединения двух жанров – "портрет в пейзаже": крупное, фронтальное, поясное изображение "русской старушки" в белом платке на фоне летнего деревенского пейзажа, где по старинной традиции народных росписей и лубка надписи даются на самих изображениях.

Знаменитые художники, скульпторы, графики

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) - русский живописец, мастер морского пейзажа («Девятый вал», «Черное море»).

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) - русский и украинский художник-портретист, сентименталист (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина).

Босх (Бос ван Акен) Иероним (Хиеронимус) (ок. 1460–1516) - голландский живописец, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

Боттичелли Сандро (Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи) (1445–1510) - величайший итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.

Брейгель-старший Питер («Мужицкий») (ок. 1525–1569) - фламандский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен.

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) - русский живописец, рисовальщик, мастер напряженно-драматических полотен («Последний день Помпеи») и парадных портретов («Всадница»).

Ван Гог Винсент (1853–1890) - голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Для его картин характерны контрасты цвета, порывистый ритм. Создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя»).

Ван Дейк Антонис (1599–1641) - фламандский живописец, виртуоз живописи, ученик Рубенса. Его работы отмечены благородной одухотворенностью («Автопортрет»).

Ван Эйк Ян (ок. 1385 или 1390–1441) - фламандский живописец Раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - русский художник-передвижник. Создал полотна на темы русских былин и сказок («Аленушка», «Три богатыря»).

Ватто Антуан (1684–1721) - французский художник, мастер жанровой живописи.

Веласкес Диего (Веласкес Родригес де Сильва) (1599–1660) - испанский художник. Полотна Веласкеса («Завтрак», «Сдача Бреды») отличаются чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) - русский живописец. Большинство его работ - на темы крестьянского быта, написаны с натуры.

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) - русский художник-баталист. В своих работах показывал ужасы войны («Апофеоз войны»). Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Вермер Делфтский Ян (1632–1675) - голландский живописец, отличавшийся поэтическим восприятием повседневной жизни («Девушка, читающая письмо»).

Веронезе (Кальяри) Паоло (1528–1588) - итальянский живописец эпохи Возрождения. Созданные им картины отличаются праздничностью и изысканностью.

Врубель Михаил Александрович (1856–1910) - русский художник Серебряного века. Тяготел к философской обобщенности, трагизму, символическому осмыслению сюжета («Принцесса Грёза», «Демон»).

Вучетич Евгений Викторович (1908–1974) - русский советский скульптор (фигура Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде).

Ге Николай Николаевич (1831–1894) - знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен («Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?»).

Гейнсборо Томас (1727–1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Гоген Эжен Анри Поль (1848–1903) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом считается крупнейшим представителем постимпрессионизма.

Гойя Франсиско Хосе де (1746–1828) - испанский живописец и график, смелый новатор формы. Среди его работ - фрески, живописные полотна («Маха обнаженная»), серия гравюр («Капричос»).

Греко (Эль-Греко) (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614) - испанский живописец греческого происхождения, чьим работам свойственна мистическая экзальтация («Портрет инквизитора»).

Давид Жак Луи (1748–1825) - французский живописец, сторонник классической школы живописи («Клятва Горациев»).

Дали Сальвадор (1904–1989) - испанский художник, один из самых выдающихся представителей сюрреализма. В своих картинах придавал видимую достоверность противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов.

Дега Эдгар (1834–1917) - французский художник-импрессионист, мастер пастели («Голубые танцовщицы»).

Делакруа Эжен (1798–1863) - французский живописец и график, глава французского романтизма («Свобода, ведущая народ»).

Джорджоне (1477–1510) - итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения («Спящая Венера», «Юдифь»).

Джотто ди Бондоне (1266–1337) - итальянский художник, родоначальник живописи нового времени («Оплакивание Христа»).

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386–1466) - итальянский скульптор, один из «отцов» Возрождения.

Дюрер Альбрехт (1471–1528) - немецкий живописец и график эпохи Возрождения, теоретик искусства (автопортреты, «Мадонна с младенцем», гравюры).

Кандинский Василий Васильевич (1866–1944) - русский живописец и график, авангардист, один из основоположников абстрактного искусства.

Канова Антонио (1757–1822) - итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре.

Караваджо Микеланджело да (Микеланджело Меризи Караваджо) (1571–1610) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко.

Кипренский Орест Адамович (1782–1836) - русский живописец и рисовальщик, представитель романтизма (портреты А. С. Пушкина).

Клодт Петр Карлович (1805–1867) - русский скульптор, представитель классицизма, анималист (кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

Коровин Константин Алексеевич (1861–1939) - русский живописец и театральный художник, тонкий мастер пленэрной живописи, близкий к импрессионизму.

Крамской Иван Николаевич (1837–1887) - русский живописец, передвижник, учитель И. Е. Репина («Майская ночь»). Мастер психологического портрета, раскрывающего сложные душевные движения («Незнакомка»).

Кранах Лукас Старший (1472–1553) - немецкий живописец и график, сочетавший художественные принципы Возрождения с готической традицией, блестящий портретист.

Куинджи Архип Иванович (1841–1910) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Работы Куинджи демонстрируют декоративную звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения («Ночь на Днепре»).

Ларионов Михаил Федорович (1881–1964) - русский живописец, авангардист, абстракционист, создатель так называемого лучизма.

Левитан Исаак Ильич (1860–1900) - русский живописец-передвижник, пейзажист, создатель «пейзажа настроения», раскрывающего тонкие нюансы состояний природы («Над вечным покоем»).

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) - русский портретист XVIII в., мастер парадных портретов.

Леонардо да Винчи (1452–1519) - итальянский художник, скульптор, архитектор и ученый. Воплотил идеал женской красоты во всемирно известном полотне «Джоконда» («Мона Лиза»).

Лисипп (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401–1428) - итальянский живописец, в своих работах стремился воплотить представление о совершенстве человека.

Малевич Казимир Северинович (1878–1935) - русский художник-абстракционист («Черный квадрат»), основоположник супрематизма.

Мане Эдуард (1832–1883) - французский художник, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его работы отличают свежесть и острота восприятия действительности («Концерт в Тюильри»).

Матисс Анри (1869–1954) - французский живописец, график, утверждавший орнаментальный стиль в витражах, гравюрах, литографиях, основатель фовизма.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) - итальянский живописец, скульптор и архитектор («Давид», роспись Сикстинской капеллы в Риме).

Мирон из Элевтер (V в. до н. э.) - греческий скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Самое известное произведение Мирона - «Дискобол».

Модильяни Амедео (1884–1920) - итальянский живописец. Для работ Модильяни характерна музыкальная изысканность силуэта и цвета, лаконичность композиции.

Моне Оскар Клод (1840–1926) - французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Мунк Эдвард (1863–1944) - норвежский живописец и график, один из основоположников экспрессионизма («Крик»).

Мухина Вера Игнатьевна (1889–1953) - советский скульптор-монументалист («Рабочий и колхозница»).

Перов Василий Григорьевич (Криденер) (1834–1882) - русский живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок» («Тройка», «Портрет Ф. М. Достоевского», «Охотники на привале»).

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939) - русский советский живописец («Купание красного коня»), символист, романтик.

Пикассо Пабло Руис (1881–1973) - французский художник, работал в нескольких направлениях - кубизм, реализм и др. Создал произведения, полные боли и протеста («Герника»), автор знаменитого «Голубя мира».

Пиросмани Нико (1862–1918) - грузинский художник-примитивист. Писал групповые портреты, вывески, остро передающие ощущение полноты и радости жизни.

Пракситель (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н. э. Автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известны по римским копиям или по описаниям античных авторов.

Пуссен Никола (1594–1665) - французский живописец, представитель школы классицизма («Пейзаж с Полифемом»).

Рафаэль Санти (1483–1520) - итальянский живописец и архитектор, полотна которого отличает классическая ясность и величественная одухотворенность. Прославлял земное бытие человека, гармонию его душевных и физических сил («Сикстинская мадонна»).

Рейнолдс Джошуа (1723–1792) - английский живописец и теоретик искусства. Виртуозный портретист («Дж. О. Хитфилд»), писал также на исторические и мифологические темы.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) - голландский живописец, рисовальщик, офортист. Писал сложные по психологической структуре сцены, портреты («Ночной дозор», «Даная»).

Ренуар Огюст (1841–1919) - французский живописец, график и скульптор, близкий к импрессионистам. Воспевал чувственную красоту и радость бытия.

Репин Илья Ефимович (1844–1930) - русский и украинский живописец. Раскрывал духовную красоту народа, его вольнолюбие («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали»).

Рерих Николай Константинович (1874–1947) - русский художник, с 1920-х годов жил в Индии, философия которой оказала громадное влияние на его творчество.

Роден Огюст (1840–1917) - французский скульптор, новатор формы («Мыслитель», «Граждане Кале»).

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) - выдающийся русский живописец. Среди работ художника - тонкие по живописи, поэтические портреты, проникнутые осознанием духовной и физической красоты человека.

Рубенс Петер Пауль (1577–1640) - фламандский живописец. Его пейзажи проникнуты ощущением могучих природных сил. Сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов») проникнуты демократическим духом.

Рублев Андрей (ок. 1360-ок. 1430) - великий русский живописец, иконописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Работы Рублева проникнуты глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью («Троица», роспись многих соборов, иконы).

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Передавал поэтическую красоту и значительность обыденных мотивов («Грачи прилетели»).

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880–1972) - армянский художник. Мастер жизнеутверждающего, эмоционального пейзажа, яркого и декоративнообобщенного по манере («Долина Арарата», «Армения»), острого психологического портрета и праздничного по колориту натюрморта.

Сезанн Поль (1839–1906) - французский живописец, постимпрессионист («Берега Марны», «Персики и груши»).

Серов Валентин Александрович (1865–1911) - русский живописец и график, передвижник. Ранние произведения («Девочка с персиками») отличаются свежестью и богатством колорита.

Снейдерс Франс (1579–1657) - фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко («Петушиные бои», «Торговка фруктами»).

Суриков Василий Иванович (1848–1916) - русский художник-передвижник, многие полотна посвящены переломным моментам русской истории («Боярыня Морозова» и др.). Мастер портрета.

Тинторетто (Робусти) Якопо (1518–1594) - итальянский живописец, один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Тициан (Тициане Вечеллио) (1476–1576) - итальянский живописец, глава венецианской школы. Его произведения отличаются жизнерадостностью, многогранностью восприятия жизни («Венера и Адонис», «Даная»), а в более поздних произведениях - напряженным драматизмом.

Торвальдсен Бертель (1768–1844) - датский скульптор, представитель классицизма. Скульптурам Торвальдсена свойственна пластическая завершенность, сдержанность и идеализация образов («Ясон»).

Тропинин Василий Андреевич (1776–1857) - русский живописец, мастер романтического портрета.

Тулуз-Лотрек Анри де (1864–1901) - французский график и живописец, постимпрессионист.

Фидий (V в. до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Творчество Фидия считается одним из высших достижений античного искусства (статуи Афины, Зевса Олимпийского).

Хокусай Кацусика (1760–1849) - японский живописец и рисовальщик, мастер цветной ксилографии.

Челлини Бенвенуто (1500–1571) - итальянский скульптор, архитектор и писатель. Один из известнейших представителей маньеризма.

Шагал Марк (1887–1985) - французский художник, последователь сюрреализма. Большинство его образов навеяно русскими и еврейскими народными мотивами.

Шишкин Иван Иванович (1832–1898), русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894–1895) Академии художеств. Член-учредитель «Товарищества передвижных художественных выставок».

Эшер Морис Корнелис (1898–1972) - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов.

Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) - русский живописец-передвижник. Портреты, пейзажи, жанровые сцены («Кочегар», «Старое и молодое»), отличаются драматизмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ниже будут представлены художники, которые знамениты на весь мир благодаря своему умению рисовать обычным грифельным карандашом. У каждого из них, есть свой стиль, индивидуальность, а так же, излюбленные темы для творчества. Кроме того, имя каждого автора является еще и ссылкой на персональную онлайн-галерею художника, где вы сможете более подробно и детально изучить карандашные рисунки и биографию каждого из них.
Просматривая изображения, вы заметите некоторые интересные особенности в картинах каждого. Одни отличаются мягкостью линий, плавными переходами свето-тени и обтекаемыми формами. Другие наоборот, применяют в творчестве жесткие линии и четкие штрихи, которые создают драматический эффект.
Ранее, на нашем сайте, мы уже публиковали изображения некоторых мастеров. Вот список статей, где вы сможете увидеть не менее привлекательные карандашные рисунки.

  • Альбом невероятных иллюстраций от Маттиаса Адольфссона;

JD Hillberry

Природные способности и сильное желание привлечь внимание к своему творчеству появилось у JD Hillberry еще в детстве. Стремление и талант сделали мастера одним из лучших художников карандашного рисунка в мире. Еще во время обучения в Вайоминге, он начал развивать свою собственную технику, смешивая уголь и графит, для достижения фото реалистичного эффекта в своих рисунках. JD использует монохроматический свет для привлечения внимания зрителя на игре светотеней и текстуры. На протяжении своей карьеры, он попытался выйти за пределы реализма и экспрессии. После переезда в Колорадо в 1989 году, Hillberry начал экспериментировать с рисунками-обманками. Традиционно, этот вид работ осуществляется маслом, но он успешно передал реалистичность сюжета и с помощью карандаша. Зритель, глядя на такие изображения, обманывается, думая, что объект находится в рамке, или в окне, хотя на самом деле все эти элементы нарисованы. Работая в своей студии в Вестминстере, штат Колорадо, JD Hillberry продолжает расширять восприятие общественности своими рисунками.

Брайан Duey

Брайан один из самых удивительных художников карандашного рисунка, который прекрасно взаимодействует с карандашом, создавая вдохновляющие произведения искусства. Вот, что он сам говорит о своем творчестве и о себе:
"Меня зовут Брайан Duey. Я родился и вырос в Гранд-Рапидс, штат Мичиган. Я посещал государственную школу в небольшой деревне под названием Гранвиль, где впервые познакомился с искусством. Я никогда не думал о серьезности своего увлечения, но обнаружил сильную тягу к рисованию карандашом в 20 лет. Я один сидел в своем доме, и от скуки решил взять в руки карандаш и начать рисовать. Я сразу же влюбился в рисование и хотел делать это все время. С каждым рисунком у меня получалось все лучше и лучше. Я разработал свою собственную технику и оригинальные трюки во время работы. Я стремлюсь создавать реалистичные рисунки и добавлять мои собственные концептуальные идеи. Меня часто спрашивают, что меня вдохновляет, и где я научился рисовать. Я могу открыто заявить, что я самоучка.
Мои иллюстрации были опубликованы в книгах и на поздравительных открытках, на обложках компакт-дисков и в различных журналах. Я занимаюсь коммерческой работой с 2005 года, и за это время обзавелся клиентами по всему миру. Большинство моих заказов поступают из Соединенных Штатов, Великобритании и Канады, но я так же сотрудничаю с заказчиками из Ирландии. Мои картины были показаны в галереях Соединенных Штатов. В 2007 году меня попросили написать портрет Бритни Спирс, который был включен в художественную галерею в Голливуде, штат Калифорния. Это событие было освещено на MTV и я получил мировую известность. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжаю работать. У меня есть новые идеи и планы. Одна из моих целей на будущее это публикация обучающей книги по рисованию.

Т. С. Абэ

Хотя мы не нашли много произведений Абэ, по ее иллюстрациям видно, что это мастер высокого класса. Художница превосходно владеет карандашом и умело изображает сложные идеи, применяя свои собственные методы. Картины Абэ гармоничные и сбалансированные, сложные и в то же время, простые для восприятия. Она одной из самых талантливых художниц карандашного рисунка нашего времени.

Цезарь Дель Валь (Cesar Del Valle)

Художник в своих произведениях использует особую уникальную технику рисования карандашом. Иллюстрации Цезаря не только показывают его талант, а еще и отражают тонкое восприятие автором окружающей среды.

Хенрик (Henrik)

Работы Хенрика представлены в Картинной галерее искусств Deviant. Его рисунки – это интересный пример карандашного искусства. Мастер чудесным образом использует черно-белые тона для передачи оригинальных образов и необычных идей.

Если вы думаете, что все великие художники остались в прошлом, то вы даже не представляете, насколько сильно ошибаетесь. В этой статье вы узнаете о самых известных и талантливых художниках современности. И, поверьте, их работы засядут в вашей памяти не менее глубоко, чем работы маэстро из прошлых эпох.

Wojciech Babski

Войцех Бабски – современный польский художник. Закончил учебу в Силезском политехническом институте, но связал себя с . В последнее время рисует, в основном, женщин. Фокусируется на проявлении эмоций, стремится к получению как можно большего эффекта простыми средствами.

Любит цвет, но часто использует оттенки черного и серого, для достижения наилучшего впечатления. Не боится экспериментировать с разными новыми техниками. В последнее время набирает всё большую популярность за рубежом, в основном, в Великобритании, где с успехом продает свои работы, которые уже можно найти во многих частных коллекциях. Кроме искусства интересуется космологией и философией. Слушает джаз. В настоящее время живет и работает в городе Катовице.

Warren Chang

Уоррен Чанг – современный американский художник. Родился в 1957 году и вырос в Монтерее, штат Калифорния, с отличием окончил колледж дизайна Арт-центр в Пасадене в 1981 году, где получил степень бакалавра изобразительных искусств в области . В течение следующих двух десятилетий он работал в качестве иллюстратора для различных компаний в Калифорнии и Нью-Йорке, прежде чем в 2009 году начать карьеру профессионального художника.

Его реалистичные картины можно разделить на две основные категории: биографические интерьерные картины и картины, изображающие работающих людей. Его интерес к подобной манере живописи уходит своими корнями к творчеству художника 16-го века Яна Вермеера, и распространяется на предметы, автопортреты, портреты членов семьи, друзей, учеников, интерьеры студии, класса и дома. Его цель заключается в том, чтобы в своих реалистичных картинах создать настроение и эмоции с помощью манипуляции светом и использовании приглушенных цветов.

Чанг стал известен после перехода к традиционному изобразительному искусству. За последние 12 лет он заработал множество наград и почетных званий, самая престижная из них – Master Signature от ассоциации художников маслом Америки, крупнейшего сообщества художников маслом в Соединенных Штатах. Лишь один человек из 50, удостаивается возможности получить эту награду. В настоящее время Уоррен живёт в Монтерее и работает в своей студии, также он преподаёт (известен как талантливый педагог) в Академии искусств Сан-Франциско.

Aurelio Bruni

Аурелио Бруни – итальянский художник. Родился в городе Блера, 15 октября 1955 года. Получил диплом по специальности сценография в институте искусства в Сполето. Как художник он самоучка, так как самостоятельно “возводил дом знаний” на фундаменте, заложенном ещё в школе. Рисовать маслом начал в возрасте 19 лет. В настоящее время живёт и работает в Умбрии.

Ранняя живопись Бруни уходит своими корнями в сюрреализм, но со временем он начинает ориентироваться на близость лирического романтизма и символизма, усиливая это сочетание изысканной утонченностью и чистотой своих персонажей. Одушевленные и неодушевленные объекты приобретают равное достоинство и выглядят, почти, гиперреалистично, но, при этом, не скрываются за занавесом, а позволяют увидеть суть своей души. Многогранность и изысканность, чувственность и одиночество, задумчивость и плодотворность являются духом Аурелио Бруни, питаемым великолепием искусства и гармонией музыки.

Alekasander Balos

Алкасандр Балос – современный польский художник, специализирующийся в области масляной . Родился 1970 года в Гливице, Польша, но с 1989 года живёт и работает в США, в городе Шаста, штат Калифорния.

В детстве он изучал искусство под руководством своего отца Яна, художника-самоучки и скульптора, поэтому уже с раннего возраста, художественная деятельность получила полную поддержку со стороны обоих родителей. В 1989 году, в возрасте восемнадцати лет, Балос уехал из Польши в США, где его школьный учитель и по совместительству художник Кэти Гагглиарди побудила Алкасандра поступить в художественную школу. Затем Балос получил полную стипендию университета в Милуоки Висконсин, где он учился живописи у профессора философии Гарри Розина.

После завершения учёбы в 1995 году и получения степени бакалавра Балос переехал в Чикаго, чтобы поступить на учёбу в школе изобразительного искусства, чьи методы основываются на творчестве Жака-Луи Давида. Фигуративный реализм и портретная живопись составляли большую часть работ Балоса в 90-х и начале 2000-х годов. Сегодня Балос использует человеческую фигуру для того, чтобы подчеркнуть особенности и показать недостатки человеческого бытия, не предлагая, при этом, никаких решений.

Сюжетные композиции его картин предназначены для того, чтобы быть самостоятельно интерпретированными зрителем, только тогда полотна приобретут свой истинный временной и субъективный смысл. В 2005 году художник переехал в Северную Калифорнию, с тех пор тематика его работ значительно расширилась и теперь включает в себя более свободные методы живописи, включая абстракцию и различные мультимедийные стили, помогающие выражать идеи и идеалы бытия через живопись.

Alyssa Monks

Алисса Монкс – современная американская художница. Родилась в 1977 году, в Риджвуде, Нью-Джерси. Начала интересоваться живописью, когда была ещё ребенком. Училась в Новой Школе в Нью-Йорке и Государственном университете Монклер, а окончив в 1999 году Бостонский колледж, получила степень бакалавра. Одновременно она изучила живопись в академии Лоренцо Медичи во Флоренции.

Затем продолжила учёбу по программе на степень магистра в нью-йоркской Академии Искусства, на кафедре Фигуративного Искусства, окончила его в 2001 году. В 2006 году она закончила колледж Фуллертона. Некоторое время читала лекции в университетах и образовательных учреждениях по всей стране, преподавала живопись в нью-йоркской Академии Искусства, а также Государственном университете Монклер и Колледже Академии Искусств Лайма.

“Используя фильтры, такие как стекло, винил, вода и пар, я искажаю человеческое тело. Эти фильтры позволяют создавать большие площади абстрактного дизайна, с проглядывающими сквозь них островами цвета – частями человеческого тела.

Мои картины меняют современный взгляд на уже сложившиеся, традиционные позы и жесты купающихся женщин. Они могли бы многое рассказать внимательному зрителю о таких, казалось бы, самих собой разумеющихся вещах, как польза плаванья, танцев и так далее. Мои персонажи прижимаются к стеклу окна душевой кабины, искажая собственное тело, осознавая, что тем самым влияют на пресловутый мужской взгляд на обнажённую женщину. Толстые слои краски смешаны так, чтобы издалека подражать стеклу, пару, воде и плоти. Однако вблизи становятся очевидны восхитительные физические свойства масляной краски. Экспериментируя со слоями краски и цветом, я нахожу момент, когда абстрактные мазки становятся чем-то еще.

Когда я только начала рисовать человеческое тело, я сразу была очарована и даже стала одержима им и считала, что должна была делать свои картины как можно более реалистичными. Я “исповедовала” реализм, пока он не начал распутывать и вскрывать противоречия в самом себе. Сейчас я исследую возможности и потенциал манеры письма, где встречаются представительская живопись и абстракция – если оба стиля могут сосуществовать в один и тот же момент времени, я это сделаю”.

Antonio Finelli

Итальянский художник – “Наблюдатель времени ” – Антонио Финелли родился 23 февраля 1985 года. В настоящее время живет и работает в Италии между Римом и Кампобассо. Его работы были выставлены в нескольких галереях в Италии и за рубежом: Риме, Флоренции, Новара, Генуя, Палермо, Стамбуле, Анкаре, Нью-Йорке, также их можно найти в частных и государственных коллекциях.

Рисунки карандашом “Наблюдателя времени ” Антонио Финелли отправляют нас в вечное путешествие по внутреннему миру человеческой временности и связанному с ним скрупулезным анализом этого мира, главным элементом которого является прохождение сквозь время и наносимые им на кожу следы.

Финелли пишет портреты людей любого возраста, пола и национальности, выражения лиц которых свидетельствуют о прохождении сквозь время, также художник надеется отыскать свидетельства беспощадности времени на телах своих персонажей. Антонио определяет свои произведения одним, общим названием: “Автопортрет”, потому что на своих карандашных рисунках он не просто изображает личность, но позволяет зрителю созерцать реальные результаты прохождения времени внутри человека.

Flaminia Carloni

Фламиния Карлони – итальянская художница 37-ми лет, дочь дипломата. У нее трое детей. Двенадцать лет жила в Риме, три года в Англии и Франции. Получила диплом в области истории искусства в школе искусств BD. Затем получила диплом по специальности реставратор произведений искусства. Прежде чем найти свое призвание и полностью посвятить себя живописи, она работала как журналист, колорист, дизайнер, актриса.

Страсть к живописи у Фламинии возникла ещё в детстве. Её основная среда – масло, потому что она любит “coiffer la pate” и также играть с материалом. Подобную технику она узнала в работах художника Паскаля Торюа. Фламиния вдохновлена великими мастерами живописи, такими как Бальтюса, Хоппер, и Франсуа Легран, а так же и различными художественными движениями: стрит-арт, китайский реализм, сюрреализм и реализм эпохи Возрождения. Её любимый художник Караваджо. Её мечта открыть терапевтическую силу искусства.

Denis Chernov

Денис Чернов – талантливый украинский художник, родился в 1978 году в Самборе, Львовская область, Украина. После окончания Харьковского художественного училища в 1998 году остался в Харькове, где в настоящее время живет и работает. Также он учился в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, кафедра график, окончил её в 2004 году.

Он регулярно участвует в художественных выставках, на данный момент их состоялось более шестидесяти, как в Украине, так и за рубежом. Большинство работ Дениса Чернова хранятся в частных коллекциях в Украине, России, Италии, Англии, Испании, Греции, Франции, США, Канаде и Японии. Некоторые работы были проданы на “Кристис”.

Денис работает в широком диапазоне графических и живописных техник. Рисунки карандашом – один из самых любимых им методов живописи, список тем его карандашных рисунков также весьма разнообразен, он пишет пейзажи, портреты, ню, жанровые композиции, книжные иллюстрации, литературные и исторические реконструкции и фантазии.

«Картины графика»

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Картины графика. Цвет также может применяться в графике, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.

Картины графика. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, - «воздух белого листа»).

Картины графика. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними подвижны и в значительной мере условны: акварель, гуашь, пастель и темпера могут использоваться как для создания собственно графических, так и живописных по стилю и характеру произведений.

Картины графика. Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Картины графика. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России). Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471-1528), Франсиско Гойя (1746-1828), Гюстав Доре (1832-1883), японских художников Китагава Утамаро (1753-1806), Хиросиге Андо (1797-1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760-1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX - начала XX вв.

Из современных мастеров графики наиболее известен нидерландский художник Морис Эшер, начавший одним из первых изображать фракталы и прославившийся после выхода в свет книги «Grafiek en Tekeningen», в которой он сам прокомментировал 76 своих лучших работ.
Итак, мы просмотрели исторические корни графического искусства и современной графики.
Картины графика может быть самостоятельным разделом изобразительного искусства.
Картины графика, дала основу и развитие таким прекрасным видам изобразительного искусства как и .

Картины графика. Графический рисунок. Это полноценное искусство. Графика имеет большую и богатую историю. Картины графика древний вид искусства. Картины графика это наша современность. Картины графика пользуется уважением и любовью .

Многие увлекаются графикой. Собирают графические рисунки. Картины графика интересна и увлекательна.
Современное декоративное искусство - тоже нельзя представить без графики и графических изображений. Эскизы, наброски, рисунки позволяют художнику мыслить интересно и оригинально. Картины графика и рисунок основа творчества любого профессионального мастера.
Графика, рисунок, графическое изображение, графический рисунок могут выполняться на основе различных материалов. Графика на бумаге. Графика на дереве. Графика на металле. Графика на ткани. Графика на стекле. Графика на песке.

Искусное графическое изображение захватывает и увлекает зрителя не хуже разноцветных живописных работ написанных маслом или акварелью.
Картины графика. Графика прекрасна сама по себе. Графика интересна. Графика увлекательна. Графические рисунки таких мастеров как Микеланджело считается бесценными произведениями искусства рисунка, искусства графики.

Картины графика. Современная графика.
Современная графика имеет своих мастеров. Многие специализируются в направлении графического рисунка и занимаются графикой всю жизнь.
Современная графика имеет и своих поклонников и своих ценителей. Графические рисунки охотно приобретают многие любители и коллекционеры. Графические работы тоже могут стоить очень дорого. Картины графика это не дешевка и не изгой в искусстве. Картины графика это свой прекрасный мир в изобразительном искусстве.

Картины графика. Современная графика. В нашей галерее представлено огромное множество графических работ . Здесь есть графические работы на любой вкус. Присмотритесь к нашим графическим работам повнимательнее. Графика это добрая волшебная фея современного искусства, но графика прекрасна и сама по себе. Хороший графический рисунок или графическая композиция способен украсить любой интерьер своей замечательной аурой. Картины графика это прекрасно!
Графика покорила не только художников. Картины графика стала музой и для мастеров современной поэзии.
Графика стиха - особый способ записи стихотворного текста в его отличии от прозаического.

«Она стала целовать его всего перемазанного мармеладом и в хвост и в гриву
и в витрину Елисеевского гастронома и в компьютер «Макинтош»
А он нарочно подставлял ей то одну то другую (ланиту) дискету
не забывая при этом целовать ее в каждый кохиноровский карандаш».

В современной поэзии много терминов от коренного слова - «Картины графика». Например: особая стихотворная графика, особая графика стиха, специфическая стиховая графика.
Графика. Графика проникает и пронизывает всю нашу жизнь. Графику любят. Графикой любуются. Графикой увлекаются. Некоторые графикой болеют.
Самый популярный и известный вид графики рисунок. Любой художник начинает с графики и графических работ.
Графика. Бумага. Карандаш. Что ещё нужно. Конечно творчество. Конечно вдохновение.

«Я беру карандаш, графит с буквой "Т",
Рисовать начинаю чувства.
И дрожащей рукою на белом листе
Разрушаю законы искусства.»

Картины графика. Графика проникает и пронизывает всю нашу жизнь. Графику любят. Графикой любуются. Графикой увлекаются. Многие графикой болеют.


«Остриём продираю бумагу до дыр
И штрихи не ложатся дождями.
Из души смертью выпитый элексир
Возвращается скрежетом под зубами.»

«Жёсткая графика! В клочья - бумага!
Мои пальцы уже начинают неметь.
В свою брошенность неповерившая дворняга,
От тоски вдруг способная умереть.»

Картины графика. Картины графика украшает нашу жизнь. Графику любят. Графикой любуются. Графикой увлекаются. Многие графикой болеют.


«Боль, вина, сожаленье, обида, безысходность,
Надежда, злость, грешность, тоска...
И любовь, не принявшая данность свободы,
Непрощенье, кружащее у виска...»

Графика. Картины графика украшает нашу жизнь. Графику любят. Графикой любуются. Графикой увлекаются. Многие в графике видят своё счастье.

«Что же вышло? Ещё не закончил творенье.
Из эклектики чувств получилась мазня.
Мне бы сжечь этих линий переплетенье,
Возродивши Феникса из огня...»

Графика. Современная графика.
Современная графика имеет своих мастеров. Многие художники специализируются в направлении графического рисунка и занимаются графикой всю жизнь.
Современная графика имеет своих поклонников и своих ценителей. Графические рисунки охотно приобретают многие любители и коллекционеры. Графические работы тоже могут стоить очень дорого. Картины графика это не дешевка и не изгой в искусстве. Картины графика это свой прекрасный мир в изобразительном искусстве!

Картины графика! Современная графика! В нашей галерее представлено огромное множество графических работ художников. Здесь есть графические работы на любой вкус. Присмотритесь к нашим графическим работам повнимательнее. Картины графика это добрая волшебная фея современного искусства, но графика прекрасна и сама по себе. Хороший графический рисунок или графическая композиция способен украсить любой интерьер своей замечательной аурой!
Картины графика! Картины графика это прекрасно!



Похожие статьи
 
Категории