Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв. Дом, одежда, еда

26.06.2020

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранились традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

Культура Руси в 10 – 13 веках. План. 1. Главные особенности древнерусской культуры. 2. Грамотность и образование. 3. Письменная культура: А) религиозная литература; Б) историческая литература; В) светские произведения. 4. Зодчество и живопись. 5. Фольклор. 6. Быт и повседневность.

Что такоелатинского – возделывание, культура? n Культура – с n n обрабатывание. Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т. д. Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.

Этапы в культуре Древней Руси: 1. Культура восточного славянства – традиции язычества. 2. Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. 3. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Особенности древнерусской культуры: n n n Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру; Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов, которые проживали на русских землях в процессе их освоения; Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания.

Образование и грамотность: n n n Первые школы открыты при церквях, монастырях. Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом. С 11 в. в богатых семьях обучение детей.

Необходимость письменности и ее появление: n Развитие частной собственности и торговли; n Государственные акты и договоры; n Потребность в письменной истории; n Появилась из Болгарии (2 пол. 9 в. Кирил и Мефодий) с принятием христианства в 10 веке.

Общественно-политическая литература: n Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора (12 в), (события 860 -1110 гг.); «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона (11 в) (проповедь – речь религиозно-назидательного содержания); Жития Бориса и Глеба (11 в); n Владимир Мономах «Поучение к детям» . n n

Художественная и светская литература: «Хождение игумена Даниила в святые места» (описал свое паломничество в Иерусалим, 12 в); n «Моление» Даниила Заточника (12 в); n «Слово о полку Игореве» (1185 г.)(о походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев). n

Церкви сооружались по образцу крестово – купольного храма греков n n Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.

n Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя. .

«Золотые ворота» во Владимире «Золотые ворота" во Владимире были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". В 1469 году русский зодчий Василий Дмитриевич Ермолин подновил надвратную церковь "Золотых ворот". Позднее храм был перестроен.

Архитектура периода раздробленности. n n С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2 -й пол. 12 в. большинство храмов однокупольные, строились из плинфы. Плинфа-от греч. «плинтос» - кирпич.

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода n В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941 -1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

Дмитриевский собор во Владимире n Построен в 1194 -1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени.

Успенский собор во Владимире n Построен в 1158 -1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.

Живопись. Фреска. n Фреска- техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Живопись. n Икона – от греч. «эйкон» изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. n Икона "Владимирская Богоматерь", написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве.

Фольклор. n n Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры.

Быт и повседневность. n n Основными видами деятельности восточных славян были земледелие, торговля, охота и бортничество (сбор дикого меда). Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина. Селения восточных славян обычно располагались по берегам рек или озер. Начиная с IX века, был известен торговый путь "из варяг в греки": по рекам от Балтийского моря к Черному. Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах.

Ювелирное искусство. n n Чернь-черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.). Зернь - разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0, 4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.

Ювелирное искусство. n Филигрань - (итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum - зерно), вид ювелирной техники. n Перегородчатая эмаль - заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура.

Выводы: n n n Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства народа, в формировании общей культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.

Домашнее задание: n Сообщения на следующие темы: 1. «Монахи Киево-Печерского монастыря» (Нестор, Антоний, Феодосий) – рассказать об известных фактах жизни этих монахов, об их вкладе в религиозную и культурную жизнь Руси. 2. «Русский героический эпос. Его особенности» . (рассказать об истории русских былин, выделить основные отличия былин от сказок). 3. «Наставление государя. Представления о грехах и добродетелях русского князя» (рассказать о главных, с точки зрения автора, событиях его жизни и о его заветах своим детям). 4. «Архитектура Древней Руси в 12 -13 вв» (рассказать о наиболее значительных памятниках зодчества в различных княжествах, описать их особенности).

Cлайд 1

Cлайд 2

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Cлайд 3

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий, храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. В старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Cлайд 4

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах.

Cлайд 5

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня. Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

Cлайд 6

По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах.

Cлайд 7

Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).

Cлайд 8

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Культура Руси x -начала XIII веков.

До политической раздробленности культура Руси ориентировалась на Запад, многое было рецептированно из Византии. Культура складывалась как внутри самой Руси, так и под влиянием соседних государств. Как и на сегодняшний день тяжелее всего развивались в культурном плане села и деревни.

Большое влияние на изменение в культуре Руси оказало принятие христианства, но язычество так целиком и не уходило еще долгие годы. Мы помним, что и на сегодня мы отмечаем праздники, которые являются по своей сути языческими.

Вид культуры

Основное содержание

Особенности

Письменность, грамотность, школы

XI век, получают распространение переводные сочинения

«Александрия» - жизнь Александра Македонского

«Девгениево деяние» - о подвигах воина Дигениса

Изборник Святослава 1073 г. – сборник народных нравоучительных рассуждений.

Противени – копии документов.

Толмач – переводчик.

Пергамент - обработанная телячья или баранья кожа для письма.

Письменность – Х век

Археолог Д. В. Авдусин в 1949 г. нашел глиняный сосуд Х века с надписью «горушна» - пряность

Находка дает понять, что письменность на Руси была уже в Х веке. В IX веке была составлена кириллица – первая русская азбука (Кирилл и Мефодий).

Грамотность – XI век

Школы открывались при церквях и монастырях уже при Владимире I и Ярославе Мудром.

Сестра Владимира Мономаха – Янка, открыла школу для девочек из богатых семей при женском монастыре.

Распространены школы были только в городах, но на тот период времени в них могли учиться все слои населения.

Граффити надписи, выцарапанные на стенах церквей. Это были размышления о жизни, жалобы и молитвы.

Летописи

Конец Х века

Первая летопись (от Рюрика до Владимира Святого, не сохранилась)

Летопись – погодное изложение событий.

Летопись – государственное дело, появилась сразу после введения на Руси Христианства. Писали и переписывали летописи, как правило, церковнослужители.

Эпоха Ярослава Мудрого и Софии в Киеве

Вторая летопись (включила первую + некоторые новые материалы, не сохранилась)

60-70-е XI век - Иларион

Писал ее под именем монаха Никона

90-е XI века

Следующий свод появился во времена Святополка

XII век (1113 год) – монах Нестор

«Повесть временных лет» - первая дошедшая до нас летопись, поэтому ее и принято считать первой на Руси.

Была необычной летописью, она приобретала философско-религиозную окраску и включала в себя, помимо красочного описания событий, рассуждения летописца

Архитектура

Десятинная церковь

Построена греческими мастерами, первая русская церковь. деревянная

Храм Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Новгороде

Храм Святой Софии в Полоцке

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Золотые Ворота в Киеве

Все строения имеют крестово-купольную форму, пришедшую на Русь из Византии после крещения, также как и само каменное строительство.

Успенский собор во Владимире (1160 г.)

Белокаменный дворец в Боголюбове

Золотые ворота во Владимире

Храм Покрова на Нерли (1165, однокупольный)

Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)

Церковь Спасо-Нередицы под Новгородом (1198 г.)

Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.)

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове

Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (1159, зодчий Иоанн)

Языческая (деревянное строительство):

1) многоярусность строений;

2) увенчанность строений башенками и теремами;

3) художественная резьба по дереву;

4) наличие пристроек (клетей ).

Схема однокупольного, одноярусного храма.

Христианская (каменное строительство) – церкви крестово-купольные:

1) в основе квадрат расчлененный 4-мя столбами;

2) прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест.

Другой чертой русской архитектуры того времени стало сочетание сооружений с природным ландшафтом.

Зодчество – архитектура.

Литература

40-е XI век, Иларион

«Слово о законе и благодати»

Изложено место Руси в мировой истории. Первый литературный автор.

Фольклор

Слово «О полку Игореве» - неудачный поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»

Фольклор – устное народное творчество.

XI век, монах Иаков

«Память и похвала Владимиру»

Необходимо понимать, что Сказание, Хождение, Чтение, Житие – это жанры Древнерусской литературы.

XI век, монах Нестор

«Чтение о житии Бориса и Глеба»

XII век, Владимир Мономах

«Поучение детям» - книга о том, каким должен быть настоящий князь.

XII век, игумен Даниил

«Хождение игумена Даниила в святые места»

Даниил Заточник

«Слово» и «Моление»

XII век, митрополит Климентий Смолятич

«Послание» священнику Фоме

XII век, епископ Кирилл

«Притча о человеческой душе»

Начало XIII века

Киево-Печерский Патерик

История основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах

Живопись

Фресковая и мозаичная живопись

Софийский Собор в Киеве

Михайловский Златоверхий монастырь - мозаика

Фреска – резьба по сырой штукатурке.

Мозаика – изображение, собранное из стеклянных цветных кусочков.

Иконопись XII-XIII

«Ангел златые власы»

«Спас нерукотворный»

«Успение Богородицы»

«Ярославская оранта»

Известен был иконописец Алимпий

К. П. Брюллов (1799-1852 гг.)

«Последний день Помпеи»

«Явление Мессии» - Богородица

фольклор

Лютни, гусли – инструменты

Скоморохи, певцы, танцоры

Языческие традиции

Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки

Быт народа.



Распространена была ювелирная техника по золоту и серебру (браслеты, серьги, пряжки, диадемы, даже посуда отделывалась драгоценными камнями и металлами). Красивейшей была резьба по дереву. Пиры с медом и вином у князей и дружинников. Забавой считалась соколиная, ястребиная, псовая охота. Устраивались скачки.

Русские очень любили баню.

«Русские земли в XII XIII» - План урока. Чтение учебника стр. 128. Особенности культуры XII-XIII века. Зодчество – наука и искусство созидать здания, строить. Живопись. «Слово о полку Игореве». Церковь Спаса на Нередице. Иконопись. Владимиро-суздальское княжество. Софийский собор в Новгороде. Дмитриевский собор. Выяснить: Какими знаниями обладали русские люди в XII-XIII веках?

«Культура Руси» - Дмитровский собор во Владимире. Древнерусские афоризмы. Ювелирное дело: Школьная лекция. Тема урока: Важнейшие из летописей: Крестово-купольный стиль. Новгород. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. Грамотность. Получив добро, помни, а сделав, забудь. Живопись, скульптура, музыка. Письменность.

«Ладожская крепость» - Древняя кладка. Фреска купола и барабана церкви Святого Георгия. Показать значение Ладоги в становлении русского государства с древних времен и до XVIII в. IX век. Интерьер церкви Святого Георгия. Курган Вещего Олега. Воротная башня. План Ладожской крепости в 1490 г. На Ленинградской земле такой заповедник появился впервые.

«Культура Руси 10-15 века» - Исторические события. Фрески Софийского собора. Свидетельство византийского дипломата. Серьги. Открытость и синтетичность. Как зарождалась культура Руси. Быт народа. Летопись была делом государственным. Монах Нестор. Создание центров письменности. Политические трудности. Управление княжествами. Архитектура.

«Зодчество Древней Руси» - Суздальский храм. История изучения. Русиновы - богатая купеческая семья XVII века. Часовня Трех Святителей, XVII в. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Фрагмент веранды. На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Один из наиболее распространенных в Заонежье домов-комплексов, получивших название "кошель".

«Культура Руси 9-13 века» - Грамотность, письменность, на руси. Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре. Особенности русской культуры X – начала XIII вв. Художественная резьба по дереву. Многими красотами прославлена ты…. Византия. План. Летописание и литература. Увенчанность строений башенками и теремами. Вывод.



Похожие статьи
 
Категории