Познание как форма деятельности.

11.10.2019

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Гносеология - наука о познании. В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.

Познание - это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.

Познание мира

Познаваем ли мир? Если да, то как мы его познаем? Исчерпывающе, абсолютно или человеческое познание имеет свои пределы? Что такое истина? Эти и другие вопросы волновали людей издавна и впоследствии стали классическими вопросами религии, философии и науки

Познание - получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения

Познание нельзя представлять как отношение одинокого, маленького, бессильного человека, обратившего свои взоры вдаль бесконечной Вселенной. Познание осуществляет не отдельный человек и даже не целое поколение, а человечество в целом - только при таком подходе можно понять основные его закономерности и суть. Познание коллективно, социально, оно вплетено во все другие общественные феномены человека. Познание исторично, его роль в обществе и возможности зависят от уровня развития человечества наоборот. И если первобытному человеку знание о том, что металл прочнее камня, чрезвычайно важно было для решения насущных, скажем, экологических проблем. Практика, материальная, производственная деятельность являются основой, целью и средством познания. Будучи противоположными человеческими способностями, практика и познание неразрывны и невозможны друг без друга.

Если человек и общество в целом это субъект познания, то его объектом является весь мир. Разумеется, в каждый конкретный исторический период в зависимости от теоретических и технических возможностей человек способен обратить познавательное внимание лишь на часть Вселенной и самого общества, что и составляет предмет познания многих наук. Бесконечность объекта и ограниченность возможностей субъекта познания, качественная противоположность познаваемого и знания, частые ошибки и заблуждения познания породили устойчивое неверие, скептицизм у некоторой части философов в возможность адекватного познания мира. Это направление в истории философии называется агностицизмом

Чувственное и рациональное познание.

Познание состоит из двух качественно отличных друг от друга основных ступеней - чувственной и рациональной. Исторически и, как правило, логически познание начинается с форм чувственного познания - ощущений, восприятий, представлений, доставляемых человеку органами чувств. Их ц человека много, но в познании основными выступают зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Ощущение- отражение отдельной стороны познаваемого явления. Человек ежедневно фиксирует холодное, твердое, сладкое, шум, запах и так далее. Восприятие - целостный образ вещи, совокупность ощущений, более высокая форма чувственного познания. Для взрослого человека оно более распространенный способ отражения мира, поскольку благодаря практике и повседневному опыту за многими ощущениями он учится усиливать и воспринимать вещь целиком. Сигнал проезжающего мимо дома транспорта не просто звуковое ощущение, а целый образ со многими подробностями. Так, по звуку человек может определить, что это, скажем не трактор, и не грузовик, а легковой автомобиль, а автолюбители даже угадывают марку и так далее. Представление - это то же восприятие, сохранившееся в сознании благодаря памяти, когда предмет отражения отсутствует.

Рациональное или логическое познание - постижение мира мышлением, отвлеченным и понятийным отражением вещей и процессов. Человек разумный отличается от предков использованием понятий, в которых схватывается суть вещей. Понятие - первая форма рациональной степени познания. Логическая связь нескольких понятий дает ее вторую форму - суждение, утверждение или отрицание чего-то: «сейчас идет дождь», «зонт защищает от дождя» и т.п. Умозаключение - более высокая форма рациональной ступени познавательного процесса. Это вывод, заключение на основе двух или нескольких суждений по законам логики «Выходя на улицу, надо взять зонт»

Благодаря опыту опыту и практике человек зачастую так же опускает отдельные посылки и рассуждения, иногда целые логические звенья- тогда мы говорим об интуиции. Интуиция - «свернутое» логическое, в котором отдельные неосознаваемые элементы иногда вовсе не поддаются расшифровке, они иррациональны.

В реальном познании чувственное, рациональное, иррациональное сложно переплетены и в такой последовательности, с выделением их границ, как мы описали, конечно же, не всегда фиксируемы. Поэтому в теории познания всегда существовали сенсуалисты, рационалисты и интуитивисты, которые преувеличивали роль отдельных форм, ступеней и этапов познания и умаляли значимость других. Чтобы избежать этого, важно не попасть в плен односторонности, установить подлинную значимость каждого и оптимальные соотношения между ними в сложном познавательном процессе.

Истина и их заблуждение

Если стратегической целью познания является практика, то его ближайшей целью оказывается истина - верное, адекватное человеческое представление о познаваемом предмете. Истина может быть чувством, восприятием, суждением, теорией и тому подобным духовным феноменом, для получения которого как результата познания человек порой прилагает немалые усилия. При этом главной задачей познающего субъекта оказывается достижение объективности истины - получение такого ее содержания, которое зависит от самого объекта, отражает разные его свойства и элементы. Таким образом, будучи человеческим, субъективным феноменом, истина в тоже время всегда объективна.

Но истина, тем более, если она сложна и система, всегда содержит элементы заблуждения - непреднамеренных ошибок, неточностей, а порой и натяжек, пристрастий, неопределяемых обстоятельств. Заблуждение - неизбежный результат бесконечного процесса познания. Поэтому живая, развивающаяся истина состоит из абсолютного - точного, раз и навсегда установленного, незыблемого, завершенного знания, что позволяет говорить об абсолютности истины. Но наличие в ней заблуждений, приблизительного, уточняемого и так далее - свидетельство относительности истины. Учение Чарлза Дарвина о происхождении человека от обезьяны содержит как неопровержимые факты анатомического сходства, значения борьбы за существование для развития видов и так далее, так и уточняемые - география антропосоцио-генеза, его длительности, конкретные условия и много е другое.

Познание движется между этими полюсами от относительной истины и абсолютной, подчиняясь требованиям конкретности истины. Важнейшее требование - учет всех обстоятельств предмета познания в познавательном образе, является недостижимой задачей. На деле человек вынужден ограничиться фиксированием в познании важнейших, по его мнению, сторон и отношений предмета, сознательно.

Все эти характеристики применимы, как уже отмечалось, для сложной-системной, теоретической, научной истины, тогда как в обыденном сознании и познании перечисленные свойства истины не фиксируемы. Скажем, в простом суждении «Ася была в магазине» трудно выявить абсолютное и относительное, оно или истина, или ложь, в нем нет диалектических переплетений истины и заблуждения.

Критерии истины

Определяя истину как представление, соответствующее действительному предмету познания,гносеология, теория познания в своей многовековой истории предложила различные способы восстановления и мерила этого соответствует. Их поиск производился в широком диапазоне - от идеальных феноменов до практических действий человека. Ясность отчетливость, запятая, логично интуитивно очевидность истины, по мнению специалистов, являются убедительными критериями истины. Наоборот сенсуалисты и эмпирики считают чувства или опыт подлинными гарантами истинности результатов познания. Диалектико-материалистическая философия настаивает на общественной практике как единственном критерии истины. Неопозитивисты ведущее место в системе критериев истины знания отводят принцип верификации-сложной гипотетико-дедуктивной системе сопоставления узловых элементов гипотезы с данными опыта или эксперимента. По мнению Карла Поппера. самым эффективным способом испытания знания является фальсификация, позволяющая установить ошибочность знания. В естествознании и математике широко пользуются доказательством, принципами простоты и красоты и так далее.

В сложном познании трудно подобрать оптимальный критерий истины для каждого знания, многих представлений и гипотез. Его зачастую просто не существует в силу исторической ограниченности человеческих возможностей. Особенно нелегка проверка практикой, экспериментом - наиболее эффективными мерилами истинности знаний. Поэтому имеет смысл в каждом конкретном случае прибегать к доступному критерии, хотя и уступающему названным достоверности.

Познание и творчество.

Творчество - это только человеческая способность, но оно может быть как материальным. так и духовным. Произведения Уильяма Шекспира и Сальвадора дали, Петра Чайковского и Федерико Феллини - это высочайшие творения человеческого духа. Но достижения Исаака Ньютона и Иммануила Канта, Альберта Эйнштейна и Норберта Винера привели к коренным преобразованиям в экономической, технической, социальной жизни людей. Научно-техническое новшество непосредственно и масштабно влияет на развитие общества. Изобретение письма.Бумаги, печатания, стекла. Электричества, компьютера и так далее по своим последствиям не могут быть превзойдены. поскольку в них сконцентрированы предельные достижения человеческого разума. В чистом виде, как создание принципиально нового, человеческое творчество максимально проявляет себя в познавательной деятельности.

Только осознанию свойственно опережаюющее отражение действительности, создание образов того, чего еще нет. Но творчество это не иллюзорное и фантасмагорическое сознание, его творения ценны, гуманны, перспективны. Именно в организованном познании, в исследовании, проводимом с применением тех или иных средств и методов, творческая мощь человека достигает наивысших показателей. В таком процессе субъекту познания удается максимально постичь, открыть самые таинственные закономерности природы и сокровенные тенденции человеческого духа.

Многие спорят: чего больше в творчестве - сознательного или бессознательного? Вряд ли возможен однозначный ответ. Сознательное и умелое применение определенной методики и методологии, конечно, не гарантирует высокого творчества. Но оно необходимо. хотя и не достаточно. Воображение, интуиция, озарение и другие элементы не рационального и иррационального дополняет испытанные познавательные операции и процедуры для полнокровного творчества

Знание и вера

Итоговым результатом познания является знание. Познание, решая задачу открытие истины, ее обоснования- превращения истинны в знание, однако, не сводится к этим двум основным этапам - открытия и обоснования. Ошибки и заблуждения, пристрастия предрассудки,гносеологически неопределенное и заведомо ложное и многое другое сопровождают познание на всем ее длительном историческом и логическом пути.

Чрезвычайно интересным феноменом познания предстает вера. Вера может быть понята как принятие суждения в качестве истинного без специального обоснования. Начальной формой бездоказательного суждения является мнение, у которого, как говорил Кант, нет оснований, достаточных как субъективной, так и с объективной стороны. В отличие от мнения у веры есть субъективные основания - скажем, индивидуальный опыт, логические выкладки человека, авторитет старшего, священные книги и так далее. Но веры нет непредвзятого, экспериментального или иного объективного обоснования - иначе она бы была знанием.

Вера разнообразна - говорят о практической вере, рациональной, религиозной, даже о научной вере. Религиозная вера - наиболее распространенный вид вер,и исторически, и иногда логически она предшествует знанию. Мифологические представления. религиозная вера. а зачем обыденное и научное знание - таков вектор развития человеческого познания. Поэтому даже религиозную веру нельзя считать аномалией, отклонением от нормального познания.

В отличие от знания религиозных вера субъективна - у каждого своя вера. если даже предмет веры один. Все, кто верит в ангелов, верит по-своему. по своему их представляет. Религиозная вера эмоциональна, парадоксальна и иррациональна, она плод не столько умствования, размышлений, сколько чувств, впечатляющих культовых образов, экстатических озарений.Религиозная вера авторитарна,зиждется на безусловном преклонении поклонении обожествленного.

Заключение

Итак, познание - это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна - к Истине.

У познания две цели: а) прямая, непосредственная - получение знания, достижение истины, б) косвенная, опосредованная - использование полученных знаний в практической деятельности. Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).

Список используемой литературы

    Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие - М.,1999

    Культурология: Учебное пособие/ Отв. ред. А.А. Радугин. М.,1998

    Момджян К.Х. Ведение в социальную философию.-М., 1997

    Сорокин П. Человек Цивилизация. Общество.-М., 1992

Введение

Гносеология - наука о познании (от греч. gnosis - знание, logos - учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.

Познание - это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.

Сущность познания как вида деятельности человека

Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень сведений о мире, получаемый человеком с помощью сознания. Знание существует в форме образов и знаков и используется в качестве идеального плана практической деятельности людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможно формирование картины мира. Ф. Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знание есть сила. Знание следует отличать от мнения, которое, по словам Г. Гегеля, есть всего лишь «субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения». Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Феномен познания мира человеком изучают под собственным углом зрения и другие науки - логика, психология, социология. гносеология познание разум чувство

Ведя речь о познании и знании, не следует противопоставлять знание и веру, как это практиковалось в эпоху средних веков. Вера есть познание вещей, процессов и явлений материального и духовного мира без доказательств. «Я верю, что есть Бог»; «я верю, что скоро наступит весна»; «я верю в успех своего дела» и т.д. и т.п. Вера это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи, еще пока невидимые и таинственные для человека. Вера тем самым активно участвует в процессе познания, будучи необходимым его компонентом. Но следует здесь заметить, что существует и так называемая ложная вера, в основе которой лежит ослепление разума, фaнaтизм и слабость человека.

Существует и вера разумная, которая олицетворяет силу человека и способствует его эмоциональной и интеллектуальной активности, стимулирует познавательный поиск. Всеми учеными всегда двигала их глубокая вера в человеческий разум, и без этого они не смогли бы сделать своих открытий. В этом смысле разумная вера и является как бы светом во тьме, двигателем истины и прогресса. Разумная вера как факел освещает дорогу знанию, способствует творчеству и придает человеку уверенность и силы на этом пути. Напротив, отсутствие веры порождает скептицизм и ощущение пустоты существования, бесплодности познания. Таким образом, мнение, вера и знание представляют собой необходимые ступени движения к истине, важные формы духовного опыта человека. Основы гносеологии были заложены в античной философии. Здесь познание стало рассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека. Демокрит выделял знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). По его убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама же истина «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Однако прийти к истине сможет не каждый человек, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о методах достижения истинного знания. К числу таковых он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии. Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Он осмысливал процесс познания с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, соответствующее вещам, а заблуждение как искажение истины. Этот мыслитель разработал также логику как науку о способах и формах правильного мышления. Он выделял субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Платон рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии появился также скептицизм, ставивший под сомнение познаваемость мира (Диоген, Секст Эмпирик).

В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существования Бога как высшей причины всех вещей. Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощью таких доказательств, как факт причинности всего, упорядоченности и целесообразности в мире, совершенства и разнообразия этого мира. В это время разум рассматривался как важнейшая интеллектуальная способность души человека, однако, по своим возможностям он якобы стоит все же ниже веры. Выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в существование Бога.

Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов, обнаружение растворенной в природе некоей «божественности». Д. Бруно, Н. Кузанский выдвигали идею бесконечности и разнообразия природного мира. Соответственно, познание рассматривалось как бесконечный процесс. В его основе лежит здоровое сомнение, скепсис, т.е. критическое отношение к получаемым данным.

В рамках философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии значительно возрос, что было обусловлено промышленной революцией, быстрым развитием точных наук - механики, математики. В центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) познания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира и обретения собственной свободы. В гносеологии большую роль играла борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания.

Немецкая классическая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал прежде всего И. Кант в работе «Критика чистого разума». Он исходил из того, что человеку доступен лишь «мир явлений», а «мир сущностей» (внутренние процессы и связи) непознаваем и остается таинственной «вещью в себе». Г. Гегель обосновывал тезис о том, что истина представляет собой динамичный процесс и иллюстрировал его на большом научном и историческом материале.

Классический марксизм XIX в. последовательно утверждал принцип гносеологического оптимизма, что означает убежденность в безусловной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальной по своей сути. Познание тесно увязывается с практикой. Полагается, что окружающий человека мир не только можно познать, но и практически преобразовать.

В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность познания мира человеком. Это течение называется агностицизмом. Его представители не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь к отражению внешних явлений. Первой исторической формой агностицизма был античный скептицизм. В Новое время известными агностиками были Д. Юм, Д. Беркли, а позже и И. Кант. Элементы агностицизма имеют место в таких течениях современной философии, как позитивизм, экзистенциализм.

Так что же представляет собой познание? В чем его сущность?

Прежде всего, познание - это особый вид отражательной деятельности человека. Во все времена в истории философии под ним понималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нем с целью получения достоверного знания. Кратко говоря, познание - это творческий поиск знания.

Познание является духовной стороной практической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек - средства труда - природа» по мере того, как человек с помощью этих орудий вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей, например, - природа магнетизма, сущность жизни и т.д. Он вскрывает и постигает тайны мира.

Познание есть высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно, путем постановки и решения познавательных проблем и задач. Информация с помощью абстрагирующей деятельности мозга обретает знаковую форму (2+2=4), что удобно для обработки, сохранения и последующего ее использования.

Познание - это социальный процесс целенаправленной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникают идеальные образы внешнего мира и формируется знание как цель познания. Кратко говоря, познание это не только поиск, но и дальнейшее движение знания.

Познание как процесс представляет собой субъект-объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нем других сторон - субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит те или иные задачи и решает их. На объект познания (отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом) направлена познавательная активность субъекта. В ходе познания объект распредмечивается (постигается чувствами и умом) и обретает иную форму существования - форму идеального (идеи, образы и др.).

Познание возможно лишь при опоре на так называемый интеллектуальный фонд. Под ним подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и понятийный аппарат, имеющиеся научные факты и другое. Это очень важно - опираться на уже достигнутое в познании, чтобы всякий раз не начинать его на пустом месте, с «нуля». И. Ньютон замечал в связи с этим, что он видел в науке дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов.

Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка как инструмента общения. Он является коллективным достоянием всего общества, важнейшим элементом культуры человечества. Для науки же язык есть прежде всего накопитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний и сведений о мире.

Познание всегда есть творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее неизвестного. Главным критерием (показателем) творчества является новизна и общественная ценность полученных результатов. Творчество есть, по выражению К. Маркса, «дьявольски серьезное дело». Оно требует больших умственных и физических усилий (недаром ведь говорят о «муках творчества»), а нередко и гражданского мужества и даже самопожертвования. Большую роль в творчестве играет интуиция как тип мышления со своеобразной природой. Интуиция - это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открывается субъекту сразу, без сложной цепи логических процедур и доказательств. Она всегда является результатом большой предварительной работы ума и души человека. В этом смысле интуитивное познание доступно лишь натурам одаренным, трудолюбивым и целеустремленным.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Познанием, так или иначе, сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом.

«Познание - это обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование».

Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и рационального (логического) познания.

Объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть - явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, некоторые категории наук и т.д.)

Субъект познания - это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов); научное сообщество; отдельные народы; человечество.

Понятие “предмет познания” - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания (так живой мир изучается и зоологией и биологией).

Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное (познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта) и рациональное (логическое познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида).

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека.

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.).

«Ощущение - это результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека (внешнее: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутреннее: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма). Благодаря ощущению человек способен чувствовать холод, тепло, боль, давление».

Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.

Восприятие - это отражение человеком предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Однако мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие.

Восприятие - синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит от самих объектов, от прошлого опыта, от психологического состояния здоровья человека. Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти рождает представление.

“Представление” - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты). Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов.

Эту ограниченность снимает рациональное познание.

К рациональной (логической) ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира.

Рациональное (логическое) мышление - способность к абстрактному, обобщенному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений, как к основным формам мыслительной деятельности человека. «Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке».

Понятие - это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов. Возникновение «понятия» - это переход от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

Суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами, т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека как деятельность по выработке нового - есть духовное творчество. Центральный момент творчества - озарение, интуиция.

Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.

Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:

* неожиданность решения;

* неосознанность путей и средств решения;

*«непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов».

Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д. Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).

Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.

Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. «Основными ее видами являются чувственно-образная и вербально-рациональная, а также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти».

Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.

Воля - способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению - двигательный механизм человеческого познания».

Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.

Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках. Обыденное познание представляет собой знания, полученные из повседневной жизни, практики. Обыденное познание «стихийно», основанное в основном на чувственном познании. Формы проявления обыденного познания - это пословицы, поговорки, сказки, традиции и т.д.

Научное же познание характеризуется такими признаками, как точность, строгость, упорядоченность, систематизация и выражается в научных гипотезах, понятиях, законах и научных теориях. В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается «в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным -- общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений».

Главное в науке - это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий.

В последние годы возможности науки возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие, связана с наукой, выступая в ряде случаев как критический анализ и истолкование (не всегда, конечно, адекватное) научных данных. Однако гносеология не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как сфера философского знания задолго до появления современной науки; к тому же не всякое метанаучное исследование носит гносеологический характер. Как анализ логической структуры той или иной конкретной научной теории (например, метаматематика, металогика и т. д.), так и изучение с помощью аппарата современной формальной логики связей между элементами языка целых классов научных теорий (т. н. логический анализ языка науки) сами по себе не являются гносеологическими исследованиями. Теоретико-познавательное истолкование науки начинается там, где теоретические конструкции интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной научной области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирических данных, подтверждающих теорию с точки зрения их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематичного знания. Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий выступает, с одной стороны, как приложение некоторых общих принципов теории познания к анализу специальных случаев, с другой - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для уточнения, а иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации.



Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии, зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от взгляда на познание как на естественный, заложенный в природе человека процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью. Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII в. изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в XX в. учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика.

Познание человека протекает в двух основных формах, которые мы рассматриваем как стороны познавательной деятельности: чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание - непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в реальности в виде наглядных образов.

Рациональное познание - абстрактно-логическое мышление; осмысление реальности обобщенными символическими знаковыми средствами.

Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно одинаково у людей и высших животных. Основные операции познавательной деятельности (различение, объединение данных, сопоставление) одинаковы для чувственного и рационального познания.

Основные формы чувственного познания - это ощущение, восприятие, представление. Ощущение - чувственное отражение отдельных сторон объекта. Восприятие - целостный образ объекта. Представление - сохранение целостного образа вне контакта с объектом и возможность его произвести.

Основные формы рационального познания - это понятие, суждение, умозаключение. Понятие - мысль об объекте, воспроизводящая в абстрактной форме некоторый предмет, явления, свойства, отношения. Суждение - мысль, устанавливающая связь понятий, может быть истинной или ложной. Умозаключение - это связь суждений, в которой из одних суждений выводятся другие - новые.

Познание можно рассматривать как:

· одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации);

· одну из форм всеобщего свойства математических объектов - отражение.

Отражение - это свойство математических объектов изменяться в соответствии с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное, осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика определяет знак вообще как объект, представляющий и замещающий другой объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс - условное обозначение, сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план. Символ - обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его собственной природой способом.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию.

На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация, получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений). Данные наблюдений - всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации.

Организация теоретического уровня знаний:

1. Частные теоретические модели и законы - теории, относящиеся к ограниченной области явлений.

2. Развитая теория - обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией - движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том числе к утверждениям об отдельных предметах. В современном научном познании противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (например, абстрагирование, идеализация, проблема, гипотеза и т. д.).

В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретически идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами. Это особые абстракции, в которых заключён смысл теоретических терминов. Ни одна теория не строится без применения таких объектов. Их примерами могут служить материальная точка, твёрдое тело.

В теоретическом исследовании применяются особые методы: идеализация (метод идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированным объектом, который как бы заменяет реальный эксперимент с реальным объектом; методы построения теории; методы логического и исторического исследования.

В слое теоретического знания обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, которая объясняет явления и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Например: если изучаются колебания реальных маятников, то для того, чтобы выяснить законы их движения вводится представление об идеальном маятнике как материальной точке. Затем вводится другой объект - система отсчёта (идеальное представление физической лаборатории, снабженной часами и линейкой). И ещё один идеальный объект - сила (абстракция взаимодействия тел).

Существует достаточно много данных, характеризующих познание не как пассивное восприятие, а как активный процесс.

1. Целенаправленность - познание всегда является сосредоточением внимания на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг дает следующую формулировку: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит от вопроса, который мы задали».

2. Оперативность - любой познавательный акт состоит из ряда действий, операций.

3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности; б) предвидение и прогнозирование.

Вследствие этого результат познания - гносеологический образ объекта - имеет три составляющих:

· предметный аспект - собственно отражение объекта, знание о нем самом;

· операциональный аспект - знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался;

· оценочный аспект - знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту.

Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий аспекты определяются познающей стороной.

Современный взгляд на познание - это рассмотрение его как деятельности. Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на что направлена деятельность. Предмет - часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.

Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование субъекта познания. Субъект познания характеризуют:

· уровень исходных знаний;

· навыки и приемы познания;

· представление о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки;

· цели познания и представления о назначении знания.

Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями. Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре определенного типа и изменяются исторически, существует культурно-историческая нагруженность субъекта познания.



Похожие статьи
 
Категории