Праведная земля в пьесе на дне. Рассказ Луки про «праведную землю»

13.04.2019

Надейся!», «Ты – верь!» Он не видит для людей иного облегчения чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении «Во что веришь, то и есть» Умирающей Анне старик советует не бояться смерти она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском Холодной зимней ночью проникли воры на дачу Лука заставил их раскаяться пожалел, накормил Он говорит «Хорошие мужики!» Не пожалей я их -они бы, может, убили меня али еще что. А потом - суд, да тюрьма да Сибирь что толку? Тюрьма - добру не учит, и Сибирь не научит а человек - научит да Человек- может добру научить очень просто1» Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю» Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти о праведную землю «Должна, говорил, быть на свете праведная земля в той, дескать, земле - особые люди населяют хорошие люди1 друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко просто -помогают и все у них славно-хорошо» .В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле» Он говорил себе «Ничего! Потерплю! Еще несколько - подожду а потом - брошу всю эту жизнь и
- уйду в праведную землю. Одна у него радость была - земля эта » Жил он в Сибири. Там он познакомился с ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля «Ученый книги раскрыл, планы разложил глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной – нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть а по планам выходит - нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой - и удавился. aпоучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались Наташа делает вывод «Жалко человека-то. Не стерпел обмана ». Пепел говорит «Н-да вот те и праведная земля не оказалось значит » Эти слова наводят на мысль что и Наташа и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу Он говорит Наташе, «Я - грамотный буду работать. Вот он говорит (указывает на Луку) - в Сибирь-то по своей воли надо идти. Едем туда, ну Ты думаешь - моя жизнь -непретитмне? Я некаюсь в совесть не верю. Но я одно чувствую надо жить иначе! Лучше надо ЖУТЬ! Надо так жить чтобы самому себя можно мне было уважать » Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер Барон, Клеш Пепел может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее Лука умело использует то яркое что сохранилось еще в сознании этих людей чтобы расцветить разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает Финал столь же трагичен как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая искалеченная Наташа «Берите их судите их. Возьмите и меня, в тюрьму меня Христа ради в тюрьму меня! » В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие не тюрьма, а только добро.

Урок литературы в 11 классе.

«Три правды» в пьесе М.Горького «На дне»: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в Человека (Сатин). Авторская позиция и способы ее выражения.

Цели:

    образовательные – продолжить работу над идейным содержанием пьесы и углубленным анализом произведения;опираясь на текст пьесы, определить авторскую позицию в вопросе: «Что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»;

    развивающие – развивать навыки вдумчивого чтения, умение рассуждать над вопросами проблемного характера, высказывать и аргументировать свое мнение;

    воспитательная – воспитывать веру в человека, в его безграничные возможности и исключительные потенциальные силы.

Планируемые результаты:

    личностные – формирование уважительного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие компетентности в решении моральных проблем и формирование нравственных качеств личности;

    метапредметные – развитие умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владение устной монологической речью;

    предметные – понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического характера.

Оборудование:

    текст пьесы «На дне»;

    портрет Максима Горького;

    портреты И. Москвина (1902 г.), М. Тарханова (1922 г.), К. Станиславского, артистов МХАТа, исполнителей роли Луки и Сатина.

Эпиграф: Человек – вот правда!

М. Горький. Пьеса «На дне»

Эпиграф под портретом М. Горького: Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!

Словарь:

    скептик – человек, который во всем сомневается, ко всему относится недоверчиво;

    притча – нравоучительный рассказ;

    иллюзия – обман;

    проповедник – (перен.) распространитель какого-нибудь учения, идей, взглядов (кн.);

    кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.

Работа на уроке.

    Мотивация. Слово учителя.

Один из героев пьесы «На дне» Сатин сказал о Луке, что тот подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Такой же резонанс имела пьеса в обществе начала XX века, когда была написана. Через 103 года после ее создания она продолжает волновать умы думающих людей. Не случайно. Вы читаете пьесу-размышление, все ситуации которой вызваны одним замыслом – ПРАВДА. «Человек – вот, правда!» - провозгласил Горький М. устами Сатина. Сам писатель так говорил об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

На уроке рассмотрим правду Бубнова, Луки и Сатина и выясним, какую позицию в споре о человеке занимает автор.

    Запись темы урока и эпиграфа.

    Работа над темой урока.

    Вопросно-ответная беседа с элементами рассуждения.

Сложность чтения и понимания драматического произведения в том, что в нем отсутствует авторская речь. Понять персонаж (его отношение к миру, людям и т.д.) можно, если внимательно вчитываться в то, что говорит персонаж и как.

- Что говорит о человеке Бубнов?

(Примерное выступление учащихся. Жизнь сделала Бубнова равнодушным циником, ни во что не верящим человеком. Он констатирует правду жизни: «А я вот не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как она есть! Что стесняться?» и Бубнов не стесняется. Он изрекает свои истины, словно каркающий ворон. Не случайно Пепел так и называет его: ворон. Вот Анна умоляет ночлежников не шуметь, дать ей возможность умереть спокойно. Бубнов констатирует: «Шум смерти не помеха». Вот Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает ее сделать счастливой. А Бубнов изрекает: «А ниточки-то гнилые. Он вроде говорит о своем, ибо шьет картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза эта имеет и другой смысл: все, о чем говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя, задумавшая оставить подвал, восклицает: «Лишняя я здесь!», на что Бубнов реагирует так: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние…». Сообщают о смерти Анны. Бубнов равнодушно говорит: «Кашлять перестала, значит». Мечты всех людей Бубнов объявляет ненужными. «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»- говорит он Насте, мечтающей о счастливой любви.)

- В чем правда Бубнова?

(Примерное выступление учащихся. Все люди на земле лишние. Над человеком властвуют безжалостные законы, которые управляют им. Человек беспомощно плывет по течению жизни, бессильный что-либо изменить в своей судьбе: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» Для Бубнова человек – вещь, а вещь не может противостоять окружающей действительности, не может переживать чувства: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… чего жалеть?» Его человек – вещь не более, чем грязное животное, и именно на «дне» открывается его настоящая суть: вор, шулер, сутенер, тунеядец – все остальное лишь румяна, которыми каждый подкрашивает душу, не желая выступить в своей грязной подлинности: «Здесь… все слиняло, один голый человек остался».)

Учитель. Правда Бубнова – это та правда факта, против которой с самого начала своего творческого пути восставал Горький. В ней – презрение к человеку, скептицизм, в основе которого – отрицание прекрасных задатков в человеке. Правда Бубнова лишена духовности, а это страшно.

- Как относится Лука к правде факта?

(Он ее не признает. «Она, правда-то, может, обух для тебя…» - говорит он Пеплу. Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой человека вылечишь. И рассказывает притчу о праведной земле. Звучит она после того, как в спор о правде вступил Клещ, только что похоронивший Анну. Он кричит исступленным голосом: «Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе). Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват? За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»

На фоне этого всплеска человеческой ярости от бессилия своего перед обстоятельствами жизни звучит рассказ Луки о человеке, который верил в существование праведной земли, но, разочарованный тем, что на карте ученого такой не оказалось, повесился.)

- В чем смысл притчи о праведной Земле?

(Лука хочет подтвердить свои слова о том, насколько опасна и губительная бывает для людей жестокая правда.)

- В чем правда Луки? Что он говорит о человеке?

(«Надо кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос – от всех жалел и нам так велел… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

«Человека приласкать – никогда не вредно».

«Он (человек) – каков ни есть – всегда своей цены стоит…»

«Человек все может, лишь бы захотел».

«Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…»

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят все лучше – упрямые!»

«Для лучшего люди живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам, для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»

«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха…»

«Все мы на земле странники… Говорят, что и земля-то наша в небе странница».

«Всяк по-своему жизнь терпит».)

- Как относится Лука к обитателям ночлежки: Анне, Насте, Пеплу, Актеру?

- Чем руководствуется Лука, утешая Анну, обещая лечебницу Актеру и новую жизнь Пеплу?

(Облегчить страдания – вот чего хочет старец Лука. Это лучше всех понял Сатин: «Я понимаю старика… Он врал… но – это из жалости к вам… Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тому ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…»)

- Почему же Луку обвиняют во лжи?

(Пепел:Врешь ты хорошо… сказки говоришь, приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!

Бубнов:Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя)

– Согласны вы с этим?

(После высказывания детей. Актер, Наташа, Пепел, Настя тяжело переживают свое существование на «дне» жизни, и Лука стремится помочь им изменить свою судьбу. Лукавый старец будит в ночлежниках НАДЕЖДУ, так как надежда непременно предполагает, что в мире существуют условия, необходимые для ее осуществления. Но они существуют в мире, а не в самом человеке. Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет ему поддержки вне его. )

- Как относится М. Горький к Луке?

(Поможет найти ответ на этот вопрос еще одно произведение Горького, написанное через год после создания пьесы «На дне». Это поэма «Человек» (1903 г.), которую автор назвал своим кредо.

(Человек, герой поэмы, гордо шествует по просторам Вселенной, вперед и выше. Его бессменно сопровождает враждебная свита: Любовь, Дружба, Вера, Надежда, Ложь и вечный спутник – Смерть. О Надежде в поэме говорится вот что: «Мысль смотрит зорким, острым глазом и беспощадно освещает все… пугливое бессилие Надежды и Ложь за ней, - сестру ее родную, нарядную, раскрашенную Ложь.… В союзе с Ложью, робкая Надежда поет ему о радостях покоя, поет о тихом счастье примирения и мягкими, красивыми словами баюкает дремотствующий дух, толкая его в тину сладкой Лени и в лапы Скуки, дочери ее». Итак, Надежда – родная сестра Лжи, она примиряет Человека с жизнью, усыпляет его и обманывает «красивыми словами».

Таким образом, Лука не врет в прямом смысле слова, но, по Горькому, он лжет в принципе. Потому-то Лука – представитель лжи. Актер несколько раз говорит о необходимости для человека верить в свои силы, по его мнению, из-за отсутствия веры в себя он и погиб. А вместо того, чтобы укреплять веру в собственные силы, в свою способность изменить жизнь, Лука предлагает героям пьесы жалкие костыли Надежды.Строки стихотворения французского поэта Беранже:

«Господа, если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой», -

конечно же, адресованы Луке. Лука соблазняет людей надеждой и губит их. Возможно, на этом основана ассоциация: Лука – лукавый).

    Работа с иллюстративным материалом.

- Почему писатель дал страннику имя Лука?

(Лука – имя одного из четырех апостолов, создателей Евангелия. Лука - проповедник христианской морали. Лукавый – коварный, хитрый.)

- Какую сторону характера Луки отразили И. Москвин и М. Тарханов?

(К. Станиславский – Сатин. Самые сокровенные мысли о человеке Горький доверил ему. Почему? Эта правда выражена в известном монологе Сатина).

3. Чтение монолога Сатина «Человек – вот правда!» учащимся.

- О каком человеке говорит Сатин?

(Выступления учащихся).

    Рефлексия.

И Сатин, и Лука утверждают, что человека нужно уважать. Для Луки человек не лишний на земле, он центр Вселенной, но все-таки он случайность в мире, всего лишь странник на земле: «Все мы на земле странники… Говорят, - слыхал я, - что и земля-то наша в небе странница». И если это так, то главное – перетерпеть: «Всяк – по-своему жизнь терпит». Именно здесь на уровне цели человеческого существования и начинается расхождение Луки с Горьким. Как бы ни симпатизировал Горький Луке, их союз невозможен. В основе правды Сатина – Горького лежит глубокая вера в человека, в его безграничные возможности, в его исключительные потенциальные силы. Такая правда – Бог свободного человека. Такой человек не нуждается в жалости, он достоин уважения. Человек – это звучит гордо.

    Домашнее задание.

Написать сочинение «Кто прав в споре о правде?»

«Ты - верь!» Он не видит для людей иного облегчения чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении «Во что веришь, то и есть» Умирающей Анне старик советует не бояться смерти она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала.

Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском Холодной зимней ночью проникли воры на дачу Лука заставил их раскаяться пожалел, накормил Он говорит «Хорошие мужики!»

Не пожалей я их они бы, может, убили меня али еще что. А потом - суд, да тюрьма да Сибирь что толку? Тюрьма - добру не учит, и Сибирь не научит а человек - научит да Человек- может добру научить очень просто1» Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю» Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти о праведную землю «Должна, говорил, быть на свете праведная земля в той, дескать, земле - особые люди населяют хорошие люди1 друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко просто -помогают и все у них славно-хорошо».В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле» Он говорил себе «Ничего! Потерплю! Еще несколько - подожду а потом - брошу всю эту жизнь и

Уйду в праведную землю. Одна у него радость была - земля эта » Жил он в Сибири. Там он познакомился с ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля «Ученый книги раскрыл, планы разложил глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть а по планам выходит - нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой - и удавился поучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались Наташа делает вывод «Жалко человека-то. Не стерпел обмана ». Пепел говорит «Н-да вот те и праведная земля не оказалось значит » Эти слова наводят на мысль что и Наташа и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу Он говорит Наташе, «Я - грамотный буду работать. Вот он говорит (указывает на Луку) - в Сибирь-то по своей воли надо идти. Едем туда, ну Ты думаешь - моя жизнь -непретитмне? Я некаюсь в совесть не верю.

Но я одно чувствую надо жить иначе! Лучше надо ЖУТЬ! Надо так жить чтобы самому себя можно мне было уважать » Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер Барон, Клеш Пепел может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семенапосеянные Лукой, пали на благодатную почву.

посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее Лука умело использует то яркое что сохранилось еще в сознании этих людей чтобы расцветить разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает Финал столь же трагичен как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая искалеченная Наташа «Берите их судите их. Возьмите и меня, в тюрьму меня Христа ради в тюрьму меня! » В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие не тюрьма, а только добро.

Пьеса «На дне», написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. «На дне» – это пьеса, которая явилась итогом всего увиденного, пережитого и созданного ранее.
Пьеса «На дне» – обвинительный акт капиталистическому обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки.
Обитатели «дна» - «выломившиеся» из жизни люди, но, в отличие от героев ранних рассказов, Горький показывает их как людей, лишенных чувства протеста. Писатель не знакомит нас с историей жизни своих героев, о ней говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Внимание драматурга сосредоточено не столько на судьбах отдельных людей и возникающих противоречиях между ними, сколько на течении жизни всех персонажей в целом.
Горький не ограничился изображением одной из наиболее характерных социально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологически конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, правду и ложь в жизни, мнимый и подлинный гуманизм.
В обсуждении этих больших вопросов в той или иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для пьесы характерны диалоги и монологи, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Из обитателей ночлежки Горький особенно выделяет странника Луку.
Беспаспортный бродяга Лука, которого много мяли в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости и щедро одаряет ею ночлежников. Он выступает как утешитель, желающий ободрить или же примирить человека с его безрадостным существованием.
Перед уходом из ночлежки Лука рассказывает ее обитателям про «праведную землю». Есть такая земля, где живут «особые люди», которые друг друга уважают, друг другу помогают, и все у них «славно-хорошо». Один человек, которого знал Лука, свято верил в эту землю. Трудно ему приходилось в жизни, и в особо тяжкие минуты эта вера в «праведную землю» помогала ему не терять присутствия духа. «Одна у него радость была – земля эта…»
Но однажды столкнула его судьба с одним ученым, у которого было много разных книг, планов и карт. Попросил тот человек показать ему на карте ту землю. Но ученый не нашел такой земли, оказалось, не существовало ее на свете. Разлетелась мечта этого человека, которую он лелеял в своей душе. На самом же деле эта «праведная земля» была ложью от начала до конца, и он это прекрасно знал, но жил этим обманом, потому что он давал ему хоть какую-то надежду, помогал выжить. Но когда ему сказали в глаза, что его «праведная земля» – ложь, то и жить оказалось незачем.
Подобная утешительная ложь лишь на время успокаивает человека, уводя его от тяжелой реальности. И чем больше себя обманывает человек, тем страшнее восприятие действительности.
Утешительная ложь во благо человеку, «не всегда правдой душу вылечишь», – такова философская позиция Луки. Такая позиция неприемлема для Горького, он называет Луку жуликом, обманщиком. Однако эти высказывания не следует воспринимать буквально. Ложь не приносит Луке никаких выгод. суждение о Луке как обманщике связано с горьковским пониманием истинного гуманизма. Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Мнимый гуманизм призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие. Проповедники, подобные Луке, лишь притупляют в человеке чувство протеста против социальной несправедливости. Они выступают как примирители с жизнью, в то время как необходимы гуманисты, призывающие к коренной перестройке социального мироустройства.

(Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского Художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты – надейся!», «Ты – верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском. Холодной зимней ночью проникли воры на дачу. Лука заставил их раскаяться, пожалел, накормил. Он говорит: «Хорошие мужики! Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не учит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!»

Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю». Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю: «Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают… и всё у них славно-хорошо!» В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле». Он говорил себе: «Ничего! потерплю! Еще несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю… Одна у него радость была – земля эта…» Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля. «Ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной – нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой – и удавился!..

Рассказ Луки можно назвать притчей, потому что он содержит в себе поучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались. Наташа делает вывод: «Жалко… человека-то… Не стерпел обмана…» Пепел говорит: «Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…» Эти слова наводят на мысль, что и Наташа, и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу. Он говорит Наташе: «Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит (указывает на Луку) – в Сибирь-то по своей воли надо идти.. Едем туда, ну?.. Ты думаешь – моя жизнь – не претит мне?… Я – не каюсь… в совесть не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер, Барон, Клещ, Пепел, может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить, разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает. Финал столь же трагичен, как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая, искалеченная Наташа: «Берите их… судите их… Возьмите и меня, в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»

В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро. Лука говорит: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть – хорошо бывает!» Итак, в пьесе главный носитель добра – Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы – смерть Актера – подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился. И хотя Горький во многом был близок по своим человеческим качествам этому страннику-утешителю, он сумел разоблачить ложный гуманизм Луки. Именно финалом пьесы он доказывает, что спасительная ложь никого не спасла, что нельзя жить в плену иллюзий, что выход и прозрение всегда трагичны, а главное – что человек, живущий в мире утешительной лжи, примиряется со своей убогой, беспросветной жизнью и тем самым обрекает себя на гибель.



Похожие статьи
 
Категории