Правильно сказать «нет» — это настоящий талант! Вежливый отказ: как отвечать «нет» хорошим людям.

12.10.2019

Невозможно отрицать: отказ — это очень неприятно. Тем не менее это часть жизни. Неважно, разбивают ли вам сердце, отказывают в приеме на работу или вас просто подводит близкий человек, эмоции всегда будут неприятными. Такие ситуации никогда не проходят без проблем, это всегда некомфортно. Если вы сами хотите кому-то отказать, вам тоже приходится непросто. Вам нужно вести себя тактично, поддерживать человека и при этом справляться с собственными негативными эмоциями. Если вам не удается, вы делаете отказ еще более болезненным. Многие люди хотели бы уметь отказывать мягко и вежливо. Вы ведь не хотите ранить другого человека, заставить его чувствовать боль и разочарование. Все это так сложно! К счастью, есть некоторые рекомендации, которые помогают вам справиться с подобными моментами в жизни наиболее мягко.
Это может даже быть вполне позитивный опыт! Иногда отказ становится толчком к переменам, потому что человек начинает задумываться о том, как ему стать лучше. Отказ заставляет вас больше думать о себе. Это своего рода мотивация, которая помогает двигаться дальше. Если вам нужно кому-то отказать, используйте описанные ниже советы. Это сделает ситуацию более комфортной для всех.

Говорите правду

Это может казаться очевидным, тем не менее важно знать: если вы обманываете человека насчет причины своего отказа, вы не облегчаете его положение ничем. Некоторые предпочитают врать для того, чтобы не ранить чувства человека, которому отказывают. Это хорошее намерение, но такое поведение никак не помогает смягчить удар. Честность — это ваш лучший выбор, не стоит пытаться что-то приукрасить. Даже если вы думаете, что ложь бывает во спасение, не поддавайтесь таким мыслям. Правда ранит, но потом ее проще принять, а ложь смягчает эффект лишь в первые минуты беседы, но в конечном итоге отравляет всю симпатию, которая остается после отказа.

Будьте точны

Общие слова не несут никакой пользы. Если вы должны отказать кому-то, будьте как можно более точны и конкретны. В дальнейшей перспективе это только поможет человеку, получившему отказ. Нередко отказ, что бы не стало его причиной, воспринимается как личное оскорбление.
Чем более точно вы сможете объяснить, что стало причиной сложившейся ситуации, тем лучше человеку будет понятно, что это не его личная вина. Это очень важный момент для обеих сторон беседы. Продумайте свое обоснование заранее, чтобы изложить его наиболее понятно и доходчиво. Это поможет вам снизить собственное напряжение во время отказа.

Следите за своим тоном

Не забывайте, что проблема может быть не только в том, что именно вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Подумайте, что будет чувствовать другой человек в такой ситуации, и старайтесь вести себя соответственно.
Тон голоса и выбранное для беседы время — важнейшие характеристики, так что помните, что дело не только в выбранных вами словах. Конечно, они тоже имеют огромное значение, но не стоит забывать и о других критериях. Делайте дыхательные упражнения, старайтесь не напрягаться и следите за интонациями своего голоса. Обращая на это внимание, вы снижаете и собственный стресс, и дискомфорт другого человека.

Примите свою роль

Если вы тоже неким образом вовлечены в сложившуюся ситуацию, обязательно сообщите об этом человеку, с которым расстаетесь. Если вина не ложится исключительно на его плечи, ситуация становится чуть более комфортной. Разделите вину, если это действительное положение дел, ведь отказ и основан на том, чтобы объяснить реальную ситуацию. Это поможет вам четко объяснить причины вашего решения, хотя в момент беседы вашему собеседнику и трудно будет все воспринимать рационально и без лишних эмоций. Это вполне объяснимо, ведь расставание может быть крайне изматывающим. Будьте готовы к этому, заранее примите тот факт, что негатив неизбежен и отчасти с ним связаны вы.

Подумайте о компромиссе

Если ситуация позволяет, возможно, вам необязательно жестко отказывать человеку. Иногда проблему можно разрешить с помощью компромисса. Если вы начинаете беседу с целью донести свою точку зрения и получить то, что хотите, вполне возможно, что и другой человек сможет пойти вам навстречу. В таком случае он будет чувствовать себя значительно комфортнее.
В такой ситуации никто не сможет выйти победителем, но важно договориться и установить необходимые границы. Это самое важное, потому что иначе вы не сможете понять, что беспокоит другого человека и как он примет отказ. В любом случае понятно, что это будет неприятно. Учитесь заботиться о своих интересах, не делая больно другим людям. Это очень важный навык, который помогает переживать отказы куда более комфортно.

Практикуйтесь заранее

Если вы сильно нервничаете из-за того, что вам придется отказать кому-то, и хотите, чтобы все слова, интонация и выраженные эмоции были уместными, вам стоит попрактиковаться, продумать, что вы скажете и как будете это делать. Это будет крайне полезно для вас. К примеру, вам нужно уволить кого-нибудь. Попрактикуйтесь, как вы будете говорить неприятную новость другому человеку. Когда вам нужно будет реально это сделать, вы уже будете знать, что можете сказать это спокойно, и тогда вам удастся выразить все свои мысли гармоничным образом, честно и внимательно, что поможет другому человеку понять: жизнь не кончилась, все в порядке. Вы сможете сделать то, что должны, но максимально оптимальным образом. Достаточно количество практики очень полезно и для вас, и для человека, которому вы отказываете. Вы можете также попрактиковаться с другом или близкими. В таком случае вы сможете получить оценку своего поведения со стороны и попросить о полезном совете. Это поможет вам еще лучше понять тонкости ситуации и научиться себя вести как можно более корректно.

Не ждите четкого вывода

Естественно, что вам бы хотелось получить некое облегчение после тяжелого разговора, но далеко не всегда ситуация заканчивается именно так. Это совершенно нормально. Многие люди мечтают о том, чтобы отказ прошел для всех позитивно и безболезненно, но стоит сразу же понимать, что ваш собеседник не будет счастлив. Просто не спешите, не подгоняйте его эмоции, не пытайтесь поднять ему настроение, когда это неуместно. Настраивая себя на то, что ситуация разрешится сразу же, вы обрекаете себя на разочарование. Не стоит так поступать! Будьте сразу готовы, что ваш разговор не даст четких последствий.

Отказ — это трудно

Важно всегда помнить, что лучший способ отказать человеку — вести себя с максимумом внимания, доброты и уважения. Ведите себя так, как стараетесь вести себя и в других ситуациях. Возможно, в процессе вы столкнетесь с обидой и злостью, тем не менее, если вы будете добры, все пройдет как можно лучше для всех.

Доброго вам дня, наши дорогие читатели! Новую статью подготовили для вас Ирина и Игорь. «Нет» — очень простое слово, но настолько же, насколько оно простое, настолько трудно бывает его произносить. Нет ничего плохого, чтобы помогать в просьбах своим друзьям, родственникам или коллегам.

Но наша безотказность часто играет с нами в «злую шутку», накапливая ком забот и работы «для других», заставляя откладывать то, что важно именно для нас. Поэтому в сегодняшней статье мы обсудим то, как научиться правильно отказать человеку.

Когда сложно сказать «нет»?

Для начала давайте разберемся, в каких именно ситуациях нам сложно отказать другим людям.

Труднее всего отказывать своим близким или родственникам, поскольку это может обидеть кого-то из родных, есть страх того, что с вами перестанут общаться или отношения испортятся.

Бывает трудно отказать начальнику, даже если вы понимаете, что его предложение или просьба лишены смысла и станут только лишней обузой и тратой рабочего времени. Чаще всего отказывать начальнику люди боятся из-за страха увольнения или лишения премии.

Бывает, что люди бояться отказывать даже малознакомым людям из-за страха возможного конфликта по причине отказа.

Друзьям не хочется отказывать, чтобы не испортить отношений и не остаться одному.

В целом, сказать «нет» нам мешают те или иные наши страхи, с которыми стоит учиться бороться.

Почему так важно уметь говорить «нет»?

Хотя бы, потому что безотказных людей часто причисляют к слабохарактерным, а это не приносит плюсов их репутации. Кроме того, безотказность часто позволяет манипулировать вами, заставляет подстраиваться под других людей, а не находить консенсус.

Ну и, конечно, потому что безотказность может привести к тому, что вы будете жертвовать своими более важными делами в угоду чужих и не очень важных заданий. В конечном итоге это понижает вашу , а также отдаляет осуществление ваших первостепенных целей.

Методы деликатного отказа

Для того чтобы ваш отказ не выглядел «отмахиванием от назойливой мухи», необходимо первоначально выслушать человека и оценить важность и вашу возможность выполнения его просьбы.

На этом этапе важно умение оценить количество времени, потребующегося на выполнение данной просьбы, оценить количество имеющегося у вас времени, умение оценить важность проблемы для «просящего» и важность ее выполнения для вас самих.

Приобрести умение эффективно оценивать свое и чужое время, а также и расставлять приоритеты можно научиться с помощью техник тайм-менеджмента, которые вы можете изучить самостоятельно благодаря видеокурсам:

  • «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова»
  • «Тайм-менеджмент, или как повысить свою эффективность»
  • Бесплатный онлайн-видеокурс «Постановка и достижение целей. Как добиваться результатов в любом деле?»

Также вы можете переспросить и уточнить какие-то моменты просьбы. Это даст понять собеседнику, что вы внимательно его слушали, вам «не все равно».

Если сходу оценить затрачиваемые ресурсы и важность проблемы не получается, можно попросить у собеседника время, чтобы подумать, прежде, чем вынести свое решение. Возможно, выполнение просьбы будет иметь ряд плюсов для вас самих, если же нет, то следует переходить к отказу.

При отказе друзьям и близким, можно честно описать свои эмоции и проблемы, то, почему вы не можете помочь им в данный момент.

У вас много работы, поэтому вы не сможете прийти на встречу, вам предстоит крупная трата денег, поэтому вы не можете дать в долг, у вас намечены на утро важные деловые переговоры, поэтому вы не можете встретить друга ночью на вокзале и так далее.

Не стесняйтесь быть честными, проявите сочувствие и понимание, постарайтесь предложить альтернативные варианты выхода из ситуации: встретиться попозже или в другой день, обратиться в банк за определенной суммой денег, вызвать такси ночью на вокзал.

В ситуации, когда собеседник пытается снова уговорить вас на выполнение своей просьбы, стойте на своем и еще раз произнесите то же самое, чуть-чуть перефразировав, но оставив общий смысл.

При отказе руководству следует аргументировано обосновывать свой отказ.

Это может быть сложно, но если вы научитесь это делать, то это только повысит вашу значимость, как «смыслящего» сотрудника.

Если руководитель хочет «повесить» на вас еще одну или несколько обязанностей, то следует при отказе перечислить свои текущие обязанности или обозначить главную задачу, решением которой заняты на данный момент. Если руководитель не отступает, попросите его помочь с расстановкой приоритетов в выполнении той или иной работы.

Так, начальник поймет, насколько вы загружены или хотя бы, это даст временную возможность отсрочить выполнение нового поручения на тот срок, когда вы освободитесь от текущих вопросов.

При необоснованных просьбах руководства, старайтесь апеллировать трудовым законодательством или своей должностной инструкцией. В случае если вам трудно говорить прямо, вы можете подготовить отказ в письменной форме, это существенно облегчит задачу.

При отказе коллеге в помощи с его должностными обязанностями, также можно сослаться на загруженность или же отказать без объяснения причин, используя фразу: «Я бы хотел помочь, но не могу сделать этого сейчас».

Будьте твердыми и не поддавайтесь на уговоры, поскольку выполнив чужую обязанность один раз, вы рискуете выполнять ее «пожизненно».

Вы можете также использовать прием компромиссного «нет», в этом случае вы соглашаетесь выполнить просьбу, но на своих условиях, в противном случае вы отказываетесь от выполнения просьбы.

Например, если коллега просит подвезти на работу, вы можете согласиться, при этом обозначив, что вы подвезете его только в том случае, если ровно в назначенное время он будет ожидать в назначенном месте, в противном случае вы вправе его не ждать.

Если вы не нашли отражения своей проблемы в вышеприведенных рекомендациях, советуем вам обратить внимание на книгу Джеймса Альтушера и Клаудии Азула Альтушер «Учитесь говорить «Нет» , которая описывает всевозможные методы и практики того, как научиться правильно отказывать людям.

Знакома ли вам проблема с невозможностью отказа? Как вы подходите к ее решению? Есть ли у вас свои дежурные фразы?

С уважением, Ирина и Игорь

У каждого из нас в жизни возникают ситуации, когда нужно просто сказать «нет». Но почему-то вместо отказа мы начинаем мяться и зажиматься, а в итоге произносим такое ненавистное для себя «хорошо, я постараюсь».

После этого начинаются бесконечные переживания и угрызения совести, ведь часто сдержать обещание не получается, и приходится придумывать все новые и новые оправдания.

Что не так

Что же происходит с нами в тот момент, когда во время разговора сердце вдруг тревожно замирает, и мы не решаемся произнести простое короткое слово, боясь обидеть собеседника?

«Умение говорить «нет» - тоже определенный навык. Если есть какие-то проблемы, и человек не может отказать, надо в этом разобраться и понять, как возникает этот стопор», - считает имиджмейкер, руководитель «Академии Успешных женщин» Наталья Оленцова.

Часто мы попадаем в ситуацию, когда кажется, будто после отказа про нас будут думать плохо. Отсюда и возникает эта неуверенность в себе, боязнь показаться грубым или неотзывчивым. Но преодолеть эту проблему легко, если следовать определенным правилам.

Взгляд со стороны

Попробуем взглянуть на ситуацию со стороны. Кажется, другим людям не составляет труда ответить нам «нет». Именно на таких собеседников и нужно обратить внимание.

«Посмотрите, как это делают другие люди. Они отказывают вам, поясняя, что это им неудобно. Но это ведь совершенно не значит, что вам не хотят помочь», - говорит Наталья Оленцова.

Игра воображения

Сыграем в одну простую игру. Только теперь нужно представить себя на месте человека, способного легко ответить отказом. Воображаем, что у нашего персонажа все в порядке с чувством собственного достоинства. Как бы он поступил в этой ситуации? Как бы он сказал «нет»? Смело воспроизводим то, что «услышали» только что.

Секретные слова

Неплохо бы иметь также собственный воображаемый словарик тех самых выражений, которыми мы собираемся отказывать. Зачастую мы поддаемся эмоциям и можем или слишком резко ответить, или нехотя согласиться. Есть четкие формулировки, которые позволяют отказывать красиво.

«Я бы с удовольствием тебе помогла бы, но у меня не получится. У меня уже есть свои планы и свои дела. Это звучит вполне мягко и достойно», - приводит пример имиджмейкер.

Без спешки

Не торопимся резко отвечать «нет», пока не дослушали собеседника. Нужно всегда наблюдать за собой и уметь делать паузы.

«Не выпаливать что-то сразу, а понять, что ты чувствуешь, что тебе хочется сделать в ответ на просьбу, - советует Наталья, - потом вспомнить ту самую достойную женщину и достойно отказать».

Уверенная настойчивость

Если мы все же решились и смогли ответить отказом, есть вероятность, что свое «нет» придется повторить еще раз. Собеседник может всячески ухищряться и придумывать все новые способы убедить нас в том, что мы должны ему помочь. Но во второй раз, как правило, отказать уже легче. Главное - не оправдываться, а твердо и уверенно повторить секретные слова.


В современном мире умение отказывать является ценным, как и способность прийти на помощь. Согласившись единожды с тем, что делать неприятно или не хочется, человек попадает на риск, что утруждать его выполнить данную просьбу будут неоднократно.

За помощью без угрызения совести будут обращаться те, кто не готовы сделать ответного жеста.

Случается так, что человек, имея вблизи безотказного товарища, постоянно перекладывает на него часть своих обязательств. Культурно и грамотно сказать «нет» могут не все. Рассмотрим основные фразы, помогающие вежливо отказать человеку не обидев его:

  1. Откровенный отказ . Метод станет действенным отказом в просьбе назойливому знакомому. Не стоит искать оправданий в невыполнении просьбы – это вызовет у просящего сомнения.
  2. Сочувствующий отказ . Этот тип подойдет для людей, добивающихся с их просьбами чувства сожаления. Казалось бы, нельзя пройти мимо ситуации, но и здесь будет вариант деликатно отвергнуть просьбу, сказав «Мне жаль, но я не могу помочь».
  3. Отсроченный отказ . Вариант придется к месту для людей, абсолютно неумеющих говорить «нет». Если для человека, отказ считается целой драмой, предлагаем его отложить на время.

    Ответами «Мне необходимо посоветоваться», «Я дам ответ позже, когда вернусь из отпуска» можно красиво отказывать наглым собеседникам.

  4. Обоснованный отказ . Суть данного метода состоит в оглашении реальной причины. Например, необходимо сходить с ребенком в кино, поехать на дачу к маме, посетить торжественное мероприятие.

    Такой тип подходит для отказа во встрече, при этом для убедительности желательно называть 2-3 причины.

  5. Дипломатичный отказ . Способ подойдет вежливым, сдержанным людям, предлагающим взамен альтернативу. Корректно откажите фразой «Я не смогу помочь, но у меня есть друг, занимающийся данным вопросом».
  6. Компромиссный отказ . Подходит для людей, всегда помогающих просящим. Правильно предложив компромисс, можно перевести ситуацию в свою пользу.

    Если собеседник просит посидеть с ребенком целый день, отвечайте: «Я смогу посидеть с малышом, но только с 12 до 17 часов, в связи с тем, что у меня уже запланированы дела».

Знайте, что нельзя отказать всем. Всегда найдутся люди, нуждающиеся в помощи и расположении посторонних. Поэтому важно различать особ, реально требующих помощи от тех, кто просто хочет переложить свои обстоятельства на плечи другого человека.

Варианты различных ситуаций

Довольно часто бывает так, что человеку приходится делать то, чего делать нет желания. Ситуации окружают людей постоянно: коллеги, начальник, родственники, дети, друзья. В таком деле важно проявить уверенность, при этом, оставшись в хороших взаимоотношениях.

Обратите внимание! Самой частой является просьба о деньгах. Одолжив средства человеку один раз, можете ожидать, что он придет с просьбой повторно.

Психологи сходятся во мнении, что постоянная безотказность чревата стрессами, головной болью, бессонницей. Главная проблема таких людей – уменьшение времени на удовлетворение собственных потребностей, а также невозможность жить личной жизнью, осуществлять задуманные мечты.

Просящие появляются отовсюду, им нельзя отказать или обидеть, поэтому приходится соглашаться. Рассмотрим варианты ситуаций и их решение.

Ситуация Решение
Коллега просит помочь в работе Объясните навязчивому сотруднику, что служащие на фирме имеют спектр своих работ, и выполнение дел другого характера повлечет потерю времени
Отказ малознакомому человеку, напрашивающемуся в гости Аргументируйте отказ, при отсутствии приоритета общения с новоиспеченным собеседником, смело говорите категорическое «нет»
Отрицательный ответ родственникам Объясните родителям или другим членам семьи, что и собственная жизнь имеет потребности
Отказ в просьбах начальству Ссылайтесь на трудовой договор, если возложенные обязательства, превышают должное их количество
В просьбе о деньгах Объясните причину отказа, а также сформулируйте правильный ответ, например: «Я не могу одолжить деньги, так как планирую крупную трату средств»

Сказать «нет» навязчивому незнакомцу легко – в данном случае исчезает необходимость дорожить общением, авторитетом или своим положением. Другое дело – дать отрицательный ответ тем, с кем в отношениях не хочется разлада. Формируя свой отказ, обратите внимание на следующие нежелательные действия:

  1. Не смотреть на собеседника и говорить непонятными фразами. Тогда у оппонента сложится впечатление, будто человек отнекивается, ища всевозможные оправдания для отказа.
  2. Постоянно приносить извинения. Если после отрицательного ответа будут мучить угрызения совести, не стоит этого показывать собеседнику. Так вы будете способствовать его выводам о виновности.
  3. Говорить слишком много. Такой ход может вызвать подозрение, что человека обманывают, пытаясь рассказать ему неправду.
  4. Оперировать большим количеством аргументов. Максимум – 2 причины отказа, иначе создастся впечатление, что другие аргументы были додуманы на ходу.
  5. Обещать слишком хорошую альтернативу. Избавьте оппонента от ложной надежды. Если хорошей альтернативы не предвидится – лучше сразу откажите.

Всегда существует вариант частичного отказа – хороший способ, если не хочется портить отношения с человеком. Он подразумевает выдвижение своих условий, которые должен принять оппонент, чтоб достигнуть консенсуса.

Важно! Не обещайте человеку золотые варианты, если не сможете выполнить просьбу – это ухудшит вашу репутацию, внесет разлад в общение, испортит авторитет.

Корректный, вежливый отказ – залог продолжительных спокойных взаимоотношений. Научитесь делать это правильно и только тогда, когда действительно не сможете помочь человеку.

Полезное видео

    Похожие записи

Умение писать письма-отказы является одним из важнейших навыков работника предприятия, отвечающего за внешние связи организации и деловую переписку. Содержание и подача такого письма не только говорят об образовании и культуре его составителя, но и формируют имидж, репутацию предприятия в бизнес-среде.

По каким поводам происходит деловая переписка

В каждую активно работающую компанию регулярно приходят письма с различными предложениями. Это может быть предложение о сотрудничестве (коммерческое), об участии в каком-либо мероприятии (конференции, семинаре, праздновании) и т.д. Также в обращении между организациями распространены письма-запросы, претензии, напоминания и т.д. Таким образом, входящая корреспонденция предприятия может исчисляться десятками, а то и сотнями различных посланий, которые требуют ответа.

ФАЙЛЫ Открыть эти файлы онлайн 4 файла

Как оформить отказ

Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Напротив, во многих случаях работники компаний пишут отказы.

Но чтобы правильно отказать, нужны определенные навыки. Важно не обидеть отправителя письма негативным содержанием – это диктуют не только правила элементарной деловой вежливости, но и возможность того, что в дальнейшем он может стать заказчиков, клиентом или партнером.

Общие сведения о деловом письме

Вся официальная корреспонденция подчиняется определенным правилам составления. Прежде всего, необходимо помнить о том, что, несмотря на то, что содержание письма может быть абсолютно произвольным, его структура и состав должны соответствовать нормам, принятым в оформлении деловых бумаг, т.е. условно поделены на три части: начало (обращение и заголовок письма), основной раздел и заключение (подпись и дата).

Стиль письма должен быть сдержанным, лаконичным, без излишне «нагруженных» предложений, сложной специфической терминологии. Отказ следует делать максимально корректным, в нем недопустимы грубость, ненормативная лексика и прочие крайние проявления. При формировании письма нужно обязательно учитывать нормы русского языка в плане культуры речи, лексики, грамматики, орфографии и стилистики.

Отказ может быть немотивированным, но все же лучше, если в письме будет указана его причина.

В случае, если ответ подробный и обстоятельный, то следует поделить его на абзацы или пункты – так восприятие текста существенно облегчается.

При отказе не надо рубить сплеча и «сжигать мосты» желательно оставить пути к отступлению, то есть поблагодарить за оказанное внимание и выразить надежду на возможность дальнейшего сотрудничества. Для этого можно указать условия, которые получатель может выполнить для установления деловых отношений. Если есть возможность посоветовать предприятие, которое также согласилось бы на сотрудничество или иные предложения, высказанные в первоначальном послании, то пренебрегать ею не следует – это оставит хороший след в памяти адресата.

На имя кого писать

Отказ нужно писать строго на имя того человека, который подписался под изначальным письмом. В противном случае, отказ может не дойти до адресата или затеряться в потоке входящей корреспонденции. Однако, если под письмом-предложением подписи конкретного человека не было, то можно использовать нейтральную форму обращения (например, в виде простого приветствия «Добрый день»).

Оформление письма-отказа

Письмо можно написать от руки (такой формат будет говорить об особом, теплом отношении к адресату) или напечатать на компьютере.

При этом допустимо использование простого листа бумаги или же бланка с фирменными реквизитами и логотипом компании.

Письмо-отказ формируется в единственном оригинальном экземпляре, обязательно датируется и нумеруется (в соответствии с документооборотом предприятия). При этом информацию о нем следует включить в журнал исходящей корреспонденции, отметив его дату, номер и кратко — содержание. В дальнейшем этот журнал может стать свидетельством создания и отправки послания.

Кто должен подписать

В идеале под письмом должен стоять автограф директора организации, но возможно это далеко не всегда (и практически совсем исключено на предприятиях с большой численностью работников и множеством структурных подразделений). Поэтому, подписать письмо об отказе может любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документации и наделенный правом подписи корреспонденции. Это может быть секретарь, юрист, начальник или специалист какого-либо отдела.

Как отправить письмо

Письмо можно отправить разными способами, при этом лучше всего выбрать тот, посредством которого дошло изначальное послание. Наиболее приемлема отправка через почту России, но в этом случае следует взять заказное с уведомлением о вручении, также можно применить передачу через представителя или курьера (такой метод гарантирует более быструю доставку). Допустимо и использование факса, электронных средств связи и даже социальных сетей или мессенджеров (но только при условии, что отправитель первоначального письма сам пользуется таким путем коммуникации).

Письмо-отказ от сотрудничества

Если вам потребовалось сформировать письмо-отказ от сотрудничества, посмотрите его образец и комментарии к нему.

  1. В начале письма напишите, для кого оно предназначено: укажите название организации, должность и ФИО ее представителя, на имя которого составляете ответ. Используйте вежливую форму обращения, поблагодарите за проявленного внимание к вашей компании и после этого переходите к сути послания.
  2. Обязательно сошлитесь на то письмо, в ответ на которое вы пишете отказ, укажите обстоятельства, которыми вызвана отрицательная реакция. Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.
  3. При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
  4. В заключение подпишите письмо и датируйте.

Письмо-отказ от участия в мероприятии

При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем — обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем — подпись и дата.

Письмо-отказ от предложения о работе

Не только от предприятия может поступить письмо-отказ. В некоторых случаях его может выразить лицо, не имеющее к компании никакого отношения: например, соискатель на какую-либо должность. Если вы являетесь именно таким человеком, формируйте отказ также сообразно с правилами и нормами деловой документации. Используйте вежливое обращение, укажите наименование предложенной вам вакансии, а также причину, по которой вы от нее отказываетесь (не забывайте о том, что потенциальный работодатель может пересмотреть условия предлагаемой вам работы). В конце обязательно подпишитесь и поставьте дату.



Похожие статьи
 
Категории