Прекрасная ли жизнь была у Луи Армстронга, как он пел в песне? Биография луи армстронга Личная жизнь Луи Армстронга.

30.06.2019

Луи Армстронг , полное имя Луис Дэниел «Сэтчмо» Армстронг (Louis Daniel «Satchmo» Armstrong) - великий американский музыкант двадцатого века, трубач, вокалист и руководитель джазового ансамбля.

Армстронг стал одной из самых влиятельных персон в мире джазовой музыки.

Музыкант родился в неблагополучном районе Нового Орлеана.

Даже даты своего рождения он точно не знал, так как подобные события не было принято официально фиксировать в документах. Особенно престижным считалось родиться 4 июля, в День независимости Соединенных Штатов Америки, и до сих пор в разных источниках можно встретить две даты рождения Луи Армстронга - 4 июля и 4 августа 1901 года.

Мать Армстронга , Мэйэнн , зарабатывала на жизнь, занимаясь проституцией, а отец ушел из семьи, когда дети были еще совсем маленькими. Детство Луи провел вместе с младшей сестрой Беатрис у бабушки Джозефины , которая рассказывала внукам истории о тех временах, когда люди с черным цветом кожи были рабами.

Луи рос в районе Сторивилле, известном своими публичными домами и свободными нравами. С детства будущая звезда джазовой музыки разгружал вагоны, продавал газеты и пел в уличном вокальном ансамбле, тем самым зарабатывая себе на жизнь.

Однажды он похитил пистолет у одного из клиентов своей матери, и устроил настоящую пальбу под Новый, 1913-ый год, за что немедленно был сдан в исправительный лагерь-интернат «Уэйф’с Хоум». Именно там Луи Армстронг освоил игру на тамбурине, альтгорне и корнете, выступая в духовом оркестре.

Вернувшись в город, Армстронг решил непременно стать музыкантом. Его учителями были Кинг Оливер и известный тромбонист Кид Ори . Луи выступал в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина в 1918 году в Чикаго. А в родном Новом Орлеане играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла . Во время гастролей на круизных пароходах в летний сезон, Армстронг выучил нотную грамоту и получил свое прозвище Сачмо , сокращение от английского Satchel Mouth («рот-кошелка»).

В 1922 году Луи Армстронга пригласили в качестве второго корнетиста в «Creole Jazz Band» , самый яркий джазовый ансамбль в Чикаго.

Первой женой музыканта была проститутка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана. В 1924 году он женился во второй раз на пианистке «Creole Jazz Band» Лил Хардин . Именно вторая супруга Армстронга настояла на необходимости развития его сольной карьеры.

Свой неповторимый стиль Луи Армстронг нашел в Нью-Йорке, в оркестре Флетчера Хендерсона . Любители джаза заговорили о новой звезде, и советовали друзьям послушать его сольные выступления.

В 1925 году Армстронг вернулся в Чикаго и записал альбом «Hot Five» , пригласив тромбониста Кида Ори , кларнетиста Джонни Доддса , исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистку Лил Хардин . Эти записи стали классикой джазовой музыки. Через год он руководил своим собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers» , а к квинтету «Hot Five» присоединились Пит Бриггс и Бэби Доддс , образовав новый состав «Hot Seven» .

В 1927 году Армстронг перешел на трубу, отказавшись от игры на корнете.

В 1930-е годы музыкант много гастролировал со знаменитыми биг-бэндами. Европейское турне принесло ему всемирную известность. В промежутках между гастролями Армстронг выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори , с вокальным квартетом «Mills Brothers» . В это же время он участвовал в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинолентах.

В 1936 году он выпустил автобиографию «Swing That Music» , и перенес несколько операций на верхней губе. Из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра у него произошли деформация и разрыв тканей. Армстронг также провел операцию на голосовых связках, с помощью которой пытался избавиться от хриплого тембра голоса.

В 1938 году музыкант женился в четвертый раз на танцовщице Люсиль Уилсон , с которой прожил в любви и согласии до конца своих дней.

Джо Глейзер , менеджер музыканта, решил создать ансамбль «All Stars» , в который вошли знаменитые мастера джаза. Кроме Луи Армстронга (труба, вокал), в нем играли Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные).

К середине 1950-х годов Армстронг стал одним из самых знаменитых в мире музыкантов. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и начал спонсировать его мировые турне. От поездки в Россию Армстронг отказался:

Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…

В 1954 году вышла его вторая автобиография «Satchmo. My Life in New Orleans» .

Луи Армстронг продолжал принимать участие в джазовых фестивалях, гастролировать по Европе. При его содействии был создан ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1959 году Луи Армстронг перенес инфаркт, но даже это не помешало ему продолжать свои выступления. Свои гениальные композиции «Hello, Dolly!» и «What a Wonderful World» Армстронг записал в эти годы.

Когда очередной сердечный приступ заставил его лечь в больницу, музыкант попросил собрать его оркестр для репетиции, но 6 июля 1971 года великий джазмен ушел из жизни из-за сердечной недостаточности и отказа почек.

8 июля тело Луи Армстронга было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии. Президент Соединенных Штатов Никсон сделал заявление:

Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга . Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной.

Дискография

  1. What A Wonderful World (1970)
  2. Disney Songs The Satchmo Way (1968)
  3. I Will Wait For You (1967)
  4. Louis (1964)
  5. Satchmo (1964)
  6. Hello, Dolly (1963)
  7. Together For The First Time (1961)
  8. Armstrong/Ellington: Together For The First (1961)
  9. Louis Armstrong and Duke Ellington (1961)
  10. Paris Blues (1960)
  11. Happy Birthday, Louis! (live) (1960)
  12. Louis & the Dukes Of Dixieland (1960)
  13. Satchmo In Style (1959)
  14. Louis and the Angels (1957)
  15. Louis Armstrong Meets Oscar Peterson (1957)
  16. Porgy and Bess (1957)
  17. Louis Under The Stars (1957)
  18. At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live) (1956)
  19. Ella and Louis (1956)
  20. American Jazz Festival At Newport (live) (1956)
  21. Great Chicago Concert 1956 (live) (1956)
  22. Louis Armstrong Plays W.C.Handy (1956)
  23. Ambassador Satch (1955)
  24. Satchmo The Great (live) (1955)
  25. Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller (1955)
  26. Louis Armstrong Sings The Blues (1954)
  27. Latter Day Louis (1954)
  28. Satchmo At Pasadena (live) (1951)
  29. New Orleans To New York (1950)
  30. Satchmo Serenades (1950)
  31. Satchmo On Stage (live) (1950)
  32. New Orleans Nights (1950)
  33. Jazz Concert (live) (1950)
  34. New Orleans Days (1950)
  35. Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live) (1947)
  36. Satchmo At Symphony Hall (live) (1947)
  37. Satchmo Sings (1947)
  38. New Orleans Jazz (1940)
  39. Louis Armstrong In The Thirties, vol.1 (1939)
  40. On The Sunny Side Of The Street (1938)
  41. New Discoveries (1937)
  42. Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries (1936)
  43. Rhythm saved The World (1935)
  44. Paris Session (1934)
  45. More Greatest Hits (1933)
  46. The Fabulous Louis Armstrong (1932)
  47. Stardust (1931)
  48. Louis Armstrong & His Orchestra (1930)
  49. Hot Fives & Sevens, vol.4 (1929)
  50. Louis Armstrong And His Orchestra (1928)
  51. Hot Fives & Sevens, vol.3 (1927)
  52. Hot Fives & Sevens, vol.2 (1926)
  53. Hot Fives & Sevens, vol.1 (1925)
  54. Louis Armstrong And The Blues Singers (1924)
  55. The Young Louis Armstrong (1923)

Луи Армстронг - американский джазовый исполнитель и вокалист, который оказал огромное влияние в мире джаза.

Армстронг часто утверждал, что он родился в июле 1900 года – именно эта дата указана во многих биографиях. И только в 1980-х годах выяснилась истинная дата рождения музыканта - 04.08.1901 года.

Луи родился в бедной семье в Новом Орлеане, штат Луизиана. Внук африканских рабов провел детство и юность в районе, где была узаконена проституция, а главной проблемой являлись нищета и наркотики.

Отец мальчика, Уильям Армстронг (1881-1933), ушел к другой женщине, когда Луи не было и года. Мать будущего артиста, Мэри «Майанн» Альберт (1886-1927), позже оставила маленького сына и его сестру Беатрис Армстронг Коллинз на попечение бабушки Жозефины Армстронг и дяди Исаака. В пять лет мальчик вернулся к матери, которая впоследствии успела сменить несколько «отчимов».


Школьнику Армстронгу пришлось рано начать работать: мальчик торговал газетами, развозил уголь, пел на улицах ночью, но денег в семье было недостаточно, и мать Луи стала заниматься проституцией.

Музыка пришла в жизнь Армстронга рано: он часто болтался рядом с танцевальными залами недалеко от дома, нередко ему доводилось привозить уголь в публичные дома и концертные залы, где выступал Джо «Кинг» Оливер и прочие известные музыканты.


В 11 лет мальчик бросил школу и вместе с тремя своими друзьями стал выступить на улицах города. Этот период своей жизни Армстронг никогда не называл худшим – более того, Луи черпал вдохновение, вспоминая годы в «старом добром Новом Орлеане», когда он ясно осознал цель своей жизни.

Подростком Луи подрабатывал в семье еврейских иммигрантов из Литвы, Карнофски, которые занимались мусорным бизнесом. Зная, что мальчик растет без отца, Карнофски заботились о Луи как о родном сыне. Именно эти «родители» подарили «нетерпеливому ребенку» его первый корнет.

Музыка

В 13 лет Армстронг стал выступать с оркестром в исправительной школе «Home for Colored Waifs», куда его отправили за пальбу из пистолета отчима во время празднования Нового года. Группа Армстронга появлялась в разных заведениях города, а Луи впервые обратил на себя внимание публики.

В эти годы Луи удалось научиться многому у старших музыкантов, в числе которых были Банк Джонсон, Кид Ори и Кинг Оливер, который выступил в роли наставника молодого музыканта. Луи также довелось выступать на речных круизах – плодотворную работу на корабле с известной группой «Fate Marable» Армстронг описал как «учебу в университете».


В 1919 году Оливер уехал из города, оставив свое место Армстронгу. К 20 годам Луи стал одним из первых джазовых исполнителей, решившихся проявить свою индивидуальность в сольных партиях. Луи начал использовать прием «скэт» - тип пения, когда к мелодии добавляли набор слов в качестве своеобразного дополнительного сопровождения.

В 1922 г. Оливеру в Чикаго потребовался второй корнетист в его «Creole Jazz Band», и он пригласил Луи. Группа Оливера была невероятно популярна в 20-х годах в Чикаго, который в свою очередь являлся центром мира джаза.


Вскоре из бедного мальчика Армстронг превратился в богатого и известного молодого человека, который жил в собственной квартире с собственной ванной (что было в первый раз в его жизни). Однако Луи не охватила «звездная болезнь» - он продолжал поддерживать связь с друзьями детства из родного города.

В составе группы Луи записал первую пластинку, включавшую его сольные партии. В 1924 г. вторая жена Армстронга, пианистка Лил Хардин, уговорила Луи перейти на следующую ступень карьеры. Чета переехала в Нью-Йорк, где Луи стал выступать с оркестром Флетчера Хендерсона. Фанаты джаза частенько приходили послушать «горячие соло» молодого артиста – именно так к Армстронгу пришла слава.

По возвращении в Чикаго Луи вместе с известными группами «Hot Five» и «Hot Seven» записал такие произведения, как «Muggles» (сленговый термин для обозначения сигарет с марихуаной) и «West End Blues», в которых явно прослеживался свой стиль артиста - яркий, импровизационный, изобретательный.


В 1926 году Луи стал солировать в оркестре Кэрролла Диккерсона, а затем некоторое время руководил собственной группой «Louis Armstrong And His Stompers».

В1929 году Луи снова переехал в Нью-Йорк, где работал в мюзикле «Hot Chocolate», все артисты которого были чернокожими. Следующие несколько лет Луи немало гастролировал, работал с популярными биг-бэндами, снимался в фильмах, выступал на радио и появлялся на Бродвее. В довоенный период Армстронг успел совершить тур по европейским странам и Северной Африке, который принес музыканту широчайшую известность за рубежом.

Позже Луи пришлось перенести несколько операций на губе, разорванной из-за давления мундштука, и на голосовых связках: музыкант хотел избавиться от ставшей его отличительным знаком (что он осознал гораздо позже) хрипотцы.

В 1940-х общественные вкусы изменились, танцевальные залы стали закрываться, у биг-бэндов появилась большая конкуренция. Больше невозможно было финансировать гастрольную группу из 16 человек. Когда в мае 1947 года Луи удачно выступил на джазовом концерте в Нью-Йорке в составе небольшой группы, было решено создать джазовый секстет «Louis Armstrong and His All Stars», в который, помимо Луи, вошли Эрл Хайнс и прочие известные музыканты.

В эти годы Армстронг записал несколько пластинок и снялся в более чем 30 голливудских фильмах, а в феврале 1949 года стал первым джазовым исполнителем, фото которого было помещено на обложку солидного журнала «Time».

К 1950-м годам Армстронг был иконой джазовой музыки – число его фанатов измерялось миллионами. В 1958 году музыкант записал спиричуэл «Go Down Moses», песню, которая ранее считалась гимном американских рабов – и сегодня исполнение этой песни Армстронгом считается лучшим.

В 1964 году, после двухлетней паузы из-за сердечного приступа, Армстронг перепел песню «Hello, Dolly!» певицы Кэрол Ченнинг. Версия Луи продержалась на первом месте чарта «Hot-100» 22 недели - дольше, чем любая другая песня того года. 62-летний Луи стал самым старым исполнителем, песня которого заняла лидирующие позиции. Также Армстронг сумел сместить группу «Битлз» с первого места, которое они занимали 14 недель подряд.

В 60-е годы Армстронг с успехом гастролировал по Европе, Африке и Азии, а в 1965 году посетил страны Восточного блока. Музыкант даже получил неофициальное прозвище «Посол джаза» и вдохновил композитора Дэйва Брубека на написание мюзикла «The Real Ambassadors» («Настоящие послы»). В 1967 году Луи записал одну из самых своих известных песен – «What A Wonderful World», которая была занесена в Зал Славы «Грэмми» почти 30 лет спустя.

Свой последний альбом Армстронг записал в 1968 году.

Личная жизнь

В марте 1918 года 16-летний Луи связал себя узами брака с Дейзи Паркер, которая была проституткой в Луизиане. Молодые супруги усыновили 3-летнего Кларенса, мать которого, двоюродная сестра артиста Флора, умерла после родов. Ребенок был умственно отсталым (из-за травмы головы, полученной во младенчестве). Армстронг и Паркер развелись в 1923 году.


4 февраля 1924 года Луи женился на Лил Хардин, с которой прожил до 1931 года. После развода в 1938 году артист женился на своей давней приятельнице Альфе Смит. Брак с третьей супругой продлился 4 года. В октябре 1942 года Луи взял в жены певицу известного ночного клуба «Коттон-клаб» Люсиль Уилсон – с ней музыкант прожил до самой смерти.

У Армстронга нет родных детей, но в декабре 2012 года Шарон Престон-Фольта заявила, что является дочерью Армстронга и Люсиль «Сладкой» Престон, танцовщицы из «Коттон-клаба». Слова женщины подтвердило письмо 1955 года, в котором Луи обратился к своему менеджеру Джо Глейзеру с просьбой выплачивать Престон и ее ребенку, которого он посчитал своим, ежемесячное пособие в размере 400 долларов.


В 2016 году на российском музыкальном шоу «Голос» выступил некто , представившийся внуком великого музыканта. Довольно быстро выяснилось, что артист не имеет никакого отношения к Луи, но выступает на светских мероприятиях с его песнями и подражает стилю пения великого музыканта.

Армстронг всегда был озабочен своим здоровьем, контролировал свой вес, используя слабительные, но при этом любил вкусно поесть и даже отразил эту любовь в нескольких песнях.


Луи ежедневно употреблял марихуану почти всю жизнь, а в 1930 году провел девять дней в тюрьме после ареста за хранение наркотиков. Марихуану Армстронг считал «в тысячу раз лучше виски».

Армстронг любил играть в бейсбол и основал в Новом Орлеане бейсбольную команду «Raggedy Nine», которая позже трансформировалась в «Secret Nine Baseball».

Армстронг любил записывать все, что происходило с ним каждый день. В своих письмах и дневниках он описывал музыку, секс, еду, детские воспоминания, действие «лекарственной» марихуаны и даже работу его кишечника. Все свои записи Луи разбавлял непристойным шуткам и лимерикам.

Армстронг не был масоном, как часто утверждается в СМИ. Хотя он числится в списках нью-йоркской ложи Монтгомери № 18, такой ложи никогда не существовало. Однако Армстронг указал своей автобиографии, что был членом братства «Рыцарей Пифии», но организация не является масонской.

У Луи было несколько прозвищ – Сачмо (сокр. от «satchel mouth» («рот-рюкзак») – так называли музыканта из-за его крупного рта), Диппер (от «Dippermouth Blues», первая записанная песня Creole Jazz Band) и Попс (прозвище произошло из-за склонности Армстронга забывать имена людей и назвать их просто «pops» - «старик» или «отец»).

Смерть

Несмотря на предостережения своего врача, Армстронг решил выступить в марте 1971 года в концертном зале фешенебельной гостиницы «Уолдорф-Астория» на Манхэттэне. В конце шоу музыканта госпитализировали с сердечным приступом. В мае артист вышел из больницы с намерением возобновить концерты, но 6 июля 1971 года 69-летний Луи скончался от сердечной недостаточности.


Музыкант похоронен на кладбище Флашинг в Нью-Йорке. На похоронах артиста присутствовали многие известные личности - (с которой он записал нетленный хит «Summertime»), Диззи Гиллеспи, Эд Салливан, Алан Кинг и другие.

Дискография

  • 1951 - Satchmo at Symphony Hall
  • 1951 - Satchmo at Pasadena
  • 1954 - Louis Armstrong Plays W.C. Handy
  • 1954 - Louis Armstrong and the Mills Brothers, Volume One
  • 1955 - Satch Plays Fats: A Tribute to the Immortal Fats Waller
  • 1956 - Satchmo the Great
  • 1956 - Ella and Louis
  • 1957 - I"ve Got the World on a String
  • 1957 - Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
  • 1957 - Louis Under the Stars
  • 1957 - Louis and the Angels
  • 1958 - Porgy & Bess
  • 1958 - Louis and the Good Book
  • 1959 - Satchmo in Style
  • 1959 - The Five Pennies
  • 1960 - Bing & Satchmo
  • 1961 - Recording Together for the First Time
  • 1962 - The Real Ambassadors
  • 1964 - Hello, Dolly!
  • 1968 - Disney Songs the Satchmo Way

Луи Дэниел Армстронг (Louis Daniel « Satchmo» Armstrong ) появился на свет 4 августа 1901 года в Новом Орлеане. Он был сыном разнорабочего Уильяма и Мэри Энн, дочери бывших рабов. Родители окончательно разошлись, когда ему исполнилось пять лет и он остался жить со своей сестренкой, достаточно ветренной матерью и бабушкой в неблагополучной и бедной окраине Сторивилла, известной как «Поле сражений» из-за засилья азартных игр, беспробудного пьянства, разборок и стрельбы, частенько происходивших там. Частенько мальчику приходилось подрабатывать, доставляя газеты и разнося уголь. Закончив начальную школу в одиннадцать лет, он частенько пел с друзьями песни, пытаясь заработать на жизнь. Большую поддержку в виде работы он получил в то время от семьи еврейских иммигрантов из Литвы, принявших его как родного. В память об этом периоде Луи носил на шее звезду Давида.

В 12 лет Луи арестовали за стрельбу в воздух и отправили в исправительную школу для трудных подростков, где он впервые начал обучаться игре на музыкальном инструменте. После освобождения начал выступать с местными группами. Собственного инструмента у него не было, равно как и денег на него, поэтому Луи был вынужден одалживать у знакомых. Парня заметил Кинг Оливер, лидер первой большой афроамериканской группы. Армстронг присоединился к Оливеру в Чикаго и сотрудничал с командой до 1924 года. В составе «Креольского джаз-бэнда» он сделал свои дебютные студийные записи. Получив первый опыт, он отправился в Нью-Йорк, чтобы поиграть с группой Флетчера Хендерсона. Зрители приходили на концерты во многом ради самобытных импровизационных соло Луи.

Джазовый пионер

В начале «ревущих двадцатых» Чикаго стал домом для джаза. Луи Дэниел Армстронг вернулся сюда осенью 1925 года, организовал группу и начал записывать с музыкантами «Hot Five» величайшие композиции в истории джаза. Он разработал уникальный стиль и сыграл удивительные соло. В эти годы Армстронг работал с большими группами в чикагских клубах и театрах. Вокал, сопровождавший записи после 1925 года, дополнял бархатной хрипотцой его игру. Пик исполнительского мастерства пришелся на начало тридцатых годов прошлого века. Отточенный неповторимый стиль исполнения в сочетании со зрелым подходом привел к переосмыслению ранних композиций и их перезаписи. Он добился международной славы и впервые отправился в Европу в качестве солиста 1932 году. После окончания Второй мировой войны, начиная с поездки во Францию в 1948 году, он стал регулярно гастролировать по миру. Путешествовал по Европе, Африке, Японии, Австралии и Южной Америке.

Луи продолжал выступать в составе больших оркестров до 1947 года, а после вернулся к немногочисленной команде первоклассных музыкантов, называвшейся «Все звезды». Луи снимался в фильмах и писал книги. Один из самых знаменитых музыкантов в истории джазовой музыки умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 6 июля 1971 года.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Армстронг (Louis Armstrong) родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (США).

Его свидетельство о крещении было найдено только в середине 1980-х годов , поэтому дату своего рождения он точно не знал и выбрал ее произвольно - 4 июля 1900 года (День независимости США).

Будущий музыкант родился в бедной семье. Отец, рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около пяти лет, мать была прачкой .

До пяти лет Луи жил у бабушки по отцовской линии, затем с матерью и старшей сестрой.

С детства он пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. В 1907 году он стал помогать по дому семье торговцев углем Карнофски - еврейских эмигрантов из России. Карнофски дали Армстронгу деньги на покупку первого музыкального инструмента - корнета.

В новогоднюю ночь 1912 года Луи, отмечая праздник, выстрелил в воздух из чужого пистолета, после чего был арестован и помещен в дом для трудновоспитуемых подростков. Здесь он начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора.

После освобождения Армстронг вернулся домой, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжая учиться у нью-орлеанских музыкантов, периодически работал в джаз-оркестрах.

В 1918 году он перешел в коллектив тромбониста Кида Ори.

В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где два года играл в Creole Jazz Band.

Моцарт джаза Луи Армстронг Джаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга.

В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона, и переехал в Нью-Йорк. В этот период Армстронг участвовал в записях пианиста Кларенса Уильямса, а также записался на пластинки в составе различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами, в числе которых Гертруда "Ма" Рэйни, Клара Смит, Сиппи Уоллес, Бесси Смит.

В ноябре 1925 года Армстронг возвратился в Чикаго и осуществил запись первых хитов организованной им группы Hot Five. В мае 1927 года он создал группу Hot Seven. В июне 1928 года был записан хит West End Blues , считающийся одним из самых известных джазовых произведений.

В конце 1920-х годов он выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом и гастролировал в различных городах США - в 1929 году музыкант побывал в Нью-Йорке, где сотрудничал с оркестром Леона Расселла и Дюка Эллингтона, затем с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта играл в Калифорнии. В 1931 году посетил Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее.

В 1930-е годы Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только на родине, но и за рубежом. В промежутках между гастролями выступал с оркестром Чарли Гейнса, Кида Ори, Леона Расселла и другими.

В дальнейшем популярность Армстронга продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней музыкальной деятельности. Наиболее примечательны его выступления с Кози Коулом, Трамми Янгом, Билли Кайлом, певицей Велмой Миддлтон, Сидни Беше, Бингом Кросби, Билли Холидей, Эллой Фицджералд, а также Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза.

С 1947 года Армстронг работал с секстетом All Stars ("Все звезды").

Армстронг участвовал в джаз-фестивалях в Ницце (1948), Ньюпорте (1958), гастролировал во многих странах Европы, Латинской Америки, Африки, Азии. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1964 году стала хитом его песня Hello Dolly, выпущенная синглом. В 1968 году первые места в хит-парадах оккупировала исполненная им композиция What A Wonderful World .

Популярность Армстронга была связана не только с работой в студии, но и с кинематографом. Музыкант снялся в кинофильмах "Расподия в черных тонах" (Rhapsody in Black and Blue, 1932), "Пенни с неба" (Pennies from Heaven, 1936), "Хижина в небе" (Cabin in the Sky, 1943), "Новый Орлеан" (New Orleans, 1947),"История Гленна Миллера" (Glenn Miller Story, 1953), "Высшее общество" (High Society, 1956), "Парижский блюз" (Paris Blues, 1961), "Хелло, Долли! (Hello, Dolly!, 1969) и многих других.

Вместе с джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу " " Гершвина (1957).

Он написал две автобиографические книги "Свинг — это музыка" (1936) и "Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане" (1954).

В 1960 году на Аллее Славы Голливуда была открыта звезда Луи Армстронга.

6 июля 1971 года музыкант скончался в Нью-Йорке от сердечной недостаточности, которая привела к отказу почек.

Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории. Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу - импровизацию.

"Посмотри, как прекрасен мир. Я не могу дать тебе ничего кроме любви..." Луи Армстронг

Уникальный голос Луи Армстронга имитировался бесчисленными исполнителями на продолжении многих лет. Он сделал популярным скэт-пение, в котором больше использовались различные бессмысленные звуки, чем слова, а его музыкальное фразирование игры на трубе повлияло практически на каждого певца, появившегося на сцене после 1930 года, таких, как Бинг Кросби, Билли Холлидэй и Фрэнк Синатра. В добавление ко всему, прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический образ Луи Армстронга стали, пожалуй, основным и естественным фактором популяризации джаза. Молодые исполнители вдохновлялись, хотя бы однажды увидев его на сцене, и просто миллионы зрителей были очарованы джазом через волшебство музыки Армстронга. В поздние годы его творчества мировые турне Армстронга сделали его известным в качестве "Американского Посланника Мира".



Луи Армстронг родился в Нью Орлеане, 4 августа 1901 года (его свидетельство о рождении было найдено в середине 80-х, так что эта дата очень приблизительна) и вырос в бедном районе города, иногда выступая на улицах за гроши в качестве певца в вокальном квартете.


В новогоднюю ночь 1912 года Луи взял в руки пистолет и выстрелил в воздух, отмечая праздник, после чего был арестован и послан в дом для трудновоспитуемых подростков. Этот период жизни стал для него как музыканта отправным моментом, т.к. именно в доме для трудновоспитуемых он научился играть на корнете. Выйдя "на свободу" через два года, Луи начинает играть в джазовых группах Нью Орлеана. Когда Кинг Оливер, который покровительствовал Армстронгу, покидал Нью Орлеан, он порекомендовал Луи Киду Ори и его популярной в то время группе. Через 4 года Кинг Оливер пригласил своего протеже играть в Чикаго в своей группе Creole Jazz Band в качестве второго корнетиста.

В 1922-24 годах Кинг Оливер играет в лучших классических джазовых оркестрах и вскоре становится очевидно, что Луи начинает оттеснять маэстро своей игрой.

В 1923 году группа записывает сорок одну композицию для четырех лейблов и встречается с пианисткой Лили Харден, которая становится второй из четырех жен Луи Армстронга. Лили уговаривает Луи покинуть группу и перебраться в оркестр Fletcher"s Henderson в Нью Йорке, пожалуй самый популярный оркестр в то время. В то время музыканты Нью Йорка отставали в технике от музыкантов Чикаго. Наверно по-этому, игра Армстронга дала возможность местным музыкантам почувствовать новое направление. Луи стал записываться как аккомпаниатор блюзовых исполнителей, например, Бесси Смит и Ма Рэйни, а также вместе с другими музыкантами и группами: Сидни Бечетом и Blue Five Кларенса Вильямса. В 1925 году, после того как он покидает оркестр Хендерсона, Луи переезжает обратно в Чикаго и начинает свои знаменитые серии "Hot Five" и "Hot Seven".

В 1925-27гг вместе с кларнетистом Джонни Доддсом, трамбонистом Кидом Ори, пианисткой Лилли Армстронг и мастером банджо Джонни Сэнт-Сиром Армстронг записывает шедевр за шедевром - музыку, которая подняла и прославила ньюорлеанский джаз. Композиция "Cornet Chop Sue" изумила музыкальных ценителей (в этой композиции 1927 года Луи меняет корнет на трубу,), а композиция "Heebies Jeebies" стала хитом и окончательно сделала популярным скэт-пение. В 1928 году Армстронг играет в студийной группе The Savoy Ballroom Five. "West End Blues" с очаровательным вступлением трубы была признана многими, в том числе и самим Армстронгом, самой удачной записью - наряду с "Weather Bird", исполненной дуэтом с Эрлом Хайнсом.


Армстронг учавствует в различных ночных программах в Чикаго с большими группами Эрскина Тэйта и Каролла Дикерсона, оттачивая свое мастерство шоумена. Начиная с 1929 года, он начинает записываться как лидер сразу нескольких джазовых коллективов, создавая классические шедевры, как например, "I Can"t Give You Anything But Love". В последующую декаду имя Луи Армстронга становится своего рода визитной карточкой джаза, в 1932-34 он совершает два тура в Европу, играет несколько запоминающихся эпизодических ролей в кино и играет в большой свинговой группе. Самым запоминающимся в его музыкальной карьере стала совместная работа с Эрлом Хайнсом в 1928 году - волшебство игры Луи можно прочувствовать во всех записях, а его голос находится на пике эмоциональной выразительности.

В 1947 году Армстронг покидает большую группу и формирует сикстет "The All-Stars", в состав которого входят трамбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард и Эрл Хайнс. С ним Армстронг начинает непрерывные гастроли, которые будут длиться до самой его смерти.



Похожие статьи
 
Категории