Преступление и наказание кто такой лебезятников. «Двойники» героя и его «идеи» в романе «Преступление и наказание

17.04.2019

(«Преступление и наказание»)

«Служащий в министерстве», «молодой друг» и сосед Мармеладовых. Именно в квартире Лебезятникова (номера ) временно остановился Лужин по приезде в Петербург. Он считает себя опекуном Лебезятникова и видит в нем представителя поколения «передовой молодежи». Через восприятие Лужина поначалу и создается внешний и внутренний портрет этого персонажа (и попутно добавляются штрихи в портрет самого Лужина): «Петр Петрович презирал и ненавидел его даже сверх меры, почти с того самого дня, как у него поселился, но в то же время как будто несколько опасался его. Он остановился у него по приезде в Петербург не из одной только скаредной экономии, хотя это и было почти главною причиной, но была тут и другая причина. Еще в провинции слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. Это поразило Петра Петровича. Вот эти-то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки уже давно пугали Петра Петровича каким-то особенным страхом, совершенно, впрочем, неопределенным. Уж конечно, сам он, да еще в провинции, не мог ни о чем в этом роде составить себе, хотя приблизительно, точное понятие. Слышал он, как и все, что существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч., и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал смысл и значение этих названий до нелепого. <...> Вот почему Петр Петрович положил, по приезде в Петербург, немедленно разузнать, в чем дело, и если надо, то на всякий случай забежать вперед и заискать у "молодых поколений наших". В этом случае надеялся он на Андрея Семеновича и при посещении, например, уже научился кое-как округлять известные фразы с чужого голоса...
Конечно, он быстро успел разглядеть в Андрее Семеновиче чрезвычайно пошленького и простоватого человечка. Но это нисколько не разуверило и не ободрило Петра Петровича. Если бы даже он уверился, что и все прогрессисты такие же дурачки, то и тогда бы не утихло его беспокойство. Собственно до всех этих учений, мыслей, систем (с которыми Андрей Семенович так на него и накинулся) ему никакого не было дела. У него была своя собственная цель. Ему надо было только поскорей и немедленно разузнать: что и как тут случилось? В силе эти люди или не в силе?..»
А уже от повествователя добавлено: «Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно. Несмотря на все эти качества, Андрей Семенович действительно был глуповат. Прикомандировался же он к прогрессу и к "молодым поколения нашим" — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат. <...> Как ни был простоват Андрей Семенович, но все-таки начал понемногу разглядывать, что Петр Петрович его надувает и втайне презирает и что "не такой совсем этот человек". Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Петр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически, а в самое последнее время — так даже стал браниться. Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса; мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем! Кстати заметим мимоходом, что Петр Петрович, в эти полторы недели, охотно принимал (особенно вначале) от Андрея Семеновича даже весьма странные похвалы, то есть не возражал, например, и промалчивал, если Андрей Семенович приписывал ему готовность способствовать будущему и скорому устройству новой "коммуны" где-нибудь в Мещанской улице; или, например, не мешать Дунечке, если той, с первым же месяцем брака, вздумается завести любовника; или не крестить своих будущих детей и проч., и проч. — все в этом роде...»
Самый главный и благородный поступок Лебезятникова в романе, несмотря на все его глупости и нелепости, — он вывел на чистую воду негодяя Лужина, когда тот попытался представить воровкой.
В рассуждениях Лебезятникова о проблемах, кои обсуждаются в «их кружке» (может ли член «коммуны» входить к другому без стука, надо ли целовать руку женщине, «полезная деятельность» выше деятельности «какого-нибудь Рафаэля или Пушкина» и пр.), спародированы и окарикатурены идеи «литературных врагов» Достоевского, в первую очередь — и .
В рассказе «Бобок» («Дневник писателя», 1873) действует персонаж с такой же фамилией: , судя по имени, — как бы отец Лебезятникова из «Преступления и наказания». В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать... картина лебезятничества». И чуть далее важное уточнение: «Нигилизм — это лакейство мысли...»

Андрей Семенович Лебезяитников — молодой человек, друг господина Лужина. Это человек прогрессивных взглядов, служащий «в министерстве». Он следит за последними событиями в Европе, новыми течениями и идеями.

«…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Образ Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» это собирательный образ людей, которые во времена написания романа были носителями новых и модных тогда идей о коммунизме и жизни в коммунах, о всеобщем равенстве, феминизме и т.д.

Своими политическими взглядами Лебезятников щедро делится в своих высказываниях на страницах романа.В результате, Лебезятникова нельзя назвать ни отрицательным героем, ни положительным. Он трусоват, циничен, но при этом за свои идеалы он готов бороться и протестовать. В общем, он может быть и благороден, если это соответствует его политическим убеждениям.

История Лебезятникова

Лебезятников проявил смелость и выступил в защиту , когда Лужин оклеветал ее в день поминок ее отца, Мармеладова. Лужин обвинил Соню в краже 100 рублей. И только благодаря вмешательству Лебезятникова Соня доказала свою невиновность.Лебезятников, как известно из романа, давал книги Соне, которая та читала раньше, а последнее время перестала брать. Лебезятников пытался «просветить» ее и наставить на путь коммунизма. Соня, в силу мягкости характера, видимо, какие-то вещи с ним обсуждала, но в коммуну записываться не спешила.

Лебезятников также говорил, что ему нравится Соня как девушка и ценил ее человеческие качества. По словам Лебезятникова, он вел себя с ней более прилично, чем многие окружающие ее люди. Сама Соня действительно по-доброму относится к Лебезятникову — хотя Соня вообще по-доброму относится ко всем людям.

Бунтарский и протестный дух живет почти во всех высказываниях Лебезятникова. Вообще, слово «протест» — одно из самых ходовых слов в его речи.

Лебезятников Андрей Семёнович («Преступление и наказание»), «служащий в министерстве», «молодой друг» Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Именно в квартире Лебезятникова (номера Амалии Людвиговны Липпевехзель) временно остановился Лужин по приезде в Петербург. Он считает себя опекуном Лебезятникова и видит в нём представителя поколения «передовой молодёжи». Через восприятие Лужина поначалу и создаётся внешний и внутренний портрет этого персонажа (и попутно добавляются штрихи в портрет самого Лужина): «Пётр Петрович презирал и ненавидел его даже сверх меры, почти с того самого дня, как у него поселился, но в то же время как будто несколько опасался его. Он остановился у него по приезде в Петербург не из одной только скаредной экономии, хотя это и было почти главною причиной, но была тут и другая причина. Ещё в провинции слышал он об Андрее Семёновиче, своём бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. Это поразило Петра Петровича. Вот эти-то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки уже давно пугали Петра Петровича каким-то особенным страхом, совершенно, впрочем, неопределённым. Уж конечно, сам он, да ещё в провинции, не мог ни о чём в этом роде составить себе, хотя приблизительно, точное понятие. Слышал он, как и все, что существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч., и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал смысл и значение этих названий до нелепого. <…> Вот почему Пётр Петрович положил, по приезде в Петербург, немедленно разузнать, в чём дело, и если надо, то на всякий случай забежать вперёд и заискать у “молодых поколений наших”. В этом случае надеялся он на Андрея Семёновича и при посещении, например, Раскольникова уже научился кое-как округлять известные фразы с чужого голоса...

Конечно, он быстро успел разглядеть в Андрее Семёновиче чрезвычайно пошленького и простоватого человечка. Но это нисколько не разуверило и не ободрило Петра Петровича. Если бы даже он уверился, что и все прогрессисты такие же дурачки, то и тогда бы не утихло его беспокойство. Собственно до всех этих учений, мыслей, систем (с которыми Андрей Семёнович так на него и накинулся) ему никакого не было дела. У него была своя собственная цель. Ему надо было только поскорей и немедленно разузнать: что и как тут случилось? В силе эти люди или не в силе?..»

А уже от повествователя добавлено: «Этот Андрей Семёнович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почётных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно. Несмотря на все эти качества, Андрей Семёнович действительно был глуповат. Прикомандировался же он к прогрессу и к “молодым поколения нашим” - по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить её, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат. <…> Как ни был простоват Андрей Семёнович, но всё-таки начал понемногу разглядывать, что Пётр Петрович его надувает и втайне презирает и что “не такой совсем этот человек”. Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Пётр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически, а в самое последнее время - так даже стал браниться. Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своём кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса; мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем! Кстати заметим мимоходом, что Пётр Петрович, в эти полторы недели, охотно принимал (особенно вначале) от Андрея Семёновича даже весьма странные похвалы, то есть не возражал, например, и промалчивал, если Андрей Семёнович приписывал ему готовность способствовать будущему и скорому устройству новой “коммуны” где-нибудь в Мещанской улице; или, например, не мешать Дунечке, если той, с первым же месяцем брака, вздумается завести любовника; или не крестить своих будущих детей и проч., и проч. - всё в этом роде…»

Самый главный и благородный поступок Лебезятникова в романе, несмотря на все его глупости и нелепости, - он вывел на чистую воду негодяя Лужина, когда тот попытался представить Соню Мармеладову воровкой.

В рассуждениях Лебезятникова о проблемах, кои обсуждаются в «их кружке» (может ли член «коммуны» входить к другому без стука, надо ли целовать руку женщине, «полезная деятельность» выше деятельности «какого-нибудь Рафаэля или Пушкина» и пр.), спародированы и окарикатурены идеи «литературных врагов» Достоевского, в первую очередь - Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева.

В рассказе «Бобок» (ДП, 1873) действует персонаж с такой же фамилией: Лебезятников Семён Евсеевич, судя по имени, - как бы отец Лебезятникова из «Преступления и наказания». В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать… картина лебезятничества». И чуть далее важное уточнение: «Нигилизм - это лакейство мысли…»

» Достоевского.

Это один из наиболее отрицательных персонажей, в котором отразил мерзкий для него социальный тип. Но вместе с тем Лебезятников, наряду с Лужиным, - кривозеркальный двойник Раскольникова, необходимый автору, чтобы оттенить глубоко трагическую фигуру главного героя.

Этот приём использовался Достоевским и в других романах:

  • Ставрогин и Пётр Верховенский (« »);
  • Смердяков и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).

Образ Лебезятникова

Внешность персонажа говорит сама за себя. Это «худосочный и золотушный человечек малого роста», у которого очень белые волосы и бакенбарды «в виде котлет», которыми он особенно гордится. Это довольно молодой человек, служит он чиновником в каком-то министерстве. И как многие молодые люди того времени, он со страстью заинтересовался всякими новомодными идеями, которые даже Лужину кажутся «вольнодумными и безбожными».

Лебезятников известен в молодёжных кружках как пропагандист и «обличитель», сторонник теорий Дарвина и Фурье, противник законного брака и сторонник свободных отношений мужчин и женщин. Он считает себя образованным и просвещённым человеком. Однако при этом не знает ни одного иностранного языка, а все его знания о новейших научных и философских идеях - поверхностные. Всё, что он пытается пропагандировать и отстаивать, он на самом деле карикатурно искажает.

Образ Лебезятникова переполнен взаимоисключающими параграфами. Этот бунтарь и «обличитель» не смеет возражать любому, в ком видит реальную силу и власть, даже Лужину он предпочитает поддакивать. Мягкий и дружелюбный Лебезятников добивается выселения из дома Сонечки Мармеладовой, когда она не ответила взаимностью на его домогательства. «Образованный» Лебезятников в итоге оказывается довольно глупым и наивным человеком.

Характеристика

Лебезятникова Лебезятников - типичный «хипстер» того времени; это благополучный и пригретый системой молодой чиновник, играющийся новомодными идеями и движениями ради повышения собственного достоинства. Дело даже не в том, что сами прогрессивные идеи были противны Достоевскому-обскуранту (реальными прообразами Лебезятникова являлись литераторы из «вражеского стана» - Писарев и Чернышевский); главное состоит в том, что «прогрессивность» героя дальше громких слов не выходит.

«Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы!» - восклицает он, рассуждая о том, что такая простая, но полезная работа куда нужнее и «благороднее» для общества, чем деятельность Рафаэля или Пушкина. Однако чистить помойные ямы в реальности он не желает, а писать стихи - не умеет. Намёк на Чернышевского явно виден в том, что Лебезятников пропагандирует «коммуны» как новый и прогрессивный тип общества.

Чернышевский посвятил коммунам свой знаменитый огромный роман. Однако и с этой идеей, популярной в европейских и российских интеллектуальных кругах, Лебезятников, очевидно, знаком лишь поверхностно. В общем, довольно мерзкий и никчёмный персонаж. Однако взаимоисключающие параграфы на этом не заканчиваются: именно Лебезятников разоблачил своего бывшего лучшего друга - негодяя Лужина, когда тот пытался оклеветать Сонечку.

Несмотря на свою глупость, Лебезятников - в целом искренний персонаж, верящий в то, что пытается отстаивать, и это отличает его от того же Лужина - форменного злодея, который «вклинился» в прогрессивную среду из соображений личной выгоды. Поведение Лебезятникова у Достоевского - это «страсть», которая обязательно должна пройти с возрастом.

Лебезятникова Андрея Семеновича можно назвать отрицательным персонажем. Он играет не главную роль в романе, но тем не менее от этого персонажа зависит многое. Несмотря на свою честность, порой он ведет себя странным образом. Андрей Семенович любит порассуждать на тему коммун, о свободе любви, об эмансипированных женщинах, об устройстве общества в будущем. Достоевский изображает его сатиристическими средствами.

Лебезятников выглядит довольно жалким человеком, он пошловатый и глуповатый, хотя преподносит себя как всезнающего и всемогущего человека. Лужин по приезду в Петербург остановился именно у Лебезятникова и в последующем считал себя его опекуном, отзывался о нем как о представителе "передовой молодежи".

Несмотря на то, что в романе Лебезятников совершает один благородный поступок - в целом его образ все равно остается не благородным. Он выступает человеком, не состоявшимся как личность, выглядит самодуром.

Достоевский очень карикатурно описывает образ Лебезятникова. Для него даже тот факт, что Лебезятников является "истиным служителем" гуманистическим идеалам, ни на грамм не оправдывает Андрея Семеновича. Те идеи, которые провозглашает Лебезятников, разочаровывают Достоевсого. В романе можно легко проследить за отношением писателя к персоне Лебезятникова. Андрей Семенович просто напросто выглядит пародийно. Да и сама фамилия персонажа очень говорящая. Лебезятников - лебезит.

Он рассуждает на многие темы в своем кружке, считает, что ведет полезную деятельность. что служит на благо обществу и общественности. Но многие не воспринимают его всерьез.

Даже внешность его говорит сама за себя. "Худосочный и золотушный человечек малого роста". По описанию становится понятным, что испытывает автор к этому герою. Внешность Андрея Семеновича совершенно верно сопоставима с его внутренним миром и чертами характера. В молодежных кругах он известен как пропагандист, противник законного брака и сторонник свободных отношений. Его поведение со временем должно пройти, но в настоящий момент он молодой чиновник и его образ описан именно должным образом. Достоевский отражает все идеи Лебезятникова карикатурно. Андрей Семенович выглядит нечестным, смешным и самодовольным человеком.

В целом образ Лебезятникова двоякий, бинарный. Он бунтарь в глубине души, но обычно предпочитает помалкивать и поддакивать даже Лужину. Кажущийся образованным, на самом деле Андрей Семенович оказывается достаточно наивным и глупым. Несмотря на это, он достаточно искренен и свято верит в то, что пытается отстаивать, в отличие от Лужина, который вклинился в прогрессивную среду из-за личной выгоды.

Характеристика персонажа 2

Социально-психологический роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского – классика мировой литературы. Ф. Достоевский оказал влияние на мировую литературу. Его читают, а по произведениям создают представления. Автор умеет красочно и до мельчайших деталей раскрыть образы героев и перенести читателя в то время, когда развивались события в романе. Лебезятников – второстепенный герой в романе, но его важность сложно поставить под сомнение.

Кем же был Андрей Семенович Лебезятников? Этот образ в романе есть наиболее неприятным и отвергающим. С описания внешнего вида читатель понимает, что перед ним не самый приятный социальный тип. Молодой худощавый мужчина высокого роста. У него белые волосы и бакенбарды, которыми гордится. Хотя другие сравнивают их с котлетами. Служит в каком-то министерстве чиновником. Андрей Семенович интересуется разными «новомодными» идеями. Считает себя умным и образованным человеком, но все его попытки выразить своё мнение – карикатурны. Все его знания поверхностные, хорошо говорить он не умеет, а иностранные языки он не знает. Автор писал, что он является «пошляком», который быстро прирастает к новой идее, чтобы её окарикатурить и опошлить. Но его знают в молодёжных кружках. Он яростно выступает против законного брака и сторонник свободных отношений. Лебезятников – плохой оратор. Он только говорит о создании новой формы общества (очень неумело) и ничего не делает. С одной стороны – это бунтарь и свободомыслящий человек, но по характеру он мягкий. Никогда не перечит тем людям, в которых видит реальную силу. Например, он никогда не перечил Лужину, а наоборот только льстил.

Герой непоследователен в своих действиях. Сначала он даёт «прогрессивные» книги Соне Мармеладовой и выступает за свободные отношения, но когда узнаёт о том, чем она занимается – добивается ее выселения из дома. Единственный хороший поступок, который он совершил – раскрыл настоящего преступника, когда Лужин пытался подставить Соню Мармеладову в воровстве.

Лебезятников – это сатирический образ, которым действует страсть. Его нельзя считать цельной личностью, так как поступки всегда противоречивы.



Похожие статьи
 
Категории