Презентация - Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Путь. Декабрьское сочинение тема путь - материалы для подготовки к егэ по русскому языку Наброски к будущему сочинению

20.06.2020

Четвёртое направление "Путь".

Вот какое определение даёт ФИПИ: «Путь» – это направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения». Вот так прокомментировано это направление.

ПУТЬ. Самое широкое направление из всех представленных. В нём предлагается поразмышлять о таком понятии как «путь», причём рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и до размышлений об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь может привести.

КАКИЕ ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ:

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.
Дорога домой.
Моё увлекательное путешествие.
Духовные искания главных героев.
Жизнь – это путь.
Иногда хочется уехать в никуда.
Когда находишься в дороге.
Дорога без начала и конца.

КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

Гомер «Одиссея».
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Л.Н. Толстой «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
М.А Булгаков «Бег», «Мастер и Маргарита».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
В.А. Каверин «Два капитана».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пословицы и поговорки о дороге, которая «сопровождает» нас всю жизнь.

Дорога – от села до села, а по всей земле повела.
Дорога вместе, табачок пополам.
Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идёт.
Дорогу осилит идущий.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
Если своему врагу дашь дорогу, сам останешься без дороги.
Знакомая дорога короткой кажется.
Знакомая кривая дорога короче, чем незнакомый прямой путь.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Всякому своя дорога.
Начал идти – одолел полпути.
Не ищи просёлочной, когда есть столбовая.
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Одному ехать и дорога долга.
Открытому сердцу дорога открыта.
Плохо, когда из близкой дороги выходит дальний путь.
Порой даже не выходя из дома, мы пускаемся в долгий путь.

НАБРОСКИ К БУДУЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.

И диапазон размышлений широк, и диапазон литературных произведений соответственно. Сегодня рассмотрим произведение, на материале которого можно написать итоговое сочинение по тематическое направлению «Путь».
Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь этот роман не об отцах и детях, а о пути человека!

1. Вступление здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, великий русский писатель середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах – героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» – это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

2. Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы:
Какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?
Что изменяется во взглядах и в нём самом?
К чему герой приходит в итоге?
Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.
Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощёнными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни.
Это тезис. Докажем его.
1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это родители, братья Кирсановы, Анна Одинцова. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом, не признаёт никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова он всё же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражён чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого чувства.
4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует во сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде тёмного леса. А такой лес в народном сознании – что-то непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признаёт, как и неоднозначность личности своего оппонента.
5. Перед смертью Базаров признаётся: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! К ним надо подобрать иллюстративный материал из романа.

3. Заключение

Здесь надо повторить тезис или перефразировать его, не забыв упомянуть автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

по теме «Дорога без начала и конца»

«Дорогу осилит идущий», – сказал когда-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремлённый и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.
Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем незнакомым людям самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А. Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».
Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе, женился, обзавёлся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила всё по-своему.
Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Долго воевать ему не пришлось, так как он попал в плен. Находясь в плену, Андрей ведёт себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых сильных эпизодов. Герой, не закусывая, пьёт три стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведёт себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлебом со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером взаимопомощи и поддержки в тяжёлый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибла…Кульминацией повести является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!» Ваня вернул к жизни Соколова, а тот дал шанс на жизнь Ване.
Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелёгкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любой путь. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода окончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдём по своему пути.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПУТЬ»

Творческий путь? Путь жизненных исканий? Путь пешехода из пункта А в пункт В? Каких тем ждать в этом тематическом направлении и на что настраиваться? Попробуем разобраться вместе. Здесь нам на помощь приходят создатели итогового сочинения, которые пишут: направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Вроде бы, всё понятно. Однако давайте обратимся к деталям.

Проанализировав те данные, которыми поделились с нами организаторы сочинения, Андрей Георгиевич Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова, сформулировал следующий, очень удачный на наш взгляд, список возможных тем в рамках тематического направления «время». Рекомендуем воспользоваться!

  • О чём рассказала дорога.
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Путешествие в будущее.
  • Путешествие в прошлое.
  • Почему тема дороги часто присутствует во многих произведениях литературы?
  • Путешествие по Петербургу Ф. М. Достоевского.
  • Прогулки по булгаковской Москве.
  • Путешествие по Росси с литературным героем (героями).
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Как достичь цели своей жизни?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • Как противостоять ударам судьбы?
  • Подлинные и мнимые ценности в жизни человека.
  • Всегда ли цель оправдывает средства?
  • Проблема ложной цели в жизни.
  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский).
  • «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…» (Н. Фёдоров).
  • Поиски нравственного идеала в литературе.

Рекомендуем, но ни в коем случае не утверждаем, что именно одна из этих тем станет «вашей» на итоговом сочинении! Напоминаем, что темы составляются для каждого региона России индивидуально и станут известны только в день написания итогового сочинения. Тогда зачем нам этот список? Прочитайте его внимательно еще раз. Не правда ли, темы здесь можно разделить на три основных блока: «Путь поиска, познания, духовных исканий» и «Путешествие, странствие». Но путь в любом случае останется центральным понятием той или иной темы, а значит, мы можем сделать некоторые заготовки еще перед сочинением. Мы можем подготовить чуть ли не самую значимую часть сочинения - так называемые «сильные места текста».

Что такое «сильные места текста»? Это те фрагменты текста, которые привлекают особое внимание читателя и могут произвести на него особенно сильное впечатление. «Сильными» традиционно считают эпиграф, заголовок, вступление и заключение. Две из этих четырех позиций мы запросто можем подготовить заранее.

В качестве эпиграфа к своему сочинению вы можете использовать короткую фразу, которая бы гармонировала с выбранной вами темой. Это может быть пословица или афористическое высказывание. Существует множество сайтов с тематическими подборками пословиц и афоризмов на любую тему. Выберите десять-двенадцать понравившихся (желательно, разных по смыслу), запомните и спокойно используйте на сочинении. Кстати, афористическое высказывание также может послужить элементом вступления, аргументом или удачно завершить ваше сочинение. Приведем здесь несколько афоризмов о пути.

  • Теряются только те, кому есть, куда идти. (Карлос Руис Сафон)
  • Не хвались, собравшись идти, а хвались на обратном пути. (Индийская пословица)
  • Самый короткий путь — иногда самый долгий. (Нил Гейман).
  • ... Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них. (Библия. Ветхий завет)
  • Я иду медленно, но зато я никогда не двигаюсь назад. (Авраам Линкольн)
  • Говорят, что самая трудная часть пути — это первый шаг.
  • Есть пути, которые должны быть пройдены с чистыми руками и своею волею. (Николай Рерих).
  • А между тем ведь все идут к одному и тому же, по крайней мере, все стремятся к одному и тому же, от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами. (Федор Михайлович Достоевский)
  • Есть много дорог, которые ведут к вершине. Но пейзаж остается неизменным. (Китайская пословица)
  • Как во всякой хорошей истории о Пути, ключ приходит прежде знания о том, как им воспользоваться. (Макс Фрай)
  • У каждого есть дух, который нужно совершенствовать; тело, которое должно быть тренировано; и путь, который должен быть пройден. (Морихэй Уэсиба)

Мы уже говорили о разновидностях вступления, вспоминали и об историческом, и о биографическом, и об аналитическом, и о многих других. Создавая итоговое сочинение, вы можете воспользоваться любым видом вступления, однако тем, кто хочет действовать наверняка и подготовить вступление заранее, рекомендуем воспользоваться вступлением лирическим. Те, кто знают, о чем мы, могут возразить: ведь лирическое вступление часто называют «высшим пилотажем», формой работы, которая доступна только «пишущим». Да, наверное, если речь идет о необходимости написать такое вступление «в режиме онлайн», прямо здесь и сейчас. А когда спешить не надо и есть возможность сделать заготовку, эта форма вступления доступна для каждого. А еще такое вступление писать интересно и приятно.

Воспользуйтесь методом, который пригодится, когда необходимо создать текст в жанре эссе. Если не пользоваться длинными скучными определениями, то эссе можно назвать сочинением в свободной форме, которое включает в себя мысли и чувства автора. Попытайтесь ответить на вопрос, чем же путь, дорога является именно для вас. Уделите внимание деталям, ощущениям. Здесь вы можете совмещать возвышенные определения и бытовые мелочи. Можете для начала попрактиковаться таким образом: придумайте десять предложений, которые начинались бы с фразы «Путь - это». Предложения могут получиться самыми разными, например:

  • Путь - это смысл жизни любого человека
  • Путь может быть простым или сложным, но каждый должен пройти его с достоинством
  • Путь - это приключение
  • Путь - это запах железной дороги

Когда у вас наберется достаточное количество предложений из них, сочетая их по собственному усмотрению (представьте, что перед вами конструктор), вы сможете составить даже не одно, а несколько лирических вступлений, которыми легко сможете воспользоваться при создании итогового сочинения.

И последнее. Какими произведениями можно воспользоваться, если вы собираетесь в своем сочинении раскрывать тему пути? Приведем несколько примеров:

  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Здесь путь - это и первое большое путешествие Петруши Гринева из дома на службу, и жизненный путь главных героев, будь то сам Петр, Маша Миронова или Емельян Пугачев.
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Здесь, конечно же, речь пойдет о пути духовных исканий главного героя, Родиона Раскольникова - от чудовищной теории и убийства до раскаяния и обретения внутренней гармонии.
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Каждый герой проходит собственный путь, но особенно интересно будет посмотреть на путь духовных исканий Понтия Пилата, на то, как его путь земной, особенно тяжкий, почти невыносимый в конце, сменяется путем вечным.
  • «Мертвые души». Н.В. Гоголь отправляет своего главного героя, Чичикова, в путешествие по России. Путешествуя, он встречает самых разных персонажей, попадает в самые разные «декорации». Из этих образов читатель может составить портрет России, современной писателю и вечной. Недаром Гоголь заканчивает свою поэму известнейшим лирическим отступлением: «Русь, кудa ж несешься ты? Дaй ответ. Не дaет ответa. Чудным звоном зaливaется колокольчик; гремит и стaновится ветром рaзорвaнный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть нa земли, и, косясь, посторaнивaются и дaют ей дорогу другие нaроды и госудaрствa».
  • Лирика. О дороге и жизненном пути писали практически все классики русской литературы. Здесь ваш выбор безграничен, а процесс поиска нужных стихотворений может оказаться весьма увлекательным.

Здесь мы привели примеры классики отечественной литературы. Однако помните, что использовать на сочинении вы можете примеры и из литературы современной. Также вы можете использовать в качестве аргументов и произведения зарубежных авторов.

Вдохновляйтесь! И не бойтесь сочинения: это отличный повод поразмыслить о важном, проявить себя и открыть в себе новые таланты;)

О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, один из плеяды великих русских писателей середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах — героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы: какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?

Что изменяется во взглядах и в нем самом?

К чему он приходит в итоге?

Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.

План сочинения можно представить в виде логических схем. Определение-тезис - «подтезис» +иллюстрации из текста (их может быть несколько). Так вы от темы не отойдете, а это главный недочет в сочинении.

Итак, Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощенными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни . Это тезис.

Докажем это.

  1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это братья Кирсановы, Анна Одинцова, родители. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
  2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом (и правильно!), не признает никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя - «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова все же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
  3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражен чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого.
  4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует в сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде темного леса. Темный лес в народном сознании - что-то незнаемое, непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признает, как и неоднозначность личности своего оппонента.
  5. Перед смертью Базаров признается: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! Подберите к ним иллюстративный материал из романа!

Заключение

В заключении надо повторить тезис на новом уровне, или перефразировать его, не забыв автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь (ТЕМА и НАПРАВЛЕНИЕ!) человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить - не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно…

Позволю себе повториться: чтобы не отойти от темы, идите по логической цепочке: вопрос - ответ (тезис) - аргументы («подтезисы») - иллюстративный материал из текста.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба - слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания - это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер - оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик - своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели - к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа - это путь Наполеона: через кровь - к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал - это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный - исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого - страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое - это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет - и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека - вне времени и пространства в обычном понимании.
Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С мотивом дороги тесно

Задание:

  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»

Следующий блок: «

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

над следующими вопросами :

Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?

выбором жизненного пути героями .

А. Блок «На железной дороге»

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

- Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Какие вопросы решают?

«Путь праведников».

И.С. Тургенев «Живые мощи»

  • Кто такие праведники?
  • Чему учат нас праведники?

«Дороги войны » - обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

Рассмотрим вопросы:

  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена

«Путь к мечте» Рассмотрим произведения :

А. Грин «Алые паруса»

В. Каверин «Два капитана»

Примерные вопросы

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?

Дорога творчества произведений:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • Писатель среди людей

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому сочинению

По тематическому направлению «Путь»

Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.

С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий . По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Задание:

Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

  • А. Никитин «Хождение за три моря»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
  • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

Следующий блок: « От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

  • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами :

  • Каковы дорожные впечатления героя?
  • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
  • Какие вопросы решает автор в произведении?
  • Как рисует путь русского народа?
  • Каким видит путь развития страны?
  • Какие образы, символы использует для создания образа России?

Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

М. Шолохов «Донские рассказы»

Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?
  • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
  • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
  • Как решается проблема выбора своего пути героем?
  • Как характеризует его этот выбор?
  • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
  • Что значит перепутье в отношении страны?
  • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями . Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

А. Блок «На железной дороге»

Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: « Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

  • Как складывается жизненный путь героев?
  • От чего или кого это зависит?
  • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
  • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
  • Как изменяется в течение жизни?
  • Какие уроки для себя извлекает?
  • Как и почему происходит духовное возрождение?

В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание - это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
  • Что значит духовные, нравственные искания?
  • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
  • Какие вопросы решают?
  • Что помогает преодолеть духовный кризис?
  • Какими нравственными качествами обладают?
  • К чему приходят в результате?

Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

И.С. Тургенев «Живые мощи»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Рассмотрим следующие вопросы:

  • Кто такие праведники?
  • Какими качествами они обладают?
  • Чем отличаются от других людей?
  • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
  • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
  • Чему учат нас праведники?
  • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

«Дороги войны » - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Рассмотрим вопросы:

  • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
  • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
  • Боевой путь одного человека и всей страны
  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена
  • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
  • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения :

А. Грин «Алые паруса»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Каверин «Два капитана»

И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль (А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

Примерные вопросы , над которыми стоит поработать:

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?
  • Что делают, чтобы мечта стала явью?
  • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
  • Как проявляют себя на пути к мечте?
  • Чем обернулось для них осуществление мечты?

Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Рассмотрим такие вопросы, как

  • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
  • Писатель среди людей
  • В чём он видит своё предназначение?
  • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
  • Какое наследие оставил писатель?

Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Дорога - это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.




Похожие статьи
 
Категории