Презентация по орксэ семья мировые религии. Семья

06.08.2020

Наумова Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов
ГБОУ школа№ 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Основы мировых религиозных культур.
Семья.

[Скачать]

Методическая разработка урока в начальной школе

Предмет: основы религиозных культур и светской этики

Предметный модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Семья»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать представление о семье как о базовой ценности общества в традиционных религиях России.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со значением слова «семья», его происхождением;

Сформировать представления об отношении к семье в традиционных религиях;

Развивающие:

Развивать речь, логическое мышление, внимание, память;

Развивать навыки работы с информацией и фотоматериалами;

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей семье;

Воспитывать в ребенке чувство ответственности за семью.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать значение слова «семья»;

Объяснять смысл пословиц о семье.

Личностные:

Уважительно относиться к членам семьи;

Понимать свою причастность к семейному коллективу;

Чувствовать ответственность за каждого члена семьи.

Метапредметные:

Развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

Формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

Формировать умение взаимодействия в группах.

Оборудование и материалы к уроку:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» - учебник для 4-5 классов, Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др.

Дополнительный материал: справочники, словари, пословицы, поговорки и высказывания о семье;

Иллюстративный материал: листы с изображением солнышка и незаконченными предложениями;

Наглядный материал: дерево и ленточки.

Формируемые на уроке УУД:

Личностные:

Формирование способности к самооценке;

Регулятивные:

Формирование умения самопроверки и взаимопроверки.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других;

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

Формирование умения согласованно работать в группе и коллективе.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Выбор оснований и критериев для сравнения;

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

Использование материала для нахождения ответов на вопросы;

Формулирование способа выполнения задания;

Умение действовать по аналогии;

Установление причинно-следственных связей.

Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, доступ к интернет ресурсам.

Структура учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса (1 минута)

Психологический настрой учащихся на урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на занятие.

2. Осмысление учебной задачи

(5 минуты)

Подводит к теме урока через обобщение ответов на загадки

Делают вывод о теме урока через обобщение ответов на загадки и вывод о целях урока

3. Изучение нового материала

(31 минута)

Обсуждает с учащимися значение слова «семья».

Предлагает подобрать ассоциативный ряд к этому слову.

Обращает детей к ребусу.

Предлагает поразмышлять о взаимоотношениях в семье на основе легенд и притч, пословиц и поговорок.

Дети высказывают предположения о значении слова «семья», читают определение в словаре. Выстраивают ассоциативный ряд к этому слову.

Читают легенды и притчи, делают выводы об их смысле.

Физминутка

(1 минута)

Настраивает учащихся на небольшой отдых.

Ученик проводит физкультминутку

Учитель обращает внимание учащихся на отношение традиционных религий России к семье.

Предлагает обсудить отношения детей и родителей в православной семье, сравнить с отношениями в семьях в других религиях.

Организует работу в группах -поиск ответов на вопросы по материалам учебника.

Организует учебную дискуссию по нахождению отличительных признаков священных сооружений.

Предлагает на листочках дописать предложения и обсудить получившиеся ответы.

Ученики обсуждают отношение традиционных религий России к семье.

Обсуждают отношения в семьях в традиционных религиях.

Работают в группах. Делают вывод о значимости семьи во всех религиях.

Определяют, какое священное сооружение они видят на иллюстрациях.

Дописывают предложения, обсуждают получившиеся предложения.

5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока.

Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся на уроке.

Обобщают сведения, полученные на уроке, самооценка.

6. Организованный конец (1 минута)

Разъясняет домашнее задание.

Благодарит за урок.

Записывают домашнее задание.

Благодарят учителя.

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

Словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;

Наглядные методы – метод иллюстраций, демонстраций, ассоциаций;

Метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – анализ графической и текстовой информации, конспектирование;

Метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа.

Формы организации работы на уроке:

Коллективная работа,

Самостоятельная работа,

Работа в группах и парах.

Средства обучения:

Материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;

Идеальные – средства наглядности, учебные компьютерные программы по теме урока.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

Ход урока

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро»

– Доброе утро и солнцу и птицам.

– Доброе утро улыбчивым лица,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Осмысление учебной задачи

С хорошим настроением мы начинаем наш урок. Говорить будем о важной и близкой для каждого человека теме. А о чем именно, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? -

Лишь заботливая... (мама)

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый... (папа)

3. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Молодцы, ребята с загадками мы справились. А что общего между отгадками? Назовите одним словом.

Сегодня мы поговорим о семье. (На интерактивной доске появляется слайд «семья»).

На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке? (слайд 2)

3. Открытие нового знания

Ребята, а что же такое семья? Пока мы с вами обсуждаем ответ на этот вопрос, один ученик посмотрит значение слова «семья» в толковом словаре, а другой будет искать значение этого же слова в интернет-словаре.

Как вы думаете, кто еще является членами семьи? А как еще по-другому можно назвать всех членов семьи?

На партах у вас лежат листы с изображением солнышка. Напишите в центре солнышка «семья», а на его лучиках слова, с которыми оно ассоциируется.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы своё задание - легенда, притча, пословицы, поговорки и высказывания о семье. После того, как вы познакомитесь с содержанием вашего текста, мы обсудим его.

Итак, ребята 1 группы читали «Легенду о мудреце». (Приложение 1)

Расскажите о чём это легенда? Какой совет мудрец дал членам семьи, которые к нему обратились? Как вы его понимаете?

Ребята 2 группы читали притчу «Дружные братья». (Приложение 2). Расскажите о чём эта притча? Почему у нее такое название? В чём её смысл?

Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА (слайд 4).

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Ребята 3 группы читали библейскую притчу о Ное и его сыновьях. (Приложение 3). О чём эта притча? Чему она учит? Как вы думаете, в каком случае родители могут говорить про своих детей «наша опора и защита»?

4. Физминутка. Давайте немного отдохнем.

А теперь мы поговорим об отношении традиционных религий России к семье.

Семья - мама, папа, братья и сестры - играет большую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется церковью. Какие значения этого слова мы знаем? Так семья в православии называется малой церковью. Семья в православии - это школа любви. Учиться любить здесь могут все - и папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека и тем более члена своей семьи. Любви к ближним и своим родным учили все святые, даже если они порой и ругают тебя. Сейчас ребята расскажут нам о преподобном Сергии Радонежском, который всю жизнь проповедовал любить ближних и почитать своих близких. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся) (Приложение 4) (слайд 5,6).

Как вы думаете, стоит ли обижаться на родителей, когда они вас ругают? Почему?

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из самых важных ценностей? На страницах учебника мы увидели фотографии священных сооружений христиан, иудаистов, мусульман и буддистов. Как определить, какое сооружение в какой религии является священным?

Что же такое семья? Переверните листок с солнышком и закончите предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я люблю бабушку и дедушку за то …

3. Я люблю вместе с братом (сестрой) вместе …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать …

5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? (На доске появляется дерево).

Я предлагаю вам украсить наше дерево ленточками. Если вам на уроке было все понятно, работали с интересом, то украсьте дерево зеленой ленточкой, а если не все удалось, были трудности в понимании материала, то повесьте красную ленточку (слайд 8).

Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми (слайд 9).

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

6. Организованный конец.

Спасибо за урок.

Приложения к методической разработке

Предлагаемая информация для учащихся

Приложение 1

Легенда о мудреце

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…

Приложение 2

Притча «Дружные братья»

В одном селе жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разным сторонам села, они жили в полном согласии, помогая друг другу.

Однажды осенью братья собрали урожай и поделили всё поровну. В ту ночь старший брат подумал: «Мы поделили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне. Встал старший брат и ночью отнёс младшему мешок своего зерна. А в это время младший брат тоже лежит и думает: «Нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне». Под утро младший также украдкой отнёс мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнёс брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»

А, это ты, куда так поздно?

В возрасте 10 лет юного Варфоломея (такого имя, которое родители дали Сергию Радонежскому при рождении) отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей заметно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и совестили его, сам же мальчик со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Низко поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания, о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:

При солнышке тепло, при матери добро.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. В.А. Сухомлинский

В семейной жизни главное - терпение... А.П. Чехов

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак

Приложение 6

Петриенко Ольга Михайловна

2012
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня, особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность, как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:


  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:


  • ориентации содержания модуля «основы мировых религиозных кльтур»на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного модуля, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» - это введение в религиозно-культурную традицию России.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет обязательным для учеников 4 класса.
Курс призван воспитывать толерантность к другим культурам, и направлен на то, чтобы дети могли узнать о традициях разных религий. При этом каждый ребенок вправе выбрать один из 6 предложенных модулей.

В МБОУ «Гимназия №22» г. Майкопа родителями учащихся был выбран учебный модуль Основы мировых религиозных культур». Этому выбору предшествовал целый ряд мероприятий, предпринятый администрацией гимназии. В связи с предстоящим введением в школьную программу учебного курса «Основы мировых религиозных культур» была разработана так называемая дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».


№п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

1.

Изучение нормативных правовых актов Министерства образования и науки Республики Адыгея по вопросу введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

2011-2012 гг.

Администрация

2.

Проведение педагогического совета по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

февраль 2012

Администрация

3.

Проведение разъяснительной и информационной работы среди родителей обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь-февраль 2012



4.

Проведение родительских собраний по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

5.

Похождение курсовой подготовки на курсах повышения квалификации педагогических работников, которые будут преподавать комплексный учебный курс ОРКСЭ и формирование заявки на январь 2012приобретение учебников по комплексному курсу ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Швецова Н.Н..

6.

Проведение административного совещания по внесению изменений в учебный план гимназии в связи с введением в 4-х классах комплексного учебного курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года

январь 2012

Директор Андреева И.В.

7.

Формирование нормативной правовой базы (локального акта) по обеспечению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

сентябрь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

8.

Изучение методических, консультационных, информационных материалов по сопровождению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

2011-2013 гг.

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

9.

Организация встречи родителей с преподавателями комплексного учебного курса ОРКСЭ для ознакомления с особенностями содержания, формами и методами педагогической работы

сентябрь - октябрь 2012

Администрация

10.

Создание для введения комплексного учебного курса ОРКСЭ необходимых условий, включающих: -организационно-управленческие; -организационно-педагогиеские; -информационное сопровождение; -нормативное правовое обеспечение; -учебно-методическое обеспечение;

март – сентябрь 2012

Администрация

11.

Участие в работе семинаров-совещаний по обмену опытом работы по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ

2012-2013 гг.

Администрация

12.

Подготовка и размещение информации о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте гимназии

сентябрь 2012

Петриенко О.М. Портненко Л.В.

Согласно данному плану мероприятий на первом общешкольном родительском собрании было представлено содержание и краткая характеристика двух основных модулей: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». На втором собрании родителями был сделан выбор в пользу учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Результаты выбора родителей 3-х классов на 12.03.2012г.



Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

1. Основы православной культуры

0

0

2. Основы исламской культуры

0

0

3. Основы буддийской культуры

0

0

4. Основы иудейской культуры

0

0

5. Основы мировых религиозных культур

118

99%

1-против


6. Основы светской этики

0

0

Всего:

118

99%

После представленного материала родители заполнили заявления.

Директору


МБОУ «Гимназия №22» Андреевой И.В.

от родителей учащегося (йся)_______ класса

____________________________

Домашний адрес и контактный номер телефона:

_________________________________

Заявление.

Основываясь на наших конституционно закрепленных и международно признанных неотъемлемых правах на выбор нравственного и культурного воспитания нашего ребенка, в соответствии с нашими убеждениями и нашей культурой, будучи проинформированы о содержании Примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа), разработанной в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., просим Вас:

Предоставить нашему (моему) ребенку ____________________________, возраст ____ лет, учащемуся (учащейся) ______ класса, возможность изучать, в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль_______________________________________________________________________

В рамках изучения данного модуля ______________________ против ознакомительных экскурсий в храмовые сооружения мировых религий.

Родители:

______________________________________________________________ (ФИО, подпись)

Дата _____________________

Кроме того, достаточно убедительным доводом в пользу введения именно данного модуля в нашей школе может являться и тот факт, что с 5 класса учащиеся начинают изучать предмет «Мировая художественная культура». Программа 5-6 классов этого предмета построена на основе изучения мифологических и библейских сюжетов в искусстве, а в 7-8 классах на основе традиций мировых религий. Таким образом, введение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» в МБОУ «Гимназия №22» является логическим предшествующим этапом для изучения и остальных предметов школьной программы.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики», автор А.В. Данилюк.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» ,должно обеспечить:


  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп»

Приоритетные направления и перспективы

преподавания курса ОРКСЭ по модулю

«Основы мировых религиозных культур»

высшей квалификационной категории

Петриенко Ольга Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Путинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

«Семья»

Подготовила: Степанова Лидия Григорьевна,

учитель начальных классов

Путино, 2014

План – конспект урока

1. Тема урока: Семья

2. Дата проведения: 2014-2015 учебный год

3. Класс: 4

4. Тип урока: комбинированный урок

5. Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся школы I ступени (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

6. Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

Формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействовать в группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,

Обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,

Воспитание уважения к членам своей семьи.

7. Используемые учебники и учебные пособия:

Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».

9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».

10. План изучения материала:

1) Что такое «семья»?

2) Как традиционные религии относятся к семье?

3) Как должны относиться друг к другу родные люди?

4) Как составить семейный герб?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

2. Осмысление учебной задачи

3. Целеполагание

4.Открытие нового знания

5. Физминутка

6.Домашнее задание

7. Закрепление

8. Рефлексия

Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите тот «смайлик», который больше нравится.

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему.

О чём мы поговорим на уроке? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья»)

Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?

Мы также ответим на вопросы:

1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?

3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Как вы понимаете слово «семья»?

Давайте узнаем о происхождении этого слова.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».

Напишите качества дружной семьи.

Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?

Каждая группа получает задание.

Проверяем.

Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

Как называются люди, объединённые одной семьёй?

Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь?

А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся?

Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?

Что же такое семья?

Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба.

Каким может быть герб?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть изображено на гербе?

Дома вы нарисуете ваш семейный герб.

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

На доске записаны незаконченные предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я доверяю свои тайны …

3. Я люблю бабушку за то …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать …)

Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и прикрепите свой смайлик к словам «семья» или «дружная семья».

Я приготовила вам подарок.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом».

Выходят к доске и выбирают «смайлики».

Ученица читает:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

О семье.

Что такое «семья»?

Для чего люди создают семью?

Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

Как традиционные религии относятся к семье?

Выстраивают ассоциативный ряд.

Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении».

2-3 ученика рассказывают о своих семьях.

Называют признаки дружной семьи.

Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»

Дети пишут качества дружной семьи.

Как должны жить люди в браке?

(Групповая работа)

Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Ответы учащихся 1-4 групп.

Родственники, родные.

Родителей: маму и папу.

Дети, ребёнок, сын, дочь.

Бабушки и дедушки.

Дядями и тётями.

На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм построить.

Ответы детей. Дети пишут слова на листочках и прикрепляют к доске вокруг слова «семья».

Возможные ответы учащихся

Продолжают предложения.

Регулятивные УУД (оценка)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУДП

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Личностные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. : Просвещение, 2012.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 8.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 10.

Просмотр содержимого презентации
«ОМРК»

Семья

Основы мировых религиозных культур

Степанова Л. Г. учитель начальных классов МБОУ «Путинская СОШ»



У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.




Понимание Любовь

Уважение Доверие

Доброта Забота

Помощь Дружба


  • 4. Одно из главных назначений семьи в буддизме – это ответственность и забота – о детях, о родителях, о монахах.

В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья


  • Счастлив тот, кто у себя дома.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • При солнышке - тепло, при матери – добро.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть.





  • 1. Музыка с песней «Родительский дом» с диска.
  • 2. http://yandex.ru/images

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов

Боголюбово, 2012

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

План изучения материала:1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?

Этапы урокаI. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия

I. ВызовЦель: выявить эмоциональный настрой детей, настроить на работу.
Задание: выберите то «солнышко», которое больше нравится.

Слайд №10

II. Осмысление
учебной задачиЦель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме «Семья».
Задание:
Сформулировать вопросы по теме урока, на которые нужно найти ответ.

Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы.

Слайд №11

III. Открытие нового знанияЦель: изучение нового материала.
Задания:
1. Выстроить ассоциативный ряд со словом «семья».
2. Узнать происхождение слова «семья».
3. Рассказать о своей семье.
4. Назвать признаки дружной семьи.

Слайд №12

III. Открытие нового знанияЛегенда
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек,
но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров.
И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил
их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный
совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: понимание, любовь,
доверие, доброта, забота, помощь, дружба.»

Слайд №13


5. Групповая работа. (Работа с учебником): Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Слайд №14

III. Открытие нового знанияЗадания:
6. Прочитать библейскую историю и ответить на вопрос: Как дети должны относиться к своим родителям?

Слайд №15

III. Открытие нового знанияУ Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.

Слайд №16

III. Открытие нового знанияЗадания:
7. Вспомнить пословицы, поговорки, стихи о семье.
На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм
построить.

Урок 28. Семья. Как традиционные религии относятся к семье. Семья занимает большое место в религиозных традициях. В православии семья именуется малой или маленькой Церковью. Брак считается одним из таинств христианских. Жить в браке - жить в любви. Иудаизм. Брак и рождение детей считается одной из важнейших заповедей. Ислам. Брак это обязанность, дети - знак божьего благоволения. Ведущая роль матери в воспитании, после совершеннолетия – отца. Воспитание любви и уважения к старшим, к родителям. Буддизм. Верующие в буддизме: монахи из общины и миряне (вне ее). Для мирян семья – важная часть жизни. Брак заключается ради счастья двоих и ради интересов общины. Главное назначение семьи - ответственность и забота и детях, о родителях, о монахах. Материнская любовь в буддизме есть идеал человеческих взаимоотношений.

Слайд 22 из презентации «Модуль «Основы мировых религиозных культур»» к урокам религии и этики на тему «Модули ОРКСЭ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке религии и этики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Модуль «Основы мировых религиозных культур».pps» можно в zip-архиве размером 1965 КБ.

Скачать презентацию

Модули ОРКСЭ

«Модули ОРКСЭ» - Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Основы исламской культуры. Основы светской этики. Основы иудейской культуры. Учебники по курсу. Нормативно-правовая и методическая документация. Основы мировых религиозных культур. Цели и характер нового учебного курса. Основы православной культуры.

«Модули» - Воспитание детей. Синагога и ее устройство. Учебный модуль «Основы светской этики». Выбор нравственных образцов. Молельная комната. На занятиях курса ОРКСЭ. Мусульманская семья. Дети в буддизме. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Нормативно-правовая основа. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

«Модуль «Основы мировых религиозных культур»» - Учебные модули. Россия – наша Родина. Семья. Религии мира и их основатели. Любовь и уважение к Отечеству. Паломничества и святыни. Добро и зло. Священные сооружения. Священные книги религий мира. Возникновение религий. Структура изложения темы уроков в учебных пособиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

«Содержание курса ОРКСЭ» - Основы буддийской культуры. Цель и задачи комплексного учебного курса. Основы иудейской культуры. Основы исламской культуры. Программа курса ОРКСЭ. Проблемы преподавания модуля «Мировые религиозные культуры». Выбор модулей в школе. В помощь учителю. Учебно-методический комплекс к курсу. Модуль: «Основы мировых религиозных культур».

«Модули курса ОРКСЭ» - Основы исламской культуры. Основы православной культуры. Основы мировых религиозных культур. Как будет организовано преподавание нового курса. Учебный курс включает в себя модули. Цель учебного курса. Содержание всех модулей. Россия – наша Родина. Основы буддийской культуры. Задачи учебного курса. Основы иудейской культуры.



Похожие статьи
 
Категории