Принцесса греза врубель метрополь. Отель во время революции

28.02.2019

После пожара 1812 г. это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту . В 1838 г. участок на льготных условиях покупает купец П.И. Челышев. До 1898 г. здесь стояли «Челыши»: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские».

Здание «Метрополя» - грандиозное сооружение: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа - мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое - «Принцесса Греза» Врубеля - находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решетку балкона проектировал М.М. Перетяткович.

В 1901 г., когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. «Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешевый проект. К 1903 г. тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн».

Новый проект главного ресторана, заменившего театральный зал, разрабатывал . В центре был фонтан из новомодного цемента.

В ноябре 1917 г. «Метрополь» был взят штурмом. При новой власти он становится Вторым Домом Советов. Ницше заменил Ленин: «Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета». Здесь разместился Наркомат иностранных дел, квартиры партийных деятелей (Антонова-Овсеенко, Бухарина, Войкова, Кона и др.), писателей. Здесь жил И. Рукавишников, а в 1918 г. в номере 253 - Мандельштам. Живший в комнате 438 Р. Ивнев вспоминал: «… было довольно хорошо, но только меня раздражала вечная сутолока, потом несносная дерзкая прислуга». Здесь открывают кинотеатр, кафе имажинистов «Калоша».

В 1951 г. в Красном Зале «Метрополя» был дан обед в честь Мао Цзэдуна, присутствовал Сталин. В начале 1960-х здесь принимали Джона Кеннеди.

«Метрополь» был закрыт на реставрацию с 1986 до 1991 г. Сейчас это пятизвездочный отель.

Все знают гостиницу «Метрополь» , но не все там были, да и многие детали можно рассмотреть на гостинице только вооруженным глазом.

В наших архивах накопились красивые фотографии интересных деталей гостиницы, а также ее интерьеров, и сегодня мы решили сделать отдельную публикацию по теме.

Самое интересное, что изначально Метрополь даже и не строился, как гостиница.

Здание, ставшее позже гостиницей «Метрополь» начали строить в 1899 г., когда промышленник и большой любитель искусств Савва Мамонтов выкупил участок земли с располагавшейся здесь небольшой гостиницей и банями купца Челышева (в народе «Челыши»)

Савва Мамонтов, как главный инвестор, объявил открытый конкурс на строительство большого комплекса с гостиницей, ресторанами, галереей и, главное, с большим оперным театром. Мамонтов был страстным театралом, сам занимался пением с молодости и даже специально учился ему в Италии, однако, в отличие от предпринимательской деятельности высот не достиг, но любви к искусству не растерял, поддерживал многих художников и певцов.

Несмотря на то, что первое место в конкурсе занял проект архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова, Савва Мамонтов настоял, чтобы подряд отдали Вильяму Валькоту, занявшему лишь четвертое место.

Изначальный проект Валькота был еще более помпезен:

Но сначала Савву Мамонтова обвинили в растрате, судили и все его имущество ушло на погашение долгов, затем в 1901 г. в еще недостроенном комплексе случился пожар, а новые владельцы для достройки пригласили в соавторы к Валькоту выигравших конкурс изначально Кекушева и Шевякова, после чего в проект «Метрополя» были внесены большие правки, окончательно превратившие его лишь в гостиницу. А мог бы быть прямой конкурент Большого театра, на Театральной же площади.

Пройдем внутрь

Вот как выглядел этот холл до революции

В ходе последнего ремонта с 1986 по 1991 гг. гостиница обрела много новодельных элементов.

Центральный холл:

Главная лестница и лифт:

То же самое, но до революции:

Конечно же, в советское время гостиницу сразу же национализировали, и в первые годы она получила статус Второго Дома Советов (первым стала гостиница Националь), после переноса столицы из Петрограда в Москву советским чиновникам негде было жить и заседать, а фешенебельные гостиницы пустовали. Только в конце 1920-х «Метрополю» вернули былую функцию. Здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих и многие другие именитые иностранцы.

Поднимемся по лестнице с отреставрированными витражами

Холл одного из этажей


От лифтового холла в обе стороны отходят длинные коридоры с атриумами

В целом, как-то пустынно и неуютно, свет холодный

Стандартный номер выглядит так:

В общем-то никаких изысков, но картина настоящая и два туалета, рядом с кроватью и рядом с выходом справа за кадром.

Что интересно потолок атриума — это еще не последний этаж:

На удивление, над основными этажами Метрополя имеется и довольно простой этаж с низкими потолками

Общий вид верхнего этажа «Метрополя»

А уж пожарные и служебные лестницы и вообще без прикрас:

Спустимся обратно на завтрак в большой холл под куполом:

Обычный общий завтрак в Метрополе, кстати, увы, разочаровывает. Ожидаешь, если не высокой кухни, то хотя бы каких-нибудь гастрономических излишеств, но нет, хороший завтрак: омлет, круассаны, немного горячего. Хорошие европейские «три звезды», или простенькие «четыре» при стоимости стандартного номера от 13 тыс руб. на начало 2014 г.

Если только игра на арфе услаждает слух:

Дореволюционные банкеты в зале:

Осмотрим детали гостиницы снаружи:

Двинемся теперь вдоль фасада, выходящего на площадь Революции


Правда, панно на доме Нирнзее сохранилось хуже и находится настолько высоко, что из переулка его не видно никак. Разглядеть можно только при большом увеличении с Тверского бульвара.



Самое знаменитое панно сделано по эскизу Михаила Врубеля и называется Принцесса Грёза.

Сюжет «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбленный Рюдель пустился в плавание в надежде увидеть воочию свою любовь. Врубель изображает корабль, взлетающий над волнами. В центре с арфой в руках лежит умирающий рыцарь.

В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную своей возлюбленной и является чудесное видение–греза - перламутровая женщина с лилией в руках.


Конечно, не обошлось и без революционной тематики: Здесь в ноябре 1917 г. под руководством Фрунзе революционные солдаты вели бои с юнкерами, оборонявшими подступы к Кремлю.


Поклонение божеству


Поклонение природе


Традиция стеклить балконы, видимо, берет свое начало еще с дореволюционных времен.


Жажда

И, что самое интересное, сразу за «Метрополем» на закрытой воротами улочке сохранился оригинальный кусок китайгородской стены, где можно было бы сделать историческое место с лавками, как и было 100 лет назад, что-то типа Златой улочки в Праге, но в наши дни здесь помойка и стоят машины, обслуживающие гостиницу.

Это панно, созданное Врубелем в 1896 году, поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой. Все началось с заказа Саввы Мамонтова - известного русского мецената. Он курировал работы по оформлению Всероссийской промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Мамонтов обратился к Врубелю, который был тогда практически неизвестен широкой публике, с просьбой написать панно для художественного павильона. После некоторых размышлений Врубель пишет картину «Принцесса Греза».

Сюжет картины Врубель позаимствовал из пьесы авторства Ростана, повествующей о несчастной любви трубадура из Прованса, к Мелисинде - принцессе из Триполи. Очарованный рассказами о принцессе, представлявшей ее как идеал красоты и великодушия, юноша влюбляется и отправляется в путь, чтобы поведать принцессе о своих чувствах. В долгом морском путешествии молодого человека внезапно поражает смертельный недуг. Жизнь в нем поддерживает только надежда хотя бы раз увидеть прекрасный лик Мелисинды, являющейся ему в грезах. Борясь с болезнью, он все же добирается до дворца и умирает во время встречи со своей возлюбленной.

На картине Врубеля «Принцесса Греза» мы видим корабль, идущий под парусами по морским волнам. На переднем плане изображен влюбленный трубадур, лежащий на палубе. Силы оставляют его, но он шепчет песнь о принцессе Мелисинде, видя рядом с собой ее образ. Прекрасная девушка парит в воздухе, ее светлые волосы развеваются на ветру. Она склонилась над поэтом и внемлет ему, придавая сил.

Узнав, что Мамонтов сделал заказ «какому-то Врубелю», Академия художеств отправляет в Нижний Новгород комиссию. Несмотря на то, что картина «Принцесса Греза» не входила в число экспонатов, члены комиссии запретили показывать ее на выставке, мотивируя это «нехудожественностью» полотна. Будучи вне себя от возмущения, Мамонтов отдает распоряжение соорудить для врубелевских панно отдельный павильон, на котором огромными буквами было написано - «Панно Врубеля». Это вызвало у публики неподдельный интерес: от посетителей не было отбоя.

Впоследствии Мамонтов, взявшийся в 1899 году за строительство гостиницы «Метрополь», решил поместить на ее фронтоне керамическую мозаику, полностью повторявшую панно с принцессой Грезой. Сегодня каждый желающий может увидеть его, посетив Театральный проезд. Сама картина Врубеля «Принцесса Греза» после выставки бесследно исчезла.

Спустя десятилетия, в 1956 году, ее случайно нашли, разбирая за Большим театром пристройку. Огромный холст (14 х 7,5 м), скомканный, грязный, был завален старыми декорациями. Когда его с трудом вынесли наружу, то обнаружили надпись: «М.Врубель». По совету прибывших из Третьяковской галереи реставраторов полотно поместили на большой шест и вынесли на улицу перед Большим театром - к тому времени там уже было перекрыто движение транспорта. После того, как холст аккуратно расстелили, изумленным взглядам предстало отражение майоликовой мозаики с фасада «Метрополя», расположенного напротив театра.
Сегодня отреставрированное панно занимает почетное место в Третьяковской галерее в зале Врубеля.

В настоящей публикации приведена цитата из книги Николая Малинина “Метрополь. Московская легенда” о пьесе Эдмона Ростана “Принцесса Грёза”. Н.Малинин кратко рассказывает о сюжете драмы, о постановке спектакля и об отношении к ней в России. Выдержка из книги может пригодиться гидам для экскурсии в и пешеходной экскурсии по центру города. Посему привожу пространный кусок, посвящённый панно на стене гостиницы “Метрополь”.

Эдмон Ростан. “Принцесса Грёза”. Сюжет

“Пьесу “Принцесса Грёза” французский драматург Эдмон Ростан пишет в 1895 году.
Навеянная легендой о трубадурах, она рассказывает о любви принца Жофруа Рюделя к прекрасной принцессе Мелисинде. Та живёт далеко за морем, принц никогда не видел её, а полюбил, вдохновлённый рассказами пилигримов. Он слагает о ней стихи, а перед смертью отправляется в путь, чтобы увидеть возлюбленную. Преодолев шторм, корабль прибывает в Триполи, и после череды препятствий (включая битву со стражами принцессы и предательство друга) Мелисинда всходит- таки на корабль Рюделя, чтобы услышать его последние стихи, закрыть ему глаза и уйти в монастырь”.

“Принцесса Грёза”. Спектакль

“Пьеса написана Ростаном специально для великой французской актрисы Сары Бернар, и в том же 1895 году поставлена её театром. А уже 4 января 1896 года состоялась её премьера в России. Переводит пьесу Татьяна Щепкина-Куперник, правнучка знаменитого русского актёра Михаила Щепкина. Антон Чехов о качестве перевода (и таланте переводчицы) отзывается скептически: “У неё только 25 слов. Упоенье, моленье, трепет, лепет, слёзы, грёзы”. И пародирует весь этот символистский лексикон в “Чайке”, которую как раз в это время пишет”.

“Главную роль в пьесе играет лучшая подруга (и любовница) переводчицы актриса Лидия Яворская. Ставить же спектакль им приходится практически вдвоём: “Уж и пришлось нам помучиться с дворцом принцессы! Опустошили всю квартиру Яворской: подушки, вазы, куски парчи – всё, что хоть немного подходило по нашим соображениям к стилю, переехало из гостиной на сцену театра. Воображаю, в какой ужас пришёл бы историк искусства, увидев во дворце XIII века вазу “декаданс” или статуэтку эпохи Возрождения”… Проблемы связаны с тем, что хозяин таатра Алексей Суворин (в юности либеральный журналист, в старости – владелец реакционной газеты “Новое время”) энтузиазма барышень не разделяет:

– Какой-то дурак едет к какой-то дуре на каком-то дурацком корабле и эти девчонки воображают, что Петербург от этого с ума сойдёт!

Однако Суворин ошибся. От спектакля сошёл с ума не только Петербург, но и вся Россия. “Появились вальсы “Принцесса Грёза”, – вспоминала Щепкина-Куперник, – духи “Принцесса Грёза”, шоколад “Принцесса Грёза”, почтовая бумага с цитатами из “Принцессы грёзы”.

В общем, всё как полагается в эпоху ар-нуво. Произведение искусства становилось модным, тиражируется всеми доступными средствами и в конце-концов растворяется в китче. Но “Принцесе Грёзе” раствориться не пришлось. В 1896 году её обессмертил художник Михаил Врубель”.

Михаил Врубель. “Принцесса Грёза” на стене “Метрополя”

Михаил Врубель 1900-е годы

“Когда-то Врубель” объявил о нежелании видеть свою “Сирень” в музее, потому что “музей – это покойницкая”. Он хотел бы, чтобы “вещь была вделана в стену в жилом доме и совершенно слилась со стенами и была бы одна”. По-настоящему это чудо свершилось только на стенах “Метрополя”.


Такого русское искусство ещё не знало. Картина художника оказалась на стене здания и не внутри, как фрески, а снаружи, и поплыла над городом. А плавные формы аттика кажутся парусом, под которым трубадур летит к своей возлюбленной”.

Этот дом видели думаю практически все москвичи и подавляющее большинство тех, кто хоть раз осматривал центр Москвы Но... внимание привлекает здание Большого театра, памятник Марксу, а Метрополь мы пробегаем, торопясь к Лубянке или Охотному ряду. Да и не смотрятся его панно, увы: проезжая часть улиц и автостоянки занимают почти все точки, откуда они хорошо видны. Вот и не видим...
А между тем, Метрополь - один из главных московских памятников эпохи модерна, и к его созданию причастно столько известных имен, что только диву даешься.
Савва Мамонтов выкупил землю и стоявшую здесь гостиницу под грандиозный замысел: современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Театральный зал планировался на 3000 зрителей. Проект был грандиозный. Газета "Курьер" писала 12 июня 1898 года про строительство Метрополя:

"Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Н Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. по предполагаемому плану, театр поместится внутри нового здания. Главный вестибюль театра будет отделан роскошно: это будет круглый зал (в диаметре 11 саженей), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примкнет к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр "Венской оперы".

Автором начального проекта был В.Валькот; его проект давал возможность художественных дополнений, которой Мамонтов собирался воспользоваться в полной мере. Он хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве и прежде всего - своих товарищей по Абрамцеву. Так, он решил воссоздать в керамике панно Врубеля "Принцесса Греза", которое вызвало скандал на Нижегородской художественно-промышленной выставке тремя годами раньше, и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение.
И ведь выставлено... И не замечаем...

Кроме Врубелевского, в оформлении большое количество других панно, работы Головина и других, менее известных художников; все они выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской.

Всем этим грандиозным планам было суждено сбыться лишь частично. Ибо в 1899 году, в самом начале строительства, Мамонтов был арестован и отправлен в одлиночное заключение по обвинению в растратах, связанных со строительством железных дорог (сейчас проводят параллели с делом Ходорковского). На суде Мамонтов был оправдан, однако все его имущество пошло с молотка (Абрамцево уцелело, потому что было записано на жену), картины Врубеля и Коровина шли по 25 рублей, а многое просто пропало...
Мамонтов после этого прожил еще почти 20 лет (умер в 1918 году), но к активной деятельности так и не вернулся. В один из немногих его выходов "в свет", в 1910 году, на юбилей созданной им частной оперы, он вышел на сцену (с закрытым занавесом, невидный для публики), заслушал благодарственный адрес от артистов и сказал в ответ немного: «Я всегда делал, что мог, искренне, от души, с любовью; когда же перестал мочь...». Далее его голос пресекся. Савва Иванович развел руками и быстро направился к выходу.
Однако строительство гостиницы было продолжено, к проекту был привлечен Лев Кекушев, также участвовали Веснин, Жолтовский и Шехтель. Вместо театра в центре здания был устроен огромный роскошный ресторан, скульптурные фризы выполнял скульптор Андреев (тот, что потом прославился Ленинианой).

Во внутреннем оформлении участвовали Васнецов и Коровин, и во всем отеле, открытом в 1905 году, из 400 номеров не было двух одинаковых.
Здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

Вот на этом я заканчиваю историю Абрамцева и Саввы Мамонтова. И закончу ее словами Виктора Васнецова, сказанными на сороковой день после его смерти:
«Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать, развиваться и совершенствоваться Искусство. Таков был и наш почивший друг Савва Иванович Мамонтов. Мы все, любящие радость красоты, пока живы, никогда его не забудем. И те, кто после нас будут жить, пусть никогда не забывают Саввы Мамонтова».



Похожие статьи
 
Категории