Привет студент. Значение и социальная роль культуры

23.06.2020

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SHOOTING / A PROGRAM SET BY THE TRP / GENERAL PHYSICAL EXERCISE / GENERAL DEVELOPMENTAL EXERCISES / CYCLIC SPORTS / ISOMETRIC EXERCISES / SPORTS / SPECIAL PHYSICAL TRAINING ARROW / SOCIAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION / INTEGRATION PHYSICAL CULTURE PHYSICAL CULTURE PROFESSIONAL / CORPORATE CULTURE / PRODUCTION TEAM / SOCIAL OPPORTUNITIES OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Удовиченко Елена Валентиновна, Горбань Ирина Геннадьевна, Заикин Михаил Викторович

Одним из основных акцентов нормальной и здоровой жизнедеятельности человека является движение. Движение в различных его проявлениях положено в основу любой деятельности, в которой саморазвивается, самореализуется и самопроявляется человек. Социальность деятельности в широком понимании этого тезиса заключается в том, что человек как элемент структуры общества самовыражается и опосредуется только в деятельности, которая на различных этапах социализации характеризуется взаимодействием человека с другими субъектами социума, начиная с малых групп (семья), коллективов (класс, команда, производственный коллектив) и заканчивая обществом в целом. Еще некоторое время назад считали, что в условиях переустройства социально-экономического механизма нашей страны, появления и развития рынка труда, перехода к информационному обществу стала больше ощущаться потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной творческой активности, в углублении интеграции науки, производства и образования. Модернизация системы профессиональной подготовки специализированных кадров предполагала обеспечение экономики страны специалистами, способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи без ущерба для окружающей среды и человека. Однако анализ опыта развития образования большинства развитых индустриально стран позволил выявить ряд наиболее значимых тенденций развития профессионального образования именно с точки зрения воспитания личной физической культуры личности и ее включенности в социальный контекст корпоративной модели поведения на производстве, таких как: тенденции профессиографических исследований физических качеств специалиста, формирования культуры индивидуального и группового здоровья, социокультурной направленности профессионально-прикладной физической культуры, экологии здоровья специалиста и эколого-валеологических подходов к организации деятельности на производстве. Возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций: стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность. Физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеологическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Удовиченко Елена Валентиновна, Горбань Ирина Геннадьевна, Заикин Михаил Викторович

  • О роли физической культуры в саморазвитии и самовоспитании студенческой молодежи

    2008 / Ионов А.А.
  • Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья

    2014 / Заплатина Ольга Алексеевна, Смык Федор Дмитриевич
  • Валеологическая культура социального работника: сущность, содержание, подходы

    2014 / Куличенко Раиса Михайловна, Логинов Андрей Вячеславович
  • Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза

    2017 / Черных Зоя Николаевна, Борисенко Тамара Михайловна
  • Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства

    2019 / Чельдиев Заурбек Русланович, Дзапаров Вячеслав Хаматканович
  • К вопросу формирования профессиональной конкурентоспособности студентов технического вуза средствами физической культуры

    2017 / Мельникова О.А., Костикова Л.Г.
  • Личность студента в целостном образовательном процессе вуза

    2016 / Петраков М.А., Морозов С.В.
  • Физическая культура как основа успешной профессионализации студентов в будущей сфере трудовой деятельности

    2018 / Пухаева Елизавета Гришаевна
  • Роль высшего образования в формировании валеологической культуры будущих социальных работников

    2014 / Файчук Е.Л.
  • Физическая культура как основной фактор саморазвития студентов

    2019 / Короева Татьяна Борисовна, Воробьева Ирина Николаевна

THE SOCIAL IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

One of the main accents of normal and healthy activity of the person is driving. Driving in its various manifestations is the basis for any activity in which the person makes personal growth, self-actualizes and shown. The activity sociality in a wide comprehension of this thesis is that the person as a building block of society self-expresses and mediated only in activity which at various stages of socialization is characterized by interaction of the person with other subjects of society, starting with small groups (family), collectives (a class, team, work collective) and finishing society in general. Still some time ago it was considered that in the conditions of a reorganization of the social and economic mechanism of our country, emergence and development of labor market, transition to informational society the need for experts with a high level of intellectual creative activity, in deepening of integration of science, production and education began to be felt more. Modernization of system of vocational training of specialized shots assumed providing national economy with the experts capable to work in the conditions of informational community, ready to master and develop the latest technologists without prejudice to a surrounding medium and the person. However the analysis of experience of development of education of the majority of the countries developed industrially allowed to reveal a number of the most significant tendencies of development of professional education from the point of view of education of personal physical culture of the person and her inclusiveness in a social context of corporate behavior model on production, such as: tendencies the professiograficheskikh of researches of physical qualities of the expert, formation of culture of individual and group health, a sociocultural orientation of professional and applied physical culture, ecology of health of the expert and ekologo-valeological approaches to the organization of activity on production. Physical culture can be effectively used to improve mental and psycho-physiological qualities of students which are necessary in the formation of professional competences: stress resistance, psychological stability, personal and situational anxiety. Physical culture of future expert, and also the culture of his health integrating in themselves ecological, valeological unity, physical perfecting and ability to opposition to factors of production risks are the new formed pattern of justification of a significance of a social role of physical culture, perception by future professional of the image in production space and collective existence in the conditions of exercise of professional activity.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость физической культуры студентов»

УДК 378.01-052:316.61:796

Удовиченко Е.В.1, Горбань И.Г.1, Заикин М.В.2

1Оренбургский государственный университет 2Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]

социальная значимость физической культуры студентов

Одним из основных акцентов нормальной и здоровой жизнедеятельности человека является движение. Движение в различных его проявлениях положено в основу любой деятельности, в которой саморазвивается, самореализуется и самопроявляется человек. Социальность деятельности в широком понимании этого тезиса заключается в том, что человек как элемент структуры общества самовыражается и опосредуется только в деятельности, которая на различных этапах социализации характеризуется взаимодействием человека с другими субъектами социума, начиная с малых групп (семья), коллективов (класс, команда, производственный коллектив) и заканчивая обществом в целом.

Еще некоторое время назад считали, что в условиях переустройства социально-экономического механизма нашей страны, появления и развития рынка труда, перехода к информационному обществу стала больше ощущаться потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной творческой активности, в углублении интеграции науки, производства и образования. Модернизация системы профессиональной подготовки специализированных кадров предполагала обеспечение экономики страны специалистами, способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи без ущерба для окружающей среды и человека. Однако анализ опыта развития образования большинства развитых индустриально стран позволил выявить ряд наиболее значимых тенденций развития профессионального образования именно с точки зрения воспитания личной физической культуры личности и ее включенности в социальный контекст корпоративной модели поведения на производстве, таких как: тенденции профессиографических исследований физических качеств специалиста, формирования культуры индивидуального и группового здоровья, социокультурной направленности профессионально-прикладной физической культуры, экологии здоровья специалиста и эколого-валеологических подходов к организации деятельности на производстве.

Возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций: стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность.

Физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеологическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальные аспекты физической культуры, интегративность физической культуры, физическая культура профессионала, корпоративная культура производственного коллектива, социальные возможности физической культуры.

Любое взаимодействие в обществе обосновывается двигательной активностью человека, требования к которой постоянно возрастают. Общество нуждается во все более здоровых, выносливых, работоспособных гражданах. Известно, что данная задача решается в контексте физической культуры индивида.

Одним из первых аспектов социальности физической культуры личности на различных этапах социализации является социокультурный аспект. Данное проявление социальности неразрывно связано с общим понятием культуры которая рассматривается как многообразие деятельности субъектов в системе «человек-общество», включая результаты этой деятельно-

сти, а также средства и методы их достижения. Социальность физической культуры проявляется через человека с точки зрения носителя, потребителя и созидателя, который функционирует и совершенствуется в социуме. Помимо этого, социальность физической культуры проявляется в ее интегративном компоненте:

С позиций концептуального процесса культурного развития, который связан с областью деятельности, подразумевающей физическое совершенствование человека;

С позиций концепции, в основе которой лежит духовное производство, базирующееся на системе способностей, возможностей, социальных отношений и пр.;

С позиций концепции, которая акцентирует внимание на сознательной организации отношений и управления в системе «человек -человек» и «человек - общество», основанных на методологических подходах к воспитанию физической культуры самой личности через воздействие на мотивационную сферу.

Интегративный компонент физической культуры в аспекте ее социальности может быть рассмотрен как во взаимосвязи с общим культурным процессом общества, так и с точки зрения подходов (педагогического, социологического, психологического, медико-биологического и т. д.), обосновывающих разнообразные стороны физической культуры человека.

Физическая культура сопровождает человека на протяжении всей его жизни и является актуальной на любом возрастном этапе, решая специфические задачи, характерные для определенного возраста. Нет необходимости доказывать, насколько важна физическая культура личности для жизни в современном обществе, и насколько серьезным должен быть подход к соблюдению и обеспечению преемственности в воспитании физической культуры личности.

Воспитываясь и развиваясь в обществе, человек призван создавать благо как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Поэтому еще более важное социальное значение приобретает в этом контексте понятие «физической культуры профессионала», которое формируется в процессе подготовки к осуществлению будущей профессиональной деятельности на производстве.

Данный аспект социальности заостряет внимание на задачах процесса физического воспитания современной студенческой молодежи.

Исторический анализ требований производства к физической подготовленности специалистов показывает, что утрата биосоциальных подходов в формировании производственных отношений и той социальной среды, которая определяет самосознание человека, повлекло за собой снижение уровня здоровья и недостаточный уровень физической подготовки для осуществления профессиональной деятельности на производстве.

На рубеже, ХХ-ХХ1 веков в системе образования высшей школы стала нарастать актуальность проблем, характеризующих вопросы

соотношения общего и специального образования. С одной стороны, узкая специализация и специальные знания обеспечивали высококачественную профессиональную деятельность, а с другой стремительно развивающаяся научно-техническая сфера, многоукладность экономики и жесткий рынок труда стали диктовать абсолютно новые требования к выпускникам вузов, которые характеризовались высоким уровнем физической подготовленности, профессионально важных именно физических качеств, определяющихся психофизиологическими процессами. То есть социум стал требовать здоровых, работоспособных и компетентных профессионалов с позиций профессиографи-ческих особенностей профессии.

Тем не менее, анализируя же учебно-методическую документацию, мы отметили, что из 1800-ти часов учебного плана, отводившихся на общую гуманитарную и социально-экономическую подготовку студентов технического вуза того времени, например, на дисциплину «Физическая культура» было выделено всего 408 часов. Это составляло всего 5% из всего диапазона изучаемых дисциплин, в то время как часть других гуманитарных предметов составляла 16%, специальных - от 15% до 27%.

На долю общепрофессиональных дисциплин приходилось от 19% до 26%. Большую часть (22%-32%) составляли общие математические и естественнонаучные дисциплины.

В настоящее время требования к физическим возможностям будущих специалистов продолжают расти. Человек столкнулся с той проблемой, что бизнес-сообщество стало предъявлять к нему такие же требования, как к окружающей среде, т. е использовать его ресурсы для большей продуктивности. Этот процесс происходит с предъявлением жестких требований к уровню здоровья, профессиональных и общекультурных компетенций, но, как правило, не характеризуется проявлением заботы о человеке, безопасности его труда, создании условий для развития и самореализации личности в процессе производственное деятельности. Работодатель перестал задумываться о ценности самого человека: в данный момент, сиюминутно, нужны скорее его быстро доступный творческий и деятельностный потенциал; отсутствует защита биосоциальной природы человека, которую

удовиченко Е.В. и др.

Социальная значимость физической культуры студентов

нельзя надрывать жесткими методами, тяжестью и ненормированностью труда»; человека стали списывать как устаревшее оборудование, в то время как его накопленный опыт мог бы сыграть огромную роль для общества.

Форсированная экспансия и без того ускоряющегося научно-технического прогресса, масштабный скачок в плоскости информационных стратегий актуализировали понятие «риска». Специальные исследования показали, что полноценное использование специализированных знаний и умений, профессиональная мобильность, возможны только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности специалистов, которые могут быть приобретены ими в процессе регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом и сохранены при здоровом образе жизни и отражены в новых образовательных программах.

Таким образом, социальная значимость физической культуры будущих профессионалов в современном обществе обозначила некоторые сущностные изменения, связанные с тем, что под физической культурой профессионала как неотъемлемого компонента его духовной культуры стали понимать интегрированное взаимодействие и опосредованное влияние друг на друга таких областей как экологическая и валеологическая осознанная компетентность, физическая культура, уровень здоровья, работоспособности и сформированности профессионально важных качеств, реализованные в ходе усвоения общекультурных и профессиональных компетенций, оптимально проявленные в профессиональной деятельности в контексте синтеза научных знаний об окружающем мире и осознанном их использовании в профессиональной деятельности, имеющие эффективное прикладное значение за счет синергизма технологических, экологических, антропологических, социальных факторов, а также факторов здорового образа жизни.

Социальный аспект дисциплины «Физическая культура» в вузе отражен и в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Так, во ФГОСе ряда различных направлений технического и гуманитарного характера содержатся соответствующие общекультурные компетенции. Например, по таким специальностям как «Строительство», «Энерго- и ресурсосбере-

гающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Физические процессы горного или нефтегазового производства», «Горное дело», «Землеустройство и кадастры», «Сервис», «Экономика», «Электроэнергетика и электротехника», «Автоматизация технологических процессов и производств» и др. будущие специалисты должны «владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»

Приобретая профессию, современный студент продолжает свою социализацию в условиях производства, где от уровня его физического развития и подготовленности напрямую будет зависеть результат его деятельности как профессионала. С вязи с этим, данный аспект социальности физической культуры будет обеспечивать конкурентоспособность на отечественном и международном рынке труда.

Однако, при осуществлении профессиональной деятельности в условиях производства, вскрывается еще один аспект социальности физической культуры, который несомненно важен для современных студентов вузов. Этот аспект социальности связан с корпоративной культурой личности, реализующей свой потенциал внутри производственного коллектива в системе «человек - общество - производство». Физическая культура обладает огромным потенциалом для воспитания у современных студентов - будущих представителей профессиональной сферы - характерологических черт и личностных качеств, имеющих важное социальное значение. Умение работать в команде, чувствовать партнера, прогнозировать степень эффективности и результативности проявления физических качеств в условиях труда, принимать ответственное решение в заданном лимите времени - все эти и многие другие качества, характеризующие взаимодействие в коллективе, прекрасно формируются в процессе занятий физической культурой, спортом и физкультурно-оздоровительными видами деятельности.

Помимо этого, возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и

психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций. К таким качествам можно отнести стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность, в совершенствовании которых наиболее эффективными признаются средства физической культуры и спорта.

Подводя итоги статьи, считаем необходимым отметить, что физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеоло-гическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам

производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, социальная значимость и социальные функции физической культуры должны стать не просто важной стороной социализации студенческой молодежи, но рассматриваться с позиции регулятива современного образования как социального института.

Список литературы:

1. Александров, И.И. Эффективность учебного процесса по физической культуре студентов технического вуза / И.И. Александров // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды пятой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - СПб.: Издательство политехнического университета, 2010. - С. 200-201.

2. Асеев, В. Критерии оценки личности в профессиональной деятельности / В. Асеев // Развитие личности. - 2002. - №3. -С. 271-273.

3. Бакулов, В.Д. Методология анализа метаморфоз социально-исторических процессов / В.Д. Бакулов, Г.Ф. Перетятькин. - Изд-во: Южный Федеральный университет, 2009. - 304 с.

4. Богащенко, Ю.А. Занятия игровыми видами спорта - ведущая форма ППФП будущих инженеров / Ю.А. Богащенко // Массовая физическая культура и профессия: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции, Омск, 1990 г. - Омск, 1990. - С. 24-25.

5. Боковикова, И.А. Корпоративная культура - мотивация работников на безопасный труд / И.А. Боковикова // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: Материалы XIII Международной науч.-практ. конф. «СИБресурс 2010». - Кемерово.: Издательство ГУ КузГТУ 2010. - С. 233-236.

6. Борисов, В.А. Педагогические основы профессионально ориентированного физического воспитания студентов: автореф. дис... канд. пед. наук / В.А. Борисов. - Минск, 2004. - 23 с.

7. Валитов, И.О. Проблемы здоровья современной личности в контексте взаимовлияния окружающей среды и демографической культуры / И.О. Валитов // Этносоциум и межнациональная культура, 2010. - №4(28). - С. 143-150.

8. Востриков, В.А. Функции физического образования в формировании базовой культуры личности / В.А. Востриков // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы докладов Всероссийской н.-п. конф.; гл. ред. Л.П. Салтымакова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 37-39.

9. Глазычев, С.Н. Проблема оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза / С.Н. Глазычев, В.И. Ко-соножкин // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова, серия «Социально-экологические технологии», 2013. - №1. - С. 95-98.

10. Заплатина, О.А. Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья / О.А. Заплатина, Ф.Д. Смык // Современные исследования социальных проблем. - №11(43). - 2014. - С. 153-169.

12. Заплатина, О.А. Культура здоровья человека в условиях экологизации российского социума (социально-философский аспект): монография / О.А. Заплатина. - Кемерово: Изд-во Гу КузГТУ 2014. - 330 с.

13. Заплатина, О.А. Информационно-консультативная 1Т-коммуникация как социальная услуга в области физической культуры и спорта / О.А. Заплатина // Культура народов Причерноморья. - 2014. - №269. - С. 46-50.

14. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. д.э.н. проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н. проф. М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.

15. Маджуга, А.Г. Научные основы эколого-валеологического образования студентов в ракурсе здравоцентристской педагогической парадигмы / А.Г. Маджуга // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2009. - №5. - С. 84-89.

16. Шилько, В.Г. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №9. - С. 45-49.

Удовиченко Елена Валентиновна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected] Горбань Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected] Заикин Михаил Викторович, старший преподаватель кафедры физического воспитания экономического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, e-mail: [email protected]

Введение

Актуальность проблемы

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения.

Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.


Степень разработанности проблемы

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Объект исследования – молодежный досуг.

Предмет исследования – социализация личности в культурно-досуговой сфере.

Цель курсовой работы – изучить значимость социально-культурного творчества как средства социализации личности и раскрыть особенности его функционирования в различных областях жизнедеятельности.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и функции досуга молодежи.

2. Доказать эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.

3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.

Практическая значимость: проведенные исследования могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

Методы исследования:

Теоретический анализ специальной литературы;

Изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи;

Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.


1 Социально педагогические условия организации досуговой деятельности

молодежи в культурно – досуговых центрах

1.1 Понятие досуга

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев – Лада: «… для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» . Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

Необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

Источник творческого преобразования индивида в личность;

Форму передачи знаний и социального опыта;

Исходный пункт самосознания личности;

Регулятор поведения людей в обществе;

Самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

В эмоциональном контакте, сопереживании;

В информации;

В объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

По времени (кратковременные, периодические, систематические);

По характеру (пассивные, активные);

По направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.

И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы» , конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.

Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Следует сказать о том, что не только творческая и познавательная деятельность могут выступать как педагогический процесс. А также организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности.

Журнала «Социс» провел исследования о предпочтениях городской молодежи на примере г. Зеленограда. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Предпочтения молодежи по проведению досуга

Виды досуга

опрошенных

1 2 3
Дома Чтение книг, журналов 54,0

Просмотр телепередач, видеофильмов;

прослушивание радиопередач, аудиокассет

77,6
Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) 10,5

Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн,

11,1
, роспись по различным материалам и др
Сочинение (стихи, проза) 9,7
Компьютер (игры) 39,7
Компьютер (программирование, отладка) 19,4
Спорт, здоровый образ жизни 44,2
Уход за домашними животными 28,2
Общение с друзьями 73,6
Другое 2,8
Затруднились ответить 1,2
Вне дома Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) 9,1
Спортивные секции 27,4
Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно 33,1
Курсы иностранных языков 19,6
Секции и кружки технического творчества 1,2
Секции и кружки народных промыслов 0,8
Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. 14,7
Факультативы при учебных заведениях 6,5
Посещение библиотеки, читальных залов 14,5
Посещение кинотеатров 30,0
Посещение театров 32,3
Дискотеки 57,3
Посещение кафе-баров 40,9
Дача, приусадебное хозяйство 24,2
Массовые праздники, гулянья 37,1
Профессиональная ассоциация 3,6
Политические объединения 2,4
Общение со сверстниками в клубах свободного посещения 46,4
Другое 2,6
Затруднились ответить 2

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

1.Активные формы реализации досуга.

Для того чтобы досуг выполнял свою роль в системе социализации, он должен быть двух аспектным: удовлетворять эмоциональные потребности и способствовать интеллектуальному поиску молодежи.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.

У современных культурно-досуговых учреждениях есть еще важная специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы человека – создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей. Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами, поднимала их.

Не должно в учреждении культуры быть таких фактов, когда уют и эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание досуговых программ и вызывает у людей потребность активного участия в них.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в том, что здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых социокультурных ценностей.

В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые увлечения.

Процесс социализации и культурного развития личности участников любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости.

Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.

Определение показателей и классификация любительской деятельности имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к разнообразным формам досуга.

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития.

В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института. Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе нами было проведено исследование с целью совершенствования досуга молодежи в культурно-досуговых центрах.и ставились следующие задачи:

Определить сущность и функции досуга.

При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

Следующей рассмотренной проблемой стала эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Анализ работы профессора Салахутдинова Р. Г. показал, что в нашей стране существует множество различных способов организации молодежного досуга. Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В настоящее время включены в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи, заложены основы для дальнейшего развития данной сферы деятельности.

Основные направления сферы социально-культурного творчества

“Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.

СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.

СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:

Правово политической направленности;

Историко-культурный и экологической направленности;

Интернациональной дружбы;

Искусствоведческой, художественно-критической направленности;

Антивоенное движение;

Движение по защите прав потребителей;

Лоббистские организации и группировки;

Фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и сполнителей;

Религиозной и экстремистской направленности и другие.

Служат каналом выражения интересов масс;

Выступают как школа политического воспитания;

Обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;

Охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.

2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:

Конструирование – постройка технических объектов с выполнением их проектов;

Моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в уменьшенном виде (или увеличенном);

Изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;

Изобретательство – техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;

Рационализаторство – техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;

Любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;

Массово-техническое творчество – творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.

Ознакомить с достижениями НТП;

Развитие творческих способностей человека;

Воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и созидательного труда;

Трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;

Воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.

3. Самодеятельное художественное творчество:

Самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;

Художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;

Массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);

Народно-художественные промыслы и ремесла;

Оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.

Общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;

Реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;

Организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;

Возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.

4. Естественно-научное самодеятельное творчество:

Краеведение, природоведение;

Туристско-экскурсионная деятельность следопытов;

Садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;

Изучение живой фауны;

Аквариумисты, рыболовы, голубиводы;

Любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.

Экологическое просвещение;

Благоустройство, озеленение района, города;

Формирование умений и навыков рационального природопользования;

Воспитание любви и патриотизма к своему краю.

5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:

Туризм, альпинизм;

Легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);

Гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;

Тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);

Шахматно-шашечный, нарды;

Йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;

Фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

Физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;

Воспитание физической культуры;

Пропаганда здорового образа жизни;

Подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.

6. Неординарные формы самодеятельного творчества:

Праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;

Конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;

Конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;

Коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);

Дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

Популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;

Вовлечение людей в социально-культурную практику;

Превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;

Формирование культуры быта.

Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:

1. Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.

2. питательные – это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - с.137-303.

2. Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-86.

4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.

5. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-13.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.

7. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.

8. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989.-С.217-233.

9. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Лениздат, 1987-167с.

10. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997-41с.

11. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.

12. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

13. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46.

14. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

15. Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань, издательство “ГранДан”, 1999. – 462с.

16. Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. – Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. – 216с.

17. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.

Культура - это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой - человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура - это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура - это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же - духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона - это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.



Похожие статьи
 
Категории