Программы по обучению игры на гитаре. Гитара

29.06.2020

Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.

Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих

Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.

Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.

В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.

Виды переборов

Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.

Виды боя

Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.

Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.

Упражнения на гитаре

На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.

Настройка гитары

Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.

Импровизация и техника игры

В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.

Помимо этого , ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.

В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.

Три способа обучения игре на гитаре

Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также .

2. При помощи платных онлайн-курсов

Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.

3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе

Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.

Минусы и плюсы самостоятельного обучения

Плюсы

— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;

— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;

— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.

Минусы

— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;

— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;

— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.

Как добиться успеха в гитаре?

  1. Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
  2. Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
  3. Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
  4. Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
  5. Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
  6. Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.

Что делать после освоения всех азов?

Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Рассмотрено: Утверждено:

на методическом совете МАОУ ДОД ДООЦ ИО директора МАОУ ДОД ДООЦ на 2015 / 2016 учебный год И.Н. Волкова

на 20__/ 20__ учебный год «____» _____________ 2015 г.

на 20__/ 20__ учебный год

на 20__/ 20__ учебный год

Вокально – инструментальная студия «БЛИЦ»

программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Игра на гитаре»

(для обучающихся с 10 лет до 21 года)

Срок реализации программы: 3 года

Педагог дополнительного образования

Котов Владимир Вадимович

Карпинск

2015

Введение:

Изучение музыки способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Занятие музыкой развивает навыки самостоятельной практической деятельности, как в области музыкального творчества, так и других областях, где требуются такие качества, как терпение, усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, взаимопонимание и взаимоуважение. В настоящее время среди детей школьного возраста чрезвычайно высок интерес к инструментальной музыке, обучению игре на музыкальных инструментах, исполнению музыкальных произведений. Навыки коллективного творчества развивают у учащихся умение слушать музыку, слышать другие партии в музыкальных произведениях, ритмически организовывают, расширяют, как музыкальный, так и общий кругозор. Особое место в музыкальном творчестве школьников занимает игра на гитаре. Особенность и специфичность вокально-инструментальных занятий заключается в том, что они, в рамках поставленных целей и задач, решают задачи воспитания и профессиональной ориентации молодежи. Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребёнок развивается в соответствии со своими способностям, интересами и потребностями.

Назначение программы:


Данная программа рассчитана для работы с детьми по подгруппам и индивидуальным занятиям. Объединение «Игра на гитаре» посещают обучающиеся с 10 лет до 21 года. Программа рассчитана на 3 года обучения. Обучающиеся получают навыки игры на гитаре, занимаются вокалом. В процессе обучения, они творчески реализуют свои способности, полученные знания.

Актуальность и перспективность программы:

Воспитательный аспект заключается в более тонком восприятии красоты окружающего мира. Обучающие учатся быть ответственным во всех начинаниях и делах, а также быть аккуратными, трудолюбивыми, с уважением относиться к старшим, друзьям, уметь жить и адаптироваться в коллективе. Для занятий подбираются произведения известных талантливых композиторов и исполнителей российской и зарубежной эстрады. Обучающиеся вместе с педагогом определяют жанр музыки, раскладывают на партии звучания музыкальных инструментов. Подбирают мелодии на слух, перекладывая на гитару, что активизирует и развивает гармонический и мелодический слух.

В обучении используются произведения и песни различной трудности, разумно сочетая их, так как способности у всех разные. Много времени уделяется индивидуальным занятиям, для закрепления пройденного материала и развития творческой самоотдачи подростков.

Обучающий момент - приобретение навыков игры на гитаре, знакомство нотной грамотой, на основе которого реализуются многие функции образовательного процесса. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка. Развитие сценической речи является приоритетным моментом обучения. Все это способствует расширению кругозора, определяет образное мышление, развитие памяти, гибкости пальцев - физическое развитие, развивает самостоятельность в решении различных задач. Воспитывает активность в исполнении композиций, на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

Авторская песня под аккомпонимент гитары всегда волнует и трогает человека своей лиричностью и доступностью. Ребята с большим удовольствием разучивают авторские песни патриотического содержания, что формирует у них любовь к Отечеству. Обучающиеся приносят с собой на занятия любимые песни записанные на различных носителях и начинается интересная творческая работа, подбор и переложение музыки на гитару.

Обучающиеся творческого объединения «Игра на гитаре» активно участвуют в различных мероприятиях Детского оздоровительно – образовательного центра.

В ходе систематических занятий учащиеся, развиваясь творчески, приобретают определенные навыки, которые помогают им в творческом саморазвитии и успешной социализации.

Программа основывается на следующих педагогических принципах:


1. Постепенное изучение материала от простого к сложному.

    2.Учёт возрастных особенностей.
    3.Учёт индивидуальных способностей.
    4. Дифференцированное обучение.
    5. Приоритет практической деятельности.
    6. Включение обучающихся в разнообразную деятельность.
    7. Сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

  1. Цель программы создание условий для осмысления, понимания и освоения игры на гитаре, как средства формирования музыкальной культуры исполнителя, как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Задачи программы:

Развивающие :

    развитие образного мышления, внимания, памяти, воображения обучающихся;

    развитие их музыкальных, творческих способностей;

    развитие ритмики, музыкального слуха и голоса обучающихся;

    развитие устойчивого, глубокого интереса и любви обучающихся к музыкальному творчеству.

Воспитательные :

    формирование музыкальной культуры обучающихся, их гражданской позиции;

    воспитание музыкального вкуса;

    привитие обучающимся истинных жизненных ценностей, высоких духовных идеалов, руководствуясь которыми они могли бы направлять свои творческие устремления на благо общества.

Обучающие :

    овладение обучающимися техническими комплексами игры на гитаре;

    формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы;

    формирование у обучающихся представлений, знаний, умений и навыков исполнения на гитаре различных музыкальных произведений;

    ознакомление с основами применения компьютерных технологий в работе с музыкальным материалом;

    выявление одаренных детей и их профориентация.


Ус ловия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- решение реальных, практически значимых задач;
- мотивация (личностная, социальная);
- индивидуализация процесса обучения;
- учет возрастных особенностей;
- активизация воображения;
- умение видеть красивое.

Для успешной реализации программы подготовлены специальные упражнения.

Цель упражнений - вооружить обучающихся техническими приемами, которые помогут выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.

Упражнения:
1.Работа над дикцией.
2.Работа над звукоизвлечением.

3. Техника пальцев при игре на гитаре.
4.. Упражнения для развития беглости пальцев.

На протяжении процесса обучения учащиеся должны освоить:
1. Упражнения для ежедневных занятий. Исполнение инструментальных композиций.
2. Аккомпонимент и исполнение эстрадных и бардовских песен.
3. Расположение и название баррэаккордов на гитаре.
4. Основы музыкальной грамоты.


Оценку полученных результатов проводить в ходе различных по форме занятий:

■ комбинированные;
■ посещение концертов;
■ занятия - импровизации;
■ праздники как формы коллективной работы.

Обучение по программе состоит из:

1. Теоретический части (знакомство с инструментом (гитара), музыкальные

термины).

2. Практической части. (Обучение игре на гитаре, практическое изучение тем).

1. Музыкальная грамота.

Музыкальный звукоряд. Расположение аккордов на гитаре. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон. Буквенное обозначение. Буквенное обозначение альтерации.

2. Бардовская песня. Изучение текстов и их анализ. Прослушивание известных эстрадных групп и исполнителей.

3. Работа с инструментом (гитара).

Знакомство с минором и мажором. Разучивание инструментальных композиций. Упражнения для пальцев левой и правой руки. Правильное расположение пальцев левой руки на грифе. Разучивание гамм. Упражнения для растяжки пальцев левой руки. Игра перебором. Приемы игры различным боем. Прослушивание известных бардов, подбор их песен и переложение на гитару.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи единого комплекса музыкальных и духовных качеств: игра на гитаре, пение, вокальные и голосовые данные, артистизм.

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Содержание программы направленно на воспитание высоконравственных, творческих, успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение личностных результатов.

При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, развитие и совершенствование навыков игры на гитаре), формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции, нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту музыкального произведения).

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД.

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

Действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД.

Умение выражать свои мысли.

Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Регулятивные УУД.

Целеполагание.

Волевая саморегуляция.

Оценка качества и уровня усвоения материала.

Контроль в форме сличения с эталоном.

Планирование промежуточных целей с учетом результата.

ОбщеучебныеУУД.

Умение структурировать знания.

Выделение и формулирование учебной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов.

Синтез, как составление целого из частей.

Классификация объектов.

Практическая деятельность.

Программа I – го года обучения. В первый год осуществляется начальный этап.

Обучающие задачи:

1. Удовлетворения и поддержка интереса учащихся по овладению знаниями, умениями игры на гитаре, работа над вокалом.
2. Обучение навыкам игры на гитаре.
3. Формирование умений основ исполнительского искусства.
4. Обучение музыкальных терминов.
5. Включение учащихся в активную творческую деятельность.

В целях успешного обучения желательно не обременять учащихся чрезмерным объемом знаний, учитывать индивидуальные способности, изучать материал последовательно, двигаясь от самого простого к сложному, по возможности давать разнообразный тренировочный и художественный материал.

Во втором полугодии первого года обучения продолжается дальнейшее развитие и исполнительских навыков, развитие у обучающихся навыка исполнения эстрадных композиций и бардовских песен.
Они должны точно исполнять авторский текст песни, постоянно заботясь о качестве звучания гитары, атаке звука, интонации, ритмичности, динамике и т.д. Гаммы, упражнения и композиции проигрываются с применением различных динамических оттенков и ритмических рисунков. Диапазон расширяется.

На втором и третьем годах обучения основная направленность деятельности объединения - подготовка концертных номеров.
Наиболее успешное обучение учащихся требует постоянного контроля. Поэтому в конце второго полугодия первого года обучения проводится проверка знаний:
♦ устраивается итоговое занятие по пройденному материалу;

проводится отчетное концертное выступление учащихся;
♦ приглашаются родители и друзья.

Программа рассчитана на 3 года обучения.


1 год обучения:


Развитие музыкально-слуховых представлений восприимчивости к музыке. Знакомство с инструментом (гитара). Обучение игре на гитаре.


:

2 раза по 1 академическому часу. Всего в году 84 часа (в том числе индивидуальные).

Условиями отбора детей в творческое объединение «Игра на гитаре» являются: их желание заниматься гитарой и их способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься данным видом творчества, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных занятий с обучающимися, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику обучения, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия, обучающихся объединения в городских мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

первого года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Постановка пальцев

Изучение аккордов

Обучение основам техники игры на гитаре

Работа с метрономом

Упражнения на смену пальцев

Овладение основными переборами

Игра медиатором

Итого:

12

72

84

2 год обучения:

Развитие музыкально-слуховых представлений, восприимчивости к музыке и эмоциональной отзывчивости на неё, на основе дальнейшего накопления музыкальных впечатлений и расширение круга музыкальных образов. Развитие ритмики, музыкальной памяти и воображения. Приобретение новых знаний. Закрепление и развитие музыкально-исполнительских навыков приобретённых в первый год обучения, совершенствование навыков публичных выступлений.
Совершенствование навыков игры на гитаре.


Занятия проводятся 2 раза в неделю :

2 раза по 2 академических часа. Всего в году 84 занятия, 168 часов (в том числе индивидуальные).

Учебно-тематический план работы творческого объединения «Игра на гитаре»

второго, третьего года обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Инструктаж по технике безопасности

Изучение аккордов

Совершенствование техники игры на гитаре

Изучение техники боя

Подбор песни по слуху

Игра медиатором

Работа с репертуаром, аккомпанирование

Работа с метрономом

Отработка вокальных навыков

10.

Изучение простых и лёгких песен

11.

Упражнения на смену пальцев

12.

Работа с электрогитарой

13.

Игра медиатором

Итого:

9

159

168

Тематика программы 1, 2 и 3 года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие:

Проверка музыкальных и вокальных данных.

Ознакомление с инструментом гитара и ее части, умелое обращение и бережное хранение инструмента.

Постановка игры на инструменте: положение корпуса, рук, пальцев и ног.

Настройка.

Тема №2. Техника пальцев при игре на гитаре:

Строение и функция мышц рук, значение правильной постановки пальцев рук для развития техники игры.

Специальные упражнения для развития беглости пальцев.


Тема № 3. Музыкальная грамота:

Расположение аккордов на гитаре их название.

Разучивание аккордов A m , D m , Е. Буквенное обозначение.

Разучивание аккордов баррэ.

Тема № 4. Игра перебором:

Упражнения для пальцев левой руки.

Первоначальные упражнения.

Тема №5. Звукоизвлечение на гитаре:


- Музыкальные звуки и их свойства.

Основные приемы звукоизвлечения (апойяндо, тирандо, апогандос).

Упражнения для растяжки пальцев.


Тема № 6. Изучение простых и лёгких песен:

Освоение текста и мелодии.


- Работа над дыханием.

Работа над образом.

Работа над дикцией.

Песни под гитару на память.


Тема № 7. Итоговое занятие. Анкетирование учащихся по анкете «Итоги года» :
- чему научились;
- чего достигли;
- какие возникли трудности и почему;
- что удалось;
- что не удалось и почему;
- чему бы хотели научиться в новом учебном году.

Тема № 8. Подготовка к отчётному концерту. Отчетный концерт :

Содержание работы по р еализация программы 2, 3 года обучения.


Мероприятия познавательно - воспитательного характера.

Коллективные посещения музыкальных мероприятий, концертов. Участие в мероприятиях ДООЦ, активное участие в социально – патриотических молодёжных акциях. Встречи с интересными людьми, музыкантами.

Основы музыкальной грамоты.

Теоретический курс:
Мажор и минор как отражение «света» и «тени» в музыке; лад как важнейшее средство музыкальной выразительности. Тональность: определение тональности как высотного положения лада; мажорные и минорные тональности; названия и обозначение тональностей; ключевое обозначение тональностей; диезные и бемольные тональности; эмоциональная выразительность тональностей; соответствие тональности характеру и содержанию музыкального произведения.

Практический курс:

Обучение игре на гитаре.

Последовательное изучение и практическое освоение позиций грифа гитары в связи с постепенным расширением звуко - высшего диапазона исполняемых музыкальных произведений. Изучение новых элементов и исполняемых приёмов гармонической и мелодичной техники правой руки. Работа над звуком на основе совершенствования техники звукоизвлечения (тирандо и апояндо).

Развитие исполнительской техники левой руки: работа над растяжкой пальцев, техникой смены позиций; развитие аппликатурно - технического гитарного приёма - баре. Развитие координации движений всех звеньев исполнительского аппарата. Развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга исполняемых музыкально-выразительных исполнительских средств.

Развитие музыкально-образного мышления на основе усложнения музыкально-образного содержания изучаемых музыкальных произведений, обогащения музыкальных впечатлений. Дальнейшее развитие ритмики, всех видов музыкального слуха, музыкальной памяти. Углубление и расширение знаний в области музыкального искусства. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков, приобретённых в первые годы обучения.

Развитие и усложнение практических навыков сольной и ансамблевой игры на музыкальном инструменте, необходимых для решения более сложных музыкально-исполнительских задач. Формирование начальных навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением.

Расширение практики публичных выступлений. Развитие исполнительской гитарной техники на основе качественного совершенствования ранее изученных и освоенных технических элементов и приёмов игры и их синтеза в более сложные технические комплексы, необходимые для исполнительской реализации более сложных музыкально-художественных задач. Изучение и практическое освоение особых способов звукоизвлечения и приёмов игры на классической гитаре: техническое легато(восходящее и нисходящее), натуральные флажолеты, вибрато, портоменто, глиссандо, арпеджиато.


Изучение темброво-звуковых свойств и возможностей классической гитары и практическое освоение способов и техники изменения, варьирования тембрового звучания на гитаре. Работа над качеством звука на основе совершенствования музыкально-звуковых представлений и техники звукоизвлечения.

Совершенствование работы над художественной стороной исполнения музыкального произведения на основе более глубокого и подробного анализа
изучаемых музыкальных произведений и использования вновь освоенных музыкально-выразительных исполнительских средств. Формирование навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальными произведениями на основе приобретённых знаний и умений в области анализа музыкальных произведений, исполнительских навыков и накопленного опыта классной работы над репертуаром. Развитие навыков гитарного аккомпанемента с использованием усложнённых гармоний, типов фактуры и тональностей.

Закрепление и дальнейшее развития навыков исполнительства на основе усложнения изучаемого материала.

Информационно-методическое обеспечение

Перечень оборудования и наглядных пособий:

    Гитара, электрогитара.

    Музыкальный центр, компьютер.

    Записи фонограмм в режиме «+» и « - ».

    Таблицы, схемы.

    Электроаппаратура.

    Зеркало.

    Подборка репертуара.

    Записи видео, формат CD, MP3.

    Записи выступлений, концертов.

Нормативно – правовая база:

1.1. Федерального уровня:

    Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ).

    Постановление Правительства РФ № 142 от 24.02.09г. «Правила разработки и утверждения ФГОС».

    СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

1.2.НПА регионального уровня:

    Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года;

    Концепция развития дополнительного образования в Российской федерации до 2020 года;

1.3. НПА муниципального уровня:

    Профилактика првонарушений на территории ГО Карпинск на 2014-2016 г.г.;

    Муниципальная программа развития системы образования в ГО Карпинск на 2014-2020 г.г.

Используемая литература:

    Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1993г.

    Ариевич С. Практическое руководство игры на бас- гитаре. М.,1993г.

    Бранд В. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля. М.,1979г.

    Браславский Д. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей. М., 1993 г.

    Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1979г.

    Галоян Э. Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном. М.,1972г.

    Зинкевич В. Курс игры на ударных инструментах. М., 1997

    Саульский Ю. Аранжировка, (эстрадная специализация). М., 1997 г.

    Копен В. Рождение джаза. М.,1994.

10.Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.,1984г.

11.Мухина О. Возрастная психология. М., 2000г.

12. Тимонин Ю. Игры на шестиструнной гитаре. Изд –во «Арт-сервис». М., 2012 г.

Coach Guitar идеально подойдет тем, кто никогда не держал гитару в руках, по крайней мере правильно. Первые уроки посвящены именно этому: правильному положению инструмента и медиатора, позиции запястий и простым аккордам. После того как освоен базис, вы переходите к разучиванию композиций, каждая из которых разделена на отрезки и сопровождается видео.

В приложении много материала, который интересно изучать, но большая её часть открыта только по подписке.

Загрузить Coach Guitar для iPhone и iPad в App Store:

Fretello

Если вы сторонник классического подхода к изучению музыки, установите Fretello. Главная идея приложения - учить ноты. При этом вы не просто выполняете инструкции, но и получаете обратную связь: приложение слушает, как вы сыграли определенную ноту, и подсказывает, если были ошибки. При проигрывании помогает встроенный метроном и нотная партитура на экране.

Fretello отлично подходит для продолжающих обучение игре на гитаре.


Загрузить Fretello для iPhone и iPad в App Store: [бесплатно, есть встроенные покупки ]

Guitar Chords

Это приложение - как понятно из названия - сборник гитарных аккордов.
Удобно, когда вы учите новую песню и встречаете незнакомый аккорд: главный экран изображает гриф гитары, на котором показано расположение пальцев для правильного воспроизведения многозвучия. Здесь же можно послушать и эталонное звучание.

База приложения содержит 2 444 аккорда, однако бесплатно доступна примерно половина из них. Используя встроенные покупки, можно разблокировать все аккорды и разные типы гитар.


Загрузить Guitar Chords для iPhone и iPad в App Store: [бесплатно, есть встроенные покупки ]

TabPro

После того как вы освоили азы, обучение лучше всего пойдет на реальных песнях. В TabPro, по заверению разработчиков, более 200 000 табов. В топ-100, например, есть популярные песни Metallica, Eagles, Muse, Pink Floyd, и это только малая часть.

Методика обучения самая простая: на экране нотная партитура, вы включаете трек, смотрите, как устроена композиция, а затем повторяете.

В приложении есть несколько интересных опций: можно выбрать отрезок из песни и зациклить его на грифе, доводя до совершенства собственную игру при повторении. А если надоело играть на гитаре - выбирайте бас или ударные и совершенствуйтесь в игре на новом инструменте.


Загрузить TabPro для iPhone и iPad в App Store: [бесплатно, есть встроенные покупки ]

Master Class

Master Class - это коллекция видеоуроков, которые помогают разучивать популярные треки. На ролике видно, какие аккорды зажимать и как перебирать струны, но главная особенность приложения - в плеере. Параллельно в режиме видео можно включить виртуальный гитарный гриф: на нем будет более точно показано расположение пальцев для аккордов. Если скорость игры слишком высокая, снизьте темп: в плеере для этого специальная кнопка. Здесь же есть встроенный тюнер, чтобы настроить гитару. Несколько песен доступны бесплатно, а остальные можно приобрести с помощью встроенных покупок.

Пояснительная записка

В подростковом возрасте особенно ярко проявляется интерес к такому инструменту, как гитара. Игра на гитаре и в ансамбле наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. В связи с популярностью к данному виду искусства сформировался социальный заказ на быстрое и качественное обучение.

Традиционные методы обучения игре на гитаре не достаточно эффективны для работы в клубе. Требованиям по наполняемости предполагают занятия в группах, а не индивидуально, что снижает скорость обучения. В клуб принимаются все желающие ребята, набор подростков в объединение осуществляется без специального отбора. Уровень развития музыкальных способностей подчас сводится к уровню задатков.

Новизна методики заключается в использовании современных компьютерных технологий, приемов обучения, способствующих музыкальному, творческому развитию подростков с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, сохранности контингента:

  • выбор произведений с учетом интересов и увлечений воспитанников.
  • изучение табулатур, наиболее удобную запись для разучивания мелодий
  • освоение музыкальной компьютерной программы «Guitar pro» для разучивания партий в ансамбле

Цель и задачи

Цель: ускоренное обучение игре на гитаре посредством использования программы Guitar Pro

Задачи:

  • научить работать с программой Guitar Pro
  • развивать внутренний музыкальный слух, чувство ритма, способность к импровизации и творчеству
  • воспитывать прилежность, усидчивость, самостоятельность, ответственность, умение работать в коллективе

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Особенности этого возраста связаны с пиком полового созревания. Это период, когда появляется желания вырваться из-под контроля взрослых и утверждать себя как личность. В это время подростку необходимо общение среди сверстников, что приводит подростка в компании, подчас и неблагоприятные. В этот момент и проявляется эффективность групповых занятий, где ребят сближают общие интересы, общие дела, появляется возможность реализовать свои силы, проявить себя именно в творческой сфере. Мышление становится более систематизированным. Оно характеризуется переходом к высшему уровню развития – теоретическому, формально-логическому. Основным ядром познавательного развития в этом возрасте становится мышление в понятиях: происходит формирование абстрактных понятий, позволяющих вскрыть более глубокие связи между предметами и явлениями действительности, познать закономерности, управляющие действительностью.

Отличительная черта подросткового возраста - внутреннее тяготение к творческому воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, это проявляется в форме сочинения стихов, песен, дневников и т.п., в создании некоего любовного идеала.

Фантазия подростка более творческая, чем фантазия ребенка, хотя и менее продуктивна, чем фантазия взрослого человека.

Существенно новое в развитии фантазии в переходном возрасте как раз и заключается в том, что воображение подростка вступает в тесную связь с мышлением в понятиях, оно интеллектуализируется, включается в систему интеллектуальной деятельности и начинает играть совершенно новую функцию в новой структуре личности подростка.

Мы можем сказать, что творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же функцию, которую художественные произведения выполняют для взрослого человека. Это искусство для себя.

Свободное участие всех и подзадоривающая обстановка подготовки к борьбе пробуждают изобретательность, юмор и у тех учеников, у которых казалось, их не было. Многие проявляют себя как организаторы: ученики, как правило, сами подбирают исполнителей и устанавливают порядок подведения итогов, изыскивают нужные материалы. Проведение такого рода игр оказывается для учеников не просто развлечением, а одним из самых захватывающих дел.

Очень заметна их расположенность к импровизациям. Например, на первом году обучения для передачи характера музыкального произведения или какого-либо образа они стараются театрализовать свое выступление. А на третьем году обучения, когда ребята уже освоили базовый курс и отработали технику игры, они с удовольствием импровизируют в соло партиях, сами сочиняют мелодии, песни.

Однако невозможность реализовать свой творческий потенциал, воплотить свои идеи в реальность может привести к проявлению других качеств, характерных для данного возрастного периода, например упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Создание условий для творчества, возможность раскрытия нового для творческого поиска и самовыражения, как социальные факторы, играют немаловажную роль в развитии творческих способностей подростков. Они (эти условия) могут либо тормозить, блокировать творческое начало, либо способствовать его проявлению.

на протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное - любить друг друга, любить прекрасное, любить свою РОДИНУ, Формирование молодёжи, как личности патриотической, важно и необходимо на сегодняшний день. Поэтому много внимания в программе уделяется именно русской, советской и современной российской музыке.

Ожидаемые результаты

I год обучения

  1. владение основными приемами игры на инструменте
  2. ощущение чувства ритма
  3. эмоциональная отзывчивость на исполняемое произведение
  4. владение техническими навыками игры на акустической гитаре

II год обучения

  1. умение исполнять произведения репертуарного плана, аккомпанировать
  2. владение техническими навыками игры на электрогитаре
  3. чистота звучания
  4. знание основы музыкальной грамоты

III год обучения

  1. умение импровизировать, аккомпанировать, играть в ансамбле
  2. умение выступать перед любой аудиторией
  3. овладение навыками коллективного творчества
  4. самостоятельное сочинение песен

Концептуальные основы

Работа с подростками в музыкальном объединении «Звонкие струны» строится на общегуманистических и художественно-педагогических принципах:

  1. Принцип гуманизации . Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.
  2. Принцип гармонизации личности и среды . Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.
  3. Принцип активности и сознательности выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.
  4. Принцип наглядности основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.
  5. Принцип доступности выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
  6. Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изучаемого материала.
  7. Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.
  8. Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.
  9. Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
  • тщательная подготовка педагога к занятиям, подбор материала;
  • выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;
  • связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.
  1. Принципы взаимодействия :
  • на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;
  • взаимодействие обучающихся как партнёров по творческой деятельности.

Методическое обеспечение

№ п/п

Тема

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

I год обучения

Знакомство с программой Guitar Pro

Лекция

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro

Контрольное занятие

Изучение технических возможностей программы

Комбинированное занятия

Контрольное занятие

Практическое занятие

Ноутбук, программа Guitar Pro, акустическая гитара

Контрольное занятие

Практическое занятие

Практический, репродуктивный, индивидуально-фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, акустическая гитара, табулатура в формате gtp

Контрольное занятие

Контрольное занятие

Зачет

Акустическая гитара

II год обучения

Квинтовые аккорды

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ритмическая нотация

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Простые ритмы с синкопами

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Сложные ритмы

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Ритмы с глушением

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Размер

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Разучивание ритм-партии

Практическое занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Открытое занятие

Техника левой руки.

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Разучивание соло-партии

Практическое занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Открытое занятие

Медиаторная техника.

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, электрогитара, табулатура в формате gtp, гитарный процессор, комбоусилитель, медиатор

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Бас-гитара. Техника правой руки

Комбинированное занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, бас-гитара, табулатура в формате gtp, медиатор, комбоусилитель для бас-гитары

Разучивание бас-партии

Практическое занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный

Ноутбук, программа Guitar Pro, бас-гитара, табулатура в формате gtp, медиатор, комбоусилитель для бас-гитары

Открытое занятие

Открытое занятие

Зачет

Репродуктивный, индивидуальный

III год обучения

Разучивание различных партий

Практическое занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, индивидуально-фронтальный, практический, инструментально-тренировочные упражнения

Ноутбук, программа Guitar Pro, бас-гитара, табулатура в формате gtp, медиатор, комбоусилитель для бас-гитары, гитарный процессор, комбоусилитель, электрогитара

Игра в ансамбле

Репетиция

Ноутбук, программа Guitar Pro, бас-гитара, табулатура в формате gtp, медиатор, комбоусилитель для бас-гитары, гитарный процессор, комбоусилитель, электрогитара

Концерт

Запись музыкальных произведений в программе Guitar Pro

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, индивидуально-фронтальный, практический, частично-поисковый

Ноутбук, программа Guitar Pro, бас-гитара, табулатура в формате gtp, медиатор, комбоусилитель для бас-гитары, гитарный процессор, комбоусилитель, электрогитара

Импровизация, сочинительство

Практическое занятие

Наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, индивидуально-фронтальный, практический, частично-поисковый, исследовательский

Ноутбук, программа Guitar Pro, бас-гитара, табулатура в формате gtp, медиатор, комбоусилитель для бас-гитары, гитарный процессор, комбоусилитель, электрогитара

Творческая встреча

Бас-гитара, медиатор, комбоусилитель для бас-гитары, гитарный процессор, комбоусилитель, электрогитара

«Дебют»

Концерт

Репродуктивный, индивидуально-фронтальный, практический

Бас-гитара, медиатор, гитарный процессор, электрогитара, прожектора, вокальные микрофоны, усилитель, микшер, акустическая система, микрофонные стойки

Описание программы Guitar Pro

Программа Guitar Pro хорошо известна гитаристам всего мира. Удивительные возможности, которые дает данная программа для музыканта не может оставить равнодушными даже «стариков», которые никак не могут освоить современные компьютерные технологии.

Что из себя представляет программа?

Guitar Pro это нотно-табулатурный редактор, предназначенный для гитаристов. Широкое распространение данная программа получила благодаря тому, что в интернете имеется громадная библиотека практически всей гитарной музыки. В отличие от других нотных редакторов, которые в основном предназначены для полиграфии нотного текста, Guitar Pro дает максимальное визуальное понятие игры гитариста.

Гитарист может видеть как стандартные ноты, табулатуру, указывающую на каких ладах необходимо брать те или иные ноты, и показан гриф гитары, где эти ноты отражаются. В программе введена функция RSE, которая дает исключительный для такого рода программ звук. Набор нот может осуществляться как с миди-клавиатуры (или гитарного синтезатора), с обычной клавиатуры компьютера, также мышью, указывая ноты на грифе гитары. Набор осуществляется быстро и легко.

Для изучения известных пьес, можно уменьшить темп и просто потактово разбирать все нюансы игры виртуоза.

Интерфейс программы Guitar Pro достаточно прост и удобен в обращении. В верхней части Guitar Pro находится основной, так сказать, пульт для работы с программой, на котором расположены разнообразные кнопки, такие как – знаки при ключе, репризы, длительность ноты, темп табулатуры и другие. Так же, все в той же верхней части программы, находятся гриф гитары и фортепиано клавиатуру, на которых, во время воспроизведения табулатуры, бегают указатели, говорящие о том – какую струну, клавиши на каком ладу, брать в данной доле.

В средней части программы, расположен нотный и табулатурный стан, в котором и осуществляется набор, редактирование самой табулатуры. В нижней части программы Guitar Pro расположены гитарные эффекты и панель дорожек, для создание партии для нескольких инструментов, таких как бас- гитара , ударные и многих других.

Возможности:

  • Многодорожечная запись партий гитары, бас-гитары в виде табулатур, одновременно с созданием табулатуры создается соответствующая табулатуре запись в нотах;
  • Мощный нотный MIDI-редактор, позволяющий использовать Guitar Pro не только гитаристами;
  • Построитель табулатур партий ударных инструментов;
  • Добавление текста песен и привязка его к нотам дорожек с партией вокала;
  • Мощный встроенный построитель и определитель гитарных аккордов;
  • Экспорт созданных партитур в различные графические и текстовые форматы, вывод на печать;
  • Импорт из MIDI, MusicXML идругие, экспорт в MIDI, WAV;
  • Виртуальный гитарный гриф и клавиатура пианино, на которых отображаются ноты, проигрываемые в текущий момент. С помощью них также можно создавать и редактировать гитарные партии;
  • Встроенный метроном, гитарный тюнер, инструмент для транспонирования дорожек;
  • Множество инструментов для воспроизведения в нотах и в звуке характерных для гитары приёмов игры;

Работа с Guitar Pro


После загрузки, будет белое поле с шестью горизонтальными линиями - это обозначение струн первая сверху, вторая соответственно снизу, а все вместе это называется дорожкой.

Как правило, композиция состоит из созвучия множества музыкальных инструментов (гитара, бас. гитара, барабаны, и т.д.). Каждый инструмент выдает звуки, порядок воспроизведения этих звуков на рабочем поле обозначается рядом цифр (ладов) на шести горизонтальных линиях (струнах), это и есть дорожка, следует заметить, что для каждого инструмента она может быть только одна.

Внизу, слева есть окошко, "свойства дорожки", здесь указаны номер дорожки, название (кликнув на название, его можно изменить), инструмент (его также можно изменить в

любое время, например, заменить акустическую гитару на орган, и так далее), еще здесь можно изменить громкость, баланс и др.

Сверху от рабочего поля находятся панели инструментов с ярлычками:

  • Стандартная. Создать, открыть, сохранить.
  • Настройки. Здесь изменяют настройки самой программы, то есть, внешний вид, запуск музыки при загрузке и т.д.
  • Печать, предварительный просмотр, вырезать и копировать. Здесь программа запрашивает, с какого такта, по какой необходимо вставить, добавить дорожку


  • Изменение параметров звука. Здесь можно изменить инструмент, громкость, баланс и т.д.
  • Такт. Каждой композиции присуща организованность звуков во времени. При этом обязательным качеством звуков является их силовое выделение - акцентирование или не акцентирование. Периодическое чередование сильных и слабых звуков, воспринимаемое нашим слухом дает возможность расчленить музыкальное произведение на части. Эти части называют тактами, граница такта в рабочем поле (как и на нотном стане) отмечается вертикальной линией - тактовой чертой.
  • Размер такта. Размер такта обозначается двумя цифрами, которые пишутся одна под другой. Верхняя цифра указывает число долей, а нижняя длительность каждой доли такта. Открыть/закрыть репризу. Отметить места, откуда и докуда нужно повторить проигрывание.
  • Переставить виды. Переставить поле "свойства дорожки" над/под рабочем полем.
  • Длительность ноты. Здесь указываются обозначения длительности ноты. Основой для определения длительности звуков служит условная единица времени, например одна или несколько секунд. Запись звуков различной длительности производится при помощи нот, имеющих различный вид. Примем за условную единицу времени одну секунду.
  1. Целая нота. Длительность целой ноты измеряется четырьмя условным единицам времени - следовательно, равна четырем секундам (отстукиванием этих условных единиц в Guitar Pro занимается МЕТРОНОМ), она изображается овальным кружком.
  2. Половинная нота. Длительность половинной ноты вдвое короче целой ноты - следовательно, будет измеряться счетом "раз, два". Значит на счет "раз, два, три, четыре" приходятся две половинные ноты. Половинная нота изображается овальным кружком с прибавлением вертикальной палочки (штиля).
  3. Четвертная нота. Длительность четвертной ноты вдвое короче половинной ноты, то есть, равна единице счета, - значит на счет "раз, два, три, четыре" будут приходиться четыре четвертных ноты. Четвертная нота изображается черным овальным кружком с прибавлением штиля.
  4. Восьмая нота. Длительность восьмой ноты вдвое короче четвертной ноты, значит на счет "раз, два, три, четыре" - восемь восьмых нот. Восьмая нота изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю одного хвостика (флажка).
  5. Шестнадцатая нота. "Раз, два, три, четыре" - шестнадцать шестнадцатых нот. Изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю двух флажков.
  6. Тридцать вторые. По аналогии. Изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю трех флажков.
  7. Шестьдесят четвертые. По аналогии. Изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю четырех флажков.
  • Проигрывание. Играть с начала, текущей такт, с текущей позиции, перейти на начало, на конец, на шаг назад/вперед (проиграть предыдущий/последующий звук (ноту)) зациклить проигрывание (после окончания проигрывания мелодии, она зазвучит с начала), метроном.
  • Темп. Имеется возможность уменьшить/увеличить темп воспроизведения.

В меню "Файл" имеются две кнопки "Экспорт" и "Импорт". Экспортировать и импортировать Вы можете как Midi файлы, так и ASCII табулатуру.

  • Экспорт. При экспорте сохраняется сделанное в GP запись в формате Midi (экспортируются все дорожки, и получается полноценный Midi-файл) или ASCII табулатуры (их открывают любым текстовым Windows редактором).
  • Импорт.
    При импорте файлов Midi всплывет окошко, в котором можно прослушать, все дорожки, каждую в отдельности. Импортировать возможно быстрым методом, GP просто перенесет каждую дорожку из Midi-файла и правильно определит высоту, длительность звучания. А также в пошаговом режиме, название, дорожки (по одной), а также можно импортировать несколько дорожек в одну.

Между кнопками "Закладки" и "Звук" находится кнопка "Помощники", кликнув на которую появляется ряд полезных функций:

  • Тренер скорости. Позволяет отработать новый бой или точнее подобрать темп.
  • Транспонировать. Позволяет сдвинуть ноты на один или несколько полутонов.

Использование программы Guitar Pro на протяжении всего курса обучения

I год обучения

Знакомство с программой

Изучение в программе мелодий различной сложности на акустической гитаре, в зависимости от индивидуальных особенностей, что позволяет исполнять более сложный аккомпанемент в музыкальных произведениях

II год обучения

Отработка технических приемов игры на электроинструментах (ритм-гитара, соло-гитара, бас-гитара) с использованием упражнений, записанных в программе

III год обучения

Изучение в программе ритм-партий, соло-партий, бас-партий различных музыкальных произведений.

Обучение игре в ансамбле.

Обучение записи в программе музыки собственного сочинения.

Самостоятельная работа с программой дома.

Применение программы Guitar Pro для развития техники

Разучивание мелодий с применением программы Guitar Pro

Контрольное занятие

II год обучения

Квинтовые аккорды с тоникой на шестой струне

Квинтовые аккорды с тоникой на пятой струне

Ритмическая нотация.

Простые ритмы с синкопами

Сложные ритмы

Ритмы с глушением

Размер

Разучивание ритм-партии

Техника левой руки. Приемы «хамер» и «пул»

Техника левой руки. Бенды.

Техника левой руки. Вибрато.

Техника левой руки. Слайды.

Разучивание соло-партии

Медиаторная техника. Переменный штрих

Медиаторная техника. Переход со струны на струну

Медиаторная техника. Использование «хамеров» и «пулов»

Медиаторная техника. Штрих при использовании ритмических фигур

Бас-гитара. Техника левой руки

Бас-гитара. Техника правой руки. Игра пальцами

Бас-гитара. Техника правой руки. Использование медиатора

Разучивание бас-партии

Открытое занятие

III год обучения

Разучивание различных партий

Игра в ансамбле

    1. Ноутбук
    2. Операционная система Windows 7 (XP, Vista)
    3. Нотно-табулатурный редактор Guitar Pro
    4. Принтер
    5. Акустическая гитара
    6. Электрогитара 2 шт.
    7. Бас-гитара
    8. Комбоусилитель
    9. Комбоусилитель для бас-гитары
    10. Процессор эффектов 2 шт.
    11. Акустические провода
    12. Каподастр
    13. Медиатор
    14. Вокальные микрофоны – 2 шт.
    15. Усилитель
    16. Микшерный пульт
    17. Акустическая система

    Список литературы

    1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
    2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 1997.
    3. Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2001. - № 1.- с. 5-7.
    4. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
    5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
    6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
    7. Петров П.В. Самоучитель игры на гитаре по аккордам и песням: безнотный метод / П.В. Петров. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
    8. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. – М., 1980.
    9. Ригина Г.С. Уроки музыки. – М., 1979.
    10. Суханов В.Ф. Гитара для всех. - Ростов н/Д, 1997.
    11. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985.
    12. Яшнев В., Вольман Б. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Л., Ленинград, 1979.


Прогресс, кроме того, что постоянно находит все новые и новые занятия для людей, высвободившихся от необходимости производить продукты питания, позволяет нам еще и существенно продвинуться в организации процесса обучения игре на гитаре. Тут стоит сказать, что при помощи современных гаджетов и приложений можно развивать как технику так и теорию.

Давайте посмотрим на 5 приложений, некоторые из которых какие-то 50 лет назад не существовали даже как физические устройства и которые сейчас доступны буквально каждому музыканту. Надеюсь, многие из них для вас знакомы, если же нет, обязательно добавьте их в свой арсенал для занятий.

№1 Продвинутый метроном.

Сейчас просто метрономом уже никого не удивить, их встраивают в тюнеры или используют как приложение на телефоне. Некоторые изобретательные музыканты идут дальше и предлагают уже не просто метрономы, а полноценные по не очень-то кусачим ценам. Отдельно идут различные приложения для iPhone/Android, которых набралось уже с несколько десятков, если не сотен.

Просто заниматься с метрономом очень быстро может наскучить, поэтому можно использовать приложение или девайс, который может исполнять более сложные рисунки. А дальше просто попробуйте воспользоваться идеей, о :

  1. Начните с медленного темпа, метроном должен играть шестнадцатые ноты. Играйте ритмический рисунок или рифф, при этом так как постоянно звучат шестнадцатые, вам будет достаточно просто ориентироваться во времени.
  2. Переключите метроном на игру восьмыми нотами. Задача для вас должна немного усложнится, если вы играете рисунок, построенный на шестнадцатых. Но все еще будет достаточно опорных восьмых нот, так что вы будете чувствовать себя достаточно комфортно.
  3. Переключитесь на четверти. Теперь вам будет еще сложнее держать темп, но нужно просто стараться.
  4. Пробуйте с половинными нотами и затем целыми. Если метроном так не может, просто используйте четверти и темп в два или четыре раза медленнее.

С метрономом, который может играть различные доли вы можете заниматься как развитием своего внутреннего чувства ритма по предложенной схеме или придумать какие-либо свои. Например включить на одну долю триоли на другую шестнадцатые ноты и пытаться играть в таком же рисунке гамму, а затем так же переходить на четверти.

№2 Прогрмаммы для замедления музыки

№3 программы для редактирования видео/видеочаты

Сейчас в сети доступны просто какие-то безумные объемы облучающего видео. Есть, конечно, и откровенный мусор, но так же и очень много хороших видеошкол().

Теперь если вы непоняли какой-то кусок видео, его всегда можно загрузить в редактор видео и крутить по кругу, пока вам не надоест. 20 лет назад для этого пришлось бы затереть видеокассету до дыр, 50 лет назад это вообще было невозможно, так как не было ни видеошкол, ни видеомагнитафонов.

Я добавил сюда видеочаты типа скайпа только потому, что они так же связаны с видео, но по сути просто новый инструмент коммуникации с преподователем не важно где вы находитесь. То есть вы можете заниматься как у своего знакомого из соседнего подъезда, так и у Greg Howe или Frank Gambale, тут уж каков бюджет — таков сюжет.

Я считаю это одним из лучших инструментов для развития музыканта. Портативные студии массово появились в восьмидесятые, но стоили достаточно дорого. С полным переходом на цифру и увеличением мощей компьютеров, записать песню можно в домашних условиях.

С DAW можно писать свою игру во время занятий, чтобы потом обратить внимание на свои ошибки или отнести ее на рецензию к другу или преподователю. В DAW вы можете пользоваться плагинами для замедления, использовать различные , делать минусовки или демо, снимать песни и тут же при помощи записывать свои кавера.

Но самое интересное, что звукозапись становится все более мобильной. Посмотрите, что уже можно вытворять просто с Garage Band на iPad и маленьким аудио интерфейсом

5. Band-in-a-Box

В определенный момент для каждого музыканта наступает время, когда нужно учится играть песни. Это достаточно легко решается сейчас, так как почти для всех известных гитарных композиций без труда можно найти минусовку.

Если же вам мало занятий с минусовками, но при этом вы не сильны в написании собственных минусов при помощи DAW, лучшим и по сути единственным инструментов для вас становится Band-in-a-Box.

Приложение есть для платформ PC или MAC, а так же появилась версия и для iPhone .

Основная ценность Band-in-a-Box в том, что это действительно группа внутри вашего компьютера. Все что вам нужно сделать, это выбрать стиль в котором должна звучать ваша композиция и задать аккорды(этот шаг можно пропустить), вам тут же будет сгенерирована аранжировка. Приложение использует MIDI звуки вашей звуковой карты, поэтому звучание будет не очень, но никто не мешает вам затем экспортировать полученный результат в MIDI файл и загрузить его в DAW, а там уже использовать VST.

Кроме просто аранжировки, Band-in-a-Box можно использовать для создания мелодий.

Но еще более интересной мне показалась функция обучения. На просторах интернета я нашел несколько минусовок Jamiroquai, загрузил их в Band-in-a-Box и теперь для занятий я использую свой Custom стиль. Хочется думать, что когда я импровизирую мне аккомпанируют музыканты JK.

Если у вас есть что добавить в список, делитесь в комментариях.



Похожие статьи
 
Категории