Произведения которые вошли в репертуар шаляпина. Арии, романсы, песни - федор шаляпин - ноты

27.06.2019

Родился в семье крестьянина Ивана Яковлевича из деревни Сырцово, который служил в земской управе, и Евдокии Михайловны из деревни Дудинской Вятской губернии.

Сначала маленького Федора, стараясь приставить «к делу», отдали в ученики к сапожнику Н.А. Тонкову, затем В.А. Андрееву, затем к токарю, позднее к столяру.

В раннем детстве у него проявился красивый голос дискант и он часто пел вместе с матерью. В 9 лет он начал петь в церковном хоре, куда его привел регент Щербицкий, их сосед, и начал зарабатывать на свадьбах и похоронах. Отец купил на толкучке скрипку для сына и Федор пытался на ней играть.

Позднее Федор поступил в 6-е городское четырехклассное училище, где был замечательный учитель Н.В. Башмаков, которое закончил с похвальной грамотой.

В 1883 году Федор Шаляпин впервые попал в театр и дальше стремился смотреть все спектакли

С 12 лет он начал участвовать в спектаклях гастролировавшей труппы в качестве статиста.

В 1889 году поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова статистом.

29 марта 1890 года Федор Шаляпин дебютировал с партией Зарецкого в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин», поставленной Казанским обществом любителей сценического искусства. Вскоре он переезжает из Казани в Уфу, где выступает в хоре труппы С.Я. Семенова-Самарского.

В 1893 году Федор Шаляпин переехал в Москву, а в 1894 году – в Санкт-Петербург, где начал петь в загородном саду «Аркадия», в театре В.А. Панаева и в труппе В.И. Зазулина.

В 1895 году дирекция Санкт-петербургских оперных театров приняла его в состав труппы Мариинского театра, где он пел партии Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно и Руслана в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки.

В 1896 году С.И.Мамонтов предложил Федору Шаляпину петь в его Московской частной опере и переехать в Москву.

В 1899 году Федор Шаляпин стал ведущим солистом Большого театра в Москве и, гастролируя, с огромным успехом выступал в Мариинском театре.

В 1901 году Федор Шаляпин дал 10 триумфальных представлений в «Ла Скала» в Милане в Италии и проехал с концертным турне по Европе.

С 1914 года он начал выступать в частных оперных антрепризах С.И. Зимина в Москве и А.Р. Аксарина в Петрограде.

В 1915 году Федор Шаляпин исполнил роль Ивана Грозного в кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» по драме Л. Мея «Псковитянка».

В 1917 году Федор Шаляпин выступил как режиссер, поставив в Большом театре оперу Д. Верди «Дон Карлос».

После 1917 года он был назначен художественным руководителем Мариинского театра.

В 1918 году Федору Шаляпину было присвоено звание народного артиста Республики, но в 1922 году он выехал на гастроли в Европу и там остался, продолжив успешно выступать в Америке и Европе.

В 1927 году Федор Шаляпин пожертвовал деньги священнику в Париже для детей русских эмигрантов, что было представлено как помощь "белогвардейцам на борьбу с Советской властью" 31 мая 1927 года в журнале «Всерабис» С. Симоном. И 24 августа 1927 года СНК РСФСР постановлением лишил его звания Народного артиста и запретил возвращаться в СССР. Это постановление было отменено Советом Министров РСФСР 10 июня 1991 "как необоснованное".

В 1932 году он снялся в главной роли в фильме «Приключения Дон Кихота» Г. Пабста по роману Сервантеса.

В 1932 -1936 Федор Шаляпин поехал в гастроли на Дальний Восток. В Китае, Японии, Маньчжурии он дал 57 концертов.

В 1937 году ему был поставлен диагноз лейкемия.

12 апреля 1938 года Федор скончался и был похоронен на кладбище Батиньоль в Паржие во Франции. В 1984 году его прах был перенесен в Россию и 29 октября 1984 года перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Искусство Федора Ивановича Шаляпина - гениального русского певца, ставшего по выражению М. Горького „символом русской мощи и таланта", и сегодня воспринимается во всем мире как высочайший образец.
Продолжатель реалистических традиций отечественного музыкального театра, Шаляпин обогатил и развил их, создав незабываемые образы в операх русских классиков — М, Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина. Свежесть трактовки, глубина и своеобразие отличали и спетые им партии западноевропейского репертуара, среди которых особенно выделялись Мефистофель в одноименной опере А. Бойто и „Фаусте" Ш. Гуно, Дон Базилио в „Севильском цирюльнике" Дж. Россини, Король Филипп в „Дон Карлосе" Дж. Верди.

Голос певца - высокий (баритональный) бас, basso cantante мягкого, бархатного тембра был поставлен от природы. Он славился не столько мощью и силой, широтой диапазона, сколько необыкновенной гибкостью, богатством интонаций, оттенков, уменьем передавать сложнейшую гамму переживаний. Виртуозно владея искусством бельканто, кантиленой, певец никогда не делал мастерство самоцелью, его пение всегда было наполнено, как писал дирижер А. ПазовскиЙ, „глубоким чувством и конкретной образной мыслью". Он всегда „пел, как разговаривал", но именно пел, интонировал слово музыкально, передавал смысл и значение слова через полнозвучную музыкальную речь". Подобно Карузо среди теноров и Титта Руффо среди баритонов, Шаляпин стал басом-эталоном", - утверждал итальянский певец Лаури-Вольпи.
Ф. И. Шаляпин родился 1/13 февраля 1873 года в Казани в семье писаря городской управы. Раннее его детство прошло в деревне Ометьево, и память певца на всю жизнь сохранила воспоминания о деревенских праздниках, хороводах. Первые народные песни Шаляпин услышал от своей матери. Мальчиком он пел в церковном хоре, необыкновенно быстро освоил азы нотной грамоты. Участие в церковных службах приобщало будущего певца к музыке, развивало природную музыкальность. „Священная песня. живет неразрывно и нераздельно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, также сотрясает сумрак жизни. Много горького и светлого в жизни человека, но искреннее воскресение - песня, истинное вознесение - песнопение", - писал Шаляпин в своей книге „Маска и душа".

„Первые театральные ожоги", по воспоминаниям Шаляпина, были связаны с ярмарочными гуляньями, выступлениями балаганного „деда" Якова Мамонова. А позже, попав в Казанский городской театр, юноша жадно впитывал впечатления от игры талантливых драматический актеров - В. Андреева-Бурлака, И. Киселевского, Н. Пальчиковой, посещал оперные спектакли с участием известного певца Ю. Закржевского. Тогда же Шаляпин начал выступать статистом в драматических и оперных представлениях ив семнадцать лет получил первый ангажемент в Уфу, став хористом в опереточной труппе С. Семенова-Самарского.
Дебют Шаляпина на сцене состоялся в небольшой партии Стольника в опере С. Монюшко „Галька" 18 декабря 1890 года. В первом своем бенефисном спектакле начинающий артист с успехом исполнил роль Неизвестного в опере А. Верстовского „Аскольдова могила". В скитаниях по югу России в составе различных провинциальных трупп, часто оставаясь без средств к существованию, молодой Шаляпин добрался до Тифлиса, где встретил первого своего учителя Д. А. Усатова, когда-то тенора московского Большого театра, первого исполнителя роли Ленского. „С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь, - писал Шаляпин. - Он пробудил во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, уточнил мой вкус и - что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным - наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес"

Уже через год после дебюта в Тифлисе, где впервые были исполнены такие партии, как Мельник в „Русалке" Даргомыжского и Мефистофель в „Фаусте" Гуно, Шаляпин пробует свои силы в столице на сцене прославленного Мариинского театра. Однако здесь он пробыл недолго. В 1896 году в Нижнем Новгороде певец познакомился с С. И. Мамонтовым, встреча с которым определила его дальнейшую судьбу. Мамонтов почувствовал, угадал будущее Шаляпина, в творческой, живительной атмосфере Московской русской частной оперы талант артиста развивался и крепнул не по дням, а по часам.
Ведущее место в репертуаре мамонтовского театра занимала русская опера. Первый триумф Шаляпина связан с партией Грозного в „Псковитянке" Римского-Корсакова, Вдумчивая режиссура Мамонтова, впечатления от картин И. Репина, В. Шварца, В. Васнецова, скульптуры М. Антокольского способствовали созданию противоречивого, сложного образа царя-тирана. Впервые современники ощутили то новое, что было характерно для всего последующего творчества Шаляпина - неповторимый синтез драматического мастерства с редчайшей музыкальностью, Увидев Грозного-Шаляпина на гастролях оперы Мамонтова в Петербурге, В, Стасов - признанный патриарх русского искусства -восклицал в статье „Радость безмерная": „Великое счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился".

В тесном содружестве с художниками, оформлявшими спектакли в Частной опере Мамонтова, — В. Поленовым, В. Серовым, К. Коровиным, М. Врубелем, научившими певца внимательному отношению к гриму, костюму, пластическому решению каждой роли, - создавались яркие, поражавшие новизной образы Варяжского гостя в „Садко", Сальери в „Моцарте и Сальери" Римского-Корсакова, ассирийского военачальника Олоферна („Юдифь" Серова), Досифея („Хованщина" Мусоргского), Партию Бориса Годунова в опере Мусоргского, ставшую лучшим созданием артиста, Шаляпин проходил вместе с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, который был приглашен дирижировать спектаклями Частной оперы. Тогда же началась дружба артиста и композитора, много раз выступавших вместе в концертах. Рахманинов посвятил Шаляпину несколько своих романсов, любил аккомпанировать певцу. Проходя оперные партии, а потом разучивая романсы для совместного выступления в концертах, чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать", - вспоминала двоюродная сестра и биограф Рахманинова С. А. Сатина.
В 1899 году Шаляпин возвратился на императорскую сцену, став солистом Большого и Мариинского театров. Начало двадцатого века связано с расцветом его творчества, славой и признанием на родине и за ее пределами, В 1901 году он впервые едет на гастроли в „оперную столицу" Европы Милан, чтобы спеть Мефистофеля в опере Бойто на сцене Ла Скала. Признание миланцев, горячо принявших выступление русского певца, выразил в своем восторженном отклике знаменитый итальянский тенор Анджело Мазини, который написал в газету „Новое время": Пишу вам под свежим впечатлением спектакля с участием Вашего Шаляпина. Это и прекрасный певец и превосходный актер, а вдобавок у него прямо дантовское произношение". Участие Шаляпина в исторических русских концертах в Париже (1907 г.), а затем в Русских сезонах, организованных С. П. Дягилевым (1908-1914), становится огромным событием в музыкальной жизни Европы.
Необычайно требовательный к себе, Шаляпин никогда не переставал работать над своими ролями, постоянно совершенствуя те образы, которые казались его современникам настоящими шедеврами. В своей душе я ношу образ Мефистофеля, который мне так и не удалось воплотить", - писал он на склоне жизни". Даже тогда, когда музыка оперы была несовершенной, как, скажем “Дон Кихот" Ж. Массне, артист умел так обогатить партию глубоким содержанием, выразительной пластикой, вдохновенной игрой, что публика забывала о слабости музыкальной драматургии.
Обширным и разнообразным был концертный репертуар певца. Его выступления на эстраде составили особую, блистательную страницу камерного пения. Большой драматический дар, сила сценического воображения помогли Шаляпину создать целую галерею портретов, психологически точных характеров, будь то инфернальный Мефистофель („Песня о блохе“) или несчастный, обреченный на смерть крестьянин („Трепак").

Певец неизменно включал в свои программы и лирические произведения: песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова. Б. В. Асафьев вспоминал: „Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так „вглубь", что, казалось, он с театром ничего общего не имеет. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню: „Во сне я горько плакал" Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, — а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе всё: вся глубь и полнота человеческого сердца."
Горький считал Шаляпина „лицом символическим", „образом демократической России." Знаменитая „Дубинушка", спетая Федором Ивановичем в ресторане „Метрополь" в 1905 году (этот эпизод вошел в роман Горького „Жизнь Клима Самгина”, казалась писателю предвестием грядущих революционных событий. Знание глубин и тягот народной жизни делали шаляпинское исполнение русских песен особенно проникновенным. „Шаляпин среди наших певцов - что русская песня среди всей слушаемой нами музыки. органическое порождение русского климата, русской природы, вольных просторов русских степей, свежего воздуха русских лесов, всей шири и глуби русского характера и русского национального гения." — писал композитор и музыкальный критик В. Г. Каратыгин.

После Октября Шаляпин работал особенно интенсивно -как певец, оперный режиссер, общественный деятель. Его аудитория в эти годы стала поистине массовой. Не случайно именно Шаляпин вместе-с М. Н. Ермоловой впервые в истории страны были удостоены звания Народных артистов республики.
В 1922 году Шаляпин уехал на длительные гастроли за границу. На одном из его последних концертов побывал начинающий тогда певец С. Я. Лемешев. Он навсегда запомнил, как прощался артист с московской публикой. „Ясно одно, — писал впоследствии Лемешев, — после Шаляпина уже нельзя было петь так, как пели до него. Великий певец открыл новые возможности выразительно спетого слова и могущественные силы, таящиеся в романсе, в песне, в оперном образе, показал всему миру величие русской музыки”

Последние шестнадцать лет жизни Шаляпина прошли на чужбине. Возвращение на родину для него, как и для многих других деятелей русской культуры, в сложной политической атмосфере того времени оказалось невозможным. Шаляпин умер в Париже 12 апреля 1938 года. В 1984 году прах великого артиста был перенесен в Москву на Новодевичье кладбище.
Огромен и неиссякаем интерес к творчеству Шаляпина у нас и за рубежом, голос его постоянно звучит по радио, с многочисленных пластинок. В настоящий сборник из репертуара певца - третий по счету, выпускаемый издательством „Музыка", — включены арии из опер, романсы и песни, которые дополнят представление любителей вокальной музыки о его творческом облике.
Е. Дмитриевская

  • М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы „Руслан и Людмила"
  • А. Верстовский. Песня Неизвестного из оперы „Аскольдова могила"
  • М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы „Борис Годунов"
  • А. Аренский. Каватина Пустынника из оперы „Сон на Волге".
  • В. А. Моцарт. Речитатив и ария Фигаро из оперы „Свадьба Фигаро". Перевод М. Слонова
  • Ш. Гуно. Заклинание цветов из оперы „Фауст". Перевод П. Калашникова
  • Ж. Массне. Серенада Дон Кихота из оперы „Дон Кихот". Перевод Ф. Шаляпина
  • А. Бойто. Баллада Мефистофеля (со свистом) из оперы „Мефистофель". Перевод Ф. Шаляпина и М.Слонова
  • М. Глинка. Ночной смотр. Слова В. Жуковского
  • А. Даргомыжский. Мельник. Слова А. Пушкина
  • А. Рубинштейн. Клубится волною. Русский текст П. Чайковского.
  • М. Мусоргский. Трепак. Слова А. Голенищева-Кутузова
  • Н. Римский-Корсаков. Ненастный день потух. Слова А. Пушкина.
  • С. Рахманинов. Вчера мы встретились. Слова Я. Полонского
  • Г. Лишкн. Она хохотала. Слова А. Майкова (из Гейне)
  • Ж.П. Мартини. Ария („Восторг любви")
  • Ф. Шуберт. Двойник. Слова Г. Гейне, перевод М. Свободина
  • Р. Шуман. Я не сержусь. Слова Г. Гейне, перевод Ф. Берга
  • Во сне я горько плакал. Слова Г. Гейне, перевод М. Михайлова.
  • Ж. Массне. Элегия. Слова Л. Галле
  • Ноченька. Русская народная песня. Обработка М. Слонова
  • Дубинушка. Рабочая песня. Обработка М. Слонова
Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов.

Детство Федора Шаляпина

Будущий певец родился в Казани 13 февраля 1873 года. Родители Федора Шаляпина обвенчались в январе 1863 года, а через 10 лет у них родился сын Федор.

Отец работал архивариусом в земской управе. Мать Федора – Евдокия Михайловна была обычной крестьянкой из села Дудинцы.

Уже в детстве стало ясно, что у маленького Федора музыкальный талант. Обладая красивым дискантом, он пел в слободском церковном хоре и на деревенских праздниках. Позже мальчика стали приглашать петь и в соседние церкви. Когда Федор с похвальной грамотой окончил 4 класс, его отдали в учение к сапожнику, затем к токарю.

В 14 лет мальчик начал работать в земской управе Казанского уезда писарем. Зарабатывал 10 рублей в месяц. Однако о музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Федор старался все свое свободное время посвящать музыке.

Начало творческой карьеры певца Федора Шаляпина

В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Отец отправляет сына в училище учиться на столяра, однако когда заболела мать, Федор был вынужден вернуться в Казань, чтобы ухаживать за ней. Именно в Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр.

Наконец в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова. До этого Шаляпина в хор не приняли, а взяли какого-то долговязого, страшно окающего юношу. Через несколько лет, познакомившись с Максимом Горьким, Федор рассказал ему о своей первой неудаче. Горький усмехнулся и сказал, что этим окающим юношей был он, правда и его быстро изгнали из хора ввиду полного отсутствия голоса.

А первое выступление статиста-Шаляпина закончилось провалом. Ему была поручена роль без слов. Кардинал, которого играл Шаляпин, вместе со свитой должен был просто пройти по сцене. Федор очень волновался и постоянно повторял свите: «Делайте все как я!».

Едва вступив на сцену, Шаляпин запутался в красной кардинальской мантии и упал на пол. Свита, помня о наставлениях, последовала за ним. Кардинал так и не смог подняться и пополз через всю сцену. Едва ползущая свита во главе с Шаляпиным оказалась за кулисами, режиссер от всей души дал пинка «кардиналу» и спустил его с лестницы!

Первую сольную роль - роль Зарецкого в опере «Евгений Онегин» -Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе Семенова-Самарского. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие роли во многих спектаклях. После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей труппе Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа.

Жизнь Федора Шаляпина в Тифлисе

Как и для многих других великих представителей русской литературы и искусства Тифлис сыграл очень важную роль и в жизни Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. В 1893 году состоялся дебют Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра.

ЭЙ, УХНЕМ! Русская народная песня. Исполняет: ФЁДОР ШАЛЯПИН.

Через год все партии для баса в тифлисской опере исполнялись Шаляпиным. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Расцвет творчества Федора Шаляпина

В 1895 году Федор Шаляпин приезжает в Москву, где заключает контракт с дирекцией Мариинского театра. Первоначально на сцене Императорского театра Федор Иванович исполнял только второстепенные роли.

Встреча с известным меценатом Саввой Мамонтовым положила начало расцвету творчества Шаляпина. Мамонтов пригласил певца на работу в Московскую частную оперу с окладом в три раза превышавшим зарплату в Мариинском театре.

В частной опере по-настоящему раскрылся многогранный талант Шаляпина, а репертуар пополнился многими незабываемыми образами из опер русских композиторов.

В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин. Элегия. Романс. Old Russian Romance.

Музыкальные критики писали, что, видимо, русские композиторы XIXвека «предвидели» появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса: Иван Грозный, Варяжский гость, Сальери, Мельник, Борис Годунов, Досифей и Иван Сусанин. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Даргомыжский, М.Мусоргский, М. Глинка получили мировое признание.

В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. Сумма, которая выплачивалась Шаляпину по контракту, на тот период являлась неслыханно высокой. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Мировая война революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.

Период эмиграции

В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан.

За границей Шаляпин пробует силы в новом искусстве – кино. В 1933 году он снимается в фильме «Дон Кихот» режиссера Г.Пабста.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Федор Шаляпин был женат дважды. С первой женой, итальянской балериной, Ионой Торнаги певец познакомился в 1898 году в Нижнем Новгороде. В этом браке родилось сразу семеро детей.

Позже, не расторгнув первого брака, Шаляпин сближается с Марией Петцольд. У женщины на тот момент уже было двое детей от первого брака. Они долго тайно встречались. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1927 году в Париже.

Память

Умер Шаляпин весной 1938 года в Париже. Великий певец был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. Только почти через полвека в 1984 году его сын Фёдор добился разрешения на перезахоронение праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Повторные похороны прошли со всеми почестями.

А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.


Федор Иванович Шаляпин – знаменитый русский оперный певец, один из самых ярких и талантливых солистов Большого театра Москвы первой половины 20 века.
Родился в 1887 году в Казани, получил начальное образование в приходской школе, где также участвовал в церковном хоре. В 1889 году был зачислен в театральную труппу Василия Серебрякова на должность статиста, но уже через год исполнил свою дебютную сольную партию в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».
После переезда в Москву на Федора Ивановича Шаляпина обратил внимание известный столичный меценат Савва Мамонтов, который предсказал начинающему певцу всемирную славу и пригласил в оперный театр на ведущие роли. Несколько лет работы в частной труппе Мамонтова открыли Федору Шаляпину путь на сцену Большого театра, где он прослужил с 1899 по 1921 год.
Первый успех пришел к Федору Шаляпину во время зарубежных гастролей в 1901 году, после которых он был признан одним из лучших русских оперных солистов.
В 1921 году, оправившись в мировое турне вместе с труппой Большого театра, Шаляпин решил не возвращаться на родину, и с 1923 года начал сольную карьеру, параллельно снимаясь в кино у австрийского режиссера Георга Пабста.
В 1938 году скончался в Париже от лейкемии, а спустя 46 лет его прах был перевезен в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни в исполнении Федора Ивановича Шаляпина

Название: «Блоха»
Размер файла: 2,62 Мб, 128 кб/с

Название: «Дубинушка»
Размер файла: 3,06 Мб, 128 кб/с

Название: «Два гренадера»
Размер файла: 2,79 Мб, 128 кб/с

Название: «Элегия»
Размер файла: 3,83 Мб, 128 кб/с

Название: «Из-за острова на стяжень»
Размер файла: 3,61 Мб, 128 кб/с

Название: «Очи черные»
Размер файла: 3,17 Мб, 128 кб/с

Название: «Вдоль по Питерской»
Размер файла: 1,77 Мб, 128 кб/с

Название: «Вниз, по матушке, по Волге»
Размер файла: 3,07 Мб, 128 кб/с

Название: «Эй, ухнем!»
Размер файла: 2,93 Мб, 128 кб/с

Название: «Уймитесь, волнения, страсти...»
Размер файла: 4,06 Мб, 128 кб/с

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Понимание истории российского музыкального театра невозможно без рассмотрения вопроса о том, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Этот выдающийся певец оказал огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой культуры. Трудно переоценить его вклад в становление национального оперного искусства. Его феноменальный успех за границей способствовал распространению и популяризации не только русской классической музыки, но и народного, фольклорного песенного творчества.

Некоторые факты биографии

Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Будущий певец происходил из простой крестьянской семьи. Он окончил местное приходское училище, с детства пел в церковном хоре. Однако из-за трудного материального положения он некоторое время обучался ремесленному мастерству. Через некоторое время молодой человек поступил в арское училище. Начало его творческой карьеры связано с поступлением в труппу Серебрякова, где он поначалу исполнял небольшие партии, участвуя в хоровом пении.

В 1890 году Федор Иванович Шаляпин уехал в Уфу, где поступил в опереточную труппу. Здесь он начал исполнять сольные партии. Через четыре года перебрался в Москву, а потом - в столицу империи, где был принят в главный театр. Здесь он исполнял роли как иностранного, так и отечественного репертуара. Талант молодого певца сразу привлек внимание не только широкой публики, но и критиков. Однако, несмотря на рост популярности, Шаляпин чувствовал себя несколько стесненным: ему не хватало свободы и личной инициативы.

Начало карьеры

Перелом в жизни певца произошел после его знакомства со знаменитым российским миллионером и меценатом С. Мамонтовым. С ним он впервые встретился поиском талантов и набирал в свою труппу лучших певцов, музыкантов и художников. В этом городе выступления Шаляпина начались с исполнения им заглавной партии Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Спектакль имел большой успех и сыграл судьбоносную роль в карьере артиста, поскольку именно в этой постановке раскрылся его огромный талант именно как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.

Тогда Савва Иванович пригласил певца в свою частную труппу. Он хотел создать русский национальный музыкальный театр, и поэтому особенно заботился о том, чтобы привлечь к себе наиболее талантливых деятелей искусства.

Расцвет творчества

Мамонтовская опера сыграла выдающуюся роль в русской культуре. Дело в том, что на этой частной сцене ставились те оперы, которые не шли в казенных театрах. Например, именно здесь состоялась премьера нового произведения Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Шаляпин. Вообще этот новый театр был призван популяризировать музыку представителей «Большой кучки». И именно в данном репертуаре максимально раскрылся талант певца.

Для того чтобы понять, насколько сильно изменились роли этого выдающегося исполнителя, достаточно просто перечислить, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Он начал петь большую русскую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, которые писали свои произведения на исторические, былинные и сказочные темы. Традиционные народные мотивы особенно нравились певцу, а картины из древнерусской истории привлекали своей живописностью и глубиной. Именно в данный период своего творчества (1896-1899 гг.) он воплотил на сцене ряд выдающихся образов. Одной и наиболее значимых его работ этого этапа стала роль Ивана Грозного в сочинении Римского-Корсакова.

Историческая тематика в творчестве

Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.

Особенности исполнения

Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.

Критики замечали, что он прекрасно чувствовал музыкальный язык исполняемых произведений. Кроме того, Шаляпин был превосходным театральным артистом, то есть с помощью мимики и жестов передавал все психологические черты изображаемого персонажа. Певец обладал талантом перевоплощения. Например, он мог в одном спектакле играть несколько ролей. Этим мастерством особенно и прославился Федор Шаляпин.

«Борис Годунов» - опера, в которой он пел партии царя и монаха Пимена. Его исполнение отличалось особой выразительностью, так как для каждой роли он умел найти новый музыкальный язык. Мусоргский был его любимым композитором.

Эпизоды

Голос Шаляпина - это высокий бас. И хотя он прославился исполнением в первую очередь драматических партий, тем не менее, обладал хорошим чувством юмора, и как большой артист прекрасно играл комедийные роли, например партию дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Талант его был многогранен: он великолепно пел и в эпизодических партиях, как, например, в опере Глинки. Помимо исполнения главной роли в спектакле «Жизнь за царя» он сыграл роль одного из витязей в его другом произведении. Эта небольшая мизансцена была положительно отмечена критиками, которые говорили о том, что артисту удалось удивительно точно передать образ хвастливого воина.

Еще одна небольшая, но знаковая роль, - партия варяжского гостя, которая стала визитной карточкой певца, и образ мельника из другой сказочной оперы. Тем не менее основой его репертуара продолжали оставаться серьезные драматические партии. Здесь отдельно следует выделить работу в опере «Моцарт и Сальери». Данное произведение является камерным и отличается от тех спектаклей, в которых он прежде участвовал. Тем не менее Шаляпин и здесь проявил себя как большой артист, великолепно исполнив басовую партию.

В первые десятилетия 20 века

Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.

Эмиграция

В 1920-1930-е годы певец активно гастролировал, выступая не только с отечественным, но и с иностранным репертуаром. При характеристике данного периода его творчества следует указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Так, специально для него Ж. Массне написал оперу «Дон Кихот». Певец сыграл эту роль и снялся в одноименном фильме.

Шаляпин умер в 1938 году от тяжелой болезни, был похоронен во Франции, но потом его прах был перевезен в нашу страну. В 1991 году ему посмертно вернули звание Народного артиста.



Похожие статьи
 
Категории