Промывка и расчистка картин. Уход за масляной живописью

24.04.2019

Вам понадобится

  • - мягкие тряпочки;
  • - ватные диски;
  • - терпентиновое масло;
  • - мягкая щетка;
  • - белок и молоко;
  • - губка;
  • - нашатырный спирт;
  • - хлебный мякиш;
  • - жидкое мыло.

Инструкция

Смахните пыль с лицевой и с изнаночной стороны картины мягкой сухой тряпочкой, специальной щеткой или помазком для бритья. Этот метод используйте регулярно при уборке квартиры.

При серьезных загрязнениях отделите живописный рисунок от рамы. Расположите картину так, чтобы при чистке полотно не продавливалось.

Проверьте, как отреагирует загрязненная картина на чистящее средство. Проделайте эту операцию на самом краешке полотна, в том месте, где оно будет закрыто рамой. Для , написанных маслом и , способы удаления грязи различны. Обязательно учитывайте этот момент, чтобы не повредить рисунок.

Для чистки картины, написанной акварельными красками, скатайте несколько комочков из мякиша . Чистите ими загрязненные участки полотна, словно у вас в руках стирательная резинка. Как только мякиш запачкается, возьмите свежий и продолжите работу.

Используйте терпентиновое масло для очищения картин, написанных . Его можно приобрести в лавках, где продаются товары для художников. Возьмите ватный диск и смочите его этим слабым растворителем. После того как вы проверите воздействие средства в уголочке картины, осторожно начните протирать всю поверхность короткими мазками. Все время осматривайте ватный диск, чтобы на нем не было кусочков приставшей краски. Если вы ее обнаружите, то сразу прекращайте чистку.

Взбейте яичный белок, добавьте в него чайную ложку молока. Обмакивая в эту смесь ватный диск, протрите рисунок, сделанный масляными красками. Затем возьмите мягкую тряпочку и промокните картину насухо.

Взбейте мыльную пену. Подцепляя ее губкой, протрите жирные пятна на картине, нарисованной маслом. Сразу же удаляйте мыло чистой чуть влажной тряпочкой и промокайте сухой. Если на полотне есть трещинки, то влага ему противопоказана.

Обратите внимание

Чистить полотно, написанное углем, пастелью и другими пигментами, самостоятельно не рекомендуется. Отнесите такую картину в специальную мастерскую.

Полезный совет

Картина, написанная на холсте, должна быть туго натянута на подрамнике. Если холст немного провис, смочите чистую губку в теплой воде, хорошо отожмите и протрите картину с изнанки. Дайте полностью высохнуть на воздухе, не вешайте сразу картину на стену. Просохший холст снова станет натянутым.

Источники:

  • Хитрости реставрации холста

Проводя свободное время на художественных выставках и в музеях, многие зачастую не обращают внимание на то, как по стенам развешаны картины, - а просто наслаждаются произведениями искусства. Приступив к подобному процессу в создании интерьера в собственной квартире, вы зашли в тупик, и не знаете, как разместить картины? Существует несколько правил, придерживаясь которых, вы создадите единство композиции.

Инструкция

Учитывайте функциональное назначение комнаты, где будете размещать картину , к примеру, на кухне или столовой будут неуместны картины, изображающие батальные сцены.

Не желательно вешать картину напротив окна, в противном случае она будет бликовать и не доставит никакого наслаждения ее владельцу.

Не следует размещать картины слишком высоко. Повесьте их на стене таким образом, чтобы на них было удобно смотреть. Для картин, вытянутых горизонтально, проведите прямую воображаемую линию, отступив вверх от нижнего края картины сантиметра два или три, и разместите картину так, чтобы прямая была на уровне ваших глаз. Чтобы разместить картины, вытянутые вертикально, воспользуйтесь предыдущим принципом, если у вас в квартире высокие потолки. А при низких - проведите воображаемую прямую на расстоянии шести сантиметров выше от края.

Хороший способ разместить картину на мольберте или пюпитре. Таким образом, вы сможете создать творческую атмосферу, как будто картину только что закончили рисовать.

Если вы хотите разместить группу, то составляйте ее из картин близких по стилю, жанру, фактуре. Хорошо будет смотреться серия, написанная только маслом или акварелью или объединенная одной тематикой.

Картины разных размеров размещайте одну над другой: маленькую – над большей, а большую – над маленькой. Еще один способ: поместите большую картину в центре, а вокруг нее повесьте небольшие.

Чтобы обратить внимание на картину сделайте подсветку. Она действительно очень важна, поскольку при ее помощи можно создать направленный свет, который поможет устранить блики от других источников света или убрать тени.

Для своей домашней галереи используйте специальную подсветку. Если картина размещена в затемненном пространстве, например, коридоре, то лучше ее осветить низковольтными галогеновыми лампами. Размер таких ламп небольшой, а свет получается белый. Такой свет не искажает истинных красок

Однако, если поблизости к месту, на котором вы предполагаете разместить картину, нет розеток, то подсветить локально картину вам не удастся. Да и провода от настенных светильников испортят впечатление от картины, даже если вы их спрячете в пластиковый короб. В этом случае вам поможет торшер. Установите его таким образом, чтобы свет падал на картину, а провод можно спрятать в плинтус с кабель-каналами.

Видео по теме

Связанная статья

Как разместить картину/постер в интерьере

Деревянная планка с вырезанным на ней профилем называется багетом . Изготавливают его из дерева, металла или пластика. Рамка, прежде всего, служит украшением картины, придает ей законченный вид. Правильно оформить картину в багет – задача, которая требует наличия вкуса и определенного опыта.

Вам понадобится

  • - картина;
  • - багет.

Инструкция

При оформлении в помните, что доминировать всегда должна . Рамке отводится связующая роль между и вашим интерьером. Необходимо, чтобы они сочетались по цветовой гамме и дополняли друг друга. Фактура и орнамент багета должны повторять мотив, изображенный на картине.

Багет по цвету может быть немного или темнее основного цвета картины. Допускается совпадение с неосновным цветом картины. Практически ко всем картинам подходит багет цвета натурального дерева.

При оформлении картины учитывайте глубину рамки. Чтобы не был виден подрамник, глубина багета должна составлять 1,5 см.

Орнамент, цвет и профиль багета подбирайте, учитывая технику, в которой выполнена картина. Особое внимание уделите антикварной картине. Багет должен соответствовать той эпохе, в которой было создано произведение.

Традиционную живопись не оформляйте под стекло, которое смажет очарование поверхности. Такие картины имеют насыщенную фактуру – она подчеркивает индивидуальность и мастерство художника. Под стекло помещайте графические работы или фотографии.

Абстрактную картину оформляйте в багет разного цвета, но одного профиля: например, верхний угол синего цвета, нижний – желтого.

Видео по теме

Полезный совет

Оформляя произведение, обратите внимание на холст. Он должен быть аккуратно зафиксирован на подрамнике. Не пытайтесь самостоятельно натянуть полотно – вы можете повредить красочный слой на холсте. В специализированной мастерской вам помогут в данной ситуации.

Полотна, написанные темперными или масляными красками, необходимо покрывать лаком . Качественное покрытие подарит краскам яркость, интенсивность и блеск. Кроме того, пленка лака защитит красочный слой от пыли, жира, дыма и загрязняющих веществ, содержащихся в воздухе.

Инструкция

Определите, когда вашу картину можно будет покрыть лаком . По правилам, делать это нужно не ранее чем через написания полотна. До достижения этого времени картину нужно защищать от пыли, табачного дыма и загрязнений.

Выберите покрывной лак, который вы будете использовать. В этой области применяются мастичный, акрил- , даммарный лаки. Но лучшим считается акрил-фисташковый. Он обладает большой прозрачностью, особой эластичностью и очень долгое время сохраняет свои свойства. Важный параметр лака – его свежесть. С момента выпуска не должно пройти более 3 месяцев.

Подберите флейцевую кисть для нанесения лака. Ширину этого инструмента подбирают, исходя из размеров полотна. Для небольших берут флейц шириной около 50 мм, для средних – не менее 100 мм. Чем гуще выбранный вами лак, тем короче должна быть щетина флейца.

Заранее очистите от пыли и просушите картину . Перед началом работы, для лучшей располировки, лак следует подогреть. Для этого поставьте его на водяную баню температурой не более 40°С.

Если вы хотите избежать сильного блеска лакового покрытия, лак нужно разбавить. Делают это в пропорции 1:1, добавляя свежий пинен. В холодное время года разбавителя можно взять немного больше. Для более медленного высыхания лака, его разбавляют уайт-спиритом, однако у этого вещества есть свойства проникать через микротрещины вглубь картины и образовывать пятна.

Положите картину на стол, если она небольшого размера, или поставьте на мольберт, если она большая. Установите источник света с правой стороны. Наносите лак флейцем, двигаясь сверху, параллельно нижнему краю. Движения совершайте плавные и широкие. Лака на кисть набирайте немного, чтобы избежать подтекания.

Затем располируйте нанесенный лак, пока он сырой. Делают это сухим флейцем. Располировку прекращают, когда кисть начинает подлипать к лаку. Если покрытие получилось слишком толстым, излишки удаляют флейцем, смоченным в пинене.

Через 15 минут после окончания работы нужно установить картину наклонно, лицевой стороной к стене. Это необходимо, чтобы защитить полотно от пыли. Также покрытую лаком картину следует оберегать от низких температур и влажности.

Источники:

  • чем покрыть картину маслом

Периодически у каждого возникает желание изменить интерьер гостиной, спальни, кухни. Но если состояние напольного покрытия и обоев еще хорошее, для изменения интерьера не надо затевать новый дорогостоящий ремонт. Возможно, достаточно будет не таких значительных изменений.

С , чтобы интерьер засиял новыми красками? Разумеется, лучше всего сначала провести инвентаризацию. Выкидывайте старые, отслужившие свое вещи смело. Отправьте на помойку также и то, чем вы не пользуетесь долгое время. Вы увидите как помещение станет более просторным, светлым.


Новый текстиль также значительно изменит внешний вид помещения. Шторы, покрывала, накидки на стулья, декоративные чехлы на диванные подушки могут сделать интерьер другим, причем без значительных затрат, ведь все это можно сшить . Смените цветовую палитру домашнего текстиля, не бойтесь экспериментов.


Интерьерные мелочи также значительно меняют дизайн помещения. Смените фотографии на стенах на оригинальную картину или коллекцию панно, займитесь другими интерьерными безделушками.


Внимание! Важно, чтобы текстиль, картины, безделушки были подобраны в одном стиле и цветовой гамме!


Комнату украшают и домашние цветы. Сделайте зону отдыха в комнате похожей на крошечный зимний сад.


Очень меняет комнату и свет. Стоит сменить люстру, организовать дополнительное освещение.


Более серьезные изменения – частичная смена обоев (может быть именно для вас подойдет идея зонирования или декорирования помещения с помощью частичной смены обоев). Также неплоха идея использования декоративной росписи (для этого можно нанять художника или использовать трафареты для самостоятельного творчества). В магазинах также можно найти декоративные наклейки (одноцветные или многоцветные), которые помогут сменить интерьер до неузнаваемости.

Если домашняя обстановка изрядно вам надоела и стала наводить тоску, значит пришло время что-то в ней изменить. Глобальный ремонт с полным изменением дизайна и стиля, мебели требует огромных финансовых затрат. Как можно обновить домашний интерьер без ремонта и при минимальных затратах?

Для того чтобы квартира притягивала своих обитателей подобно магниту, создавала атмосферу тепла и уюта, не обязательно вкладывать в нее большие финансовые средства. Можно простыми способами, приложив немного фантазии, сильно преобразить интерьер своего жилья.

Перестановка мебели

Изменить обстановку в доме и освежить интерьер может даже небольшая перестановка. Не спешите ворочать тяжелую мебель. Составьте на бумаге план, воссоздайте обстановку и попробуйте с помощью различных комбинаций найти оригинальное решение.

Освещение

Важную роль в любого жилья играет освещение. Замените люстру в центре потолка на локальные светильники, установите дополнительные источники света, купите необычный торшер, повесьте фотографии с подсветкой, и вы увидите, как пространство приобретет большую выразительность, а комната преобразиться до неузнаваемости.

Мелочи в интерьере

Именно мелочи придают интерьеру квартиры оригинальный вид, делая ее эксклюзивной. Изменить вид квартиры можно, поменяв скатерть, зеркало, подушки для , покрывало, подобрав их в одном стиле.

Комнатные растения

Комнатные растения в необычных способны сильно украсить вид любого жилья, оживить его и внести свежесть. Попробуйте сделать зеленый уголок. Расположите самые крупные и красивые растения в одном углу комнаты.

Поменяйте цветовую гамму

Яркие шторы, покрывала, скатерти, мебельные чехлы и салфетки расставят нужные акценты в домашней обстановке и изменят ее до неузнаваемости.

Декорирование стены

Купите оригинальные фотообои, повесьте большую картину или тематические фотографии, объединенные одним сюжетом. На окрашенной стене можно разместить необычные, модные сейчас стикеры, на любую тематику: абстракцию, силуэты человека или животных, цветы и т.д.

Мебель

Смените обивку мебели, перекрасьте старые шкафы в модные цвета или обновите мебель с помощью самоклеящейся пленки.

Поменяйте дизайн окон

Ни что так не украсит вид комнаты, как красиво декорированные окна. Преобразить их вид можно самыми простыми способами:
- перекрасить в другой необычный цвет;
- поменять традиционные шторы на новые, украшенные ламбрекенами;
- сменить цвет штор или заменить их на вертикальные жалюзи;
- установить современные карнизы.

Тяжелые шторы лучше всего поменять на легкие занавески из шелка, органзы или льна. Если нет возможности купить новые шторы, можно обновить старые, пришив к ним бахрому, атласные ленты или необычные аппликации.

Не бойтесь экспериментировать, смело воплощайте в реальность свои фантазии, вносите яркие акценты. Даже незначительное обновление интерьера, сделанное , будет вдохновлять и радовать вас.

Деревянный сервант , который потерял свой вид и свежесть уже давно, ни в коем случае нельзя выбрасывать. Придать ему шарм и шик антикварной вещи довольно просто, а вот покупка нового шкафа из натуральной древесины обойдется дорого. Если у вас сохранился туалетный или журнальный столик, буфет, комод и другие предметы мебели из дерева тех же времен, что и сервант, можно обновить их все в одном стиле.

Вам понадобится

  • - металлическая щетка;
  • - краска;
  • - лак;
  • - кисти;
  • - сухие салфетки.

Инструкция

Есть несколько способов придать мебели налет старины. Попробуйте поработать с сервантом в технике браширования. Этот метод обнажает фактуру дерева, показывает ее неповторимость. Жесткой металлической щеткой пройдите по всей поверхности серванта, вынимая мягкие волокна древесины.

Результат оценивайте сами, особо не усердствуйте, чтобы не разрушить структуру. Зачистите поверхность от торчащих волокон и ворса мелкой наждачной шкуркой. Рабочую зону уберите и пропылесосьте, чтобы на новую краску не прилип мусор.

Выберите нужный вам тон морилки для дерева, обработайте ею сервант так, как написано в инструкции. Вместо морилки можно использовать краску и добиться эффекта патины времени. Возьмите краску значительно темнее тона древесины серванта и покройте ей всю поверхность изделия и, не дожидаясь, когда средство высохнет, снимите верхний слой неворсистой тканью.

Краска должна остаться в порах дерева, выделяя фактуру еще ярче. После этого обработайте сервант лаком, нанесите два-три слоя. Таким образом, вместо надоевшего обшарпанного предмета мебели вы получите практически антикварную вещь.

Если этот метод вам не подходит, поработайте методом сухой кисти. Нанесите на предварительно подготовленную (очищенную и загрунтованную) поверхность шкафа базовые слои краски. Два слоя создадут эффектную и оригинальную картину. Цвета подбирайте похожие, отличающиеся на 2-3 тона. Аккуратно вдоль волокон древесины нанесите первый слой, когда он высохнет, положите второй - другого цвета.

Возьмите мелкую наждачную бумагу и обрабатывайте ей поверхность так, чтобы неравномерно только местами проступил первый слой краски и чуть-чуть самого дерева. Постарайтесь добиться эффекта естественной потертости. Сильнее нажимайте на шкурку по углам и выступающим рельефам. Пропылесосьте сервант и протрите чистой сухой тканью.

Выберите плоскую жесткую кисть. Краску возьмите контрастную той, что уже наложили. Например, если базовый слой был светлым, приготовьте шоколадную или темно- . Если база темная, подойдет бежевый или желтый тон. Кисть слегка обмакните в краску и проведите по поверхности серванта длинные прямые полосы вдоль волокон.

Работайте аккуратно, чтобы не было перекрещивания и смены направления. У вас должны оставаться отдельные тонкие штрихи от щетинок. Можно сразу же салфеткой смазать рисунок или оставить так. Попробуйте разные варианты на отдельной деревяшке, чтобы выбрать подходящий. Нанесите два слоя лака.

Видео по теме

Источники:

  • Искусственное старение древесины самостоятельно в 2019

Подвесные светильники и настольные лампы не только источники света, но и существенные элементы декора. Со временем абажуры на них тускнеют и теряют свой первоначальный вид. Не спешите их выбрасывать. Обновить абажур очень просто.

Вам понадобится

  • - бумажная салфетка;
  • - аэрозольная краска;
  • - ножницы;
  • - клей ПВА;
  • - бумажная картина;
  • - декоративный лак;
  • - ткань;
  • - бусинки, бисер;
  • - леска;
  • - нитки;
  • - тонкие палочки.

Инструкция

Возьмите круглую, ажурную салфетку и разрежьте ее пополам. Приклейте одну половину сверху на абажур, а вторую снизу.

Нанесите аэрозольную краску на всю поверхность абажура вместе с салфетками. Дождитесь полного высыхания краски и аккуратно снимите половинки салфеток.

Для следующего варианта обновления абажура вам потребуется бумажная картина. Ее необходимо подобрать заранее, учитывая размеры колпака светильника.

Нанесите слой клея ПВА на абажур и аккуратно приклейте картину. Сверху промажьте ее клеем. После полного просыхания покройте поверхность светильника слоем декоративного лака.

Для следующего обновления аккуратно срежьте старую ткань с абажура. Положите ее на изнаночную сторону новой ткани и обведите контур мелом.

Ножницами вырежьте заготовку, делая припуск на швы. Прошейте края полученного изделия и натяните на каркас абажура. Поверхность обновленного абажура украсьте бусинками, бисером.

Если у вас от абажура остался только каркас, то при помощи лески закрепите на него много разноцветных стеклянных бус. Лампа в таком светильнике должна быть с покрытием, чтобы яркий свет не слепил глаза.

Идея создания картин из природных материалов получила распространение благодаря стремлению к естественности и натуральности окружающих предметов. Это направление также называют фитоживописью.

Люди, тянущиеся к искусству и любящие его, создают картины из природных материалов для собственного удовольствия. Хотя некоторым такое занятие приносит и дополнительный доход.

Чтобы начать заниматься изготовлением картин из природных материалов недостаточно только одного желания. Терпение, хорошее воображение и наличие свободного времени тоже пригодится.

Картины, созданные из природных материалов, помогут украсить не только домашний интерьер, но и общественное или рабочее место. То есть таким произведением искусства можно обновить обстановку в ресторане или офисе. Картины создадут атмосферу уюта, тепла и естественности.

Материалы, необходимые для создания картин

Для начала работы необходимо закупить базовые составляющие. К ним относятся:

Рамки;
- картон;
- кисточки;
- краски;
- бумага;
- пинцет;
- ножницы;
- клей;
- карандаши.

Все остальные элементы можно отыскать в лесу или парке, в цветочном магазине, на поле, пляже, подоконнике или кухне. Для подобного творчества подойдут практически любые натуральные материалы.

Начинать работу необходимо с простых открыток. Научившись делать элементарные вещи, можно переходить к созданию панно и коллажей. Объемные картины можно изготавливать в том случае, если освоены все предыдущие шаги.

Подготовка материалов

Фон картин из природных материалов выполняется гуашью или обычными акварельными красками. Далее в работу берутся натуральные составляющие, такие как цветы, травинки, ягоды, стебли, камни, ветки, ракушки, кора, кукуруза, перышки, фасоль, семена, мак, горох, крупы, орехи, желуди, семечки, мох, косточки, яичная или ореховая скорлупа, кораллы, чешуя рыб, солома, песок и прочее, созданное природой.

Некоторые материалы следует засушить, например, стебли, цветы, травинки. При подготовке сырья существует несколько нюансов. Иногда важно сохранить цвет, фактуру и форму растений при засушивании. Поэтому применяются различные технологии, позволяющие получить необходимый результат.

Для засушивания листьев, цветов, семян, травы и пуха необходима гардеробная папка, которую помещают под пресс. Это необходимо для получения плоской формы материалов. В сборе цветов тоже есть свои тонкости. Так, чем моложе цветок, тем более сочную окраску он имеет. Пеларгонии, георгины, осенняя листва, пионы и астры достаточно долго сохраняют свою окраску. А такие цветы, как анютины глазки, настурции или лилии быстро теряют природный цвет. Чтобы этого не происходило, необходимо высушивать подобные материалы максимально быстро.

В качестве основы будущей картины подойдет стекло, картон, кожа, ткань, бумага, металл. Мягкое полотно, как правило, прикрепляют к твердой поверхности.

Для создания объемного фона используют шпатлевку, воск, сухие смеси и гипс. Иногда применяют двусторонний скотч.

Коллажи создают в трех стилях: вегетативном, декоративном и пейзажном. Первый стиль направлен на передачу красоты растений. Важно указать на строение стеблей и травинок, изящество лепестков, цветовую гамму, узоры из прожилок.

Декоративный стиль не ограничивает фантазию мастера. Уместны замысловатые формы, сочные краски и уникальные способы подачи материала. Для усиления художественного эффекта такие картины помещаются в рамки.

Пейзажный стиль несет в себе красоту природы. С помощью него передают море, закат, времена года, горы и лес.

Процесс работы

Для начала нужно определиться с тем, что будет изображено на картине. Затем следует подготовить необходимые материалы. На картоне или какой-либо другой основе рисуется эскиз будущей картины. После этого поверх рисунка раскладываются материалы. Это помогает продумать форму, фактуру и цвет. Затем следует приклеивание природных материалов к основе.

Такое занятие может выступать в качестве терапии во время стрессовых ситуаций. Это поможет успокоить нервы, вызвать радостные эмоции, придать энергии.

Время от времени каждому человеку нужны перемены. Это могут быть перемены в литературных предпочтениях или же в местах, которые он обычно посещает. Ведь кому нужны застои и однообразие? Менять что-то в себе, в своем характере или стиле одежды очень сложно. Смена обстановки воспринимается намного проще. Плюс ко всему, она благоприятно влияет на душевное состояние человека. Для полной гармонии можно начать со своей комнаты.

Для смены обстановки в комнате чаще всего делают обычную перестановку мебели. Нужно лишь поменять мебель местами, лучше всего на 180 градусов. Казалось бы, что ничего не изменится, ведь мебель остается старая, но результат очевиден: сразу же после перестановки комната не просто кажется обновленной, но и как будто совершенно другой. Этот вариант чаще всего применяется в быту.

Самым оптимальным вариантом в обновлении комнаты является смена стиля интерьера. Если в комнате слишком много аксессуаров, например, статуэток или горшков с цветами, можно преобразить помещение в стиле минимализм. То есть убрать все ненужное и лишнее, оставив самое необходимое. Желательно, чтобы осталась лишь мебель и светильники, остальное можно спрятать в шкафы или переместить в другие комнаты. И наоборот, если комната пуста, можно повесить картины, поставить вазы с искусственными цветами или наполнить комнату другими атрибутами. Все зависит от фантазии.

Картина на холсте – традиционное украшение интерьера. Правда, свою функцию она выполняет только в том случае, если находится в идеальном состоянии. Увы, с живописными полотнами случаются разные неприятности. Они темнеют, меняют цвет, рвутся. Реставрация картин на холсте своими руками – возможно ли это? В некоторых случаях – вполне. О том, когда и как это сделать, пойдет речь в нашей статье.

Важно! К сожалению, с течением времени в реставрации нуждаются не только предметы искусства, но и другие любимые сердцу части интерьера. Как это сделать правильно, читайте в других наших материалах:

Дома или в мастерской?

Реставрация картины в домашних условиях – процесс довольно сложный, требующий знания технологии живописи, свойств материалов, а также аккуратности и внимания. Поэтому возможна она не всегда. Если поврежденным оказывается полотно, имеющее художественную или историческую ценность, лучше обратиться в мастерскую, особенно, если повреждена не только тыльная, но и лицевая сторона.

Удовольствие это — недешевое, но вы можете быть абсолютно уверены, что специалисты все сделают так, как надо. А вот репродукцию на холсте или дешевую копию, которая хорошо смотрится на стене, но сама по себе особой ценности не имеет, можно попробовать отреставрировать и самостоятельно.

Самые частые повреждения

С чем чаще всего приходится иметь дело реставратору-любителю? Со следующими проблемами:

  1. Порвался холст, и на картине появилась дыра.
  2. Лак потемнел.
  3. Краски изменили свой цвет.
  4. На картину попало агрессивное химическое вещество, и часть изображения растворилась.

Разрывы

Повреждения холста очень сильно отличаются друг от друга по размеру и форме. Самый простой вариант – дырка от гвоздя. Она имеет более или менее правильные очертания и небольшую длину. Не слишком много хлопот доставит и длинный прямой разрез. Но гораздо чаще приходится сталкиваться с большими дырами самого причудливого вида:

  • угловатые;
  • в виде ступенек;
  • в виде дыры с лучами.

Как правило, холст, если только его не резали специально, рвется по направлению нитей. Очень многое зависит от качества материала. Холст бывает:

  • тонким;
  • средней толщины;
  • плотным и толстым.

С чем бороться?

Разумеется, тонкий материал рвется чаще, но и реставрировать его проще. Если же ткань толстая, то она, перед тем, как порваться, сильно истирается и вытягивается. Самыми распространенными причинами являются:

  • плесень;
  • сильный удар.

Важно! Вид такого разрыва чаще всего не внушает надежд на благоприятный исход дела, потому что вокруг дыры вы обнаружите, что когда-то гладкая поверхность стала кривой. Выпуклости образуются не только на самом холсте. Они повреждают и грунтовый слой, а в самых тяжелых случаях переходят и на красочный, который начинает осыпаться. Подход к реставрации картин на холсте своими руками в каждом из этих случаев будет разным.

Вариант 1

Если причиной стало механическое воздействие, холст достаточно будет просто выпрямить, заделать отверстие, а уже потом восстанавливать слой грунта, краски и лак.

Вариант 2

Когда причиной серьезного разрыва и появление выпуклостей становится плесень, для начала придется избавиться от грибка, а уже потом выполнять все остальные реставрационные работы, иначе — толку от них не будет.

Когда реставрировать?

Если вам предстоит реставрация картины своими руками, сразу встает вопрос: а когда же нужно это делать? Ответ несложен. Сразу, как только вы заметили, что полотно повреждено.

Дело в том, что прямой прорыв легко заделать, что называется, по горячим следам. В тот момент, когда он образовался, с холстом ничего другого не успело случиться, края дыр, которые реставраторы называют бортами, легко сходятся. Поэтому соединить их нетрудно. Но с течением времени края соединяться перестают. На холст действует сила натяжения, под ее воздействием картина постепенно изгибается и принимает форму лодки.

Важно! Особенно тяжело состыковать борта, если дыра находится в середине. Поэтому откладывать дело в долгий ящик определенно не стоит.

Срочная консервация

Итак, если при переезде на вашу несчастную картину случайно уронили утюг или проткнули ее ножкой стула, меры нужно принять немедленно. Это, конечно, не реставрация, но нужно предотвратить деформацию холста и осыпание краски. Вам понадобятся:

  • бумага;
  • ножницы;
  • клей ПВА или рыбный. .

Дальнейшие действия элементарны.

  1. Прикиньте на глаз, какой формы заплата вам понадобится – она должна со всех сторон выступать за края разрыва минимум на 0,5 см, но лучше — больше.
  2. Вырежьте соответствующую заготовку из бумаги – плотной, но не особенно толстой. Обычная офисная вполне подойдет.
  3. Смажьте ее клеем.
  4. Хорошо совместите края дыры.
  5. Приклейте с лицевой стороны картины заплату.

Важно! Эта мера не поможет восстановить красочный слой, но позволит картине подождать, пока у вас появится на это время и возможность. На несколько дней и даже недель этого вполне хватит.

От чего надо отказаться?

Реставраторам нередко приходится сталкиваться с последствиями самодеятельного восстановления картин. Например, довольно часто попадаются полотна, у которых на лицевой части отлично заметна выпуклость. Опытный мастер сразу определит, что с обратной стороны на этом самом месте находится заплата, причем ставил ее не очень квалифицированный человек.

Такая заплатка ставится предельно просто – с тыльной стороны к полотну приклеивается кусок холста, иногда накладывается еще слой шпаклевки. Если вы собрались реставрировать картину таким способом – сразу откажитесь от этой идеи. Даже если вы выдернете из краев заплатки нескольких нитей, чтобы как-то нивелировать разницу в толщине холста, латка будет прекрасно видна со стороны изображения.

Не следует применять и некоторые другие методы:

  • сшивать края и шпаклевать место разрыва:
  • накладывать на изнаночную сторону масляную шпаклевку;
  • использовать для постоянных заплат марлю и бумагу – их можно ставить только как временные, чтобы края не расползались.

Какие меры можно применять?

Несмотря на нелюбовь реставраторов к заплатам, ставить их приходится довольно часто. Но есть и другие способы ремонта:

  • переплетение и заклеивание;
  • дублированием холста.

Важно! Первый способ реставрации картины на холсте применяется, если разрыв небольшой. Например, таким способом можно заделать дырку от гвоздя. Второй вариант – для серьезных повреждений (например, если картина небольшая, а длина разрыва больше 40 см).

Маленькие прорывы

Чтобы заделать дырку от гвоздя, вам понадобятся:

  • шило или толстая иголка;
  • рыбный клей;
  • папиросная бумага;
  • плотная бумага;
  • утюг.

Важно! Чтобы не решать потом проблемы с прорванными, испорченными или просто выглядящими «никак» предметами искусства, стоит усвоить несколько правил, которые помогут развесить картины правильно:

Прием не самый простой, но обычно дает хорошие результаты. Если вы занимаетесь реставрацией впервые, придется приложить максимум терпения и аккуратности:

  1. Положите картину на стол красочным слоем вверх.
  2. Иголкой или шилом раскрутите концы ниток по краям разрыва – нужно как можно сильнее их растрепать.
  3. Волокна нитей, находящихся с противоположных сторон разрыва, скрутите между собой как можно плотнее и чаще.
  4. Смажьте место разрыва и находящиеся рядом участки краски рыбным клеем.
  5. Заклейте разрыв кусочком папиросной бумаги.
  6. Дождитесь, пока клей начнет подсыхать.
  7. Прогладьте место разрыва через кусок плотной бумаги.
  8. Дайте утюгу остыть.
  9. Поставьте его снова на место разрыва (или положите туда другой тяжелый предмет в качестве пресса).
  10. Подождите сутки, затем переверните картину.
  11. Если осталась небольшая вмятина, зашпаклюйте ее.
  12. Дайте шпаклевке высохнуть.
  13. Разровняйте ее кончиком ножа.
  14. Удалите папиросную бумагу.
  15. Аккуратно удалите клей, стараясь не размочить его на месте прорыва.

Важно! Проследите, чтобы картина не приклеилась к столу – когда клей начнет подсыхать, ее нужно просто сдвинуть с места.

Изготовление шпаклевки

Не следует использовать строительную и вообще магазинную шпаклевку. Лучше всего сделать ее самим. Вам нужны:

  • пигмент – мел или охра;
  • рыбный клей.

Смешайте ингредиенты так, чтобы получился состав с консистенцией густой сметаны, и замажьте вмятину ровным слоем.

Важно! Впрочем, такой материал подходит не только для реставрации, из него можно сотворить и что-то новенькое. Подробно о стройматериалах, подходящих для творчества, читайте в наших блогах:

Реставрация смолкой

В качестве клеящего вещества можно применять не только рыбный клей, но и специальную смолку:

  • даммаровую мастику;
  • канифоль.

Технология будет немного другой. Как и в предыдущем случае, нужно максимально растрепать нитки и переплести волокна. Затем действовать необходимо так:

  1. Наложите на место прорыва, закройте бумагой.
  2. Прогладьте его и сгладьте неровности.
  3. Наложите на волокна кусочек канифоли или мастики.
  4. Расплавьте смолку кончиком теплого утюга.
  5. Если вы все сделаете аккуратно, грунтовать участок для восстановления красок не потребуется.

Важно! Старайтесь не задеть утюгом участков, покрытых краской.

Заплаты

Реставрация картин на холсте своими руками с помощью заплат требует определенной подготовки, о которой начинающие реставраторы обычно даже не задумываются. Например, для заплат не следует использовать новый холст – он непременно стянет место, на которое будет наклеен, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями. Поэтому нужно снять подклеенный второй холст и использовать для заплаток именно его. Он долгие годы находился на этой же картине, на него действовали те же самые условия, так что он уже успел приобрести нужные в данном случае свойства.

Если же старый подклеенный холст по каким-то причинам использовать невозможно – что ж, придется довольствоваться другим. При этом он должен максимально соответствовать толщине материала, на котором написана картина. И его надо предварительно простирать, а также сделать с ним еще несколько действий:

  • прокипятить;
  • обезжирить;
  • выварить проклейки;
  • высушить;
  • хорошо прогладить.

Клеим заплату

Если у вас дома несколько картины, должно быть и несколько видов материала для заплат. Отреставрировать полотно, написанное на толстом холсте, с помощью тонкой латки невозможно, равно как и наоборот. Поэтому дома должны быть лоскутки как минимум трех видов:

  • тонкие;
  • средние;
  • толстые.

Если вы уже подобрали материал и сделали с ним все, что требуется в таких случаях, можно приступать к ремонту. Вам нужны:

  • лоскутки;
  • доска;
  • гвозди;
  • рыбный клей;
  • папиросная бумага.

Вот как происходит реставрация картин на холсте своими руками в данном случае:

  1. Подготовленные лоскутки разложите на доске.
  2. Края закрепите гвоздями – холст не должен сворачиваться.
  3. Приготовьте состав, смешав рыбный клей и мед в соотношении 1:1.
  4. Дважды пропитайте лоскут полученным составом.
  5. У вас должна получиться клейкая глянцевая поверхность – мед же нужен для того, чтобы картина после реставрации не стягивалась.
  6. Положите картину на стол или на пол лицевой стороной вверх.
  7. Максимально совместите края разрыва.
  8. Насколько возможно, переплетите волокна.
  9. Если холст жесткий и не разглаживается руками, слегка смочите его, растяните, совместите края и поставьте на них холодный утюг или другой тяжелый предмет.
  10. Когда бортики совместятся, наклейте на место прорыва папиросную бумагу.
  11. Накройте его плотной бумагой.
  12. Положите пресс и не снимайте его, пока клей не высохнет (папиросная бумага при этом снова станет белой, как была до пропитывания клеем).
  13. Переверните картину.
  14. Очистите место для заплаты – на оборотной стороне картины могут оказаться всякие неожиданности, вроде скопления пыли, масла или какого-либо другого вещества, которое не позволит заплате хорошо приклеиться.
  15. Соскоблите грязь.
  16. По возможности удалите узелки, капельки клея и все остальное, что может вам помешать – это лучше всего делать острым ножом.
  17. Вырежьте заплату по форме дыры – она не должна заходить за пределы разрыва больше, чем на пару-тройку сантиметров.
  18. Намажьте заплату тем же клеевым составом, которым вы ее приклеивали.
  19. Дайте клею немного подсохнуть.
  20. Наложите заплату на место разрыва.
  21. Прогладьте ее утюгом, не нажимая на края заплаты.
  22. Когда лоскут присохнет, переверните картину.
  23. Удалите папиросную бумагу и клей.

Важно! Все работы лучше проводить на гладкой мраморной или деревянной доске.

Особые случаи

Если поврежденная картина уже какое-то время полежала и совместить края разрыва не удается, приходится искать другие выходы. Ситуаций может быть две:

  • холст сел, и края не сходятся;
  • холст вытянулся, и один край ложится на другой.

В первом случае материал нужно растянуть, во втором – посадить, для чего используется деревянная подкладка с выпуклой поверхностью, форма которой соответствует кривизне холста. Картина кладется лицевой стороной вверх, под нее – подкладка, которая ставится на еще одну дощечку. Но это – сложная процедура, которую вряд ли следует применять самодеятельному реставратору.

Если выпали кусочки грунта и краски

Ремонт холста – далеко не единственная, к тому же, не самая сложная проблема, с которой может столкнуться самодеятельный реставратор. Гораздо хуже, если выпали кусочки грунта или краски. Краски все равно придется накладывать отдельно, а вот если поврежден грунт и образовалась выемка, ее можно заделать тем же холстом, вырезав маленький кусочек по форме. Сначала вклеивают его, а уже потом прикрепляют заплату. Мастику использовать не стоит.

Если картина потемнела

По сути, ремонт холста – это единственное, с чем может справиться без особого ущерба для картины самодеятельный реставратор. С другими неприятностями лучше сразу идти в мастерскую. Если, к примеру, помутнел лак и вы непременно хотите его снять, вы должны совершенно точно знать его состав и возможности применения тех или иных растворителей.

Так же дело обстоит и с красками. У каждого мастера – свои секреты, и помочь с ними разобраться может только опытный реставратор, который хорошо знает свое дело. Перед тем, как заняться восстановлением, мастер тщательно исследует картину – определяет состав лака и красок, тщательно исследуя даже мельчайшие частички. Очень часто обследование проводится с помощью специальных приборов, дающих излучение того или иного спектра.

Важно! Если вы попробовали реставрировать картину, у вас поучилось и даже больше, появилось желание отворить что-то, узнайте больше о том, из каких подручных мелочей можно создать нечто красивое:

Даже если картину написал ваш предок, который был художником-любителем, она для вас просто семейное воспоминание, и, на ваш взгляд, не представляет собой никакой ценности – не торопитесь самостоятельно ее чистить и закрашивать потускневшие места. Вполне возможно, что это полотно представляет в том числе и исторический интерес, и ваши неумелые действия приведут к утрате экспоната, которому вполне можно было бы найти достойное место — если не в Эрмитаже, то в краеведческом музее. Каждый предмет из прошлого приоткрывает страничку жизни определенной эпохи и нуждается в бережном отношении.

Все еще считаете, что сделаете это лучше специалиста?
Не жалко картину?
Рискнем?)))

Начнем с прорывов, не в смысле, что начнем рвать в клочья шедевр)))
как закрепить порыв на холсте? – примитивно: клеем ПВА в несколько слоев.
Самое главное – с обратной стороны!

Справились? – это было легко!
Продолжим? … подумайте 7 раз… режем?

Чистим скипидаром, покупают его в аптеке. Пахнет. Нет, не просто пахнет, воняет! Тряпочка – ватка, завернутая в марлю (любая фантазия), пропитали, смочили живописный слой, ждем минут 5 – 10, протираем. Рекомендую экспериментировать на свежем воздухе, там же где-нибудь в тенечке оставьте проветриться холст.
Классно? – А то! – это первые минуты, пока все еще сыренькое… подсыхает? – чувствуете как стала пропадать контрастность? – это еще цветочки)))

Матовый налет пошел? – нормально! – считайте, что теперь картину можно выкинуть! … не спешите, будем “лечить” дальше.

Когда подсохнет, когда вы поймете, что сильно погорячились, можно переходить к покрытию лаком. Каким? – уже не имеет значения – картина будет слепить новизной даже при матовом лаке… а ведь предупреждали…

Зато своими руками! – декоративные страсти отдыхают)))


А хотите помыть картину? 1000 и 1 способ как помыть холст.
Я знаю только 3 – достаточно, чтобы порекомендовать не делать этого.

Режем луковицу (нашу, отечественного производителя, евро-овощ не подойдет, слабоват) и половинками трем.

Взбиваем пену обычного стирального порошка. На губку – трем – тут же вытираем насухо.

А теперь способ третий (эксклюзив от меня) – как убить старинное полотно, помыв его? – берете современный оксидный отбеливатель, любой, разводите ложку на стакан конкретно теплой воды (пропорции почти не имеют значения), смачиваете губку – трем. Шок? – то то же))) этот способ чистки невозвратный.

Пожалуй, нужно добавить, что чистка масляной картины народными (и профессиональными) средствами хороша лишь в случае бытового загрязнения (жир, следы жизнедеятельности человека и т.д.) и в случае потемнения и пожелтения лака, покрывавшим картину после реставрации.
Именно такие слои наложенного лака и проявляют себя со временем, и чем больше слоев, тем печальнее вид у картины.
Случаи, когда мыть потемневшую живопись бесполезно.
Почему темнеют старые картины?
Краски состоят из пигмента и связующего компонента, в качестве которого частенько использовали льняное масло, вот оно-то со временем и окисляется (желтеет). Однако это придает картине тот самый «галерейный» оттенок, так любимый и ценимый нами.
В состав пигментов входят химические вещества: кадмий, кобальт, хром, свинец, стронций и др. , которые при смешивании красок вступают в реакцию между собой, изменяя со временем исходный цвет.
И тут мы бессильны со всеми своими многочисленными народными методами чистки.
Тщетны попытки будут и сделать ярче картину, написанную маслом на черном грунте, такие работы подвержены гораздо сильнее темнению. Объясняется это так: грунт просаживает белила.

Объявляю конкурс на лучший рецепт чистки картины, масляной картины. Все предыдущие рецепты именно для масляного письма.

Блог у меня молодой и зеленый, так что заманить кого-то на участие в конкурсе сложно пока, пришлось самой разыскивать рецепты чистки масляной живописи и картин вообще. Сказать что они шокирующие и вредоносные (да просто губительные) – не сказать ничего. Давайте воспримем их как шуточные))))

ВНИМАНИЕ!!! так делать, как написано в следующих “рецептах” НЕ НАДО!

просто копирую из “Домоводства”, улыбнитесь)))

Как чистить картины, написанные маслом.

“Если картина не очень загрязнена, то ее 2-3 раза обмывают мыльной, а затем чистой водой. Если картина нуждается в основательной чистке, поступают следующим образом.

Сквозь чистое волосяное сито просеивают на картину печную золу, потом льют на нее теплую мыльную воду и отмывают чистой водой. Подсушив картину с помощью полотенца, ее покрывают лаком.

Существуют и другие средства чистить картины. Приведем некоторые из них.

Картину протирают губкой, смоченной в уксусе, потом промывают чистой водой. Вместо уксуса можно пользоваться разведенной водкой,

Испеченную луковицу разрезают надвое и трут картину; затем холст промывают чистой водой и, дав высохнуть, покрывают взбитым яичным белком или белым лаком.

Картину кладут на гладкий стол или доску, мочат ее водой и посыпают солью, потом берут кусок полотна и трут им, пока грязь не сойдет. Совершенно очистив картину, ее вытирают, снова промывают чистой водой и дают до конца высохнуть, после чего покрывают лаком.

Китайский способ чистить старые масляные картины

Чтобы хорошо вычистить картину, ее натирают кисточкой, обмоченной в известковой воде, после чего промывают 3-4 раза. Она принимает прежний вид и глянец.

Как лакировать масляные картины

Так как новые масляные картины нельзя тотчас покрывать лаком, потому что он слишком глубоко въедается в краски, то картины обыкновенно покрывают специально приготовленным составом. Яичный белок перемешивают с несколькими ложками водки до тех пор, пока все не превратится в пену; состав оставляют в покое на несколько часов, по прошествии которых осторожно сливают светлую жидкость, образовавшуюся под пеной и при помощи мягкой губки мажут ею картину несколько раз, давая каждый раз высохнуть. Потом вешают картину приблизительно на 4 месяца или на полгода, чтобы масло совершенно засохло.

По истечении этого срока ее моют теплой водой, очищают от белка и наводят лак один или два раза. “(с)

Краткая инструкция чистки картин:

“Обметите рамы картин метелочкой из перьев, а позолоченные рамы – мягкой щеткой.
Картины, написанные масляной краской, накройте белой тряпкой, смоченной водой (лучше дождевой), оставьте ее на 3 – 4 часа, затем просушите, и слегка проведите по поверхности картины полотняной тряпкой, смоченной льняным маслом. Белые места смочите перекисью водорода, а затем протрите тряпкой.”(с)

И наконец победитель в рейтинге: “Самый тупой совет по чистке масляных картин”. Еще раз повторяю, пожалуйста не следуйте таким советам, если масляная картина вам хоть капельку еще нужна и нравится. Все эти способы убивают картины безвозвратно (а последний рецепт еще и по пальцам прошелся)))

“Чтобы очистить картину, прежде всего нужно промыть ее губкой с теплой водой для удаления пыли и копоти. Затем, если картина покрыта лаком, его снимают трением пальца, время от времени промывая и просушивая каждый раз, перед тем как снова приниматься за удаление лака; делается это до тех пор, пока под пальцем не перестанет образовываться пыль. Тогда проходят слегка петролейным эфиром и вытирают мягкой, но не мохнатой тряпкой, после чего картина готова для нового лакирования. Но если под этим первым снятым слоем лака имеется еще другой, который не снимается пальцем, или же если и сам первый слой не поддается удалению путем трения, то следует предположить, что картина была покрыта масляным лаком или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. В таком случае следует покрыть этот слой лака петролейным эфиром и оставить так на 24 часа, по прошествии которых на петролейный эфир надо насыпать, через сито, слой мельчайшего порошка мела (картину надо, конечно, положить горизонтально). Мел этот должен впитать в себя петролейный эфир, растворивший в себе жировые вещества. Через 24 часа после этой операции картина промывается сперва теплой водой для удаления мела, а затем мыльной водой, чтобы окончательно очистить ее от жировых веществ.
Если все эти средства окажутся недостаточными, то картину осторожно промывают ацетоном, разведенным водой, производя пробу сперва на уголке, чтобы видеть производимый эффект.
Каждый раз после промывки нужно пробовать удалять лак трением пальца, и если это не удается, то значит это действительно масляный лак. В этом случае опасно стараться снять его полностью, так как пришлось бы употребить спирт или бензин, которые могут размыть живопись. Нужно ограничиться удалением поверхностной части лакового слоя, протирая картину постепенно небольшими частями шелковой тряпкой, слегка смоченной разведенным водой ацетоном или же яичным маслом, разбавленным жидкостью, растворяющей фиксатив для акварели. Если же под этим лаком, который невозможно снять совершенно, картина кажется очень грязной, то это указывает на то, что лак был положен поверх другого слоя старого и грязного лака, что встречается очень часто. Что же делать? Нужно снять лак, - но это уже лучше поручить опытному реставратору, так как операция эта, во всяком случае, рискованная.
Высохшую масляную краску можно снять с картины тряпкой, намоченной в бензине или скребком;
для живописи на досках удобен последний прием, а на грунтованных холстах и бумаге предпочтительнее бензин, который исключает возможность порезов и царапин.”(с)

Промывка и расчистка картин связана с выявлением самой живописи, с освобождением ее от всевозможных наслоений, портящих впечатление и мешающих видеть настоящий тон ее. Эти процессы относятся к области реставрации живописной (в отличие от технической) и являются делом крайне ответственным.

Известно немало случаев порчи картин, попадавших в руки неопытных людей, всякого рода любителей, начинающих реставраторов, работающих без присмотра опытного глаза. Для того, чтобы промывать картины, нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров — создателей этих картин.

Старые мастера фламандской и итальянской школ, чтобы добиться свечения и прозрачности красок, делали специальные подмалевки на белых и тонированных грунтах красками чрезвычайно ограниченной палитры, часто даже «гризайлью» (1 , накладывали слои краски в светах пастозно, в тенях — тонкослойно (с расчетом на просвечивание грунта) и заканчивали свои вещи цветными лессировками (2 . Лессировки делались красками на маслах или лаках. Иногда уже по лессировкам художники делали последние удары густыми мазками. Известно, например, что Тициан наносил до 30—40 лессировок. Рубенс поверх коричневой подготовки писал локально в повышенных тонах, затем лессировал и по лессировкам в светах делал корпусные удары. Рембрандт свою пастозную живопись также завершал лессировками (3 .

Традициям старых мастеров следовали многочисленные их ученики и подражатели, а также, несколько видоизменяя их, наши большие художники — Рокотов, Левицкий, Брюллов, Куинджи, Репин, Суриков и др. Поэтому реставратор постоянно может встретиться с образцом сложной комбинированной техники. Положение усложняется еще и тем, что старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Поэтому промывка и расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений является делом чрезвычайно ответственным. Сильно действующими веществами — растворителями - при операциях над лаками можно легко повредить и самую живопись, поэтому от работающего требуется, во-первых, понимание техники реставрируемого произведения, умелый подбор состава, растворяющего загрязненные лаки, осторожность, соединенная с ловкостью и вкусом, опыт, любовь к своему делу и чувство величайшей ответственности.

В руководствах по реставрации имеются указания на некоторые вещества, применявшиеся при чистках картин. В частности, Гупиль (4 , профессор рисования, изучивший ряд трактатов по этому вопросу и испытавший многие средства, указывает способы чистки картин. Приведем выдержку из его сочинения, касающуюся промывок картин:

«Чистая вода, как средство для чистки картин, есть одно из невиннейших, в особенности при смывании с них грязи. Воды одной достаточно для освобождения их от всех тел липких, каковы гуммиарабик, рыбий клей, крепкий клей, мед, сахар, леденец и все прочее, растворимое водою.

Яичный белок с течением времени приобретает все более и более способностей сопротивляться воде и действиям кислот, что происходит вследствие несчастной привычки некоторых художников покрывать картины белком чистым без добавления к нему спирта и сахара-леденца.

Из всех допускаемых при чистке картин щелочных солей, каковы древесная зола и жемчужная, поташ и винный камень, должен быть употребляем один последний, растворенный в воде, потому что все другие, действуя вредно на масла и краски, суть настоящие протравы в применении к излагаемому нами делу. Итак, можно пользоваться только винным камнем, начиная сперва растворением слабым и потом усиливая его.

Если, однако, все вышеуказанные средства останутся без результатов для чистки, то можно прибегнуть к буре; действуя медленно, бура, растворенная в воде, дает одну из наиболее безвредных щелочных солей. Рассыпая по картине тонко просеянные древесные золы, смачивая их тепловатой водою и притом легонько смывая губкой, достигают тех же результатов.

Но этому выщелачиванию не должно позволять действовать на краску долго; тотчас же, едва заметится очищение, следует прибегать к помощи сочно смоченной губки. Чистая известковая вода или раствор извести в воде могут оказать те же услуги.

Мыла, получаемые из соединения жира или масла со щелочами благодаря последнему элементу приобретают растворяющую способность, которой не должно, однако, слишком доверяться. В некоторых случаях употребление черного мыла может сделаться опасным; но если уже встретится необходимость пользоваться им, то следует сначала испробовать его на какой-нибудь наименее важной части картины.

Мыло, взбитое на чистой воде, куда добавлено немного обыкновенной поваренной соли, дает пену, которую можно употреблять для очистки сильно закопченных картин. Накладывая эту пену на те части, которые предстоит чистить, ее снимают пропитанной чистой водою губкой в то время, когда она начнет оседать и исчезать.

Обычный состав для чистки приготовляют, соединяя две части очищенного винного спирта с одной частью терпентинного масла; прочие масла: лавандовое, розмариновое, смешанные каждое порознь в той же пропорции со спиртом, дают те же результаты.

При чистке картин, еще не крытых лаком, можно пользоваться более нежным способом; здесь можно употреблять кислоту, растворенную в воде, муку, разведенную в известковой воде, водку или уксус.

Для очень маленьких холстов, некоторые пускают иногда в дело слюну, которая, однако, по причине заключающейся в ней фосфорной кислоты, может действовать на краски вредно.

Один из несчастнейших способов, допускающий употребление урины (мочи) и не пренебрегаемый некоторыми реставраторами, никогда не должен находить себе последователей.

Есть еще господа, пользующиеся хлористою ртутью, сулемой, это яд ужасный, однако, вредный, как для тех, кто прибегает к нему, так и для картины, по тем последствиям, которые может он повлечь своим прикосновением к ней».

П.Я. Агеев в своей статье «Возобновление масляных картин» приводит мнение профессора А. Эргардта.

А. Эргардт, по словам П.Я. Агеева, допускает для чистки картин только воду, мыло, льняное, маковое и ореховое масла, а также терпентин и спирт (отдельно или в смеси), как средства, имеющие научное обоснование.

Далее П.Я.Агеев, основываясь на трактате Паильо де Монтабера, говорит: «Для чистки картин советуют употреблять протертый щавель, кислые яблоки-ранет, лук, перец, поташ, золу, наконец, смесь жира с глиной и белилами, стертыми на ореховом масле. Этот последний состав надо будто бы прикладывать теплым на оборотную сторону картины». П.Я.Агеев, допуская сок лука и чеснока, не оправдывает других, указываемых Монтабером, средств.

Из приведенных выдержек явствует, что вопрос промывки и чистки картин давно волновал ученых и толкал их на поиски пригодных для этого веществ и способов их использования. Средств, как мы видим, рекомендуется не мало, но применять их все мы не можем уже по одному тому, что в данный момент они не все проверены лабораторно и на практике. Со своей стороны мы рекомендуем отнестись к ним критически и не проводить без соответствующей обстановки рискованных экспериментов, твердо помня, что ничто не может принести столько вреда картинам, сколько могут принести его реставраторы мало испытанными методами.

Среди указанных растворителей есть прочно вошедшие в нашу повседневную практику, они не противоречат требованиям технологии, но и их нужно применять умеючи, в каждом отдельном случае по-разному. В данное время у нас в СССР и за границей применяются многие из веществ, здесь указанных; способы их использования мы постараемся изложить ниже.

Промывку и расчистку картин следует подразделить на четыре, вида 1) промывка картин от поверхностных загрязнений; 2) промывка с частичным удалением лака; 3) снятие лака; 4) расчистка живописи от записей.

1) «Гризайль» — одноцветная (монохромная) живопись, при которой применяются черные, белые и коричневые краски. Общий колорит вещи, исполненной техникой «гризайль», обычно серый.

2) Лессировками называются прозрачные сквозные красочные покрытия, протирки.

3) Подробное описание приемов старых мастеров дано в труде Д.И.Киплика «Техника живописи», т. IV.

4) «Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата реставрировании картин». 1898.

Живописная картина , вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она, одетая в багет , – настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Сохранение живописи – вот задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины.

Условия для масляной живописи

Чтобы даже спустя десятилетия творение художника радовало глаза и грела душу, нужно соблюдать требования к его хранению.

Масляная живопись – это картина написанная масляными красками. Написана она может быть на холсте (либо на другой, схожей по свойствам ткани), на плотном картоне, на твёрдых поверхностях (оргалите, дереве и т.п.).

Картины младше года нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе, поскольку затвердевание масляно-красочного слоя происходит только на втором году жизни картины. Чтобы этот процесс проходил равномерно, необходимо разместить картину в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом помещении, избегая прямых солнечных лучей, от которых масло темнеет.

Масляная живопись второго года жизни и старше согласно технологии покрывается лаком (пихтовым, даммарным или аналогичным – специальным лаком для масляной живописи) – благодаря ему картина становиться устойчивее к солнечному свету, воде и механическим повреждениям. Лаки различаются по матовости, составу и ценой. Для выбора лакового покрытия и его нанесения лучше обратиться к специалистам. Лаку так же требуется некоторое время для высыхания и свежий воздух.

Как правило, под стекло такую картину помещать не нужно. Достаточно аккуратно за ней ухаживать.

Но никто не запрещает защитить стеклом особо ценные творения. Важно, чтобы к этому моменту краски и лаки уже полностью высохли, а стекло не касалось красочной поверхности.

Общие положения об условиях хранения и экспозиции масляной живописи следующие:

  • Никогда не вешайте картину вблизи плиты, духовки, печки – отмыть картину от копоти будет очень трудно. Табачный дым также приводит к оседанию копоти.
  • Не вешайте картину под прямыми солнечными лучами. Лак, конечно, защищает краску, но под прямым солнцем она всё равно начнёт выгорать.
  • Лучше вешать картину под углом к стене – так основная пыль будет оседать на раму и задник, а не на холст.
  • Следите, чтобы гвоздь, на котором висит картина, не касался сзади холста.
  • Не вешайте картину близко к отопительному прибору или кондиционеру. От постоянного воздействия высокой температуры и сквозняка краска может начать трескаться.
  • Не трогать голыми руками слои краски.
  • Не размещать ближе метра от картины лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше и люминесцентные – от 20 Вт.

Уход за живописью

Картины, написанные маслом, требуют специального ухода.

Основные приемы ухода состоят в следующем.

  • Чистить живопись можно только после стабилизации верхнего слоя.
  • Удалять легкую пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели – материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя чрезмерно влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.
  • С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста. Можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном или крафт-бумагой. Если Вы не хотите закрывать надписи на обратной стороне холста (например, подпись художника) задник можно сделать из прозрачного пластика.
  • Для удаления более сильных загрязнений, необходимо протирать картину слегка влажной тряпочкой или ватными дисками. Этот способ нельзя применять при наличии трещин в красочном слое. Если просто вода не помогла, то применяют слегка мыльный раствор (мыло должно быть не щелочным, например – детским).
  • При сильном загрязнении не чистите картину самостоятельно – это должен делать специалист.
  • Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.
  • Если холст картины провис (появились складки или неровности), никогда не мочите холст с обратной стороны водой – это, возможно, и временно натянет холст, но в дальнейшем приведет к отслоению грунта картины с последующим его осыпанием. Если подрамник у картины раздвижной с клинками (так называемый – модульный) – осторожно подбейте клинья (если, конечно, умеете это делать правильно; не уверены – обратитесь к профессионалам). Если подрамник глухой конструкции (в виде жестко скрепленной рамы), не старайтесь подтянуть холст, а сразу обратитесь в багетную мастерскую – потребуется перетяжка картины или замена старого подрамника на модульный.

Полотна, написанные маслом, темнеют со временем, и актуальной является задача осветления картины.

Если необходимо восстановить дорогую картину, лучше всего посетить профессионального реставратора.

Когда же картина менее ценная, можно попробовать осветлить ее самостоятельно.

  • Для начала надо удалить гвозди, с помощью которых фиксируют подрамник на раме, и вынуть картину.
  • На следующем этапе надо смести губкой с полотна пыль и мыльной пеной промыть картину, затем обмыть чистой водой и оставить картину подсыхать.
  • Подобная обработка картины приводит к тому, что картина теряет исходный блеск, из-за того, что покрывающий ее лаковый слой становиться матовым. Восстановить блеск можно, если распылить кроющий лак над полотном, а затем поместить подрамник в раму.
  • Для освежения цвета, после чистки на поверхность картины можно нанести каплю льняного или макового масла. Масло следует аккуратно и тщательно растереть чистой мягкой тряпочкой, излишки масла необходимо протереть.

Масляная живопись – одна из самых долговечных техник. Покрытая лаком картина, оформленная в надежную багетную раму, при правильном хранении и уходе может сохраняться в неизменном виде десятилетиями, что делает ее выгодным вложением средств.

Обращайтесь в салоны мастерской «Багетное дело». Наши мастера помогут сохранить Ваши шедевры на долгие годы.



Похожие статьи
 
Категории