Пункте 6 статьи 10 закона 426 фз. Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения

25.09.2019

Закон о специальной оценке условий труда вступил в силу 1 января 2014 года. Последние изменения в него были внесены 19 июля 2018 года. В статье вы найдете его актуальную версию, а также комментарии о применении и штрафах за непроведение СОУТ.

Читайте в нашей статье:

Что устанавливает Федеральный закон о специальной оценке условий труда

ФЗ о СОУТ был принят взамен приказа Минздравсоцразвития России №342н, регламентирующего аттестацию рабочих мест, чтобы привести процедуру спецоценки в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Закон упорядочивает процесс взаимодействия между и работодателем, работодателем и работником, устанавливает ответственность каждой стороны договора оказания услуг по проведению СОУТ и каждой стороны трудовых отношений.

До 31 декабря 2018 года все работодатели должны выполнить свою обязанность по проведению спецоценки условий труда. Отчеты об утверждении её результатов следует подписать не позднее 31.12.2018 года.

Не пропустите!

В статье, подготовленной редакцией журнала , 8 основных вопросов, которые возникают у каждого, кто берется за спецоценку. Ответы на них помогут сэкономить на процедуре, выбрать надежного исполнителя и избежать штрафов. Узнайте, Если вы уже провели спецоценку, проверьте .

Не позже 29-30 января 2019 года необходимо на внешнем сайте предприятия разместить сводную ведомость, подписать карты СОУТ с каждым работником, а также заполнить листы ознакомления с декларациями.

Приказ о назначении или отмене льгот должен быть издан не позднее даты утверждения отчета – 31.12.2018 года, соответственно, фактическая отмена выплаты льгот должна произойти только через 2 месяца – 28 февраля 2019 года.

СОУТ уже была проведена в организациях, где имеются рабочие места с вредными и опасными УТ , в том числе дающими право на досрочную страховую пенсию. Перечень таких рабочих мест указан в п.6 статьи 10 ФЗ о спецоценке условий труда.

Закон устанавливает требования к экспертной организации и к работодателю по проведению СОУТ. В нем расписано, каким образом должна быть создана комиссия, кто должен входить в ее состав, как – самый сложный и дорогостоящий этап. Также разъясняется порядок применения результатов специальной оценки, оформления и подачи декларации условий труда.

В заключительных положениях установлена ответственность за исполнение государственного надзора за соблюдением нормативных требований:

  • государственный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на то уполномоченным, и его теротделениями;
  • профсоюзный контроль производится инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном законодательством РФ.

426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями

ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года. С этого момента он четырежды проходил процедуру внесения поправок. Последние изменения произошли в июле 2018 года.

Последние изменения в ФЗ о специальной оценке условий труда

Поправки внесены федеральными законами:

Изменения, вступившие в силу в 2016 году и применяемые в 2017, позволяют каждому работнику непосредственно влиять на оценку их рабочих мест, вносить письменные предложения , заявить о ВОПФ, которые оказывают влияние на здоровье. Работодатель, в свою очередь, обязан передать все письменные предложения в экспертную организацию.

Идентификация не должна проводиться в отношении тех рабочих мест, которые включены в список 1 и список 2 ВЦСПС , дающий право на получение досрочной пенсии работающим во вредных и опасных условиях.

Декларация соответствия СОУТ может быть признана недействительной, если при проверке ГИТ будут установлены нарушения прав работников во время проведения этой процедуры.

Нет, не нужно. Следует внести приказом изменение в состав действующей комиссии и ввести в состав нового председателя. Оснований для проведения внеплановой процедуры нет, поскольку смена председателя комиссии не названа в числе оснований в статье 17 данного ФЗ.

Что делать, если после СОУТ водитель пересел на новый автомобиль?

В течение 12 месяцев с момента издания приказа о закреплении ТС за данным водителем следует провести внеплановую СОУТ. Лучше сделать это пораньше, чтобы не опоздать и не получить на штраф.

Если в карте СОУТ указана марка ТС или при идентификации ВОПФ водитель работал на ТС другой модели, или модификацией автомобиля, с другим навесным оборудованием, другого модельного года или года выпуска ТС, другими технико-технологическими характеристиками, то нет оснований для того, чтобы не проводить внеплановую СОУТ.

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2 , - 7 части 1 настоящей статьи.

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Решение № 21-368/2018 от 8 августа 2018 г. по делу № 21-368/2018

    Решение № 7/2-593/2018 от 7 августа 2018 г. по делу № 7/2-593/2018

    Верховный Суд Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) - Административные правонарушения

    Оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Пунктом 6 ч.1 ст. 17 названного Федерального закона установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае произошедшего на рабочем месте...

    Решение № 21-369/2018 от 6 августа 2018 г. по делу № 21-369/2018

    Тюменский областной суд (Тюменская область) - Административные правонарушения

    Рабочее место бетонщика в обособленном подразделении «Тобольск» организовано и введено в эксплуатацию 01 мая 2017 года, а поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда проводится на вновь организованных рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода...

    Решение № 2-1960/2018 2-1960/2018~М-1726/2018 М-1726/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-1960/2018

    Ухтинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    Реже чем один раз в пять лет (ч.4 ст.8 ФЗ №426-ФЗ). Случаи, в которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, предусмотрены ст. 17 ФЗ №426-ФЗ. Так, в частности, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников...

    Решение № 21-1005/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1005/2018

    Не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По смыслу пп. 6 ч. 1 ст. 17 того же Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на рабочем месте несчастный случай...

    Решение № 21-1004/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 21-1004/2018

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    Федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что основанием для внеплановой специальной оценки условий труда является произошедший на...

    Постановление № 4А-161/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 4А-161/2018

    Верховный Суд Республики Хакасия (Республика Хакасия) - Административные правонарушения

    К трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь...

Какие организации не должны проводить спецоценку, а для кого она обязательная в 2017 году? Для вторых предлагаем инструкцию и простой алгоритм действий.

Из статьи вы узнаете:

Как проводится спецоценка условий труда: Закон 426-ФЗ

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее - Закон № 426 является основным документом, регламентирующим и устанавливающим обязанность работодателей в отношении проведения оценочных мероприятий.

Обязанность по проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ, спецоценка) установлена и действует в отношении всех работодателей. Она обязательно проводится на любом рабочем месте, для любой должности, специальности и профессии. Никаких исключений ни для малых предприятий, ни для индивидуальных предпринимателей не установлено. Единственное отступление от общих правил – не проводят работодатели – физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Скачайте документы по теме:

Но в то же время ФЗ о специальной оценке условий труда 426-ФЗ называет категории работников, в отношении которых СОУТ не проводится. Исключение из общего правила составляют:

Все эти исключения предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Справка. Порядок проведения спецоценки регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Этот документ определяет, как сам порядок процедуры, так и права и обязанности работодателей.

Сроки проведения спецоценки

Закон о специальной оценке условий труда устанавливает сроки для поведения мероприятий по СОУТ. По общему правилу, спецоценка проводится один раз в пять лет. Но в этом вопросе предусматриваются нюансы. Так, например, в отношении вновь созданных и введенных в эксплуатацию рабочих мест надо провести в течение 12 месяцев.

Обращаем внимание! Ранее, до 1 мая 2016 года этот срок составлял только шесть месяцев. Но сейчас временной период для проведения мероприятий по спецоценке новых рабочих мест увеличен до одного года.

Также в статье 17 ФЗ о специальной оценке условий труда предусмотрены иные условия для проведения внеплановой СОУТ. К ним относятся:

ситуация, когда провести процедуру предписал инспектор ГИТ;

изменение технологических условий труда. Сюда входит переоборудование рабочего места или изменение сырья, то есть факторов, которые могут сказаться на степени вредности;

мотивированное предложение профсоюза.

Во всех этих ситуациях СОУТ также проводится в течение шести месяцев. Для этих ситуаций срок проведения спецоценки не был увеличен.

Если в организации имеются еще действующие результаты аттестации рабочих мест, СОУТ потребуется проводить после окончания их действия. Но в любом случае, поскольку ФЗ о спецоценке условий труда применяется с 1 января 2014 года, до конца 2018 года спецоценку должны уже будут пройти все организации, поскольку результаты действия ранее проведенной аттестации рабочих мест уже закончатся.

Алгоритм действий при проведении спецоценки

Итак, когда в организации наступили основания для проведения СОУТ, необходимо предпринять несколько последовательных действий для проведения данных мероприятий.

Шаг 1.

Выбираем специализированную компанию, которая осуществляет данный вид работ . Главное в этой ситуации – проверить у организации наличие аккредитации Минтруда России. Для этого надо зайти на официальный сайт Минтруда России, на нем представлены все организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

Целесообразно на этом этапе сравнить цены и собрать отзывы о подходящих компаниях.

Шаг 2.

После того, как вы определитесь с компанией, которая будет проводить СОУТ, надо перейти к организационным моментам.


Форма отчет

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Вредные и опасные условия труда

Сотрудникам, чьи условия труда по результатам проведения спецоценки отнесены к 3 и 4 классу, положены и доплаты и льготы. Их размеры и состав зависит не только от класса, но и подкласса, на которые подразделяется класс 3.

Когда должность, профессия или специальность работника не включены в списки профессий, признанные законом и опасными, выполнять трудовые обязанности на рабочем месте, условия труда на котором признаны опасными, он не должен. В этом случае сотрудник должен быть немедленно прекратить работу, а само рабочее место должно быть аннулировано.

Закон № 426 прямо запрещает продолжение работы в и работодателю в случае нарушения этого запрета грозит уголовная ответственность. К исключительным ситуациям, при которых возможно продолжение трудовой деятельности на таком рабочем месте, относятся аварии и катастрофы. То есть, такие случаи, когда последствия непредотвращения разрушений могут быть более серьезными, чем деятельность работника в условиях, признанных опасными.

Сотрудникам, работающим во вредных и опасных условиях труда, полагается:

  1. доплата не менее 4% от оклада или тарифной ставки;
  2. выдача молока;
  3. ежегодный – не менее семи календарных дней (кроме подкласса 3.1);
  4. сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (кроме подклассов 3.1 и 3.2);
  5. на работах с особо вредными условиями труда бесплатно предоставляют работникам лечебно-профилактическое питание.

Ответственность за непроведение спецоценки

Работодателям надо внимательно относиться к своей обязанности по проведению СОУТ. Дело в том, что за нарушение правил проведения специальной оценки условий труда предусмотрена отдельная административная ответственность.

В соответствии с п.2 ст.5.27.1 КоАП РФ за это правонарушение организации грозит штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей. Предприниматель может быть оштрафован на сумму от 5 000 до 10 000 рублей. Должностное лицо организации также может быть привлечено к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь:
Методика проведения спец. оценки условий труда:

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры. А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда .

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет? Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике. Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е. будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов.

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ . Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

Зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

Задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

Оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
размещенные в типовых пространствах;
требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

Свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
сводной ведомости спецоценки;
заключений задействованных специалистов;
рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
списка проработанных РМ (включая аналогичные);
трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи. (8 оценок, среднее: 4,38 из 5)

Действующий

Следующим в перечне нормативных правовых актов, регулирующих вопросы спецоценки условий труда, назван комментируемый Закон. Он вступил в силу 1 января 2014 года (за исключением ) и направлен на комплексное регулирование правоотношений, круг которых очерчен в комментируемого Закона. Этот нормативный правовой акт является базовым, именно он содержит главные законодательные определения многих понятий, конкретизирует формулировки РФ относительно прав и обязанностей работника и работодателя в сфере спецоценки условий труда, регулирует деятельность организаций, проводящих указанную оценку и пр.

Бесспорно, особая роль комментируемого Закона подтверждается и комментируемой статьи, предусматривающей, что нормы иных правовых актов, принятых в указанной сфере, должны соответствовать положениям РФ и комментируемого Закона. Это достаточно традиционный подход, реализуемый законодателем во всех относительно узких отраслях правового регулирования. Базовый закон всегда наделяется более высокой юридической силой по сравнению с другими законами (хотя формально для этого нет убедительных оснований, но есть причины юридико-технического характера). В случае обнаруженного противоречия правоприменитель должен руководствоваться правовым актом большей юридической силы. В отношении судов такая обязанность прямо предусмотрена в постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

2. Иными правовыми источниками, содержащими нормы о спецоценке условий труда, могут быть федеральные законы и иные нормативные акты РФ, под которыми понимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено Конституции РФ. Согласно указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (23 мая 1969 г.) под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Сходная формулировка применяется отечественным законодателем: согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" термин "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Как следует из постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для РФ, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. Суды, как указано в данного постановления, должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (правило ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров).



Похожие статьи
 
Категории