Пушкинский музей почему так назван. Государственный музей изобразительных искусств имени А

20.06.2020

Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Дата основания: 1957 год
Дата открытия: 6 июня 1961 год
Основатель: Александр Зиновьевич Крейн
Координаты: 55°44"36.8"N 37°35"51.6"E

Содержание:

Пушкин всегда остается с нами. Его имя так же вечно, как и знаменитые стихи. Музей, посвященный творчеству поэта, появился в городе в 1961 году. За годы работы он стал одним из самых известных музеев Москвы. Музейные экспозиции находятся в центре российской столицы в прекрасно сохранившемся усадебном доме дворян Хрущевых-Селезневых.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых в котором разместился государственный музей А. С. Пушкина

Как создавался музей

Зал № 10. Боскетная. «Пиковая дама»

«Боскетную» усадебного дома обычно называют залом «Пиковой дамы». Известную всем со школьных лет повесть в стихах поэт сочинил в 1833 году, когда жил в Болдино. Одна половина экспозиции посвящена графине и представляет богатую аристократию Российской империи екатерининских времен. Другая половина рассказывает о Германе - новом герое, которого выдвинуло буржуазное окружение поэта.

Три следующих зала представляют посетителям музея пушкинскую поэму «Медный всадник» и путешествие поэта по местам пугачевского восстания. Во время поездки 1833 года он побывал в Заволжье, Казани, Оренбурге и Симбирске. На стенах висят картины художников - потомков поэта. А рядом с ними–колоритные портреты Пугачева, которые были написаны в последней половине XVIII - в начале XIX века.

В зале № 14 раскрывается судьба исторического романа «Капитанская дочка» - главного труда Пушкина середины 1830-х годов. Предметы, выставленные здесь, отражают мир крестьян и разночинцев, которые стали вольными и невольными участниками кровопролитного пугачевского восстания.

Зал № 8. Большая гостиная. «Евгений Онегин»

Прощание с поэтом

В зале № 15 можно познакомиться с завершающими годами жизни поэта. В его стенах экспонируются пушкинские рукописи, книги, личные вещи и документы последних лет. Здесь висят портреты людей из ближнего окружения, рукописные копии последних стихов и трагическая посмертная маска.

Величественный «Аванзал» завершает экскурсию по пушкинской эпохе и посвящен памяти рано ушедшего поэта. В нем возвышаются красивые напольные часы, изготовленные в XIX веке, а рядом находится копия памятника поэту работы Александра Михайловича Опекушина.

Сказочный мир

Еще одна постоянная выставка носит название «Сказки Пушкина». Она совсем небольшая и занимает всего две комнаты первого этажа. Сюда водят экскурсии для дошкольников и учеников начальной школы, и с удовольствием приходят родители с детьми.

Зал № 11. «Медный всадник»

В первой комнате размещены орудия труда, предметы крестьянского обхода и старинные картины. Здесь же можно увидеть иллюстрации к пушкинским сказкам, сделанные известными российскими художниками - Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Алексеевичем Милашевским и Татьяной Алексеевной Мавриной. Другая комната представляет волшебный «остров Буян» - сказочный мир, предназначенный для детских игр.

О филиалах музея

Пушкин – подлинная история нашей страны, поэтому в Москве стараются бережно сохранять все места, связанные с поэтом и его ближайшими родственниками. Статус филиала литературного музея имеют выставочные залы и мемориальная квартира, расположенные на Старом Арбате.

Между станциями метро «Красные ворота» и «Бауманская», на улице Старая Басманная, стоит старинный деревянный особняк. В нем разместился дом-музей, рассказывающий о дяде поэта – В.Л. Пушкине. Кроме того, филиалами считаются дом-музей известного русского писателя Ивана Тургенева и мемориальная квартира поэта-символиста Андрея Белого.

Зал № 2. Эпоха Пушкина

Полезная информация для посетителей

Двери главного здания музея открыты для гостей во все дни, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. По четвергам экспозиции открываются в 12:00 и заканчивают прием посетителей в 21:00. Вход в музей стоит 200 рублей (2018). Детей до 7 лет пускают бесплатно. Туристам нужно иметь в виду, что кассы прекращают продавать билеты за полчаса до закрытия.

По музейным залам можно пройти самому или в сопровождении опытного экскурсовода. Сотрудники музея проводят обзорные и тематические экскурсии, посвященные литературному творчеству поэта и московскому периоду его жизни.

Дошкольники могут поучаствовать в игровых экскурсиях и занятиях по пушкинским сказкам. Для учащихся школ в музее проводят уроки литературы и тематические экскурсии по отдельным романам и повестям. Взрослые посетители участвуют в пешеходных экскурсиях по историческим местам столицы и архитектуре Москвы первой половины XIX века.

Клавикорд в одном их залов посвящённых детству Пушкина в Москве

Как добраться

Музейное здание расположено на улице Пречистенка, 12/2, в центральной части города. До него за пять минут нетрудно дойти пешком от станции метро «Кропоткинская».

← МУЗЕИ МОСКВЫ МОСКВА →

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12

«Быть в Москве и не посетить музей имени Пушкина — преступление против искусства!», — скажут вам многие ценители. Действительно, каждый грамотный и образованный человек должен хоть раз увидеть это собрание художественных ценностей.

Почему музей им. Пушкина?

Александр Сергеевич был, пожалуй, самой значимой персоной не только в русской литературе и поэзии. Это величественная фигура, которая сыграла роль для формирования искусства целого государства. Музей изобразительных искусств им. Пушкина собрал в себе экспонаты от времен до нашей эры и до практически современного выставочного материала века двадцатого. В принципе отношения непосредственно к великому писателю музей западноевропейского искусства (как его еще называют) не имеет никакого. Разве только тот факт, что сам Александр Сергеевич был частью искусства Российской империи в ХІХ веке. Однако нареканий или возмущений именно это название выставочного зала не вызывает ни у кого.

История создания музея

  • Построение грандиозной галереи не было быстрым и легким делом. Пушкинский музей изобразительных искусств обязан своим основанием профессору Московского университета Цветаеву Ивану Владимировичу (вместе с тем его знали как историка, доктора римской словесности и теоретика искусств). Строительство галереи такого уровня было делом всей жизни научного деятеля. Именно Иван Владимирович стал первым руководителем учреждения, но скончался очень быстро после открытия своего детища.

Именно по задумке Цветаева была собрана такая шикарная экспозиция. А начиналось все с разговоров и мечтаний просвещенной интеллигенции и бедной русской аристократии. Все понимали, что найти помещение и собрать выставочный фонд – дело очень сложное, требующее немалых усилий, в том числе и финансового характера. Именно потому было решено просить помощи у предпринимательской прослойки Москвы. Ведь именно в их руках в начале ХХ века были сосредоточены достаточные суммы для возведения помещений музея. Но задумка имела грандиозные масштабы и требовала применить талант самых утонченных и изысканных мастеров-архитекторов тогдашней современности.

Большая заслуга Цветаева в том, что именно благодаря его дипломатическому таланту удалось собрать на одной площадке финансовые потоки промышленников, талант архитекторов и опытные руки строителей. Строительство галереи растянулось на целых 14 лет.

Выставочный фонд музея

Пушкинский музей объявил сбор экспонатов еще с момента начала строительства основных зданий. Позже коллекция уже отстроенных выставочных залов пополнилась:

  • созданными русскими мастерами копиями античных скульптур из гипса;
  • сотворенными подобным образом архитектурными фрагментами;
  • полотнами постимпрессионистов и импрессионистов из Франции, что переданы музею из собраний Морозова, Щукина;
  • выставочными фондами Эрмитажа, что передались во времена СССР;
  • экспонатами из частных коллекций русской аристократии.

В наши дни Пушкинский музей в Москве возле станции метро » Кропоткинская» по улице Волхонка, в доме 12 принимает выставки по обмену с других стран мира. Стоит ли говорить, что местные жители и гости города стоят в очередях с желанием посетить эту знаменитую галерею. И дело тут не в имени учреждения, даже не в количестве экспонатов. Дело в духе и атмосфере, что царят в музее, в желании хоть на несколько часов приобщится к прекрасному.

Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва









Похожие Архитектурный памятник

Адрес: Москва, Красная площадь, 1 Каждый музей по-своему интересен и очень важен, ведь он преподносит людям частичку прошлого нашей великой страны. Количество экспонатов, демонстрируемое во всех уголках...

60 лет со дня основания
Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня образования в Москве Государственного музея А.С. Пушкина (ГМП). Московский дом Пушкина, как еще называют ГМП - музей редкой судьбы. На момент учреждения в его фондах не было ни одного экспоната, а ныне он является одним из ведущих музеев страны, признанным многофункциональным научным и культурным центром Москвы. По ценности и объему своих коллекций Государственный музей А.С. Пушкина сегодня стоит в ряду крупнейших литературно-художественных и мемориальных собраний страны. В состав ГМП, наряду с основным Музеем А.С. Пушкина на Пречистенке, на правах отделов (филиалов) входят также Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Дом-музей В.Л. Пушкина, Музей И.С. Тургенева, Мемориальная квартира Андрея Белого. Таким образом, сегодня музей c научной и предметной достоверностью рассказывает не только о «пушкинской эпохе», представляя по сути весь «золотой век» русской литературы и культуры. Ежегодно музей принимает более 350 тысяч человек.

КАЛЕНДАРЬ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА ГМП





4 октября 14.00
17.00
  • Открытое заседание Учёного совета Государственного музея А.С.Пушкина (к 60-летию ГМП)
  • Торжественное открытие выставки «Дом Нащокина - путешествие в Москву» (Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург)
  • Пресс-конференция и пресс-показ выставки с участием Сергея Михайловича Некрасова, директора Всероссийского музея А.С. Пушкина и специалистов музея
  • Торжественный прием в честь 60-летия Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября С 12.00 до 21.00

18.00

  • День рождения Московского дома Пушкина.
60 лет со дня основания в Москве Государственного музея А.С. Пушкина
  • День открытых дверей. Большая развлекательно-познавательная интерактивная программа для посетителей музея: авторские экскурсии, мастер-классы, кинопоказы, концертные программы, дегустации и др.
  • А.С. Пушкин «Метель». Читает - заслуженный артист РФ Максим Аверин в сопровождении Юношеского симфонического оркестра им. Л. Николаева.
Юношеский симфонический оркестр России им.Л.В.Николаева
Художественный руководитель и главный дирижер Василий Валитов


Программа специальных проектов
к 60-летию Государственного музея А.С. Пушкина

1. Выставочные проекты:


С 23 августа до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Сумароков, Державин, Пушкин, Бестужев-Марлинский, Некрасов, Тургенев, Аксаков, Лев Толстой и Алексей Толстой, Островский, Лесков, Чехов, Блок, Бунин, Куприн, Пришвин, Паустовский, Федин, Шолохов, Нагибин, Бианки, Новиков-Прибой, Мамин-Сибиряк, Васильев, Астафьев, Казаков, Вампилов, Соколов-Микитов…

Какие имена! Цвет великой русской литературы. И все эти классики стали героями одного масштабного выставочного проекта, который организован Государственным музеем А.С. Пушкина и Государственным Литературным музеем в рамках Ассоциации литературных музеев России.

Выставка «С ружьем и лирой» объединила русских писателей и поэтов трех веков. Общей темой, связавшей русских классиков, стала «охота». В их произведениях, как и в их личном опыте, охотничья тематика нашла наиболее яркое воплощение. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от XVIII до ХХ века - от Александра Сумарокова и Гавриила Державина до Виктора Астафьева и Алексея Вампилова.

Оказывается, охота и рыбная ловля для многих классиков русской литературы были излюбленным отдохновением. И увлечения эти вряд ли были случайны. Единение с природой рождало особую наблюдательность, созерцательность, азарт, делало зорким глаз и чутким ухо - а это, ведь, такие важные составляющие литературного творчества. Кто-то из писателей любил поохотиться за компанию, послушать охотничьи байки, запастись впечатлениями, а кто-то, как например, Некрасов, Тургенев, Островский, Шолохов - были заядлыми, страстными охотниками и рыболовами. Знакомство с народными традициями, общение с простыми людьми, собственный охотничий опыт давали писателям яркие эмоции, сюжеты, характеры своих будущих героев. Охота и рыбалка для многих были источником вдохновения. Так или иначе, но охотничья тема нашла отражение в литературном творчестве каждого из них.

Участниками проекта выступили крупнейшие исторические заповедники, литературно-художественные музеи, государственные библиотеки и архивы страны. Они представили из своих собраний уникальные мемориальные экспонаты, автографы и рукописные источники, предметы охотничьего быта, произведения живописи и скульптуры, широкую портретную галерею.

В числе «именных меморий» на выставке можно будет увидеть: охотничье снаряжение и ружья И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, М.М. Шолохова; мужское и дамское седла для псовой охоты из некрасовской Карабихи; необычное кресло, в котором любил рыбачить знаток «купеческой России» драматург А.Н. Островский; сапоги, в которых исходил сотни километров по бескрайним родным просторам «певец русской природы» М.М. Пришвин; любимую удочку заядлого рыбака К.Г. Паустовского...
Выставочное пространство состоит из 4 залов, каждый из которых будет насыщен тематическими экспонатами, охотничьими трофеями и дополнен звуковым оформлением, соответствующим тем или иным охотничьим сезонам (крики птиц, вой волков, лай собак, звуки выстрелов, шум дождя, скрип снега и т.п.). В одном из залов посетителям будут демонстрироваться фрагменты из фильмов по произведениям русских писателей XIX - ХХ веков, посвященные охоте.


Участники проекта :
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный литературный музей
Брянский государственный краеведческий музей
Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина
Государственный исторический музей
Государственный музей Л.Н.Толстого
Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
Государственный Дарвиновский музей
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Государственная публичная историческая библиотека
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»
Музей охоты и рыболовства
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С.Тургенева
Московский литературный музей-центр К.Г.Паустовского
Российская государственная библиотека
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Государственный музей К.А. Федина
Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова
Государственный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково»


С 1 сентября до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Выставочный проект продолжает цикл выставок и альбомов-каталогов Государственного музея А.С. Пушкина, рассказывающих о мастерах камерного акварельного портрета первой половины XIX века. Музей уже познакомил посетителей с монографическими выставками П.Ф. Соколова (2003 г.), А.П. Брюллова (2008), В.И. Гау (2011).

Выставка и изданный к ней альбом-каталог посвящены творчеству Александра Ивановича Клюндера, художника, академика, создателя знаменитой портретной галереи современников А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Автором идеи, вдохновителем этого проекта и непосредственным участником стал кандидат исторических наук, академик РАХ, руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский. Известный своими исследовательскими работами в области военной истории, А.В. Кибовский хорошо знаком с живописным творчеством Александра Клюндера:
- Расцвет популярности Клюндера приходится на 1830-1840-е годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота исполнения заказов в сочетании с умеренными финансовыми запросами дают свой результат. Один за другим гвардейские полки поручают Клюндеру создание серий офицерских портретов, которые и сохранят его имя в искусстве. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества - десятки оригинальных акварелей и множество копий запечатлели два поколения блестящей военной молодежи, современников Пушкина и сослуживцев Лермонтова.
Выполняя множество заказов, Клюндер умело добивался портретного сходства. Но большое количество работ во многом достигалось заученными техническими приемами. Это не дружеские зарисовки Павла Федотова, где художнику знаком каждый сослуживец по лейб-гвардии Финляндскому полку, чувствуется авторская симпатия, уважение, ирония. В клюндеровских акварелях почти невозможно уловить внутренний мир персонажей. Все они красивы, молодцеваты, аристократичны и… практически одинаковы. Сам художник абсолютно к ним нейтрален. За это Клюндера много потом ругали почитатели Лермонтова. Ведь в двух своих портретах он никак не отозвался на величие литературного гения. На его акварелях обычный гвардейский офицер, в котором ничто не выдает таланта...

Музей Пушкина поставил перед собой достаточно серьезную и амбициозную задачу - собрать воедино творческое наследие А.И. Клюндера, хранящееся в музейных и частных собраниях, и впервые в таком объеме представить публике.

В проекте приняли участие 20 российских музеев, в том числе, крупнейшие художественные собрания России - Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей-заповедник «Павловск», Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Исторический музей, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) и др. На выставке будет представлено 159 работ А.И. Клюндера.

  • Выставка «Новые поступления в собрание ГМП»
С 1 до 17 сентября 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Этой традиционной выставкой музей отчитывается о пополнении своих коллекций и представляет самые ценные экспонаты, поступившие в собрание ГМП за последний год.

В числе представленных на этой выставке экспонатов (более 40), посетители увидят уникальные мемории, которые вскоре займут место в постоянных экспозициях:


Альбом начала XIX века в переплете из красной кожи с тиснением и 209 листами с золотым обрезом. На листах 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, два силуэта и пять гравюр. В числе рисунков - 7 подписных работ выдающегося французского архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона и один рисунок пером А.-Ш. Карафа, ученика Ж.-Л. Давида, чьи произведения чрезвычайно редки в России. 12 рисунков выполнены детьми князя, 5 из них - княжной Зинаидой, в будущем замужестве княгиней Волконской. Альбом имеет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение. Известно, что значимый архивный массив Белосельских-Белозерских (в т.ч. рисунки З.А. Волконской) хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета. В этом контексте обнаружение данной реликвии пушкинского времени, чудом сохранившейся в частной семье в России, можно считать уникальным явлением.

- Личная вещь И.С. Тургенева. Живописная картина «Скачущий черкес».
Автор - художник-любитель Д.А. Татищев (1825 - 1878), генерал-майор, парижский знакомый И.С. Тургенева. Предмет имеет исключительное мемориальное значение. Провенанс безупречен и свидетельствует о том, что картина была подарена автором И.С. Тургеневу и находилась в личном пользовании писателя.


- Акварель «Интерьер с охотничьми трофеями» (1853). Выполнена художником А. И. Тихобразовым (1825-1897), петербургским зодчим и педагогом, младшим братом Н.И. Тихобразова, известного исторического живописца и портретиста. Работы А.И. Тихобразова крайне редки в художественных музеях страны. На сегодняшний день специалисты располагают сведениями о шести подобных акварелях 1840-х гг., находившихся в частных собраниях. Редкость экспоната заключается и в выборе темы: на акварели изображен очень "живой и информативный интерьер" мужского кабинета, в деталях обстановки повествующий о своем хозяине - охотнике и писателе. Предмет приобретается для экспозиции Дома-музея И.С. Тургенева.


С 4 октября до 3 декабря 2017 в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Впервые за 100 с лишним лет в Москву прибудет знаменитый «Нащокинский домик». Эта удивительная историческая реликвия имеет самое непосредственное отношение к жизни Александра Сергеевича Пушкина и его самого близкого друга, известного в свое время на всю Москву Павла Воиновича Нащокина. Ныне этот диковинный и бесценный экспонат хранится в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина (С-Петербург). Выставка «Нащокинский домик» (из собрания ВМП), которая будет открыта в Москве в начале октябре 2017 года - дорогой подарок питерского Пушкинского музея на Мойке своему московскому собрату - Государственному музею А.С. Пушкина.

Незаурядная личность, удивлявшая современников живым умом, обширными знаниями и «превосходным сердцем», Нащокин, по мнению современников, не нашел свою стезю в жизни, но сказал кто-то, был он «неистощимо-доброй, талантливой Русской душой, каких у нас гибло и гибнет во множестве ».

И не было у Александра Сергеевича Пушкина, особенно в последние годы жизни, друга более преданного и близкого, чем Павел Воинович Нащокин. Хотя один жил в Петербурге, другой в Москве, они писали друг другу часто и охотно. А во время ежегодных визитов в первопрестольную, поэт почти всегда останавливался у «Войныча» - так ласково он его называл. «Пушкинская» комната всегда была готова к приему желанного гостя в квартирах по разным адресам, ведь у Нащокина в Москве никогда не было собственного дома.

Одним из пристрастий Павла Нащокина было дивить москвичей всяческими фантазиями. При жизни Пушкина Павлу Воиновичу пришла на ум оригинальная и счастливая, как оказалось, мысль: скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки. Неизвестно, какую именно квартиру воссоздавал Нащокин - за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. (возможно, что первоначальная затея переросла потом в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-1830-х годов). И сделать не просто игрушечную инсталляцию своего жилища, но с абсолютной точностью повторить в миниатюре всю обстановку дома, со всеми предметами интерьера и быта, которые были в обиходе семьи. А самое главное, сделать все эти предметы рабочими!

Взялся за это Нащокин со свойственными ему страстью и решительностью, сначала даже не подозревая, во сколько обойдется ему эта «игрушка». Необычные заказы от Нащокина стали получать известные фирмы и мастерские России и Европы. Миниатюрную мебель красного дерева делал известный петербургский мастер Гамбс, рояль был заказан Вирту, обеденный сервиз изготовили на фарфоровом заводе Попова, самовары - в Туле, ботфорты шил самый модный петербургский сапожник Пель. В Англии изготовили напольные часы. Раскрашенные литографии с полотен европейских художников, вставленные в золоченые рамы, создавали иллюзию настоящих картин. Для напечатания книг отлили мизерный шрифт...
Пушкин, конечно же, с интересом следил за воплощением увлекательного замысла друга. А в 1832 году он сообщил своей жене, Наталье Николаевне: «…По своей духовной домик этот отказывает он тебе…». Увы! К сожалению, ей не довелось стать обладательницей необыкновенной «игрушки».

Через несколько лет после трагической гибели своего друга Нащокин разорился, как это бывало с ним не раз. Стал искать деньги под залог своего «маленького домика», который, по его словам, обошлась ему в 40 тысяч рублей. Заложив «сокровище», обратно выкупить не смог. И начались многолетние скитания «Домика Нащокина»: он переходил из рук в руки, подвергаясь «разграблению». Вещички ломались, исчезали, терялись. История «Домика», начавшаяся так блестяще, оказалась в дальнейшем полной превратностей...

«Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства, - писал когда-то А.И. Куприн, - но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин.

  • Выставка «Московский дом Пушкина: страницы истории»
С 4 октября до 16 декабря 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

На основе документальных материалов - архивных документов, фото- и видеоматериалов, рукописей, автографов, мемориальных предметов, археологических находках, выставка расскажет об история создания Государствнного музея и его филиалов - об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания и мемориалов ГМП, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...

2. PR- акции:
  • Юбилейная лотерея для посетителей «Сентябрь - время получать призы!»


К юбилею Государственного музея А.С. Пушкина подготовлена специальная PR-акция - все посетители музея в сентябре 2017 года (в предъюбилейный месяц) автоматически станут участниками большой лотереи. Для этого им будет достаточно посетить любую из постоянных экспозиций Государственного музея А.С. Пушкина и его отделов (филиалов) - на Пречистенке (Музей А.С. Пушкина), на Арбате (Мемориальная квартира А.С. Пушкина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Выставочные залы в Денежном переулке) или на Старой Басманной (Дом-музей В.Л. Пушкина).

С 1 сентября во всех музеях ГМП в продажу поступят «юбилейные билеты» - со специальным дизайном, символикой и индивидуальным номером. По желанию номер купленного билета будет зарегистрирован на ФИО посетителя (в кассе при покупке билета или самостоятельно через сайт) и примет участие в розыгрыше призов.


В призовом фонде (60 ценных призов):
- туристические путевки по маршрутам «Литера-Туров» (музейно-туристический проект ГМП) - известным пушкинским местам России;
- билеты на «Новогодние и Рождественские семенные балы в старинной русской усадьбе»;
- билеты на спектакли (музейно-театральный проект ГМП);
- уникальные издания ГМП - художественные альбомы по истории музея, коллекциям музея и крупным выставочным проектам;
- сертификаты на посещение юбилейных выставочных проектов ГМП;
- сувенирная продукция ГМП
- подарки от партнеров музея

Розыгрыш призов пройдет 1 октября 2017 г. в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке в он-лайн режиме, с трансляцией на сайте музея К 60-летию со дня основания Государственного музея А.С. Пушкина

Фильм познакомит зрителя с историей создания Государствнного музея А.С. Пушкина и его филиалов - расскажет об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...
  • Видеопроект «Музей в лицах»

Видеопроект представляет калейдоскоп видеороликов (60 лет - 60 лиц - 60 экспонатов), в которых сотрудники музея (от руководителей до специалистов различных служб и хозяйственных отделов) рассказывают о своих любимых экспонатах в музее. Анонс видеопроекта будет представлен на пресс-конференции.
С 1 сентября на сайте музея ежедневно будут выкладываться по несколько видеосюжетов. К 4 октября, к юбилейной дате на сайте появится полный видеопроект.
Видеопроект дает возможность в необычной форме познакомиться с сегодняшним днем музея, с его сотрудниками, яркими экспонатами и их историей.
  • День открытых дверей в Государственном музее А.С. Пушкина


5 октября, в день 60-летия музея (5 октября 1957 года постановлением Совета министров СССР в Москве был учрежден Государственный музей А.С. Пушкина ) в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке и филиалах ГМП будет объявлен свободный вход в музей, подготовлена широкая развлекательно-познавательная программа для посетителей. В ее рамках в музее пройдут презентации фондовых коллекций, различные мастер-классы, кинопоказы, авторские экскурсии, концерты, дегустации и др.
3. Научные мероприятия
  • Научно-фондовая конференция
29 сентября 2017 г., пятница, 11.00

Научно-фондовая конференция, посвященная 60-летию музея, подведет итоги изучения книжных и рукописных собраний, предметов изобразительного и прикладного искусства; осмыслен опыт проведения музейных научно-фондовых конференций, ежегодно проводящихся в музее с 1983 года; представлены итоги изучения фонда Андрея Белого, а также предметов, пополнивших тургеневскую коллекцию музея в связи с созданием экспозиции "Дома-музея И.С.Тургенева", открытие которого запланировано в канун 200-летия И.С.Тургенева в 2018 году.
Результаты научной работы представят хранители и сотрудники отделов фондов Государственного музея А.С.Пушкина.

  • Учёный совет
4 октября 2017 г., среда, 14.00

На заседании Учёного совета Государственного музея А.С. Пушкина будут освещены итоги многолетней работы и обозначены перспективы развития музея. В состав Учёного совета входят представители крупнейших литературных музеев России, в частности, директора пушкинских музеев, деятели науки, культуры, искусства.

  • Научно-практическая конференция
6-10 октября 2017 г.

В рамках конференции предполагается проведение трех заседаний ("Императорский Царскосельский Лицей и учебные заведения пушкинского времени. Из истории педагогики. К 200-летию первого выпуска Лицея", "Библиотека А.С.Пушкина и книжные собрания его современников", Студенты - А.С.Пушкину") и два круглых стола - "Пушкин в школе" и "Литературные музеи и школа".
Заседания состоятся в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке и Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате, а круглые столы - в Российской академии образования.
К участию в конференции приглашаются литературные музеи, архивы, научно-исследовательские институты, библиотеки, высшие учебные заведения.
Конференция проводится совместно с отделением "Образование и культура" РАО.


Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное - одним; коллекция декоративно-прикладного искусства - 28 произведениями; графическое собрание - 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций - 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом - работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

Одной из очень увлекательных и захватывающих достопримечательностей столицы является Государственный музей А. Пушкина на Пречистенке в Москве. Сокращенное его название - ГМП. Музей был образован в типичной для того времени дворянской усадьбе семьи Хрущевых-Селезневых, которую новый хозяин отстроил через несколько лет после пожара Москвы 1812 года по проекту архитекторов А. Григорьева и Д. Жилярди. В 1814 году ветеран войны гвардии прапорщик А. Хрущев выкупил полуразвалившуюся усадьбу и построил большой и просторный в стиле ампир красивый особняк с белоснежными колоннами, изысканной лепниной по фасадам, большим количеством служебных построек и просторными террасами. К нему прилегали уютный живописный сад и садовые павильоны. Новый хозяин оказался очень гостеприимным человеком и поэтому очень часто проводил балы и устраивал званые вечера. Ходили слухи, что сюда не раз заезжал и сам Пушкин.

Государственный музей Пушкина на Пречистенке

Особняк со временем, сменив в начале XX века нескольких владельцев, потом стал детским приютом им. Селезневых. Это название было дано в честь последних владельцев усадьбы. После Великой Октябрьской революции 1917 года в нем был Музей игрушки, а затем Литературный музей, который хотели посвятить творчеству Владимира Маяковского. Но дата его открытия совпала с началом Великой Отечественной войны. И проект просто не смогли реализовать. В послевоенные годы в особняке расположилось Министерство иностранных дел, но затем здание опять вернули Литературному музею. В 1949 году была анонсирована юбилейная выставка к 150-летию дня рождения великого таланта и гения всех времен - А. С. Пушкина. Для этого были тщательно обследованы и отреставрированы помещения особняка.

5 октября 1957 года вышел указ об организации на этом месте постоянного музея, посвященного жизни и творчеству знаменитого на весь мир поэта. Через три года здесь уже образовалась самостоятельная организация. Представление первой экспозиционной выставки ко дню рождения поэта состоялось 6 июня 1961 года. Ее создали из комплектования музейных фондов. Многие экспонаты, связанные с именем Пушкина, были просто подарены. К ним относятся книги, рукописи, гравюры, картины, посуда, мебель и т. д. Первым директором музея с 1920 по 2000 год был А. Крейн.

Организация музея

Главным направлением деятельности ГМП стала музеефикация В 1972 году был создан мемориальный 53. Здесь Пушкин в январе 1931 снимал квартиру на втором этаже и обустроил ее специально для того, чтобы заселиться в ней с Наталией Гончаровой после свадьбы.

На правах отдела ГМП были открыты и выставочные залы в доме номер 55 на Арбате (на углу Денежного переулка).

В ГМП хранятся 165 тысяч редких экспонатов, в том числе предметы изобразительного искусства Коровина, Брюллова, Тропинина, Кипренского, Бакста, Петрова-Водкина и др.

Выставки в музее Пушкина на Пречистенке проходят постоянно, вместе с этим проводятся литературные чтения, концертные программы, конференции и семинары. Музей имеет особое направление на работу с детской аудиторией, где ведутся интерактивные программы, театральные проекты и новогодние утренники.

Ул. Пречистенка. Музей Пушкина

И теперь можно опять вернуться к знаменитому особняку Хрущевых-Селезневых, где сегодня расположена постоянная экспозиция под названием «Пушкин и его эпоха». Она разместилась в пятнадцати залах. Ее открыли в 1997 году к 200-летнему юбилею поэта и к 850-летию Москвы. Всю посвященную этому событию экспозицию построили по биографическому принципу, в которой рассказывается о том, как жил и как трудился над своими произведениями А. С. Пушкин. Она расскажет и о его современниках, о культе и быте пушкинской эпохи начала XVIII века.

Музей Пушкина в Москве на Пречистенке - это первый музей, посвященный творчеству Пушкина в столице, который ежегодно посещает до 300 тысяч человек. Для посещений открыто 15 залов.

Первый зал. Пролог

В первом зале музея Пушкина на Пречистенке выставка посвящена XVIII веку, в конце которого родился Александр Сергеевич (6 июня 1799 г.). Там размещены портреты царских особ, государственных деятелей, полководцев, мыслителей и поэтов того времени. На витринах выставлены прижизненные издания таких знаменитых представителей литературы того времени как Г. Державин, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Карамзин, Д. Фонвизин.

Второй зал

Этот зал посвящен главным историческим и культурным событиям, происходившим в первую треть XIX века в период пушкинской эпохи. На витринах в зале выставлены экспозиционные материалы, характеризующие литературную и общественно-политическую атмосферу начала XIX века: реликвии Наполеоновской войны 1812 года, целая подборка документов о декабристах, старинные книги с автографами их авторов-современников Пушкина и, собственно, его подлинный автограф - ценнейший музейный экспонат, а также документальная хроника эпохи.

В залах музея Пушкина на Пречистенке звучит музыка того времени. В самом центре зала стоит скульптура Пушкина работы А. Требенева. Можно также увидеть и литографированный Г. Гиппиусом портрет поэта вместе с портретами его современников.

Другие залы

В третьем, четвертом и пятом залах выставлена экспозиция, рассказывающая о детстве будущего гения литературы, прошедшем в Москве. Здесь выставлены портреты родителей, его семьи, друзей и знакомых, а также предметы домашнего обихода, книги начала XIX века, мебель и вещи декоративно-прикладного искусства, которые позволяют посетителю наилучшим образом представить обстановку в доме Пушкиных.

В шестом зале находится прихожая дома Хрущевых-Селезневых, расположенная под деревянной лестницей. Она ведет в анфиладу парадных залов.

Седьмой зал обставлен так, чтобы можно было ощутить себя на балу. Этот зал открывает парадные покои особняка. Здесь все рассказывает о пребывании юного поэта в Царскосельском Лицее (1811-1817 гг.), о жизни поэта в Санкт-Петербурге (1817-1820 гг.), о его ссылках - Южной (1820-1824 гг.) и Михайловской (1824-1826 гг.).

Восьмой и девятый залы

В восьмом зале находится самая большая гостиная. Ее обстановка посвящена знаменитому роману в стихах «Евгению Онегину». Пушкин работал над ним с 1823 по 1831 год. Она показывает реалии той эпохи посредством предметов обихода, книг, портретов, видов Москвы, Петербурга и русской деревни. Экспозиция отражает историю тех времен, когда создавался роман, и то, как воспринимали ее современники поэта.

Тема девятого зала посвящена возвращению Пушкина в Москву. Все эти годы (с 1826 по 1831) он странствовал. Здесь показан круг его общения в Москве и в Петербурге, поездка в Арзрум и Тверской край, достаточно долгое и тоскливое пребывание в Болдино 1830 года, свадьба Пушкина, замужество сестры Ольги Сергеевны и возвращение в Царское село в 1831 году.

Десятый и одиннадцатый зал

В десятом зале находится экспозиция по произведению «Пиковая дама». Пушкин написал ее в 1833 году в Болдино. Выставочный зал разделен на две части. Одна из них представляет мир графини, которая олицетворяет русскую аристократию времен императрицы Екатерины II, противопоставленная миру героя Германа - образа нового человека, выходца из буржуазной действительности.

В одиннадцатом зале расположена выставка, отражающая тему «Медного всадника», где главные образы - Петербург и Петр I. Издательская судьба поэмы была достаточно сложная, об этом тоже будет показано в моментах.

Двенадцатый и тринадцатый залы

В других просторных комнатах будет показано путешествие Пушкина, которое он совершил в 1833 году по местам народных восстаний, предводителем которых был казак Емельян Пугачев. Поэт посетил Оренбург, Симбирск, Казань и Заволжье. В гравюрах XVIII века, представленных художниками-современниками Пушкина, показаны эти места вместе с бытом тогдашней жизни бедного народа.

В выставочных работах особенно выделены гравюры портрета Емельяна Пугачева конца XIX и начала XIX века.

Четырнадцатый, пятнадцатый залы. Аванзал

Эти залы заключительные, и оформлены они по произведению «Капитанская дочка» (1834-1836 гг.), где продолжается тема народного мятежа 1773-1775 гг. Последняя экспозиция посвящена последним годам жизни поэта (1831-1837 гг.). Вся композиция двух залов - это мир его героев - простого люду, оказавшегося в бурном водовороте пугачевской войны.

Парадный зал стал замыкающим, он хранит портреты петербургского окружения поэта, его книги, документы личные вещи, письма последних его дней, автографы последних стихотворений, посмертная маска и портрет А. С. Пушкина.

И в конце находится аванзал, где стоят старинные напольные часы и модель памятника А. Пушкину скульптора А. Опекушина.

Заключение

На Пречистенке, 12, в Музее Пушкина на первом этаже усадьбы размещена еще одна экспозиция, занимающая две залы. Первая - музейная, где находятся предметы быта простого крестьянина, старинные лубки и иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные художниками-графиками иллюстраторами В. Конашевичем, Т. Мавриной, В. Милашевским. Во второй комнате открывается современная интерактивная экспозиция, открывающая пушкинский мир сказок.

Многих людей интересует, на какой станции метро находится Пречистенка 12/2 (Музей Пушкина) и как добраться до этого места.

Пешком или общественным транспортом надо ехать до станции метро "Кропоткинская". Если ехать на авто, то до музея можно добраться по Бульварному кольцу, свернуть на Гоголевский бульвар и там - на Пречистенку. Или по Садовому кольцу, повернув с Зубовского бульвара на Пречистенку.



Похожие статьи
 
Категории