Путь душевных исканий пьера безухова.  Путь исканий Пьера Безухова (сочинение по роману «Война и мир»)

02.04.2019

Наверно, каждый человек совершает в своей жизни ошибки, и, совершая ошибки, он набирается опыта. А что же такое опыт? Опыт - это те знания, которые мы приобретаем в течение жизни. А так как человек постоянно чему-то учится, старается постичь что-то новое, на этом пути его будут ожидать взлеты и падения, победы и поражения. Есть хорошая пословица, что умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих. Но в жизни чаще бывает по-другому: человек чаще приобретает жизненный опыт, когда учится на своих ошибках. А можно ли набраться опыта, не совершив ни одной ошибки? Я думаю, что нет. Людей идеальных нет, и всё в жизни познается путем проб и ошибок. Жизнь настолько многогранна, порой непредсказуема, что на её пути человека будут подстерегать различные испытания.

Именно поэтому тема опыта и ошибок всегда интересовала писателей и они очень часто обращались к ней.

Не остался в стороне от этой темы и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» все его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, княжна Марья, Наташа Ростова – совершают в своей жизни ошибки. Рассказывая о судьбе своих героев, автор заставляет читателя задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок. Когда я читала роман, то как бы проживала жизнь любимой героини Наташи Ростовой. Впервые мы видим её доверчивой, по-детски непосредственной, наивной, влюбленной во всех. А её первая влюблённость в Бориса Друбецкого? Её чувства так искренни, так чисты, Наташа Ростова так счастлива.… А потом? Борис оказался вовсе не тем человеком, с кем она могла бы быть счастливой: он карьерист, для него главное – деньги.

Это первое разочарование героини станет для нее уроком. А вот серьёзную ошибку, я считаю, Наташа Ростова совершила, когда увлеклась Анатолем Курагиным. Как могла Наташа Ростова, такая добрая, так тонко чувствующая людей, влюбиться в безнравственного, пустого, пошлого человека? Я думаю, что причина кроется в отсутствии жизненного опыта – до встречи с Анатолем Курагиным её окружали добрые и хорошие люди, и она была совершенно не готова к встрече с другой стороной жизни: где царит ложь, лицемерие, предательство. И героиня совершает ошибку, которая чуть не стоила ей жизни. В том, что случилось с её близкими, она косвенно винит себя: разрыв помолвки с Болконским, смерть младшего брата, болезнь матери, смерть Андрея. Наташе Ростовой пришлось заплатить слишком большую цену за свою ошибку. Она очень много пережила, много страдала, быстро повзрослела, стала ответственной не только за себя, но и за других. За эту ошибку она не только заплатила слишком большую цену, но и приобрела необходимый жизненный опыт. Она стала еще более внимательно относиться к близким людям, заботиться о них, научилась разбираться в людях, стала более осторожной во взаимоотношениях даже с теми, кого неплохо знала. Не будь этих ошибок, смогла бы она разглядеть в Пьере Безухове того человека, который давно, искренне и безнадежно в неё влюблен? Мне кажется, что счастье Пьера Безухова и Наташи Ростовой вполне закономерно: ведь он тоже наделал в жизни много ошибок, из которых, к счастью, сумел извлечь для себя важные уроки. Мои любимые герои не совершили непоправимых, трагических ошибок, они сумели исправить их и потому обрели счастье.

Таким образом, опыт и ошибки идут рука об руку друг с другом. Главное, чтобы, совершая ошибку, человек мог её потом исправить, чтобы она стала не трагедией в его жизни, а просто жизненным опытом, ещё одной ступенькой в его познании жизни.

Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Пьер Безухов

В монументальном романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям романа. Но в кульминационный момент произведения войне 1812 года почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.

Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах "Войны и мира" в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, "толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками". Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. Роман "Война и мир" построен в виде семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты его характера.

Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь "от Наполеона к Кутузову". Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея.

Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу он обвиняет себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.

Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис и сильное недовольство собой, и желание изменить свою жизнь.

Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же, что и Пьер нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических. Не будучи военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И, наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

В начале романа Пьер - толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом, отличающим его от остальных посетителей гостиной. Недавно приехав из-за границы, этот незаконный сын графа Безухова выделяется в великосветском салоне своей естественностью, искренностью и простотой. Он мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию. Например, он ведет беспорядочную, разгульную жизнь, участвуя в кутежах и бесчинствах светской молодежи, хотя прекрасно понимает пустоту и никчемность подобного времяпрепровождения.

Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже - и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность - сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры.

Уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, определяющей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большинства присутствующих вызывает опасение, а его искренность и прямолинейность - откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлекся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую обстановку.

Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их ложными нормами поведения. Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: “Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя”.

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов.

Наивность и доверчивость Пьера, неумение разбираться в людях заставляют его совершить ряд жизненных ошибок, из которых самой серьезной является женитьба на глупой и циничной красавице Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на возможное личное счастье.

Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь построить ее на новых, добрых началах.

Безухов резко порывает с Элен, узнав о том, насколько сильна была ее любовь к его деньгам. Сам Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, поэтому спокойно соглашается с требованиями хитрой жены отдать ей большую часть своего состояния. Пьер бескорыстен и готов на все, лишь бы поскорее избавиться от той лжи, которой окружила его коварная красавица. Несмотря на свою беспечность и молодость, Пьер остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь, поэтому он откровенно негодует в разговоре с негодяем Анатолем после неудавшегося похищения Наташи.

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

Толстой заставляет героя пройти тяжелый путь потерь, ошибок, заблуждений и исканий. Сблизившись с масонами, Пьер пытается найти смысл жизни в религиозной истине. Масонство дало герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Он страстно желает "переродить порочный род человеческий". В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви," поэтому прежде всего он решает облегчить участь крепостных. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: "И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.

Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Пьера не могут удовлетворить таинственные, мистические обряды и возвышенные беседы о добре и зле. Скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами.

Ему свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели. Он хочет найти поле деятельности, чтобы воплотить справедливые и гуманные идеи в конкретное полезное дело. Поэтому Безухов начинает, как и Андрей, заниматься благоустройством своих крепостных. Все предпринятые им меры проникнуты сочувствием к угнетенному крестьянству. Пьер заботится о том, чтобы наказания применялись только увещательные, а не телесные, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Но все благие намерения Пьера так и остались намерениями. Почему же, желая помочь крестьянам, он не смог сделать этого? Ответ прост. Воплотить добрые начинания в жизнь помешали молодому гуманному помещику его наивность, отсутствие практического опыта, незнание реальной действительности. Глупый, но хитрый главноуправляющий легко обводил вокруг пальца умного и интеллигентного барина, создавая видимость точного исполнения его распоряжений.

Испытывая сильную потребность в высокой благородной деятельности, ощущая в себе богатые силы, Пьер тем не менее не видит цели и смысла жизни. Найти выход из этого состояния разлада с самим собой и окружающим миром помогает герою Отечественная война 1812 года, общий патриотизм которой захватил его. Его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. "К чему? Зачем? Что такое творится на свете?" - эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.

Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона.

"Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими", - вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Не будучи боевым офицером, как Андрей Болконский, Пьер по-своему выразил свою любовь к отечеству: он сформировал на свои средства полк и взял его на обеспечение, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. Именно здесь, в занятой французами столице, в полной мере раскрылась самоотверженная доброта Пьера.

В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский критерий прекрасного в человеке. Видя беспомощных людей во власти бесчинствующих французских солдат, он не может оставаться просто свидетелем многочисленных человеческих драм, которые разворачиваются перед его глазами. Не думая о собственной безопасности, Пьер защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах бесчинствуют представители самой культурной и цивилизованной нации, творятся насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Эти жуткие и тягостные впечатления усугубляются обстановкой плена.

Но самым страшным для героя оказываются не голод и несвобода, а крушение веры в справедливое устройство мира, в человека и Бога. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми. Круглый ласковый солдатик совершает настоящее чудо, заставляя Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. Общение с Каратаевым вызывает в герое ощущение покоя и уюта. Его исстрадавшаяся душа отогревается под влиянием сердечности и участия простого русского человека. Платон Каратаев обладает каким-то особым даром любви, чувством кровной связи со всеми людьми. Его мудрость, поразившая Пьера, заключается в том, что он живет в полном согласии со всем земным, как бы растворяясь в нем.

В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей... Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков.

В душе Безухова происходит перелом, который означает принятие жизнелюбивого взгляда на мир Платона Каратаева. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов.

Ощущение полной гармонии для такого умного и пытливого человека, как Пьер, невозможно без участия в конкретной полезной деятельности, направленной на достижение высокой цели - той самой гармонии, которая не может существовать в стране, где народ находится на положении раба. Поэтому Пьер закономерно приходит к декабризму, вступая в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Эта борьба становится смыслом его жизни, но не делает его фанатиком, который ради идеи сознательно отказывается от радостей бытия. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Мы видим в финале романа счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым, прогрессивным человеком своей эпохи.

Хочется еще раз отметить умение Толстого изображать своего героя таким, какой он есть, без прикрас, естественным человеком, которому свойственно постоянно меняться. Внутренние перемены, происходящие в душе Пьера Безухова, глубоки, и это отражается на его внешнем облике. При первом знакомстве Пьер - “массивный, толстый молодой человек, сумным наблюдательным взглядом”. Совсем по-другому Пьер выглядит после женитьбы, в обществе Курагиных: “Он молчал... и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно”. А когда Пьеру показалось, что он нашел смысл деятельности, направленный на улучшение жизни крестьян, он “говорил с одушевлением радости”.

И только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Несмотря на босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы, наполненные вшами, выражение глаз его было твердое, спокойное и оживленное, и никогда ранее у него не было такого взгляда.

Образом Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Именно в плену Безухов приходит к убеждению: "Человек сотворен для счастья". Но люди вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить добро и правду.

Так, пройдя тяжелый путь, исполненный ошибок, заблуждений в действительности русской истории, Пьер находит самого себя, сохраняет свою природную сущность, не поддается влиянию общества. На протяжении всего романа герой Толстого находится в постоянных поисках, душевных переживаниях и сомнениях, которые в итоге приводят его к истинному призванию.

И если поначалу чувства Безухова постоянно борются друг с другом, он мыслит противоречиво, то потом он окончательно освобождается от всего наносного и искусственного, обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Мы видим, как прекрасна настоящая, неподдельная любовь Пьера к Наташе, он становится прекрасным отцом семейства, активно занимается общественной деятельностью, приносит пользу людям и не боится новых дел.

Заключение

Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны и мира”, потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя была основой замысла всего романа.

Прочитав роман, мы понимаем, что Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. В течение повествования образ этого героя претерпевает значительные изменения, его развития, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, каких-то своих высших, непреходящих идеалов. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И мы не можем не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то, что сначала Пьер представлен нам потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.

Пятнадцать лет жизни Пьера проходят на наших глазах. Много соблазнов, ошибок поражений было на его пути, но много и свершений, побед, преодолений. Жизненный путь Пьера - это непрекращающиеся поиски достойного места в жизни, возможности приносить пользу людям. Не внешние обстоятельства, а внутренняя потребность самосовершенствоваться, становиться лучше - вот путеводная звезда Пьера.

Проблемы, поднятые Толстым в романе "Война и мир", имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, - "документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело"...

Нужно ли анализировать свои ошибки? Для того, чтобы раскрыть поставленную тему, необходимо определиться с определениями основных понятий. Что такое опыт? И что такое ошибки? Опыт — те знания и умения, которые получил человек в каждой из жизненных ситуаций. Ошибки – неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях. Эти два понятия, которые не могу существовать друг без друга, они крепко связаны между собой. Чем больше опыта, тем меньше ты совершаешь ошибок – это расхожая истина. Но нельзя набраться опыта, не совершив ошибки – это суровая реальность. Каждый человек в своей жизни спотыкается, допускает погрешности, делает глупости. Без этого не обойтись, именно падения и взлёты учат нас жить. Только ошибаясь и извлекая уроки из проблемных жизненных ситуаций, мы можем развиваться. То есть, заблуждаться и сходить с пути можно и даже нужно, но главное анализировать ошибки и исправлять их.

Очень часто в художественной мировой литературе писатели затрагивают тему ошибок и опыта. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого один из главных героев Пьер Безухов проводил всё своё время в компании Курагина и Долохова, ведя праздный образ жизни, не отягощенный заботами, печалями и раздумьями. Но, постепенно осознавая, что щегольство и светский променад – занятия пустые и бесцельные, он понимает, что это не для него. Но он был слишком юн и несведущ: чтобы сделать такие выводы, нужно опираться на опыт. Герой не сразу может разобраться в окружающих людях, и очень часто ошибается в них. Это ярко проявляется в отношениях с Элен Курагиной. Позже он понимает, что их брак был ошибкой, его обманули «мраморные плечи». Через некоторое время после развода, он вступает в масонскую ложу и, судя по всему, находит себя. Безухов занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми, словом, его личность обретает целостность. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и полной жизни. Пьер Безухов — именно тот человек, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.

Другой пример можно найти в повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Главному герою Ивану Северьянычу Флягину пришлось испить горькую чашу проб и ошибок. Всё началось с несчастного случая в юности: озорство молодого форейтора стоило жизни старому монаху. Иван явился на свет «сыном обещанным» и с самого рождения был предназначен для служения Богу. Жизнь его ведёт от одной беде к другой, от испытания к испытанию, пока его душа не очистится и не приведёт героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрёт. Многим ему пришлось заплатить за свои ошибки: любовью, свободой (он был пленником в киргиз-кайсацких степях), здоровьем (его рекрутировали). Зато этот горький опыт лучше всяких уговоров и требований научил его, что от судьбы не уйти. Призванием героя с самого начала была религия, но молодой человек с амбициями, надеждами и страстями не мог принять сан осознанно, чего требует специфика церковной службы. Вера в священнике должна быть непоколебима, иначе как он поможет ее обрести прихожанам? Именно тщательный анализ собственных ошибок мог вывести его на путь истинному служению Богу.

Размышляя над судьбами разных героев, мы понимаем, что именно совершенные ошибки и их исправление помогли им обрести себя. Без них они бы не получили бесценного жизненного опыта, который научил их лучше разбираться в людях, событиях и, что самое главное, позволил им познать свою индивидуальность и разобраться в себе. Таким образом, я могу сделать вывод, нужно всегда анализировать свои ошибки, применяя полученные знания на практике.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пьера, как и князя Андрея, впервые мы встречаем в салоне Анны Павловны Шерер. Он только что вернулся из-за границы и теперь надеется встретить в русском аристократическом обществе что-то неожиданное, интересное, умное. Именно это ожидание да еще «умный, естественный взгляд» отличают Пьера от всех собравшихся. Пьер еще не решил, кто он будет, «кавалергард или дипломат», он еще не действует, а философствует и задумывается вместо того чтобы выбрать, как все от него ждут, карьеру. Непредсказуемость, богатство потенциальных возможностей, внутренняя свобода – таким является Пьер на страницах романа. Участие в компании Долохова и Курагина, нелепый случай с медведем, женитьба на Элен – всё это, как ни странно, выявляет эти качества Пьера.

Нравственное чувство, изначально присущее Пьеру, противилось браку с Элен – духовно чуждой ему женщиной. Пьер чувствовал, что в этом есть «что-то гадкое, что-то запрещенное», очень скоро понял, что связал свою жизнь с низкой женщиной, и сумел взять на себя всю ответственность за это, никого в этом не обвиняя: «Но в чём же я виноват? – спрашивал он себя. – В том, что женился, не любя её, в том, что ты обманул и себя, и её». Дуэль с Долоховым потрясла Пьера не столько близостью его возможной смерти, сколько легкостью отнятия жизни другого человека.

Зачем жить*? В чём смысл жизни7 Пьер мучительно пытается найти хоть что-то осмысленное не только в своей жизни, но и в жизни человечества вообще – и не находит этого. «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». «Всё в нем и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным».

Именно в таком состоянии душевного разлада встречает Пьер на станции в Торжке масона Баздеева и увлекается масонством. В масонстве Пьера вдохновила идея личного самоусовершенствования, возможность «стать вполне хорошим», а также помогать людям – крестьянам прежде всего. Однако из его преобразований в имении ничего не вышло, идею активной помощи людям отвергли братья-масоны, многие из которых вступили в ложу лишь для приобретения необходимых связей в обществе. Масонство оказалось лишь иллюзией обретения смысла жизни, той общей правды, о которой говорил Пьер князю Андрею в Богучарово.

Одним из наиболее важных этапов в жизни Пьера становится война 1812 года. С самого начала войны Пьер полон ощущения грозной и вместе с тем спасительной катастрофы, которая должна оборвать его существование «отставного, добродушного, доживающего свой век в Москве камергера». Пьер ждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование.

В канун Бородина на спуске с Можайской горы Пьеру встречаются одновременно телеги с ранеными и им навстречу идущий с песнями кавалерийский полк. Пьер думает о кавалеристах: «Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем-то другом, кроме смерти». Что знают они и чего не знает Пьер? Эта загадка разрешается в разговоре с князем Андреем накануне бородинского сражения. Князь Андрей убежден, что успех сражения будет зависеть «от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Пьер понимает теперь всё значение этой войны и предстоящего сражения: «всем миром навалиться хотят». Пьер понимает, что людей объединяет «скрытая теплота патриотизма». Радость от слияния с «общей жизнью» солдат и всех защитников Отечества Пьер в полной мере ощутит на батарее Раевского. Однако Пьеру предстоит убедиться и в том, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». Бородинское сражение заканчивается массовым уничтожением людей. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» - думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения». Потрясенный всем увиденным, Пьер в горящей Москве одержим идеей убийства Наполеона, что заканчивается пленом.

Встреча в плену с Платоном Каратаевым – новый этап в духовных исканиях Пьера. Платон Каратаев живет в гармонии со всем сущим, благостно принимая всё, что выпадает на его долю, любя всех без исключения, кто его окружает. В описании Платона Каратаева наиболее часто встречает определение «круглый». Круг в мировом искусстве – символ гармонии, так гармоничен и мир Каратаева. Каратаев живет тем, что есть, и не желает другого. Теперь, после встречи с Каратаевым, Пьер считает, что сама непосредственная, естественная жизнь, само существование как процесс и есть ответ на все его вопросы: «прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? – теперь для него не существовал».

Однако это «каратаевское» мировосприятие, ровная доброжелательность ко всем. При отдаленности, однако, от всех, разбивается после встречи с Наташей. Любовь к конкретному человеку вытесняет благостную, однако не действенную любовь ко всем. Пьер эпилога – это Пьер, стоящий на новом этапе своей жизни, далеко не последнем. Роман имеет открытый финал. Судьба Пьера не завершается его участием в тайном обществе, как не может завершиться путь духовных исканий, пока человек жив.



Похожие статьи
 
Категории