Работы художника пиросманишвили. Нико Пиросмани, художник: биография, картины

05.03.2020

Официальных сведений о жизни Нико Пиросмани (Николая Аслановича Пиросманашвили) почти нет. Неизвестна даже точная дата его рождения. Известно только, что он родился в 1862 году в Кахетии в селе Мирзаани в семье крестьянина. Был он самым младшим ребёнком в семье, в которой было четверо детей - Нико, две его сестры и брат. Когда мальчику было 8 лет, умер его отец, а вскоре затем умерли мать и старший брат.

В 1870 же году Нико перебирается в Тифлис. Там он научится читать и писать по-грузински и по-русски, хотя никакого систематического образования он так и не получил. А мальчику очень хотелось рисовать. Поэтому он учился живописи у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и духанов.

В середине 1880-х годов Нико вместе с художником Гиго Зазиашвили, таким же самоучкой, как и он, открыл в Тифлисе мастерскую декоративной росписи. По слухам, первую вывеску они выполнили бесплатно, а других заказов не получили.

В 1890 году Пиросмани поступил на работу тормозным кондуктором на железную дорогу, где неоднократно был оштрафован за различные нарушения. Поэтому 17 января 1894 года он уволился по собственному желанию. Выходное пособие же он вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитре Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески "Белая корова" и "Чёрная корова".

Тифлис
Н ико Пиросмани


Сам Нико, однако, особенного интереса к торговле не проявлял, часто покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. Как теперь бы сказали: у него не было предпринимательской жилки.

В конце 1890-х годов компаньон Нико, Димитре Алугишвили, выдавал ему по рублю в день на проживание.
Примерно в 1900 году Пиросмани прекратил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

Среди людей, которые лично знали Пиросмани, он получил репутацию человека с нестабильной психикой, с которым невозможно было иметь дело. Этому способствовали его утверждения, будто он видит святых, а его кисть "пишет сама". Все окружающие считали его человеком не от мира сего.

С 1895 года Нико Пиросмани много пишет, создавая для торговых заведений вывески и декоративные панно.
В большинстве случаев писал он красками собственного изготовления на чёрной или белой клеёнке, снятой со стола.

До 1912 года Пиросмани не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю.
Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь" статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием "Художник-самородок".

24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов "Мишень", где, наряду с произведениями известных художников, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.

Приблизительно в это же время творчеством Нико Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники. Кое-кто из них даже начал собирать коллекции его произведений.

В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, в России был введён сухой закон. Материальное положение Пиросмани и без того неблестящее значительно ухудшилось, так как существенной частью дохода Нико было изготовление вывесок для питейных заведений.

Портрет Ильи Зданевича
Нико Пиросмани

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросмани. Выставка имела определённый успех, и в этом же году было решено пригласить Нико Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников.
После этого Пиросмани стал достаточно популярен - его живописью в Тифлисе стала интересоваться публика, появились собиратели его картин. Что, впрочем, почти не сказалось на финансовом положении художника - до конца жизни большую часть времени он жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Умер Нико Пиросмани в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Когда его обнаружили, его отвезли в больницу, а через полтора дня Нико Пиросмани скончался.
Неизвестно даже, где его могила.

Уже в советское время, когда появился интерес к творчеству художников-примитивистов, была попытка могилу художника найти. Какой-то старый житель Тбилиси взялся показать на кладище место захоронения Пиросмани. Каков же был его конфуз, когда после вскрытия могилы оказалось, что скелет, лежавший в ней, был женским.



Фотографии Тифлиса 1896-1900 годов

Вот в таком Тбилиси в 1895 году родился мой дед по матери Беридзе Иван (Иванэ) Петрович - солдат трёх воен: Первой мировой, гражданской на стороне Красной Армии и Великой Отечественной, который, как и все мои родные старшего поколения, покоится на заброшенном православном кладбище в городе Грозном, куда после гражданской войны его завела судьба.
Весь этот сюжет посвящается не только художнику Пиросмани, но и светлой памяти моего мудрого дедушки Вани.

Пиросмани
Нодар Гигаури на слова Ладо Асатиани
Поёт - ансамбль "Орэра"

Пиросмани
Ладо Асатиани

Перевод с грузинского
Екатерины Сосевич-Карпенко

Каждый грузин - молод, стар ли годами;
Каждая девушка, женщина-мать
Знают его, и не могут не знать!
В милом Тбилиси живал Пиросмани…

Умер - и свет восхищается им!
Он был не признан при жизни, к несчастью…
Утром с полотен кивает мне: "Здравствуй!" -
Славный Нико был соседом моим…

Он как безумный, не спавший, усталый,
Точно лунатик во мраке ночей,
Славил красавиц палитрой своей -
Часто голодный, и редко не пьяный…

Он рисовал облака в вышине,
Лозы и воды Мтквари в тумане…
Милый Тбилиси, где жил Пиросмани,
С детской поры полюбившийся мне!

Картины Нико Пиросмани отличает свой особый стиль - это неброская палитра, где нет пёстрой разноцветицы, где редко встречаются яркие краски, но, если всё же встречаются, то цвета эти глубокие и чистые. Поскольку Нико писал свои картины на белой или чёрной клеёнке, то, когда ему нужна была черная или белая краска, он просто клеёнку не зарисовывал, вот и получался очень интересный зрительный эффект от специфического чёрного или белого цвета самой клеёнки.

Ещё одна отличительная черта его живописи - жанровость. Присмотритесь к его портретам - это ведь бытовые зарисовки, никакой искусственности и напыщенности - кисть художника захватила всех этих персонажей в то время, когда они занимались своими привычными делами.

Всё то, что нарисовал Нико Пиросмани, и сегодня является источником вдохновения для других художников и скульпторов. Вот такая скульптура дворника (фотография справа) стоит на проспекте Николозо Бараташвили в Тбилиси.
Узнаёте? Ведь это же копия "Дворника с палкой" кисти Нико Пиросмани (иллюстрация картины в верхней бегущей строке).

"Пиросмани" - художественный фильм, снятый на киностудии "Грузия-фильм" (1969)

Недавно обнаружил замечательный сайт, посвященный жизни и творчеству великого грузинского живописца Нико Пиросмани , и вспомнил, что «в столе» лежит интересное художественное эссе о художнике из журнала «КАРАВАН ИСТОРИЙ».
И поскольку с биографией художника вы можете познакомиться, пройдя по ссылке, помещенной выше, то я решил поместить в Дневнике именно эту статью Варвары Холупец, снабдив ее репродукциями, взятыми на сайте о Пиросмани. Надеюсь, вы получите удовольствие, прочитав эту историю, которая легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского и песни Раймонда Паулса.
_________

Нико Пиросмани
ნიკო ფიროსმანი
Настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили

Грузинский художник - самоучка, представитель примитивизма.
Многие факты биографии Пиросмани не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.
Легенды о знакомстве Пиросмани с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Нико действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни "Миллион алых роз"), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.
Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси.
В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.
_________________________________________________________

Цветы для Маргариты.

Нико чувствовал себя абсолютно счастливым: по скрипучим, недавно отлакированным ступеням он поднимался на второй этаж просторного деревянного дома. Своего дома, где каждая мелочь была сделана его собственными руками. Минуту постоял в большой, залитой светом гостиной и резко распахнул дверь на террасу.
Со свежего утреннего воздуха у Пиросмани захватило дух. Первые солнечные лучи легкой позолотой покрыли вершину горы Мтацминда, извилистое ущелье, луг и кроны деревьев. Ручеек в саду, пробивающийся из-под огромного серого валуна, веселым журчанием приветствует новый день. Но что же ждет Нико? Вот уж, право, нерасторопный малый. Скорее за холст и краски, пока свежий утренний туман не скрыл от него эту дивную красоту!
Нико бросается обратно в дом, который почему-то вмиг становится мрачным и пустым, и тщетно пытается найти свой мольберт. Он же помнит, что оставил его на дубовом столе в гостиной. Темнота делается такой густой и плотной, что художнику кажется, будто он находится уже не в собственном доме, а в каком-то таинственном лабиринте, откуда никогда не сможет найти выход и где начинает задыхаться. Боль и страх сковывают сознание. И Нико кричит, кричит изо всех сил. Кто-нибудь ведь должен услышать его и прийти на помощь! Но никому на целом свете нет до него дела! Он погибнет в этом страшном лабиринте...

Нико вздрогнул и проснулся. Мокрое от слез лицо и нестерпимый жар, пожирающий нутро. Это видение не давало ему покоя больше года. Нет, правда, лучше действительно умереть во сне, чем в который раз открывать глаза и чувствовать это жжение в груди - невыносимое разочарование, оттого что ты один как перст на всей земле и твоей мечте так и не суждено сбыться.

Господь сотворил его неисправимым мечтателем, если он, каждый раз просыпаясь в каком-нибудь грязном углу, упорно продолжает грезить о том, что у него будет свой большой дом и мастерская. Нет, он вовсе не мечтает сделаться богачом. Он просто хочет работать, с утра до ночи рисовать свои картины. Рисовать, напрочь забыв, что когда-то любой толстый духанщик, предлагавший ему за тарелку харчо изобразить на стене заведения царицу Тамару, мог запросто крикнуть: «Эй, Нико, иди, я скажу тебе, как лучше писать картину...».

Нико Пиросманашвили был всего-навсего бедным маляром. Одним из тех, кто целыми днями слоняется по тесным улочкам Тифлиса в ожидании нечаянного заказа. А вечером он, нищий бродяга со сбитыми в кровь ногами, часами простаивает у калиток чужих домов в надежде на то, что ему позволят переночевать в хозяйском сарае. Нико уже давно ночует, где придется - в подвалах, на чердаках или грубо сколоченных скамьях, от которых потом ноет все тело. Впрочем, ему не привыкать. Пиросмани, которому уже перевалило за тридцать, даже забыл, что у него когда-то был собственный дом...

Нико рано остался сиротой. Он почти не помнил матери, только ее запах - запах свежего козьего молока, сыра, зелени и молодого острого чеснока. Его воспитывал отец, немногословный худой грустный человек, страдающий от тяжелых приступов грудной болезни. Аслан Пиросманашвили был простым садовником, поэтому и сына, едва тот начал ходить, приучил копаться в земле. Нико уже в четыре года умел ухаживать за виноградной лозой и высаживать в аккуратные круглые лунки луковицы диковинных цветов.

Нико Пиросмани Отец и сын.

А когда ему минуло шесть, вырастил такой огромный розовый куст, что старые садовники маленького кахетинского селения Мирзаани приходили посмотреть на это чудо. Одобрительно цокая, перешептывались между собой: у мальчишки большое будущее. Старик Аслан может умереть спокойно, у него растет такой сын! Он не даст погибнуть земле, которая кормила его предков...

Нико Пиросмани На ферме.

Нико Пиросмани Праздник.

Но, честно говоря, земля, которая должна была перейти Нико в наследство, цветочные клумбы и виноградные лозы скоро перестали волновать его воображение. Мальчик по-прежнему старательно помогал отцу, но едва выдавалась свободная минутка, бросался в дом. Стащив из сундука отца кусок старой оберточной бумаги и огрызок карандаша, Нико пристраивался в укромном местечке и начинал рисовать все подряд, что только попадалось на глаза. Пузатый глиняный кувшин с отломанными ручками, молодого барашка в стойле, лохматого пса, охранявшего виноградник.

Нико Пиросмани Мужчина на ослике.

Нико Пиросмани Натюрморт.

Отец, заставая сына за этим занятием, только горестно вздыхал: «Не мужское это дело, сынок, бумагу марать. Так бы еще на что сгодилась...».

Родной дядя, после смерти отца забравший парнишку к себе в Тифлис, тоже уговаривал строптивого племянника забыть о глупых картинках: «Где твоя голова, Нико, на что время тратишь?..» Честный портной, он решил помочь сироте открыть мясную или молочную лавку. Конечно, поначалу доход будет небольшой. Зато голодать-то Нико точно не придется...
Но этот голодранец, видите ли, вбил себе в голову, что непременно должен учиться рисованию! Да знает ли он, сколько стоят кисти и краски в художественной лавке на главной площади?
Нико, пожалуй, и жизни не хватит, чтобы накопить достаточно денег. Так что уж лучше ему побыстрее взяться за ум.

Пиросманашвили очень обидел дядю, когда однажды рано утром без предупреждения ушел из дому. Он сумел устроиться железнодорожным кондуктором.
Юноша хотел сам зарабатывать себе на жизнь, он уже видел, как в один прекрасный день уверенной походкой войдет в ту самую модную лавку на Майдане и купит себе кисти, коробку лучших красок и много-много холстов. Пусть все знают: Нико Пиросманашвили - настоящий художник…

Нико Пиросмани в молодости.

Нико Пиросмани Лев и солнце.

Но прошло полгода, а Нико все еще не мог перешагнуть порог заветного магазинчика. Каждый день, проходя мимо, он на минуту-другую задерживался у витрины. Как же несправедливо устроен мир, если работая с утра до ночи и питаясь лишь черствым хлебом с мацони, он скопил всего несколько жалких грошей!
Однако Нико не привык жаловаться: все не так плохо, пока в его холщовой сумке есть кусок грубой черной клеенки и пузырьки с мутными растворами самых разных цветов (Пиросманашвили сам готовил краски, особенно хорошо ему удавалась черная: зола, чуть-чуть печной копоти, несколько капель настоя коры дуба, толика масла - и получался прекрасный черный цвет).

Нико Пиросмани Дворник.
Нико Пиросмани Повар.
Нико Пиросмани Кормилица с ребенком.
Нико Пиросмани Разносчик муки.
Нико Пиросмани Мужчина с мешком для вина.

Но даже на клеенке, красками, которые у другого растеклись бы в одно мутное пятно, он так мастерски будет рисовать свои знаменитые натюрморты - палочки шашлыков, кувшины вина, запеченных барашков, что в 1902 году о нем напишут в газете:
«Талант, самородок, прекрасно изучивший древнегрузинскую и персидскую фреску...». Незнакомые слова, они так не вязались с Нико Пиросманашвили, простым парнем с рабочей окраины, но он запомнит их на всю жизнь. И длинными холодными ночами бездомный одинокий Нико повторял их про себя. От этого ему делалось чуть-чуть теплее...

Нико Пиросмани Кутеж кинто.

Было раннее утро. Нико, снимавший жалкую каморку у дворника, попробовал пошевелиться и открыть глаза, но ничего не вышло. Что это с ним? Ведь уже давно пора бежать на работу? Так, пожалуй, и места недолго лишиться. Поезда не ждут опоздавших. Попытался встать еще раз, но перед глазами поплыли огненные круги, и он без сил опустился на пол. Нико заболел. Неудивительно, если знать, какие сквозняки гуляют по вагонам.
Целую неделю он метался в жестоком жару. Спасибо дворницкой дочке, которая, боязливо заглядывая в каморку постояльца (отец запретил туда ходить, чтобы не подхватила заразу), приносила ему горячий травяной чай и горстку сухарей... Когда чуть окрепнувший Нико добрел до железнодорожной станции, оказалось, что его уже давно рассчитали. Какой-то шустрый паренек лет двадцати разгуливал по перрону в его любимой синей форменной фуражке кондуктора...

Так Нико остался без работы и без крова (дворник избавился от неудобного постояльца, задолжавшего ему плату за несколько месяцев). Мысли путались: куда идти, как жить дальше, если не можешь даже вздохнуть полной грудью - после болезни Нико казалось, что внутри него поселился какой-то неведомый зверь, когтистой лапой выворачивающий наизнанку все внутренности.
Дядя Нико даже прослезился, когда однажды в переулке на окраине города столкнулся с племянником - изможденным, худым, в рваных штанах и пиджаке с чужого плеча. Вот что получается, когда не слушаешь доброго совета родственника. Но ничего, у Нико еще есть возможность все исправить...

Вскоре Пиросманашвили стал хозяином собственной молочной лавки (торговцы с Майдана под поручительство дяди ссудили его небольшой суммой). Он тут же нарисовал большую вывеску - двух коров, удивленно косящих на покупателей вишневыми глазами, надел белый передник и встал за прилавок.

Нико Пиросмани Белая корова.

Кто бы мог подумать, что торговля окажется таким занятным делом! С утра до полудня он только успевал поворачиваться, отвешивая круглые головки свежего маслянистого сыра, разливая молоко и сливки и осторожно раскладывая в маленькие глиняные кувшинчики вкуснейший, сладковатый творог.

Нико Пиросмани Фруктовая лавка.

А когда солнце уже было высоко в зените, улучив минутку, он усаживался в тени возле порога и начинал рисовать. Сколько покупателей проходило перед ним за день? Не счесть... И мало кто из них догадывался, что лавочник Нико, неисправимый мечтатель и фантазер, рисовал их портреты на старой черной клеенке.

Нико Пиросмани Друзья Бегоса.

Нико Пиросмани Бездетный миллионер и бедная с детьми.

Много лет спустя Пиросманашвили будет вспоминать то время как самое благодатное в своей жизни. Он был уважаемым гражданином, честным тружеником, многие матери только и мечтали о том, чтобы пристроить ему в жены своих дочерей. Он давно стал своим человеком в модной художественной лавке и даже отложил немного денег на то, чтобы купить маленький домик на окраине Тифлиса. Жизнь, в которой все только стало налаживаться, рухнула в одночасье.

В Тифлис приехал театр миниатюр «Бель Вю», в котором, как поговаривали, блистала какая-то французская знаменитость.
7 апреля 1909 года «Тифлисский листок» сообщил о «единственном бенефисе прекрасной Маргариты де Севр (Marguerite de Sèvres), представляющей новый парижский жанр метаморфозы...»

Нико Пиросмани Актриса Маргарита.

Нико очень не любил шумных сборищ, поэтому, уныло плетясь вслед за другом, решившим вывести его в свет, уже представлял, как отчаянно он будет скучать. Так и случилось. Он уже собирался сбежать, как вдруг занавес поднялся и он увидел Ее. Шелковое платье, затянутое в талии, большой розовый цветок в волосах и туфли-лодочки. Маргарита окинула взглядом зал, поправила непокорную челку и запела низким грудным голосом. Девушка пела на французском, и Нико, не понимая ни слова, почувствовал, как у него засосало под ложечкой. Незатейливая песенка проникла прямо в душу. Нико не слышал гула оваций, не замечал, как некоторые особо рьяные поклонники, вручая Маргарите букеты, что-то интимно шептали на ушко. А она даже не пыталась отстраниться...

Нико Пиросмани Женщина с цветами и зонтиком.

Словно в тумане Пиросмани пробродил по городу целую ночь и на рассвете уже стоял у калитки самого известного садовника в предместье Ортачалы. В семь утра он, бережно прижимая к груди огромную охапку свежих роз, уже был в пустом вестибюле гостиницы, где остановилась Маргарита. Угрюмый швейцар, протирая кулаком глаза, никак не мог взять в толк, что хочет от него худой господин в несвежей рубашке и запыленных ботинках.
- Мадемуазель Маргарита? Барышня приказала никого к себе не пускать.
Хорошо, что у Нико осталось в кармане несколько монет, которые смягчили сердце упрямого старика...
Птицей взлетев на второй этаж, он стоит около заветной двери. Как же бешено бьется сердце! Дверь открыла служанка.

Нико Пиросмани Красавица.

Маргарита, полулежа на диване, что-то сердито пробурчала по-французски. Потом поднялась и, забрав букет у ошарашенного Нико, небрежно бросила его на подоконник. Опять эти несносные южные цветы, от которых так сильно болит голова! Маргарита порылась в сумочке и, вложив серебряную монетку в ладонь Нико, тут же забыла о его существовании. Лениво потянувшись, она сбросила с плеч легкий халат и, оставшись в одной рубашке, залюбовалась своим отражением в зеркале: копна блестящих волос, матовая кожа, высокая грудь. Нико смотрел как зачарованный.
И вдруг в одну секунду красавица превратилась в разъяренную львицу как, этот оборванец до сих пор здесь?! «Пошель вон! Убираться!» Еще несколько дней, засыпая и просыпаясь, он слышал эти слова, свистящие над ухом, словно удар кнута.

Нико Пиросмани Женщина с бокалом пива.

Маргарита была права: не стоило Нико стоять этаким чурбаном и таращиться на нее во все глаза. Она приняла его за посыльного - что ж, поделом. Всклокоченные волосы, щетина на щеках, видавший виды костюм. Что еще она могла о нем подумать?

Собираясь к Магарите во второй раз, Пиросманашвили тщательно подготовился. Выгреб всю кассу в молочной лавке, прихватил деньги, отложенные на домик, и первым делом отправился в лучший платяной магазинчик и парикмахерскую. Новый щегольской костюм с иголочки, лаковые штиблеты, напомаженные волосы. Оставалось только съездить в предместье Ортачалы...

Лакеи гостиницы падали от усталости, битый час поднимая на второй этаж огромные корзины: лилии, камелии, нарциссы, розы. А цветы все прибывали.
Маргарита слегла с жесточайшей мигренью: какой-то сумасшедший поклонник, видимо, мечтает, чтобы ее бедная голова лопнула от боли. Эти ужасные цветы до отказа заполнили ее небольшой номер, да что там номер - весь этаж, всю гостиницу! Маргарита лежала с мокрым полотенцем на лбу и каждую минуту грозила отдать Богу душу. Однако все же попросила служанку выяснить, что за знатный господин (только богатый поклонник мог так безбожно сорить деньгами!) добивается ее расположения...

Прислуге и выяснять ничего не пришлось: Нико Пиросманашвили, лавочник средней руки, уже стоял на пороге ее комнаты.
Маргарита долго не могла прийти в себя от разочарования: худой, нескладный, потративший, видно, все свои сбережения на этот кричаще-дорогой костюм и противные цветы. Где же это видано - скупить пять садов на корню! Положительно, парень настоящий глупец. Как это говорится по-русски? Дурень? Да, дурень, напрочь лишившийся рассудка...
Девушка заставила себя улыбнуться: «Merci, Monsieur, ви есть очень любезны...»

Нико Пиросмани Красавица с веером.

А Нико уже стоял на коленях: не согласится ли мадемуазель Маргарита прогуляться с ним вечером по городу? Маргарита согласилась: может, этот сумасшедший подарит премиленькое кольцо с бриллиантом, которое она пару дней назад заприметила в витрине ювелирного магазина? В конце концов, она ничего не теряет...
Если бы у Нико остались хоть какие-то деньги, он непременно подарил бы любимой и прекрасное атласное платье, шитое бисером, на которое она указала ему точеным пальчиком, и то кольцо... Но в карманах пусто, и Нико Пиросманашвили весь вечер читает Маргарите стихи. Читает без остановки, и, хотя девушка не знает ни слова по-грузински, Нико мог поклясться, что она поняла, о чем они. Даже каменная глыба не смогла бы остаться равнодушной к словам любви, идущим из самого сердца.

Пиросмани не помнил, сколько длилось его счастье: день, неделю, а может быть, целую вечность... Однажды вечером он, как всегда робко, постучал в дверь ее номера. Но никто не ответил, и Нико отважился легонько толкнуть ее рукой. Да так и застыл на пороге: окна распахнуты, старые афиши в беспорядке разбросаны на полу, крошечные туфельки со сбитыми каблуками лежат в углу, голубая шляпная лента зацепилась за дверь шкафа...

Нико сидел на берегу Куры, глядя на мутный пенистый поток. Уехала...
Не простившись, не оставив ничего на память о себе. Лишь голубую шляпную ленту, которую он унес из гостиницы, и которую будет беречь до конца своих дней. (Писали, что актриса уехала инкогнито с каким-то богатым грузинским офицером).

Нико снова стал бедняком. В его лавке появился новый хозяин, первым делом он приказал замазать зеленой краской двух коров на вывеске, написав вместо этого коротко и ясно: «Молочная»...
В городе над Пиросмани смеялись: надо же, потратить состояние на какую-то певичку из варьете! Поделом, теперь узнает, что значит экономить каждую копейку.
Так художник Нико сделался простым маляром, и отныне его живопись украшала лишь закопченные стены духанов.
В 1912 году в Тифлис из Парижа приехали знаменитые художники Кирилл Зданевич и Михаил Ле Дантю.

Справка:
_________________________________________

Михаил Васильевич Ледантю (Лё-Дантю)

Русский художник. Большое влияние на творчество оказала полугодовая поездка в 1912 году Тифлис, в дом родителей его друга Кирилла Зданевича. Там Ледантю обращает внимание на работы неизвестного художника-самоучки Нико Пиросманишвили, украшающие стены, вывески.
Наиболее известной работой самого художника считается полотно «Сазандар» (портрет играющего грузинского музыканта).
_________________________________________

Кирилл Михайлович Зданевич

1892, Коджори, под Тифлисом - 1969, Тбилиси

Грузинский советский художник, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, старший брат художника Ильи Зданевича. Испытал влияние кубофутуризма, основатель «оркестровой живописи» и «всёчества», участник группы «41». Работал в театре, выступал как график и книжный иллюстратор.
Отец - поляк, преподаватель французского языка М. А. Зданевич, мать - грузинка, пианистка, ученица П.Чайковского, урожденная В. К. Гамкрелидзе.
Кирилл закончил курсы живописи и рисования Н. В. Склифосовского в Тифлисе, поступил в Академию Художеств в Петербурге, но курса не закончил.
В 1913 вместе с братом и М. В.Лё-Дантю открыл живопись Н.Пиросмани. Был близок к М. Ларионову и Н.Гончаровой, входил в объединение «Ослиный Хвост» и «Мишень».
В Париже занимался в мастерской А.Архипенко, заслужил похвалу П.Пикассо.
В 1917-1920 жил в независимой Грузии, в 1920-1921 в Константинополе и Париже, затем снова в Тифлисе. Принимал участие в деятельности грузинских футуристов, оформлял спектакли в театре им. Шота Руставели.
30 июля 1949 был арестован, приговорен к 15 годам, сослан в Воркуту.
Освобожден 25 февраля 1957, в марте того же года был реабилитирован и вернулся в Тбилиси.
_________________________________________

Благодаря им, были спасены «Кутеж кинто», «Черный лев», «Ортачальские красавицы», «Актриса Маргарита» и еще 80 картин Пиросмани, нарисованных на грубой клеенке и пылившихся где-то среди дворницкой ветоши.

Нико Пиросмани Портрет Александра Гаранова.

Нико Пиросмани Сестра и брат.

Нико Пиросмани Продавец дров.
Нико Пиросмани Холодное пиво.
Нико Пиросмани Сын богатого кинто.
Нико Пиросмани Мужчина с бочонком.
Нико Пиросмани Девочка с шариком.

Именно Зданевич в 1969 году устроил первую персональную выставку Пиросмани в Лувре. Признание пришло к художнику спустя полвека после того, как его не стало.
(В Википедии есть сведения, что однодневная выставка произведений Пиросманашвили прошла в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе еще 5 мая 1916 года. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников).

Пиросманашвили в зарисовках грузинских художников, сделанных на заседании Грузинского художественного общества в мае 1916 года.
Рисунок Ш.Кикодзе
Рисунок А.Мревлишвили
Рисунок Я.Николадзе

В 1918 году Пиросмани, седой, худой как скелет, не приходя в сознание, скончался в тифлисской больнице. Могила его так и не была найдена.
(Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался).

Нико Пиросмани

Маленькая аккуратно одетая дама со сморщенным, словно печеное яблоко, лицом вот уже который день приходила в Лувр только для того, чтобы провести пару часов, разглядывая одну-единственную картину - портрет актрисы Маргариты. Мало кто сейчас узнал бы в этой старушке прекрасную мадемуазель де Севр...
Ей потребовалось немало усилий, чтобы вспомнить давние гастроли в Тифлисе и чудаковатого обожателя, завалившего ее цветами. Жаль только, что она совсем забыла его лицо...
Мадам оглянулась по сторонам и, убедившись, что в огромном зале до нее никому нет дела, подошла и поцеловала картину. Пусть простит ее художник Нико Пиросмани, простит актрису Маргариту, которая оказалась недостойна его любви...

Нико Пиросмани Пикник.

Варвара Холупец
журнал "Караван историй"

Николай Асланович Пиросманишвили (Пиросманашвили), или Нико Пиросмани родился в Кахетии в городе Мирзаани. На вопросы о возрасте Нико отвечал с робкой улыбкой: «Откуда мне знать?» Время для него шло по-своему и совершенно не соотносилось со скучными цифрами в календаре.

Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,

Из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды…
Булат Окуджава/Песенка о художнике Пиросмани

Отец Николая был садоводом, семья жила бедно, Нико пас овец, помогал родителям, у него был брат и две сестры. Деревенская жизнь часто возникает на его картинах.

Маленькому Нико было всего 8 лет, когда он осиротел. Один за другим умерли его родители, старший брат и сестра. Он и сестра Пепуца остались одни на всем белом свете. Девочку взяли в деревню дальние родственники, а Николай попал в богатую и дружную семью помещиков Калантаровых. Много лет он прожил на странном положении полуслуги-полуродственника. Калантаровы полюбили «безответного» Нико, они с гордостью показывали гостям его рисунки, выучили мальчика грузинской и русской грамоте и честно пытались пристроить к какому-нибудь ремеслу, но «безответный» Нико никак не хотел взрослеть…

Продолжение:

В начале 1890-х Нико понял, что ему пора покидать гостеприимный дом и становиться взрослым. Ему удалось получить настоящую должность на железной дороге. Он стал тормозным кондуктором. Только служба была ему не в радость. Стоять на подножке, ругаться с безбилетными пассажирами, отвлекаться от созерцания и нажимать на тормоз, не спать и внимательно прислушиваться к сигналам – не самое подходящее дело для художника. Только никто не знал, что Нико – художник. Пользуясь каждым удобным случаем, Нико не выходит на работу. В это время Пиросмани открывает и опасную прелесть забвения, которую дарит вино… Через три года небезукоризненной службы Пироманишвили увольняется с железной дороги.

И Нико делает еще одну попытку стать добропорядочным гражданином. Он открывает молочную лавку. На вывеске красуется симпатичная корова, молоко всегда свежее, сметана неразбавленная – дела идут весьма неплохо. Пиросманишвили строит в родном Мирзаани дом для сестры и даже покрывает его железной крышей. Вряд ли он мог предположить, что в этом доме будет когда-нибудь его музей. Торговля – совершенно неподходящее занятие для художника... В основном делами лавки занимался Димитра, компаньон Пиросманишвили.

В марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!» Француженка сразила Николая наповал. «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он. В Тифлисе любили рассказывать историю несчастной любви Нико, и каждый излагал ее по-своему.
«Нико пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала», – говорили пьяницы. «Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала!» – утверждали поэты. «Любил он одну актрису, но жили они отдельно», – пожимали плечами реалисты. «Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши», – разбивают в прах легенду скептики. С легкой руки Аллы Пугачевой весь Советский Союз распевал песню про «миллион алых роз», в которые превратил свою жизнь художник ради любимой женщины.

Романтическая история такова:
Это летнее утро поначалу ничем не отличалось от других. Все так же неумолимо, испламеняя все вокруг, подымалось из Кахетии солнце, так же рыдали ишаки, привязанные к телеграфным столбам. Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах. В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами. В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов - освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных - наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю?
В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей.
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого. Вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса.
Портрет актрисы Маргариты – свидетель прекрасной любви. Белое лицо, белое платье, трогательно раскинутые руки, букет белых цветов – и положенные к ногам актрисы белые слова… «Белым я прощаю», – говорил Пиросмани.

Николай окончательно порвал с лавкой и стал бродячим живописцем. Его фамилию все чаще произносили коротко – Пиросмани. Димитра назначил своему компаньону пенсион – рубль в день, но не всегда Нико приходил за деньгами. Не раз ему предлагали кров, постоянную работу, но Нико всегда отказывался. Наконец, Пиросмани придумал удачный, как ему казалось, выход. Он начал писать яркие вывески для духанов за несколько обедов с вином и несколько ужинов. Часть заработка он брал деньгами, чтобы покупать краски и платить за ночлег. Работал он необыкновенно быстро – несколько часов уходило у Нико на обычные картины и два-три дня на большие работы. Это сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало.
Чаще с ним расплачивались вином и хлебом. «Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник и работал, работал, работал… Он написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Что-то неблагодарные владельцы выбросили, что-то сгорело в пожаре революции, какие-то картины просто закрасили.

Пиросмани брался за любую работу. «Если мы не будем работать над низшим, то как сумеем сделать высшее? – с достоинством говорил он о своем ремесле, и одинаково вдохновенно рисовал вывески и портреты, афиши и натюрморты, терпеливо выполняя волю заказчиков. «Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую».

Грузинский художник Пиросмани прожил недолгую жизнь, приблизительно 55-56 лет. На него мало обращали внимания. Факты подтверждаются не документально, а приблизительными рассказами очевидцев. Поэтому биография Пиросмани обросла вымыслами, и нам ничего не остается, как следовать по легендарному абрису. Стиль его работ называется примитивизм. Уничижительного значения в этом слове нет. Оно просто означает «первичный». Ведь он всего лишь гениальный художник-самоучка, который нигде не учился, а просто брал краски и рисовал, как это делают дети.

Вывеска

Посмотрим на один из шедевров Пиросмани. Художник нарисовал вывеску для пивной «Закатала». Она написана маслом по клеенке в неизвестное время. Произведение полно неясного очарования. То ли за счет колорита, то ли благодаря фаэтону и повозке с пассажирами, запряженными лошадками на первом плане, а, может быть, из-за самой крупной надписи, выполненной красными выпуклыми буквами на белом фоне.

По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа. За ними разливается как озеро белый фон надписи. В отдалении на фоне гор едет крестьянская тележка, в которую впряжены волы, еще дальше виднеется джигит на коне. И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно. Восхищение - вот главное, что можно сказать об этой вывеске.

Что мы знаем о детстве и юности Нико

Перевернув все архивы, искусствоведы предположили, что Нико Пиросмани родился в 1862 году. Ничего достоверно по датам сказать о нем нельзя, это только предположение. Это событие произошло в большой крестьянской семье в селе Мирзаани. Нико был самым младшим из четырех детей. Ему было лет семь-восемь, когда умер отец, затем - мать и старший брат. Возможно, в живых остались две сестры. Маленького мальчика взяла в соседнее село Шулавери вдова фабриканта из Баку Э. Калантарова. В этой семье он провел примерно 15 лет, научился читать и писать по-грузински и по-русски. Предполагают, что ненадолго он возвращался к сестре в Мирзаани и был пастухом. Вместе с сыном Калантаровой Георгием Нико уехал в Тифлис, где учился работать в типографии. Затем ушел оттуда и жил в доме брата Калантаровой. У бродячих художников он учился обращаться с красками и расписывать вывески духанов и лавок. А еще посещал зоопарк. Посмотрим, как работал Пиросмани. Художник часто рисовал животных. Есть у него царь зверей, благородный олень на фоне пейзажа, простая петушиная семейка в деревне, чистенькая свинка с поросятами. За наивностью работ Пиросмани картины скрывают грусть и печаль, радость и тревогу.

«Жираф»

Художник мечтал предоставить всем волю, и жирафа он написал без клетки. Как тут не вспомнить Н. Гумилева.

Где-то далеко-далеко на озере Чад бродит изысканный жираф. Он строен и грациозен. Шкура его украшена волшебным узором. Только луна осмеливается с ней равняться, когда она дробится и покачивается в водах глубоких озер. Печален, грустен и полон немого вопроса взгляд больших глаз жирафа Пиросмани. Художник написал, что он помнит про запах немыслимых трав, про свой плавный и радостный бег среди них - этот цветной корабль саванн. Одно лишь лазурное небо напоминает пойманному и посаженному в клетку жирафу его родину.

Самостоятельные заработки

Четыре года Нико работал на железной дороге кондуктором и в ремонтных мастерских. В это время туда пришел великолепный рассказчик-бродяга. Его звали Алеша Пешков. Его рассказы увлекали всех, кто его слышал. Ему подсказали, чтобы он записал свои истории. Так и появился в печати «Макар Чудра», и родился большой русский писатель. Нико нарушал правила: опаздывал и прогуливал. Его штрафовали, наконец, он сам уволился. Ему дали выходное пособие, и вместе с другом начинающий художник, еще полностью не нашедший себя, открыл лавку по продаже молока. В это же время он накопил немного денег и выстроил домик в Мирзаани. Для лавки Нико нарисовал две вывески с черной и белой коровами. Шесть лет Нико мучился с торговлей, почти бросая ее. Компаньон выдавал ему каждый день по одному рублю. Наконец, он насовсем забросил торговлю и стал делать то, к чему тянулась душа - заниматься живописью. Это произошло в 1900 году.

Свободный художник

Наступила долгожданная, пусть и полунищая свобода для Пиросмани. Картины, которые он быстро рисовал для духанщиков, он продавал очень дешево. Всего за тридцать рублей, иной раз за обед, ужин или просто за рюмку чачи.

Чаще всего он рисовал для Бего Яксиева. У него он жил несколько лет.

Позже Пиросмани напишет картину «Компания Бего» - пир за накрытым столом. По одному из предположений, человек, который высоко поднял рыбу - это автопортрет.

Для сына духанщика «Эльдорадо», который стоял в большом парке развлечений, Нико Пиросмани написал на черной клеенке великолепного льва.

Черный царственный лев

Он поражает величием и сдержанностью красок. Их немного: всего четыре-пять. Черная клеенка служит фоном, а белилами выполнены все оттенки сияющего в закатных лучах солнца царя зверей. Живописец от Бога понимал цвет не хуже художников, закончивших академии.

Налитое нерастраченной мощью бронзовеющее тело, грозные клыки, великолепная грива, и при этом самые печальные глаза. Эта картина - шедевр Пиросмани, связана в наши дни с кражами и скандалами, исками в суд наследников. Пока она еще находится в Москве. Когда она вернется на родину, неизвестно, а по аукционным оценкам она стоит не один миллион долларов. Вот какой был дар у Пиросмани. Картины при его жизни мало кто ценил, а тем более - понимал. Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы скажем несколько позже.

Фантастическая история любви

В 1905 году, а может быть, в 1909 в Тифлис на гастроли приехала красавица француженка Маргарита де Севр. Она развлекала своим пением и танцами столичную публику. Это исторический персонаж. Сохранились ее фотографии, афиши. Правда, в современной Франции о ней ничего не знают. Предполагают также, что красивую историю любви к ней Пиросмани придумал романтик К. Паустовский. Он приехал в Тифлис, когда самого художника уже не было в живых. Но, так или иначе, придется рассказать эту историю, похожую на прекрасный сон, пробуждение от которого было трагичным. Пиросмани посетил представление Маргариты. Он был потрясен. Где он взял деньги, неизвестно, но на утро вся мостовая и тротуар перед домом, где жила Маргарита, были завалены цветами всех видов: сиренью, акацией, анемонами, маками, пионами, лилиями, жимолостью, бегониями, боярышниками.

Пораженная Маргарита отправила поклоннику записку и билет на представление, а беспечный художник прогулял весь вечер с друзьями. Когда он вспомнил о приглашении, то Маргариты в городе уже не было. Песня Паулса «Миллион алых роз» - тоже красивая вариация на эту тему, не более. Портрет Маргариты, представленный выше, как предполагают искусствоведы, срисован с афиши. А рядом стоит немолодая женщина, которая пришла в Лувр в 1969 году на выставку Пиросмани, чтобы увидеть свой портрет. Была эта сказочная история или нет, но она очень поэтична и красива.

Известность и признание

К 1912 году все лавки и духаны были завешаны работами Пиросмани. Художник написал более двух тысяч картин. За годы войны и революции их количество сократилось до трехсот. Художники Кирилл Зданевич и его брат Илья стали первыми, кто им заинтересовался как исследователи и коллекционеры.

Перед вами портрет Ильи, написанный Пиросмани. В 16-м году братья устроили небольшую выставку из его картин. Художник сразу размечтался о постройке большого дома, где можно собираться, пить чай и разговаривать об искусстве.

Суровая действительность

Мечтам было не суждено сбыться. Наступил голодный и холодный 1918 год. Художник жестоко простудился, провел полуживой три дня в подвале, где его случайно нашли, и умер в больнице. Он был похоронен в общей могиле для бедняков, и место его упокоения неизвестно.

Творчество художника

Живопись Пиросмани - это гимн постоянному празднику, который он создавал изо дня в день вопреки своему полуголодному существованию. Это преимущественно изобильные застолья и пиры на вывесках. Большое место в его творчестве занимают изображения животных. Ослики с крестьянами, лани, олени, красивые сытые коровы, свинки. У всех образов печальные глаза самого художника. Во всех картинах присутствует черный фон, поскольку художник использовал не холст, а черную клеенку, часто снятую со стола в духане, где он работал.

Дом-музей Пиросмани

Он находится в селе Мирзаани в доме, который построил сам художник. Это одноэтажное здание имеет террасу и погреб. В нем выставлено 13 ранних работ мастера.

Неподалеку в Кахетии располагается краеведческий музей в Сигнахи, где экспонируется 15 картин Пиросмани.

Примитивизм стоит особняком в мире искусства. Сопоставление картин художников с рисунками племянника в детском саду-самая очевидная реакция на такое искусство. Впрочем, отбросив снобизм и обнажив сердце можно получить кое-что совершенно особенное. Впечатления, полученные от наивных картин, порой ярче и острее чем контакт с великими образцами академизма. Один из самых прославленных примитивистов-Николай Пиросманашвили. На его примере попробуем понять, как достигается сильный эффект «простыми» приемами.


Медведица со своими медвежатами 1917

Немного биографии

Нико Пиросмани грузинский художник, жизнь которого плотно переплетена с вымыслом и легендами. Искусствоведы даже не знают, когда точно он родился, потому что документы не сохранились, а сам Нико Пиросмани не любил много говорить о себе. Не получив системного образования, всё же научился читать и писать по-грузински и по-русски. Часто меняя место работы (типография, молочная лавка, железная дорога), Пиросмани все-таки находил время и средства писать картины. Постепенно Пиросмани оставил всякую другую работу и стал выполнять заказы владельцев кафе или духанов. Пиросмани выполнял вывески, расписывал стены и окна заведений за деньги и еду.


В 1912 году русские футуристы заметили работы Пиросмани и купили у него готовые картины, чтобы выставить их в Москве. Популярность работ Пиросмани росла, его даже включили в тбилисское «Общество поощрения художников» и стали выставлять картины. Однако сухой закон 1914 года лишил Пиросмани заказов, и художник умер в 1918 году в результате истощения и переохлаждения, так как жил в сыром подвале без средств к существованию. После смерти Нико Пиросмани его популярность растет и уже через 10 лет начинаются серьезные научные изыскания его творчества. Картины Пиросмани тогда все еще можно было найти в старых кафе Тбилиси и спасти от гибели. Невероятно, что в дешевых питейных заведениях небрежно хранились работы, которые сегодня стоят миллионы. В 2016 году «Косуля у ручья» на аукционе Sotheby"s в Лондоне была продана за 629 тысяч фунтов (около 916 тысяч долларов). А годом ранее, «Арсенальная гора ночью» была продана аукционным домом Christie"s за 963 тысячи фунтов (1,5 миллиона долларов).



Много работая с коммерческими (вывески для духанов и росписи кабаков) и личными проектами, Нико Пиросмани анализировал свои работы и удачные приемы впоследствии повторял. Благодаря этому многие искусствоведы считают, что художника нельзя относить к примитивистам, скорее он ближе к новейшим для того времени европейским движениям в искусстве.

Цвет

Знаменитый черный цвет в картинах Пиросмани появляется благодаря тому, что основой для картин часто служит клеенка черного цвета. Часто можно прочесть о том, что художник брал обычную клеенку со столиков кафе, для которых выполнял вывески. Это удачно подходит образу бедного художника, однако не соответствует действительности. Пиросмани осознанно экспериментировал, используя холст, линолеум, клеенку и картон. В поддержку этого мнения говорит примерно равная стоимость данных материалов. Пиросмани остановился на клеенке, потому что понял, что ее черный однородный цвет можно удачно использовать. Он писал не черными по белому, а наоборот, белым по-черному. Полностью грунтуя порой черную плоскость клеенки, менял плотность слоя и создавал необходимую форму рельефа.



Шрифт

Прикладная задача вывески подразумевала информативность и наличие слов. Однако Нико Пиросмани, включая текст в свои работы, делает их органичной частью. Несмотря на частые грамматические ошибки в этих коротких фразах и сокращения вне норм русского языка, есть целые научные труды, посвященные тексту на картинах Пиросмани, доказывающие, что это не просто надписи. Он не использует контрастные цвета и не закрывает фигуры надписью, а деликатно вписывает буквы в свободное пространство, оставляя главную роль изображению, а не тексту. Так слово лимонад на вывеске не случайно подкреплено обилием лимонов на заднем фоне картины.




Кахетинское вино "Карданахъ"

Фактура

Фактура клеенки не видна на репродукциях работ. Однако если рассматривать картины в музее,становится очевидным ее важная роль. Изучая картину «Кабан» кажется, что видишь грубую кожу дикого животного. В картинах с застольем грузинских мужчин фактура голого фона с мелкими трещинками и неровностями тоже уместна для образа суровых мужчин. В женским и детских портретах, Пиросмани всегда скрывает грубость фона, выбирая для этого светлую краску.



Сегодня талант Пиросмани ценят не только в родной Грузии, а по всему миру. Его работы украшают лучшие музеи мира, а богатейшие коллекционеры охотятся за его картинами. О нем пишут песни и стихи, снимают фильмы и ставят спектакли. И все это на основе только единственных достоверных материалов: его картин. Такие простые и грубые, они вдохновляют и волнуют уже больше ста лет тех, кто готов смотреть и видеть.



Похожие статьи
 
Категории