Рафаэль. Биография рафаэля Рафаэль санти картины

09.07.2019

Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.

Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти, и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы. Но уже в «Обручении Девы Марии » (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

Флорентийский период творчества Рафаэля

С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Произведения Микеланджело , Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. Тонкое чувство и верная передача душевных движений, прелесть фигур и переливов тонов, которые отличают картины Леонардо да Винчи, благоговейное выражение и умелое расположение групп, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры.

Рафаэль. Три грации. 1504-1505

Флорентийский период творчества Рафаэля начинается аллегорическими картинами «Три грации » и «Сон рыцаря ».

Рафаэль. Аллегория (Сон рыцаря). Ок. 1504

К этому времени относятся также известные панели на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом, картины «Христос Благословляющий » и «Святая Екатерина Александрийская »

Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508

Мадонны Рафаэля

Но вообще время, проведённое Рафаэлем во Флоренции – это эпоха мадонн по преимуществу: «Мадонна со щеглёнком », «Мадонна дома Темпи », «Мадонна дома Колонна », «Мадонна дель Балдахино », «Мадонна Грандука », «Мадонна Каниджани », «Мадонна Террануова », «Мадонна в зелени », так называемая «Прекрасная садовница » и превосходное по драматичности композиции «Положение Христа во гроб» – главные произведения Рафаэля за этот период.

Рафаэль. Мадонна в зелени, 1506

Здесь, во Флоренции, Рафаэль принимается за портреты и пишет портреты Аньоло и Маддалены Дони .

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

Римский период творчества Рафаэля

Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил; близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей.

Живопись Рафаэля в Станца делла Сеньятура

Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой, и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение . В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. На небе восседает Христос среди Богоматери и Иоанна Крестителя, несколько ниже его апостолы, пророки и мученики; над Христом – Бог-Отец с державою, окруженный ангелами, ниже Христа – Святой Дух в вид голубя. На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. На небе все спокойно; здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.

Рафаэль. Спор о евхаристии (Диспут). 1510-1511

Сцена «Афинской школы» – античный портик, украшенный статуями. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. Они окружены внимательными слушателями. Под фигурою Юриспруденции на стене, прорезанной окном, помещены наверху, над окном, три фигуры, олицетворяющие благоразумие, силу и умеренность, а по бокам окна – слева император Юстиниан , принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII , вручающий декреталии адвокату.

Рафаэль. Афинская школа, 1509

Против этой фрески, под фигурой поэзии – «Парнас», на котором собраны великие древние и новые поэты.

Живопись Рафаэля в Станца ди Элиодоро

Во втором покое (di Eliodoro), на стенах, с сильным драматическим вдохновением изображены «Изгнание Илиодора из Храма», «Чудо в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Аттила, остановленный при нападении на Рим увещаниями папы Льва I и грозным явлением апостолов Петра и Павла».

Рафаэль. Изгнание Илиодора из Храма, 1511-1512

В этих произведениях представлено божеское заступничество, охраняющее церковь от врагов внешних и внутренних. При расписывании этой комнаты Рафаэль впервые прибег к помощи своего любимого ученика Джулио Романо.

Рафаэль. Встреча папы Льва I и Аттилы, 1514

Живопись Рафаэля в Станца делль Инчендио

Третий покой (dell"Incendio) украшен четырьмя стенными фресками, изображающими пожар в Борго, прекращенный словом папы, победу над сарацинами при Остии, присягу Льва III и коронование Карла Великого . Только первая из них несомненно вполне принадлежит Рафаэлю, остальные написаны его учениками по его картонам, которым иногда Рафаэль не имел времени придать окончательную отделку.

Живопись Рафаэля в Зале Константина

В смежной Зале Константина, наконец, рядом с другими сценами из жизни Константина Великого , поборника церкви и основателя её светского могущества, создано Рафаэлем мощное изображение битвы Константина – одна из величественных батальных картин нового искусства, хотя она и выполнена большею частью Джулио Романо.

Рафаэль. Битва Константина Великого на Мульвийском мосту, 1520-1524

Живопись Рафаэля в Ватиканских лоджиях

Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета, известные под именем «Рафаэлевой Библии». Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле, то ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, отдающим предпочтение отрадному, идиллии, грации.

Гобелены для Сикстинской капеллы

Третьей обширной работой Рафаэля в Риме были картоны со сценами из «Деяний апостолов» для 10 гобеленов в Сикстинскую капеллу, заказанные папою Львом X. В них Рафаэль является одним из величайших мастеров исторической живописи. В то же время Рафаэль написал в вилле Фарнезине «Триумф Галатеи» и для галереи той же виллы сделал эскизы из истории Психеи, успевая составлять по просьбе папы рисунки для блюд и ящиков с благовониями.

Жизнь Рафаэля в Риме

В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим; портреты Юлия II и Льва X; мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская»; «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов, и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

Заваленный работой с 1515 г., Рафаэль не имел ни минуты покоя, В деньгах он не нуждался, не успевая тратить своих заработков. Лев X сделал его своим камергером и рыцарем золотой шпоры. Со многими лучшими представителями римского общества Рафаэль был связан узами дружбы. Когда он выходил из дому, его окружала толпа человек в 50 его учеников, ловивших всякое слово любимого учителя. Благодаря влиянию мирного, чуждого зависти и недоброжелательства характера Рафаэля, эта толпа составляла дружную семью без зависти и ссор.

Смерть Рафаэля

6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках; она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника, и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана. Современники отзываются с глубоким уважением о нравственном складе Рафаэля, Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта, и останки Рафаэля найдены в полной целости.

Особенности творчества Рафаэля

В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.

Рафаэль. Преображение, 1518-1520

Жизнь и творчество Рафаэля Санти описана в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de" più eccellenti architetti, pittori e scultori»), 1568.

Рафаэль Санти родился в городе Урбино в 1483 году, 6 апреля. Его интерес к живописи начался довольно рано. Его отец Джованни Санти работал придворным художником у герцога Урбино Федериго да Монтефельтро. За время, которое Рафаэль был с отцом, он имел возможность изучать основы живописи. В 8 лет Рафаэль потерял мать, а в 11 отца. Благодаря заботе мачехи и достаточному количеству денежных средств, которые остались после смерти отца, мастер никогда не боролся за свое достойное существование. Кроме того, он дружил с итальянскими мастерами того времени. Посредством этих связей, Рафаэль довольно рано смог стать достаточно успешным в своей карьере.

Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В 1500 году Рафаэль стал учеником Пьетро Перуджино, который был успешным художником в городе Перуджа. В течение четырех лет, Рафаэль освоил технику Перуджино настолько хорошо, что различить их работы стало почти невозможно. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Его первой известной работой был алтарный образ для церкви, которая была на полпути между городом его рождения и Перуджей. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию.

Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело. Однако, художник, который оказал на него наибольшее влияние, несомненно, оставался прежний. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Однако, хоть он и воспринял стили разных мастеров того времени, он продолжал использовать свой собственный уникальный стиль. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля - «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.

В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Он прожил остаток своей жизни здесь. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и живописец того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже. Первая уполномоченная работа Рафаэля в Риме, была его самым большим и самым высокооплачиваемым заказом, чем когда-либо. Он должен был сделать фрески, в помещении, которое должно было стать библиотекой Юлия II в Ватиканском дворце. Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».

Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца д’Элиодоро. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему, используя множество техник других мастеров. В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. Он даже обвинил художника в плагиате.


Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Следующий папа Лев Х также был восхищен мастерством Рафаэля, и поддержал продолжение росписи. Кроме того, сложная паутина его друзей играла значительную роль в обеспечении художника заказами, в таком количестве, что он уже, наверное, никогда не остался бы без работы. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Его большие и сложные работы для него, Леонардо да Винчи, и Микеланджело стали определять век, в котором они жили.

На закате своей жизни, Рафаэль продолжал получать жалование от Ватикана. Однако, он также получал и другие многочисленные заказы. Его наиболее заметные проекты за пределами Ватикана представляют собой серию алтарных образов и римских Мадонн. Эти работы демонстрируют эволюцию в стиле Рафаэля. По сути, он продолжал развиваться до самой смерти. Кроме того, он сделал серию портретов. Среди них портреты папы Юлия II и его преемника.

Его мастерская-студия была описана, как одна из самых больших, когда-либо принадлежавших мастерам. Несомненно, многое из опыта управления мастерской он перенял у своего отца. В отличие от мастерской организованной Микеланджело, мастерская Рафаэля работала более быстро и продуктивно.

Художник удалось не только организовать целый субподряд мастеров и их помощников, а и поддерживать с ними всеми хорошие рабочие отношения. Его мастерской приписали развитие таланта у некоторых из величайших мастеров того времени.

Когда Браманте скончался, Рафаэль был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В 1515 году он также получает должность главного хранителя древностей. Большинство его работ впоследствии были снесены, так как были, в некоторой степени, угрюмыми. Однако, некоторые его произведения, как архитектора, до сих пор сохранились в Риме.

Рафаэль часто рисовал рисунки, иногда используя для этого наконечник из серебра. Рисунок, сделанный таким образом, вначале голубовато-серого цвета. Постепенно, после окисления, он приобретает коричневатый оттенок. Как видно из его многочисленных рисунков, художник он был весьма инновационный. Рафаэль никогда не делал копий своих работ, но охотно вступал в сотрудничество с другими художниками и позволял им использовать его эскизы для создания гравюр.

Художник никогда не был женат. Некоторое время он был увлечен Маргаритой Лути (Форнариной – булочницей) дочерью богатого пекаря.

По одной из версий, многочисленные шумные игры с любовницами привели к его преждевременной смерти в тридцать семь лет. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем, и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.

Без сомнения, Рафаэль принадлежит к числу ведущих художников эпохи Возрождения. Вместе с Тицианом, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспиром, и небольшой группой современников, Рафаэль стал центром движения художественных деятелей, которые пополнили своими шедеврами не только Западную, но и мировую культуру.


«Сикстинская мадонна». Картина размером 196 см. х 265 см. выполнена маслом на холсте в 1514 году. Находится в Галерее старых мастеров, в Дрездене, в Германии.


«Прекрасная садовница» (Мадонна с ребенком и Иоанном крестителем) размером 80 см. 122 см. выполнена маслом на доске примерно в 1507 году. Находится в Лувре, в Париже.


«Мадонна со щеглом». Картина размером 77 см. х 107 см. выполнена маслом на доске в 1506 году. Находится в Галерее Уффици, во Флоренции, в Италии.


«Мадонна в зелени» (Бельведерская Мадонна). Картина размером 88 см. х 113 см. выполнена маслом на доске в 1506 году. Находится в Музее истории искусств, в Вене, в Австрии.



«Мадонна Конестабиле». Картина размером 18 см. х 17,5 см. выполнена маслом в 1504 году, переведена с дерева на холст. Находится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.


«Мадонна в кресле». Картина размером 71 см. х 71 см. выполнена маслом в 1514 году. Находится в Палаццо Питти, во Флоренции, в Италии.


«Мадонна Грандука». Картина размером 55,9 см. х 84,4 см. выполнена маслом на доске в 1504 году. Находится в Палатинской галерее Палаццо Питти, во Флоренции.



«Мадонна Альба». Картина в форме тондо размером 94,5 см. х 94,5 см, написана в 1511 году, перенесена маслом на холст. Находится в Национальной галерее искусства, в Вашингтоне, в США.


«Мадонна Темпи». Картина размером 51 см. х 75 см. выполнена маслом на доске в 1507 году. Находится в картинной галерее «Старая пинакотека», в Мюнхене, в Германии.


«Мадонна Фолиньо». Картина размером 194 см. х 320 см. выполнена в 1512 году, перенесена маслом на холст. Находится в Ватиканской пинакотеке.


«Три грации». Картина размером 17 см. х 17 см. выполнена маслом на доске в 1504 году. Находится в Музее Конде, Шантийи, во Франции.


«Кардинал Биббьена». Портрет размером 76 см. х 107 см, написан маслом на доске, примерно в 1516 году, находится в Палаццо Питти.


Портрет Бальдассаре Кастильоне (графа Новилары, итальянского писателя) имеет размер 67 см. х 82 см, выполнен маслом на доске примерно в 1515 году, сейчас находится в Лувре, в Париже.


«Дама с единорогом». Женский портрет имеет размер 61 см. х 65 см, выполнен маслом на доске примерно в 1506 году, находится в Галерее Боргезе, в Риме.


«Юлий II». Портрет 216-го папы римского Джулиано делла Ровере имеет размер 81 см. х 108 см, выполнен маслом на доске в 1511 году, находится в Лондонской Национальной галерее, в Великобритании.


«Форнарина». Портрет, предположительно, изображает любимую женщину Рафаэля. Его размер 60 см. х 85 см. Он был написан маслом на доске в 1519 году. Находится в Палаццо Барберини, в Риме.


«Афинская школа». Фреска размером 770 см. х 500 см. написана в 1511 году в станце делла Сеньятура, в Ватиканском дворце (Апостольском дворце в Ватикане).


«Парнас». Фреска 670 см. в ширину написана в 1511 году в станце делла Сеньятура, в Ватиканском дворце.


«Диспута». Фреска размером 770 см. х 500 см, написана в 1510 году в станце делла Сеньятура.


«Добродетели и закон». Фреска 660 см. в ширину написана между 1508 и 1511 гг. в станце делла Сеньятура.

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим) - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494.
Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского, и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа - фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику - «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе - около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502-1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505) и портреты - «Портрет Пьетро Бембо» (1504-1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты - «Дама с единорогом» (около 1506-1507).

В 1507 году знакомится с Браманте.

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых - «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506-1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505-1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507-1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504-1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507-1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



Похожие статьи
 
Категории