Рафаэль санти элизабет гонзага история картины. Портреты рафаэля

09.07.2019

Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим

Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну , а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1503

Дерево, масло. 53 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Изысканные портреты Елизаветы Гонзага и (хранящиеся сейчас в галерее Уффици) были написаны Рафаэлем в молодости. Елизавета Гонзага была сестрой Франческо II Гонзаги, маркизой Мантуанской и по мужу герцогиней Урбинской. Ее супругом был Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбино. Они вступили в брак в 1489 году.

Рафаэль. Елизавета Гонзага. Ок. 1503

На лбу у Елизаветы украшение в виде скорпиона. Ее причёска сделана в стиле конца XV века, когда она приехала в Урбино в качестве невесты Гвидобальдо. Черное с золотом платье отражает моду того же времени. Кроме того, эти цвета были родовыми в семье Монтефельтро.

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт

В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом .

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Дерево, масло. 51 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. В числе тех, с кого мог быть написан этот портрет, упоминаются итальянский живописец Перуджино (учитель Рафаэля) и немецкий церковный реформатор, основоположник протестантизма Мартин Лютер .

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502-1504

Доска, масло. 47 х 37 см. Музей Лихтенштейнов, Вена

Эта картина обнаруживает некоторое сходство с портретом Франческо делле Опере, выполненном Перуджино. Ранее Перуджино и признавался её автором. Однако сейчас многие склонны считать эту картину работой Рафаэля, подчёркивая её стилистическое сходство с другими портретами кисти Рафаэля данного периода, таких как портрет Аньоло Дони.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия . Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля.

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506

Масло, деревянная панель. 66 х 52 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507

Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.

Официальное самоназвание группы было «Союз святого Луки» - в честь небесного покровителя гильдии художников. Прозвище «назарейцы» художники получили, когда жили и работали в заброшенном римском монастыре Сант-Исидоро. Согласно одной из версий, произошло оно от alla nazarena - традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам Дюрера: подобную прическу носили многие художники-назарейцы , которые декларировали возвращение к истокам - к искусству Раннего Возрождения. Назарейцы - живописцы немецкого и австрийского происхождения, недовольные положением дел в художественном мейнстриме того времени, - сделали своей штаб-квартирой заброшенный римский монастырь Сант-Исидоро. Их ориентирами были Дюрер, ранний Рафаэль, Перуджино и другие художники Треченто Треченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XIV век). Основные представители в живописи - Джотто и сиенская школа; в литературе - Данте, Петрарка и Боккаччо. и Кватроченто Кватроченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XV век). Основные представители в живописи - Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Донателло, Фра Анджелико. . Арка, обрамляющая «Женский портрет», - отсылка не столько к конкретным образцам старинной живописи, сколько к самой типологии средневекового и ренессансного , в котором многие панели имели подобное полукруглое завершение. Помимо всего прочего, так задается и ключевая для назарейцев религиозная тема: именно они воскресили в XIX веке искусство большой религиозной фрески. Важные для назарейцев мотивы набожности и благочестия почти неминуемо проникают и в их светские работы (в отличие от прерафаэлитов, они не только вдохновлялись старыми мастерами, но и подражали их образу жизни). Джотто ди Бондоне. Полиптих Барончелли. 1334 год

Basilica di Santa Croce / Wikimedia Commons

«Я есмь виноградная лоза, а вы ветви», - говорил Христос, обращаясь к ученикам. Символизм винограда обыгрывался в многочисленных картинах и алтарных образах эпохи Возрождения, например в « » (она же «Мадонна в винограднике») Лукаса Кранаха Старшего. Наряду с Дюрером и Гольбейном, Кранах упоминался среди тех художников, которые произвели наибольшее впечатление на старших назарейцев - Фридриха Овербека и Франца Пфорра, когда те посетили в Вене Императорскую картинную галерею во дворце Бельведер. Пфорр писал о присущей этим художникам «благородной простоте и законченности образов», перефразируя знаменитое определение древнегреческого искусства классициста Винкельмана Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) - немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии. - «благородная простота и спокойное величие». Виноград встречаем и на работы Овербека - в ряду прочих символов и атрибутов, через которые в лучших традициях немецкого и фламандского искусства эпохи Возрождения раскрывается образ портретируемого (хрестоматийный пример - работы ван Эйка, на котором буквально «нет слова в простоте», то есть, другими словами, не существует случайных, не отягощенных символическим смыслом предметов). Через посредничество старших товарищей, в особенности Овербека (Пфорр рано умер), влияние так называемого Северного Возрождения испытал и Филипп Фейт. Кроме того, искусство Дюрера, Кранаха и нидерландцев всячески пропагандировал отчим Фейта - философ Фридрих Шлегель.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с Младенцем
(Мадонна в винограднике). 1520 год

ГМИИ им. А. С. Пушкина

Фридрих Овербек. Портрет художника
Франца Пфорра. 1810 год

Nationalgalerie der Staatlichen Museen zu Berlin,
Preußischer Kulturbesitz / Jörg P. Anders

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 год

National Gallery, London

Пейзажный фон в живописи ввел еще , выдающийся мастер периода Треченто Треченто - принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XIV век). Основные представители в живописи - Джотто и сиенская школа, в литературе - Данте, Петрарка и Боккаччо. . С тех пор пейзажный фон стал общим местом ренессансных портретов и многофигурных композиций на религиозные или мифологические темы. Их герои, таким образом, обитали не в безвоздушном пространстве, а в реальном мире, зачастую легко узнаваемом зрителями и заказчиками картин: художники Возрождения не стеснялись помещать действие библейских сцен в пространство типичного среднеитальянского пейзажа. Задник «Женского портрета» Фейта - дань именно этой традиции.

Джотто ди Бондоне. Святой Франциск перед султаном (Испытание огнем). Фреска церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1296–1304 годы

Wikimedia Commons

Символический смысл изображения лилии, неизменного атрибута Девы Марии, в искусстве эпохи Возрождения раскрывался следующим образом: стебель - ум Богоматери; белый цвет - чистота и невинность; поникшие цветки - скромность. Вместе с монохромным черным платьем, ассоциирующимся с образами святых и мучениц в ренессансной живописи, ваза с лилиями придает «Женскому портрету» Фейта дополнительный смысловой пласт: изображенная на полотне девушка оказывается уподоблена Богородице, а сам портрет - алтарной картине. Кстати, в этом нет ни малейшего кощунства, в том числе и по меркам эпохи Возрождения: состоятельные заказчики произведений , и нередко просили увековечивать себя на портретах среди святых, демонстрируя тем самым свое благочестие и/или религиозный пыл.


Джованни Беллини. Мадонна и Младенец со святыми
и донатором. 1507 год

© San Francesco della Vigna / Cameraphoto Arte Venezia /
Bridgeman Images / Fotodom

Пьеро делла Франческа. Алтарь Монтефельтро.
Около 1472 года

Pinacoteca di Brera / Wikimedia Commons

Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем
и донатором Лионелло д’Эсте. Около 1440 года

Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Сложно сказать наверняка, что это за книга: мы видим лишь переплет с застежкой. В сущности, она вполне может быть, например, бульварным романом первой трети XIX века: назарейцы свободно комбинировали заимствования из ренессансного искусства с приметами их собственной эпохи (к последним в «Женском портрете», очевидно, относится скатерть, покрывающая стол). Однако общая иконография картины настолько явно отсылает к религиозной живописи XIV–XV веков, что и книга автоматически воспринимается как псалтырь или молитвенник, вроде тех, которые обнаруживаются в руках святых на многих полотнах Раннего Возрождения - от до .

Симоне Мартини. Святое семейство. 1342 год

Walker Art Gallery / Google Art Project


Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. 1509 год

Detroit Institute of Arts / Bridgeman Images / Fotodom

В словаре Брокгауза и Ефрона о Филиппе Фейте сказано: «…правильность старательно обработанного рисунка, преобладающее выражение кротости и умиленности…» Все это характерно и для «Женского портрета», который и в деталях, и в трактовке центрального образа вполне отвечает назарейским идеалам, даром что сам кружок, а точнее, братство, как предпочитали говорить его участники, к 1820-м стал потихоньку распадаться. Героиню картины неслучайно так легко уподобить Деве Марии (см. примечание № 4): пусть моделью портрета, по всей видимости, и послужила вполне реальная девушка, ее образ тем не менее трактован идеализированно, с помощью набора «правильных» черт и атрибутов. Про организатора и одного из идеологов братства назарейцев Фридриха Овербека было известно, что он почти не писал с натуры, предпочитая вместо этого работать затворником в монастырской келье, - на холст в результате проецировался не конкретный человеческий портрет, а скорее некий абстрактный, идеальный образ. И хотя прочие назарейцы не были столь же догматичны - стилистически, в том, что касается цвета, контура, фактуры, образы с полотен Овербека определенно оказали на них заметное влияние.


Елизавета Гонзага (итал. Elisabetta Gonzaga ; 9 февраля 1471 - 28 января 1526) - герцогиня Урбинская, супруга Гвидобальдо да Монтефельтро, сестра Франческо II Гонзага; двоюродная бабка поэтессы Виттории Колонна.

Биография

Из семьи маркизов Гонзага, дочь Федерико I и Маргариты Баварской. В феврале 1488 года Елизавета вышла замуж за герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро. С 1502 года, когда Чезаре Борджиа захватил владения Гвидобальдо, она жила с супругом в Мантуе, затем вернулась в Урбино (1503). Повторно перебралась в Мантую в 1516 из-за конфликта племянника мужа, Франческо Мария делла Ровере, с папой Львом Х. Вернулась в 1521 - после смерти папы Франческо Мария без труда отвоевал себе Урбино.

Близкой подругой Елизаветы Гонзага была супруга её брата - Изабелла д’Эсте.

Значение в истории культуры

Одна из образованнейших женщин своего времени, Елизавета Гонзага превратила урбинский двор в заметный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо. Время от времени приезжал в Урбино Рафаэль, бывший всеобщим любимцем.

Елизавета Гонзага в «Книге о придворном» Кастильоне

Хвалебный портрет Елизаветы Гонзага содержится в книге диалогов «О придворном» (Il Cortegiano ) Бальдассаре Кастильоне. К моменту выхода в свет книги её уже не было в живых.

Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню. (Пер. О.Ф. Кудрявцева )

Примечания
  1. Кастильоне Б. О придворном // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения. Быт, нравы, идеалы. М., 1992. С.481

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Дама с фероньеркой-скорпионом

Удивительное открытие - наконец-то я нашла информацию о загадочной даме с фероньеркой в виде скорпиона!!!

Вообще я собирала информацию о книгах в форме сердца - готовлю развернутый пост к дню Святого Валентина, но вдруг, совершенно неожиданно, нашла то, что искала уже давно, приставая с вопросами ко всем, кто имеет хоть малейшее отношение к истории и искусству. :))) Видимо, это настолько лежало на поверхности, что даже в голову не могло придти знающим людям, что именно я хочу узнать, о чем, собственно, спрашиваю! :)))


(Если я правильно поняла, это копия ее украшения - черный скоприон держит в лапах зеленый драгоценный камень (изумруд?) в золотой оправе. Я не сильна в таких вопросах и не знаю точно, что это может означать!)

Итак, признаюсь в своем невежестве - та самая загадочная дама на портрете работы Рафаэля, предположительно увлекающаяся оккультными науками и потому носившая фероньерку с подвеской в форме скорпиона, дама, чей тяжелый взгляд так поразил меня, когда я бродила по галерее Уфицци - это Елизавета Гонзага!
Одно радует - я все-таки правильно запомнила, что это Рафаэль. Пусть и не сразу нашла эту картину. :)))))))))

Ничего подобного я не видела - обычно фероньерки все-таки были в виде одного крупного драгоценного камня или розетки из камней.



В пользу версии о магических знаках говорит один факт, который я вычитала у Германа Вейса - в период Ренессанса было модно украшать одежду какой-либо отделкой с буквенными узорами. Привожу цитату из его книги "Высокое Возрождение. Итальянский Ренессанс": "Иногда широкие и длинные рукава в подражание бургундско-французской моде отделывались с наружнойстороны дорогой вышивкой из золота или жемчуга, воспроизводившей какое-нибудь произвольно выбранное изречение". Но буквы ли это или какие-то еще символы? Цитирую еще один источник (книга "Придворный" Бальтасара Кастильоне), который описывает одно из ее ее платьев - "черное бархатное платье украшенное вышивкой в виде символов". Быть может, именно это платье изображено на картине? Однако есть несостыковка - описанное платье было надето в 1506 году, на четвертый день свадебных торжеств в честь бракосочетания Лукреции Борджиа, которую Елизавета сопровождала, а время создания портрета - 1504 год. Кроме того, Вейс описывает буквы как присущие моде 14-15 веков, а портрет создан в начале 16 века. Хотя, возможно, такая вышивка могла и не выходить из моды.

Рассмотрела еще прекрасные золотые лилии(?), с дополнительным украшением в виде красных и черных камней - м.б., все-таки это флорентийская лилия? Хотя сомнительно... Может ли все это косвенно указывать на то, что все ее украшения имеют оккультный смысл? Еще обратила внимание на цепи - какой-то медальон за корсажем?

Решилась все-таки попробовать расследовать эту загадочную историю и предположить, что это могло означать.

Предположим, что этот скорпион означал ее приверженность к оккультизму, тогда вот, цитирую: "Скорпиона всегда считали неизменным атрибутом колдунов и ведьм". в христианстве носит отрицательный характер - "В Библии скорпион, подобно змее, является символом демонических сил. В Откровении Иоанна Богослова он назван одним из животных, обитающих в преисподней. В средневековом искусстве скорпион часто выступал как символ Иуды, т.е. символ предательства, зависти и ненависти." Вот тебе и раз! Могла ли эта женщина так открыто бросить вызов - мол, я ведьма и мне все равно, что вы об этом думаете? Или же это было предостережение ее врагам?

(Не поручусь, что это фотография именно оригинала ее портрета, но возможно - мне репродукции показались слишком темными, мне запомнилось, что она светлее - и волосы, и глаза ).

Кроме того, есть еще такой факт - скорпион символизировал Африку, цитирую: "В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средства против своего яда, поэтому его символика как отрицательная, так и положительная: он был символом врачевания с одной стороны, и символом убийства с другой. В средние века скорпион считался эмблемой Африки, как части земли." Однако, какое отношение итальянская аристократка могла иметь к Африке? Читала сочинения римских историков, что-то нашла там особое?

Однако на Востоке и в Египте скорпион не считался полностью плохим - скорпионы охраняли Исиду, например... или вот, опять цитирую: "Скорпион - символ зла, саморазрушения, смерти, наказания, возмездия, мстительности, предательства, но также глубокого понимания мира. Иногда скорпион служит талисманом и амулетом - Парацельс советовал носить его людям, страдающим заболеваниями половой системы." (Я читала, что у ее мужа были проблемы, но не у нее же...) Еще где-то мельком прочитала, что его носили так же и как защиту от злых сил. Подробнее:

Муж, Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбинский, был тяжело болен подагрой с самой юности, что "отравила ему семейные радости", однако Елизавета, наверное, любила мужа-ровесника и не стала разводится - Гвидобальдо, при своей физической немощи, был человеком умным и образовынным, меценатом, покровителем художников и писателей, основателем университета. Его двор был одним из самых блестящих и утонченных в тот золотой век Ренессанса! Почему бы Елизавете не предпочесть любовь духовную - к человеку, судя по портрету, утонченному, властителю интереснейшего общества образованных людей - ведь она сама была очень образованной? Она ведь так и не вышла замуж второй раз, хотя была еще молода - 36 лет - и брачные предложения были?


Что еще интересно - скорпион считался так же символом Логики, т.е. возможно, тут есть намек на "Семь сводобных искусств" - тем более, именно этой женщине была посвящена книга "Придворный", которая была построена как ее ответы на некоторые вопросы.

Так же символизировал Землю и царскую власть. Цитирую из "Придворного":"...Душа каждого из нас наполнялась необыкновенным счастьем всякий раз, когда мы собирались в присутствии синьоры Герцогини... Ибо целомудрие и достоинство, присущие всем действиям, словам и жестам синьоры Герцогини, её шуткам и смеху, заставляли даже тех, кто прежде никогда её не видел, признать в ней великую государыню." (Пер. О.Ф. Кудрявцева ) Вариантов очень, очень много, и мне сложно выбрать, что именно этот знак мог означать - возможно, что все вместе. :)

Еще раз ее портрет, другой цвет...

Постараюсь так же рассмотреть астрологическую версию, которую мы обсуждали с - все-таки я не профессиональный астролог и практически все, что учила, забыла. :) Скорпион не мог быть ее солнечным знаком, т.к. она родилась 9 февраля. Если Скорпион стоит на асценденте, то это влияет на внешность - вот одно из описаний: "Губы маленькие и толстые. хорошо выражен нос, а переносица - высокая и костистая или с горбинкой. у вас пронзительный, жгучий взгляд. это особенно заметно, когда скорпион на асценденте. лицо по большей части квадратной формы, глаза широко расставлены, нижняя челюсть тоже квадратная и тяжелая. уши небольшого размера и прижаты к голове. рот крупный, с полными чувственными тубами, а их уголки бывают опущены." - подходит? Не уверена. К сожалению, я потеряла лекцию. в которой описывался именно этот асцендент, а на память не помню - все-таки прошло уже 6 лет с момента моего выпуска из астрологической школы и того момента, когда я перестала заниматься астрологией.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 05.12.2016 16:54 Просмотров: 2183

20 портретов не вызывают сомнения в принадлежности кисти Рафаэля (1483-1520). Вопрос о других портретах, принадлежащих художнику, до сих пор является спорным, а ещё несколько рафаэлевских портретов утрачено.

Обычно творчество Рафаэля Санти делят на несколько периодов: ранний (Урбино, Перуджа), флорентийский, римский и поздний. В такой периодизации будем рассматривать и портретное творчество художника.

Ранний период творчества

В этот период (с 1483 по 1504 гг.) Рафаэль жил в Урбино и Перудже. Атрибуция Рафаэлю портретов этого периода (3 портрета) до сих пор остаётся предметом споров. Их приписывают кисти Перуджино, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди и др. художников. Лишь «Портрет юноши» (Пьетро Бембо) не вызывает сомнения в авторстве Рафаэля.

Рафаэль Санти «Портрет юноши» (около 1504). Масло, доска. 54х39. Музей изобразительных искусств, Будапешт (Венгрия)

Пьетро Бембо (1470-1547) – итальянский гуманист, кардинал и учёный.
Юноша изображён на фоне пейзажа, повернувшись в три четверти, глядя на зрителя справа налево. На его губах – лёгкая улыбка, взгляд ясный и умный, привлекающий внутренней добротой.
Позже Рафаэль изобразит Пьетро Бембо в своей знаменитой фреске «Афинская школа» под №19 в образе Заратустры (смотрите ).

Флорентийские портреты

В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где испытывает сильное влияние творчества Леонардо да Винчи. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв.

Рафаэль Санти «Юноша с яблоком» (около 1505). Масло, доска. 47х35 см. Уффици (Флоренция)

Из 11 флорентийских портретов атрибуция Рафаэлю только 4-х вызывает споры. Остальные безусловно принадлежат кисти этого художника: «Юноша с яблоком (Франческо Мария делла Ровере) (около 1505), «Дама с единорогом», «Беременная» (около 1505-1506), «Немая», «Аньоло Дони» (около 1506), «Маддалена Строцци» (около 1506), «Автопортрет» (около 1506).

Рафаэль Санти «Дама с единорогом» (около 1505-1506)
Дерево, масло. 65х61 см. Галерея Боргезе (Рим)

Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы » Леонардо да Винчи (1505-1506). Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели.
Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове – едва заметная небольшая диадема.
В руках дама держит небольшого единорога. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница.
Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено.

Рафаэль Санти «Немая» (около 1507)
Холст, масло. 64х48 см. Национальная галерея Марке (Урбино)

Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. В XX в. картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора.
Елизавета Гонзага была одной из образованнейших женщин своего времени. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино.
В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Обе картины написаны примерно в одно и то же время; скорее всего, Рафаэль сознательно копировал манеру Леонардо.

Римские портреты Рафаэля

В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает совершенства.
Портреты римского периода в большинстве изображают приближённых папы Юлия II и самого папы. Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом.

Рафаэль Санти «Автопортрет с другом» (около 1518). Масло, холст. 99х83. Лувр (Париж, Франция)

К этому периоду относят 13 портретов, из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.

Рафаэль Санти «Донна Велата» («Дама с покрытой головой») (1515-1516)
Холст, масло. 82х60,5 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти, Флоренция)

Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти.
Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина.
Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме. По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея».
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. fornaro – пекарь). Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После кончины великого художника в 1520 г. Форнарина ушла в монастырь.
Вершиной портретной живописи Рафаэля считается портрет его друга Бальдассаре Кастильоне.

Рафаэль Санти «Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515)
Масло, доска. 82х67. Лувр (Париж, Франция)

Это самый известный портрет Рафаэля. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Его образ отличался цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил.
Граф Кастильоне изображён в зрелом возрасте. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Это взгляд человека, понимающего людей – он доброжелателен, но в то же время полон грусти и раздумья.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки соединены в ладонях.
Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне, Рафаэль воплощал идеал совершенного человека эпохи Возрождения.

Поздние портреты Рафаэля

Портреты в период 1518-1520 гг. были созданы Рафаэлем при участии Джулио Романо.

Джулио Романо «Автопортрет»

Джулио Романо (1492-1546) – итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и самобытных представителей искусства маньеризма .
Всего портретов этого периода 5: «Изабелла Рекесенс» (около 1518), «Портрет девушки» (1518), «Форнарина» (около 1518-1519), «Женская головка (1520) и «Портрет юноши» (около1518-1519) – спорное авторство Рафаэля.
Поздние работы отмечены непривычной для Рафаэля холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью колорита, что является признаками наступления эпохи маньеризма.

Рафаэль Санти (Джулио Романо) «Женская головка» (1520). Масло, доска. 35х30. Галерея Эстенсе (Модена, Италия)



Похожие статьи
 
Категории