Равнодушие становится нормой жизни. Литературные аргументы

09.04.2019

Очень часто, люди стремятся быть в центре внимания, хотят, чтобы другие им помогли, чтобы не были равнодушны к ним в определённой ситуации. Однако, требуя от других заинтересованности, люди не хотят отдавать взамен своё внимание. Большая часть человечества попросту равнодушна к судьбе окружающих. Но что же значит быть равнодушным? По-моему, быть равнодушным, значит не проявлять заинтересованности в чём-либо, не испытывать никаких эмоций по отношению к другим. Я считаю, что человек, равнодушный к близким ему людям - тоже грешен. Ведь равнодушие - вершина бесчеловечности.

Вспомним рассказ Антона Павловича Чехова "Ионыч". В самом начале Дмитрий Ионыч Старцев предстаёт перед нами самовлюблённым, способным на искренние чувства человеком. Познакомившись с семьёй Туркиных, Дмитрий Ионыч влюбляется в их единственную дочь - Екатерину.

Испытывая к Туркиной самое прекрасное чувство, которое только способен чувствовать человек - любовь, Старцев признаётся ей в своих чувствах. Получив отказ, потрясенный Старцев падает духом, его самолюбие пропадает. Несколько позже Екатерина уезжает учиться в Москву, а Дмитрий Ионыч успокаивается и начинает меняться в худшую сторону. Он становится более богатым, имеет свой взгляд на вещи, ему ничего уже не нравится. Прежняя отзывчивость пропадает и на её место заступает равнодушие. Желание нажить побольше денег, вот, что теперь движет им. Всё, что было для него дорого раньше, теперь уже не имеет значения. Я осуждаю Старцева ведь, как никак, он врач, а врач это одна из тех профессий, где человек в принципе не должен оставаться равнодушным по отношению к другим.

Никогда не следует становиться равнодушным ко всему из-за определённых душевных потрясений.

Тем не менее, человек не всегда становится равнодушным из-за неудач в любви. Обратимся к ещё одному рассказу А.П. Чехова "Крыжовник". Николай Иванович Чимша-Гималайский мечтает о собственном участке с крыжовником. Поставив себе эту цель, он упорно идёт к ней и это заслуживает похвалы. Но чрезмерно увлекшись достижением своей цели он становится равнодушным. Его перестает волновать судьба, окружающих его людей. Ради собственной выгоды он женится на богатой вдове. Взяв её в жёны и забрав приданное, он живёт так как он уже привык, практически впроголодь. И если он способен так жить, то его жена - нет. Он был равнодушен к её состоянию, его не волновала её судьба. Вскоре его жена умирает. Николай Иванович в свою очередь, не чувствует за собой никакой вины. Я просто не могу вообразить, насколько нужно быть равнодушным, чтобы не чувствовать своей вины за смерть человека и не жалеть об этом. Быть равнодушным до такой степени - это вершина бесчеловечности.

В заключении хочу сказать, что равнодушие в любых проявлениях - губительно. Потому что равнодушный человек - мертв в душе. Именно поэтому, будьте отзывчивыми!

Сочинение

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть», — считал А. П. Чехов. Этот человек, начавший свою профессиональную деятельность с карьеры врача, а затем ставший одним из самых известных писателей мирового масштаба, именно равнодушие считал болезнью своего времени.

Еще в 18 веке А. Н. Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Под этими словами, на мой взгляд, с полной уверенностью мог бы подписаться и Чехов. Но его, как человека глубоко неравнодушного, волновали причины человеческих страданий. Я думаю, что их он видел в равнодушии человека к самому себе, своему высшему предназначению и, как следствие, равнодушие ко всему окружающему.

Чехов с болью замечает, что его современники боятся жить, а не существовать. Жизнь им кажется враждебной, готовой в каждый миг лишить самого дорого, ценного, родного. Поэтому люди закрываются, прячутся, придумывают себе всяческие «футляры». И не замечают, как умирают в них, превращаются в живых мумий. Наглядный пример такого отношения к жизни — герой рассказа «Человек в футляре» Беликов.

Этот человек преподает в гимназии. Он должен воспитывать, передавать опыт, учить жизни. Но что он может передать, если «состоит» из сплошных правил, нравоучений, циркуляров? В этом сером человечке, сплошь состоящем из футляров («И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле»), уже не осталось жизни. Он существовал по инерции, находя отдушину лишь в «мертвых» (!) языках, которые преподавал.

Чехов показывает, что Беликов давно превратился в ходячую мумию. И он погиб от одного единственного соприкосновения с жизнью — в лице Вареньки Коваленко. Именно из-за нее Беликов немного «приоткрыл свой футляр», почувствовал к девушке что-то, напоминающее живую эмоцию. И… не смог перенести этого.

Конечно, учитель Беликов — это патологический пример. Большинство людей не доводят себя до такого состояния, но то, что у всех есть футляры, в которых они закрываются от жизни, Чехов был уверен. Самый распространенный «футляр» — это равнодушие.

В рассказе «Крыжовник» мы знакомимся с человеком, который посвятил всю жизнь осуществлению своей мечты. Вы скажете: «Что в этом плохого? Это же прекрасно!» Да, но мечта лишила Николая возможности радоваться жизни, замечать других людей.

Чимша-Гималайский грезил о своей маленькой усадьбе — домике с участком земли. И непременно ему хотелось, чтобы у него рос крыжовник. Эта кислая неприметная ягода стала символом смысла жизни героя, его мечты — такой же серой, будничной, убогой.

Герой методично работал, чтобы на склоне лет укрыться, уединиться в деревне, ограничиться жизнью мелкого помещика. Повествователь, а вместе с ним и автор, поражаются и возмущаются этому: «Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига». Автор глубоко убежден, что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Но люди забыли про это. Они прячутся в свои «футляры», прикрываясь равнодушием ко всему, что их не касается.

Мало того, из равнодушия вырастают более страшные поступки. Так, герой рассказа женился на старой некрасивой вдове, у которой были деньги, буквально морил ее голодом, а когда она умерла, то купил с помощью ее денег имение и «зажил припеваючи». Никто и ничто его больше не интересовало.

Герои рассказа «О любви», на первый взгляд, интеллигентные и порядочные люди. Но и они заражены равнодушием, прежде всего, к самим себе. Они не обращают внимания, душат в себе настоящие, глубокие чувства, склоняя голову перед условностями и стереотипами.

И действительно, так жить гораздо легче, чем ежеминутно бороться с рутиной и серостью, которая зачастую окружает людей в повседневной жизни. Такая борьба сродни подвигу, это Чехов прекрасно осознает. Но если «плыть по течению», не пытаясь ничего изменить, то человека ждет неминуемая смерть, нравственная и физическая деградация.

Так произошло с героем рассказа «Ионыч». Из молодого перспективного врача Дмитрий Ионыч Старцев превратился в обрюзгшего, сварливого старика, все существо которого занимали лишь приземленные, мелкие интересы (еда, карты, деньги).

Именно из-за своего равнодушия люди теряют самое дорогое, то, чем они больше всего дорожат. Герои пьесы «Вишневый сад», к примеру, — Раневская и Гаев — потеряли свое имение, свое родину, вместе с ним — свое прошлое и настоящее, а значит, они лишились и своей жизни.

Таким образом, я считаю, что именно равнодушие А. П. Чехов считал «болезнью века». Равнодушные люди превращаются, по мнению писателя, в ходячих мертвецов. И «помогают» им в этом превращении «футляры», которые они сами себе создают, в которые прячутся от жизни с ее бедами и радостями. А в результате — множащиеся беды и страдания, до которых обывателям нет дела — «лишь бы их жизнь не тронула». Но тем самым люди обедняют не только мир, но и самих себя, они лишаются самого драгоценного дара — полноценной жизни. Об этом говорит Чехов в своих рассказах, призывая не бояться, не прятаться, а жить, дыша полной грудью.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Предметом исследования Чехова становится внутренний мир человека. Чехов написал немало рассказов и по праву считается мастером короткого рассказа, на двадцати страницах ему удается поставить и раскрыть громадные проблемы, извечно стоящие перед человечеством, такие, как проблемы человеческого счастья, истинной любви, накопительства и равнодушия. Чехов вскрывает общественные язвы и нарывы, показывает миру их во всей своей отвратительной сущности. Писатель хочет разбудить в человеке все самое лучшее, иногда спящее под толстой черствой коркой равнодушия, эгоизма и обывательщины. В таких рассказах, как «Крыжовник», «Ионыч», Чехов показывает опасность возможного морального равнодушия, разложения, обывательского образа жизни. Из молодых и энергичных людей, которые могут сделать много полезного в жизни, возможно, даже преобразить мир, сделав его лучше, получаются жирные и обрюзгшие существа, апатичные и равнодушные ко всему, для которых вся жизнь превратилась в несколько аршинов земли или в хрустящие бумажки. Человек не может быть счастлив на клочке земли, ему нужен простор, ему нужен весь мир. Чехов призывает, чтобы всякий человек не был замкнут на своих мелких делах и проблемах, чтобы не оставался равнодушным к судьбам других. Надо, чтобы у каждого счастливого за дверью стоял человек с молоточком и напоминал, сколько много еще в мире остается несчастья.

В рассказе «Ионыч» описана деградация человека под влиянием среды: молодой талантливый и энергичный врач незаметно превращается в апатичного обывателя, накапливающего капитал.

От возвышенных идеалов юности ничего не остается, и Старцев мечтает только о спокойной и сытой жизни. Старцев приезжает в город С. молодым талантливым врачом, с высокими идеалами и помыслами, с желанием чего-то незаурядного, он любил напевать: «Когда еще я не пил слёз из чаши бытия…» Тогда Старцев всеми силами старался быть полезным людям, он почти не бывал в городе, все свое время отдавал работе. Работа составляла для него смысл жизни, ради нее он был готов пожертвовать свободным временем, отказываясь от развлечений. Он много работает, не зная отдыха, однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу совсем не раздражают Старцева. Ему советуют, как интеллигентному человеку, побывать в доме у Туркиных. «Талантливость» самой образованной в городе С. семьи Туркиных на поверку была мнимой. Старцев влюбился в дочь Туркиных, Екатерину Ивановну, которую домашние звал и забавным именем Котик. Дмитрий Ионыч ради своей любви был готов на многое, даже пошел на встречу вечером на кладбище, точно желторотый гимназист, но Котик отказала ему, вообразив себя блестящей пианисткой. Сцена ожидания Старцева полна трагизма. Как только луна ушла под облака, все потемнело, но потемнело не только вокруг, занавес опустился на душу Старцева, оставив только Ионыча.

Вернувшаяся Екатерина застала уже совсем другого Старцева, Старцева, которому становится неловко за прошлую любовь, мечты, надежды. Всякий раз, вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу в поисках фрака, Ионыч лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» Нынешний Старцев уже думает лишь о приданом, у него главным увлечением является пересчитывание хрустящих бумажек. Тогда, в молодые годы, Старцев горевал только три дня после отъезда Котика. Во время второй встречи в саду в душе Старцева затеплился вроде маленький огонек, способный, разгоревшись, рассеять пелену в его душе, но мысль о бумажках, приятно шелестящих в руках, загасила этот огонек навсегда. В последующие несколько лет Старцев еще больше пополнел, ожирел, теперь он тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. У него есть тройка, несколько домов и счет в банке. Теперь это обычный грузный обыватель, равнодушный и черствый, эдакий Ионыч.

Превращение энергичного Старцева в Ионыча происходит постепенно. Сначала он испытывает приятную истому, сидя в мягких креслах у Туркиных, ничего не делая. Старцев зарабатывает все больше и больше денег, его благосостояние растет. Он покупает бричку, перестает ходить пешком. Постепенно он втягивается в жизнь городского общества, состоявшего сплошь из обывателей, ранее столь презираемых им. Прежде выгодно отличавшийся от жителей города пылкостью чувств и горячими движениями души, Старцев в корне меняется, теперь он снисходительно смотрит на свои былые молодые порывы, ему смешны мысли о любви, о труде. Ожирение физическое подкрадывается незаметно, так же как и моральное. Та бездеятельная и бесполезная жизнь, которую вели сливки городского общества, не подходила Старцеву, зато она стала повседневностью существования Ионыча. Тем ужаснее выглядит деградация такого человека, как Старцев, ведь он вполне осознавал свое падение и не сопротивлялся ему. Жалуясь на окружающую среду, он тем не менее мирится с нею. Ионыча уже ничто не могло вывести из духовной спячки, но для Старцева был выход, он еще мог изменить свою жизнь, посвятив себя Екатерине и служению медицине, вовсе не превращая медицину в выгодное дело для своего кармана. Старцев мог очень достойно прожить свою жизнь. Нет ничего тоскливее и бесполезнее, чем жизнь таких, как Ионыч.

А. П. Чехов предостерег нас, читателей, от духовного разложения и отупения, подчеркнув, что нельзя подчиняться влиянию губительной среды. Ведь нет ничего ужаснее распада, разложения человеческой личности. В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов мастерски описал новую форму общественной болезни - деградацию личности.

Творчество А. П. Чехова – новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и среды.

Первые реалисты считали, что в распаде личности виновата среда. А. П. Чехов, наряду с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным доказывают, что сам человек ответственен за свою судьбу.

Проблема личности и среды широко поставлена в рассказе “Ионыч” (1898). Рассказ состоит из пяти глав. Каждая глава является своеобразной вехой в истории жизни главного героя. В первой главе молодой врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает в уездный городок Дележ работать земским врачом. Он знакомится с самой образованной семьей в округе – Туркиными.

Глава семейства – Иван Петрович – считается человеком остроумным, шутником. Он мастер произносить остроты. Он всегда – душа общества. Любимое словечко Ивана Петровича – “недурственно”. Его жена – Вера Иосифовна – считает себя талантливой писательницей. По вечерам она читает гостям свою повесть, которая неизменно начинается словами “Мороз крепчал…”. В это время из открытых окон доносился стук ножей и жареного лука. Все гости находились в ожидании обильного ужина.

Дочь Туркиных Катя, Котик, мечтает быть пианисткой, учиться в московской консерватории. Играя на этом инструменте, она так сильно ударяла по клавишам, что Дмитрий Ионыч представлял себе бурный каменный поток, мчащийся с горы.

Немногими яркими красками А. П. Чехов рисует типичную обывательскую семью. Что должен здесь почувствовать молодой интеллигентный человек? Скорее всего, отвращение. Но уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду. Вторая глава рассказывает о романтическом свидании Старцева на кладбище, которое так и не состоялось. Легко можно представить себе чувства, мысли, настроение героя, который идет на свидание с любимой девушкой. Но А. П. Чехов постоянно развенчивает “высокий” образ мыслей своего героя. Вокруг безмолвие, слышны резкие шаги, воют собаки. В этой обстановке Старцев думает: “Ох, не надо бы полнеть”.

Третья глава является кульминацией рассказа. Дмитрий Ионович, наконец, решил сделать предложение Котику. Стоит прекрасный день. Герой приезжает к Туркиным. Но ему кажется, что еще рано говорить с ней о своих чувствах. В итоге он делает предложение поздно ночью в чужом фраке. Котик отказывает ему. Она верит, что впереди ее ждет блестящее будущее. Старцев в ярости, три дня он был сам не свой.

В четвертой главе происходит встреча героя с Котиком. Прошло несколько лет. Героиня вернулась из Москвы, поняла, что не может быть пианисткой. Новая встреча происходит в саду. Но как изменились оба героя. Писатель уже не описывает состояние природы. Сказано только, что было темно. Несколько раз повторяются слова “огонек затеплился, разгорался и погас”.

Теперь уже Котик пытается вернуть ушедшие чувства, признается Дмитрию Ионычу в любви. Но тот остается холоден и равнодушен к ее словам. Старцев давно не верит в настоящую любовь. Герой открыл в городе большую частную практику. Позволяет себе кричать на больных.

Пятая глава – эпилог. Это своеобразный итог жизни главного героя. Он важно восседает на своей бричке в богатом бархатном кафтане, бьет кучера. Язык слов ему заменил стук палки. У Ионыча уже есть имение в два дома, но этого герою мало. Он “еще больше пополнел, разжирел, тяжело дышит, ходит, откинув назад голову”.

Во многом Ионыч теперь напоминает “языческого бога”. Его горло заплыло жиром. Когда герою говорят о Туркиных, он вскользь роняет: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”

У этого рассказа особый подтекст. Даже сюжет символичен. Это своего рода роман, потому что в нем показано становление личности от начала и до конца. Каждая глава отделена от предыдущей определенным промежутком времени. При этом герой каждый раз опускается по нравственной лестнице все ниже и ниже.

Сама композиция подчеркивает деградацию героя. В последней, пятой главе, автор ведет повествование в настоящем времени. Именно здесь открыто выражено отношение писателя к своему герою: “жадность одолела”, “кричит своим неприятным голосом”. Чехов знает конец истории Старцева. Поэтому он ведет повествование ретроспективно.

Автор показывает, какие условия повлияли на героя и какие качества он развил в себе. Настойчиво звучат слова “уже”, “теперь”, “прежде”. Чехов сталкивает в своем небольшом рассказе разные временные промежутки. Так достигается внутреннее единство всех этапов жизни героя. При этом заметный временной отрезок (более десяти лет) приходится на малый объем произведения. Время соотносится с неподвижным обывательским бытом. Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими словами, как “всякий раз”, “по-прежнему”, “тоже говорили”, “каждую осень”. Писатель описывает одни и те же ситуации, позы, жесты героев. Например, лакей Пава принимает заученную трагическую позу (“Умри, несчастная!”), много раз повторяет свои анекдоты Иван Петрович, Вера Иосифовна вечерами читает гостям романы. Чехов не говорит, что именно исполняла Катерина Ивановна, но точными эпитетами передает впечатление от ее игры: “длинно”, “трудно”, “шумно”, “однообразно”.

Особое значение в расказе имеет деталь. Это и запах жареного лука в доме Туркиных как символ мещанства, разноцветные бумажки, которые, от неуемной жадности, вынимает изо всех карманов Ионыч. Это и вскользь брошенные замечания писателя (“своих лошадей у него пока еще не было”). Это и портретные зарисовки: описания Старцева в пятой главе (“пухлый, красный, с мясистым затылком”, “прямые, деревянные руки”, “тонкий, визгливый голос”).

Все эти детали прямо говорят об авторском отношении к образу Старцева. Кроме того, важен и образ брички Старцева. Если в первой главе этот герой ходил пешком, напевал строки из классических романсов, то в пятой у него уже своя “тройка с бубенчиками”, свой кучер Пантелеймон.

Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж. Сияние луны на кладбище, таинственная тишина, “широкие аллеи”, “сонные деревья” говорят о вечном, непреходящих ценностях. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд.

Чехов использует и так называемый “минус-прием”. Пейзаж отсутствует, когда Катерина Ивановна признается в любви уже изменившемуся Старцеву. В саду было темно так же, как и в душе Старцева.

Символично и само название рассказа. Сначала герой именовался Дмитрием Ионычем, не общался с обывателями. Все называли его “поляком” не за важность и надутость, а за непохожесть на других. Но те же обыватели и назвали его просто Ионычем. Это имя стало своеобразным символом косности, деградации, замкнутости, жадности.

Этим рассказом Чехов изнутри подрывает основы мещанского общества. Все художественно-изобразительные средства произведения подчинены одной задаче – описанию деградации личности главного героя. В этом виновна не только среда, но и сам герой. Его нравственный багаж невелик, внутренне он давно уже слился с обществом.

(Пока оценок нет)

Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
1. Картины мещанского быта. 2. Надежды и стремления молодого Старцева. 3. Пустота жизни Ионыча.

Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» показывает нам картину типичного мещанского быта. Писатель ничего не придумывает и не приукрашивает, он изображает ту действительность, которая нами хорошо узнаваема. Действительно, несмотря на то Павлович Чехов жил не в нашем столетии, мир, показанный им в повестях и рассказах, в общем - то мало отличается от нашей действительности. Пусть развивается прогресс и наука идет вперед, но жизнь простого обывателя, этого пресловутого «маленького человека», не слишком-то меняется.

Жизнь семьи Туркиных в рассказе «Ионыч» проста и незатейлива. Каждый занят чем-то таким, что приносит ему радость и удовлетворение. В маленьком городке жизнь скучна и уныла. На фоне местных жителей Туркины выглядят людьми образованными и интересными. По крайней мере, именно так думает о них молодой Дмитрий Ионыч Старцев, только что прибывший в город.

С одной стороны, Туркиных является олицетворением мещанства и пошлости. Они стараются казаться образованными и интеллигентными. На самом же деле это только миф, пристальный взгляд позволяет нам лучше понять всю сущность этих якобы образованных и интересных людей. Романы, которые пишет Вера Иосифовна, на редкость глупы. Она бездарна, но сама того не понимает. Дочка Тур - киных, Катя, считает себя талантливым музыкантом. Она уверена, что музыка - это ее призвание. На самом деле играет Екатерина Ивановна посредственно. У нее нет ни таланта, ни способностей. Тем не менее она упорно не желает этого осознавать.

Дмитрий Старцев познакомился с Екатериной Туркиной, когда девушка была еще в самом расцвете своей юности. Катя мало разбиралась в жизни, однако ее не устраивало то, как живут ее собственные родители. Девушка мечтала о чем-то лучшем, именно это она и имела в виду, когда говорила о том, что «пустая, бесполезная жизнь» не для нее.

Чехов не случайно знакомит молодого доктора Старцева с Туркиными. Безусловно, в городе много людей. Но мы знаем только о семье Туркиных. Они как бы олицетворяют ту мещанскую среду, которой уподобляется впоследствии доктор Старцев. Но на мой субъективный взгляд, семью Туркиных Чехов изображает не только и не столько для того, чтобы подчеркнуть всю убогость и серость местных жителей. Ведь можно так же сказать, что Туркины по-своему сопротивляются этой убогой и серой жизни. Они стараются украсить свое существование, пусть их попытки бесполезны.

Поначалу Дмитрий Ионыч очарован семьей Туркиных. Он влюбляется в Катю. Но получает отказ. Екатерина не желает связывать себя узами брака именно потому, что не хочет повторения судьбы своих родителей. У девушки есть сокровенные надежды и желания, отказаться от которых она не в силах. Екатерина уверена, что если выйдет замуж за Старцева, то ничего хорошего в ее жизни уж точно не будет. Конечно, Екатерина Туркина не слишком далеко ушла от своих родителей, если судить по ее способностям. Она уверена в том, что ее призвание - музыка, но сама не обладает значимым талантом. С другой стороны, само желание девушки хоть как-то изменить свою судьбу, на мой взгляд, заслуживает уважения.

Старцев был расстроен из-за того, что Катерина отказала ему. Но особой любви к Екатерине у него не было, поэтому он достаточно быстро позабыл об этом досадном эпизоде. Следующая встреча состоялась через несколько лет. И теперь Старцев испытывал только радость оттого, что женитьба не состоялась. «Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».

Заслуживают самого пристального внимания изменения, происшедшие с доктором Старцевым. Когда мы только знакомимся с ним, он полон надежд и сил, мир для него кажется ярким и интересным. Но со временем все чувства остывают, и Дмитрий Ионыч беспокоится только о своей наживе. У Ионыча нет в жизни ничего, что могло бы его увлечь и согреть. Духовная деградация Ионыча происходит очень быстро. Он меняется даже внешне, становится толстым и неуклюжим.

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Виновата ли среда в этом? С одной стороны, безусловно, виновата. Сразу после приезда в маленький городок Старцев оказывается в среде унылой, скучной и неинтересной. Сам он пока еще был полон сил, надежд, энергии. Но всем самым лучшим помыслам не суждено было осуществиться.

На мой взгляд, недостаточно обвинять среду в том, что Старцев превратился в Ионыча. Безусловно, мещанская среда оказывает влияние на человека. Но ведь мы видим, что Ионыч с самого начала не делал ни малейшей попытки хоть как-то изменить свою жизнь. Мы видим, что все члены семьи Туркиных не блещут умом и талантом. Однако так или иначе они хоть как-то пытаются украсить свое серое существование. На мой взгляд, и Иван Петрович, и Вера Иосифовна, и, тем более,

Екатерина Ивановна, кажутся вполне нормальными и даже симпатичными людьми в отличие от Ионыча, который так быстро деградирует. Заслуживает внимание, что именно Ионыч, в отличие от других жителей городка, мог вырваться из затягивающей, словно болото, мещанской среды. Ведь в самом начале доктор Старцев горел желанием помогать другим. Профессия врача намного более полезна, чем масса других профессий. И поэтому Ионыч мог бы посвятить свою жизнь людям, тогда в его жизни был бы смысл. Однако он этого не сделал. Единственное, что стало заботить Ионыча - это погоня за наживой, причем постоянная. Надо ли удивляться в том, что произошла духовная деградация этого человека.

В жизни человека обязательно должно быть что-то волнующее, прекрасное. В противном случае жизнь превращается в тягостное существование и теряет свой смысл. Если внимательно присмотреться к Туркиным, то становится ясно: в их жизни есть стремление к чему-то, что выходит за рамки обыденного. Конечно, ничего значительного и полезного они не совершают. К тому же они лишены каких-то способностей и талантов. Однако бездарные романы Веры Иосифовны делают ее жизнь интереснее. Увлечение музыкой Екатерины Ивановны так же наполняет ее жизнь смыслом.

Когда Ионыч после долгого перерыва снова оказывается у Туркиных, то думает об очередном романе Веры Иосифовны: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого». Конечно, он прав, если смотреть на вещи с точки зрения наличия или отсутствия таланта. Однако чем сам Ионыч лучше Веры Иосифовны? Что делает полезного лично он? Ничего. Так какое же он имеет право осуждать других... Если говорить о Вере Иосифовне, то она пишет «о том, чего никогда не бывает в жизни». Писательство для нее - возможность уйти от серой действительности, почувствовать себя хоть немного счастливее.

Если говорить о Екатерине Ивановне, то в начале повествования мы видим ее юной, наивной и восторженной девушкой. Потом Екатерина взрослеет, расстается с юношескими мечтаниями. Однако и теперь в ней есть наивность. Иначе она бы лучше разбиралась в людях. Екатерина Ивановна теперь считает Ионыча особенным человеком. «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни», - говорит Екатерина Ионычу. Но, если вдуматься, что в нем хорошего? Разве он горит желанием помогать другим, разве он беспокоится о больных? Нет, ничего подобного. Мы видим истинную сущность Ионыча, видим, что его жизнь - это тягостное беспросветное существование. Больные интересуют Ионыча только по той простой причине, что от них зависит его прибыль.

Ионыч сам признает, что его жизнь пуста. Вот как он отзывается об этом: «Вы тут спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»

Ионыч живет без любви, радости. Когда-то он был влюблен в Екатерину Ивановну. Но потом ни одна женщина не вызвала в нем нежных чувств. Следующая встреча с Екатериной не вызвала в нем ровным счетом никаких эмоций. Душа Ионыча очерствела. Его ничего теперь не радует и не интересует. Единственной радостью Ионыча является возможность посчитывать деньги.

На мой взгляд, духовная деградация Ионыча неизбежна. Ведь даже в молодости, сразу после того, как он влюбился в Екатерину Ивановну, Старцев думал о возможном приданом. О чем тут можно говорить? О том, что Старцев всегда был человеком эгоистичным и равнодушным. Поэтому он так легко превратился в пошлого обывателя.



Похожие статьи
 
Категории