Развитие культуры 20 века. Развитие культуры в первой половине XX века

02.02.2019

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

  • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
  • Модернизм.

Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

  • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
  • отказ от резких линий;
  • блеклые, приглушенные тона;
  • декоративность, воздушность;
  • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

Модернизм

Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

  • высокая роль внутреннего мира человека;
  • поиск новых оригинальных идей;
  • огромное значение уделяется творческой интуиции;
  • литература способствует одухотворению человека;
  • появление мифотворчества.

Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

Оригинальные течения модернизма
Название течения Характеристика
Сюрреализм

Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

Импрессионизм

Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

  1. расслаблением сознания;
  2. принятием образов из подсознания;
  3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

Литература: от классицизма к экзистенциализму

Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

  • внутренний монолог;
  • поток сознания;
  • далекие ассоциации;
  • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
  • ирреализм.

Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

Кинематограф

Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

В России кинематограф тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

XX в. - наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации.

Общая характеристики XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства, демократии, и одновременно самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей.

В истории культуры XX в. можно выделить следующие периоды:

1) рубеж XIX в. - начала XX в. - 1917 г. - острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявления декаданса в искусстве, растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания;

2) 20-30-е гг. - коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической;

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. - формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры;

4) конец XX в. - крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры.

Кризисную духовную ситуацию XX в. прекрасно отразил выдающийся немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938), заметив, что наука потеряла свои связи с основными целями и ценностями человеческой жизни. Авторитет науки заменил моральные нормы и табу.

Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры. Это мы видим повсеместно. Сегодня этот процесс идет по всему миру, что ведет к гибели традиционных аграрных культур как самобытных ценностей.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определяется как общество, постоянно изменяющее свои основания. В нем совершается генерация новых идей и образцов, различных концепций, возникают новые ценностные ориентации. Многие ученые особую роль отводят идеям как регуляторам жизни общества.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы остается доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Приобретая большие полномочия, техника начинает выходить из-под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». В наше время она оказалась нарушителем природного равновесия планеты.

Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, в запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы.

Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста.

Для культуры XX в. характерны следующие черты:

1. Широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы.

2. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

3. Космизм - уникальное, интересное явление современной культуры.

4. В культуре XX в. проявилось противоречие двух установок - сциентистской и антисциентистской.

5. Для культуры XX в. характерно столкновение с глобальными проблемами, от которых зависит судьба цивилизации.

6. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в.

7. Расширение сфер воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации: радио, кино, телевидение, которые явились продуктами научно-технической революции.

8. Массовая культура стала определяющей в культуре XX в.

9. В культуре XX в. фиксируется постмодернистская ситуация (отказ от категорий «истина», «сущность», «цель», «замысел»).

Современные концепции культуры укладываются в «постклассическую модель культуры»:

а) ориентация на повседневную жизнь человека;

б) идеи пессимизма и абсурдности;

в) признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

г) утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти...);

д) признание того, что невозможно дать единственное и исчерпывающее определение культуры

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Культура России в конце 20 и начале 21 века [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Культура России в конце 20 и начале 21 века переживает трудные времена, связанные с глобализацией, ростом негативных тенденций, связанных с развитием цифровых технологи. При этом культура России в 21 веке остается достойной преемницей исконно русских традиций.

Тенденции культурного развития России до 90-х годов 20-го века

Монумент Родина-мать зовет на Мамаевом Кургане

Ряд актуальных на конец 20 начало 21 века тенденций в культуре обязаны своему появлению 60-м годам прошлого столетия. Именно тогда в моду вошла "научная мотивация", "научное обоснование" всем явлениям, как в культуре, так и в мировоззрении. Религия была окончательно переведена в разряд буржуазной пропаганды и в пережиток царского прошлого. В качестве мер по борьбе с "влиянием религии" стали издавать журнал "Наука и религия", открывались Дома научного атеизма. Кроме того, был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Борьба с религиозными взглядами велась и в вузах. Так в большинстве образовательных учреждений вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". На этом фоне увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной войны обращались писатели "фронтового поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика" Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Имя себе сделал на псевдо фактах о репрессиях и Солженицын, который окончил свое жизнь в США. Не без основания считается, что его произведения о ГУЛАГе содержат намного больше вымысла, чем было модно считать в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Так или иначе, но "патриот" Солженицын окончил свои дни в Америке.

Послевоенная архитектура запомнилась грандиозными проектами времен Сталина, унылыми, типовыми строениями времен Хрущева и развитием метросторотельства. В период с 1949 по 1953 годы в Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков).

Здание МГУ в 1965 году

Древнее изречение гласит: музы умолкают, когда говорят пушки. О чём заговорили музы, когда смолкли пушки Второй мировой войны? Какие мысли, чувства, настроения людей проявились в послевоенные годы в произведениях литературы, живописи, скульптуры, в театре и кино?

Когда замолчали пушки

Память о войне и понесённых утратах воплотилась в величественных и скорбных монументах на улицах сотен городов. Тема войны и Сопротивления нашла отражение в литературе многих стран. Ей были посвящены произведения писателей Польши, Чехословакии и других восточноевропейских стран. Во Франции к ней неоднократно обращались известные писатели Л. Арагон, П. Элюар, А. Лану. В немецкой литературе эта тема стала своеобразной формой «расчёта с прошлым», предметом размышлений об истоках и бесчеловечной сути нацизма, о внутреннем сопротивлении ему. В Восточной Германии появились романы известных писателей Г. Фаллады «Каждый умирает в одиночку», Б. Келлермана «Пляска смерти», А. Зегерс «Мёртвые остаются молодыми». За символичными названиями их произведений стояли реалистические картины жизни героев и общества. В Западной Германии на эту тему писали авторы, входившие в «Группу 47». В их числе был Г. Бёлль, ставший впоследствии крупнейшим западногерманским писателем. Писатели военного поколения первыми, задолго до того, как это стали делать политики, заговорили о вине и ответственности перед погибшими.

Война заставила задуматься о незащищённости людей и невосполнимости утрат, о человеческой жизни как высшей ценности. Художники по-разному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость.

Различие позиций особенно явственно выразилось в театре и кино. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в европейском искусстве возник театр абсурда. Его героем стал «маленький человек», потерянный, беспомощный перед судьбой, охваченный паническими настроениями. Среди основателей этого направления были драматурги Э. Ионеско и С. Беккет. Они заявляли: «Мир лишён смысла, реальность - ирреальна», люди «блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести... и сознания абсолютной пустоты их жизни» (Ионеско), «время даётся человеку на то, чтобы состариться...» (Беккет).

В пьесах этих авторов нет сюжета, действия. Герои всё время сидят в ожидании кого-то (гостей - в пьесе Ионеско «Стулья» или неизвестного персонажа, который так и не появляется, - в пьесе Беккета «В ожидании Годо»), находятся в мусорном ящике («Конец игры» Беккета) и т. д. Любые усилия, устремления, сама жизнь представляются им лишёнными смысла.

Иного взгляда на мир и человека придерживались создатели неореализма - течения, появившегося в итальянском кино в эти же годы. Начало ему положил фильм Р. Росселлини «Рим - открытый город» (1945), где рассказывалось о событиях и судьбах людей в военные годы. Героями произведений неореализма были обычные люди с их повседневными заботами, поисками удачи, а если получится, то и счастья. Зрители радовались и плакали вместе с киноперсонажами. Фильмы режиссёров Р. Росселлини, В. де Сики, Л. Висконти стали киноклассикой. Созвучны этому направлению и первые фильмы Ф. Феллини «Дорога», «Ночи Кабирии».

Активная художественная позиция, обращение к зрителю, стремление вступить с ним в диалог присущи демократическому театру конца 1940-х - 1950-х годов. В послевоенные годы во Франции был создан Национальный народный театр. Его возглавил Ж. Вилар. Этот известный актёр и режиссёр видел свою задачу в том, чтобы театр «повернулся лицом к ведущему актёру современности - народу», «был бы доступен всем». В 1947 г. Ж. Вилар организовал в Авиньоне фестиваль французского драматического искусства, который затем стал ежегодным.



Спектакли проходили под открытым небом у стен средневекового папского дворца и были рассчитаны на самую широкую аудиторию. В этих постановках сложилась труппа Национального народного театра. В нём работали получившие европейскую известность актёры Ж. Филип, Д. Сорано, М. Казарес. Театр привлёк массового зрителя (его зал вмещал 2700 человек). При нём были организованы ассоциации народного зрителя, абонементы на спектакли выдавали на предприятиях. Опыт народного театра получил распространение во многих провинциальных театрах страны.

1960-е годы: бунт в культуре?

Бурные 1960-е годы сопровождались потрясениями не только в политической жизни. Они оказались временем новых веяний в духовной культуре. Одним из характерных настроений тех лет стало разочарование в окружающей действительности. Ещё в 1950-е годы в английской литературе появились так называемые «сердитые молодые люди» - Дж. Уэйн, Дж. Осборн (особую известность приобрела пьеса последнего «Оглянись во гневе»). Их герои осуждали буржуазный мир, хотя и не стремились его изменить. Один из персонажей Дж. Осборна говорил: «Высоких и прекрасных идеалов больше не существует. Мы отдадим свою жизнь не во имя каких-то там идеалов, красивых, но, увы, устаревших. Мы погибнем во имя ничто». В 1960-е годы пришли «новые бунтари» - А. Силлитоу, С. Чаплин, Д. Стори и другие, обратившиеся к жизни рабочих людей. Их произведения раскрывали тревогу и неудовлетворённость человека, живущего за фасадом общества «всеобщего благоденствия».

Стремление быть услышанным, изменить привычный порядок вещей выходило за рамки профессиональной литературы. Таким стремлением была охвачена значительная часть молодёжи 1960-х годов. Оно присутствовало в действиях «новых левых», выступлениях парижских студентов в 1968 г. Тогда же молодые кинематографисты ворвались в зрительный зал известного кинофестиваля во французском городе Канны и добились прекращения фестиваля как «символа буржуазного искусства».

Желание выразить себя и быть услышанным проявилось и в молодёжной музыке 1960-х годов, в частности в творчестве рок-группы «Битлз». Её популярность определялась не только музыкой, манерой исполнения, но и текстами песен. Темы одиночества и надежды, стремление к пониманию и любви были созвучны настроениям многих молодых людей. В одной из песен, обращаясь к своим сверстникам, «Битлз» пели: «Да, ты не можешь сделать ничего невозможного, но всё, что тебе нужно, - это любовь»; в другой - звучал призыв: «Дайте миру шанс!»


Группа «Битлз» начала выступать в Ливерпуле в 1956 г., а в 1960-е годы получила популярность во всей Англии и за её пределами. За десять лет своего существования «Битлз» выпустили несколько альбомов, снялись в фильмах. Лучшие песни ансамбля приобрели всемирную известность. В 1965 г. участники группы Дж. Леннон, П. Маккартни, Дж. Харрисон и Р. Старр награждены орденами британской империи. В 1980 г. Дж. Леннона застрелил в США человек с неустойчивой психикой, бывший «битломан». В 1997 г. П. Маккартни «за выдающиеся заслуги перед английским народом в области музыки» удостоен в Великобритании наследственного дворянского звания.

Массовая культура

«Битлз» с их популярностью являлись детищем и двигателем массовой культуры. Выступление группы в 1964 г. в Карнеги-холле (Нью-Йорк) слушали 2 тыс. человек и 73 млн телезрителей. Массовая культура, по определению автора данного термина Д. Белла, - это комплекс духовных ценностей, «соответствующих вкусам и уровню развития массового потребителя». В отличие от «высокой» культуры, которая возвышает человека, приобщая его к прекрасному, массовая культура расценивалась как продукт потребления, удовлетворяющий запросы толпы.

Технической основой для возникновения и распространения массовой культуры стало развитие кино, радио, телевидения. Появилось понятие «индустрия культуры». Оно указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта - книг, фильмов, популярной музыки и т. д. Развлекательная литература - детективы, дамские романы и т. д. - создаётся по выверенным рецептам. В телесериалах с героями, живущими в разное время и в разных странах, происходят одни и те же истории. Голливудские фильмы имеют свой стандарт, основанный на трёх принципах: сильный герой, «эффект звезды», счастливый конец.

Удавшееся, «кассовое» произведение по просьбам зрителей или читателей получает продолжение (фильмы «Рокки» - 1, 2, 3; «Челюсти» - 1, 2 и т. д.). Это случается и с творениями, создателей которых уже нет в живых. Так, был «продолжен» другим автором популярный роман американской писательницы М. Митчелл «Унесённые ветром». Та же судьба постигла и одноимённый фильм, в котором в своё время блистали звёзды американского кино В. Ли и К. Гейбл. Новые авторы и близко не подошли к оригиналам, зато использовали их популярность как хорошую упаковку для своей продукции.

Кино и бизнес: цифры и факты

На производство известного голливудского фильма «Звёздные войны» (сценарист и режиссёр Дж. Лукас) было затрачено 11 млн долларов (работа над фильмом длилась более года). После премьеры в Голливуде в мае 1977 г. за 9 дней получено 3,5 млн долларов отчислений от проката, за два месяца покрыты все расходы на производство и рекламу фильма.


К декабрю 1980 г. прокат фильма в мире принёс 510 млн долларов, ещё несколько сотен миллионов выручено от продажи товаров с символикой фильма. К этому времени вышло продолжение фильма «Империя наносит ответный удар», а в 1983 г. - третий фильм цикла «Возвращение Джедая».

Составной частью массовой культуры стало возникшее в 1950-е годы в Великобритании и США течение поп-арт («популярное искусство»).

Один из зачинателей поп-арта Р. Гамильтон не без юмора определял новое течение как «общедоступный, преходящий, потребительский, дешёвый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, обманчивый, блестящий и большой бизнес». Другой сторонник поп-арта - американец Р. Раушенберг - сформулировал свои художественные позиции следующим образом: «Пара мужских носков не меньше пригодна для создания произведения живописи, чем деревянный подрамник, гвозди, скипидар, масло и холст... Моё творчество никогда не является протестом против того, что происходит, оно выражает собой мои собственные метания».


В поп-арте художник, отказавшись от присущего модернизму поиска новых художественных форм, собирает, монтирует, склеивает некий объект из подручных материалов. Одним из основных принципов данного течения является «вещизм» - стремление представить обыденные бытовые предметы как «факт искусства». Использование распространённых зрительных образов, предметов широкого потребления сближает это течение с коммерческой рекламой. Скульптура в виде бельевой прищепки на городской площади, изображение Джоконды с сигаретой в зубах - таковы произведения поп-арта.

Искусство мысли и чувств

На фоне обслуживающей потребителя массовой культуры всегда выделяются произведения литературы и искусства, в которых художники обращаются к насущным вопросам жизни человека и общества, извечным понятиям добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, жестокости и сострадания.

Это наглядно показал кинематограф послевоенных десятилетий. Вслед за расцветом итальянского неореализма в европейском, и особенно французском, кино 1960-х годов заговорили о «новой волне». Её представители Ж. Л. Годар, А. Рене, Ф. Трюффо и другие стремились своим творчеством доказать, что кинофильм может быть образцом высокого искусства, не уступающим литературе или живописи по эмоциональному воздействию на человека. Особое место в кинематографе 1950-1980-х годов заняли произведения так называемого интеллектуального, философского, психологического кино, признанными мастерами которого являлись И. Бергман, М. Антониони, Ф. Феллини и др.


Федерико Феллини (1920-1993) - создатель фильмов «Дорога», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Амаркорд», «Джинджер и Фред» и др., каждый из которых стал заметным явлением итальянского и мирового кино. Его фильмы полны воспоминаний и впечатлений автора, который незримо присутствует во многих своих картинах, отличающихся пристальным и ироничным взглядом на мир. Их герои порой грустны, забавны и всегда человечны. Работы Феллини четырежды получали высшую премию американской Академии киноискусства «Оскар», а в 1993 г. он удостоен специальной премии за вклад в мировое кино. Феллини говорил: «Очутиться в кино - всё равно что вернуться во чрево матери: ты сидишь в темноте и ждёшь, когда появится на экране жизнь».

Особое направление в кинематографе 1960-1970-х годов составили фильмы, обращённые к политической и социальной тематике. Одни из них представляли собой рассказы об известных событиях и людях; в других предметом размышлений художника становились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии; третьи создавались как политический детектив. Среди событийно-биографических фильмов известность получили картины «Дело Маттеи» Ф. Рози, «Дело Моро» Д. Феррары (о похищении и убийстве известного деятеля А. Моро), «Похищение» И. Буассе, «Пропавший без вести» Коста Гавраса (о судьбах людей во время военного переворота 1973 г. в Чили), «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» О. Стоуна.

Значительной темой для кинематографистов США стала история войны во Вьетнаме. Ей были посвящены разные по стилю и авторским позициям фильмы: «Возвращение домой» X. Эшби, монументальная картина «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы, «Взвод» О. Стоуна. К событиям Второй мировой войны обращён фильм С. Спилберга «Список Шиндлера». Режиссёр, известный по зрелищным, «кассовым» лентам («Челюсти», «Инопланетянин», «Парк юрского периода» и др.), создал проникновенное произведение о судьбах людей в нацистских лагерях смерти, о человеке, спасшем несколько сотен жизней. Сильное впечатление производит финал картины, где перед зрителями предстают уже немногие оставшиеся в живых немолодые люди, чья судьба послужила основой фильма, а рядом с ними - их дети и внуки, которых могло бы и не быть на земле, если бы не человечность Шиндлера.

Нельзя не отметить, что качество фильмов, зрительское внимание к ним, их успех чаще всего определяются не столько сюжетом, сколько личностью и профессиональным мастерством тех, кто создаёт эти фильмы. В дополнение к приведённым выше примерам можно назвать мастеров кино, чьи работы всегда привлекают зрителя: американского режиссёра (чеха по происхождению) М. Формана (его фильмы «Полёт над гнездом кукушки» и «Амадей» удостоены премии «Оскар»), композиторов Н. Ротта, известного замечательной музыкой к фильмам Ф. Феллини, и Э. Морриконе (фильмы «Спрут», «Однажды в Америке» и др.).

Культура отражала жизнь людей той бурной эпохи перемен, чьими свидетелями они являлись. В некоторых произведениях появляются чувство безысходности и трагического конца. Катастрофа первой мировой войны (вторая мировая была с этой точки зрения чем-то ожидаемым, логичным, хотя принесла намного больше бедствий, чем первая) обнажила недостаточность европейской веры в прогресс, рациональность истории. Война показала хрупкость, неустойчивость, конечность человека. Экзистенциальная философия стала мощным откликом на эту катастрофу в европейском сознании. Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма. Эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план была выдвинута проблема человека. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя, человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека наиболее близким.

К примеру, русский философ Николай Бердяев пишет труд с названием «Конец Европы», а немец Освальд Шпенглер - книгу «Закат Европы» (в дословном переводе - «Закат западного мира»). Они критикуют развитие истории, больше не верят в исторический прогресс, считая прогресс путем к гибели человечества.

Шпенглер считал, что мировая война – это начало агонии европейской цивилизации. Цель Шпенглера – построить таблицу, где будут показаны одни и те же этапы в развитии разных цивилизаций в рамках Всемирной истории человеческого общества. Каждая цивилизация переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости. Смысл истории состоит в том, что эти цивилизации сменяют друг друга, вырастают друг возле друга, соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга.

Существуют два этапа развития цивилизации:

· культура (восхождение)

· цивилизация (нисхождение)

Каждая цивилизация имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели цивилизации. Молодые цивилизации расцветают как цветы в поле, старые цивилизации напоминают гигантские высохшие деревья, которые топорщат свои гнилые сучья в девственном лесу. Шпенглер выделял восемь великих культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, арабская, европейская. Девятой великой культурой он считал пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию.


Черты упадка цивилизации:

  • «Омассовление» и огромные города вместо деревень. Современный горожанин – это новый кочевник и безбожник, для него главное – это деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм.
  • Войны за мировое господство.
  • Во главе государства встаёт тиран.
  • Перенасыщенность техникой

Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Функция интеллекта состоит не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, а скорее в том, чтобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем наиболее эффективные и выгодные отношения с этими объектами. Сущность прагматизма может быть выражена очень кратко: человеку приходится действовать в непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей; то, что полезно, что приносит успех, - то и истинно.

Позитивизм (лат. positivus - положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

«Дух позитивизма» означал, прежде всего, радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире.

Масштабные перемены, происходившие в жизни общества первой половины XX в. затронули и сферу духовной жизни, главный итог – появление массовой культуры.

Массовая культура или поп-культура , масскультура , культура большинства - культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т. д. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Массовая культура захватила и поглотила людей и стала доступна широким слоям населения. Массовая культура использовалась для отвлечения населения от серьезных социальных, политических и нравственных проблем, для пропаганды ценностей и стандартов «общества массового потребления». В это время самым массовым видом искусства становится кинематограф . Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Чарли Чаплин стал одним из величайших актеров и режиссер.

Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898-1948 гг.) его известные фильмы «Броненосец Потемкин», «Александр Невский»

В конце 1920-х годов появляется звуковое кино. Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920-1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями.



Похожие статьи
 
Категории