Ренессанс, барокко и рококо во франции и испании. Интерьер Франции, стиль барокко

01.05.2019

Архитектура барокко во Франции

Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем в Италии - барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.

Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное радикальному итальянскому барокко.

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века - временем правления Людовика XIII (1610-1643). Основными представителями его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

Для периода Людовика XIV (1643-1715) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором того периода был Ж. А. Мансар.

Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В середине века под Парижем появились Мезон и Во - непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома». Замки в Шане, Монморанси, Жоссиньи или Бельвю свидетельствуют об общей тенденции: уменьшение размеров, исчезновение рвов, упрощение объемов, сокращение лепных украшений на фасаде.

Архитектура церковных сооружений ориентируется на римские, прежде всего центрические по своей композиции, типы. Однако для французской архитектуры характерна своя логика, иное понимание тектоники и организации пространства. Фасады решаются большим ордером, чему подчиняется вся планировочная схема. Особенно большой роскошью отличаются интерьеры.

Церковь с высокой заалтарной преградой и яркими росписями сводов высится в центре дворца Эскориал среди мрачного царства серого гранита. Дворец Филиппа II, короля, которому принадлежала идея создания дворцового комплекса, находится за церковью; в спальне монарха были потайные окна, через которые был виден интерьер церкви.

Во Францию, Центральную Европу и Испанию ренессансный стиль пришел из Италии. Во время Итальянских войн французы получили возможность познакомиться с итальянским искусством. Приматиччо, Сангалло, Серлио, Леонардо да Винчи и Бернини работали во Франции и способствовали распространению итальянского стиля. Так же, как и в Италии на смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрождение. Во Франции сформировался собственный ренессансный стиль. Использование термина «барокко» применительно к Франции может показаться спорным, поскольку французский стиль отличается большим консерватизмом и сдержанностью, чем стиль Италии и южной Германии. Во Франции барокко переплетается с рококо.

В Испании, которая в области искусства находилась под влиянием Италии и Франции, та же картина. Испанские архитекторы ездили в Италию, некоторые даже работали там. Ренессансные принципы сочетаются с национальными традициями. Любовь испанцев к пышному убранству способствовала появлению и распространению стиля барокко в Испании. В XVIII в. из Франции пришел стиль рококо, но ему присущ местный колорит. Благодаря открытию Америки испанский вариант барокко и рококо попал в Новый Свет.

Во Франции идеи Ренессанса встретили как сопротивление, так и одобрение. В конце XIII в. готическая во Франции достигла невиданного в других частях Европы совершенства. В это же время укрепление власти короля, рост городов, развитие торговли и уменьшение потребности в укрепленных поселениях и замках (толстые стены стали не нужны с появлением огнестрельного оружия) постепенно привели к отказу от средневековых традиций.

Власть церкви была ограничена королем, поэтому церковное строительство становится не таким важным, как гражданское. Во Франции было уже достаточное количество церквей и монастырей, в то время как король должен был продемонстрировать свою власть - в прежние времена символом власти был замок. Дворец, загородная резиденция приобрели очень важное значение.

Французские короли предпринимали попытки с помощью военной силы усилить свое господство. В 1494-1495 гг. Карл VIII (1483-1498) начал военную кампанию против Неаполитанского королевства. В ходе войны король и его сторонники имели возможность познакомиться с искусством и архитектурой Италии. Двадцать два итальянских мастера были отправлены во Францию, где им поручили работу над королевскими дворцами, в том числе над королевской резиденцией в Амбуазе. Людовик XII (1498-1515), унаследовавший трон после Карла, продолжил итальянскую кампанию, захватив Милан и Неаполь. К замку Блуа было пристроено еще одно крыло, получившее название крыла Людовика XII; это средневековое по характеру сооружение, но наличие ордера говорит о том, что возводившие его мастера были знакомы с итальянской архитектурой.

В главном здании устроена двухмаршевая винтовая лестница. Она ведет на крышу. Пилястры увенчаны капителями ионического ордера, сводчатый потолок кессонированный. Считается, что лестница сооружена по проекту Леонардо да Винчи.

На плане видно, что замок квадра тный в плане с круглыми башнями, расположенными по углам. Комнаты в углах, в центре-лестница с двумя маршами. Симметричная планировка свидетельствует о том, что зодчие Раннего Возрождения были знакомы с паравилами классической архитектуры.


На смену стилю Ренессанс в XVII веке пришел декоративный стиль барокко.

Стиль барокко утвердился в эпоху мануфактурного производства, приблизительно в начале 17 века, но не смотря на это, термин << барокко >> появился значительно позже. Существует несколько версий его появления, причём все они имеют итальянское происхождение, но абсолютно не похожи по сути.
1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;
2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
3) от итальянского “barocco” - грубый, неуклюжий, фальшивый.
В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

Идеологическими предпосылками появления в 17 веке нового стиля стали ослабление духовной культуры и силы религии в Европе,
раскол церкви на протестантов и католиков, борьба различных вероучений, отражающих интересы противоположных классов: католицизм стремился сохранить феодальные тенденции, протестантизм – укрепить буржуазные. В это же время более значительная роль стала отводится государству, что способствовало возникновению противостояния религиозного и светского начала.
Со второй половины 17 века Франция выдвигается среди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусства ведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полное единообразие стиля, насыщенного и торжественного

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (т. н. <<французские королевские стили>>), приуроченные каждые ко времени правления одного из Людовиков:Раннее барокко, переходный стиль (Людовик 13,1610 – 1645); зрелое барокко (Людовик 14,1643 -1715); стиль регентства>> - переходный этап между правлением Людовиков 14 и 15;рококо, поздний этап барокко (Людовик 15,1720 – 1765).

Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем в Италии - барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.

Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное радикальному итальянскому барокко.

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века - временем правления Людовика XIII (1610-1643). Основными представителями его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

Для периода Людовика XIV (1643-1715) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором того периода был Ж. А. Мансар.

Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В середине века под Парижем появились Мезон и Во - непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома». Замки в Шане, Монморанси, Жоссиньи или Бельвю свидетельствуют об общей тенденции: уменьшение размеров, исчезновение рвов, упрощение объемов, сокращение лепных украшений на фасаде.

Архитектура церковных сооружений ориентируется на римские, прежде всего центрические по своей композиции, типы. Однако для французской архитектуры характерна своя логика, иное понимание тектоники и организации пространства. Фасады решаются большим ордером, чему подчиняется вся планировочная схема. Особенно большой роскошью отличаются интерьеры.

В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов, спиралей, линии изламываются, искривляются. Введение кривой линии в мебельные формы не простая задача, так как древесина с трудом поддаётся гнутью. Для формирования изогнутых поверхностей остаётся довольно трудоёмкая техника склеивание кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился приём отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов. Из материалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, или дорогое привозное цветное, главным образом, чёрное дерево, богато инкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов.
В практику мебельщиков широко входит фанерование и техника деревянного набора. Вместо дуба все чаще для изготовления мебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Дерево обыкновенно сплошь покрыто позолотой. В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Появления разнообразных приёмов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии. Широко распространение получил прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор. Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщена орнаментацией.
Форма предметов приобретает волнистый силуэт.
Этот эффект достигается благодаря профилированным цоколям, карнизам и фронтонам.

Опоры вытачиваются в виде валют, в качестве украшений используется придуманный живописцами ормушль (см. рис. 3).
Мебели во дворце было немного, но она отличалась изысканностью и великолепием.
Табуреты, кресла, стулья, столы стояли строго возле стен. В 17 веке во Франции проводится резкая грань между дворцовой мебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей.
2. Мебель для сидения – стулья, кресла, диваны – утратили прямые формы, в частности, изменились ножки (см. рис. 4) . Они стали изогнутыми, что придало мебели лёгкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой и бахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлинённым сиденьем для вытянутых ног. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхний край спинки дивана делали волнистыми. Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками. Ножки или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями. Диваны той эпохи представляют собою как бы соединения из трёх поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.
3. Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики.
Форма их могла быть любой, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы.
Особенно замечательны ножки барочных столов – богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу.
и т.д.................

В XVII в., вместе с развитием стиля барокко, использовавшегося в основном в оформлении интерьеров зданий, фасады сооружений решались в строгой официальной архитектуре – в стиле классицизма. Во в это время создаются крупномасштабные симметричные градостроительные композиции, включающие в себя парковые ансамбли и сады регулярной планировки.

К числу масштабных памятников архитектуры и искусства планировки парков относится (Иль-де-Франс), расположенный в 17 км к юго-западу от Парижа. Королевская резиденция была построена при «короле-солнце» Людовике XIV, который фактически перенес сюда столицу из Парижа. Версаль оказал большое влияние на формирование других европейских королевских резиденций. Весь комплекс, который сооружался с XVII по XIX вв., состоит из обширной парковой зоны и дворца, построенного в течение XVII в. Дворцово-парковый комплекс стал архитектурным воплощением идей об идеальном городе-государстве. Среди парадных помещений дворца главное место занимает Зеркальная галерея длиной 73 м, настенные зеркала которой иллюзорно расширяют пространство.

К выдающимся инженерным сооружениям XVII в. относится (Лангедок-Руссильон) протяженностью 360 км, позволивший торговым судам плыть из Атлантики в Средиземное море, не огибая . Канал, открывший дорогу промышленной революции, включает 328 построек: шлюзов, акведуков, мостов и туннелей. Каналь-Дю-Миди умело вписан в окружающий ландшафт и, благодаря этому, рассматривается как настоящее произведение искусства.

Великая французская революция 1789 г. отразилась на поисках новых форм в архитектуре. Изучается культурное наследие Древнего Рима и . Появляются романтические проекты зданий с могучими куполами, пирамидами, триумфальными арками и колоннами. Архитектурный максимализм повлиял на формирование нового стиля – ампира. В появлении этого стиля важнейшую роль сыграли походы Наполеона, когда состоялось «второе» открытие Египта, его древней культуры. Монументальность египетской архитектуры, художественная символика власти фараонов и Римской империи оказались по вкусу новому императору.

Став императором, Наполеон бросил огромные средства на достройку королевских дворцов, на сооружение триумфальных арок и других объектов парадной архитектуры. Наиболее значительными из этих работ в Париже были арка Звезды (высотой 42,5 м), арка площади Карусель, Вандомская колонна. Типичные декоративные детали ампира – лавровые венки, изображения оружия, сфинксов, крылатого солнца.

В стиле ампир были построены в XVIII в. (Франш-Конте), близ города Безансон. Грандиозное полукруглое сооружение солеварен было задумано для рациональной организации всего производственного цикла и должно было стать основой для будущего «идеального города». Однако этим планам так и не суждено было сбыться.

Исторический центр города-порта Бордо (Аквитания), носящий название «Порта Луны», начиная с XVIII в. застраивался зданиями в стилях классицизм и неоклассицизм. В итоге возник уникальный градостроительный облик Бордо классического периода.

В первой половине XVIII в. город (Лотарингия) был временной столицей польского «короля без королевства» Станислава Лещинского, бежавший из Польши после поражения шведского короля Карла XII в битве под Полтавой. По его приказу была создана площадь Плас-Станислас, которая, вместе с двумя другими площадями, стала визитной карточкой города. Все площади окружены великолепной кованой решеткой. В исторической части Нанси сохранились также старинные особняки и дворец лотарингских герцогов.

В историческом центре города Лион (Рона-Альпы), на живописном холме Фурьер близ реки Соны возвышается изящный собор Нотр-Дам с задумчивым ангелом на фасаде и разноцветными витражами. Современный вид построенный из белого камня собор Нотр-Дам де Фурвьер приобрел в конце XIX в. Собор отличается особо пышным убранством – в глаза бросается обилие золота, фресок, мозаик и лепнины. Благодаря четырем восьмиугольным башням жители Лиона называют собор «перевернутым слоном». Со смотровой площадки собора открывается прекрасный вид на центральную часть Лиона, расположенную между реками Рона и Сона.

Для Всемирной выставки 1889 г. в Париже архитектором Эйфелем была построена башня, имеющая высоту 325 метров и ставшая известным всему миру символом французской столицы. состоит из 12 тысяч железных деталей, соединенных 2,5 млн. заклепок. На вершину башни ведет 1792 ступеньки. До 1986 г. Эйфелева башня подсвечивалась снаружи мощными прожекторами. Затем подсветка стала внутренней, придав творению Эйфеля еще более эффектный облик.

В список объектов культурного наследия ЮНЕСКО включен также (Верхняя Нормандия), восстановленный после второй мировой войны в 1945-1950 гг. под руководством архитектора Огюста Перре.

Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: «Мы любим красоту, воплощенную в простоте».)

Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.

Правление Людовика XIII (1610-1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции. В это время творят зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708) - внучатый племянник Франсуа Мансара.

Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором. Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

Дворец резиденция в Париже, построен для королевы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Одно из лучших сооружений французского барокко. Считается, что образцом для здания послужил садовый фасад палацо Питтти во Флоренции, который построил архитектор Бартоломео Амманти (1511-1592) в стиле маньеризм. Но де Брос все сделал на французский манер, уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю, небольшую башню и скульптуры. Парадный двор - курдонер - замкнул служебными корпусами. В здании использован национальный колорит- высокие крыши. Архитектурный образ дворца стал неповторимым и самобытным. Дворец удачно дополнили сад, садово -парковая скульптура.

Именно для отделки этого дворца художник из Фландрии П.П. Рубенс нарисовал картины со сценами жизни королевы Марии Медичи (хранятся в Лувре, Париж). После смерти королевы здесь жил ее сын, младший брат короля Людовика XIII Гастон Орлеанский.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

XXв. здесь заседает Сенат Франции.

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж с некоторыми особенностями римской архитектуры.

Жак Лемерсье(1585-1654) - первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы классицизма и барокко.

С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра, начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. С целью расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре), Лемерсье построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов.

В выступающей, верхней части башни часов достаточно определенно звучит стиль барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и другие элементы декора). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона де Л’Хорлог делают его одним из уникальных зданий.

Другой важной работой Лемерсье стало строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем - Версальского дворца. В 1620-х - 30-х годах был создан небольшой охотничий замок из кирпича, камня и кровельного сланца с П-образным планом.

Дворовые его фасады были отделаны сочетанием красного кирпича и мрамора с довольно многочисленными декоративными деталями. Двор замка получил название Мраморного (Кур де марбр). Позже это строительство явилось начальным этапом создания грандиозной королевской резиденции.

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) - один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко середины XVII века во Франции.Утонченная элегантность и гармонич-ность отличает проекты Мансара. Оригинальными выглядят его первые творения - фасад церкви Фельянов, замки Берни и Бальруа (строительство начато в 1626 г.), а также часовня монастыря Визитации, заложенная в 1632 г. Мансар создает один из самых совершенных частных особняков- отель де ла Врильер (1635 г).

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Замок Мэзон Лафит - знаменитое и одно из немногих сохранившихся законченных творений Франсуа Мансара. Дворец построен недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. Во внешнем виде сооружения барочные черты обнаружены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки - высокие пирамидальные крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Но в отличии от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы «П» вокруг открытого в парк двора, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Вся же отделка фасадов в основном классицистична. Примененная Мансаром система расчленения этажей строгим дорическим ордером в первом этаже и более легким ионическим - во втором представляет собой мастерскую попытку привести к стилевому единству новые классицистические и старые традиционные архитектурные формы.

Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), регентша Анна Австрийская начала строительство церкви Валь-де-Грас. После рождения будущего короля Людовика XIV, появившегося на свет через двадцать три года бесплодного брака, королева пообещала себе исполнить обещание данное богу – построить церковь, посвященную Деве Марие. Первый камень будущей часовни был заложен 01 апреля 1645 года будущим королем, семилетним Людовиком XIV. Церковь была построена по проекту Франсуа Мансара. Строительство было завершено,когда архитектора уже не было в живых.Церковь строили архитекторы Жан Лемерсье, Пьер Ле Мюе и Габриель Ле Дюк. В основу композиции плана была положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 в., фасад здания восходит к традиционной схеме церковного фасада итальянского барокко. Мощные спиральные валюты связывают первый этаж со вторым. Церковь увенчана приподнятым на высоком барабане куполом, одним из наиболее высоких куполов Парижа.



Похожие статьи
 
Категории