Родина-мать зовет. Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики

06.02.2019

«Родина-мать зовёт» в Волгограде (в прошлом город назывался Сталинградом) – главная достопримечательность не только одного города, но и всей нашей страны России.

Героический монумент напоминает всем людям о тяжелом военном времени, которое суждено было пережить, несмотря ни на что.

Двести ступеней из гранита, ведущие вверх – олицетворение протяженности Сталинградского сражения, аллея Героев СССР – всё это вошло в нашу историю вечной памятью.

Вконтакте

Описание

Памятник — центральная точка монументальной композиции Мамаева кургана — «Героям Сталинградской битвы».

Главный архитектурный объект комплекса Мамаев курган – статуя «Родина мать зовет», находится на площади Скорби

Воссоздает образ Родины, созывающей в бой, на защиту своей страны. Резкие линии фигуры, широкие глаза и открытый рот, показывают мужество и великий героизм, свойственный женщине в тяжелое военное время. Поднятый вверх меч в правой руке – символ великой победы. Левая рука как бы призывает своим движением всех за собой.

Идея создания

Над идеей создания архитектурного объекта трудились долго и плодотворно в течение 10 лет.

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом

В создании принимали участие многие люди, присылали чертежи и эскизы с разных концов огромной на тот момент страны. Каждый участник мог быть реальным автором сооружения.

Происходил кропотливый и основательный отбор претендентов и работ. До настоящего времени все они хранятся в мастерской Тимирязевского района нашей столицы, у основателя проекта.

Из разных источников информации прообразом могли быть три соотечественницы. Однако, эти данные не подтвердились.

Знаете ли Вы, что: имеется суждение, что за основу скульптуры была взята «Марсельеза» из Парижа.

История строительства

Даты постройки монументального сооружения: 1959 — 1967 год.

Скульптором-основателем являлся Вучетич Е.В., который трудился совместно с подвижниками Тюренковым, Матросовым, Новиковым, Деминым и Белопольским.

Каждый участник строительства был удостоен высшей государственной награды. История строительства внесла огромный вклад в историческое наследие нашей страны.

В дальнейшем прошло две реставрации после строительства: через 5 лет, а затем спустя 14 лет.

Интересный факт: главным консультантом по строительству являлся командир армии, участник боев на Мамаевом кургане – Чуйков В. И.

Технические характеристики

Сооружение имеет поистине гигантские размеры. Установлено на 14-ти метровой насыпной возвышенности – холме. Расположен на 16 метровой фундаментальной основе.

Общая высота - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Масса - свыше 8 тысяч тонн

Сам памятник достигает – 52 метра в высоту. Нержавеющий стальной меч имеет титановое покрытие. Суммарный вес составляет – 22 тонны: статуя – 8 тонн, меч – 14 тонн.

Описываемый объект сделан из бетона — 5500 тонн, и конструкции из металла, весом 2500 тонн. Железобетонная опора имеет 25 см толщину.

Отливание опоры происходило постепенно по слоям, использовалась специальная опалубка и гипсолитовые материалы. Жесткий каркас удерживают 99 тросов из металла.

Важно знать: скульптурная композиция с мечом составляет в высоту 85 метров.

От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней. Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести огненных дней и ночей

Самое интересное, что полезно знать:

  1. Скульптура относится к триптиху, является его второй основой. Остальные скульптуры: «Воин-освободитель», находящийся в Трептов-парке города , и«Тыл – фронту» — в г. Магнитогорске.
  2. За основу символов Волгограда взят контур самой скульптуры.
  3. Несколько десятков метров отделяют памятник от места, где сейчас стоит Храм Всех Святых. На этом месте изначально планировалось установить «Родину-мать».
  4. Стабильность поставки строительного бетона осуществляли грузовики, помеченные ленточками одного цвета. Работники автомобильной инспекции в то время получили разрешение пропускать водителей, даже несмотря на светофор.

Примите к сведению: монумент занесён в книгу рекордов Гиннеса и занимает там 11 место по параметрам высочайшей мировой скульптуры.

Вероятность разрушения

Проект монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение

К сожалению, описываемому объекту может грозить разрушение, так говорят исследователи:

  1. Членами комиссии Госстроя СССР в 1965 году были выявлены первые подозрения по поводу обрушения монумента. Было выдано распоряжение по усилению конструкций сооружения. Причиной тревоги стало место расположения монумента. Нахождение памятника на обводнённой толще, могло в будущем перенести скульптуру в реку Волгу;
  2. В 2013 году московским скульптором и архитектором В. Церковниковым было направлено министру культуры Мединскому обращение об исследовании фундамента. В письме были указаны ошибки архитектора Никитина, которые были допущены при проектировании скульптуры.

Возьмите на заметку: в настоящее время монумент имеет многочисленные трещины. Ежегодно проводятся укрепительные работы фундамента, устанавливается стяжка.

Как добраться

Монументальная скульптура находится в Волгограде по адресу: Центральный район, Мамаев курган, проспект имени В.И. Ленина.

Месторасположение памятника Родина-мать на карте Волгограда

Доехать до памятника можно на любом общественном городском транспорте или на метро. Сюда идут электрички, скоростные трамваи, автобусы, троллейбусы, маршрутные такси. Выходит надо на остановке «Мамаев курган».

Стоит отметить: посещение памятника Родина-мать – бесплатно для всех граждан, так же как и вход на территорию.

Каждый день к подножию монумента приезжают жители не только России, но и союзных республик. Благодарность, поклонение, почтение памяти погибших воинов – составляющие душевного состояния каждого человека, который находится у героического памятника. В честь настоящих и будущих защитников Отечества поднимает Родина-мать свой меч к небу.

Смотрите видео, в котором подробно рассказывается об истории и идее строительства, технических характеристиках символа победы России — монументе «Родина-мать зовет!»:

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

: Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-Матери.

Попасть внутрь и подняться на самый её верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехала в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через все нутро великой женщины. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

Сначала покажу, из чего же, из чего же сделана наша Родина, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

1. В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.

2. Технические данные скульптуры.

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй.

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.

Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Все это я вам сейчас покажу!

3. На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягиваю останкинскую башню.

4. Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

5. Крепление вертикальных тросов.

6. Крепление тросов правой руки с мечом.

7. За натяжением тросов следят специальные датчики.

8. Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.

9. А эта конструкция следит за колебаниями.

10. Лаз в правую руку.

11. Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

12. Редкий шанс встать монументу поперек глотки.

13. Добро пожаловать в голову, говорит старец Фура инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

14. На каком-то форуме РЖД посчастливилось добыть отличные фотографии периода строительства монумента.

15. Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

16. Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

17. Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

18. Для начала оглядимся. Вид на Волгу и на весь мемориал.

19. Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть город.

20. Слева - волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь".

21. Позади - воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.

Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки – очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 годы они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.

22. Эстакадная часть танцующего моста.

24. Трубы завода.

25. Поселок "Тир".

26. Стадион "Ротор".

27. Купол планетария.

33. Экскурсию провела ваша Дашэчка. К слову, в тот день наверху было не очень ветрено, хотя я готовилась в тому, что будет сдувать.

Попасть внутрь и подняться на самый верх Родины-матери доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехала в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через всё нутро великой женщины. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

(Всего 34 фото)

Сначала покажу, из чего же, из чего же сделана наша «Родина», какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

Технические данные скульптуры:

Скульптура сделана из предварительно напряженного железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землей.

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.

Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жесткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Всё это я вам сейчас покажу!

На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягивают Останкинскую башню.

«Добро пожаловать в голову», - говорит старец Фура инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

Меч длиной 33 метра и массой 14 тонн изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру - избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Слева - волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь».

Позади - воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.

Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки - очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 году они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.

Эстакадная часть «танцующего» моста.

Поселок Тир.

Стадион «Ротор».

Экскурсию провела ваша Дашэчка. К слову, в тот день наверху было не очень ветрено, хотя я готовилась к тому, что будет сдувать.

Памятник Победе "Родина-мать", не так прост, как кажется...
Далее фото отчёт от первого лица...
1
Попасть внутрь и подняться на самый её верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехал в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через все нутро великой женщины.
Сначала покажу, из чего же сделана наша Родина, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.
2

3

В не парадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.
4

Технические данные скульптуры:
Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй.
Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.
Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
5

6

На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягиваю останкинскую башню.
7

Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.
8

Крепление вертикальных тросов.
9

Крепление тросов правой руки с мечом.
10

За натяжением тросов следят специальные датчики.
11

Вообще внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.
12

А эта конструкция следит за колебаниями.
13

Лаз в правую руку.
14

Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали.
15

Редкий шанс встать монументу поперек глотки.
16

Добро пожаловать в голову, говорит инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.
17

Посчастливилось добыть отличные фотографии периода строительства монумента.
18

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.
19

Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям – Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).
20

Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.
21

22

Для начала оглядимся. Вид на Волгу и на весь мемориал.
Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть города.
23

24

Позади – воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.
Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки – очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 годы они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.
25

26
27

28

29

30

Таких памятников больше нет ни в нашей стране, ни в мире. А в момент строительства монумента о подобных технологиях строительства даже не знали, и многое придумывалось "на лету".
31

Больших технических помещений внутри статуи всего два - в районе груди и в голове. Там же расположена сложнейшая аппаратура, учитывающая малейшие колебания железобетонной конструкции.
32
Один из самых распространённых мифов о величайшем монументе - после его открытия внутри потерялся человек - не больше чем красивая легенда. Конечно, при желании заблудиться там можно, учитывая огромное количество маленьких клетушек и проходов, но желание заблудиться должно быть крайне сильным. А вот лаз в правую руку монумента, несмотря на маленький размер, выводит в огромное помещение, где вполне может поместиться легковой автомобиль...
33

Внутри монумента повсюду предупреждающие таблички, и на каждом ярусе находятся огнетушители, и порошковая система пожаротушения, которая, к счастью, не применялась. Да и вообще благодаря надежной эксплуатации ЧП за 47 лет не было.
34

35



Похожие статьи
 
Категории