Родион раскольников значение имени и фамилии. Символика имён в романе "Преступление и наказание"

29.03.2019

Ф. М. Достоевский - великий человек и писатель, имя которого знает абсолютно каждый человек ещё со школьной скамьи. Одним из самых известных его романов является «Преступление и наказание». Достоевский написал историю о студенте, который совершил убийство, после чего его постигло ужасное наказание, но не в юридическом плане, а в моральном. Раскольников изводил сам себя, однако от совершенного страдал не только он сам. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также мучилась от поступка главного героя.

Смысл названия романа

«Преступление и наказание» - великий роман, который покорил миллионы читателей и любителей классики. Стоит сказать, что в названии кроется глубокий смысл и содержание произведения.

Немаловажно, что с самого начала Достоевский хотел дать своему роману другое имя, а «Преступление и наказание» он придумал, когда написание произведения было на стадии завершения. Нужно сказать, что роман уже нельзя представить с другим названием, потому что именно нынешнее отражает всю суть задумки великого классика.

Сначала преступление, а потом - наказание. Достоевский хотел подчеркнуть, что иногда для человека не так страшно как кара моральная. Раскольников ощутил всю ее полноту и понял, как страшно «наказывать» самого себя.

Стоит сказать, что не только Родион почувствовал, как тяжело переживать моральную кару. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди.

Родион Раскольников

Ф. М. Достоевский решил познакомить читателя с главным героем своего романа ещё с первых его страниц. Автор описывал внешность Раскольникова: «он был стройным, красивым, рост его был выше среднего, а глаза его были большими и прекрасными». Главный герой романа вырос в семье бедного мещанина.

Писатель отмечает, что Раскольников всегда был плохо одет, и любой другой человек предпочёл бы в таких «лохмотьях» и вовсе не выходить на улицу. Отец главного героя умер, и его семья оказалась в очень трудном положении. Сестра Раскольникова была вынуждена устроиться гувернанткой, чтобы спасти нелёгкое материальное положение, а Родиону пришлось жить на деньги, присылаемые матерью. Однако средств всё равно не хватало, и молодой человек стал давать частные уроки. Такое тяжёлое вынудило Родиона оставить учёбу в университете.

История семьи Раскольниковых сыграла в жизни Родиона огромную роль. Стоит сказать, что бедность стала причиной множества несчастий, которые произошли в жизни главного героя. Однако, несмотря ни на что, Родион очень любил свою семью и был готов отдать за неё жизнь.

Мать Раскольникова

Пульхерия Александровна - мать Родиона, которая любила своего сына всем сердцем. Она представляет собой простую русскую женщину, которая была не только хорошим и а и ласковой, и любящей своих детей матерью. Автор показывает читателю, что Пульхерия хорошо выглядела, несмотря на свой возраст, а также некрасивую и неопрятную одежду.

Мать главного героя была уступчивой и всегда могла согласиться на многое. Однако, несмотря на это, она была честным человеком и именно эта черта не давала ей переступить через себя.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» предстала перед читателем бедной, но честной. Члены ее были готовы на всё друг ради друга.

Сестра Родиона

Дуня - любимая сестра Раскольникова. Стоит сказать, что между нею и братом уже давно установились тёплые которые смело можно назвать дружескими. Дуня очень любила Родиона и свою мать, из-за чего решилась на замужество с Лужиным, для того чтобы спасти родных людей от нищеты. Она хотела, чтобы Раскольников продолжил учиться в университете, а также работал с её будущим мужем.

Однако Родион отговорил свою сестру от брака с Лужиным, потому что тот был жадным и неблагородным господином. Вскоре Дуня вышла замуж за Разумихина - лучшего друга Раскольникова, который стал частью их небольшой семьи.

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» является очень дружной. Несмотря на все невзгоды и препятствия, которые встречаются на пути у каждого ее члена, они остаются вместе и пытаются друг другу помогать.

Отец Родиона Раскольникова

Стоит сказать, что Достоевский решил не говорить много об отце Родиона. Известно только то, что глава семьи скончался. После его смерти Пульхерия и её маленькие дети были вынуждены зарабатывать себе на жизнь, а это давалось им совсем непросто.

Связь Раскольникова с семьёй. Поступок Дуни

Нужно повторить, что очень дружной и любящей была семья Раскольниковых. Характеристика героев даёт понять, что каждый из них был готов друг ради друга на все. Мать любила своих детей, а они любили её.

Трепетное отношение Раскольниковых друг к другу видно ещё в самом начале романа. Когда они остались в полной нищете после смерти отца, мать, Дуня и сам Родион изо всех сил пытались раздобыть деньги, для того чтобы хоть немного обеспечить семью. Сестра главного героя пошла на большие жертвы, решившись на замужество с Лужиным. Дуня хотела вступить с ним в брак в первую очередь для того, чтобы избавить свою семью от нищеты. Этот поступок говорит о том, что Раскольников был близок своей матери и сестре настолько, что они были готовы пойти на большие жертвы.

Бедная, но дружная семья Раскольниковых. Описание поступка Родиона

Несмотря на то что Родион был преступником, Достоевский не лишил его близких и любимых людей. Подтверждением этому является семья Раскольниковых. Характеристика членов этой семьи показывает читателю, что, несмотря на препятствия и невзгоды, они всё равно оставались друг другу самыми близкими и родными людьми.

Связь Родиона с его семьёй подтверждает ситуация, когда Родион узнал о предстоящем замужестве Дуни и Лужина. Сестра Раскольникова хотела выйти замуж за этого господина ради достатка своей семьи, однако Родион выразил свой протест и недовольство по этому поводу. Раскольников запретил своей любимой сестре заключать брак с жадным и не благородным Лужиным, потому что не хотел видеть, как его сестра будет мучиться и страдать. Этот поступок говорит о том, что семья и честь каждого её члена - главное.

Роль семьи в жизни Родиона

Стоит сказать, что Достоевский не зря уделял столько внимания семьям Раскольниковых и Мармеладовых. Писатель хотел показать, что значат в жизни каждого человека. Примером в повествовании становится семья Раскольниковых. Описание поступков и характеров каждого героя даёт читателю возможность понять, какую роль близкие люди играют в жизни друг друга. Нужно сказать, что отчасти семья Раскольникова стала причастной к совершению преступления Родионом, ведь мать и Дуня возлагали на главного героя все свои надежды. Именно поэтому он чувствовал за собой долг перед родными, а также большую ответственность за жизни матушки и сестры.

Роль семьи Родиона в «Преступлении и наказании»

На протяжении всего романа читатель испытывает не неприязнь, а жалость к главному герою произведения «Преступление и наказание». Семья Раскольникова находилась в трудном положении. Дуне, Пульхерии и Родиону постоянно приходилось переживать различные потрясения и сложные ситуации.

Судьба семьи Раскольниковых нелегка, а потому заставляет каждого читателя испытывать жалость и сочувствие. На протяжении всей жизни этим людям приходилось бороться за себя и своих близких, проходить сложные испытания, но в то же время беречь свою честь и жить справедливо. Роль семьи Раскольникова в романе заключается в том, чтобы с ее помощью автор смог обратить внимание читателя на то, как взаимоотношения с близкими могут влиять на Хорошая семья, в которой царит взаимопонимание и любовь, может дать покой и истинное счастье.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.

Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион — греческого происхождения, что означает «житель острова Родос». Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза». «Руда» — в старославянском языке означает «кровь». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.

Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Пом-пей, Цезарь, Тиберий. Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания. Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского. Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.

Отчество Раскольникова — Романович. Роман — в переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова «крепость», «сила». Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Наконец, сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.

Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе. Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным. И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.

Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова мы также находим у С. В. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает" породившую его мать-землю, „раскалывает" родину» Романовых (отчество героя — Романович).

Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.

Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых. Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом, чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям. Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.

Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва», «Обет Богу». Лизавета изображена в романе наподобие юродивой. Это «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, ... бывшая в полном рабстве у сестры своей». В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от нападения Раскольникова, она по-детски закрывается рукой.

Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу. .Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него. А затем в финале романа его воскрешает любовь к Соне, той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и которая сама казалась похожей на нее.

Ситуация здесь в высшей степени символична: в духовном воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та, которую он этой жизни лишил. И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.

Таким образом, имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с развитием сюжета.

Родион Романович Раскольников (Rodion Romanovich Raskolnikov) – главный герой романа "Преступление и наказание" (Crime and Punishment) Федора Достоевского (Fyodor Dostoyevsky).


Несмотря на то, что сегодня большая часть молодых российских читателей признается в ненависти к "Преступлению и наказанию", которым их "мучили" в школе – а роман действительно тягостный и сложен для понимания в школьном возрасте, - образ Родиона Раскольникова вот уже полтора столетия остается непременным элементом русской культуры. Впрочем, в наше непочтительное время Раскольников стал не только символом нравственных терзаний и душевного перерождения, но и героем карикатур и анекдотов. Кто из вас, дорогие читатели, не слышал знаменитое "Пять старушек – уже рубль!"?

Фамилия "Раскольников" происходит от слова "раскольник", что означает старовер или старообрядец, т.е. человек, не принявший церковные реформы патриарха Никона (Patriarch Nikon) в 17-м веке. Имя Родион - греческое, означает "выходец с Родоса (Rhodes)". Любопытно, что у Родиона Раскольникова был вполне реальный прототип – некто Герасим Чистов (Guerasim Chistov), 27 лет, приказчик по профессии, который действительно был старовером. В январе 1865 года он топором убил в Москве (Moscow) двух бедных старух, прачку и кухарку, намереваясь ограбить их более состоятельную хозяйку.

Раскольников - совсем молодой человек, бывший студент юридического факультета, живущий в крайней бедности в Санкт-Петербурге (Saint Petersburg). На то, чтобы завершить образование, денег у него нет. Он живет в каморке под самой крышей, которую арендует, но за которую не платит уже очень долгое время. По его словам, крошечная пыльная каморка усугубляет его депрессию. Он спит на старой софе с маленькой подушкой, подкладывая в изголовье старую одежду, и накрывается ветхой студенческой шинелью. У Раскольникова нет денег даже на то, чтобы купить себе еды, и если квартирная хозяйка не выручает его, посылая к нему слугу с чаем и чем-нибудь съедобным, ему приходится голодать. Находясь под постоянным давлением из-за своей нищеты, он меняется физически и эмоционально, словно безумие постепенно поглощает его душу. Раскольников словно раскачивается на качелях между абсолютным альтруизмом и столь же полной апатией. Автор описывает его как умного, замечательного красивого юношу, с прекрасными темными глазами, высокого и стройного, но одетого в такие изношенные лохмотья, которые постыдился бы надеть и последний мастеровой. Между тем, его бывшие собратья-студенты почему-то не любят его. У Родиона есть мать, вдова Пульхерия Александровна Раскольникова (Pulkheria Alexandrovna Raskolnikova), и сестра Дуня, Авдотья Романовна (Avdotya Romanovna Raskolnikova), которые души в нем не чают.

От чудовищной нищеты Раскольников решается на преступление. Топором, украденным у дворника, он убивает Алену Ивановну (Alyona Ivanovna), старуху-процентщицу, у которой занимал деньги под заклад своих вещей, и ее сестру, ставшую невольной свидетельницей преступления. Раскольников не желает зарабатывать деньги по копеечке, ем "нужен весь капитал" сразу, правда, деньги он намеревается использовать на добрые дела, основываясь на теории "великого человека", которую сам же и вывел. Раскольников считает, что люди делятся на две категории, на "обыкновенных" и "необыкновенных", и если обыкновенные – это серая законопослушная масса, то необыкновенные не обязаны следовать никаким правилам и вольны поступать так, как им хочется. Раскольников обдумывает свою теорию месяцами, но никому не рассказывает о ней, за исключением своей покойной невесты. Увы, чуть раньше он опубликовал статью о теории в журнале под своими инициалами, и впоследствии это очень его подвело.

Раскольников верит, что сам он относится к необыкновенным людям, и, значит, имеет право на любое преступление, наивно полагая, что после не будет о нем сожалеть. Однако на деле все оказывается наоборот – убийство процентщицы и ее кроткой сестры огромной тяжестью ложится на его душу, настолько, что Родион не в состоянии даже воспользоваться похищенными деньгами. Его мучает даже не столько сам факт совершенного убийства, сколько предположение, что он все-таки не "великий человек", а самый что ни на есть обыкновенный, и Раскольников продолжает терять разум.

В каком-то смысле его спасает Сонечка Мармеладова (Sonia Marmeladova), еще одна представительница мира обездоленных, которой он признается в своем преступлении. После признания следователю Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь (Siberia), сопровождаемый Сонечкой, и там начинается его духовная и умственная реабилитация.

Федор Михайлович Достоевский родился в больнице для бедных на Новой Божедомке. Родился он в столь неприглядном месте вовсе не потому, что был беден – наоборот, отец его, обрусевший дворянин польско-литовских кровей был вполне обеспеченным помещиком (за что в свое время и пострадал – был убит крестьянами), а потому, что отец этот проживал во флигеле этого заведения, ибо служил там врачом. Теперь Новая Божедомка носит имя писателя, в бывшей больнице для бедных уютно разместился Институт Туберкулеза (ныне Институт Пульмонологии) – кстати, интересный момент – количество и яркость образов чахоточных персонажей в книгах уроженца сего заведения значительно превышает средний процент в популяции – а морг института носит в народе название «Морг Достоевского».

Жизнь юного дворянина в больнице для бедных была своеобразна. На всю жизнь сохранил юный Федя память о запахе нищеты в сочетании с запахом лекарств, крови, гноя, человеческой мочи и дерьма. И, возможно, казалось ему, что эта больница - символ России бедной, страдающей, болящей.

Роман «Преступление и наказание» начинается с описания болезненных переживаний бедного Родиона Романовича Раскольникова. Обратим внимание на имя главного героя: Родион. У этого имени два значения – «геройский» и «розовый». Вряд ли Достоевскому было известно современное значение термина «розовый», поэтому остановимся на первом – «геройский». Но надо помнить, что имя Родион в греческой транскрипции носил апостол из 70, подлинное имя которого было – Иродион. Т.е. имя это напоминает косвенным образом и об избивателе младенцев Ироде. И при этом, имя это носит несколько бурлескный характер. Каждому известна потешка «Заяц белый, куда бегал?». Заканчивается она фразой: «кто украл? – Родион! - выйди вон!». То есть Родион – это, во-первых, вор; во-вторых – он должен выйти вон.

Отчество «Романович» отсылает нас к двум значениям: «крепкий» и «римский». И, действительно, «римское» противопоставление себя и общества – «римское» потому, что напоминает примат Римского Папы над Католической Церковью, а Раскольников считает себя «над-человеком» - и свойственно этому персонажу. Ну, а фамилия «Раскольников» прямо отсылает нас к раскольникам-староверам, ушедшим от Церкви в дебри протестантизма (беспоповцы) и стяжательства.

Я не говорю уже о фонетической составляющей этого сочетания «Р-Р-Р!» Здесь слышен тот самый рык, который производит зверь

Итак, Родион Романович идет убивать старуху-процентщицу. Повод (не причина, конечно) – деньги. В романе вообще часто упоминаются (даже до навязчивости часто) различные финансы. Векселя, закладные, ассигнации, двугривенные – ими просто пестрит роман. Современный Ирод идет убивать уже не младенцев (хотя убьет потом и младенца – чистую сердцем Лизавету), но «вошь». А, кстати, истинный Ирод тех же самых младенцев считал явно не знатнее вшей.

Кого же идет он убивать? Процентщица – персонаж своеобразный, она не ростовщик в прямом смысле. Мы бы сказали, что она держит ломбард, т.е. является представителем периода первичного образования финансового капитала. Но вспомним, что происходит в это время в России? Крестьянская реформа высвободила большое количество свободных денег, и в стане семимильными шагами шло формирование банковской системы, т.е. того самого финансового капитала. Не будет преувеличением сказать, что Алена Ивановна есть символ (карикатурный – но символ) новой России. Косвенно, на это указывают ее имя и отчество. С одной стороны, это типично русские имена Алена и Иван. С другой – имя Алена – т.е. Елена, в истории носили такие замечательные женщины как св. царица Елена и св.равноап. Ольга, в Православии символизирующие новую общественную жизнь. Можно спросить – почему же православный Достоевский дал это имя столь несимпатичному персонажу? Но все дело в том, что православие Достоевского очень своеобразно, что мы и увидим далее.

Лизавета же Ивановна, если придерживаться этой схемы, символизирует собой Русь Уходящую. Будучи моложе своей сестры, она духовно ее старше, ибо живет по евангельским законам. Не случайно Достоевский подчеркивает, что матери у сестер разные – чистая Русь Святая и современная Россия явно родились не из одного лона, хотя и от одного отца. Косвенно, нашу догадку подтверждает и имя героини – Лизавета. Так звали евангельского персонажа - ПРАВЕДНУЮ ЕЛИСАВЕТУ, мать Иоанна Предтечи. И горькой иронией (а может быть – нарочитым глумлением) звучит фраза, что Лизавета постоянно была беременна..

Итак, человек с говорящей фамилией Раскольников зарубает топором фигуры, символизирующие Русь – Россию. Встает сакраментальный вопрос – «А причем здесь евреи?»

Евреи щедрой рукой рассыпаны по пространству романа, хотя чаще всего они замаскированы. Формально, еврей один – Ахиллес в каске, на глазах которого стреляется Свидригайлов. Но если внимательно присмотреться, то именно евреи встречаются главному герою на всех поворотах романа.

Первым таким поворотом служит встреча с Мармеладовым. Кто здесь еврей? – спросите вы. Ах, дорогой читатель, часто ли Вы встречали людей с такой фамилией? Кем может быть Мармеладов – сыном мармелада, что ли? А вот искаженное «Меламуд» или что-то похожее читается здесь явно. Не верите? Тогда вспомните, как его зовут. Напомню, зовут его Семен Захарович, что не очень характерно для чистопородного русака. А дочка у него – Соня. Папа – Сема, дочка – Соня – для еврейской семьи это весьма часто встречающееся сочетание. Кстати, детей от «русского» брака Семы Мармеладова зовут Лида, Поля и Леня. Имя Лидия, хотя и есть в святцах, встречается достаточно редко, имя Леонид часто дается еврейским мальчикам, растущим в русскоязычной среде, а вот имени Полина в святцах нет. Полина крещена, скорое всего, как Пелагея, но имя Пелагея для дочери чиновника и дворянской дочери малохарактерно. А имя Полина вполне допустимо для смешанной русско-еврейской семьи.
Интересна и среда, в которой живет Мармеладов. Портной Капернаумов – это только видимая часть айсберга. Остальные обитатели носят немецкие фамилии (Клопшток и прочие), но они вполне могут быть и идиш-еврейскими. Создается впечатление, что Раскольников попадает в ходе своих путешествий в некое гетто.
Встреча с Мармеладовым окончательно убеждает Раскольникова в правильности выбранного пути – «нет никаких преград, и так тому и следует быть!».

Второй еврей на пути Раскольникова - это Лужин. Я представляю уже крики: «Лужин – не еврей!» Но обратите внимание, насколько Лужин соответствует иконографии типичного еврея – «жида»: брюзгливая физиономия, финансовые занятия, подсчет денег и попреки Дунечки и Пульхерии Александровны своими «расходами». Да и никуда не денешь фразу «что-то я совсем ожидовел» (цитирую по памяти). Т.е., в романном пространстве Достоевского, Лужин – еврей-символ. Кстати, фамилия Лужин – не русская. Во всяком случае, в словарях русских фамилий, гуляющих по Интернету, ее нет. Напоминает она русифицированную еврейскую фамилию. Да и сочетание «Петр Петрович» скорее напомнит о каком-нибудь Пинхасе Пинхасовиче.

Лужин – персонаж, бесспорно, отрицательный, и появляется он в романе исключительно для того, чтобы продемонстрировать, насколько его отвратительные экономические теории ничем, в сущности, не отличаются от воззрений Раскольникова.

Третий еврей – а вернее еврейка – это Сонечка Мармеладова. Роль ее в жизни Раскольникова описана многократно, повторяться я не хочу. Вернемся к ней несколько позднее.

Из главных персонажей романа мы не разобрали еще Свидригайлова, Порфирия Петровича, Разумихина и Дуню. Самым интересным и, в некотором роде, даже таинственным персонажем из них, является, бесспорно, Свидригайлов.

Зачем он в романе? На самом деле, все, что реально делает Свидригайлов – это дает всем денег. Тут он играет роль этакого «бога из машины». Но в художественном произведении есть уже «бог из машины» - это автор. Я берусь утверждать, что за маской Свидригайлова прячется сам автор – Федор Михайлович Достоевский. На это есть ряд прямых указаний:
1. Фамилия «Свидригайлов» имеет литовские корни, т.к. восходит к князю Свидригайло.
2. Непонятные отношения Свидригайлова с женщинами прямо отсылают нас к самому Федору Михайловичу и его проблемам.
3. Свидригайлов – игрок, как и сам Достоевский.
4. Свиидригайлов, как и Достоевский психически болен.
5. Свидригайлов – совесть Раскольникова. Он обличает его, он пародирует его действия, он знает то, что знает только сам Раскольников. Он – черный человек Раскольникова, поэтому, когда Раскольников решает идти с повинной, Свидригайлов становится ненужным и аннигилирует (не надо меня ловить на хронологии – решение Раскольников принял задолго до того, как оформил его вербально). Свидригайлов – это тот, кого Раскольников боится.

Порфирий Петрович – персонаж своеобразный. Своеобразный говорок, морализаторство и имя Порфирий, отсылающее нас к понятию порфироносности, в сочетании с отчеством «Петрович», напоминающем нам имя создателя российского абсолютизма Петра I, прямо направляют нас к формуле «Православие. Самодержавие. Народность». Порфирий – та машина российской государственности, играющая с человеком, как кошка с мышью, но в конце концов, подавляющая его. Юмористически обыгранный, персонаж этот становится еще страшнее.

Юмор Достоевского, вообще, своеобразен, что проявляется в именах Дуни и Разумихина. Разумихин, конечно же, прекраснодушный человек эпохи Просвещения, уповающий на силу разума и, в силу этого, глуповатый, хотя и добрый и порядочный. Именем же Дуня Федор Михайлович вовсю поглумился над доверчивым читателем. Имя Дуня символизирует не что иное, как небезызвестную Дуньку Кулакову. Она заставляет страдать Свидригайлова, отказывает в последний момент Лужину, да и с Разумихиным ее отношения достаточно своеобразны.

Но вернемся к финалу романа. Сколько было умиления в том, что блудница и убийца склонились над Евангелием. Но я предложу иную трактовку – еврейка и старовер. Раскольников ведь не зря нелюбим каторжанами. Его обвиняют в том, что он в Бога не верует, хотя и ходит в церковь. То есть обряд-то он сохранил, что роднит его с настоящими старообрядцами. Общение же с Соней приводит его к возможности восприятия Евангелия как такового.

Почему же еврейка Соня должна привести к Евангелию? Антисемитизм Достоевского стал уже общим местом и никто не хочет вспомнить те строки из «Дневника писателя», в которых он открещивается от этого обвинения. Мы знаем от Розанова, что антисемитизм и юдофильство – две стороны одной медали. Достоевский евреев по своему любил, но в полном соответствии с апостольским учением ждал от них прихода ко Христу. Более того, именно с ними, как с избранным народом, что следует из романа «Преступление и наказание», он связывал надежду на христианизацию падшего мира. Кстати, именно поэтому Сонечка – блудница. Мы ведь не только ни разу не видим ее за ремеслом, но и для героев романа оно как бы остается за скобками. Именно это и говорит о том, что блудница – символ, и символ не столько евангельской блудницы, сколько символ блужданий еврейского народа во тьме без Спасителя.

Какова же зашифрованная идея романа?

Обрядоверие (приверженность старым обрядам, или, шире -приверженность 2 Храму – Храму Соломона – ИРОДА) убивает Россию, как Святую Русь, так и новую Россию. К этому косвенно причастны евреи, но не как движущая пружина, а как катализатор (опустим сейчас рассуждения Достоевского о богоносности русского народа и, следовательно, принятии на себя еврейской роли в новозаветном мире). Империя может за это наказать, но это не возвращает к жизни, потому что это – каторга. Спасение – от евреев, ибо они приведут к Христу. Проблема заключается только в том, что Достоевский не видит Церкви. Раскольников и Сонечка вдвоем, но вне Тела Христова.

Я намеренно не стал затрагивать ряд других проблем этого романа, таких как, например, анализ сна Раскольникова про лошадь (это интересным образом отзовется у Фрейда в его «Анализе фобии пятилетнего мальчика») или сравнение образов Марфы Петровны и Пульхерии Алескандровны. Мне в своем исследовании хотелось во-первых, снять с Достоевского обвинения в антисемитизме; и во-вторых, показать, что он, хотя и великий, но все же не вполне православный писатель. Как удалось – судить читателю.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине» (Д. Мережковский).

Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского.

Уже первое слово -- “преступление” -- символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург -- фантастический город А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя -- с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников -- раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” -- дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова -- и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф.М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет -- желтый. Для М.А. Булгакова это тревога, надрыв; для А.А. Блока -- страх; для А.А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф.М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада -- наказание холодом -- “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А.А. Ахматовой “восхождение” -- счастье, а “нисхождение” -- беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” -- один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу.

1. Имена в романах Достоевского

Родион Романович Раскольников.

Главный герой романа - Родион Раскольников. Романтик, гордая и сильная личность. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русого цвета, ростом выше среднего, тонок и строен. Но в одежде Раскольникова автор подчеркивает его бедность и нищету: его одежда превратилась практически в лохмотья, шляпа была вся изношенная, «вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Раскольников - бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и и своей теории. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрушить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая стала случайным свидетелем первого, запланированного убийства. После убийства Раскольников переживает глубокое духовное потрясение. У героя появляется горячка, он близок к помешательству и суициду. Крах теории для Раскольникова означал крах всего, всех жизненных установок. Он теперь отдалён от общества, отныне он - раскольник.

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол». Раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам откинул нравственные законы и изобрел свою собственную нравственную теорию. Смысл теории заключается в том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди - лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон.

Возвращаясь к фамилии, следует добавить, что фамилия так же указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его - бескорыстна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне) другая - холодна, самолюбива, переполнена эгоизмом.

Имя Раскольникова - Родион - греческого происхождения, имеет несколько версий происхождения: по одной, оно произошло от греческого имени Иродион, означающего “герой”, по второй, оно имеет в корне греческое слово, означающее “роза”, а по третьей -- так могли называть жителя острова Родос. Остров Родос славился великими полководцами, так здесь возникает мотив сильных людей, которые смогли переступить через кровь и страдания. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывает о неком путешественнике, прибывшим на остров и хвастающийся тем, что совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили продемонстрировать свое умение. Так и Раскольников в романе. Его Родосом становится убийство старухи.

Отчество Раскольникова - Романович. Роман в переводе с латинского означает «римлян», происходит от греческого «крепость», «сила». В романе говорится, что Раскольников хотел силу в себе испытать и крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Интересную интерпретацию имени, фамилии и отчества Раскольникова мы находим у С. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». Раскольников «раскалывает» породившую его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество - Романович). Таким образом, Достоевский выступает здесь предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих идей» разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась расколота в буквальном смысле этого слова.

К чему пришел Раскольников в финале? Для него становится ясным, что его теория «мертворожденная» (как ее называл С. Белов) и что «невозможно строить личное счастье или даже общее благополучие на страданиях другого, хотя бы и ничтожного существа» (Гроссман). Убийство кого бы то ни было недозволенно.

Мармеладов Семен Захарович.

«Семья Мармеладовых -- фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», -- писал В.Я. Кирпотин.

Мармеладов - титульный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет за 50, с отёкшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Мармеладов лишился места в связи с сокращением, поэтому и начал пить. Историю жизни Мармеладова мы узнаём из его же уст. Свою слабость и свои пороки герой поднимал до вселенского масштаба, часто вел себя при этом излишне театрально «Жалеть, зачем меня жалеть! - вдруг завопил Мармеладов, вставая с протянутой вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов».

С фамилией Семена Захаровича нет прямых ассоциаций. Возможен такой расклад: «мармелад» - это сладость, мягкая, желеобразная. Очень (даже слишком) сладкий продукт, как и герой романа, его душа не пропитана желчью мира, но жизнь приторна. Основное качество мармелада «мягкий» соответствует чертам характера героя и его манере изъясняться.

По сути, если заглядывать глубже, фамилия еще больше подчеркивает бедственное положение семьи, их нищету, голод и болезни. Семья - порождение неправильно устроенного общества, а фамилия призвана подчеркнуть «сладость» жизни в таком обществе.

Мужское имя Семён является формой древнееврейского мужского имени Симеон, означающего “слышащий (Бога)”, “услышанный Богом в молитве”.

Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно - Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было».

Соня Мармеладова.

Соня - дочь Семена Мармеладова, замученная попреками обезумевшей от нищеты матери, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пьяницу отца и его семью. Внешне худенькая и бледная девочка, с острыми неправильными чертами лица. Ее нельзя была назвать хорошенькой, но зато ее голубые глаза были такие ясные, что когда они оживлялись, выражение лица становилось добрым и простодушным, невольно привлекало к себе.

Все поступки героини удивляют своей искренностью и открытостью, она ничего не делает для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестер, Раскольникова. Жизненная позиция девушки отражает веру в добро, справедливость и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он не был.

Ее имя Достоевский выбрал не случайно. Имя София пришло к нам из греческого языка и означает «мудрость», «разумность». М.С. Альтман сделал особый вывод о внутреннем смысле ее имени: «И если имя София вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софии - смиренномудрие». В романе чаще употребляется как Соня, Сонечка, что подчеркивает ее детскость. Но Раскольников, в самом начале романа называя ее Софьей Семеновной, как бы призывает ее недетскую мудрость, хоть и, не понимая ее до конца.

Что же качается фамилии, то судить о ней следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагичной жизни.

Петр Петрович Лужин.

Неожиданно и зловеще его появление в романе. О его существовании известно еще в первой части, можно сказать, с самого начала. Но на первый план он выдвигается даже внезапно. И вот его описание. Испытываешь некоторое разочарование. Казалось бы, такое имя -- Петр Петрович - ко многому обязывает. Известно, что Лужин, попросту говоря, подлец, и кажется, что должен увидеть человека, по-видимому, незаурядной внешности, который делает подлости хладнокровно, спокойно. Прочитав портрет Лужина, удивляешься: думая, что мерзок, но не до такой же степени! Первая ассоциация, которая приходит в голову, -- медуза. Перед нами предстало такое же отвратительное существо. Вполне понятно отношение к нему автора. Чувствуется даже насмешка над ним. Например, сравнение бакенбарда с котлетами или слова, «даже волосы…, представляли… ничего смешного». Почему «даже»?! Сам Достоевский очень лаконично оценил его: красивая и солидная физиономия. Неприязнь к этому персонажу усиливается, когда читаешь его безобразный ультиматум Дунечке и Пульхерии Александровне. Ставит в тупик контраст между именем и фамилией Петра Петровича Лужина. «Камень» и Лужин! Не зная его имени, можно было бы объяснить его фамилию: ведь он один из самых «грязных» в романе персонажей. После приходит на ум толкование его имени, правда, здесь надо немного отойти от того смысла, который в него обычно вкладывают: не «камень», а «каменный», «окаменевший»; еще один синоним (но это уже конкретно для Лужина) - черствый.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин.

Это один из двойников Раскольникова, его самый близкий друг. Безусловно, персонаж положительный. Раскольников убил. Убил и остался один. Один? Случайно ли в моменты, когда Раскольникову неимоверно трудно - болезнь ли это, или момент невыносимого одиночества - рядом появляется Разумихин? А кто больше всех помог Дунечке и Пульхерии Александровне, когда они только приехали в Петербург, и на них обрушилась сразу масса уничтожающих фактов: болезнь Роди, известие о его разговоре с Лужиным. И неизвестно, как бы кончился для них тот день, если бы не было рядом того же Разумихина. Он как-то непроизвольно снимает возникшее напряжение, успокаивает накалившиеся страсти. Дмитрий по-гречески «принадлежащий Деметре - богине земледелия», или земле. Земля, фундамент, опора для Раскольникова.

2. Значение имён в романе «Идиот»

Имена, отчества и фамилии в романе «Идиот» определяют личность того или иного персонажа и полны глубочайшего смысла. Давая имена своим персонажем, Достоевский уже самим их звучанием старался выразить сущность этих персонажей, их душевные свойства. Только по фамилии и имени называются герои, не достигшие зрелого возраста, а так же эпизодические персонажи - Петя Ворховский, Костя Лебедев, Алексашка Лихачёв, Ипполит Тереньтьев. Только Колю Иволгина, младшего сына Ардалиона Александровича Иволгина, называют также Николай Ардалионович, выражая тем самым уважение к его непосредственности.

Горничные, слуги, дети, редко жёны имеют только имя, например, горничные Барашковой - Катя и Паша.

Небольшая часть героев именуется только с помощью инициала - князь Щ, Евгений Павлович Р. Можно с уверенностью сказать, что за инициалами прячется реальное лицо. Прибегая к такому художественному приёму, Достоевский даёт возможность читателю по контексту самому догадаться о ком идёт речь.

Многие имена в романе являются» говорящими», но не все они имеют внутреннюю форму. Давая имена своим героям, Достоевский имел возможность использовать свою выдумку или опирался на реально существовавший прототип. Например, в романе есть герои - Птицын, Лебедев. Чтобы правильно осмыслить имена этих героев, надо, по словам литературоведа М.С.Альтмана вспомнить, что в тогдашнем Петербурге славились два денежных дельца - Воронин и Уткин, которые служили частой мишенью для сатирических поэтов «Искры». «Все они птицы, хоть разного полёта, но из одного с Ворониным и Утиным помёта».

В романе есть слово, которое можно назвать эквивалентом собственного имени. Это имя главного героя произведения. Оно употреблено в произведении только в применении к этому определённому человеку и имеет устойчивый характер. Это слово воспринимается как именование данного лица, как средство не только характеристики, но и выделение его среди других действующих лиц, так как оно тоже имя собственное, хоть и не оформлено как имя. Мышкин - идиот.

3. Символика имён в произведениях русских авторов

А. Островский.

Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего, это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев.

Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой - не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса “не могла ужиться с родней”, “уж очень ей дико казалось”. Значит, Борис - Дикой по отцу. Что это означает? Да то и означает, что он не сумеет отстоять свою любовь и защитить Катерину.

Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом) да Кудряшом, на которого находится соответствующий Шапкин, урезонивающий его. Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик - птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса - “чайка” по-гречески, Катерина - “чистая”. Лариса - жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” - “Ласточку” (пароход) и потом Ларису - чайку. Катерина - жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это.

Л. Толстой.

В рассказе Толстого «Хозяин и работник» очень символично имя работника Никиты. Его небесный покровитель - по-видимому, святой мученик Никита, и жизнь работника была тяжелой и исполненной мучений. Имя «Никита» - однокоренное с именем «Николай», которое означает `победитель народов". Никита оказывается победителем и над смертью, и над нравственными принципами, над грехами хозяина, который, отогревая замерзающего работника своим телом, жертвует ради него собственной жизнью.

Имя хозяина, Андрей, значимое: по-гречески царь. Таким образом, автор указывает на властолюбие и гордыню самоуверенного купца. Отчество «Андреич» производно от имя «Андрей», значащего "мужественный". Соответствие поведению героя здесь ироническое: Брехунов ведет себя во время метели отнюдь, а не мужественно, а сначала самонадеянно, затем -- до неожиданного духовного перелома -- трусливо и подло, бросая на верную смерть Никиту. Фамилия «Брехунов» указывает на ложность жизненной позиции Василия Андреича («брехать» -- "лгать").

Заключение

В любом литературном произведении заложена определенная идея, которую автор стремится донести до читателя. Герои произведения также призваны выразить главную мысль автора, а значит, их имена, впрочем, как и их поступки, имеют символичное значение, с которым читатель произведения знакомится сразу же. С каждой новой страницей романа читатель все больше проникает в символ имени, глубже понимая поступки и мысли героев, а значит и главную мысль всего произведения.

раскольников мармеладова достоевский

Список используемой литературы

1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

2. В. Набоков «Лекции по русской литературе».

3. С.Л. Франк «Легенда о Великом Инквизиторе».

4. П.А. Флоренский «Имена».

5. А.Ф. Лосев «Бытие. Имя. Космос».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Литературоведение и религиозно-философская мысль о мировоззренческой позиции Ф.М. Достоевского и романе "Преступление и наказание". Раскольников как религиозно-философский стержень романа. Роль Сони Мармеладовой и притчи о воскресении Лазаря в романе.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2012

    Раскольников Родион Романович как главный герой романа Достоевского "Преступление и наказание". Роль Сони в жизни Родиона. "Новое, необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни", которое испытал главный герой после смерти Мармеладова.

    сочинение , добавлен 03.04.2012

    Конфликт между лицом и миром в искусстве. Образы Сони Мармеладовой, Разумихина и Порфирия Петровича как положительные в романе Достоевского "Преступление и наказание". Образ Родиона Раскольникова через систему его двойников в лице Лужина и Свидригайлова.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Реализм "в высшем смысле" – художественный метод Ф.М. Достоевского. Система женских образов в романе "Преступление и наказание". Трагическая судьба Катерины Ивановны. Правда Сони Мармеладовой – центрального женского образа романа. Второстепенные образы.

    реферат , добавлен 28.01.2009

    Определение цели, задачи и проблемного вопроса урока, описание оборудования. Акцент на образах Мармеладовой и Раскольникова в драме "Преступление и наказание". Внешнее сходство и принципиальное различие внутреннего мира Сони Мармеладовой и Раскольникова.

    разработка урока , добавлен 17.05.2010

    Петербург Достоевского, символика его пейзажей и интерьеров. Теория Раскольникова, ее социально-психологическое и нравственное содержание. "Двойники" героя и его "идеи" в романе "Преступление и наказание". Место романа в понимании смысла жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Библейская символика чисел в произведении Достоевского "Преступление и наказание" ("3", "7", "11", "4"). Связь чисел с евангельскими мотивами. Отражение в подсознании читателя мелких деталей. Числа как знаки судьбы в жизни Родиона Раскольникова.

    презентация , добавлен 05.12.2011

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Особенности построения женских образов в романах Ф.М. Достоевского. Образ Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой. Особенности построения второстепенных женских образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", основы человеческого бытия.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Идейный смысл романа "Преступление и наказание". Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.



Похожие статьи
 
Категории