Рой лихтенштейн поп арт. Технология творчества Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein)

09.07.2019

«Поп-арт фактически индустриальная живопись, это то, чем скоро станет целый мир» - Рой Лихтенштейн

Биография

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в еврейской семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил своё среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн впервые стал интересоваться искусством и дизайном в качестве хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства. Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй Мировой войны и после неё в 1943-1946 годах. Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет. В 1949 г. Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развёлся в 1965 году. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины, например в отдельные период был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма.

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын - Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

В 1960 году он начал преподавать в Рутгерском университете, где попал под значительное влияние Аллана Капроу. Это способствовало увеличению его интереса к образам прото поп-арта. В 1961 год Лихтенштейн сделал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов или мультфильмов и технологию, пришедшую из промышленной печати.

Первый успех Лихтенштейну принесли его работы на темы комиксов и журнальной графики. Художник выбирал понравившуюся ему картинку, вручную увеличивал её, перерисовывая растр, и выполнял в большом формате, используя трафаретную печать и шёлкографию. Большинство работ художника выполнена в технике фиксированного рисунка, которая заключается в том, что изображение масштабируется, видоизменяется растр, а полученный вариант при помощи трафаретной печати превращается в оригинальный формат. В самом изображении при этом усиливались черты иронии и сарказма.

Он компилировал комиксы, вдыхая в них новую жизнь, заставляя зрителей фокусироваться на главном, отбрасывая второстепенные детали. Достаточно в его картинах и юмора, и иронии над классическими образцами живописи, оформленными в современном стиле. Коллеги по творческому цеху, фотографы и критики были очарованы картинами, которые рисовал Рой Лихтенштейн.

Детство и юность

Родился будущий художник в пригороде самого красивого и современного города мира - Нью-Йорка. Родители у него были обычные работяги из среднего класса и, как могли, обеспечили ребенку достойное образование. Сначала это была муниципальная школа, но, заметив талант мальчика (который, к слову, был весьма сомнителен), отправили его учиться в престижную школу искусств.

Новые необычные предметы нравились Рою, и вот уже у него начинает просыпаться тяга к прекрасному. Настолько, что после окончания школы он некоторое время по собственной инициативе посещает классы в Студенческой Лиге Искусств. К сожалению, в университеты Нью-Йорка требовалась слишком большая сумма денег, и Рой Лихтенштейн отправляется в высшее учебное заведение ориентированное на изучение искусств.

Обучение. Первые шаги

Осваивая классические приемы живописи, изучая его историю, теоретические дисциплины и сравнительно новое дизайнерское направление, будущий творец пытается найти свое направление в искусстве, выработать стиль и узнаваемую манеру рисования. Но первые картины слишком похожи на работы знаменитых Пикассо и Брака. Молодой человек остается недоволен собой, однако не настолько, чтобы это переросло в настоящую депрессию. От мыслей о прекрасном его отвлекает Вторая мировая война, в которую вступила Америка в 1943 году. Всех, кто был годен к службе, отправили на фронт, и Рой не стал исключением.

Когда война закончилась победой союзников, художнику удалось завершить свое образование, получить степень магистра и начать преподавать в альма-матер.

Проба пера

Рой Лихтенштейн, картины которого не отличались особой оригинальностью в самом начале его карьеры, провел свою первую выставку в 1948 году. Тогда она не произвела ожидаемого ажиотажа. Можно сказать, что работы остались незамеченными, так как не несли индивидуальности человека, создавшего их. Это были отличные образцы кубизма, но и только.

Спустя некоторое время появляется еще одна выставка, на этот раз на Манхеттене, в Нью-Йорке. Получить признание в этом городе означало вытянуть Критики замечают произведения. Творчество Роя Лихтенштейна уже содержит в себе элементы не только кубизма, но еще и экспрессионизма, появляется особый стиль, ориентированный на нестандартные сюжеты и подбор цветовой гаммы.

Неожиданные изменения

Спустя короткий промежуток времени, в середине пятидесятых годов прошлого века, художник решает изменить манеру и стиль своих работ. Он уже не хочет заниматься классической живописью, его привлекает массовое искусство. Рой Лихтенштейн обращает внимание на рекламу, комиксы, мультфильмы, любые запоминающиеся образы. Он берет их за основу и дополняет своими рисунками, превращая во что-то новое.

Такой резкий поворот сначала вызвал недоумение и отторжение у публики, которая привыкла к определенному и не желала проявить гибкость. Но со временем художник Рой Лихтенштейн получает первые восторженные отзывы, у нового стиля появляются поклонники и даже ценители.

На подъеме

В шестидесятые годы наступает время мировой известности. Каждый любитель искусства знает, кто такой Рой Лихтенштейн. Картины его желают иметь все престижные галереи, проходят выставки в Европе и Америке. Новому стилю дали название «поп-арт». И он не только прижился, но также получил своих фанатов и последователей.

Конец прошлого века стал для художника этапом окончательного формирования своего направления в искусстве, наполнения его деталями и идеями. Но как только его детище покидает уютную мастерскую и выходит в большой мир, оно перестает быть интересным для создателя. Рой Лихтенштейн возвращается к незаслуженно забытому экспрессионизму и абстракционизму, чем сильно удивляет своих поклонников.

За относительно небольшой промежуток времени этот выдающийся художник смог вписать себя в историю как автор аутентичного, нового стиля. Помимо этого, он прославился как творец, который несколько раз за свою жизнь менял манеру письма. Творчество Роя Лихтенштейна до сих пор служит примером для начинающих художников, а его картины продаются на самых престижных аукционах.

Умер Лихтенштейн на исходе двадцатого века, в 1997 году. Он не был забыт поклонниками и друзьями, но кардинальные перемены, произошедшие с его творческим видением собственных картин, несколько отдалили публику. Вторая волна популярности пришла позже, когда уже последователи, адепты нового стиля, стали превозносить имя своего учителя и наставника.

Рой Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein; 27 октября 1923, Манхеттен - 29 сентября 1997, Манхеттен) - американский художник, представитель поп-арта.

Биография Роя Лихтенштейна

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в еврейской семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил свое среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн впервые стал интересоваться искусством и дизайном в качестве хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства.

Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй мировой войны и после неё в 1943-1946 годах.

Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет.

В 1949 г. Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развелся в 1965 году.

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын - Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

Творчество Лихтенштейна

В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины, например в отдельные период был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма.

Начинал писать в духе абстрактного экспрессионизма, в 1960-х годах обратился к поп-арту.

Для Лихтенштейна характерно использование в картинах пивных пробок, этикеток консервных банок, обрывков фотографий и других легко узнаваемых предметов. В поисках самовыражения художник обращался к комиксам Строя на них свою образную систему, он монументализировал фрагменты и широко известных героев комиксов, увеличивая их масштаб, воспроизводя первоначальный цвет и качество дешевой печати («Текс», 1962; «Уом*. 1963).


Позже Лихтенстайн обратился к произведениям признанных мастеров XX века, создавая своеобразные картины-цитаты их работ.

С 1970-х годов Лихтенстайн посвятил себя скульптуре и монументальной живописи.

Интересный факт: картины американского художника Роя Лихтенштейна выросли из комиксов. Один из сыновей поспорил, что папе не нарисовать так хорошо, как нарисованы комиксы.

Картина Тонущая девушка или Мне все равно, или Я - раковина, написана в 1963 году Роем Лихтенштейном нефтью и синтетическими полимерными красками на холсте. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Используя тенденции комического искусства, пузырьки передают мысли на рисунке, а точки - эффект механизированного процесса печати. Это одна из представительных картин поп-арт движения.

Картина - шедевр мелодрамы, изображает женщину в трагической ситуации. На картине изображена плачущая женщина на фоне бурного моря (а, может быть, в океане своих слез?). Она предпочитает утонуть, но не позвать на помощь. Это одна из работ Лихтенштейна, где упоминается имя Брэд, но сам Брэд на картине не присутствует.

Голова девушки лежит на воде как на подушке и кажется, что это место последнего успокоения девушки. Она находится в подвешенном состоянии бедствия. Критики считают, что «картина заморожена во времени и пространстве». Тем не менее эта картина типична для американского индустриального искусства.

Между 1962 и 1963 Лихтенштейн пародировал картины плачущих женщин Пикассо, таких как Безнадежная и серия Плачущие девушки.

Возможно, другой причиной был разрыв с женой в 1963 году. Перейдя на комическую основу работы, Лихтенштейн применял упрощенную цветовую схему и коммерческую печать. Заимствовал технику точек, используемую в газетной печати.

Женщины на картинах Лихтенштейна, имеют жесткие, четкие, но хрупкие контуры и выглядят, как будто они вышли из одного и того же корыта макияжа.

В начале 60-х Лихтенштейн выпустил несколько картин, где показаны несчастные девушки, связавшиеся с властными мужчинами. Беспомощные девушки, с одной стороны - жертвы несчастной любви, а с другой - жертвы своего неповиновения. Они хотят умереть, но не обратиться в тяжелой ситуации к своему любимому.

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) "Whaam!"


В лондонской галерее Тейт Модерн пройдёт выставка-ретроспектива работ американского художника Роя Лихтенштейна , одного из ярчайших представителей направления поп-арт. Супергерои, чувственные блондинки и персонажи популярных мультфильмов – вот его главные объекты изображения. Одной из идей художника было превращение товара в предмет искусства. Учитывая, что работы Роя Лихтенштейна регулярно попадают в самых дорогих картин, ему это неплохо удалось.


Получив на заре своей карьеры титул «возможно, худшего художника современности», Лихтенштейн всю жизнь оставался верен своим творческим принципам. Процесс создания картины обычно проходил следующим образом: художник пролистывал многочисленные газеты и журналы комиксов в поисках необычных картинок. Понравившуюся иллюстрацию вырезал, проецировал на холст и обводил изображение карандашом. Затем вносил некоторые корректировки в рисунок на холсте и раскрашивал его. Картина считалась законченной.


Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) "Oh, Jeff...I Love You, Too...But…"



Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) "Drowning Girl"

Идеологи поп-арта называли своё искусство «зеркалом «одноразового» общества». Картины Роя Лихтенштейна - лучшая иллюстрация этого тезиса. Вместо творческих поисков – механический процесс, имитация работы печатного станка. А всё богатство палитры сводится к основным типографским цветам: чёрному, пурпурному, жёлтому и синему.


Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) "Still Life with goldfish": дань уважения Матиссу

Позднее Рой Лихтенштейн отдал дань уважения и классикам живописи: Сезанну, Матиссу, Пикассо . Художник выполнил серию работ на основе их произведений, прибегнув к своей творческой технологии. Комментарий был следующим: «Мне вообще не важно что это за оригинал. Мне важно выпрямить линии».


Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) "Masterpiece"

Такой ироничный взгляд на массовую культуру, на навязываемые ею представления об идеалах и ценностях нашёл своих приверженцев. Арт-проект несёт идеи Лихтенштейна , что называется, в массы. Так продолжается благородное дело воспитания нравов современного общества.

На ретроспективу Роя Лихтенштейна в Tate Modern в первый же день работы выстроилась очередь — чтобы попасть на нее, необходимо ждать несколько часов после приобретения билета, а все билеты на первые выходные уже забронированы, как пишет сайт галереи. И это совсем неудивительно, ведь Tate сегодня проводит одну из первых ретроспектив Лихтенштейна, организованных после его смерти в возрасте 73 лет. До этого около 100 его работ выставляла Национальная галерея Вашингтона , а в Великобританию привезли еще больше. Центральная фигура американского поп-арта, Рой представлен в 13 залах галереи 125 работами из частных коллекций и музеев США, Англии и других стран. Открывшаяся 21 февраля выставка продлится до 27 мая.

От ранних работ серии Brushstrokes, в которой Лихтенштейн на свой лад интерпретировал абстрактную живопись, и картины с Микки-Маусом 1961 года под названием Look Mickey, когда Рой увлекся поп-артом и массовой культурой, посетители проследуют через все его творчество, дойдя наконец до последней серии "китайских пейзажей", которую в прошлом году друг за другом выставляли филиалы Gagosian Gallery по всему миру.

Рой Лихтенштейн Brushstroke, 1965

Рой Лихтенштейн "Cмотри, Микки!", 1961


Рой Лихтенштейн "О, Джефф... Я тоже люблю тебя... Но...", 1964

Благодаря Tate Modern всего Лихтенштейна можно увидеть в одном месте, и если раньше вы знали его в основном как автора комиксообразных портретов девушки с фразами наподобие "Oh, Jeff... I love you too... But..." — то здесь можно кардинально изменить представление о художнике. Он предстает и как талантливый пейзажист, и как скульптор, и как мастер полотен в жанре "ню", и как художник, интерпретировавший все, что он видит вокруг, в круговорот своих коронных benday dots. Так, Лихтенштейн написал триптих на основе "Руанского собора" Клода Моне и свой "Натюрморт с золотой рыбкой" по Матиссу, по-своему представил работы Пикассо и Пита Мондриана, а также других знаменитых художников. Матисс же своей "Красной студией" вдохновил его и на создание картин на этот сюжет — в мастерской Лихтенштейна появилась вышеупомянутая картина с Микки, висящая на стене.

Рой Лихтенштейн Artist"s Studio "Look Mickey" , 1973

Рой Лихтенштейн We Rose Up Slowly, 1964

Рой Лихтенштейн Whaaam!, 1963

Сегодня в Tate рядом с крупномасштабными комиксами на тему войны и знаменитой работой Whaaam! 1963 года можно увидеть прекрасные "точечные" пейзажи на слоях плексигласа или холстах, а также его серию с "зеркалами" или черно-белые изображения предметов, окружавших Роя — от ежедневника и стакана с шипучей таблеткой до радиоприемника или колеса. Есть и работы, совершенно не похожие на известного всем Лихтенштейна. Например, в зале под названием Perfect/Imperfect можно увидеть его поздние абстрактные композиции одноименной серии. Рой выводит линии за грань классического прямоугольного холста, строит из них мозаику, заливает образовавшиеся поля яркой краской, штриховкой или benday dots. "Линия выходит за пределы картины — как символ того, что я забыл о границах чего-либо", — объясняет Лихтенштейн и совершает преднамеренные живописные ошибки, чтобы сделать шаг от произведения искусства в мир зрителя.

Рой Лихтенштейн Imperfect Painting, 1995


Рой Лихтенштейн Alka-Seltzer, 1966

Следующие залы представляют полотна последних лет — написанные в 1990-х картины серии Late Nudes, а также работы, в которых Рой снова возвращается к своим ранним техникам, но работает с ними иначе. Рисуя обнаженное женское тело, Лихтенштейн, в отличие от большинства художников, не использует живых моделей — он снова обращается к комиксам и своим ранним скетчам, "раздевая" изображенных на них девушек. Устав от работы с классическими benday dots, Рой закрашивает их широкими и яркими мазками, вновь, как и в начале 60-х, возвращаясь к абстрактному экспрессионизму, но работая в этом стиле совершенно иначе. И завершает выставку зал с вышеупомянутыми "китайскими пейзажами" — четыре картины из этой серии, на которые Лихтенштейна вдохновила эпоха династии Сонг.

Рой Лихтенштейн Blue Nudes, 1995

Рой Лихтенштейн Landscape With Philosopher, 1996


Рой Лихтенштейн Still Life with Goldfish, 1972

Рой Лихтенштейн Seascape, 1965



Похожие статьи
 
Категории