Роль русской литературы в моей жизни. Урок "Литература и её роль в духовной жизни человека"

17.03.2019
  • Кроме литературы, чем и дышать,
  • Опускаясь на дно морское…
  • М.Щербаков . Целое лето
  • «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
  • «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов .
  • «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
  • Д.С.Лихачев
  • Иван Бунин
  • Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
  • А.Ахматова
  • Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
  • Б.Пастрнак
  • Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
  • До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
  • Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.
  • Вопросы
  • Почему литературу называют искусством слова ? Покажите на примерах, что такое искусство слова ?
  • Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?
  • Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
  • Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?
  • - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
  • Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  • “Ты хочешь знать, что видел я
  • На воле? - Пышные поля,
  • Холмы, покрытые венцом
  • Дерев, разросшихся кругом,
  • Шумящих свежею толпой,
  • Как братья в пляске круговой.
  • Я видел груды темных скал,
  • Когда поток их разделял,
  • И думы их я угадал:
  • Мне было свыше то дано!
  • Простерты в воздухе давно
  • Объятья каменные их,
  • И жаждут встречи каждый миг;
  • Но дни бегут, бегут года -
  • Им не сойтися никогда!
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
  • Ответить письменно на один из вопросов:
  • Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
  • Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  • Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?
  • Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.
  • Спасибо за урок!!!

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном. Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции. Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой» .

Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в. Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»

г. Тирасполя

РОЛЬ КНИГИ

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

преподаватель спецдисциплин

высшей квалификационной категории

Хильчук О.А.

Тирасполь, 2014

РОЛЬ КНИГИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее».

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель издательского совета Русской Православной Церкви

Ценность – характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности.

Сегодня актуально поговорить о ценности и роли книги в обществе.

С тех пор как зародилось книгопечатанье, книги стали составляющей жизни интеллигенции. Всегда было принято судить об образованности и эрудированности человека по количеству произведений, прочитанных им, но тут важно не только количество, но и качество. Заказать печать произведений может каждый, во всяком случае, сегодня, но это еще не значит, что прочтя его творение, ты приобретешь что-то полезное для себя или узнаешь что-то познавательное. Производство книг – это здоровая составляющая современного общества. Известно, что все художественные и публицистические труды на земле составляют 129864880, общее количество изданий.

Значение книги в жизни каждого человека и общества в целом невозможно переоценить. Известно, что книга как источник и кладезь знаний и опыта может серьёзно влиять на мировоззрение, обогащать человека, а также вызывать сильные эмоции и порождать глубокие чувства и серьёзные размышления.

В книге - весь необъятный духовный мир человечества. Книга конденсирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум человечества. Это могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

С книгами связана очень большая часть нашей жизни, когда не было телевидения, люди черпали свои знания именно из произведений, вместо телесериалов они увлеченно читали Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого или

А.С.Пушкина. Именно произведения великих авторов формировали общественное мнение и могли влиять на судьбу того или иного человека или даже целой нации.

Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений.

Общеизвестно, что жизненные установки и интересы людей разных поколений весьма различны. Значительная ее часть – молодежь – воспитана вне религиозных традиций, однако именно она сегодня обращает свое внимание к вере, любви, справедливости. В этих условиях христианская религия может помочь молодежи в освоении нравственных и моральных норм. Этому же способствует и работа библиотеки. Сосредоточенное в современной библиотеке богатство мировой художественной литературы – неисчерпаемый потенциал для формирования духовной и нравственной культуры молодежи.

Прежде всего, нужно отметить, что такое православная литература? В буквальном переводе с греческого языка Православие означает "правильное учение". Это направление христианства, исповедующее основы добра и миротворчества.

Православная литература – это те книги, которые настраивают человека на духовное спасение души и показывают пути духовного совершенствования.

С чего же нужно начинать православное чтение человеку, который до этого в руках ничего не держал? Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных миссионеров, о том, как они открыли для людей Бога. К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева. Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нем, но мало кто занимается его чтением, а ведь это – основа христианства.

Книга может очень существенно повлиять на человека. Почему? Книга - это самый оптимальный инструмент воспитания, выработанный человеческой культурой. Благодаря хорошим книгам человек может научиться очень многому. Прежде всего, он получает необходимое воспитание чувств - то, что людям не читающим получить больше совершенно неоткуда. Не в Интернете же с его постоянной руганью, скудным и часто буквально заборным лексиконом этому учиться?

Сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Потому, что любая книга – это не только пассивный набор информации, но это определенный взгляд на действительность. Взгляд либо светлый и жизнерадостный, либо взгляд, темный, помраченный грехом и человеческим пороком.

И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной и светлой литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Книга для ПМР, как и для всего христианского мира, значит очень много. Достаточно вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказавшего, что "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4. 4). На протяжении веков именно Слово Божие, как самая важная православная книга, было тем источником, из которого черпали мудрость многие поколения христианских народов.В этом отношении православная книга – это мощный инструмент духовного и нравственного воздействия на душу человека.

Книги в православии отличаются уровнем духовного авторитета. Безусловным авторитетом Слова Божия обладают книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Полезны для назидания книги святоотеческого наследия, богословская литература и прочие церковные издания.

Однако не всякую литературу использующую православную атрибутику можно назвать православной и душеполезной. Напротив, в последнее время появилась масса псевдо-православных книг, содержащих сектантские, раскольнические и маргинальные взгляды. Поэтому для читателя, находящегося в начале пути знакомства с Православием, свой круг чтения желательно определять вместе со священником, осуществляющим его духовное руководство или читать литературу рекомендованную Издательским советом Русской Православной Церкви или благословленную её священноначалием.

Особая и важная тема – это необходимость прививать детям любовь к книгам и вкус к литературе. Важно прививать основы культуры православного христианства с детства. Душа ребенка чиста, в ней нет места скверне, лжи и зависти. Православная литература для детей помогает родителям в воспитании детей во Христе в духе православной веры и христианской нравственности.

В день православной книги - 14 марта, Святейший патриарх Кирилл отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео - все это должно возникнуть в сознании читателя.

«Дай Бог, чтобы вашего внимания достигали хорошие, добрые книги, которые помогали бы вам понять смысл происходящего в мире, помогали понять, что означают подлинные, непреходящие ценности для человека, основываясь на которых, он и способен возрастать как личность, способен участвовать в общественной жизни, способен приносить пользу своему Отечеству», - пожелал Патриарх. Он также от всего сердца пожелал «пользоваться книгой с неизменной радостью, с удовольствием, во благо своей души и на пользу ближних».

Православная литература призвана не только повлиять на ум и расширить кругозор читателя, не только обратить его внимание на круг тех или иных отвлеченных от жизни вопросов, но прежде всего, ввести читающего в духовный мир вечной истины и красоты. Такая книга ставит на первый план в современной запутавшейся аксиологии непреходящие ценности Божественного характера и призывает соотнести с этими ценностями свою жизнь.

Сделать наш мир светлее, добрее и справедливее – вот основная цель, которую ставит православная книга. Мир православной книги – это место, где каждый, кто стремится к истинной вере, может получить ответы на самые важные вопросы.

Уже несколько лет подряд в Приднестровье проходят дни, недели и декады православной книги. В рамках этих мероприятий во всех епархиях проходят круглые столы и конференции, посвященные истории книгопечатания на Руси, вопросам чтения и распространения православной литературы в современном обществе. Организуются творческие вечера и встречи с писателями и поэтами, концерты духовной музыки, а также выставки редких рукописных и печатных книг из фондов областных, краевых и республиканских музеев.

Открываются книжные выставки, на которой представлены раритетные издания православных книг, проходит распродажа церковной литературы, благотворительные акции по сбору и передаче православной литературы в городские и районные библиотеки. Они в свою очередь проводят вечера, посвященные творчеству православных писателей и поэтов С.А. Багнюка, А.А. Мельничук, О.Н. Молчановой.

Глава Тираспольско-Дубоссарской епархии епископ Савва при проведении таких мероприятий отмечал, что «по сути, не только духовная, но любая книга – и художественная, и историческая – может быть православной, если в ней сохранен дух Православия».

Божьей помощи всем в обучении!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001.

    Баренбаум И.Е. История книги: Учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Книга, 1984. - С. 138

    Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Учебное пособие / Под ред. A.А. Говорова. М.: Изд-во МПИ, 1991. – С. 59.

    Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М.: Книга, 1988. - С. 1

    Кацпржак Е.И. История письменности и книги. – М.: Искусство, 1955. - С. 285

    Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.

    Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. – М., 1994

    Нимеровский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. - М.: Просвещение, 1991. - С. 187.

    Интернет – ресурсы.

Термин "духовная литература" имеет несколько толкований. Во-первых, это может быть целый ряд книг, призванных побуждать человека к размышлениям о смысле жизни. А в более узком понимании - это труды святых подвижников, в которых они описывают свой жизненный путь. Давайте разберемся, какие книги можно считать духовными.

Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи

Основным критерием духовной литературы можно считать ее соответствие евангельскому духу. Это означает, что все книги подобной тематики должны в первую очередь отражать суть библейских принципов. Духовная литература поднимает извечную проблему бытия, дает ответ на многие философские и религиозные вопросы, а также развивает нравственные качества в характере своего читателя. Помимо всего прочего, подобное чтиво очень часто описывает жизнь святых людей, пророков и всегда проповедует основы той или иной религии. Если говорить простым языком, то духовные книги - это пища для нашей души.

Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.

Особенности нравственной литературы

Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:

  • каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
  • богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
  • богословская литература (теологические трактаты);
  • учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
  • религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
  • религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.

Самые популярные книги на духовную тематику

Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,

Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: "Война и мир" Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, из зарубежной литературы - романы Эрнеста Хэмингуэя ("По ком звонит колокол", "Старик и море"), а также Данте ("Божественная Комедия"), Эрих Мария Ремарк и др.

Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?

Роль духовной литературы в жизни современного человека

Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.

Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.

Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Ведение. Литература и её роль в духовной жизни человека Урок 1 Учитель литературы: Муллаянова А Р.

2 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание. Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого). Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета (4 человека). Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Слова…»: трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал, скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного ду-ха; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

3 слайд

Описание слайда:

Основное содержание урока. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. Планируемые результаты: Личностные: воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения. Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни Учитель литературы: Муллаянова А Р.

4 слайд

Описание слайда:

Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова Вступительная беседа: - Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова. - Объясните значение слова шедевр. Шеде́вр (фр. chef-d"œuvre - «высшая работа», «венец труда») - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого - Что такое шедевры литературы? - Какие шедевры русских писателей и поэтов вы поставили бы на «золотую полку» мировой литературы? Почему? - Вспомните литературные произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? - Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Чем эти знания важны для человека? - Что полезного даёт современному читателю литература прошлого? - Какие опасности в жизни ждут человека, который мало читал и не думал над книгами? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

5 слайд

Описание слайда:

Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности Групповая работа. Обсуждение высказываний русских писателей и поэтов о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека: Группа 1. Подтвердите или опровергните слова В. В. Розанова (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» Прослушайте в исполнении О. Ефремова стихотворение А. С. Пушкина «Поэт». Найдите общее в высказывании В. В. Розанова и стихотворении А. С. Пушкина. Как должен творить современный писатель, чтобы литература стала «единственною и достаточною школою» народа? Группа 2. Подтвердите или опровергните слова М. Горького(обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». Прослушайте в исполнении О. Анофриева стихотворение Н. А. Некрасова «Русскому писателю». Что общего в высказывании М. Горького и стихотворении Н. А. Некрасова? На какую общественную роль писателя указывает Некрасов? Обладают ли современные писатели таким влиянием на читателей, как во времена Некрасова? Аргументируйте свой ответ. Группа 3. Подтвердите или опровергните слова Д. С. Лихачёва (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Прослушайте в исполнении А. Прошкина стихотворение Б. Л. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и в личной жизни человека. Группа 4. Подтвердите или опровергните слова из песни «Целое лето» современного поэта-барда М. Щербакова: «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…» В чём метафорический смысл этих слов? Прочитайте выразительно или прослушайте в исполнении А. А. Ахматовой её стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». Какие тайны ремесла поэта она приоткрывает? Чем её стихотворение созвучно цитате из песни Щербакова? Как литература может помочь человеку в духовной и нравственной жизни? Как можно отличить настоящую литературу, доступную только духовно богатым людям, от низкопробных стихов? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

6 слайд

Описание слайда:

Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам». Прокомментируйте в статье слова В. Г. Белинского. Назовите произведение, которое вы читали, «будучи некоторое время под его исключительным влиянием», и обоснуйте свой выбор. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

7 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний и умений: 1. В чём оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и их значение для современного читателя? 2. Какие вечные вопросы поднимали русские писатели? 3. В каких произведениях отразились гуманистические мыс-ли авторов? Назовите книги, где поставлена проблема защиты человеческой личности. 4. Каков обобщённый облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание? 5. Каким видели счастье герои литературы? Согласны ли вы с ними? 6. Как литературные пейзажи помогают понять человеческие характеры? 7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, негодование и другие эмоции? Приведите примеры. 8. Какова роль антитезы в литературе? Приведите примеры. 9. Какую роль играет в литературном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из изученных произведений. 10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драмы Учитель литературы: Муллаянова А Р.

8 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I I способ. Диагностическая работа: 1. «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь, поневоле, все глубже и глубже дышала, и слово: „Гретхен" - не то восклицание, не то вопрос - так и просилось на уста». Из какого произведения этот отрывок? Назовите его автора, жанр, главных героев. Какой композиционный прием здесь использован? Каково авторское отношение к изображаемому? Аргументируйте свое мнение. 2. Вспомните одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Какими средствами автор рисует ключевые образы и создает определенное настроение? Приведите примеры. 3. Назовите известные вам виды искусства. Чем сходна с ними и чем отличается от них художественная литература? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

9 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся III способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос: 1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами. Ответы запишите тремя цифрами: Учитель литературы: Муллаянова А Р. Авторы Произведения Основные темы 1. И. А. Крылов 1. «Недоросль» 1. Тема «маленького человека» 2. Д. И. Фонвизин 2. «Василий Тёркин» 2. Тема патриотизма, аллегорическое сопоставление Кутузова и Наполеона в Отечественной войне 1812 г. 3. А. С. Пушкин 3. «19 октября» 3. Тема подвига русского солдата в Великой Отечественной войне 4. А. Т. Твардовский 4. «Шинель» 4. Тема верности дружбе, возникшей в годы ученичества 5. Н. В. Гоголь 5. «Волк на псарне» 5. Тема обличения невежества помещиков и воспитания дворянина



Похожие статьи
 
Категории