Роскошь и строгость классицизма. Что такое классицизм

09.07.2019

Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые счи-тались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров ба-рокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установлен-ным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие прави-ла, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.

Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г., во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык , что становилось важней-шим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языко-вые нормы и художественные вкусы, способствуя ста-новлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также дея-тельность Академии живописи и скульптуры, Акаде-мии архитектуры, Академии музыки, которые опре-деляли нормы художественного творчества в соответ-ствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философ-ского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель пер-вой половины XVII в. Р. Декарт .

Картезианство , как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.

Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н. Буало , автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).

Драматургия

В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённо-сти, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном дейст-вии. Высшим жанром театрального искусства признавалась траге-дия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.

Осно-воположником классической французской трагедии стал П. Кор-нель , который не только писал пьесы, до настоящего времени при-знаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.

Балет

Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену. Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Фран-ции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.

Опера

Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.

Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен . Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.

Портрет

Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королев-ский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад. Париж и его при-городы в годы правления «короля-солн-ца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно дей-ствующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».

Со времён Людовика XIV пер-венство Франции во многих сферах культуры стало общепризнан-ным. Французское влияние долгое время определяло основные на-правления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, кото-рые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта

Дворцово-парковый ан-самбль Версаль

Вы-дающимся достижением той эпохи явля-ется грандиозный дворцово-парковый ан-самбль Версаль. В его сооружении участ-вовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Верса-ля представляют собой классический об-разец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более ес-тественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характери-зуется регулярной планировкой и стрем-лением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже де-ревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнооб-разные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры двор-цов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Един-ственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех ис-кусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.

Классицизм - направление европейской культуры конца 17 - начала 19 века. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Отличительной чертой классицизма считается строго разработанная система художественных норм, которые должны были обязательно соблюдаться, проявление творческой фантазии считалось недопустимым. Идеи классицизма присутствовали во всех сферах культурной жизни. Классицизм в искусстве, литературе, живописи, архитектуре, музыке должен был выражать вселенскую гармонию.

Основные принципы классицизма были сформулированы в трактате Николя Буало (Франция 1674 г.). В нем он убедительно обосновал ряд требований художественного характера, которые предъявлялись к литературному творчеству. Драматические произведения должны были быть выдержаны в строгом Единство места подразумевает фиксированное пространство, где происходят события, единство времени - определенный, ограниченный временной промежуток, единство действия - одна центральная сюжетная линия.

Также согласно Ф. Фенелону и М. В. Ломоносову, представители классицизма в литературе обязаны соблюдать строгую иерархию жанров и стилей. «Высокий штиль» - возвышенная лексика, жанры: оды, героические поэмы. «Средний штиль» - элегии, сатирические произведения, драмы. «Низкий штиль»- частная и повседневная жизнь, жанры: басни, комедии, письма. было запрещено. К началу 19 века классицизм стал вытесняться с пьедестала такими стилями как сентиментализм и романтизм. Погоня за строгостью и четкостью приостановилась.

В России классицизм появился только в начале 18 века. Толчком к его развитию стали и теория «Трех штилей» Ломоносова, реформа Тредиаковского. Самые известные представители классицизма в России: Денис Иванович Фонвизин (комедия), Антиох Дмитриевич Кантемир (сатира), Гавриил Романович Державин и Михаил Васильевич Ломоносов (ода), Иван Иванович Хемницер и Александр Петрович Сумароков (басня). Центральной проблемой общества того времени была проблема власти, поэтому русский классицизм имеет своеобразные стороны в отличие от классицизма западного. Так как после ни один император ни пришел к власти законно, то актуальной была проблема интриг, дворцовых переворотов, несоответствие монарха ожиданиям придворных и народа. Именно эти проблемы отражены в русском классицизме.

Представители классицизма в музыке, например, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, навсегда вошли в мировую историю. Их произведения стали ориентиром развития дальнейшей музыкальной композиции. Музыкальные произведения стали иметь более четкую структуру, все части одного произведения были сбалансированы.

Классицизм сильно повлиял на такую отрасль культуры как архитектура. Использовались античные формы, видны греческие, римские мотивы. Преобладают пастельные оттенки. В России очень заметно смешение и русского барокко. Представители классицизма в русской архитектуре: Казаков, Еропкин, Земцов, Коробов, Росси, Стасов, Монферран.

Как правило, подчеркивает сглаженность форм, а основными элементами формы являются линия и светотень. Одними из самых лучших живописцев признаны Н. Пуссен и К. Лоррен. Пуссен создавал шедевры, где были изображены героические подвиги, сюжеты в историческом стиле. Лоррен, в свою очередь, занимался пейзажами, где заметна связь человека и природы, гармония их взаимодействия. Представители классицизма в русской живописи: непревзойденный мастер тематики А.П. Лосенко, его ученики (И. А. Акимов, П. И. Соколов и другие).

В переводе с латинского «classicus» означает - «образцовый». Простыми словами, классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Художественный стиль развился в XVII веке и стал постепенно исчезать в XIX веке, уступая таким направлениям, как романтизм, академизм (сочетание классицизма и романтизма) и реализм.

Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты. Античное искусство Греции и Рима в эпоху Возрождения произвело настоящий всплеск интереса к произведениям искусства и творчества. Авторы Возрождения, которые сегодня считаются одними из самых величайших творцов в истории, обратились к античным мотивам, сюжетам, а главное — формам изображения человеческих фигур, животных, окружения, композиции и так далее. Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать — преувеличенно-неестественно. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Позы людей в классицизме сами за себя говорят, что происходит в данный момент и какие эмоции испытывает тот или иной персонаж — героизм, поражение, горе и так далее. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере.

Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме. Поэтому в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.

Также классицизм нередко прибегал к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее). Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение.

Картины в стиле классицизм

Гро Антуан Жан - Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту


Джованни Тьеполо - Пир Клеопатры


Жак-Луи Давид - Клятва Горациев

Жак Луи Давид «Портрет Лавуазье и его жены Мари-Анны», 1788 Метрополитен-музей, Нью-Йорк Классицизм Лавуазье — ученый-химик, известный своими исследованиями, касающимися кислорода, пороха и химического состава воды. Давид сообщает почти домашнюю приветливость образу ученого, сидящего за столом в окружении рабочих приборов. Рядом стоит его жена. Лежащая перед Лавуазье рукопись — вероятно, его «Трактат по элементарно химии»,…

Иван Фомич Хруцкий «Цветы и плоды», 1839 Третьяковская Галерея, Москва Классицизм Картина Хруцкого «Цветы и плоды» не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Роскошный натюрморт с предметами, которые художник особенно любил. Фаянсовый кувшин, наполненный богатым сочетанием разнообразных цветов. Рядом простой лубяной туесок. На столе огромное количество самых разнообразных плодов. Персики и груши, тыква и лимон,…

Пьер Поль Прюдон «Правосудие и Божественное возмездие, преследующие Преступление», 1808 Лувр, Париж Классицизм Эта картина занимает важное место в творческом наследии П. П. Прюдона. Содержание картины, смысл заложенной в нее аллегории художник раскрывает в одном из писем, датируемом 1805 годом. Он пишет: «Под кровом ночи, в пустынном пейзаже, жадное Преступление, задушив и ограбив свою жертву,…

Джон Синглтон Копли «Девушка с птицей и собакой», 1767 Музей искусств Толидо, США Классицизм

Иван Петрович Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», 1784 Третьяковская галерея, Москва Классицизм Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметьева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника…

Иван Иванович Фирсов «Юный живописец», 1765-1766 Третьяковская галерея, Москва Классицизм Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» — одно из первых произведений русской жанровой живописи. Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов, где он совершенствует свое мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры. Там…

Виргилиус Эриксен «Портрет Екатерины II перед зеркалом», 1762 — 1764 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Классицизм С именем Екатерины Великой, правившей страной на протяжении 34 лет, связана вся история России второй половины XVIII века. Кроме того, она была одним из самых сильных и успешных монархов Европы своего времени. Идеалом, героем и примером государственного деятеля для Екатерины был…

Клод Лоррен «Полдень (Отдых на пути в Египет)», 1661 Эрмитаж, Санкт-Петербург Классицизм Неслучайно художник избрал святой библейский сюжет для своего возвышенно-прекрасного пейзажа. Да и где ещё верующий католик мог разместить для отдыха Святое семейство – Деву Марию, младенца Иисуса, обручника Иосифа и сопутствующего им Ангела? Идеалистическая картина повествования с мирно пасущимся стадом, величественными деревьями, изящными…



Похожие статьи
 
Категории