Россия сближается с кндр и давит на сша. Отношения между кндр и российской федерацией

21.09.2019

Размещена статья, посвященная отношениям между Россией и Северной Кореей. В статье изучается как история взаимоотношений двух стран, так и современное состояние.

Этот год ознаменовался внезапным взрывом политических обменов и экономических переговоров между Северной Кореей и Россией. В марте и апреле Пхеньян посетил Рустам Минниханов, президент Республики Татарстан, Александр Галушка, министр РФ по развитию Дальнего Востока, и Юрий Трутнев, вице-премьер России.

В начале июня Северная Корея заявила, что российские компании, действующие в Северной Корее, отныне получают ряд беспрецедентных льгот. Россиянам будет разрешено использовать Интернет без ограничений, и им будут выдаваться визы по значительно упрощенным правилам. Наконец, было также объявлено, что сделки между двумя странами будут осуществляться не в долларах США, а в российских рублях.

Все эти изменения свидетельствуют о том, что отношения между Москвой и Пхеньяном, долгое время ограничивающиеся политическими обменами и символическими жестами, могут измениться.

Вполне возможно, что Россия возвращается, присоединяясь к Корейскому варианту современной Большой игры.

Когда-то, Россия (вернее Советский Союз) была главным спонсором северокорейского государства. В то время как отношения между Москвой и Пхеньяном часто были напряженными и почти всегда непростыми, до начала 1990-х годов советская помощь была главной причиной, по которой Северная Корея смогла держать голову над водой в экономическом плане.

После краха коммунизма стратегические расчеты изменились, и вновь созданная Российская Федерация прекратила оказывать помощь. Торговля сократилась до одной десятой от прежних уровней практически в одночасье. Такие изменения толкнули Северную Корею в состояние экономического коллапса, так как ее экономика всегда была удивительно неэффективной и зависела от помощи.

В 1990-е годы Россия заняла довольно прозападную позицию, и ее отношения с династией Ким в Пхеньяне стали холодными. Тем не менее, примерно с 2000 года отношения стали демонстрировать признаки улучшения - не в последнюю очередь из-за постоянно растущей антиамериканской склонности внешней политики России. Примечательно, что Владимир Путин стал первым главой российского государства, который когда-либо посещал Северную Корею (Ни один из генсеков коммунистической эпохи не потрудился совершить такую ​​поездку.)

Тем не менее, торговля между двумя странами еще не восстановилась. На самом деле, объемы неуклонно снижаются, и в течение последних 10 лет они колеблются вокруг отметки $ 100 млн. По существу это означает, что не было никаких значимых экономических обменов между двумя странами.

Это резко контрастирует с быстро растущей торговлей Северной Кореи с Китаем. В начале 2000-х китайское руководство, очевидно, приняло стратегическое решение, чтобы помочь в долгосрочном выживании династии Ким. Таким образом, они начали субсидировать и поощрять торговлю с Северной Кореей, а также предоставить ей значительное количество помощи.

В середине 1990-х торговля Северной Кореи с Китаем сравнялась с торговлей с Россией, но в настоящее время китайско-северокорейские объемы торговли составляют примерно $ 6.5 млрд., превышая российско-северокорейские объемы торговли примерно в 60 раз.

Таким образом, северокорейская дипломатия была весьма успешной в получении прямой и косвенной помощи из Китая. В настоящее время Китай контролирует почти три четверти внешней торговли Северной Кореи. Он, безусловно, является самым значительным поставщиком гуманитарной помощи Пхеньяну.

Эта ситуация рассматривается с беспокойством элитой Северной Кореи. Они всегда были осторожны, всегда стремились иметь не менее двух (предпочтительно взаимно антагонистических) спонсоров. Цель состояла в том, чтобы извлечь максимальное количество возможной помощи, не попадая под влияние. В настоящее время их зависимость от Китая расценивается как тревога в Пхеньяне, и нуждается в исправлении.

С 2005 по 2006 гг. северокорейское руководство начало сигнализировать свое недовольство китайским экономическим превосходством в северокорейской торговле. Северокорейская пресса также начала намекать на то, что китайские шпионы работают в стране.

Таким образом, северокорейские дипломаты упорно трудились, чтобы найти других возможных экономических партнеров. Необходимость была в стране, которая была готова субсидировать торговлю с Северной Кореей, а также находилась бы на достаточной дистанции с Китаем.

Северокорейское руководство присматривалось к России с долей надежды по крайней мере с начала 2000-х гг. В последние годы охват официальных СМИ России был весьма положительным - в отличие от 1990-х годов, когда северокорейская пресса была полна ужасов о хаосе и страдания российского народа. Тон изменился в 2000 году, и политика Путина была представлена довольно благосклонно северокорейскими СМИ. Северные корейцы почти безоговорочно приветствовали недавнее присоединение Крымского полуострова к России.

Тем не менее, в течение долгого времени правительство России не уделяло Пхеньяну много внимания. Несмотря на некоторые символические дипломатические жесты, правительство России не проявляло большого интереса к перспективам субсидирования торговли с Северной Кореей. А без таких субсидий мало совместимости между экономиками двух стран.

С конца 1990-х годов ведутся разговоры о строительстве Транскорейской железной дороги для соединения российских железных дорог с Южной Кореей, что усилит российские экономические взаимодействия с Южной Кореей. Еще один аналогичный проект - предлагаемый газопровод, который также пройдет через Северную Корею для того, чтобы доставлять газ на юг. Тем Однако, нет движений ни по одному из этих двух проектов. Причина была очевидна: необходимые инвестиции слишком велики, учитывая политические риски.

До недавнего времени Россия оставалась относительно пассивным наблюдателем на Корейском полуострове. Ситуация начала менять с начала украинского кризиса - последний привел к резкому ухудшению отношений между Россией и Западом. В этой новой ситуации правительство России, кажется, гораздо более склонно поддерживать антизападные силы по всему миру.

Целью, кажется, является создание всемирного анти-гегемонистического фронта. Помимо идеологии могут быть некоторые твердые геополитические причины такой стратегии, которая, вероятно, поможет отвлечь ресурсы США, а также повысить рыночную власть Москвы по отношению к Вашингтону. Это является причиной, почему ухудшение отношений с Западом совпало с беспрецедентным бумом в экономических отношениях между Москвой и Пхеньяном.

До сих пор мало кто сомневается, что обе стороны хотели бы улучшить свои торговые отношения. Недавно Галушка сказал, что обе стороны намерены увеличить годовой объем торговли до отметки в $ 1 млрд. к 2020 году. Если это будет реализовано, Россия все равно превратится лишь в незначительного игрока в сфере внешней торговли Северной Кореи. В конце концов, это будет лишь одна шестая текущего объема китайско-северокорейской торговли. Но может ли даже такая цель быть удовлетворена?

Российские компании мало заинтересованы в том, что Северная Корея может предложить. С другой стороны, Северная Корея не имеет денег, чтобы заплатить рыночные цены за российский импорт.

Ряд совместных проектов в настоящее время в стадии обсуждения, в значительной степени они связаны с развитием транспортной инфраструктуры и минеральных ресурсов. Тем не менее, такие проекты, вероятно, будут жизнеспособными, если правительство России готово использовать ресурсы для субсидирования таких обязательств. Такая поддержка,однако, может иметь косвенный характер - как, скажем, обещания политических услуг и преференциального режима для тех российских компаний, которые согласились бы взять на себя риск и инвестировать в неопределенную северокорейскую экономику.

Учитывая размер российской экономики, это не будет сравнительно дорого. Тем не менее, еще предстоит выяснить, имеет ли правительство России желание для продвижения таких обменов в долгосрочной перспективе с Северной Кореей.

19-20 июля 2000 г. КНДР посетил с официальным визитом Президент РФ В. В. Путин. Этот визит должен был закрепить двусторонние отношения на новом этапе, рубежом которого стало под­писание 9 февраля 2000 г. нового Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой.

Во время визита В. В. Путин встречался с Ким Чениром. Кроме то­го, в Пхеньяне прошли переговоры между министрами иностранных дел, обороны, образования двух государств. По итогам визита была принята Совместная декларация, содержавшая 11 пунктов и подтвер­ждавшая курс на укрепление и развитие двусторонних отношений. Ким Ченир получил приглашение посетить с ответным визитом Рос­сийскую Федерацию в 2000 г.

В середине 2001 г. Ким Ченир совершил свой первый визит в Российскую Федерацию. Изначально предполагалось, что Ким Че­нир посетит с ответным визитом РФ в апреле 2001 г., однако он состо­ялся на несколько месяцев позже. 26 июля 2001 г. спецпоезд (в составе 21 вагона) отправился из Пхеньяна. 29 июля Ким Ченир остановился в Омске. 3 августа 2001 г. лидер КНДР прибыл в Москву. Переговоры Ким Ченира с президентом Российской Федерации В. В. Путиным на­чались 4 августа. 5 августа Ким Ченир выехал в Санкт-Петербург, где пробыл до 11:25 утра 8 августа. Ким Ченир покинул Москву 9 августа

2001 г. На обратном пути в КНДР высокий гость сделал остановки в Новосибирске (11-12 августа) и в Хабаровске (17 августа). 18 авгу­ста спецпоезд пересек российско-северокорейскую границу в районе станции Хасан. На этом официальный визит руководителя КНДР в Россию был завершен.

В 2002 г. руководство КНДР, очевидно, надеялось на активное со­трудничество с Российской Федерацией, и для поддержания контакта с российской стороной Ким Ченир нередко посещал российское ди­пломатическое представительство в Северной Корее. Так, по пригла­шению чрезвычайного и полномочного посла А. Г. Карлова 17 марта

2002 г. Ким Ченир посетил Посольство РФ в КНДР по случаю празд­нования масленицы. Ким Ченира сопровождали руководящие кадры ТПК, первый заместитель министра иностранных дел Кан Сокчу.

С 14 по 16 апреля 2002 г. Пхеньян посетила делегация Санкт-Петербурга во главе с губернатором В. А. Яковлевым. 15 апреля, в один из главных государственных праздников КНДР - «День солн­ца» (день рождения Ким Ирсена) Ким Ченир принял высоких го­стей из России. Кроме того, глава Санкт-Петербурга был принят пре­мьер-министром КНДР Хон Соннамом. Во время визита, который В. А. Яковлев оценил как реализацию Российско-корейской Москов­ской декларации 2001 г., обсуждался ряд проблем межгосударствен­ного сотрудничества, и в частности возможные направления деятель­ности санкт-петербургских предпринимателей в Северной Корее.

В конце апреля 2002 г. КНДР посетила делегация во главе с Пол­номочным представителем президента РФ в Дальневосточном феде­ральном округе К. Б. Пуликовским. 26 апреля Ким Ченир организовал прием для высокой делегации.

С 20 по 26 августа 2002 г. состоялся второй визит Председа­теля ГКО Ким Ченира в Российскую Федерацию. На этот раз лидер КНДР ограничился посещением российского Дальнего Восто­ка. 20 августа Ким Ченир во главе официальной делегации на поезде выехал из Пхеньяна. В составе делегации были: член ГКО, маршал Ким Ёнчхун, член ГКО Ён Хёнмук, член ЦК ТПК Ким Ёнсун, а так­же первый заместитель министра иностранных дел, председатель Го-сударственного комитета по планированию, министр железных дорог КНДР Ким Ёнсам и др.

21 августа Ким Ченир посетил Комсомольск-на-Амуре. Особы­ми объектами его внимания стали ОАО «Комосомольское-на-Амуре авиационное промышленное объединение» и Амурский судострои­тельный завод. Утром 22 августа Ким Ченир прибыл в Хабаровск. Там он посетил местное химико-фармацевтическое предприятие, ООО «Амуркабель», а также воинскую часть под Хабаровском.

Утром 23 августа Ким Ченир прибыл во Владивосток. Там состоя­лась встреча Ким Ченира с президентом Российской Федерации В.В. Путиным. На переговорах, поимо общих вопросов двустороннего со­трудничества, особенно рассматривался вопрос соединения корейской железнодорожной магистрали с Транссибирской. 24 августа Ким Че­нир покинул Владивосток, и вечером того же числа в районе станции Хасан пересек государственную границу.

В первых числах ноября 2002 г. в КНДР прибыл Г. М. Фадеев, в то время Министр путей сообщения РФ для обсуждения вопроса мо­дернизации Восточно-морской железной дороги (ВМЖД), столь важ­ной для Кореи в вопросе воссоединения Транскорейской магистрали. Визит был действительно важным для КНДР, поскольку помимо протокольных переговоров российского министра с его северокорей­ским коллегой Ким Ёнсамом, которые проходили во Дворце съездов Мансудэ 1 ноября 2002 г., российского министра в тот же день принял заместитель председателя ГКО - Ким Ильчхоль. Вечером от имени ГКО в честь российского гостя был организован торжественный при­ем, а на другой день - 2 ноября - было подписано российско-северо­корейское соглашение о модернизации ВМЖД. На пресс-конферен­ции, данной Г. М. Фадеевым 2 ноября перед вылетом в аэропорту он озвучил пожелание провести трехсторонние (РК-КНДР-РФ) пере­говоры по вопросу воссоединения и дальнейшей эксплуатации Тран­скорейской железной дороги.

В 2003 г. северокорейско-российские отношения находились в ста­дии дальнейшего укрепления и развития. 24 июня 2003 г. в Пхень­яне состоялась церемония закладки камня на строительстве русского православного храма, решение о возведении которого было при­нято руководством КНДР по итогам визитов в Российскую Федера­цию.

Очевидно, что в начале XXI столетия КНДР рассчитывала на по­мощь со стороны России на льготных условиях, наподобие того, как эта помощь предоставлялась КНДР в советскую эпоху. Свидетель­ством тому может быть, например, то внимание, которое в КНДР было уделено 55-й годовщине подписания Соглашения об экономи­ческом и культурном сотрудничестве между СССР и КНДР (от 17 марта 1949 г.).

4 июля 2004 г. в КНДР с двухдневным официальным визитом прибыл министр иностранных дел РФ. С. В. Лавров. В тот же день во Дворце съездов Мансудэ он провел переговоры с министром ино­странных дел КНДР Пэк Намсуном и нанес визит председателю ВНС КНДР Ким Ённаму. По итогам переговоров был принят межмини­стерский План двусторонних обменов на 2005-2006 гг. Кроме офици­альных переговоров С.В.Лавров возложил венки к монументу Ким Ирсену (что свидетельствовало о подтверждении особых отношений между РФ и КНДР) и к Монументу освобождения, воздвигнутому в честь советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение Кореи от японского колониального господства в 1945 г.

5 июля 2004 г. С. В. Лаврова принял лидер КНДР Ким Ченир. На встрече Ким Чениру было передано личное послание от Президента РФ В. В. Путина. Таким образом, июльский визит министра иностран­ных дел РФ должен был дать новый толчок в развитии российско-северокорейских отношений.

Действительно, в 2004 г. руководство КНДР проявляло особое вни­мание к вопросу улучшения и развития отношений с Россией, что можно проиллюстрировать фактом особого внимания Ким Ченира к 11-й международной олимпиаде по русскому языку, которая проходи­ла в Пхеньяне в июле 2004 г.

В начале 2005 г. дружественные отношения между двумя странами были подкреплены вручением лидеру КНДР Ким Чениру памятной медали по случаю 60-летия победы в Великой отечественной войне. Медаль была вручена в посольстве Российской Федерации 8 марта 2005 г. С 14 по 18 августа 2005 г. КНДР посетил полномочный пред­ставитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К. Б. Пуликовский. А 16 ноября в Пхеньяне был подписан межгосу­дарственный Корейско-российский план научно-технического обмена на 2005-2007 гг.

5-6 декабря 2005 г. Пхеньян посетила губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко. Очевидно, что в Северной Корее этот визит был воспринят как достаточно значимый, поскольку с губер­натором российской «северной столицы» встречался не только ми­нистр внешней торговли КНДР Лим Гёнман, но и премьер-министр Пак Пончжу и председатель Постоянного комитета ВНС Ким Ённам.


Похожая информация.


Россия углубляет отношения с северокорейской администрацией Ким Чен Ына. На днях она рассмотрела вопрос увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР. Международная изоляция КНДР усиливается по причине продолжающихся ядерных и ракетных разработок. На этом фоне Россия продолжает обмениваться визитами высокопоставленных чиновников и предоставлять помощь КНДР. В настоящее время КНДР стала даже большим другом России, чем Китай. Администрация Путина преследует цель укрепить свои дипломатические позиции по отношению к США. Кроме того, она стремится ускорить развитие Дальнего Востока, рассчитывая на северокорейскую рабочую силу.

Контекст

Упадет ли нож гильотины?

Феникс 27.03.2017

Китайский путь к миру на Корейском полуострове

Project Syndicate 16.03.2017

Любовь еще, быть может, угасла не совсем

The Paper 16.03.2017

Кремль пошатнул G7

Сэкай Ниппо 27.03.2017

Северная Корея готовится к ядерной войне

Foreign Policy 10.03.2017 «Важно развивать двухсторонние отношения в сфере труда». По информации МИД России, 22 марта в Пхеньяне прошли российско-корейские консультации по поводу трудовых мигрантов. Российская сторона сообщила о проекте увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР в средне и долгосрочной перспективе. Таким образом она подчеркнула свою позицию, которая состоит в том, чтобы придавать серьезное значение отношениям с КНДР.

Делегация «РЖД» также посетила КНДР в конце января. Стороны обсудили возможность расширения железнодорожной сети, которая свяжет оба государства. Также участники договорились увеличить количество железнодорожных инженеров из КНДР, которые будут стажироваться в российских университетах. По некоторым данным, Россия не выразила намерение прекратить экспорт нефти в КНДР даже после того, как Северная Корея запустила баллистическую ракету в феврале.

Китай, на протяжении многих лет являвшийся крупнейшим партнером КНДР, стал занимать жесткую позицию в отношении этой страны: был приостановлен импорт угля из КНДР до конца этого года. В результате для Пхеньяна возросла значимость России. По данным северокорейских СМИ, в феврале Россия оказалась первой в списке поздравлений Ким Чен Ына с Китайским Новым Годом.

Причина, по которой Россия придает особое значение отношениям с КНДР и которую жестко критикует международное сообщество, заключается в дипломатической стратегии: противостоять укреплению военной мощи США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 23 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова раскритиковала США, подчеркнув, что размещение системы ПРО THAAD в Южной Корее ухудшает обстановку в регионе.

Если усилить влияние на КНДР, то можно получить дипломатическое преимущество в переговорах с администрацией Трампа, которая испытывает все больше опасений по поводу ракетной и ядерной программы КНДР. «До тех пор пока отношения между РФ и США не улучшаться, позиция Москвы в отношении Пхеньяна не изменится. Россия будет пользоваться северокорейским козырем», — отмечает академик РАН, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Василий Михеев.

Также Россия планирует развивать дальневосточный регион, используя дешевую рабочую силу из КНДР. По информации Счетной палаты РФ, количество легальных трудовых мигрантов из КНДР превысило 40 тысяч человек. Это в два раза больше показателя пятилетней давности.

Мультимедиа

Корейская война

ИноСМИ 25.06.2015

Жизнь в Северной Корее

The Guardian 14.12.2016

Черный рынок в Северной Корее

Reuters 09.11.2015

Ситуация на Корейском полуострове

РИА Новости 21.08.2015

Соотношение вооруженных сил на Корейском полуострове

РИА Новости 29.11.2010 Если включить нелегалов, количество северокорейских рабочих окажется намного больше. По словам источника в администрации Приморского края, для того, чтобы ускорить развитие инфраструктуры в Хабаровске, Приморском крае и Владивостоке, не обойтись без граждан КНДР, которые трудолюбивы и готовы работать без выходных.

Администрация Путина также пытается укрепить экономическое сотрудничество с РК, опираясь на отношения с КНДР. Существует возможность, что на президентских выборах, которые пройдут в мае, победят левые силы, выступающие против развертывания в Южной Корее системы ПРО THAAD.

Если после президентских выборов, отношения между РФ и РК будут улучшаться, увеличится значимость связей с КНДР. Возрастут надежды, связанные с проектом постройки линий электропередач и железнодорожной сети, который предложила Россия и в котором должны принять участие также КНДР и РК.

Несмотря на это, сближение с КНДР только ухудшит имидж России на международной арене. Есть риск обострения противоречий с Западом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Несмотря на все негативные изменения в конце двадцатого века, наша страна остается самой большой в мире. И следовательно, у нее большая сухопутная и морская граница. При этом, как известно, наиболее продолжительная граница страны с соседней державой - государством Казахстан, которое лежит южнее. Кроме того, Российская Федерация соседствует с восемнадцатью странами. На западе - беспокойная граница с Прибалтикой и Украиной, в Средней (Центральной) Азии - с бывшими республиками СССР, с которыми до сих пор отношения неопределенные. Большая граница по рекам и в основном безлюдным просторам существует с Китаем. И, наконец, с КНДР - малоизвестная по своим крохотным размерам и небольшой значимости. Тем не менее российско-северокорейская граница все же значится на мировых картах, имеет свое прошлое и, наверное, будущее. Подробнее об этом далее.

Общая характеристика

Впрочем, особой «дружбы» между странами не существует. Об этом говорит хотя бы тот факт, что автомобильные и пешеходные переходы между двумя соседними государствами фактически отсутствуют. Да и такая протяженность которой совершенно незначительна для РФ, явно снижает напряженность в отношениях двух стран.

Корейцы в России

В ходе бурных событий на границу России, начиная с девятнадцатого века, перешло сравнительное большое Могучая миграционная река из Кореи сначала в Российскую империю, затем в советское государство текла в основном с 1860-х по 1930-е гг., дав начало к существованию корейской прослойки в более чем пятьсот тысяч человек. Такая ситуация складывалась из-за нарастающей нехватки земли, постоянно повторяющихся голодных лет и погодных бедствий, а с 1910 г. - давления японской военной администрации.

Корейцы играли основную роль в формировании аграрного сектора на Дальнем Востоке России, особенно если учитывать нехватку российских крестьян при жесткой необходимости обеспечивать продовольствием российскую армию, которая периодически стремилась отбросить очередных оккупантов. Важной спецификой корейской прослойки было массовое принятие новых жителей российского гражданства. Только корейцы сумели легко соединиться с этнокультурным национальным ландшафтом населения Дальнего Востока России. В дальнейшем это очень помогло Северной Корее. Граница с Россией, СССР, наличие советских корейцев способствовали успешному сопротивлению КНДР против США. Все это сыграло свою политическую роль.

Рельеф

Хотя длина границы России с Северной Кореей небольшая, но природных проблем хватает. Географический рельеф границы для российской (советской) стороны всегда был неблагоприятным. Поскольку стоящий напротив корейский берег реки возвышен и скалист, а российский более плоский и низменный, столетиями в ходе весенних паводков основное русло пограничной реки Туманной сдвигается в сторону России (такое же явление просматривается и на границе с Китаем по р. Амур), тем самым сокращая общую территорию нашей страны и создавая достаточно опасную угрозу наводнения в поселке Хасан и на стратегически важной пограничной заставе «Песчаная». С летнего сезона 2003 года в этой местности проводятся регулярные работы по засыпке низменных мест берега местным грунтом для защиты от весенней воды.

История границы до 1917 г.

Россия, несколько веков продвигающаяся по направлению к Тихому океану, в середине девятнадцатого столетия вышла к Корее. Возникла общая граница России и Кореи (Северной после разделения страны в 1945 г.). Официальный взаимный кордон между двумя странами был принят в 1861 г. Он практически сразу же получил значимость как фактор стратегического влияния, поскольку этот участок отрезал сильный в то время Китай от выхода к побережью Японского моря. Затем, когда почти всю первую половину двадцатого века Япония оккупировала Корею, российско-корейская граница практически стала частью российско-японской границы, а затем, после известных событий в нашей стране в 1917 г., советско-японской.

Социалистические преобразования 1920-1930-х гг. затронули и эти места. Новая власть никогда не забывала, где граница между Россией и Кореей (Северной по нынешним временам). Для эффективного освоения местных природных ресурсов советского южного Приморья и обороны его границ от агрессивных в то время японских интервентов в 1938 году началось возведение короткой железнодорожной линии от Барановского до городка Краскино общей длинной 190 км. Строительство было завершено, а точнее прекращено, в связи с началом войны, в 1941 году. После победоносного окончания Великой Отечественной войны и разгрома Японии в 1945 г. железнодорожная линия Барановский - Краскино была доведена до государственной границы СССР с КНДР, и её совокупная длина достигла 238 км.

Конечным местом достроенного маршрута стала железнодорожная станция Хасан (неподалеку находится известное озеро Хасан). Станция Хасан начала работать уже в годы Корейской войны (1950-1953 гг.), 28 сентября 1951 года. Из-за бурных событий тех лет на Корейском полуострове она недолго сохраняла статус тупиковой: через реку Туманную, по фарватеру которой и по настоящее время проходит государственная граница Российской Федерации, был сооружен временный деревянный (позднее его сменил постоянный долговременный) мост, и уже в пятьдесят втором году в Корею двинулись первые советские рабочие поезда. В это время у нашей страны были хорошие отношения с Северной Кореей. Граница с Россией (СССР) была в полном понимании этого слова границей дружбы.

География способствовала продолжению дипломатических отношений с Северной Кореей. Граница с Россией (расстояние между двумя государствами хоть и небольшое, но значимое) обязывала регулировать контакты. Последние события на границе произошли в конце ХХ века. В 1990 году Советский Союз и КНДР ратифицировали договор об изменении линии государственной границы по фарватеру пограничной реки Туманной, из-за чего территория бывшего острова Ноктундо общей площадью 32 кв. км была официально объявлена советской. Правда, договор не был признан вторым корейским государством - Южной Кореей, которая продолжает считать, что о. Ноктундо по-прежнему является корейским.

Фактор границы в войне: эпизод первый

Ни в коем случае нельзя приуменьшать важность российских отношений с Северной Кореей и границы с Россией (СССР). Взаимодействия, довольно подзабытые в мирное время, резко возросли с началом 25 июня 1950 года Корейской войны. Официально СССР не участвовал в этой войне. На практике своей независимостью Северная Корея во многом оказалась обязана большой, причем совершенно безвозмездной, военной (техника, оружие, запчасти), экономической (продовольствие, снаряжение) и политической (поддержка КНДР на мировой арене) помощи, которую принимала от Советского Союза. По подписанному еще в 1949 году соглашению, достигнутому между И. В. Сталиным и Ким Ир Сеном, для поддержания обороноспособного состояния Северной Кореи СССР обязался передать ей военного имущества, продовольствия и проч. на сумму около 200 млн рублей (в реальности оказалось гораздо больше) на протяжении трёх лет - с 1949 до 1952 года. До конца 1949 года из нашей страны было вывезено в Северную Корею 15 тыс. винтовок разных систем, 139 артиллерийских орудий, 94 самолёта, большое количество разнообразных запасных частей к ним и 37 советских танков Т-34.

Помощь СССР

С ухудшением положения в Корее Советский Союз в сентябре 1950 г. - апреле 1953 г. сосредоточил в северных районах КНДР, близких к советской границе, несколько десятков единиц бронированной техники вместе с обслуживающим составом, а также несколько видов стрелкового вооружения.

Всего в необъявленной для СССР войне, по официальным данным министерства обороны СССР за 1954 год, участвовало около 40 тыс. солдат и офицеров.

Все это имущество и люди в подавляющем большинстве были перевезены по железной дороге. Некоторая часть (в основном военнослужащие) перешли границу самостоятельно или перелетели (на самолетах). Никогда еще советско-северокорейская граница не была такой оживленной, а ее транспортные артерии не работали так активно.

Авиационный зонтик границы

C началом Корейской войны выросло значение отношений с Северной Кореей. Граница с Россией оказалась без авиационного прикрытия. Сразу же выявилось преимущество авиации США в воздухе. Ни в Китае, ни тем более в КНДР не было военной авиации как рода войск. Поэтому уже в первый месяц войны, с середины июля 1950 года, СССР направил в регионы Китая, находящиеся рядом с КНДР, многочисленные части истребительной авиации. Вначале там появилась 151-я истребительная дивизия ВВС РККА. Наряду с переучиванием местных китайских пилотов на новые, более эффективные истребители МиГ-15, она начинает при поддержке зенитной артиллерии ПВО проводить армейские учения в части Китая, расположенной у границы с КНДР.

В начале октября 1950 г., с расширением действий советских летчиков уже над территорией КНДР, было решено создать отдельный истребительный авиакорпус.

По современным данным, за период этой войны советские летчики сбили 1097 самолётов врага, лишившись 319 советских самолётов и 110 лётчиков. 212 самолётов противника были уничтожены северокорейской армейской зенитной артиллерией, главным образом советских поставок.

Фактически авиационный зонтик был нужен с обеих сторон - и над территорией КНДР, и над территорией Китая. Определенная опасность нависла и над территорией СССР.

Фактор границы в войне: эпизод второй

Начало двадцать первого века волшебным образом возвращает мировую обстановку к середине двадцатого века, к периоду Корейской войны. Сейчас, когда и многие россияне, и тем более иностранцы, сомневаются, есть ли граница России с Северной Кореей, Корейский полуостров снова стал горячей точкой, куда может быть с легкостью втянута наша страна. Опять, с одной стороны, Северная Корея, а с другой - агрессивные США. И опять Россия и КНР оказались в одной лодке, а США с их сторонниками - в другой.

Конечно, есть масса нюансов. Оба лагеря не столь монолитны и не так агрессивны. И по большому счету, никто не хочет войны. Даже КНДР, несмотря на показную свирепость.

Касаясь соотношения сил, отметим, что военная структура КНДР сейчас входит в число наиболее мощных на планете. Дисциплинированная, десятками лет находящаяся в предвоенной обстановке, имеющая четкую, соответствующую современным реалиям структуру, она может оказаться крепким орешком даже для лидеров мира, таких как США, Китай и Россия.

В этом плане прямые взаимоотношения России и КНДР через границу по реке Туманной могут оказать существенно влияние на политику, как бы ни развивались события.

Похоже, Россия не выдержала давления США и присоединилась к фактической экономической блокаде Северной Кореи. Во всяком случае, перекрыла один из важнейших источников валютных поступлений Пхеньяна — трудовую миграцию.

Минтруд РФ отклонил все заявки работодателей Приморского края на привлечение 9 тысяч граждан КНДР в качестве работников на предприятиях региона, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу администрации Приморского края. Отметим, что в регионе были готовы принять работников из Северной Кореи, однако в ситуацию внезапно вмешались центральные власти.

«Администрацией Приморского края… было согласовано привлечение более девяти тысяч иностранных граждан из КНДР, в том числе для работы в области строительства, сельского хозяйства, судоремонта, промышленности, гостиничного сервиса, рыбного и лесного хозяйства. Однако квота в полном объеме была отклонена Минтрудом России», — говорится в сообщении местной администрации.

Ранее сообщалось, что аналогичным образом Минтруд отклонил 156 заявок на работников из КНДР от правительства Югры. Таким образом, впору говорить о смене политики российской власти в сфере трудовой миграции из Северной Кореи. Вероятнее всего, это связано с позицией Соединенных Штатов.

Требование Вашингтона к Москве отказаться от «северокорейских гастарбайтеров» директор по политическому планированию Госдепартамента США Брайан Хук озвучил еще в середине ноября. По его словам, работники из КНДР каждый год направляют домой до 130 млн долларов и эти деньги тратятся в том числе и на государственные программы. Читай, ядерные ракеты.

В свою очередь МИД союзника США в регионе — Японии, также призвал Москву отказать в разрешении на работу 25 тысячам гражданам КНДР. Токио в данном случае хотя бы можно понять — запущенные Пхеньяном ракеты падают, как правило, в японской экономической зоне. А вот претензии США, уничтоживших в 1950-е годы, во время Корейской войны, почти 2 млн северян, и продолжающих военные учения ежегодно, явно чрезмерны.

Тем не менее, Москва согласилась с ними. Как и союзный нам Китай. Обе страны минувшей осенью поддержали в Совбезе ООН новые санкции в отношении КНДР, направленные против экспортно-импортных операций. Один из пунктов как раз и ограничивает выдачу разрешений на работу северокорейским трудовым мигрантам. Специалисты называют санкционный режим, установленный резолюцией 2375, самым жестким в XXI веке.

Согласившись слегка «придушить» северокорейский режим, Россия тем не менее, огрызается. «Мы выступаем против, во-первых, полной экономической блокады КНДР и, во-вторых, отстаиваем собственные экономические интересы», — пояснил посол по особым поручениям МИД РФ Олег Бурмистров .

По его словам, Россия обозначила некие «красные линии» и в принятой осенью резолюции Совбеза ООН. Так, Москва оставила свое участие в крупном экономическом проекте «Хасан-Раджин», сохранила авиасообщение, а также «изъятия» для техобслуживания самолетов и то, что нужно для деятельности своих диппредставительств".

Бурмистров заявил, что в России действует многоступенчатая система контрактов с КНДР. «Сложно разобраться: где новый контракт, где старый, нет единого шаблона для контактов, есть многолетние контракты, есть краткосрочные, есть квалифицированная или неквалифицированная рабочая сила. Будет неправильным считать, что речь идет только о лесорубах. В России работают и квалифицированные инженерные кадры на сложных объектах», — говорит дипломат, добавив, что тех, кто трудится по уже заключенным контрактам насильно высылать из РФ не будут.

Преподаватель Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса, кандидат политических наук Анастасия Николенко предвидит серьезные внешнеполитические потери страны из-за решения Москвы свернуть трудовую миграцию из КНДР.

— Ситуация с присоединением РФ к экономической блокаде КНДР неоднозначна. Стремясь сблизиться с западными «партнерами», Россия идет на охлаждение отношений с соседним государством и подрывает таким образом свою безопасность на востоке. Отклонение заявок граждан КНДР на работу может быть расценено Пхеньяном как слабость Москвы и желание во всем угождать Западу, что в свою очередь чревато имиджевыми потерями в глазах других мировых держав.

«СП»: — А насколько выгоден или невыгоден найм северокорейских работников для экономики Приморского края?

— Лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли Приморья, найм северокорейских граждан никакого ущерба нанести не может. Скорее, идет на пользу. Дело в том, что доля русского населения, занимающегося подобной деятельностью невелика. Возможно, более широкое использование труда корейцев даже помогло бы лучше контролировать нелегальные вырубки и сократить численность «воровских делянок».

В бытовом смысле проблем от мигрантов из КНДР тоже никаких — они живут локально там, где работают. То есть их даже не видно.

В свою очередь директор международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев , считает сложившуюся за годы практику импорта Россией трудовых мигрантов из КНДР выгодной обеим сторонам.

— Трудовая миграция из КНДР существует давно, еще со времен СССР. В Россию приезжают вовсе не по принуждению, а те, кто сам этого хочет. И не в частном порядке — контракты заключаются официальными ведомствами. В Северной Корее по-другому и нельзя. Одним из самых распространенных видов деятельности являются лесозаготовки в Сибири, на Дальнем Востоке. Кстати, в советские времена этим у нас промышляли болгары.

Надо понимать, что корейцы традиционно очень дисциплинированы. Живут они все вместе, компактно. В каждом коллективе имеются старшие. На Западе эту практику порой называют чуть ли концлагерем или трудовым лагерем, но это неверно. Там нет рабов, которых заставляют трудиться насильно, плохо кормят и т. п. Для выходцев из Северной Кореи это нормально. А Россия имеет с ними дело на тех условиях, к которым они привыкли. Обе стороны довольны.

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким считает, что экономическая блокада КНДР невыгодна ни России, ни даже Южной Корее.

— Общая численность северокорейских трудовых мигрантов в России летом этого года составляла 37 тысяч человек. Это сравнительно немного. Невозможно сравнить с миграцией из той же Средней Азии. Тем более, что речь идет о работе исключительно по межгосударственным соглашениям, так как с КНДР у России действует визовый режим.

Основной ареал расселения и работы северян — Дальний Восток, где они в основном валят лес и работают в строительной сфере. Ожидалось, также, что рабочие руки северных корейцев будут востребованы с развитием свободного порта Владивосток. При этом трудовые мигранты из КНДР есть и в других регионах страны, например, в Подмосковье.

«СП»: — Представитель российского МИД Бурмистров напомнил, что Россия сохранила экономическое присутствие в КНДР, упомянув, в частности, проект «Хасан-Раджин». Что это за проект?

— Речь идет о строительстве транскорейской железнодорожной магистрали, начало которой будет в России. У нынешнего президента Южной Кореи Мун Джеина есть намерение добиться соединения железных дорог двух стран.

К тому же он провозгласил новую северную политику, которая предполагает активную работу над торгово-экономическими связями со странами северо-восточной Азии. Он даже для этого создал специальный комитет при президенте. Его возглавляет депутат парламента, награжденный российским орденом Дружбы, который вручал лично Владимир Путин. Десять дней назад я беседовал с сотрудниками этого комитета, они приезжали в Россию. Так что намерение у них имеется, так как они понимают, что это выгодно для Республики Корея.

Если грузы с севера будут идти на юг по железной дороге — это будет дешевле. Кроме того, с появлением железной дороги можно протянуть еще и газопровод. Сейчас Сеул готов платить 500 долларов за тонну сжиженного газа. Это почти вдвое больше, чем цена «Газпрома» при продаже газа в Европу. Думаю, Южная Корея, пусть и идя в чем-то на уступки американцам, все же попытается этот проект реализовать. Естественно, он будет трехсторонним, с участием КНДР. Пхеньян — за. Но вряд ли что-то сдвинется до середины марта, пока не закончится Олимпиада в Пхенчхане.



Похожие статьи
 
Категории