Рождение венеры сандро боттичелли где находится. «Рождение Венеры» — любовь и боль Боттичелли

27.04.2019

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Рождение Венеры

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Сандро Боттичелли Рождение Венеры

    Дневник одного Гения. Сандро Боттичелли. Часть I. Diary of a Genius. Sandro Botticelli. Part I.

    Боттичелли, Весна

    Субтитры

    Мы в Уффици, смотрим на «Рождение Венеры» Боттичелли. Это, конечно, одна из самых знаковых картин в истории западного искусства. Венера сказочно красива. Как же иначе? Она стоит, совершенно обнажённая, на картине эпохи Возрождения, не в христианском контексте. По сути, до этого момента эпохи Возрождения, обнажённой на картинах можно было видеть только Еву. Но здесь... Это не Ева. Не Ева. Боттичелли изобразил античную богиню любви, Венеру. И он написал её... по сути, взяв в основу картины древнеримскую скульптуру Венеры. Которая, в свою очередь, является копией ещё более ранней греческой статуи, которую иногда называют скромной Венерой. Она находится, кстати, в коллекции Медичи. Мы думаем, что эта картина могла быть написана для кого-то из дома Медичи, возможно, даже для кузена Лоренцо Медичи. Итак, Венера стоит в центре. Она родилась из моря и, похоже, её подталкивают ветра, зефиры, которые изображены в человеческом обличии слева. Она стоит на ракушке, точнее почти стоит на ракушке. В этой картине так много невозможного. А когда она выйдет на берег, её встретит служанка, готовая одеть её обнажённое тело. Но, я думаю, все рады видеть, что до этого дело ещё не дошло. Потому что её тело настолько прекрасно, настолько чувственно. И поза Венеры как бы нереальна. Это не совсем контрапост. Видите, какой необычный изгиб тела, по-моему, он предполагает, очень гибкую структуру скелета. И даже зефиры, ветра, которые несут её к берегу, переплетаются невозможным образом. И каждая фигура здесь парит. Глядя на картины Ренессанса, мы обычно ожидаем увидеть натурализм. Ожидаем видеть фигуры, имеющие вес, тела, похожи на настоящие, в реалистичном пространстве. Это - первое, что мы представляем себе, когда говорим о Ренессансе. Но Боттичелли показывает нам совсем не это. Некоторые историки искусства предполагают, что Боттичелли обратился к древнегреческим картинам. А единственными примерами, которые Боттичелли мог найти, и которые относились к античной греческой традиции, это были росписи на вазах, где фигуры часто написаны изолированно на общем фоне. По сути это фриз. Все фигуры, это очень характерно для Боттичелли, выдаются вперёд... И словно бы занимают одну плоскость. Именно. И они как будто изолированы, эти три группы. Можно легко представить, что это линейная роспись по вазе. На самом деле, эта картина действительно линейна. И узор композиции, качество этой линейности как бы определяют пространство. То есть, мы можем заглянуть вглубь. Но это не Мазаччо. Здесь целью было наоборот, убрать ощущение глубины. И вместо этого создать ощущение стиля, ощущение красоты. Эта картина, вероятно - мы просто предполагаем, мы не знаем, - на самом деле говорит о красоте, может, в неоплатоническом смысле, красота физическая, чувственная, эротическая, которая ведёт нас к мысли о божественной красоте. Да. Есть два вида красоты. И идея в том, что любуясь физической красотой, мы можем представить божественную. Боттичелли создаёт красоту, которая является результатом его мастерства. Её задаёт изящество самой фигуры. Но также - использование узоров, исключительно декоративного характера. Мы это видим, в особенности, в золотом цвете на её волосах и на деревьях справа. Здесь есть чувственность, которой невозможно сопротивляться. Не так ли? Розовые цветы в воздухе между Венерой и зефиром. Прекрасные линии, которыми написаны волны, линии её волос, развевающейся ткани. Это прекрасный мир, который манит к себе. Subtitles by the Amara.org community

История

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли) [ ] .

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось [ ] .

Розы изображённые на картине, являются распространённым и в настоящее время старинным сортом

C середины XVI века картина вместе с "Весной" находилась на вилле Кастелло.

Большинство картин Боттичелли с изображением обнаженных женщин, о которых пишет Вазари, погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы. «Рождение Венеры» - одна из таких немногочисленных картин сохранившаяся до наших дней.

Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного и важнейшего покровителя Боттичелли, несколькими годами позже" Весны". Флоренция, где почти все свою жизнь провел художник, управлялась могущественным семейством Медичи. Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Литературными источниками для ее написания были произведения Полициано, Вергилия и Гомера.

На картине изображено не само рождение богини, а последовавший за тем момент. Афродитa Урания - небесная Венера, рожденной из моря без матери, достигает берега, где ее встречает одна из граций.

Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду ("Теогония", 188-200), Венера родилась из моря - из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана (САТУРН), выброшенные в воду Кроном. Она плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой мягким дуновением Бога западного ветра - Зефира. Выходит она на Пафосе (на Кипре) - одном из главных мест почитания ее, культа в античности. Ее греческое имя Афродита, возможно, происходит от aphros, что значит "пена". По представлениям кружка Лоренцо Медичи Венера, богиня любви, является также богиней человечности. Именно она учит людей разуму, доблести, она - мать Гармонии, рожденная от союза материи и духа, природы и идеи, любви и души. Идею картины часто связывают также со станцами талантливого поэта Анжело Полициано, члена кружка Медичи:

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Фетиды проплыла средь пенных вод,
Создание иного небосклона,
Лицом, с людьми несходная, встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир влюбленный раковину к брегу,
И небеса их радуются бегу.
Сказали б: море истинное тут.
И раковина с пеной - как живые,
И видно - блеск глаза богини льют.
Пред ней с улыбкой небо и стихии

Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли. Некогда эта картина помещалась в одном из залов виллы Медичи, теперь она украшает собой флорентийскую Галерею Уффици. К "Рождению Венеры" нет другого отношения, кроме безусловного поклонения.

Несколько слов об авторе этого шедевра.Настоящее его имя Алессандро Филипепи.Боттичелли-"бочёночек",такое прозвище было у него в детстве.Был он,что называется, не от мира сего.Мечтательно пуглив,фантастичен в суждениях.Верил в озарения и не заботился о богатстве.Не построил своего дома,не создал семьи.Русский философ Н,Бердяев назвал его самым прекрасным и волнующим,поэтическим художником Возрождения.

Картина "Рождение Венеры"(1485г)была заказана ему для виллы Кастелло,которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи.

Портреты женщин редко встречаются у Сандро Боттичелли, но он воспел и прославил Симонетту Веспуччи - женщину, знаменитую своей красотой и любовью. Она была возлюбленной другого человека - Джулиано Медичи. Она - сама Красота, царица всемогущего искусства. И оттого с такой болезненной страстью греет Боттичелли руки у чужого костра. И оттого говорит о Симонетте Веспуччи то, что "никогда еще не было сказано ни об одной женщине".

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались братья Джулиано и Лоренцо Медичи.

Её современник так описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности.

Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы."

Картина изображает рождение Венеры из пены моря,или таинство явления в мир Красоты.Только что рождённая из морской пены,она подплывает к берегу.

Вглядитесь в эту Венеру,в эту стыдливую девушку,в глазах которой блуждает какая-то светлая печаль,будто на мучения идёт она в земную жизнь.А лицо богини стало для многих символом боттичеллевского настроения.

Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает.

Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета.

Слева неё дует Зефир,проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры.От их дыхания сыплются розы и словно наполняют картину тонким благоуханием.Ритм их падения подобен ритму волн,образуемых движением раковины.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной.

В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты.

В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Каждая деталь этой композиции подобна музыке.Ритм присутствует во всей картине- и в изгибе юного тела,и прядях волос,так красиво рвущихся к ветру,и в общей согласованности её рук,в отставленной ноге,в повороте головы и фигурах,которые её окружают.

На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина, сотканная из ритмов мягких линий и целомудренно прикрывающая грудь и лоно...

На картине запечатлен тот момент, те часы полуночные, когда (по словам поэта В. Брюсова) еще "...не властен свет", но уже "расточилась тьма". Предрассветное утро, легкой рябью подернуто и еле-еле плещется пустынное море... Лишь на заднем плане картины виднеется голый берег с несколькими острыми мысками, да на берегу с правой стороны колышутся апельсиновые деревья.

Интересная судьба во всех,кто причастен к этой картине.Симонетта умирает от чахотки очень молодой,ей было всего 22 года.Так рассказывают о её похоронах:

"С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали не­превзойденной. Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи) . Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля.

Церковь Оньиссанти,где похоронены художник и его муза.

Художник при жизни боготворил свою музу и завещал похоронить его рядом с ней.Через 34 года после смерти Симонетты Сандро Боттичелли был похоронен во Флоренции в церкви Орньиссанти в ногах своей музы.

Эпоха правления Лоренцо Великолепного, блистательного политика, поэта, покровителя искусств и мецената осталась периодом наивысшего расцвета итальянской и флорентийской культуры. При дворе «крёстного отца Ренессанса» работали такие титаны Возрождения, как Микеланджело ди Буанаротти, Вероккьо, Ботичелли. Благодаря Медичи смог реализовать свой огромный потенциал и обрести мастерскую гениальный Леонардо да Винчи. Хранящаяся в галерее Уфицци картина была написана после возвращения художника из Рима, где он участвовал в создании фресок для Сикстинской капеллы. Наиболее вероятный заказчик - Лоренцо ди Пьерфранческо, двоюродный брат флорентийского герцога. Монументальное полотно украшало его виллу Кастелло.

Творчество Боттичелли, относящееся к периоду раннего Возрождения, находилось под явным влиянием идей неоплатонизма. Одним из его постулатов было утверждение о том, что идеям христианства предшествовала античная мифология. «Рождение Венеры» - одно из четырёх произведений мастера, в основу сюжета которого лёг античный миф. Вдохновило Боттичелли на создание картины не сочинение древнегреческого поэта Гесиода, в котором Венера родилась из пены морской, возникшей из крови Урана после оскопления его Кроном, а поэма «Стансы на турнир». Её автор - придворный поэт Анджело Полициано (Angelo Ambrogini detto Poliziano), воспевший любовь Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Одна из самых прекрасных девушек Флоренции умерла совсем молодой из-за чахотки. По мнению историков живописи, на картинах «Весна» и «Рождение Венеры» изображена именно она. Девушка дивной красоты влюбляла в себя с первого взгляда, а её безупречная фигура считалась эталонной. Боттичелли сохранил верность своему тайному чувству на всю жизнь, воссоединившись с Симонеттой лишь после смерти. Он был похоронен рядом с любимой, как и было указано в его завещании. Об её недолгой земной жизни известно не так много, как хотелось бы. В 16 лет она стала женой Марко Веспуччи, родственника известного мореплавателя. После венчания они переехали во Флоренцию, где были очень благосклонно приняты при дворе Лоренцо Великолепного. Симонетта поразила своей прелестной внешностью флорентийского герцога и его брата Джулиано. Романтические отношения с последним прервал её безвременный уход. Джулиано пережил возлюбленную ровно на два года. Он был убит в церкви в день её смерти в результате заговора. Уникальное сочетание душевной и физической красоты вызывало восхищение у всех, кто знал её. Прелестный образ ССимонетты запечатлён также на картинах Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), в скульптурах Андреа Вероккьо (Andrea del Verrocchio).

Появление на свет Венеры на картине Боттичелли уже свершилось, и она готова сойти на берег с огромной раковины, принесённой сюда стараниями бога ветра Зефира. Работа Боттичелли отражает философскую доктрину флорентийских неоплатоников, считавших земную красоту воплощением Бога, а языческую богиню воплощением его гласа, спасающего душу. На картине - рождение любви, красоты и одновременно сцена богоявления. Но вместо Христа - фигура обнажённой Афродиты, дочери Урана. Застенчиво прикрывающая лоно и грудь, она трогательна в своей чистоте и невинности, не вызывая греховных мыслей. Символизирующий скромность камыш усиливает это впечатление. Её целомудренная нагота не смутила бы даже самого ревностного пуританина.

Справа от неё изображена ора Талло (дочь Фемиды и Зевса), бегущая к ней на цыпочках и спешащая прикрыть наготу пурпурной мантией. Это олицетворение всесилия красоты и одновременно символ перехода в иной мир: в момент рождения или кончины. Нимфа олицетворяет весну, потому на картине повсюду цветы: они падают с неба, ими расшиты мантия и платье. На шее оры - гирлянда из мирта, символизирующая плодородие и стабильность чувств. Рядом с ней - анемон, весенний цветок, олицетворение трагической любви.

Слева - бог весеннего ветра Зефир, которого неоплатоники считали богом любви) и богиня цветов Флора (Хлорида), которые помогают раковине пристать к берегу. От сильного дуновения развеваются пряди роскошных золотистых волос Венеры. На фоне сплетённой в объятии супружеской пары, она кажется немного печальной и отрешённой. Её фигура находится в центре овала, создаваемого руками и наклоном фигур, стоящих рядом персонажей и нижней частью раковины. Поза Венеры, опирающейся на одну ногу, характерная для античных статуй и подчёркивающая изящество и естественность, носит название контрапост.

Новаторство картины Боттичелли - не только в изображении обнажённой натуры в полный рост, но и в использовании различных техник и приёмов: применение холста вместо доски, использование листового золота, получение синей краски из измельчённого лазурита, включение в состав пигментов жира для предотвращения растрескивания красочного слоя и нанесение яичного желтка, позволившее продлить картине жизнь на века.

Картина полна символов, и далеко не все из них ещё расшифрованы. Раковина, на которой приплыла к берегу Венера, - олицетворение лона, давшего ей жизнь. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечных чувств, у её ног анемон, олицетворяющий трагическую земную любовь. Падающие с неба розы в честь прибытия на землю Венеры - предвестники любви и неизбежных страданий, ожидающих в будущем. Апельсиновое дерево - вера в бессмертие.

История

Венера. Фрагмент картины.

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли).

Алтарь св. Варнавы

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.

См. также

Литература

  • Burke, Peter Culture and society in Renaissance Italy. - London, 1974.
  • Ufizzi, Studi e Ricerche 4: La Nascita di Venere e l"Annunziazione del Botticelli ristaurate. - Firenze, 1987.
  • Rose-Marie & Rainer Hagen What Great Paintings Say. - Taschen, 2005. - Т. 1. - С. 146-151. -


Похожие статьи
 
Категории