Русские броненосцы XX столетия. Ударная сила флота

22.09.2019
. В этой статье речь пойдёте о линейных крейсера и о проектах так называемых быстроходных линкоров, которые должны были собой заменить сразу два класса кораблей, собственно, линкоров и линейных крейсеров.

Программа Grosskreuzer

Не смотря на то, что в Германии шла дискуссия на тему о том что пора объединить два класса кораблей, линкоров и линейных крейсеров в один класс - быстроходных линкоров, работы над проектами новых линейных крейсеров всё же велись.

На встрече с германским кайзером, руководитель Германского Императорского Военно-морского ведомства Эдуард фон Капелле, представил эскизные проекты броненосных и линейных крейсеров, известных под кодовыми наименованиями как крейсера проекта GK1, GK 2 и GK 3 и линейные крейсера проектов L1, L2 , и L3. На всех проектах в качестве главного калибра были выбраны пушки калибра 380 мм. Средний калибр должен был состоять из шестнадцати 158 мм пушек, по 8 орудий на борт.

По эскизному проекту броненосный крейсер GK1, должен был быть водоизмещением 34 000 тонн и длинной 235 метров. Мощность энергетической установки крейсера должна была составить 110 000 л.с.. С такими машинами крейсер должен был развивать скорость 29 узлов. По проекту GK2 крейсер должен был получиться на много больше:


  • Водоизмещение - 38 000 тонн;

  • Длинна - 243 метра;

  • Мощность машин - 120 000 л.с.

  • Максимальная скорость - 29,5 узлов.

Эскиз крейсера GK3 имел такие же габаритные размеры, как и крейсер по проекту GK2, однако мощность машин на этом корабле предусматривались несколько меньше - 115 000 л.с. и соответственно, крейсер имел меньшую скорость - 29 узлов. Основное внимание на этих крейсерах было уделено их бронированию.

Эти проекты были внимательно оценены германскими адмиралами. И если фон Капелле склонялся в сторону крейсера проекта GK1, то вот командующему Флотом Открытого моря, адмиралу Рейнхарду Шееру был более по душе проект GK3.

Собственно, консенсуса в вопросе будущего крейсера в Германии не было, всё время шли горячие споры о том, какая же максимальная скорость должна быть у крейсеров, каким должно быть его бронирование. В период с мая по июль 1916 года был разработан очередной, новый проект крейсера - GK 6.

Крейсер имел водоизмещение 26 500 тонн, длину 235 м и такую ​​же защиту, что и крейсер проекта GK 3. Однако Шееру и Германскому Императорскому Военно-Морскому ведомству проект GK6 не понравился. По их мнению, скорость крейсера была недостаточной, а вооружение и бронирование не учитывало опыт Ютланда.

Германские адмиралы предложили инженерам подумать над установкой на крейсер пятой башней с парой орудий 380 мм или, в качестве альтернативы, перевооружить крейсер восемью 420 мм орудиями в качестве главного калибра.

Между тем, тяжёлое военное положение Германии привели к резкому замедлению работ над новыми проектами и сместили окончание их на 1920-21 годы.


  1. Проект GK1, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;

  2. Проект GK2, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;

  3. Проект GK3 Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;

  4. Проект GK6, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 5 июля 1916 г.;

  5. Проект GK6a, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  6. Проект GK7, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  7. Проект GK8, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  8. Проект GK8a, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  9. Проект GK9, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  10. Проект GK10, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  11. Проект GK11, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;

  12. Проект GK12, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.

Программа Grosskampfschiffe

Оценивая опыт Ютландского сражения, стало очевидно, что корабли должны расти в размерах и дальше. Однако в Германии рост размеров боевых кораблей ограничивали размеры стапелей в Вильгельмсхафене. На этих верфях не возможно было построить корабли больше:


  • Длинны - 235 м;

  • Ширины - 31 м;

  • Осадки - 9,5 м.

Для строительства более крупных кораблей требовались новые стапеля а так же углубления фарватеров в реках Яде и Эльба.

Однако, эти ограничения не остановили проектные работы. Нужно было понять, хотя бы, до каких размеров требуется увеличение верфей. По предварительным прикидкам стало ясно что будущий быстроходный линкор должен будет иметь водоизмещение, как минимум, на 20 000 тонн больше чем у линейных крейсеров типа Макензен.

Вид сбоку линейного крейсера Макензен. Предполагаемый вид согласно чертежам.


(

Русско-японская война 1904-1905 гг. еще раз показала, что морской бой - это прежде всего поединок между корабельной артиллерией. Увеличилось лишь расстояние, с которого он велся, а победу по-прежнему решали точность попадания и пробойная сила снарядов.

Невозможность обеспечить достаточные углы обстрела для орудий, стрелявших через порты, нередко доводила моряков до отчаяния. Конец их мукам положила идея создания вращающейся бронированной платформы- башни. Новое решение практически одновременно пришло в голову двум талантливым конструкторам - американцу Эриксону и англичанину Кользу. Но интерес к новинке в Новом и Старом Свете проявили по-разному. Если Эриксону после первого башенного корабля «Монитор» удалось построить целую когорту однотипных с ним броненосцев, то Кользу повезло гораздо меньше.
Еще в 1859 г. он разработал проект многобашенного военного судна, который чиновники похоронили в архивах Адмиралтейства. Англичанин даже опередил Эриксона в конструкции башни. Она была значительно устойчивее и надежнее.

После долгих колебаний английские адмиралы решают наконец отдать на откуп Кользу старый 131-пушечный корабль «Ройял Соверин», спущенный на воду еще в 1849 г. После некоторых переделок на одетое в броню судно установили четыре орудийные башни. Вскоре корабль проверили в учебном бою. В одну из башен с расстояния 200 м попало три снаряда. К всеобщему удивлению, она продолжала вращаться не хуже остальных. И все-таки триумф не состоялся - башни не получили массового распространения. Без особого энтузиазма англичане все же заложили несколько башенных броненосцев.

На радость скептикам, по мере возрастания калибра пушек первые башни начали капризничать. Слишком большой вес вращающегося устройства требовал очень мощных приводов и механизмов, которые не всегда отличались надежностью. Тяжелые пушки не хотели вращаться быстро и без рывков. Зачастую после выстрела башня совершала самые непредсказуемые «телодвижения», а при повороте придавала сильный крен кораблю. Из-за всего этого новый подход к защите судовых орудий так и не был Оценен по достоинству - англичане передали эстафету в создании башенных кораблей своей соседке Франции.

В 1890-е гг. со стапелей правительственной верфи в Лорьяне сходит первый истинно башенный французский броненосец «Бреннус». Как и более поздние суда этого типа, он имел две орудийные башни в оконечностях, причем в носовой башне находились два тяжелых 340-мм орудия, а в кормовой - всего одно. Часть 160-мм орудий предпочли оставить в каземате, а остальные поставили в поворотные башни. Только спустя тридцать пять лет англичане вернулись к незаслуженно забытой ими башенной конструкции, поняв, что за нею - будущее броненосного флота.

Французский броненосец «Бреннус»

В 1906 г. они спускают на воду броненосец «Дредноут», давший начало целому классу боевых кораблей, впоследствии названных линкорами. Новое судно отличалось быстроходностью и неуязвимостью для артиллерии противника. Значительное водоизмещение (17 900 т) позволило защитить его 160-метровый корпус крепкой броней и оснастить корабль мощным вооружением. В бронированных башнях «Дредноута», расположенных по обоим бортам, скрывались десять 305-мм пушек главного калибра. В результате этого корабль получал двойное огневое преимущество по сравнению с другими броненосцами. Еще 27 орудий калибром 76 мм служили защитой от атак торпедных катеров.
Кроме этого, «Дредноут» имел противоторпедные сети и пять торпедных аппаратов. Благодаря мощной и разумно расположенной артиллерии линкор мог навязать противнику бой на большой дистанции, исход которого полностью зависел от точности, дальнобойности и калибра орудий.
Система водонепроницаемых переборок обеспечивала хорошую степень непотопляемости судна, а применение турбин мощностью 23 000 лошадиных сил вместо традиционных паровых машин поршневого типа позволяло развивать скорость до 21 узла. Экипаж судна состоял из 770 человек. По образцу «Дредноута» начинают строить почти все бронированные корабли, и его название становится нарицательным.

В попытках создать свой дредноутный флот русские даже опередили англичан - после «Петра Великого» (1877 г.) поворотные башни появляются на броненосцах «Император Николай 1» и «Гангут» 1889-1890 гг. постройки. К башням сначала относились с некоторым недоверием. Так, «Гаигут» имел всего одну носовую башню, укрывавшую единственное тяжелое орудие. Первым русским броненосцем истинно башенного типа стал корабль «Двенадцать апостолов», спущенный на воду в Николаеве в 1891 г. При водоизмещении более 8000 т он нес четыре 305-мм пушки в двух башнях на корме и на носу. Четыре 152-мм орудия располагались в верхнем каземате; помимо них на судне имелось 18 скорострельных пушек калибром 125 мм. Поясная броня 350-мм толщины закрывала ватерлинию, а нижний каземат, защищавший основания орудийных башен, был построен из 30-мм броневых листов.

Появление следующего русского башенного броненосца «Наварии» не заставило себя долго ждать. Именно он стал прототипом русских военных кораблей-дредноутов начала XX столетия. Несмотря на отсутствие брони в оконечностях, «Наварии» к моменту своего вступления в строй считался практически неуязвимым для вражеской артиллерии. Вместе с тем этот корабль, построенный по образцу английского броненосца «Трафальгар», имел существенный минус - низкий надводный борт, из-за которого «Наварин» не мог похвастаться хорошей мореходностью.
Разыгравшаяся во время Русско-японской войны цусимская трагедия не была случайностью ни для «Наварина», ни для повторившего его судьбу «Сысоя Великого», который строился по его образу и подобию. Ночью, после измотавшего всех боя, на уцелевшие русские корабли набросились легкие японские миноносцы. От взрыва на «Наварине» лопнула паровая магистраль, вышло из строя несколько царовых котлов.
Корабль отбивался из всех орудий, но от роковой торпеды спастись не удалось. Под пробоину - ценой сорока матросских жизней - удалось завести пластырь. Но раненый броненосец потерял ход, и вскоре его опять нагнали вражеские суда. Две выпущенные японцами мины довершили дело - корабль стремительно завалился на правый борт и исчез в пучине...

Эскадренный броненосец «Наварин» в «викторианской» окраске. Четыре дымовых трубы и отсутствие фок-мачты придавали кораблю довольно необычный вид

После Цусимы русские начинают восстанавливать флот. 3 нюня 1909 г. состоялась закладка четырех броненосных линейных кораблей: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут». Корабли были однотипными - впервые в русском флоте их орудия главного калибра (305 мм) были размещены в одну линию в четырех 3-орудийных башнях. А всего через два года началось строительство новой серии линкоров-дредноутов типа «Императрица Мария».

События войны подтвердили своевременность этого шага, В июле 1914 г. сквозь англо- французские кордоны к Босфору прорвались два германских судна - линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау», Рейд этих кораблей, плававших под турецким флагом, но в действительности находившихся под командованием немецкого адмирала Сушена, разом свел на нет превосходство русского Черноморского флота над эскадрой противника. «Гебен» с его десятью 208-мм орудиями и двенадцатью 150-мм пушками оказался сильнее «Евстафия» - лучшего на тот момент русского броненосца, а по скорости хода превзошел его более чем в полтора раза (27 узлов против 16).

Каждому из линкоров типа «Императрица Мария» было по силам остановить бесчинства «Гебена» или любого из подобных ему судов. Вооружение линкоров состояло из двенадцати ОРУДИЙ главного 305-мм калибра, двадцати 130-мм пушек и четырех торпедных аппаратов. Потопить новые корабли русских было значительно труднее, чем раньше. Переборки теперь доходили до верхней палубы, а в подбашенных отделениях устанавливалось третье дно.

Судьбу последних черноморских дредноутов решила революция. В апреле 1917 г, «Император Александр III» (один из кораблей серии «Императрица Мария») был переименован и стал называться «Волей». Та же участь постигла и другие линкоры - гордость российского флота. Год спустя Россию захлестнула волна иностранной интервенции. Чтобы не попасть в руки немцев, Черноморский флот прорвался из Севастополя в Новороссийск.

В пылу жестоких битв, разыгравшихся на суше и на море, большевики не сумели сберечь доставшееся им богатое наследство. 18 июля 1918 г. по приказу Ленина был затоплен линкор «Свободная Россия» (бывшая «Императрица Екатерина Великая»); пошли на дно и другие крупные суда. Остальные корабли вернулись в Севастополь, где им в очередной раз пришлось сменить хозяев. Среди них был и дредноут «Воля», вторично переименованный в «Генерала Алексеева». В 1920 г. белогвардейцы увели отвоеванный флот в Бизерту.

Франция приступила к постройке линкоров-дредноутов значительно позже России и других европейских держав. Первый французский дредноут «Жан Бар» появился тогда, когда «Император Александр III» уже доживал свои последние годы, «Жан Бар» и последовавшие за ним линкоры были не чем иным, как старательным подражанием зарубежным линкорам - в их конструкции не появилось ни одного нового элемента.

Начало Русско-японской войны застало японских судостроителей врасплох. Всеми своими победами Япония была обязана исключительно линкорам, построенным на английских верфях. Со спуском на воду первых броненосцев «Аки» и «Сатзума», заложенных японскими мастерами еще в 1903 г., явно не спешили. Их достраивали н переделывали уже после окончания войны. Несмотря на это, первые японские броневые суда так и не попали в разряд дредноутов. Быстро наверстав упущенное, японцы создали два похожих друг на друга броненосца дредноутного типа - «Кавачи» и «Сеттсу». У них было по 12 пушек главного 305-мм калибра, размещенных в шести орудийных башнях. Последние японские супер- дредноуты - «Фузо» и «Ямаширо», заложенные накануне Первой мировой войны, - были построены по американской системе. При рекордно большом водоизмещении в 30 600 т они превосходили остальные линкоры мощностью артиллерии. На них впервые применили орудия калибром 356 мм.

Японский броненосец «Сатзума»

Россия, увлеченная имперскими играми, давно и думать забыла о броненосцах береговой обороны. Опыт русских в этой области ограничивался всего тремя мореходными броненосцами, одним из которых был «Адмирал Ушаков». В свою очередь, в Скандинавских странах к этому типу кораблей относились гораздо серьезней. Этому способствовали особенности морского ландшафта. Береговая линия северных государств была сильно изрезана многочисленными мелководными шхерами, где броненосцы береговой обороны были просто незаменимы. В 1896 г. датские корабелы спустили на воду небольшой броненосец «Скольд» водоизмещением всего 2160 т. На нем установили одну пушку калибром 240 мм и два 119-мм орудия. Их мощность удалось увеличить за счет удлинения стволов.

Вслед за ним построили еще два однотипных корабля - «Халуф Тролле» и «Ольферт Фишер». При водоизмещении 3500 т они несли более сильное артиллерийское вооружение: две 240-мм, четыре 150-мм и шесть 47-мм пушек. Такие корабли продолжали строить вплоть до Первой мировой войны.

Последним и самым совершенным броненосцем береговой обороны должен был стать «Нильс Джуэль», решение о постройке которого было принято в 1914 г. На новом корабле планировалось установить два тяжелых 305-мм орудия и десять скорострельных пушек калибром 120 мм. Опыт последней войны заставил датчан пересмотреть принятые решения.

В Копенгагене поняли: время артиллерийских сражений надводных судов береговой охраны ушло безвозвратно. Мелководье, торпедные катера, миноносцы и подлодки не позволяли приблизиться к скандинавским берегам большим вражеским линкорам с тяжелой артиллерией на борту. Зато у броненосца береговой обороны появились новые противники - десантные суда, дирижабли и самолеты. Неудивительно, что спущенный на воду в 1918 г. «Нильс Джуэль» был вооружен совершенно иначе, чем планировалось раньше. Вместо орудий крупного и среднего калибра на нем установили десять 150-мм скорострельных пушек, два 47-мм орудия и четыре 57-мм зенитки.

Быстрое развитие военного судостроения в этой стране представляет собой разительный пример того, что может сделать государство, когда оно постоянно возбуждается к деятельности волею и мудростью своего государя. В 1870 году Германия имела только одну судостроительную верфь – в Данциге, где можно было строить сколько-нибудь более значительных размеров суда. Но, вслед за тем, в скором времени, стали и с неимоверной быстротой сооружаться верфи и в других местах империи, причем также прорыт был и Кильский канал, и та самая Германия, которая 25 или 30 лет тому назад не имела достаточных средств, чтобы завести у себя хотя бы небольшой флот и которая не далее еще как за 10 лет пред сим покупала половину своих военных судов в Англии, в настоящее время уже не только строит у себя дома все свои собственные военные суда, но с успехом наделяет таковыми еще и большинство иностранных государств.

Тактико-технические данные броненосцев строившихся или построенных в конце 19-го – начале 20-го века

Год проекта 1900 1899 1897 1900 1896 1899 1897
Название Н и J “Виттельсбах” “Сюффрен” “Витторио Эмануэле” “Канопус” “Бородино” “Потемкин”
Страна Германия Германия Франция Италия Англия Россия Россия
Водоизмещение, т 13000 12000 12728 12625 12950 13566 12500
Длина, ф 400 416,5 410 435 390 397 371
Ширина, ф 73 67 70 73,5 74 76 72,5
Среднее углубление, ф 25 25 27,5 25,5 26,5 26 27
Тяжелая артиллерия число/калибр 4 11-дм 4 9,4-дм 4 12-дм 2 12-дм 4 12-дм 4 12-дм 4 12-дм
Средняя артиллерия число/калибр 14 6,7-дм 18 5,9-дм 10 6,4-дм, 8 4-дм 12 8-дм, 12 4-дм 12 6-дм, 10 12-фн. 12 6-дм, 22 12-фн 16 6-дм, 14 12-фн
Легкая артиллерия число/калибр 12 20-фн. 12 1-фн. 12 20-фн 13 12 1-фн 12 3-фн,2 9-фн, 2 1-фн 12 3-фн 6 3-фн, 2 Максима 8 1-фн 20 1-фн
Подводные минные аппараты число/калибр 5 5 2 4 4 2 3
Надводные минные аппараты число/калибр 1 1 2 - 4 4 2
Броня
Палубная, дм 3 3 3 4 2,5 2-4 4
Переборки, дм пояс по ВЛ пояс по ВЛ пояс по ВЛ пояс по ВЛ 12 пояс по ВЛ 7-9
Нижняя палуба на скатах, дм 6 (редут) 6 (редут) 5 (редут) 8 дм (редут) 9 (редут) 2,5-6 6 (редут)
Защита тяжелой артиллерии, дм 10 10 12 8 дм 8 11 12
Защита основания башни, дм 10 10 12 8 8 11 12
Защита средней артиллерии, дм 6 6 5-6 6 (башня) 6 (башня)
Защита основания, дм 6 5 5-6 8 6 5 6
Боевая рубка, дм 10 10 12 10 12 11 10
Длина броневого пояса вся вся вся вся пол длины вся пол длины
Высота броневого пояса, ф 7 7 8 5 7 - 7,5
Вес брони, т 4200 3000 3500 неизвестно 1740 ок. 4000 ок 4000
Сила машин, инд. сил 15000 15000 16200 20000 13500 16300 10600
Максимальный ход, узлы 18 18 18 22 18,25 18 18
Нормальный запас угля, т 800 653 820 1000 1000 неизвестно 670
Максимальный запас угля, т 1650 1000 1150 2800 2300 1250 870
Система котлов Tорникр./цилиндр. Торникр./цилиндр. Никлоса неизвестно Бельвиля Бельвиля 24 Бельвиля

Если же взять случай нормального углубления; то и тут увидим, что в военное время корабль не может его сохранить он до боя так нагрузится углем и боевыми припасами, что броневой пояс почти целиком уйдет под воду. Вследствие этого на боковой качке или при циркуляции ватерлиния оказывается не защищенной. В обратном случае, т.е. при слишком, малом погружении, нижняя кромка броневого пояса будет выходить из воды и опять ватерлиния окажется не защищенной. Кроме того, нельзя рассчитывать, чтобы корабль даже в хорошую погоду был бы всегда без крена (при повороте всех орудий на один борт, при неравномерном наполнении угольных ям и пр.). При незначительной же даже пробоине у ватерлинии хлынувшая в нее вода нарушит горизонтальность корабля, придется пускать воду в отсеки противоположного борта, корабль погрузится, а вместе с ним и пояс.

Итак, во всех случаях выходить, что броневой пояс слишком узок. Правда, что на современных броненосцах броня доходить до ватерлинии, но это только в средней части корабля, нос же и корма защищены лишь узким броневым поясом, подводная же часть в средней части корпуса не защищена и тут необходимо продолжить броневой пояс толщиною по меньшей мере в 160 мм. Ведь на практике уже выяснилось, что пробивание подводной части часто происходить не от непосредственного удара снаряда, а при разрыве его вблизи корабля, когда снаряд или его осколки имеют еще силу преодолеть сопротивление воды и пробить подводную небронированную часть корпуса. Когда подумаешь, что достаточно такой незначительной причины, чтобы вывести корабль из строя, то стоит подумать об увеличении броневого пояса, не заботясь о происходящем от этого увеличении водоизмещения.

Каким образом приступить к подводной защите, это – вопрос техники. У нас, на новейших судах, например на “Цесаревиче”, применен особый род защиты: подводная часть не бронирована, а по каждому борту идет продольная броневая переборка, отстоящая сравнительно далеко от погруженной части корпуса. Переборка эта имеет всего 38-мм толщины и должна по расположению своему представлять значительный вес не увеличивая при этом, особенно безопасности корабля. Перегородки эти защищают только среднюю часть, корабля. Само собой разумеется, что подводная броня должна была бы быть рассчитана тоже на то, чтобы судно могло бы устоять против взрыва самодвижущихся и неподвижных мин заграждения.


Боевая рубка тоже подлежит, несомненно, видоизменениям. Современная боевая рубка, так сказать, виснет на воздухе, и только тонкая броневая труба (для защиты проводов) соединяет ее с броневой палубой.

Стоит привести слова немецкого морского писателя, графа Ревентлова, после случая с “Цесаревичем”: “В боевой рубке приборы для управления кораблем были повреждены, все находящиеся в ней офицеры и матросы убиты или тяжело ранены – все это действием газов и осколков снаряда, разорвавшегося у наружной стенки рубки не пробивши ее. Нужно было, чтобы снаряд (стреляя в “Цесаревич”, японцы больше всего целились в боевую рубку, что видно по числу попаданий спереди и сзади рубки и поэтому можно с уверенностью сказать, что снаряд, который ударил в саму рубку не случайно попал в нее) разорвался вблизи узкой щели, оставленной для кругозора. Через эту щель попали внутрь рубки осколки или газы, может быть и то и другое, которые надолго вывели корабль из строя не повредивши вместе с тем ни одного важного механизма. Таких механизмов в боевой рубке нет.

Возможность повторения такого случая недопустима. Немыслимо мириться с тем, чтобы несколько осколков снаряда, попавших в рубку, могли бы лишить корабль всей боевой способности, сосредоточенной в нем. Опять-таки нельзя допускать, чтобы в одной точке корабля, в боевой рубке, находились бы одновременно во время боя и командующий эскадрой и командир, и все главные офицеры. Если трудно достигнуть полнейшей защиты командира из-за необходимости иметь свободный кругозор, то прочих участников, управления можно вполне защитить, так как во время боя рулевой например не нуждается в поле зрения. Тут ни в каком случае не должен пугать вопрос тяжести: полнейшая безопасность участников управления и возможно большая безопасность для командира имеют больше значения, чем часть артиллерийского вооружения.





Точки, выбранные для управления кораблем, следует защитить броней толщиной не менее 400 или даже 500 мм и броню продолжить до самой броневой палубы – для боевой рубки последнее условие тем более необходимо. Случаи с “Цесаревичем” и “Рюриком” должны привлечь внимание на часто повторяющие случаи повреждения руля, почти в самом начале боя. Корабль вследствие этого выведен из строя или теряет почти всю свою боевую способность. Необходимо защитить голову руля, румпель, рулевые приводы – вообще все рулевое отделение.

В общих чертах броненосцы класса Н (“Брауншвейг”) и N (Дойчланд) совершенно одинаковы – водоизмещение, длина ширина, углубление, число лошадиных сил и т.п. Скорость хода у класса N немного больше, чем у класса Н. На классе N – водотрубные котлы. Эти котлы менее тяжелы чем цилиндрические, благодаря чему запас угля на классе N больше чем на классе Н (нормальное 800 т, вместо 700). Тяжелая и средняя артиллерия одинаковы. На классе “Дойчланд” – 17-см пушки, помещенные в каземате, дальше отстоят друг от друга чем на “Брауншвейг”. Этим уменьшается возможность сбить два орудия одним выстрелом. Достигнуто это большим уклоном передней и задней стен каземата и незначительным удлинением всего каземата.

Орудийные порты значительно усовершенствованы благодаря клинообразным отверстиям, угол обстрела доходит до 137°. Такая форма портов, позаимствована от американского флота. На классе “Брауншвейге” у каждого угла каземата помещается по одной поворотной башне с 17-см орудием; на классе “Дойчланд” взамен башен устроены отдельные казематики: этим положен конец башенной системе для средней артиллерии. На крышах казематов установлены 88-мм орудия: Таких орудий в общей сложности 22. Это показывает, что легкая артиллерия тоже подверглась изменению и это вызвано увеличением размеров истребителей миноносцев, обладающих громадным ходом, в которые трудно попадать.

Любой боевой корабль это своеобразная выставка достижений военно-промышленного комплекса своего времени. В его конструкции вооружения заложены результаты самых передовых изысканий науки, инженерной мысли и технологии. Двадцатое столетие стало по настоящему «золотым веком» военного кораблестроения, а начиналось все с могучих броненосцев и дредноутов.

Суда с паровыми двигателями пришли на смену парусникам в середине XIX века. Первое сражение новейших бронированных боевых кораблей оснащенных паровыми двигателями произошло в ходе гражданской войны в США. В марте 1862 года броненосец северян «Монитор » и корабль южан «Вирджиния » сошлись в бою на рейде Хэмптон-Роудс. В то время применение таких кораблей граничило с экспериментом. Тактики ведения боя кораблей с таким серьезным вооружением и защитой попросту не существовало. Главной ударной мощью флотов ведущих морских держав мира броненосцы станут лишь через 30-40 лет. В начале XX века корабли этого класса получат название в память о недавних парусных кораблях прошлого.

Многопалубный линейный корабль на протяжении трех столетий являлся основой боевой мощи парусных военных флотов мира. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль, поэтому корабли выстраивались в линию так, чтобы во время залпа своих орудий быть повернутыми к противнику бортом, чтобы достичь максимальной мощи огня. Броненосцы также были предназначены для линейного боя. Во время морских сражений эти большие корабли с мощным вооружением, выстраивались в боевую линию, следуя в кильватерном строю.

Броненосцы и линкоры действовали в составе боевого соединения эскадры. Они предназначались для уничтожения кораблей противника и артиллерийской бомбардировки целей на побережье.

эскадренный броненосец «Петр Великий»

5 мая 1869 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие - для русского флота был заложен первый в Российской империи, да и в мире брустверно-башенный корабль. Он был спроектирован адмиралом Поповым. В Англии, которая тогда считалась владычицей морей, корабль нового типа «дредноут» был заложен на полгода позже.

Чем же отличался эскадренный броненосец «Петр Великий » от своих предшественников парусников и колесных пароходов. Во-первых, первый русский броненосец имел на вооружении две двухорудийные башни, калибр каждого орудия составлял 305 мм, а длина ствола достигала 30-ти калибров. Также в состав вооружения входили 14 артиллерийских орудий меньшего калибра и два торпедных аппарата. Толщина броневого пояса корабля и артиллерийской башни варьировалась от 203 до 365 мм. Корпус броненосца был выполнен из металла по специальной клетчатой системе. Корабль имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины мощностью более 8000 л.с. помогали броненосцу развивать скорость хода до 14 узлов.

Технические характеристики эскадренного броненосца «Петр Великий»:

Длина - 98 м;

Ширина - 19 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 10105 тонн;

Дальность плавания - 3600 миль;

Экипаж - 440 человек;

В России строительство броненосцев, которые стали предметом гордости и символом военной мощи государства велось с невиданным размахом. К началу XX века в составе русского императорского флота насчитывалось 17 тяжелых эскадренных броненосцев. Крупнейшими из них были «Петропавловск », «Цесаревич », «Ретвизан », «Пересвет », «Победа », «Полтава », «Севастополь », «Чесма » и «Император Николай I ».

броненосец «Полтава»

броненосец «Цесаревич»

броненосец «Ретвизан»

броненосец «Победа»

броненосец «Севастополь»

броненосец «Император Николай I»

броненосец «Пересвет»

С началом русско-японской войны связана одна из самых трагических страниц в истории русского флота. В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны японские миноносцы напали на русские боевые корабли, стоящие на рейде Порт-Артура. В результате внезапной атаки из строя были выведены броненосцы «Ретвизан », «Цесаревич » и крейсер «Паллада ». Вскоре в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров один из выдающихся флотоводцев того времени. Он предпринял самые решительные меры для подготовки флота к активным боевым действиям, и 31 марта тихоокеанская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Однако броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Адмирал погиб. Еще дважды русские корабли предпринимали вырваться из Порт-Артура во Владивосток и оба раза они заканчивались неудачей - эскадра погибла.

Японский флот в августе 1904 года высадил десант и приступил к осаде Порт-Артура. Спустя четыре месяц город был сдан. После гибели 1-й Тихоокеанской эскадры на базе Балтийского флота была сформирована 2-я эскадра Тихоокеанского флота. Ее возглавил вице-адмирал Зиновий Рожественский. В состав эскадры вошли около 30 кораблей, на вооружении которых находилось 228 артиллерийских орудий. Совершив полугодовой морской переход на Дальний Восток военные корабли подошли к островам Цусима, где их ждал японский флот адмирала Того. В его составе находилось около 120 боевых кораблей, на вооружении которых находилось свыше 900 артиллерийских орудий. Огневой мощью японский флот превосходил русскую эскадру в 4,5 раза. Исход предстоящего сражения был заранее предрешен. Подавляющее большинство русских военных кораблей погибли в бою с превосходящими силами противника.

Трагедией Порт-Артура и Цусимы заставили русских судостроителей пересмотреть концепцию строительства больших броненосных кораблей. В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки четырех броненосцев нового типа - линейных кораблей. Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разработанный морским Адмиралтейством судостроительной программы. Ее целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Предусматривалось строительство семи линкоров нового, так называемого дредноутского типа, сделав устаревшими все броненосцы .

Головным в серии дредноутов стал «Севастополь» водоизмещением 23000 тонн. На вооружении корабля находилось 12 орудий калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм, а также четыре торпедных аппарата. К началу Первой мировой войны было построено и введено в боевой состав флота еще три линкора этой серии - «Петропавловск », «Полтава » и «Гангут ». В дальнейшем было построено дополнительно три линкора модернизированной серии. В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

Характерной особенностью которых было большое число орудий главного калибра.

Корабли

  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1573 году.
  • «Дредноут» - британский фрегат (первоначальное название - «Торрингтон»). Спущен на воду в 1654 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1691 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль. Спущен на воду в 1742 году.
  • «Дредноут» - британский военный корабль, позже - госпитальное судно. Спущен на воду в 1801 году.
  • «Дредноут» - британский броненосец (первоначальное название - «Фьюри»). Спущен на воду в 1875 году.
  • «Дредноут » - британский линкор, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником названного в его честь класса кораблей. Спущен на воду в 1906 году.
  • «Дредноут » - первая британская атомная подводная лодка.
  • Дредноут (класс кораблей) - класс кораблей, родоначальником которого стал HMS Dreadnought (1906) .

Прочее

  • «Дредноут» - Скаранский эквивалент Командного Авианосца Миротворцев в сериале Farscape .
  • «Дредноут» - комедийный фильм с боевыми искусствами .
  • «Дредноут» - грузовой автомобиль из к/ф «Смертельная гонка» .
  • «Дредноуты» - спектакль/видеоверсия Евгения Гришковца .
  • «Дредноут» - грубошёрстная ткань типа бобрика, пальто из такой ткани.
  • «Дредноут » - вид гитары.
  • The Dreadnoughts - канадская кельтик-панк -группа

Компьютерно-игровые термины

  • «Дредноут» - средство передвижения в онлайн игре Аллоды Онлайн .
  • «Дредноут» - один из типов (раса) противников в Wizardry 8 .
  • «Дредноут» - космический корабль из игр Homeworld 2 и Homeworld: Cataclysm .
  • «Дредноут» (Dreadnought) - класс боевых кораблей в компьютерной игре EVE Online .
  • «Дредноут» - боевой костюм для смертельно раненных космических десантников во вселенной Warhammer 40k .
  • «Дредноут» - боевой ракетный корабль СССР в компьютерных играх «Red Alert 2 » и «Red Alert 3 ».
  • «Дредноут» - гигантский летающий военный корабль в видеоигре Final Fantasy II .
  • «Дредноут» - класс самых больших военных космических кораблей в игре Mass Effect
  • «Дредноут» - третья профессия воина-человека в онлайн игре Lineage II .
  • «Дредноут балауров» - Дерадикон, боевой корабль в онлайн-игре Aion .
  • «Дредноут» - самый крупный и мощный боевой космический корабль во флоте землян в компьютерной игре «Conquest: Frontier Wars».
  • «Дредноут» - флагманский корабль расы инопланетных захватчиков Ur-Quan в серии игр Star Control .
  • «Дредноут» - самый крупный космический корабль Драккар из онлайн-стратегии Alpha Empire.
  • «Дредноут» - боевой корабль, основная сила флота в игре Империя .
  • «Дредноут» - боевой корабль, собираемый гоблинами во вселенной Warcraft III

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дредноут" в других словарях:

    1) английский броненосец, положивший начало классу линейных кораблей. Вступил в строй в 1906. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Дредноут общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавш … Морской словарь

    - (англ. Dreadnought букв. неустрашимый), английский броненосец (постройки 1906). Имел 10 305 мм башенных орудий и 24 орудия 76 мм, 5 торпедных аппаратов; броня до 280 мм. До 30 х гг. Дредноутами называли линейные корабли этого типа … Большой Энциклопедический словарь

    ДРЕДНОУТ, а, муж. Большой броненосец, предшественник современного линейного корабля. | прил. дредноутный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (Dreadnought) английский броненосец, прототип класса современных мощных линейных кораблей, для которых имя его стало нарицательным. Д. был построен в Англии в 1905 06 г.г. на основе опыта русско японской войны. Имел водоизмещение 17900 т,… … Морской словарь

    Сущ., кол во синонимов: 5 броненосец (12) корабль (101) линкор (5) … Словарь синонимов

    Ленина. Разг. Шутл. ирон. Крейсер «Аврора». Синдаловский, 2002 … Большой словарь русских поговорок

    - (англ. dreadnought букв. бесстрашный) в первые десятилетия 20 в. крупный броненосец с мощной дальнобойной артиллерией. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. дредноут дредноута, м. [англ. drednought] (мор.). Броненосец большого… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [англ. dreadnought] Крупный быстроходный броненосец первых десятилетий 20 в. с мощным вооружением, предшественник современного линейного корабля. * * * ДРЕДНОУТ «ДРЕДНОУТ» (англ. «Dreadnought», букв. неустрашимый), английский броненосец… … Энциклопедический словарь

    - («Дредноут») английский Линейный корабль, положивший начало этому классу кораблей. Постройка «Д.» явилась попыткой учесть опыт русско японской войны 1904 1905, в которой выявились недостатки броненосцев (См. Броненосец). Построен в 1905… … Большая советская энциклопедия



Похожие статьи
 
Категории