Русский гравированный портрет. Русский коллекционер

03.03.2020

- (греч. λεξικόν, лат. dictionarium, glossarium, vocabularium, нем. Wörterbuch) собрание слов, принадлежащих какому нибудь языку, расположенное для более удобного пользования им в том или другом систематическом порядке, чаще всего в чисто внешнем,… …

- (1824 11 июня 1895 года в Вильдунгене, близ Пирмонта) сенатор, тайный советник, коллекционер. Поздно ночью мы получили печальное известие о внезапной смерти Дмитрия Александровича Ровинского, сенатора, известного собирателя и издателя русских… …

Ровинский, Дмитрий Александрович - Дмитрий Ровинский, юрист и знаток русского портрета В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ровинский. Дмитрий Александрович Ровинский (16 (28) августа … Википедия

Ровинский (Дмитрий Александрович) известный юрист и государственный деятель, ученый исследователь по истории русской жизни и истории искусств, почетный член Академий Наук и Художеств. Сын московского полицеймейстера, родился 16 августа 1824 года … Биографический словарь

Ростопчин, граф Феодор Васильевич - — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия

Ровинский Дмитрий Александрович Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ровинский, Дмитрий Александрович - известный юрист и государственный деятель, ученый исследователь по истории русской жизни и истории искусств, почетный член академий наук и художеств. Сын московского полицеймейстера, род. 16 августа 1824 года. Окончив курс в училище правоведения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Дмитрий Ровинский

Дмитрий Александрович Ровинский - Дмитрий Ровинский, юрист и знаток русского портрета Дмитрий Александрович Ровинский (16 (28) августа 1824, Москва 23 июня 1895, Бад Вильдунген, Германия) русский юрист, знаменитый как историк искусства и составитель справочников по русским… … Википедия

Ровинский, Дмитрий - Дмитрий Ровинский, юрист и знаток русского портрета Дмитрий Александрович Ровинский (16 (28) августа 1824, Москва 23 июня 1895, Бад Вильдунген, Германия) русский юрист, знаменитый как историк искусства и составитель справочников по русским… … Википедия

Ровинский Дмитрий Александрович - Дмитрий Ровинский, юрист и знаток русского портрета Дмитрий Александрович Ровинский (16 (28) августа 1824, Москва 23 июня 1895, Бад Вильдунген, Германия) русский юрист, знаменитый как историк искусства и составитель справочников по русским… … Википедия

Дмитрий Ровинский вошел в российскую историю не как юрист и реформатор судебной системы 1864 года, а как профессиональный историк искусства и русский коллекционер - основоположник науки о русском искусствоведении, а то, что сделано им в области гравероведения, вообще бесценно.

Без трудов Ровинского по русской гравюре, русским гравёрам, русскому гравированному портрету, русской народной картинке, а также гравюрам западноевропейских школ и офортов Рембрандта, собранных русским коллекционером, сегодня ни один специалист в этой области не обходится, ни в нашей стране, ни за границей.

Справочники, исторические обзоры развития гравировальных техник, монографии, каталоги, библиотека по истории гравюры – все началось с него. С самого начала Дмитрий Ровинский ставил перед собой единственную цель – просветительскую, для которой надо было создать базу, собрать материал и привлечь к ним внимание специалистов.

Многотысячная коллекция его гравюр началась со сбора западных образцов, в частности – с гравюр Рембрандта, но совет дальнего родственника М.П.Погодина – собирать все русское, потому что оно никем не ценится, и его не берегут – сыграл решающую роль.

А в придачу к этому наставлению Погодин передал молодому человеку для разбора небольшой сундучок, где находился архив Штелина, среди бумаг которого оказалось несколько гравированных портретов и лубочных картинок. Они и положили начало грандиозным коллекциям Дмитрия Ровинского.

Правда, легендарным русским коллекционером Дмитрий Ровинский стал не сразу. Поначалу он собирал народные картинки без особого энтузиазма, и мало отличал их друг от друга по качеству, считая, что они не представляют никакой художественной ценности. Как, впрочем, и русские гравюры, которые считал слепым подражанием западным.

Так длилось до тех пор, пока он не погрузился в тему с головой, а народная картинка стала его волновать не меньше, чем офорты Рембрандта. С годами «насмотренность» начала формировать его художественный вкус. Так постепенно из дилетанта он превращался в профессионала в области истории русского изобразительного искусства, русской истории, русского фольклора и русской этнографии.

Только перечень многотомных трудов, альбомов, статей и исследований Дмитрия Ровинского займет немало места. Его фундаментальными исследовательскими трудами стали:

«Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств», «Словарь русских гравированных портретов», «Русские народные картинки», «Подробный словарь русских граверов и их произведений ХVI-XIX вв».

Последний, появившийся вскоре после смерти автора в 1895 году, стал итоговым и посмертным памятником полувековому подвижническому труду ученого. Самого Дмитрия Ровинского тоже можно считать памятником русской культуре: безмерно любивший свой народ, его мудрость, лукавство, юмор и обычаи, он пятьдесят лет с энтузиазмом русского патриота занимался изучением всего русского.

Трудолюбие, страстность, дисциплинированность и строгость по отношению к самому себе, привитые отцом еще в детстве, дополнились и развились в ходе личной юридической практики, приучившей к внимательному изучению всякого дела, строгому документированию деталей и к ответственности за принимаемые решения.

Эти качества не только способствовали его успешной карьере как прокурора, но и становлению Дмитрия Александровича как блестящего знатока русской истории и русской жизни. Собирая народные картинки, иконы и гравированные портреты, он обошел почти все Подмосковье, восток и север страны, а когда стали позволять должность и средства, объездил всю Европу, побывал в Индии, Китае, Марокко, Египте, Иерусалиме, Японии….

А настоящее коллекционирование началось с «Общества утаптывания дорог», как называли себя Иван Забелин и Дмитрий Ровинский с присоединившимся к ним братом Николаем. В поисках русской старины они обходили пешком все местные деревни и поселки, собираясь в походы уже с Пасхи: Кунцево, Коломенское, Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевский монастырь, Сергиев Посад.... И так далее.

Один из самых больших походов в Переславль-Залесский длился две недели, в течение которого друзья ежедневно проходили по тридцать верст, питаясь черным хлебом и квасом. Во время походов делались зарисовки домов, церквей, местности, записывались обычаи, встречи, разговоры. Так складывалась бесценная коллекция Ровинского.

Наибольшие трудности при сборе возникали с иконами, которые их владельцы, особенно староверы, не хотели отдавать. Приходилось уговаривать и объяснять, что икона не только предмет поклонения и молитвы, но и произведение искусства, требующее изучения. С иконами Дмитрию Ровинскому вообще не повезло.

Свое первое серьезное исследование, предпринятое в двадцать девять лет (1852), русский коллекционер начал именно с истории русской иконографии. Первая рукопись Ровинского по истории русских школ иконописи, казалось, ничем не отличалась от предыдущих исследований в этой области.

Привыкший все доказывать только документами и подтверждать каждое слово фактами, Ровинский попал в капкан собственной профессиональной дотошности: его основной вывод о том, что никакого византийского эталона, которому, якобы, следовали русские иконописцы, в принципе не существовало.

А потому и возрождать мифический, никому не ведомый «русско-византийский стиль» нет никакой возможности. Более того, он показал на фактах, что царские живописцы, тот же Симон Ушаков, всегда отступали от греческо-византийских образцов. В процессе работы Дмитрий Ровинский впервые начал атрибутировать иконы, используя метод их стилистического анализа.

Он описал подробно все стадии создания иконы, как возникают подделки, как осуществляются «починки» икон и т.д.. Обо всем этом ему рассказывали в его бесчисленных экспедициях и беседах мастера-иконники. А главное, в приложении к труду он публикует 142 рецепта изготовления красок для икон, которые выписывал из иконописных подлинников.

Это и сделало книгу востребованной всеми иконописцами вплоть до наших дней. Но книга была запрещена, через четыре года, в урезанном виде, все-таки опубликована, а в полном объеме вышла только спустя полвека – в 1903 году.

Но именно эта книга стала новым этапом в изучении иконописных школ и древнерусской живописи. Вместо общих рассуждений здесь впервые были представлены реальные документы и факты, на основе которых была возможна их систематизация и обоснованные выводы.

Раньше все было наоборот: сначала выдвигалась какая-то версия, которую потом иллюстрировали отдельными образцами икон. В результате неудачи, которую потерпел русский коллекционер в русском иконоведении, Дмитрий Ровинский уже никогда не возвращался к этой теме.

Дмитрий Ровинский вошел в российскую историю не как юрист и реформатор судебной системы 1864 года, а как профессиональный историк искусства и русский коллекционер - основоположник науки о русском искусствоведении, а то, что сделано им в области гравероведения, вообще бесценно.

Без трудов Ровинского по русской гравюре, русским гравёрам, русскому гравированному портрету, русской народной картинке, а также гравюрам западноевропейских школ и офортов Рембрандта, собранных русским коллекционером, сегодня ни один специалист в этой области не обходится, ни в нашей стране, ни за границей.

Справочники, исторические обзоры развития гравировальных техник, монографии, каталоги, библиотека по истории гравюры – все началось с него. С самого начала Дмитрий Ровинский ставил перед собой единственную цель – просветительскую, для которой надо было создать базу, собрать материал и привлечь к ним внимание специалистов.


Портрет А.Меншикова, в шубе и меховой шапке, с топором в руках: " Бог смирил меня" Из коллекции Д.А.Ровинского

Многотысячная коллекция его гравюр началась со сбора западных образцов, в частности – с гравюр Рембрандта, но совет дальнего родственника М.П.Погодина – собирать все русское, потому что оно никем не ценится, и его не берегут – сыграл решающую роль.

А в придачу к этому наставлению Погодин передал молодому человеку для разбора небольшой сундучок, где находился архив Штелина, среди бумаг которого оказалось несколько гравированных портретов и лубочных картинок. Они и положили начало грандиозным коллекциям Дмитрия Ровинского.

Правда, легендарным русским коллекционером Дмитрий Ровинский стал не сразу. Поначалу он собирал народные картинки без особого энтузиазма, и мало отличал их друг от друга по качеству, считая, что они не представляют никакой художественной ценности. Как, впрочем, и русские гравюры, которые считал слепым подражанием западным.


Екатерина II. Из коллекции гравюрных портретов Д.А.Ровинского

Так длилось до тех пор, пока он не погрузился в тему с головой, а народная картинка стала его волновать не меньше, чем офорты Рембрандта. С годами «насмотренность» начала формировать его художественный вкус.

Так постепенно из дилетанта он превращался в профессионала в области истории русского изобразительного искусства, русской истории, русского фольклора и русской этнографии.

Только перечень многотомных трудов, альбомов, статей и исследований Дмитрия Ровинского займет немало места. Его фундаментальными исследовательскими трудами стали:

«Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств», «Словарь русских гравированных портретов», «Русские народные картинки», «Подробный словарь русских граверов и их произведений ХVI-XIX вв».

Последний, появившийся вскоре после смерти автора в 1895 году, стал итоговым и посмертным памятником полувековому подвижническому труду ученого. Самого Дмитрия Ровинского тоже можно считать памятником русской культуре: безмерно любивший свой народ, его мудрость, лукавство, юмор и обычаи, он пятьдесят лет с энтузиазмом русского патриота занимался изучением всего русского.


Граф Алексей Григорьевич Орлов. Из коллекции Д.А.РОвинского

Трудолюбие, страстность, дисциплинированность и строгость по отношению к самому себе, привитые отцом еще в детстве, дополнились и развились в ходе личной юридической практики, приучившей к внимательному изучению всякого дела, строгому документированию деталей и к ответственности за принимаемые решения.

Эти качества не только способствовали его успешной карьере как прокурора, но и становлению Дмитрия Александровича как блестящего знатока русской истории и русской жизни. Собирая народные картинки, иконы и гравированные портреты, он обошел почти все Подмосковье, восток и север страны, а когда стали позволять должность и средства, объездил всю Европу, побывал в Индии, Китае, Марокко, Египте, Иерусалиме, Японии….

А настоящее коллекционирование началось с «Общества утаптывания дорог», как называли себя Иван Забелин и Дмитрий Ровинский с присоединившимся к ним братом Николаем. В поисках русской старины они обходили пешком все местные деревни и поселки, собираясь в походы уже с Пасхи: Кунцево, Коломенское, Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевский монастырь, Сергиев Посад.... И так далее.


Дмитрий Самозванец. Из коллекции Д.А.Ровинского

Один из самых больших походов в Переславль-Залесский длился две недели, в течение которого друзья ежедневно проходили по тридцать верст, питаясь черным хлебом и квасом. Во время походов делались зарисовки домов, церквей, местности, записывались обычаи, встречи, разговоры. Так складывалась бесценная коллекция Ровинского.

Наибольшие трудности при сборе возникали с иконами, которые их владельцы, особенно староверы, не хотели отдавать. Приходилось уговаривать и объяснять, что икона не только предмет поклонения и молитвы, но и произведение искусства, требующее изучения. С иконами Дмитрию Ровинскому вообще не повезло.

Свое первое серьезное исследование, предпринятое в двадцать девять лет (1852), русский коллекционер начал именно с истории русской иконографии. Первая рукопись Ровинского по истории русских школ иконописи, казалось, ничем не отличалась от предыдущих исследований в этой области.


Петр I. Из коллекции Д.А.Ровниского

Привыкший все доказывать только документами и подтверждать каждое слово фактами, Ровинский попал в капкан собственной профессиональной дотошности: его основной вывод о том, что никакого византийского эталона, которому, якобы, следовали русские иконописцы, в принципе не существовало.

А потому и возрождать мифический, никому не ведомый «русско-византийский стиль» нет никакой возможности. Более того, он показал на фактах, что царские живописцы, тот же Симон Ушаков, всегда отступали от греческо-византийских образцов. В процессе работы Дмитрий Ровинский впервые начал атрибутировать иконы, используя метод их стилистического анализа.

Он описал подробно все стадии создания иконы, как возникают подделки, как осуществляются «починки» икон и т.д.. Обо всем этом ему рассказывали в его бесчисленных экспедициях и беседах мастера-иконники. А главное, в приложении к труду он публикует 142 рецепта изготовления красок для икон, которые выписывал из иконописных подлинников.


Екатерина I. Из коллекции Д.А.Ровинского

Это и сделало книгу востребованной всеми иконописцами вплоть до наших дней. Но книга была запрещена, через четыре года, в урезанном виде, все-таки опубликована, а в полном объеме вышла только спустя полвека – в 1903 году.

Но именно эта книга стала новым этапом в изучении иконописных школ и древнерусской живописи. Вместо общих рассуждений здесь впервые были представлены реальные документы и факты, на основе которых была возможна их систематизация и обоснованные выводы.

Раньше все было наоборот: сначала выдвигалась какая-то версия, которую потом иллюстрировали отдельными образцами икон. В результате неудачи, которую потерпел русский коллекционер в русском иконоведении, Дмитрий Ровинский уже никогда не возвращался к этой теме.


Царь Борис Годунов. Из коллекции Д.А.Ровинского

Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. 2 тома. Спб., Типография Академии наук, 1889. 26,4 х 19 см. В двух современных полукожаных переплетах с золотым тиснением между бинтами на корешке. Отличная сохранность. Профессиональная реставрация нескольких листов. Редкость.

Том 1. А-О. XVI с., 1204 стлб.
Том 2. П-Фета; с., 1205-1888 стлб., c., 880 стлб.

Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) - юрист, археограф, историк искусства, крупнейший коллекционер гравюр и эстампов, почетный член Петербургской Академии наук (с 1883 г.), почетный член Академии художеств (с 1870 г.). Еще в молодости он начал собирать свою уникальную по богатству и полноте коллекцию европейской и русской гравюры, а также русского лубка, кроме этого Д.А.Ровинский глубоко изучал предмет своей страсти. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, и поныне представляющие большой научный интерес: «Русские народные картинки» (т. 1-5. 1881) с атласом в 4-х книгах (1881-1893), «Подробный словарь русских гравированных портретов» (т. 1-4 - 1886-1889, т. 1-2 - 1889), «Подробный словарь русских граверов XVI - XIX вв.» (т. 1-2. 1895) и др.

В настоящее издание вошли сведения о 10000 гравированных портретах, вышедших в России в XVII-XIX вв. Первый такой словарь был издан Д.А.Ровинским в 1872 г. и стимулировал значительный рост интереса к русскому гравированному портрету. Информация о гравированных портретах систематизирована по персоналиям исторических деятелей, о которых представлены биографические сведения, особенно подробные в отношении царей, членов правящей династии и крупных исторических деятелей, и данные об их облике. Под каждой фамилией представлены все известные портреты и сведения об их изданиях, технике, особенностях изображений, создателях, иконографии, выделены типы изображений, указаны оригиналы, с которых сделаны более поздние портреты, оценивается их редкость, качество, достоверность. Точно воспроизводятся тексты к портретам.

Словарь уникален своей полнотой: в нем есть информация о портретах 2000 российских лиц, вошедших в историю в разных сферах деятельности, и европейцах, бывших на службе у России. Д.А.Ровинский стремился к полноте представления об отечественном гравированном портрете. В словарь попали помимо известных людей и практически забытые. Автор обобщил в книге материалы не только собственной уникальной коллекции, но и доступных ему лучших общественных и частных собраний. Он подчеркивает, что портрет интересен именно как отражение реальности, источник достоверного образа определенного исторического лица.

В конце издания помещено восемь приложений, в которых даны списки изданий с портретами, в том числе, и награвированных, но не изданных сюит; крупных частных и общественных коллекций. Представлена история гравированного портрета в России до 1700 г.; исследование об иконографических прототипах князей и царей Рюрикова дома; цензурные правила, относящиеся к изданию портретов; перечень сохранившихся награвированных досок и др. В заключении, состоящем из восьми глав, рассказывается о зарождении и развитии в России портретной гравюры, перечислены самые выдающиеся и редкие гравированные портреты царствующего дома, представлена информация о портретах частных лиц и т.д. Последняя глава заключения особенно полезна коллекционерам гравированных портретов. Поскольку в ней рассказывается о различных техниках гравирования, о красоте и редкости отпечатков. К изданию приложены алфавитные указатели портретов и мастеров.

Словарь незаменим как справочное пособие для коллекционеров и профессиональных историков. Издание представляет интерес для музеев.

Библиография: Н.Б., 491. Международная книга, 6-674.

Д.А. Ровинский. Подробный словарь русских гравированных портретов в 4-х томах+ 1 дополнительный том. Издание с 700 фототипными портретами: [В 4-х тт.]. Составил Д.А. Ровинский. СПб. Типография Императорской Академии Наук. 1886-1889г. В 4-х современных библиофильских полукожаных переплетах с углами, бинтами и золотым тиснением на корешках., 27,5х19,5 см. Репринтное издание.
Т. I: А - Д. - 1886. - XVI с., 736 стлб.: ил.; Т. II: Е - О. - 1887. - с., стлб. 737-1420: ил.; Т. III: П - Ф. - 1888. - с., стлб. 1421-2208: ил.; Т. IV: Приложения, заключение и алфавитные указатели. - 1889. - с., 880 стлб. Т.V -1911г. 89с.илл.В пятом томе представлены более поздние дополнения и исправления к словарю Ровинского, сделанные Д. Адарюковым и И. Орловым.
Прижизненное издание. Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) - юрист и государственный деятель, коллекционер, выдающийся исследователь гравюры, почетный член Петербургской Академии Наук и Академии Художеств. За много лет (с 1840-х гг.) Ровинский собрал самую значительную в России коллекцию гравюр. Свое богатейшее собрание Дмитрий Александрович завещал Эрмитажу, Румянцевскому музею, Императорской Публичной библиотеке и Академии Художеств. Ровинский впервые систематизировал богатый фактический материал по истории гравюры и лубка. Его фундаментальные исследования и каталоги не утратили научного значения и в настоящее время:`Русские народные картинки`,`Подробный словарь русских гравированных портретов`,`Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.`,`Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках`.`Подробный словарь русских гравированных портретов` представляет собой уникальное руководство для любителей и собирателей гравюр. Грандиозный по объему материал содержит описания большого количества портретов с массой мельчайших подробностей (рамка, способ гравирования, подписи и т.д.), в некоторых случаях указаны живописные оригиналы и литографии, с которых исполнены гравюры, почти о каждом лице помещены биографические заметки, рассказы и указания современников и др. В качестве приложений в Словарь вошли:`Материалы для истории портретного дела в России до 1700 года`, исследование`Откуда заимствованы изображения Великих Князей и Царей русских от Рюрика до Иоанна Грозного`,`Заметки о портретах, писанных на эмали и на кости`,`Цензура над царскими портретами` и др.`Заключение` содержит сведения о портретном деле и первых гравированных портретах в России с перечислением самых редких портретов Царского дома, о портретах частных лиц, об искусстве гравирования, заметки о собирателях, о ценности и редкости отпечатков, о правилах хранения гравюр и многое другое. В конце Словаря помещены:`Алфавитный указатель мастеров` и`Общий алфавит портретов`. Текст дополняют 700 фототипных портретов. Редкое коллекционное издание!
Состояние: хорошее.



Похожие статьи
 
Категории