Самые крупные сокровища с затонувших кораблей. Сокровища затонувших кораблей – желанные, но недосягаемые

24.09.2019

Существует множество загадочных тайн о сокровищах, особенно о потерянных в море во время кораблекрушений. Многие мечтают найти сокровище, независимо от того, верят в него, или нет. Большинство легендарных кладов связано с пиратами, судна которых терпели крушения во время боя, или сильных штормов. Сколько же на самом деле затонувших судов, которые хранят огромные богатства? Воображение рисует безграничные картины невероятных кладов, и многие энтузиасты на самом деле проводят уйму времени в их поисках. Некоторые утверждают, что это просто сказки и легенды, но другие действительно полагают, что есть сундуки золота, ожидающие своего часа на дне океана. К счастью, есть достаточно желающих, которые хотят помочь раскопать самые большие тайны на планете. В этой подборке список 10 легендарных океанских сокровищ, которые пока еще не были обнаружены.

Сокровища Черной Бороды

В 1966 недалеко от берегов Северной Каролины археологи обнаружили останки кораблекрушения, связав его с кораблем знаменитого пирата по прозвищу Черная Борода. Но загвоздка в том, что ни единой унции сокровищ не было найдено нигде вокруг судна. Черная Борода является самым печально известным из всех пиратов, накопившим огромное количество золота и других богатств. Многие предполагают, что сокровище все еще покоится где-то у берегов Каролины, но очень трудно определить его местонахождение. Даже сам Борода как-то сказал, что “только я и дьявол знаем”, где оно. По приблизительным оценкам, стоимость золота может составлять около $2,5 млн.

Фортуна Жана Лафита

Французский пират Жан Лафит получил состояние, нападая на торговые суда в Мексиканском заливе и затем продавая украденные товары в одном из многочисленных портов, которыми он владел. Сообщником Лафита был его брат Пьер. Эти двое были так хороши в кражах и разбое, что накопили уйму богатств и драгоценностей. В итоге братьям пришлось где-то спрятать свои сокровища, что породило множество тайн и легенд. Под их командованием находилось более 50 судов, что позволяет предположить, насколько большим было состояние. После смерти Лафита в 1830, легенды о его сокровищах стали расползаться по всему миру. Говорили, что часть его сокровища похоронена в “Озере Борн”, на побережье Нового Орлеана. Другое говорили, что возможное место находится приблизительно в трех милях к востоку от “Старого испанского Пути”, на реке Сабин. На данный момент никто так и не обнаружил богатства, оцененные примерно в $2 млн.

Богатство Капитана Кидда

Пират конца 17-го века Уильям “капитан” Кид является причиной возникновения многих мифов о затерянных сокровищах. Кид начал грабить в 1698, нападая на суда и наживая огромное богатство. Но когда на него самого начали охотиться, Кидд решил защитить свои сокровища и начал прятать их по разным североамериканским островам. Капитан Кид был в конечном счете захвачен и повешен, а его сокровища все еще похоронены в неизвестном месте. Чтобы добавить немного реальности в этот миф, в 1920-х четыре карты сокровища, скрытые “капитаном” Кидом, были найдены в предметах мебели, предположительно, принадлежащих ему.

Денежная Яма Оук Айленд

“Денежная Яма”, расположенная в Новой Шотландии, Канада, породила одну из самых длительных охот на сокровища в мире. В течение сотен лет охотники приезжали в Новую Шотландию, чтобы попытаться найти сокровище, но возвращались ни с чем. В 1795 подросток Дэниел Макгиннис нашел странное место на Оук Айленд, где были выкорчеваны все деревья. Заинтересовавшись, он начал земляные работы в тайне от остальных искателей сокровища. Ему удалось найти послание с зашифрованным сообщением, что в этом месте, на глубине 40 футов, захоронены два миллиона фунтов. К сожалению, из-за множества препятствий и сильных потоков воды, так и не удалось найти никакого сокровища. Есть несколько популярных теорий, которые связаны с “Денежной Ямой”: В яме находятся сокровища пиратов, либо пропавшие бесценные драгоценности Марии Антуанетты. Есть также версия, что английский профессор Фрэнсис Бэкон использовал яму, чтобы скрыть документы, доказывающие, что он был автором пьес Шекспира.

Сокровища Лимы

Во время восстания Перу против Испании в 1820, капитан большого британского судна должен был доставить сокровища, принадлежавшие городу Лиме. Груз, как оценивалось, стоил $60 миллионов и включал две статуи Святой Девы в натуральную величину, выполненные в чистом золоте, и 273 украшенных драгоценными камнями меча и подсвечника. Капитан Томас был довольно жадным и убил всех пассажиров, после чего приплыл к острову Кокос и спрятал сокровища в пещере, в надежде сохранить всё это для себя. На его смертном ложе он немного рассказал о местоположении его сокровища, которое так до сих пор и не нашли.

Сокровища Иоанна Безземельного

В 1216 король Иоанн Безземельный, также известный как “Плохой”, направлялся в Линн в Норфолке. По пути он заболел дизентерией и решил, что должен вернуться в свой Ньюаркский Замок. Он решил пробираться по маршруту вокруг Уолша, с его опасными грязевыми ловушками и болотами. Король Джон и его солдаты пробирались через болота с телегами, полными его королевских регалий, когда попали в смертельную топь. Телеги, полные сокровищ на примерную сумму в $70 млн, включая драгоценности, золотые кубки, мечи и монеты, были потеряны и никогда не найдены.

Нуэстра Сеньора де Аточа

В 1622 испанский галеон Нуэстра Сеньора де Аточа возвращался в Испанию, полный золота, драгоценных камней и редкого серебра, когда был настигнут ураганом. Воздействие шторма было так серьезно, что галеон выбросило на коралловый риф и он мгновенно затонул под весом сокровищ. Сразу же была предпринята попытка спасти сокровища, включавшие 17 тонн серебряных слитков, 27 килограммов изумрудов, 35 коробок золота и 128,000 монет. К месту, где пошла ко дну Нуэстра Сеньора де Аточа, были напралены другие корабли. К сожалению, ударил второй ураган и разрушил любые попытки спасения сокровища. Место крушения так больше и не удалось найти, до недавних пор. В 1985 году охотник за сокровищами Мэл Фишер нашел часть сокровищ на $500 миллионов менее чем в 100 милях от берега Ки-Уэста. Тем не менее, эксперты полагают, что сокровища приблизительно на $200 миллионов все еще лежат где-то на дне.

Легенда Золотого Человека

Долго существовал миф, окружающий Озеро Гватавита в колумбийских Андах. Он гласил о золоте инков, скрытом на дне. Самая популярная теория заключается в том, что Золотой Человек, известный как “Эльдорадо”, однажды нырнул в священное озеро, и его последователи приносили сюда золото и драгоценности, демонстрируя преданность. В результате многие посетили область в попытках обнаружить сокровище. Начиная с прибытия испанцев в 1536, 100 килограмм золотых экспонатов были добыты с илистого дна Озера Гватавита. В 1968 году золотой слиток был обнаружен в пещере, снова воскресив легенду об Эльдорадо, или “Золотом Человеке”.

Сокровища Сан-Мигеля

В 1715 Испания собрала флот судов, наполненных до краев с жемчугом, серебром, золотом и драгоценностями стоимостью приблизительно $2 миллиарда. Суда были отправлены из Кубы как раз перед сезоном ураганов, чтобы предотвратить попытку захвата пиратами. Это, оказалось, было плохой идеей, так как весь флот из 11 судов был потоплен спустя всего шесть дней после ухода в плавание. В результате за $2 миллиарда до сих пор покоятся на дне моря. После этого катастрофического случая были обнаружены 7 из судов, но только небольшое количество ценных сокровищ было восстановлено. Считается, что Сокровища Сан-Мигеля могут быть недалеко от восточных берегов Флориды.

Золото Флор де Мар

400-тонное португальское судно под названием Флор Де Мар (Цветок Моря) было поймано врасплох сильным штормом в 1511. Оно потерпело кораблекрушение на рифах Суматры, раскололось на две части, и все сокровище было потеряно в море. История гласит, что Флор Де Мар перевозил около 60 тонн золота, что является самым большим сокровищем из когда-либо собранных в истории португальского военно-морского флота. Не удивительно, что Флор Де Мар стал одним из наиболее разыскиваемых сокровищ в истории.

Однажды американские океанографы Рехтинцер и Терри задумались над вопросом: сколько погибших кораблей находится на дне Мирового океана?

Они подсчитали, что в 20 веке ежегодно погибает около 400 судов в год, в 19 веке эта цифра была намного выше, а всего, по мнению ученых, крушение за всю историю человечества потерпели не менее миллиона кораблей. Одно погибшее судно приходится на 40 квадратных километров площади морей и океанов.

По данным Британского Адмиралтейства, с начала 16 века до наших дней под водой оказалась восьмая часть всего золота и серебра, добытых на нашей планете. Правда, к таким цифрам скептически относился известный подводный исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, эти слухи распускали мошенники, которые стремились разбогатеть на продаже «старинных» карт с координатами подводных сокровищ.

Однако, отрицать тот факт, что на дне находятся несметные сокровища, невозможно, даже если данные о них существенно завышены. Только общая масса золота оценивается в 10-13 тысяч тонн.

Причем, охоту за затонувшим богатством люди начали еще несколько веков назад.

В 18 веке англичанин Джон Детбридж изобрел «ныряльную машину», с помощью которой он начал искать драгоценности в морской пучине. Это была деревянная бочка, в которой человека опускали на дно. Запаса воздуха в ней хватало на несколько часов. Сквозь отверстия, обтянутые свиной кожей, ныряльщик мог протягивать наружу руки.

С годами снаряжение искателей подводных богатств усовершенствовалось, росло и число любителей «подводной охоты». Сейчас только в США около 3 миллионов человек увлечены этим занятием. Издается огромное количество печатной продукции с описанием кладов и их координатами. Вот только несколько примеров удачной «охоты»:

В 1999 году у берегов Финляндии было обнаружено судно «Фрау Марта», затонувшее в 1771 году. Право на сокровища делят сразу несколько стран, а тем временем любители-нелегалы достают со дна предметы искусства, которые Екатерина Вторая закупила для Эрмитажа.

В 1985 году охотник за сокровищами Мел Фишер обнаружил у берегов Флориды испанский галеон «Нуэстра Сеньора», затонувший еще в 1622 году. Общая стоимость ценностей, поднятых со дна, составила 450 миллионов долларов.

Пиратское судно «Вайда» найдено в 1982 году американцем Барри Клиффордом. 400 миллионов долларов – такова оценка пиратского подводного клада.

Грег Стемм и Джон Моррис потратили 12 лет на поиски парохода «Республика», затонувшего во время шторма в октябре 1865 года в Атлантическом океане в 160 километрах от побережья США. Судно лежало на глубине около 500 метров, на его борту находились золотые монеты. Их общая стоимость около 180 миллионов долларов.

Останки затонувших кораблей много лет могут храниться на огромной глубине под водой. Предлагаю вам почитать про самые интересные находки современности, которые были обнаружены в недрах морской пучины.

Затонувшее судно возле бухты Салькомбе
Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.

Затонувший корабль из Белитунга
Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.

Корабль SS Центральная Америка
Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.

Затонувшие сокровища Антикитеры
Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic
У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus
Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Корабль SS Gairsoppa
Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.

Нуэстра Сеньора де Аточа
Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.

Нуэстра Сенбора де лас Мерседес
Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.

Помимо путешествий, которые совершают научные экспедиции, существуют и экспедиции, которые преследуют совсем другие цели. Прежде всего, речь идет поисках сокровищ. Чтобы разобраться с этим, вернёмся к истории мореплавания.

Именно жажда золота зачастую способствовала значительным географическим открытиям. Золото было целью португальцев, исследовавших африканское побережье и Индию; испанцы ради него покорили Атлантический океан, иными словами, золото было первой и главной целью белых колонизаторов. И в этом деле белый человек достиг значительных успехов. Когда Колумб начинал свою первую экспедицию, согласно некоторым данным, общая масса золота в Европе составляла около 90 тонн. Но в результате разграбления одной только Мексики и Перу золотые запасы Европы за каких-то 100 лет увеличились больше чем в 8 раз!

Правда, далеко не все награбленное золото отправлялось по назначению. Огромное количество сокровищ осело в трюмах кораблей, что в различные времена затонули в морях и океанах. Из-за этого морская пучина, как огромный музей, хранит уникальные экспонаты былых времён, изучив которые можно пролить свет на множество тайн истории.

Учёными подсчитано, что в течении последних 2000 лет до 500 кораблей каждый год становились жертвами стихии. Соответственно, на дне морском нашли свой покой не менее миллиона кораблей разных эпох и народов. Существуют районы Мирового океана, где дно буквально усеяно затонувшими кораблями. Такие места называют "кладбища кораблей". Они возникли именно там, где постоянно происходят неблагоприятные для мореплавателей явления, такие как туманы, мели, опасные рифы и сильные штормы.

Откроем географическую карту и посмотрим на пролив Ла-Манш, разделяющий Великобританию и Францию. Он и пролив Па-де-Кале соединяют Северное море и Атлантический океан. Пролив, одно из наиболее судоходных мест планеты, тем не менее, круглый год затянут густыми туманами. На дне проливов покоятся десятки, если не сотни тысяч судов, образовав некий уникальный музей, в котором хранятся экзменпляры всех времен и типов, начиная от древнеримских галер и заканчивая современными мощными лайнерами.

Ужасную славу настоящего "пожирателя кораблей" имеет внушительная мель Гудвин, находящаяся на расстоянии в 10 км от устья Темзы. Знакомое название имеет, не правда ли? А. Волков, при написании своей сказки «Волшебник Изумрудного города», «одолжил» у карты имя сказочного героя.

Столь же опасна и акватория Атлантического океана, местность поблизости от островов Силли, которые окружены огромным количеством мелей и подводных скал. Это местность – действительно «кладбище кораблей», точное количество погибших там судов неизвестно, сведения имеются лишь о 1250. Самым страшным является риф под названием Семь камней, где в марте 1967 г. произошло крушение огромного танкера "Терри Каньон".

Помимо большой акватории вокруг островов Великобритании и Ирландии, множество судов нашли последний приют на дне бурного и непредсказуемого Бискайского залива.

Опасность подстерегает мореплавателей и в прибрежных водах полуострова Ютландия, относящегося к территории Дании. В этих краях часто бушуют бури, приводящие к крушению множества кораблей.

Но самые внушительные кладбища затонувших кораблей находятся в районе "треугольника сокровищ", в основном, в районах Мексиканского залива и Карибского моря. Только у берегов Мексики, по данным исторических хроник, в годы с 1521 по 1830 гг. потерпели крушение тысячи кораблей, везущие огромные богатства. Огромные кладбища кораблей находятся у берегов американского полуострова Флорида, и в восточном направлении от полу острова Новая Шотландия, что известен своими густыми туманами, опасными мелями и рифами. Напомним, что именно в этих жестоких водах на расстоянии около 900 км на юго-восток от острова Ньюфаундленд, в апреле 1912 г. из-за столкновения с айсбергом затонул печально известный "Титаник".

Гибель Титаника стала одной из крупнейших во всей истории мореплавания аварий, в результате которой погибло более 1500 человек. По словам современников, помимо ценностей, которые везли с собой пассажиры, в сейфе корабля перевозили бриллианты, общая стоимость которых на то время оценивалась в 5 млн. фунтов стерлингов. Эти драгоценности одна из голландских фирм отправляла в Нью-Йорк. Титаник был обнаружен американской экспедицией только после длительных поисков, в 1985 г. Находился он на глубине 3800 м. Первая фотография затонувшего гиганта была сделана с помощью автоматического устройства, за ней последовало множество других. Благодаря использованию специального робота, ученым удалось "заглянуть" в некоторые из помещений затонувшего корабля, "побывать" в паре кают, танцевальном зале и капитанской рубке. Некоторые из отснятых кадров были показаны по телевидению. Учеными был сделан вывод о том, что ни обшивка, ни оборудование корабля, несмотря на высокое давление воды и низкую температуру, а может и благодаря им, практически не были повреждены. Но на сегодня все сходятся в том, что Титаник навеки заключён в подводную ловушку, ведь носовая часть корабля увязла в иле на 15м. Кроме того, в результате крушения, корпус корабля раскололся.

Гораздо больших успехов при обследовании "Титаника" удалось достигнуть французской экспедиции в 1987 г. За короткий срок в полтора месяца, участники экспедиции, часть которых работала на борту маленький научно-исследовательской подводной лодки "Наутилус", не просто смогли сделать около 10000 фотографий, но и сняли несколько видеофильмов. Такие съемки стали возможны благодаря телеуправляемому роботу "Робин", который соединял с "Наутилусом" 70-метровый кабель. На роботе был установлен целый комплект разнообразной техники - фотоаппарат со вспышкой, мощные прожекторы и видеокамеры. Робот "Робин" был оборудован электромоторами, позволяющими ему двигаться под водой в любом необходимом направлении. Во время работы членами экспедиции было осуществлено 32 погружения "Наутилуса", в конечном счёте проведшего под водой 150 часов. Но наиболее интересно то, что экипажем этой подводной лодки благодаря использованию механических рук были проведены первые в истории уникальные операции, в ходе которых на поверхность было поднято множество разнообразных предметов с борта Титаника. В результате этого члены экспедиции явили на свет более 3600 различных, в числе которых была разнообразная посуда, уникальные статуэтки, компас, и даже бутылки с вином и отлично сохранившиеся кожаные чемоданы людей, находившихся на корабле. Наиболее ценный экземпляр этой коллекции - кожаный саквояж, набитый банкнотами, золотыми монетами и уникальными драгоценностями, а также небольшой сейф. Все предметы, которые удалось подняться с "Титаника", сначала демонстрировались в разных странах, а после были перемещены в специальный музей.

Корабль «Рипаблик» часто называют братом знаменитого "Титаника". «Рипаблик» также затонул в Атлантическом океане, но немного южнее, близ побережья Американского штата Массачусетс в далёком 1909 г. в результате столкновения с другим кораблём. Эта катастрофа стала причиной гибели около 400 человек. Есть данные о том, что на борту корабля могли быть золотые монеты и ценности на общую сумму около 1,5 млрд. долларов. Правда, экспедиция, работавшая здесь в 1987 г. ничего не обнаружила.

По утверждениям учёных, только в так называемой трехмильной зоне территориальных вод Соединённых Штатов Америки затонуло более 50 тысяч кораблей.

Вернемся же к теме нашего разговора. Если верить картам, пролив Дрейка крайне опасен для судоходства, ведь там пересекаются все штормы, сходясь на стыке Атлантического и Тихого океанов. Наиболее опасна область мыса Горн, затянутая постоянными туманами и усеянная множеством подводных скал и непредсказуемых айсбергов. Множество галеонов нашли приют в водах у острова Куба и неподалёку от перуанского побережья. Больше всего кораблей погибло у порта Кальяо, бывшего главным тихоокеанским портом испанцев в колониальную эпоху. Именно оттуда и вывозилась большая часть отобранных у местного населения сокровищ. Ну а мыс Доброй Надежды гораздо более соответствует по сути своей предыдущему названию - мыс Бурь, ведь штормы у берегов Южной Африки – это крайне частое явление.

Перейдём к Индийскому океану. Здесь, неподалёку от о. Маврикий, Мальдивских и Сейшельских островов, погибло множество французских, португальских и английских, а в некоторых случаях и интернациональных кораблей пиратов XVI-XVIII ст. Большинство из них затонуло не во время катастроф, вызванных природными факторами, но и в результате многочисленных морских баталий. Среди пиратов, бороздивших просторы Индийского океана, своей жестокостью знамениты Робер Сюркуф и Оливье Ле-Вассёр.

Несметные богатства этих пиратов и их коллег уже не одну сотню лет являются предметами тщетных поисков искателей сокровищ. Охотников за золотом особенно привлекают Сейшельские острова, бывшие в те времена необитаемыми, благодаря чему и стали базой для пиратов. Интерес претендентов на пиратское золото постоянно подогревают легенды о несметных богатствах и карты, составленные пиратами. Одну таких карт, якобы, перед своей казнью бросил в толпу знаменитый пират Ле-Вассёр, выкрикнув: "Тому, кто разгадает".

За прошедшие годы данные о сокровищах пиратских капитанов, передаваясь из уст в уста, преобразились до неузнаваемости и обросли огромным количеством легенде. К примеру, знаменитый Эдвард Тич, известный как Чёрная Борода, ставший прообразом капитана Флинта, сделал своей базой один из островков, находящийся в "треугольнике сокровищ". Там он прятал награбленные сокровища весьма оригинальным образом. Выбрав самого несимпатичного ему матроса, он вместе с ним уносил сокровище в глубь острова, подальше от чужих глаз. Матрос выкапывал яму, которая и становилась его могилой – убив помощника, капитан закапывал его вместе с сокровищем.

Команде пират говорил, что его спутник сорвался с утёса. Команде оставалось либо поверить в это, либо просто промолчать. Со временем остров получил второе название - Сундук мертвеца. В 1817 году Эдвард Тич погиб, унеся с собой сведения о местах захоронения сокровищ. Множество кладоискателей в поисках этих богатств побывали на острове, но так ничего и не нашли.

Английский географ Квентин Марле посетил остров не в качестве охотника за кладами, а как исследователь. Занимаясь изучением архивных материалов о пиратах Карибского моря, он заметил необычное название островка и обнаружил интересную историю, связанную с ним. Как оказалось, Сундуком мертвеца остров назвал сам Эдвард Тич. Будучи жестоким, властным, не терпящий возражений Тич постоянно вызывал возмущение своей команды, из-за чего на корабле поднялся бунт. Жестоко подавив восстание, капитан высадил на безлюдный остров пятнадцать уцелевших бунтовщиков. Был среди них и известный по роману «Остров Сокровищ » Билли Бонс, желавший занять место капитана. Тич был уверен, что бунтовщики умрут на острове от голода и жажды, и «на память» оставил каждому из них по бутылке рома. Спустя месяц, вернувшись на остров, Тич увидел, что моряки остались живы. Пытаясь выжить, они объединились под руководством Билли Бонса и проявили всю возможную изобретательность. Чтобы добыть воду, они собирали росу на куски парусины и разбавляли её солёной морской водой. Есть им приходилось моллюсков, рыб и черепах, пойманных после отлива. Более того, для поднятия боевого духа они даже сочинили песню под названием "Кошмары Билли Бонса". Увидев это, Тич сменил гнев на милость и вернул мятежников на корабль. Ну а родившаяся на острове песня о Сундуке мертвеца вскоре стала популярной в пиратской среде, а её предыстория забылась. Мы же знаем её только из романа Р. Стивенсона "Остров сокровищ". Так что это вовсе не плод фантазии, а реально существовавшая пиратская песня, основанная на историческом событии.

Существует еще одна интересная история, связанная с сокровищами, принадлежавшими французскому пирату Роберу Сюркуфу, XVII ст. известный как Гроза морей. После своих славных "подвигов", содеянных в водах Индийского и Атлантического океанов, в конце концов, грозный пират был схвачен и отдан в руки королевского суда. Правда, оказалось, что на его корабле "Ля-Фудр" не оказалось ни одной золотой монеты, хотя Сюркуф упорно твердил, что все свои сокровища она возил с собой. Судьям не удалось добиться от пирата больше ни единого слова о сокровищах, поэтому Гроза морей был приговорён к повешению и унёс свою тайну в могилу.

Спустя столетия, в наши дни поиски разгадки тайны сокровищ Сюркуфа начал Анри Лаудок, кладоискатель из Франции. Потратив множество времени на поиски клада, он в конце концов нашёл пиратский корабль, погребённый на кладбище затонувших кораблей у острова Барбадос. После детального обследования корабля, оказалось что его якорь был отлит из драгоценного металла – сплава серебра и золота. Вес якоря составлял 470 килограмм – несметное, даже по нашим временам, богатство. Так что капитан не шутил – все его сокровища всегда были с ним.

Теперь же давайте поговорим об Австралии. За последние полторы сотни лет более 400 кораблей затонуло в проливе Басса, разделяющим Австралию и остров Тасмания. Наибольшее количество кораблей потерпело крушение у маленького островка Кинг, известного своими коварными рифами. Движение вдоль восточного побережья Австралии требует огромного мастерства, ведь воды эти ограничены Большим Барьерным рифом. Только в водах, что омывают австралийский штат Виктория, находится более 600 "морских могил".

«Отличилось» и западное побережье материка – в его водах не так давно были обнаружены останки множества судов, принадлежавших голландской Ост-Индийской компании. Все корабли нагружены золотом, которое со временем надеются поднять.

Не стоит забывать и о коварных морях Юго-Восточной Азии, известных своими постоянными жестокими тайфунами. Наиболее опасной зоной считается акватория Малаккского пролива. На дне этого пролива покоятся обломки множества судов, принадлежавших Британии, Голландии и Португалии.

Специальная малазийская поисковая экспедиция в 1988 г. нашла на дне пролива обломки флагманского корабля «Флоре де Мара», принадлежавшего португальскому мореплавателю Альфонсу де Альбукерки. 26 января 1512 года, после того как команде корабля удалось совершить плодотворный пиратский рейд, в ходе которого были разграблены многие города Малаккского Султаната, корабль потерпел крушение. Предположительно, на борту корабля находилось золото и драгоценности, по оценкам некоторых экспертов способные «потянуть» на сумму, превышающую три миллиарда долларов. Из-за этого местность, в которой покоятся останки корабля, держится в строжайшем секрете, чтобы не привлечь искателей лёгкой наживы.

Большая часть кораблей долгое время была недоступна для искателей сокровищ из-за того, как глубоко они лежат на морском дне. Но в наши дни, благодаря изобретению акваланга и многих других гораздо более эффективных средств, возможности человека в сфере исследования морских глубин значительно возросли. Именно этим и можно объяснить появление "золотой лихорадки" подводного кладоискательства. Понятно, что это работёнка не их лёгких, да и далеко не все океанские глубины уже доступны человеку. Кроме того, большинство затонувших кораблей скрыто под многометровым слоем ила и надёжно замаскировано кораллами. По этим причинам чаще всего поиски корабля, покоящегося на морском дне, даже при том, что известны его точные координаты, становятся трудной, практически неразрешимой задачей.

Тем не менее, в некоторых странах, а особенно в США, поиск подводных сокровищ стал целой индустрией. Множество экспедиций, отправляющихся на поиски сокровищ затонувших кораблей спонсируются отдельными бизнесменами или целыми компаниями.

Огромными тиражами издаются справочники и пособия, содержащие рекомендациями по добыче денег из морских глубин. Наибольший спрос наблюдается на карты местонахождения останков кораблей с краткой справкой о каждом из них. Если верить этим картам, то наиболее богато на сокровища пиратов дно Карибского моря .

Самый серьёзный ажиотаж наблюдается вокруг поисков сокровищ пресловутой "золотой армады", состоявшей из 14 больших галеонов с сокровищами, вывезенными испанцами их Перу, Мексики и Колумбии. Суда затонули во время сильнейшего шторма, разразившегося 30 июня 1715 г. в водах у мыса Канавералл.

Не даёт покоя искателям сокровищ и другой "золотой флот", в 1720г. якобы разбитый англичанами в водах бухты Виго, что на северо-западе Испании. Об этом факте упоминается в известных романах Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой" и "Таинственный остров".

Огромное количество кораблей погибло в XV-XVIII ст. в "треугольнике сокровищ" из-за нападений пиратов.

В 1815 г. борцы за независимость подорвали в венесуэльском заливе Кумана испанский военный корабль под названием "Сан-Педро Алькантара". Оказалось, что вместе с кораблём они утопили ценности на сумму более 50 млн. долларов.

В заливе Тобермори, врезавшемся в берег Шотландии, в далёком 1588 г. потерпел крушение корабль, входящих в число самых больших суден "непобедимой армады" – галеон "Флоренция". На борту судна находился груз из 30 млн.золотых дукатов.

В 1980 г. группой французских и американских аквалангистов на океанском дне близ северных берегов острова Гаити был обнаружен флагманский корабль, принадлежавший самому известному пирату XVII ст. - Генри Моргану. Судно "Оксфорд" нелепо погибло в 1669 г. – причиной крушения стал взрыв в пороховом погребе. В обломках только одного этого корабля было найдено драгоценных металлов и изделий из них на несколько миллионов долларов.

Самый большой и роскошный из галеонов далеких времен, "Сан-Хосе в 1982 г. был обнаружен у берегов колумбийского порта Картахена, находящегося в Карибском море. Затонувший в 1708 году в результате нападения кровожадного Чарльза Уэйджера, этот гигант, под завязку набитый награбленными у индейцев сокровищами, до наших дней лежит на глубине более 200 метров. Предположительно, в его трюмах находится самый поразительный клад планеты – 116 оббитых сталью ящиков, наполненных золотом и драгоценными камнями. Общий вес сокровищ превышает 600 тонн и ни один из кораблей ранее не перевозил столь дорогого груза. По расчетам историков, из обломков корабля можно извлечь сокровищ на сумму около 5 миллиардов долларов. Правительство Колумбии уже начало подготовку к подъему покоящихся на морском дне сокровищ, таким образом надеясь улучшить своё финансовое положение. Правда, это удастся сделать только в том случае, если этим кораблём окажется действительно «Сан-Хосе». Ну а для того чтобы сокровища не растащили раньше времени, местность, где лежит останки судна патрулируют военные.

В 1984 г. в глубинах Средиземного моря, неподалёку от порта Александрия, был обнаружен флот Наполеона, затопленный англичанами. Среди лежащих на дне кораблей – и императорский флагманский корабль, на котором, помимо денег, предположительно перевозились награбленные французами сокровища рыцарей мальтийского ордена.

Но в гораздо большем количестве случаев надежды искателей сокровищ не оправдываются. Например, относительно недавно у побережья Флориды был найден оббитый железом большой сундук с надписью «Сан-Фернандо», погребённый под толщей песка. Поскольку "Сан Фернандо" вёз в Испанию драгоценный груз мексиканского золота (150 млн. пиастров), ожидалось что содержимое сундука будет стоит огромных денег. Но в итоге оказалось, что в сундуке перевозились иголки для починки парусов.

Но самые целеустремленные и упорные всё же добиваются успеха. Например таким счастливчиком ста легендарный американский охотник за сокровищами Мел Фишер, посвятивший всю свою жизнь поиску утраченных богатств. История его находок началась со случайности. Проводя отпуск во Флориде, Фишер во время плавания с аквалангом, случайно обнаружил на дне неподалёку от Форт-Пирса клад, состоящий из почти 2000 золотых монет, в числе которых были уникальные королевские дублоны, каждый из которых был продан коллекционерам-нумизматам за 25 тыс. долларов. С того времени и берёт начало его осмысленная поисковая деятельность. Ранее выращивавший кур в Калифорнии, Фишер переехал во Флориду и занялся поиском сокровищ в прибрежных водах. И тут ему снова невероятно повезло. В 1966 г., Фишеру, вооруженному специальным электронным металлоискателем, умеющим отличать золото и серебро от других металлов, удалось поднять с морского дня неподалеку от небольшую партию сокровищ, перевозимых испанскими судами, что затонули здесь в 1715 г.

Но далеко не эти «мелочи» были основной целью неутомимого охотника за потерянными кладами. Его главной целью были галеоны "Святая Маргарита" и "Нуэстра сеньора де Аточа", затонувшие в 1622 году. Оба галеона везли невероятные сокровища, отобранные у коренных жителей Нового Света.

Для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, Фишер занялся организацией специальной поисковой компании. В своих поисках он руководствовался старинными испанскими документами, в которых было указано приблизительное место катастрофы.

Наконец, спустя месяцы тяжёлой и упорной работы, летом 1971 г. члены экспедиции Фишера, исследуя район Мексиканского залива, наткнулась на почти полностью засыпанные песком и поросшие кораллами останки старинных кораблей. Вскоре оказалось, что останки принадлежали именно искомым судам.

Понятно что найти потерпевшие крушения корабли - только половина дела. Главное – добраться до их груза и ухитриться поднять его, не пострадав от зубов акул или частых в тех краях штормов. По этой причине работы по извлечению клада продолжались до лета 1985 гола, то есть целых 14 лет. За эти годы аквалангисты экспедиции Фишера смогли поднять с морского дна фантастические сокровища. Всего на свет божий было извлечено 150 тысяч монет из золота и серебра, более 150 золотых и 1000 серебряных слитков, каждый из которых весил около 40 кг. Также команда Фишера стала богаче на 3200 изумрудов и огромное количество ценнейших ювелирных изделий - всего на сумму около 700 млн. долларов.

Есть в этой истории и трагическая страница - за "Аточи" Мел Фишер заплатил жизнью своего сына Дирка, молодой невестки Анхель и одного из членов экспедиции Рика Кейджа.

Поразительные успехи Мела Фишера – отличный пример, не дающий покоя множеству менее удачливых искателям сокровищ. Их азарт подогревается ещё и тем, что, если верить Фишеру, в том же районе, где была найдена «Аточи», находятся ещё около 75 испанских галеонов с золотом.

Ну а сам "счастливчик", к тому времени достигший 67-летнего возраста, прекратил поиски сокровищ, выгодно продал свою фирму и занялся постройкой собственного туристического комплекса на Барбадосе.

Невероятно повезло и аргентинскому океанографу Рубену Кольядо. Некоторое время назад, изучая давно забытые архивы испанских колоний в Севилье, он случайно обнаружил довольно интересный список поразительных сокровищ испанского галеона «Эль Пресьяндо». Корабль, направлявшийся из Перу в Испанию, был настигнут пиратами в 1792 году в водах, принадлежавших нынешней республике Уругвай. Капитан корабля рассчитывал, обогнув мыс Горн, доставить в Испанию 47 тонн золотых монет и слитков, а также вылитую из золота полутораметровую статую Девы Марии. Также в трюмах находилось 147 тонн серебра и огромное количество жемчуга и изумрудов. На сегодня все эти ценности стоили бы около 3 миллиардов долларов. Заключив договор с уругвайским правительством, Кольядо рассчитывает получить половину найденных сокровищ. Согласно заключенному договору, работы по поиску и поднятию финансируют немецкие, аргентинские и уругвайские бизнесмены.

С октября 1990 г. тридцать аквалангистов из команды Рубена Кольядо, начали поиск легендарного корабля, трюмы которого набиты сокровищами. Члены экспедиции использовали самое современное радиоэлектронное оборудование для поисковых работ под водой. Метр за метром они обыскивали прибрежные воды и исследовали илистое дно. В итоге "Эль Пресьядо" был обнаружен именно там, где и было указано – всего в 400 м от главного пляжа Монтевидео, столицы Уругвая. Но из-за высокой сложности необходимых для поднятия сокровищ работ, первый сколько-нибудь значимый успех был достигнут только в июле 1992 г. Тогда из трюма корабля было поднято золотых монет и слитков на общую сумму в 2 млн. долларов.

Работы по извлечению сокровищ проводились под неусыпным надзором военных кораблей Уругвайской армии, а поднятые со дна ценности поступали на хранение в государственный банк Уругвая. В конце апреля 1993 г. сейфы банка уже хранили в себе разнообразные ценности на сумму более 20 миллионов долларов.

Другие искатели затонувшего золота не могут похвастаться такими серьёзными успехами. Например, в 1949 г. американцем Мак-Ки разбогател «всего» на миллион долларов, найдя затонувший испанский галеон у рифов Ки-Ларго. Барри Клиффорд на сороковом году жизни неподалёку от флоридского пляжа Кейп Код нашёл затонувшую шхуну «Уайда» - пиратский корабль сел на мель в 1717 году и был поглощён песками. С судна уже подняты разнообразные ценности на сумму более 15 миллионов долларов, но поиски продолжаются, ведь, если верить документам, стоимость всех пиратских сокровищ, что перевозила шхуна, составляет 380 млн. долларов.

В 1979 г. группой американцев из затонувшего в ХVII ст.у острова Гаити принадлежавшего Испанской короне галеона "Консепсьон" было извлечено несколько тонн золотых ювелирных изделий, множество серебряных слитков и уникального фарфора. Все добытые сокровища уникальны и имеют огромную ценность. Также к находкам последних лет можно отнести и сокровища, поднятые с испанского корабля под названием "Херона", погибшего на рифах западного побережья Ирландии в октябре 1588 г., и ценности, затонувшие вместе с экипажем голландского судна "Голландия", которое в 2743г. затонуло поблизости от юго-западного побережья Великобритании.

В СНГ для поисков затонувших кораблей созданы судноподьемные организации. В апреле 1981 года совместными усилиями советских и английских учёных с глубины 260м. были подняты сокровища корабля «Эдинбург». Этот английский крейсер пал в бою с германскими кораблями, и, в результате боя, затонул, утащив на дно 5 тонн золотых слитков, плату за оружие, купленное для борьбы с фашистами. Треть найденных сокровищ была возвращена бывшему СССР.

Под землей и в глубинах океана спрятаны сокровища на миллиарды долларов. Где их искать?

По предположениям ученых, на нашей планете спрятаны и забыты клады на $900 млрд и более. Сокровища древних цивилизаций, драгоценности с затонувших кораблей, клады морских пиратов, утраченные мировые шедевры и религиозные реликвии — где их искать и стоит ли игра свеч? Мы собрали семь величайших сокровищ, которые не дают покоя кладоискателям всего мира. Читайте с осторожностью: золотая лихорадка очень заразна!

Могила Чингисхана

Место погребения основателя и первого хана Монгольской империи до сих пор не найдено, несмотря на усилия многих людей. Кладоискатели убеждены, что в могиле, кроме тела великого завоевателя, лежат несметные богатства: драгоценные камни, золотые монеты, дорогая посуда, изысканное оружие — клад стоимостью в несколько миллиардов долларов. К сожалению для них, Чингисхан был захоронен тайно в глухой местности и его могила намеренно была лишена опознавательных знаков. Одни ученые считают, что искать могилу нужно в России: в лесах Алтая, в районе Риддерской впадины. Другие верят преданию, согласно которому Чингисхан захоронен в тех же местах, где родился: в окрестностях горы Бурхан-Халдун в Монголии. Эта священная для монголов гора в июле этого года была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как место рождения и, возможно, погребения Чингисхана.

Сокровища с корабля Flor de la Mar

Кладоискатели называют сокровища с корабля Flor de la Mar («Цветок моря») самым большим кладом в мире, а само судно — самым ценным когда-либо затонувшим кораблем. На нем португальцы везли значительную часть трофеев, добытых при взятии Малаккского султаната. Однако видавшее виды парусное судно так и не довезло трофеи королю: оно затонуло в 1511 году и уже 300 лет лежит на дне Малаккского пролива в неизвестном месте. Кладоискатели со всего мира готовы в любой момент ринуться на поиски сокровищ в Индонезию. Так, американец Роберт Маркс, специализирующийся на кладах с затонувших кораблей, заявлял, что готов потратить $20 млн, чтобы найти и поднять на поверхность груз Flor de la Mar. Однако индонезийские власти все предложения отвергают, надеясь отыскать клад без помощи чужеземцев. В июле этого года было объявлено об археологической подводной экспедиции у берегов острова Суматра. По словам археолога Али Акбара, отыскать «Цветок моря» в Малаккском проливе будет непросто, так как это один из самых оживленных морских путей в мире — в нем может оказаться порядка 400 кораблей, затонувших в период между 1500 и 1800 годами: пойди разберись, где лежит тот самый, золотой…

Золото 11 испанских галеонов

300 лет назад, в 1715 году, у берегов Флориды затонуло 11 кораблей испанского флота, перевозивших сокровища из Нового Света, которые должны были пополнить казну испанского короля Филиппа V. На борту находились товары и драгоценности на сумму до 14 млн песо. Только на одном судне — Nuestra Senora de la Regla — было 300 сундуков монет и слитков, 23 сундука обработанного серебра и 62 сундука подарков королю и его свите, не считая сундучка с золотыми изделиями, дублонами и жемчугом. На другом судне —Santo Cristo de San Roman — согласно описи везли 684 сундука и мешка с песо, 53 сундука обработанного серебра, 14 сундуков китайского фарфора и многое другое… На том же флоте, погубленном сильнейшим ураганом, ехало приданое и подарки для новоиспеченной королевы Португалии Изабеллы Фарнезе — молодая жена Филиппа V так и не получила свои драгоценности. После того как галеоны затонули, испанцы четыре года вели поиски груза под водой, привлекая к ним индейцев: под угрозой смерти ныряльщики отправлялись в воду с тяжелыми камнями, привязанными к ногам. Удалось поднять 30% сокровищ. Однако из-за нападений пиратов, акул и восстаний индейцев поиски пришлось прекратить. Они были продолжены лишь через 250 лет, после того как строитель Кип Вагнер случайно нашел на берегу испанскую серебряную монету. В настоящий момент поисками занимается компания Брента Брисбена и местные кладоискатели. Шесть кораблей все еще остаются ненайденными, а те, что обнаружены, скрыты под слоем песка, что затрудняет доступ к несметным богатствам. Но то тут, то там дайверам удается выловить золотые монеты. Совсем недавно американская семья охотников за сокровищами .

Реликвии Иерусалимского Храма

На протяжении столетий кладоискатели, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского Храма, который стоял на Храмовой горе и был центром религиозной жизни еврейского народа с X по VI век до н. э. В первую очередь всех интересует судьба Ковчега Завета — еврейской святыни, которая символизировала союз Бога с народом Израиля. В этом ящике, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, согласно верованиям, хранятся скрижали Завета с десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона. Его подробные описания есть в Ветхом Завете, и, кроме прочего, сказано, что он отделан чистым золотом. Считается, что Ковчег Завета был вывезен во время разрушения Храма царем Навуходоносором, после чего был надежно спрятан, но где — тайна. Также бесследно пропали сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей из храмового хранилища. Подсказкой к их обнаружению, по мнению многих ученых, может стать Медный свиток — одна из легендарных кумранских рукописей, известных также под названием «свитки Мертвого моря». Этот древний документ, найденный в пещере Кумрана в 1953 году, представляет собой опись спрятанных сокровищ с указанием мест для поиска — правда, довольно абстрактных. Упомянуто более 60 тайников, в которых в сумме хранится 65 т серебра и 26 т золота. Текст с хрупкого Медного свитка с риском для артефакта был расшифрован в 1955 году, и с тех пор не утихают споры о реальности существования описанных богатств. Многие считают, что никаких сокровищ и не было, указывая на то, что ессеи кумранской общины, составившие этот текст в 50-100 годы н. э., не могли обладать такими ценностями, а прятать сокровища Иерусалимского Храма им не позволили бы строгие воззрения.

Восьмое чудо света

Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем, была вывезена немцами из Екатерининского дворца в Царском селе во время Великой Отечественной войны. Последний раз ее видели в 1945 году в Кенигсбергском замке за три дня до штурма города. Несмотря на версии о гибели Янтарной комнаты в результате пожара или разложения, ее продолжают упорно искать в разных частях света: не только в Европе, но даже и в Америке. Два года назад 90-летний Вильгельм Крафт, бывший солдат вермахта, сделал заявление, что шедевр был зарыт в землю в датской деревне Асаа. А в этом году российский историк Сергей Трифонов объявил о том, что практически нашел Янтарную комнату в Калининграде под тайным бункером последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. Бункер вел в ныне не существующий Кенигсбергский замок и был найден совсем недавно. В феврале Трифонов уже сделал первые исследования: с помощью зонда, опущенного в подземелье, он разглядел большой металлический ящик под бункером и входы в тоннели. Дальнейшая работа запланирована на осень 2015 года. Эпизод о поисках Янтарной комнаты вошел в новый документальный фильм телеканала «Моя Планета» о Калининграде-Кенигсберге.

Клад Байкала и золото Колчака

В 1918 году значительная часть казны императорской России оказалась в распоряжении адмирала Колчака, провозглашенного верховным правителем России. Эти 490,5 кг золота стали именовать «золотом Колчака», несмотря на то что уже в 1920 году адмирал был расстрелян, а деньги попали к большевикам. Часть запаса Колчак успел потратить на укрепление своей власти и покупку оружия, часть была разворована, а еще часть бесследно исчезла. Многие верят, что ящики с уцелевшим золотом упали в Байкал во время транспортировки и до сих пор лежат на дне самого глубокого озера в мире. Один из ярых сторонников этой версии — археолог Алексей Тиваненко утверждает, что видел свидетелей ж/д аварии. «Когда я еще был юнцом, я жил на берегах Байкала и много путешествовал. Местные жители показали, где именно в озеро упали вагоны военного эшелона. На дно ушло около 40 ящиков с золотом», — рассказывает Алексей. В 2008-2010 годах проходили поиски сокровищ Колчака на дне Байкала с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Экспедиции удалось найти обломки железнодорожного вагона и ящик с патронами времен Гражданской войны. Тиваненко, принимавший участие в погружениях, утверждал, что также были обнаружены четыре золотых слитка по 16 кг каждый, но так как они были зажаты камнями, все попытки захватить их щупом окончились ничем. Другой участник и спонсор экспедиции — мультимиллионер Михаил Слипенчук — недавно признался изданию Forbes, что легенду о золоте Колчака в Байкале он реанимировал специально для привлечения внимания к научной экспедиции, а на самом деле часть имперской казны априори невозможно найти в Байкале, так как густой рыхлый осадок, образующийся в озере, поглощает все, что попадает на дно.

Пиратские клады

По оценке одного американского банкира, все вместе пираты запрятали кладов на сумму в несколько миллиардов долларов, причем на сегодняшний день найдено не более 7% этих сокровищ. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, в этом году у берегов Мадагаскара археологи с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. «Те, кто скрывал сокровища, почти всегда оставляли записи об этом. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн. Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра. Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела (Энджел) на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка.

Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Но далеко не всем кладам суждено быть найденными: одни спрятаны слишком хорошо, а другие никогда не существовали, будучи лишь тревожащей умы легендой.



Похожие статьи
 
Категории