Самые страшные катастрофы в мире. Самые страшные техногенные катастрофы в ссср

15.10.2019

Катастрофы в мире никого не оставляют равнодушными. Трагические события лишний раз подтверждают, что нет ничего дороже человеческой жизни.

Тенерифская авиакатастрофа

Чудовищная авиакатастрофа, произошедшая в Тенерифе, запомнились многим надолго. 27 марта 1977 года два «Боинга» столкнулись на взлётно-посадочной полосе. Один лайнер принадлежал нидерландской авиакомпании KLM, а второй – Pan American World Airways. Роковое столкновение унесло жизни 580 человек. Что же стало причиной этого авиапроисшествия? Выяснение подробностей произошедшего указывает на то, что столкновение было неизбежно и будто неведомые силы вмешались в ход событий.


К столь разрушительной катастрофе привела цепочка роковых совпадений. Международный аэропорт Лос-Родеос в этот злополучный выходной день был перегружен. Оба лайнера совершали манёвры на небольшой взлётно-посадочной полосе, включая трудновыполнимые повороты на 140-170 градусов. В этот воскресный день все не заладилось с самого начала: в кабине пилота из-за помех не могли отчётливо услышать команды диспетчера, погода резко ухудшилась, а видимость стала практически нулевой.


Экипаж не мог понять указаний авиадиспетчера, говорящего с сильным акцентом. Из-за проблем с радиосвязью Boeing-747-206B не прервал взлёт, что привело к столкновению с Boeing-747, еще находившимся на ВПП.

У «Боинга», принадлежавшего нидерландской авиакомпании, повредились крылья и задняя часть фюзеляжа. Огромный лайнер рухнул в ста пятидесяти метрах от места аварии и прокатился по взлётно-посадочной полосе еще три сотни метров. Благодаря сильным повреждениям корпуса американского самолета немногие пассажиры смогли выбраться из охваченного пламенем воздушного судна. Возгорание произошло и на самолёте KLM. В первом лайнере погибло около 250 человек, а на втором – 335. Среди пассажиров была американская актриса и модель журнала «Плейбой» Ивлин Юджин Тёрнер.

Взрыв в Северном море


Первое место в рейтинге самых разрушительных техногенных катастроф занимает сгоревшая нефтедобывающая платформа Piper Alpha, которая была построена в 70-х годах прошлого столетия. Катастрофа произошла 6 июля 1988 года. Ущерб оценивается в три с лишним млрд. долларов. Авария унесла жизни 176 человек.

Этот случай вошел в историю: Piper Alpha – это единственная сгоревшая платформа для добычи нефти на планете. Она принадлежала компании Оксидентал петролеум. Мощный взрыв произошёл вследствие утечки газа. Всему виной стал человеческий фактор: после взрыва добыча нефти и газа была приостановлена, однако по трубопроводам общей сети к платформе продолжали поступать углеводороды. Пожар усиливался и не прекращался. Непродуманные и нерешительные действия привели к масштабнейшей техногенной аварии. Люди в панике прыгали в море. 59 человек остались в живых.

Непотопляемый «Вильгельм Густлофф»


Судно Вильгельм Густлофф

Когда мы говорим о самых страшных катастрофах на воде, то вспоминаем легендарный «Титаник», который отныне покоится на дне Атлантического океана. Непотопляемый «Титаник» столкнулся с айсбергом в 1912 году, но эта катастрофа не является самой крупной в истории человечества. По количеству жертв крушение немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф» затмило знаменитый британский трансатлантический пароход.

30 апреля 1945 года советская субмарина С-13 потопила роскошный корабль, на борту которого было десять тысяч человек: курсанты учебного дивизиона подводных лодок, беженцы, преимущественно женщины и дети, а также тяжелораненые военнослужащие. Круизный лайнер был введён в эксплуатацию в 1938 году. Судно было сконструировано и построено по последнему слову техники. Казалось, что только сам Господь может отправить его на дно.

«Вильгельм Густлофф» – это настоящий город на воде: танцевальные площадки, тренажёрный зал, рестораны, бассейны, часовня, театр. Пассажиры наслаждались комфортом в роскошных каютах. Сам Адольф Гитлер путешествовал на круизном лайнере.

Длина судна составляла более двухсот метров. Несмотря на исполинские размеры, корабль не нуждался в дозаправке в течение продолжительного времени. Настоящее чудо инженерной мысли!
Командир советской подводной лодки Маринеско выработал план атаки и приказал выпустить в корпус вражеского судна 3 торпеды. На одной из них красовалась надпись «За Родину». Сегодня этот гигант покоится на дне Балтийского моря, а мир до сих пор скорбит, ведь катастрофа обернулась гибелью ни в чем не повинных людей.

Экологические катастрофы мира

Самая страшная экологическая катастрофа – это исчезновение с лица Земли Аральского моря. Оно было 4-м по величине озером на планете. Водоём располагался на границе Казахстана и Узбекистана. Локальная экологическая катастрофа повлияла на весь мир и в очередной раз доказала, что человечество не бережет природные ресурсы и относится к ним наплевательски.

Деградация солёного озера началась в 1960-х годах. Осуществлялся бесконтрольный забор воды из питающих рек Амударья и Сырдарья. Воду брали на орошение и на другие хозяйственные нужды, что и привело к понижению её уровня.

Ущерб оказался колоссальным: погибли растения и животные, климат в данной области изменился и стал засушливым, приостановилось судоходство и 60 тыс. человек лишились рабочих мест. Экологические катастрофы мира никогда не проходят бесследно.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Применение энергии атома для получения электроэнергии изменило наш мир раз и навсегда. Разрушительные последствия от ядерных катастроф не проходят десятилетиями. Планета содрогнулась, когда больше тридцати лет назад произошел взрыв на одном из энергоблоков Чернобыльской атомной электростанции.

Радиационное излучение охватило близлежащие населенные пункты. Тысячи людей подверглись радиации во время ликвидации последствий аварии. Сегодня 30-километровая зона около Чернобыля и Припяти закрыта для свободного доступа, так как эта территория подверглась интенсивному загрязнению радионуклидами. Аварии на АЭС и использование ядерного оружия – это самые страшные катастрофы, меняющие облик планеты.

Мы узнаем об этих трагедиях из выпусков новостей и читаем ужасающие подробности на первых полосах печатных изданий. К сожалению, ежегодно в катастрофах мира погибает тысячи людей. Мы составили список катастроф, которые оставили неизгладимый след в истории человечества. В Сети есть множество видео про катастрофы, освещённые в данном материале.

Катастрофа над Черным морем


25 декабря самолёт Ту -154, следовавший в сирийский город Латакия, потерпел крушение в водах Чёрного моря. Лайнер принадлежал Минобороны РФ. На борту воздушного судна находился Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. В списках погибших числилась знаменитая Доктор Лиза. Катастрофа унесла жизни 92 человек. Самолёт вылетел из подмосковного аэродрома Чкаловский во втором часу ночи и совершил посадку в аэропорту Адлера для дозаправки.

Борт RA-85572 пропал с экранов радаров через 2 минуты после взлёта. Артисты направлялись в Сирию, чтобы выступить перед российскими военными. Основная причина катастрофы Ту-154 – это неисправность самолёта, который был введен в эксплуатацию тридцать лет назад. Экипаж состоял из опытных пилотов. Ту-154 капитально ремонтировался три года назад. Однако Минобороны утверждает, что самолёт работал исправно, и катастрофа не могла произойти из-за поломки. Версии отрабатываются и расследование продолжается. Катастрофы самолетов всегда вызывают широкий общественный резонанс, так как этот вид транспорта считается самым безопасным. В Сети уже есть 3D-реконструкция крушения. Видео снято со слов очевидца.

Катастрофа на подводной лодке «Курск»


Список катастроф, надолго запомнившихся жителям нашей страны, был бы неполным без упоминания об атомном подводном ракетоносном крейсере «Курск», затонувшем в Баренцевом море. 12.08.2000 субмарина, находившаяся на учениях на полигоне боевой подготовки, не вышла на связь. Через два дня командование сделало заявление о том, что подводная лодка легла на дно. При осмотре места происшествия выяснилось, что у АПЛ разрушена передняя часть корпуса, и она вошла в дно под углом сорок градусов, а спасательная капсула вышла из строя. Уже тогда стало очевидно, что шансы на спасение минимальны.

Спасательная операция началась 15 августа. В ней принимали участие норвежское судно и глубоководные аппараты. Несмотря на совместные усилия российских, британских и норвежских специалистов, спасти экипаж субмарины не удалось. 21 августа водолазы смогли попасть внутрь судна, которое было полностью затоплено. В живых никого не осталось, в списке погибших числится 118 человек. В ходе расследования удалось выяснить, что к крушению привел взрыв боезапаса. Лодка была охвачена огнем, а водой она наполнилась менее чем за 10 часов. В судовом журнале не зафиксированы данные о внештатных ситуациях.

Катастрофа корабля «Адмирал Нахимов»


Адмирал Нахимов

31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» находился в порту города Новороссийска. Пассажиры, утомлённые жаркой погодой, вернулись после экскурсий в каюты. Корабль сильно нагрелся в этот знойный день, и люди поспешили открыть иллюминаторы. В 10 часов вечера судно отправилось в Сочи. Погода в этот летний вечер стояла великолепная: спокойное море похоже на мельничный пруд, дул слабый ветер, видимость была хорошей. В это же время в Новороссийск следовал навалочник «Пётр Васёв», перевозивший тридцать тысяч тонн зерна. На балкере была получена команда, пропустить круизный лайнер.

Через час после отправления «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Пётр Васёв». Удар пришёлся на правый борт пассажирского судна. Сильные разрушения корпуса привели к тому, что теплоход полностью погрузился под воду в течение восьми минут. На столь быстрое погружение повлияли незакрытые иллюминаторы и водонепроницаемые переборки, которые также оставили открытыми. Неверные действия экипажа привели к гибели 423 человек.

Катастрофа в Мексиканском заливе


20.03.10 в Мексиканском заливе на нефтяной платформе произошёл сильный пожар. Пожарные суда безуспешно пытались справиться с огнем больше 30 часов. Через два дня платформа Deepwater Horizon опустилась на дно залива. Одиннадцать человек пропали без вести, семнадцать человек были госпитализированы с ранениями и два человека погибло.

Ликвидация последствий продолжалась в течение 150 дней. Эксперты утверждали, что каждые сутки в море попадало около 5 тыс. баррелей нефти. Министр внутренних дел Соединённых Штатов Америки заявил, что утечка составила 100 тыс. баррелей. Такое количество нефтепродуктов попадало в воду ежедневно. Площадь нефтяного пятна достигала 75 тыс. кв. км. За 5 месяцев в Мировой океан вылилось более пяти млн. баррелей черного золота. Взрыв на нефтяной платформе возглавляет список катастроф, нанесших непоправимый урон экологии.

Катастрофа круизного лайнера Costa Concordia


Лучшие катастрофы иногда начинаются со знаков судьбы. Уже во время церемонии крещения судна присутствующие заподозрили неладное: не разбилась бутылка шампанского, что считается нехорошей приметой. Это трехсотметровое судно поражало своими размерами, оснащённостью и комфортом: полторы тысячи кают, двухэтажный фитнес- центр, музей, галерея, кинотеатр, казино, библиотека, концертный зал, магазины, бассейны и рестораны. Пассажирам было где разгуляться. 13.01.12 лайнер наскочил на подводный риф. Из-за большой пробоины корабль стал стремительно погружаться под воду.

На судне находилось более 4 тыс. человек. Практически все пассажиры и члены экипажа были эвакуированы на берег, но 32 человека спасти не удалось. Капитан корабля заявил, что отклонился от курса и приблизился к берегу, чтобы поприветствовать своего приятеля, который жил на этом острове. Столь опасное приближение к береговой линии было у Costa Concordia не впервые. Специалисты до сих недоумевают, почему лайнер сел на риф, ведь этот маршрут экипаж знал как свои пять пальцев. Ущерб от произошедшего кораблекрушения оценивается экспертами в 1,5 миллиарда долларов. Причины катастрофы до конца неизвестны, но эксперты называют пресловутый человеческий фактор и техническую неисправность.

Извержение вулкана Кракатау в 1883 году


Вулкан Кракатау

Природные катастрофы всегда приводят к большим разрушениям. Самый громкий взрыв в истории планеты был вызван извержением вулкана Кракатау. Он был слышен на расстоянии около 5 тыс. км. Вулкан проснулся 20 мая после двухвекового сна. Тогда в воздух поднялся эруптивный столб высотой в 11 тыс. метров, состоявший из пара, газов и пыли. Критическая фаза извержения наступила 26 августа. Столб вулканических выбросов составлял более 30 тыс. метров.

Сильнейший взрыв произошел вследствие столкновения магмы с морской водой. Последняя попала внутрь из-за образовавшихся на склонах вулкана трещин. Погибло 5 тыс. жителей. Образовавшееся цунами унесло жизни 30 тыс. человек. Высота разрушительных волн равнялась десятиэтажному дому. При извержении Кракатау в стратосферу попали газы, которые препятствовали проникновению солнечного света. Температура в этих районах снизилась на 3 градуса. Не так много катастроф в мире, которые так сильно повлияли на климат планеты.

Спитакское землетрясение


07.12.1988 около двенадцати часов дня в Армении произошло землетрясение, которое за полминуты стёрло с лица земли город Спитак. В населенном пункте проживали около 20 тыс. человек. Катастрофа не только унесла жизни тысяч людей, но и изменила историю Армянской Республики. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Многие получили увечья, которые привели к инвалидности. Землетрясение магнитудой 7.0 по шкале Рихтера нанесло колоссальной ущерб экономике страны. Эксперты говорят, что его мощность можно сравнить со взрывом, произведенным десятью атомными бомбами. Сейсмическая волна от землетрясения дошла до Австралии.


В декабре 2004 года в Индийском океане произошло подводное землетрясение, породившее разрушительное цунами. Огромные волны обрушились на берег Таиланда, Шри-Ланки и Индонезии. Стихийное бедствие лишило жизни около 300 тыс. человек. В Интернете можно найти видео, где огромные массы воды разрушают все на своем пути, не оставляя человеку шансов на спасение. У местных жителей и туристов было всего пару минут, чтобы убежать.

Цунами развивалось по классическому сценарию: вода стала отступать от берега в море, обнажая морское дно, а затем на горизонте появилась гребни гигантских волн. Скорость водяного вала при цунами достигает 800 км/час. С такой же скоростью летит современный авиалайнер. На глубине океана волны доходили до 60 м, а ближе к берегу – до 20 м. Катастрофа считается одной из самых разрушительных в истории нашей планеты.

Крупнейшие катастрофы XX века. «Титаник» и «Вильгельм Густлов»
Едва ли не самой знаменитой морской катастрофой прошлого века слало кораблекрушение круизного лайнера «Титаник» в 1912 году. В результате погибло 1 523 человека.

Однако эта катастрофа далеко не самая большая если смотреть на количество погибших. Величайшей морской катастрофой произошедшей когда-либо можно назвать потопление советской подлодкой во время Второй мировой войны (в январе 1945 года) лайнера «Вильгельм Густлов».
По самым скромным оценкам, потери составили около 9 500 человек.

«Атомная бомба» Голифакса
6 декабря 1917 года. В то утро в гавань канадского портового города Галифакс вошел французский военный транспорт «Монблан», направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо. Во время входа в порт, «Монблан» столкнулся с норвежским грузовым пароходом «Имо», который как раз покидал Галифакс.
В трюмах французского транспорта находилось… 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для войны с Германией! В результате столкновения на «Монблане» вспыхнул сильный пожар.
После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля.
А на набережной города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар.
В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв до дна обнажил залив – вода под кораблем словно расступилась.
Десятки стоящих в порту судов утонули. Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены.
Все что осталось от корабля-бомбы, так это 100-килограмовый кусок корпуса, который улетел аж за 22 километра!

Единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

Крупнейшие катастрофы XX века. Г орький час «Максима Горького»

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени – «Максим Горький». Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи.
Самолет поражал воображение. Длина – более 30 метров, размах крыльев – 63 метра, 8 моторов. Самолет мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день на его борту самолета находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров – сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Через несколько минут после взлета в «Максима Горького» врезался истребитель сопровождения.
Пилот истребителя ошибся в выполнении сложного маневра. Ему специально для прессы приказали выполнить «мертвую петлю» вокруг гигантского самолета… Показуха стоила жизни 47 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Суперпожар на супердирижабле
6 мая 1937 года в Нью-Джерси (США) произошла катастрофа немецкого супердирижабля «Гинденбург». Дирижабль имел невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода!
Это был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания.

Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. «Гинденбург» выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк. Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Пламя за 34 секунды полностью уничтожило «гордость и величие Германии». Трагедия унесла жизнь 35 человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей.

Дирижабля загорелся во время стыковки с причальной мачтой.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смерть адмирала
И все же крупнейшая катастрофа в истории воздухоплавания произошла 4 апреля 1933 года. Во время шторма в Атлантическом океане потерпел катастрофу дирижабль «Акрон», принадлежавший Военно-морским силам США. Из 76 человек, находившихся на борту, погибли 73.
«Акрон» был одним из самых больших в мире дирижаблей.

Так он мог перевозить пять самолетов. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер. Дирижабль снизился и при ударе об воду разрушился. Погибло 73 человека. Удалось спастись только трем. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на «Акроне».

Крупнейшие катастрофы XX века. Жертвы Мерседеса
Крупнейшая авария в истории автогонок произошла в 1955 году в Ле-Мане (Франция). Mercedes-Benz за рулем которого был известный гонщик Пьер Левег врезался в трибуны на высокой скорости и взорвался. 83 человека погибли, в том числе и Пьер Левег.

Крупнейшие катастрофы XX века. Боинг в Боинг
27 марта 1977 года в аэропорту Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

А крупнейшая авиакатастрофа в истории советской авиации произошла 10 июля 1985 года. В результате ошибки экипажа, Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» вошел в штопор и разбился возле города Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту…

Крупнейшие катастрофы XX века. 73 секунды «Челленджера»

28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль «Челленджер» с семью астронавтами на борту. К этому событию было привлечено особое внимание. Телевизионщики транслировали этот старт прямо с космодрома.

В составе экипажа были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой.
На 73-й секунде полета, на высоте 17 000 метров из-за неполадок в двигателях «Челленджер» взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение.

Через 15 лет, 1 февраля 2003 года во время возвращения с орбиты развалился еще один американский космический челнок Шаттл-Колумбия. Все семь членов экипажа на борту погибли.

Крупнейшие катастрофы XX века. Исчезнувший район
4 июня 1988 года мощный оглушительный взрыв раздался на северо-западной окраине города Арзамас.
Взорвались три вагона грузового поезда № 3115, следовавшего в Арзамас-16 из Дзержинска. В вагонах находилось около 118 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. В результате взрыва чудовищной силы с лица земли было сметено 1530 жилых домов, образовалась огромная воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров (высота девятиэтажного дома).

Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Железнодорожников.
По самым приблизительным подсчетам в тот день пострадали 1500–2000 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смертоносное облако
4 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв газа, который сочился из трубы проходящего рядом трубопровода.

По официальным данным 573 человека погибли (по другим данным – 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших – 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

PS.
Нельзя не упомянуть и еще об одной катастрофе, которая произошла 11 сентября 2001 года. Утром этого дня группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир.

Научно-технический прогресс облегчает человеку жизнь, но и приводит к техногенным авариям. Так было во все времена. Мы расскажем о пяти самых тяжелых катастрофах в истории СССР.

Куренёвская трагедия

Куреневская трагедия произошла в Киеве, 13 марта 1961 года. 2 декабря 1952 года было принято решение о создании свалки из строительных отходов в печально известном месте Бабий Яр. Это место перекрывала дамба, которая защищала Куреневский район от сливавшихся отходов с заводов по производству кирпича. 13 марта дамбу прорвало, и грязевая волна высотой в 14 метров понеслась вниз, по улице Телиги. Поток обладал большой силой и смывал все на своем пути: автомобили, трамваи, здания.

Хотя потоп и продолжался всего полтора часа, за это время волна из отходов успела унести жизни сотни людей и нанести катастрофический урон всему городу. Точное количество жертв установить не удалось, но цифра эта близка к 1,5 тысяч человек. Кроме того, было разрушено около 90 зданий, примерно 60 из которых были жилыми.

Известие о катастрофе дошло до населения страны только 16 марта, а в день трагедии властями было принято решение не афишировать произошедшее. Для этого по всему Киеву была отключена международная и междугородняя связь. Позже экспертная комиссия вынесла решение о причинах этой аварии, ими были названы «ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы».

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово»

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово», который располагался в Нижнем Новгороде, произошла 18 января 1970 года. Трагедия произошла во время строительства атомной подводной лодки К-320, которая входила в проект «Скат». Когда лодка находилась на стапеле, вдруг включился реактор, который проработал 15 секунд на предельной для него скорости. В результате этого произошло радиационное заражение всего механосборочного цеха.
В момент работы реактора в помещении находилось около 1000 человек, работающих на заводе. Не подозревая о заражении, в тот день многие ушли домой без необходимой медицинской помощи и дезактивационной обработки. Трое из шести пострадавших, доставленных в больницу в Москве, умерли от лучевой болезни. Было принято решение не придавать огласке это происшествие, и со всех, кто остался в живых, были взяты подписки о неразглашении на 25 лет. И только на следующий день после аварии рабочих начали обрабатывать. Ликвидация последствий аварии продолжалась до 24 апреля 1970 года, более тысячи рабочих завода были задействованы в этих работах.

Авария на Чернобыльской АЭС

Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции. Реактор был полностью разрушен в результате взрыва, и в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Авария стала самой крупной за всю историю атомной энергетики. Основным поражающим фактором при взрыве стало радиоактивное заражение. Кроме территорий, находящихся в непосредственной близости к взрыву (30 км), пострадала территория Европы. Это произошло из-за того, что облако, образовавшееся от взрыва, разнесло радиоактивные материалы на многие километры от очага. Выпадение радионуклеидов йода и цезия было зафиксировано на территории современной Белоруссии, Украины и Российской Федерации.

В течение трех первых месяцев после аварии погиб 31 человек, при этом за следующие 15 лет от последствий аварии погибло еще от 60 до 80 человек. Более 115 тысяч человек были эвакуированы из 30-километровой зоны поражения. В ликвидации аварии участвовало более 600 тысяч военнослужащих и добровольцев. Ход расследования постоянно менялся. До сих пор точно не установлены причины аварии.

Кыштымская авария

Кыштымская авария стала первой техногенной катастрофой в СССР, она случилась 29 сентября 1957 года. Она произошла на заводе «Маяк», который располагался в закрытом военном городе «Челябинск – 40». Название авария получила по наиболее близкому городу Кыштым.

Причиной стал взрыв, который произошел в специальном резервуаре для радиационных отходов. Эта ёмкость представляла собой ровный цилиндр, который был изготовлен из нержавеющей стали. Конструкция емкости представлялась надежной, и никто не ожидал того, что система охлаждения выйдет из строя.
Произошел взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90 процентов радиации выпало на территорию самого химкомбината «Маяк». К счастью, Челябинск-40 не пострадал. В ходе ликвидации аварии 23 деревни были расселены, а сами дома и домашние животные подверглись уничтожению.

В результате взрыва ни один человек не погиб. Однако служащие, которые выполняли ликвидацию заражения, получили значительную дозу облучения. В операции принимало участие около тысячи человек. Сейчас эта зона носит название Восточно-Уральский радиоактивный след и любая хозяйственная деятельность на этой территории запрещена.

Катастрофа на космодроме Плесецк

18 марта 1980 года при подготовке к запуску ракеты-носителя «Восток 2-М» произошел взрыв. Происшествие произошло на космодроме Плесецк. Эта авария привела к большим количествам человеческих жертв: только в непосредственной близости к ракете в момент взрыва находился 141 человек. 44 человека погибло в пожаре, остальные получили ожоги разной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, впоследствии четверо из них скончались.

К привел тот факт, что при изготовлении фильтров в качестве каталитических материалов была использована перекись водорода. Только благодаря храбрости самих участников этой аварии удалось вынести из пожара множество людей. Ликвидация катастрофы длилась в течение трёх дней.
В будущем ученые отказались от применения перекиси водорода в качестве катализатора, что позволило избежать подобных происшествий.

Об аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon человечество никогда не забудет. Взрыв и пожар случились 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана, на месторождении Макондо. Разлив нефти стал крупнейшим в истории США и фактически загубил Мексиканский залив. Мы вспомнили крупнейшие техногенные и экологические катастрофы мира, некоторые из которых чуть ли не страшнее трагедии Deepwater Horizon.

15 крупнейших техногенных катастроф мира катастрофы, техногенные катастрофы

Источник: therichest.imgix.net

Можно ли было избежать аварии? Техногенные катастрофы часто происходят как следствие природных катастроф, но кроме того - из-за изношенного оборудования, жадности, халатности, невнимательности... Память о них служит важным уроком для человечества, потому что природные катастрофы могут повредить людям, но не планете, а вот техногенные несут угрозу абсолютно всему окружающему миру.

Разлив раскаленной стали - 35 жертв

18 апреля 2007 года 32 человек погибли и 6 получили ранения, когда ковш, содержащий расплавленную сталь, упал на заводе Qinghe Special Steel Corporation в Китае. Тридцать тонн жидкой стали, раскаленной до 1500 градусов по Цельсию упал с подвесного транспортера. Жидкая сталь прорвалась через двери и окна в соседнее помещение, где находились рабочие дежурной смены.

Пожалуй, самый ужасный факт, обнаруженный в ходе исследования этой катастрофы в том, что ее можно было бы предотвратить. Непосредственной причиной аварии стало неправомерное использование некондиционного оборудования. Следствие пришло к выводу, что имел место целый ряд недостатков и нарушений безопасности, которые способствовали аварии.

Когда аварийные службы добрались до места катастрофы, их остановил жар расплавленной стали, и они долго были не в состоянии добраться до жертв. После того, как сталь начала охлаждаться, они обнаружили 32 жертвы. Удивительно, но 6 человек чудом пережили эту аварию, и с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницу.

Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик - 47 жертв

2


Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 74 цистерны с сырой нефтью, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались. Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести. В результате пожара, охватившего город, примерно половина зданий в центре города были уничтожены.

В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте двигателя, чтобы поскорее завершить ремонт, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.

Поездом управлял машинист Том Хардинг. В 23:00 поезд остановился на станции Нант, на главном пути. Том связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем, сильном чёрном выхлопе; решение проблемы с тепловозом было отложено до утра, и машинист уехал ночевать в гостиницу. Поезд с заведённым тепловозом и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. В нем не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны и неуправляемый поезд ушёл под уклон к Лак-Мегантику. В 00:14 поезд на скорости 105 км/ч сошёл с рельсов и оказался в центре города. Вагоны сошли с рельсов, последовали взрывы и горящая нефть разлилась вдоль железной дороги.

Люди в ближайшем кафе, ощутив толчки земли, решили что началось землетрясение и спрятались под столами, в итоге они не успели убежать от огня... Эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных в Канаде.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - не менее 75 жертв

3


Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года - "черный день" российской гидроэнергетики. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, производство электроэнергии приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

На момент аварии ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9. В 8:13 местного времени 17 августа произошло разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды.

Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших ГА произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя.

Неочевидность причин аварии (по словам министра энергетики России Шматко, «это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире») вызвала ряд версий, не нашедших подтверждения (от терроризма до гидроудара). В качестве наиболее вероятной причины аварии называют усталостные разрушения шпилек, возникшие в период работы гидроагрегата № 2 с временным рабочим колесом и недопустимым уровнем вибраций в 1981-83 годах.

Взрыв на "Пайпер Альфа" - 167 жертв

4


6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием "Пайпер Альфа" была разрушена в результате взрыва. Платформа “Пайпер Альфа”, установленная в 1976 году, бала самой большой конструкцией на площадке “Пайпер”, принадлежащей шотландской компании “Оксидентал Петролеум”. Платформа располагалась в 200 км к северо-востоку от Абердина и служила центром управления нефтедобычей на площадке.На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. 6 июля на “Пайпер Альфе” произошел неожиданный взрыв. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.

В результате утечки газа и последующего взрыва погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь, при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии, на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры. Авария на платформе Piper Alpha привела к серьезной критике и последующему пересмотру норм безопасности работ по добыче нефти в Северном море.

Пожар в Тяньцзине Биньхай - 170 жертв

5


В ночь на 12 августа 2015 года два взрыва вспыхнули на участке хранения контейнеров в порту Тяньцзинь. В 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожаре на расположенных в порту Тяньцзиня складах фирмы «Жуйхай», занимающейся транспортировкой опасных химических веществ. Как выяснили позднее следователи, его причиной послужило самовозгорание высохшей и нагревшейся на летнем солнце нитроцеллюлозы. В течение 30 секунд после первого взрыва, произошел второй - контейнер с нитратом аммония. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго - в 21 тонну. Прибывшие на место пожарные долго не могли остановить распространение огня. Пожары бушевали несколько дней и случилось еще 8 взрывов. Взрывы создали огромный кратер.

Взрывы привели к гибели 173 человек, 797 раненых, и 8 человек числятся пропавшими без вести. . Тысячи автомобилей Toyota, Renault, Volkswagen, Kia и Hyundai были повреждены. 7,533 контейнеры, 12,428 автомобилей и 304 здания были разрушены или повреждены. Помимо смерти и разрушения, ущерб составил $ 9 млрд. Выяснилось, что три многоквартирных дома были построены в радиусе одного километра от склада химических веществ, что запрещено китайским законодательством. Власти предъявили обвинения 11 чиновникам из города Тяньцзинь по делу о взрыве. Их обвиняют в халатности и злоупотреблении полномочиями.

Валь-ди-Ставе, прорыв плотины - 268 жертв

6


На севере Италии над деревней Ставе, рухнула плотина Валь-ди-Ставе 19 июля 1985 года. Авария уничтожила 8 мостов, 63 здания, погибло 268 человек. После катастрофы, в ходе расследования было установлено, что имело место плохое техническое обслуживание и малый запас эксплуатационной безопасности.

В верхней из двух плотин, из-за осадков труба для дренажа стала менее эффективной, она была засорена. Вода продолжала поступать в резервуар и давление в поврежденной трубе возрастало, также это вызвало давление на береговую породу. Вода начала проникать в почву, сжижаться в грязь и ослаблять берега, пока, наконец, не произошел размыв. Буквально за 30 секунд вода и грязевые потоки верхней плотины прорвались и хлынули в нижнюю плотину.

Обрушение террикона в Намбийи - 300 жертв

7


К 1990 году Намбийя, шахтерский поселок на юго-востоке Эквадора имел репутацию "агрессивной экосреды". Местные горы были изрыты горняками, пронизаны отверстиями от добычи полезных ископаемых, воздух влажный и наполненный химическими веществами, токсичные газы из шахты и огромный террикон.

9 мая 1993 года, большая часть горы угольного шлака в конце долины рухнула, и под оползнем погибли около 300 человек. 10,000 человек жили в поселке на площади около 1 квадратную мили. Большинство домов города были построены прямо на въезде в туннель на шахту. Специалисты давно предупреждали, что гора стала практически полой. Они говорили, что дальнейшая добыча угля приведет к оползням, и после нескольких дней проливных дождей почва размягчилась, и худшие прогнозы сбылись.

Техасский взрыв - 581 жертва

8


Техногенная катастрофа случилась 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах.

В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены - имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.

Суд признал Федеральное правительство виновным в преступной халатности, совершенной правительственными агентствами и их представителями, вовлечёнными в производство, упаковку и маркирование аммиачной селитры, усугубленной грубыми ошибками в ее транспортировке, хранении, погрузке и противопожарных мерах. Было выплачено 1,394 компенсации общей суммой около $17 млн.

Бхопальская катастрофа -до 160,000 жертв

9


Это одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide, и производящем пестициды, произошёл выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Он хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости.

Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертв в современной истории, повлёкшая немедленную смерть по крайней мере 18 тыс человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс - в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек. Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием жителей об аварии, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Union Carbide, ответственная за эту трагедию, в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам $ 470 млн в обмен на отказ от претензий. В 2010 индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide виновными в халатности, повлекшей гибель людей. Осуждённые были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тыс рупий (примерно $ 2,100).

Трагедия на дамбе Баньцяо - 171 000 погибших

10


В этой катастрофе даже нельзя упрекнуть конструкторов плотины, она была рассчитана на сильные наводнения, но данное было совершенно беспрецедентным. В августе 1975 года в западной части Китая, во время тайфуна прорвало дамбу Баньцяо- погибло около 171,000 человек. Плотина была построена в 1950-х годах для производства электроэнергии и предотвращения наводнений. Инженеры разработали ее с запасом прочности на тысячу лет.

Но в те роковые дни в начале августа 1975 года, тайфун "Нина" сразу же произвел более 40 дюймов осадков, что превысило ежегодное общее количество осадков в этой области всего за один день. После нескольких дней еще более сильных дождей, плотина не устояла и была размыта 8 августа.

Прорыв дамбы вызвал волну высокой 33 футов, 7 миль в ширину, которая шла со скоростью 30 миль в час. В общей сложности более 60 плотин и дополнительных резервуаров были уничтожены из-за разрушения плотины Banqiao. Наводнение разрушило 5,960,000 зданий, сразу погубило 26,000 человек и еще 145,000 умерли позже в результате голода и эпидемий из-за стихийного бедствия.

Нельзя жить прошлым, грезить о будущем, нужно ценить настоящее, радоваться каждому прожитому дню. Ужасы, которые постигли человечество в ХХ веке невозможно забыть. Самые трагические события, шокирующие уроки судьбы вы найдете в нашем обзоре.

Катастрофы на воде

Гибель тысячи людей на водных просторах вызвана разными причинами: человеческий фактор, конструкционные ошибки, военные действия, природные стихии. Рассмотрим наиболее масштабные по количеству жертв трагедии, которые произошли в прошлом веке на воде:

1. «Гойя». На военном судне, конфискованном немцами после занятия ими норвежских территорий в период Великой Отечественной войны, погибло 7 000 человек. 16 апреля 1945 года в мощный корабль с русской подводной лодки была направлена торпеда, в результате чего «Гойя» затонуло в Балтийском море.

2. «Вильгельм Густлофф». Немецкое судно названо в честь нацистского партийного лидера. На момент постройки считалось самым крупным кораблем в мире. До войны его использовали как средство для отдыха. Затонуло судно 30 января 1945 года. Причина – атака советских военных с подводной лодки. Точный состав пассажиров неизвестен, но согласно официальной версии погибло 5 348 человек. На борту были женщины и дети.


3. «Монблан». 6 декабря 1917 года в канадской гавани произошел взрыв военного французского корабля, который столкнулся с судном «Имо» (Норвегия). В результате пожара удалось уцелеть немногим. Смертность – 2 000 человек (опознано 1 950 человек), а причина – банальный человеческий фактор. Не считая доядерную эпоху, этот взрыв был мощнейшим в истории человечества. Об ужасной трагедии можно посмотреть фильм, снятый в Канаде в 2003 году – «Разрушительный город».


4. «Бисмарк». Немецкий линкор потоплен британской авиацией 12 июня 1944 года в ходе войны. Количество жертв составило 1 995 человек.



Гибель "Титаника"

На момент ввода в эксплуатацию судно считалось самым огромным на земле. Корабль-гигант затонул в первом рейсовом плаванье 15 апреля 1912 года, столкнувшись с айсбергом.

Ужасы и смерть в воздухе

В середине ХХ века авиаперевозки набрали массовый характер. Активное развитие пассажирской авиации привело к превышению гибели человек в небе по сравнению с «водной» смертностью. Вот список «ярких» трагедии, унесших жизни многих ни в чем не виноватых людей:

1. Столкновение на Тенерифе. Катастрофа произошла 27 марта 1977 года. Место события – Канарские острова (Тенериф). Роковая «встреча» двух лайнеров стала причиной гибели 583 человек. 61 человеку удалось спастись в трагедии. Для периода ХХ века данная авиакатастрофа является самой масштабной по количеству гражданской авиации.


2. Катастрофа под Токио. 12 августа 1985 года японский лайнер через 12 минут после своего взлета потерял управление, лишившись вертикального стабилизатора. На протяжении 32 минут экипаж боролся за спасение самолета в воздухе, но столкновение с горой Оцутака повлияло на разрушительный исход событий. Погибло 520 человек, а выжило всего 4. Катастрофу называют самой крупной в истории «одного самолета».


3. Чархи Дадри (город в Индии). Авиационное крушение произошло в результате столкновения флагманского и казахстанского лайнеров на высоте 4 109 метров. Погибли все пассажиры, включая экипаж обоих самолетов (всего 349 человек).


4. Воздушный крах под Парижем. 3 марта 1974 года широкофюзеляжный авиалайнер, построенный турецкой компанией, унес жизни 346 человек. Через несколько минут после взлета внезапно открылась дверь грузового отсека.


Взрывная компрессия разрушила все системы управления. Самолет пикетировал и врезался в лес. Проведенное расследование указало на несовершенство запорного механизма в отсеке. После, во многих авиакомпаниях были проведены изменения в конструкциях самолетов во избежание катастрофических повторений.


5. Теракт под Корком. По направлению к Лондону флагманский перевозчик Индии стал жертвой жестокого теракта. Буквально за несколько минут до прилета на борту самолета случился взрыв и все находившиеся в нем погибли (329 человек). В истории Канады это крупнейший теракт.

Трагедии на земле

Некоторые трагедии, случившиеся в прошлом столетии на земле, до сих пор вызывают беспокойство и опасение, продолжая уничтожать здоровье и жизни простых жителей, а именно:

1. Бхопальская катастрофа. Техногенная трагедия является крупнейшей в истории. На химическом заводе в Индии произошла авария (1984 год). Погибло 18 000 человек. 3 000 из погибших стали жертвами мгновенной смерти, а остальные умерли в последующие месяцы и годы после трагедии. Причину ужасного события установить не удалось.


2. ЧАЭС. 26 апреля 1986 года произошла крупная смертоносная авария, взрыв на Чернобыльской атомной станции (Украина). Выброс в воздух огромного количества радиоактивных веществ послужил гибели сотен человек, причем не сразу, а постепенно.


3. Piper Alpha. На нефтяной станции в 1988 году погибло 167 человек (члены персонала), 59 человек – оказались счастливцами, им удалось выжить, В нефтедобывающей отрасли данная катастрофа является наиболее крупной.


Помимо техногенных трагедий в ХХ веке произошло множество других шокирующих событий - воин, общее количество миллионных жертв которых теперь уже не сосчитать: Первая мировая (1914-1818 гг.), Гражданская война в России (1917-1923 гг.), Вторая мировая (1939-1945 гг.), Корейская война (1950-1053 гг.).

Природные катаклизмы

1. Циклон «Бхола». Бедствие произошло в 1970 году. Тропическая стихия охватила несколько территорий Пакистана и Бенгалии, стерев с лица земли города и мелкие деревни. Выяснить точное количество умерших граждан исследователям не удалось (примерно 5 000 000 человек).


2. Вальдивское землетрясение (1960 год - Чили). Вызванное в результате цунами не уберегло многих невинных жителей. Число жертв достигло нескольких тысяч человек. Помимо смерти природное явление нанесло пострадавшим территориям внушительный ущерб (оценка стоимости – $500 млн).


3. Мегацунами на Аляске (1958 год). Землетрясение, оползни, обрушение камней и льда в воду, самое высокое мировое цунами. Стихия насчитывает жертвы в размере 5 000 000 человек.




Похожие статьи
 
Категории