Сценарии казачьих мероприятий. Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?»

17.03.2019

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ»

    Звучит музыка (песня А. Розенбаума).

    Историческая справка о казачестве.

1 ведущий :

Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

2 ведущий :

Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек». Древние греки писали это слово «косакос», а в древнерусских летописях встречается название племени касогов. В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат.

3 ведущий :

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

4 ведущий:

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

Масленица /Shrovetide Cossack gulyaniya .wmv

Народные гуляния, казачьи забавы, зима

    Фрагмент из художественного кинофильма «Тихий Дон» режиссер С. Герасимов.

5 Ведущий :

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

6 ведущий :

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под Бога и общины.

7 ведущий :

Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на отцом невесты, а затем как знак власти в семье висела в хате у двери в спальню.

4. Инсценировка отрывка из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь»

8 ведущий :

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

    Звучит отрывок из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь».

1 ведущий :

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

2 ведущий:

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды:

Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.

3 ведущий :

Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак . За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий (младший лейтенант), сотник (лейтенант), подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник), полковник и генерал.

4 ведущий:

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Одну такую казачью песню мы предлагаем Вашему вниманию.

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» в старшей группе МКДОУ
детского сада №4 «Колокольчик»
Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего
ансамбля «Донцы»
Ведущий: Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я твой потомок дальний
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Ведущий: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас,
действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно
относиться к своему прошлому.
Ребенок: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок: Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и
играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О любимом нашем крае песню звонкую споем.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Ведущий: Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда
работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да
частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым
словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок: На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели и водилихоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»
Ребенок: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Ведущий: Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим.
Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Казачка: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем ­ пожидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка: Милости просим к нам в курень, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус;
Кому­ сказку, кому­ правду, кому­ песенку.
Песня « Пчелочка златая»
Казачка: Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и
вещей. Отгадайте загадки:
­Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает,про бабушку все забывают.(печь)
Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково
называли « печь­ матушка», « печка­ кормилица».
­А, какая была посуда у казаков?
Дети: Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.

Казачка: Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству, кто хотел
полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить.
­ А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для
куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а
верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора
подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачке?
Дети: Прялка.
Казачка: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,
носки…
В углу обязательно стоял сундук.
­А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду.
Казачка: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.
Любили казачки красиво одеваться, ходилив юбках и кофточках, которые назывались
«парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху
надевали «запон»­ фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной
убор­ полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий: Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»
Казак: А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла
из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и
папахи с красным верхом.
Ведущий: А вот и наши лихие казачата.
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»
Ведущий: На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:Ну­ ка, станем­ ка рядком,
Да поговорим ладком!
Ребенок:­Фома, что из леса нейдешь?
­Медведя поймал.
­Так веди сюда.
­Да он нейдет.
­Так сам иди.
­Да он не пускает!
Ребенок:­Тюха, есть хочешь?
­Нет, я перекусил.
­А, что перекусил?
­Да съел краюшку хлеба.
­А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.
­Да она в горшок не влезла.
Ребенок:­Федул, чего губы надул?
­Кафтан прожег.
­Зашить можно?
­Да иглы нет.
­А велика ли дыра?
­Один ворот остался.
Ведущий:Хороши потешки складом,
Ну, а песни наши ­ ладом!
«Частушки»
Казачка: А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети: Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий: Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены,
дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»
Ведущий: Казаком родиться, не каждому дано,

Безо всяких традиций, а просто­ суждено!
Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями
казаков, и будем всегда беречь и уважать наследие своего народа.Ну, а какие же посиделки
без чаепития и угощений.
Ведущий: Самовар хозяйка ставит на широкий стол.
Пирогами угощает­ вот и пир пошел!
Поиграть и пообщаться за беседою простой.
Собираются казаки дружной, шумною толпой.
Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина:
­Пусть Тихий Дон своим теченьем
Хранит покой над гладью вод!
Будь мир над нами в нем свеченьем
Всегда будь звездным, небосвод!

«КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ».

На приклубной территории у входа в ДК гостей встречает песней фольклорный коллектив. Появляется есаул.

Есаул:
Эй, станичники, встречайте походного атамана!

Встречают. Появляется атаман с группой казаков.

Есаул:
А ну помолчите-ка, братцы казаки, атаман наш походный речь говорить будет.
Атаман:
Казаки-други, люди вольные! Собирайтесь, братцы, во единый круг из куреней своих с семьями вашими гулять, да гулебного атамана выберем для праздника нашего.
Есаул:
Любо ли вам, братцы, чтобы атаман наш кошевой стал нашим атаманом гулебным?
Толла:
Любо, любо!
Толпа:
Деда Щукаря!

Появляется дед Щукарь.

Щукарь:
Я командовать не прочь…
Завсегда готов помочь…
Тихо, граждане-старушки!
Праздник - енто не игрушки!
Чтоб гулять – нужон хоть рубь,
Я без чарки несогласный (слишком туп),
Я даю самооткуп..
Ты у нас в станице власть,
Вот и правь гулянкой всласть,
А меня чавой-то мутить,
Чей-то лысина вспеклась.
Есаул:
Ты у нас такой дурак
По воскресным дням иль как?
То, что трезвость - норма жизни
Для тебя слова аль как?!
Щукарь:
Я полезных перспектив
Никогда не супротив.
Если линия такая,
Я всегда за коллектив!
Я и на язык остер
И люблю родной фольклор!
Эй, казачки, запевайте,
Я тяперя дерижор!

Песня «Пчелушка златая».

Атаман:
Хор твой, дед Щукарь, хорош,
Но и нашим невтерпеж!
Глянь сюда, как славно пляшет
Без спиртного молодежь!

Исполняется танец «Кривянская кадриль».

Щукарь:
Ох и пляшут, хоть куды,
Девки - спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!
Есаул:
Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул - обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!
Щукарь:
Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!
Атаман:
Ты словами не блуди,
Лучше свадьбу заводи!
Покажи, как на Дону
Выдавали девок замуж
По обряду в старину!
Щукарь:
Все, понятен твой приказ,
Исполняю сей же час,
Не извольте сумлеватъся,
Чай, оно не в первый раз.
Звучит объявление.
Диктор:
Дорогие друзья, к нам на праздник прибыли гости! Молодожены - Галина и Григорий. Встречайте их.

Звучит марш Мендельсона. Появляются молодожены.

Атаман:
Ты послушай атамана,
Побывал я в разных странах,
Видел Лондон, Сингапур,
Аи лав ю знал и лямур.
Повидал весь белый свет
Жозефин и Генриетт,
Но таких, как твоя Галя,
Среди них красавиц нет.
Выбор твой я одобряю,
И при всем казачьем круге
Саблей сей благословляю!
Есаул:
А тебе скажу, жена:
Будь всю жизнь ему верна!
Глянь, какого отхватила -
Все при нем, всего сполна!
Щукарь:
Эй, погодьте-ка, друзья!
Свадьбу так справлять нельзя.
Мы обряды вспоминали,
Нас не вовремя прервали…
Коль попали на майдан,
Ну-ка в круг их, атаман!
Пусть по старому обряду
Погуляют с нами рядом!

Казачка, подружка невесты:
Дорогие Галя и Григорий! Примите в подарок этот торт. Пусть любовь ваша будет сладкой и т.д.

Девушки-казачки преподносят цветы, из толпы кричат: «Горько, горько». Общий хор запевает торжественную казачью песню «Свадебная».

Атаман:
Ой, а где же наш Щукаръ?
Щукарь:
Тута я, чаво, гутарь!
Атаман:
Что же, дед, я очень рад,
Славно справили обряд!
Молодежь нас убедила,
Кровь у них донская В жилах.
Есаул:
Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Щукарь:
А какое, говори!
Есаул:
Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Щукарь:
Тоже скажешь, в самом деле.
Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!
Ну-ка, Сашка, Скинь рубашку.
Да не блымкай зырками,
Побалуйся гирьками!

Проходит состязание, кто большее количество раз поднимет гирю.

Есаул:
А саблей могут ли владеть?

Проходит состязание. В момент состязания, как бы сопровождая:

Диктор:
Любит каждый человек
Праздник, силы всякой.
Оттого и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него -
Издавно извечно
За лихое удальство
Уважать сердечно.

Щукарь пытается пройти по бревну. Есаул приглашает молодежь на бой подушками на бревне.

Есаул:
Что ж, спасибо всем на том,
Знать силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах.

В середине состязания Щукарь, наблюдая за действием в момент угасания интереса к ним, выкрикивает:

А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!
Нам теперь не слезы лить -
Песни петь, да меды пить!
Коль пришли вы веселиться,
Значит так тому и быть.

У входа в ДК хор. Звучит хор. Песня «Ой блины, блины».
Приглашение в ДК.

Зазывала:
Кто охочий до еды -
Пусть пожалует сюды:
Заходи в казачий курень,
Здесь у нас ее пуды!

В ДК идет приготовление. В фойе развернуты столы с традиционной донской кухней.

Зазывала:
Вот, к примеру, получи
Прям из печки калачи.
Есть жаркое из индейки,
Есть компот из алычи.
Есть колбасы и сыры,
Есть полцентнера икры,
Есть карибские омары
И донские осетры.
Атаман Есаулу:
Ты чего стоишь-то, дурень?!
Прем скорей в казачий курень!
Эй, народ, давай сюда.’
Здесь такое продается,
Не увидишь никогда.

Все гости проходят в фойе, где развернута выставка традиционных ремесел Дона. Там же организован «Самоварный стол». Стол с угощениями. Под эмблемой казачества (казак на пивной бочке) размещается пивной бар с вяленой рыбой, раками.

Хозяйка куреня:
Завсегда гостям я рада,
У меня тут и эстрада.
Заходи, казачий люд,
Сколько есть наставлю блюд.
Я гостей всех угощу,
А тебя, дед, не пущу!
Щукарь:
Ты ж мне прям в желудок целишь!
Хозяйка:
Ты же юмора не ценишь,
Ты же шутки не поймешь!
Щукарь:
Я же не со зла, прости!
Хозяйка;
Ладно, старый, заходи! Проходит со Щукарем на эстраду. К гостям: Проходите, размещайтесь, Развлекайтесь, угощайтесь! Ждет игра вас «Угадайка» -Мандалина, балалайка, Самовар вас ждет и квас, Все имеется для вас!

Казачка (с лотком) :
А вот кому пряники, кому печенье?!
Щукарь:
А сколько стоит твой товар?
Чай сладости не скипидар?!
Казачка:
Мы ничего не продаем –
Мы задаром отдаем!
Как загадку отгадаешь -
Угощенье получаешь!
Казачка:
А здесь дают духовную пищу
И не за рубь, а сразу на тысячу!
Свои стихи и куплеты читают местные поэты!

Выступают литературные объединения. Проводится эстафета частушечников. Аукцион пословиц и поговорок «На Дону пословица не от безделья молвится».

Есаул: .
С атаманом Кашевым
Я бывал повсюду.
И во многих городах
Я дивился чуду!
Йогов в Индии видал,
Эквилибр в Китае,
О таланте земляков
Часто вспоминаю!

Казачка приглашает в зрительный зал на концерт самодеятельного творчества фольклорных коллективов. Звучит музыка.
Ведущие концерта персонажи «Тихого Дона» - Аксинья и Григорий. Программа выстраивается из имеющихся творческих возможностей ДК, района.
Финал.

Атаман:
Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.
На сцену выходят все участники вечера.

Атаман:
– Что казачьей нашей славы -
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню
«Как за Доном за рекой».

Исполняется общая хоровая песня «Как за Доном, за рекой». В фойе продолжается вечер. Работают: пивной бар, «Самоварная команда», «Дегустационный стол».

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


(звучит торжественная музыка)

Ведущий 1:

-Добрый вечер Дамы и Господа.

-Сегодня мы хотим представить такой народ,как «Казаки».Казачество зародилось на

окраинных землях Русского и Польского государствв XV -XVII веках.

Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы,

преимущественно на территории современной Украины и России; впоследствии

расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья,

южного Урала (ныне северный Казахстан), Сибири и Дальнего Востока.

Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа,

нравственности и морали. Казаки -народ, имеющий свою культуру, историю и

память. Казаки всегда служили родной земле -Святой Руси, своему Народу и своему

Государству.Превыше всего в Казачестве всегдабыла Казачья воляинародопрадство.

Вот только некоторые из, заповедей казака:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

Ведущий 1:

У казаков свои обычаи,нравы и традиции.

и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,

сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого

этикета (при появлении старика все должны были встать –казаки при форме

приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

Вторымважным обычаем является почитание женщины,так, как именно женщина

является будущим продолжением рода.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих

народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во

всех войнах России. Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в

период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны:

они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли

высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для

большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их

особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности.

Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую

(во время рассказа о национальных костюмах насцену выходят переодетые

участники, демонстрируя одежду)

Ведущий 1:

У казаков также имеется национальная форма одежды.

У мужчин это:

Шаровары.

Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была

и нательной и выходной одновременно.

В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие

шаровары» (у низовых казаков), портки- шаровары. Они, как правило, заправлялись в

Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в

праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Образ дополняли рубаха,сапоги и головной убор- Папаха.

Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка,

пестряди; с распространением фабричных тканей -из ситца, кумача.

Папаха -барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне называли

папаху клобуком, современное название вошло в употребление позднее, так же как

трухменка или кабардинка.

Сапогов было великое множество -без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по

сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без

каблуков –ичиги.

Ведущий 2:

Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид

набедренной одежды) и передника-завески .

У не замужних девушек лёгкиесарафаны с короткими рукавами.

Обычно цвета таких сарафанов яркие.

Как правило сарафаны шили из шёлка, а рукава из капрона.

Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое.



Похожие статьи
 
Категории