Сценарий мероприятия «Этикет и мы. «Цветок вежливости»

27.06.2019

Татьяна Сапежинская
Сценарий мероприятия «Этикет и мы»

Тема : Этикет и мы .

Цель : проверить уровень знаний в области этикета , пополнить их запас посредствам конкурсной программы.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Приглашаю вас посмотреть познавательную конкурсную программу «Этикет и мы » .

Слово «этикет » - французского происхождения. На одном из пышных приемов короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. Слово «карточка» на французском языке звучит, как «Этикетка » . Отсюда и название «этикет » - правила хорошего поведения.

Я попрошу поприветствовать, наше жури. (Называю Ф. И. О.)

А сейчас приглашаем ребят приятных, опрятных, вежливых, внимательных, в делах обязательных 1-я команда «Спасибо» , 2-я команда «Пожалуйста» .

(Дети выходят и садятся за свои места на сцене .)

1 конкурс «Здравствуй, Этикет »

За правильное выполнение задания 2 б.

В этом конкурсе вам предстоит выбрать слова, которые относятся к слову «этикет » . (Список слов прилагается. Представитель команды зачитывает слова, которые выбрали.)

2 конкурс «Подарочный Этикет »

За лучшие оформление подарка 2 б.

В этом конкурсе вы должны оформить подарок на день Рождения другу или подруге.

(Пока команды выполняют задание, играю с болельщиками)

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочке вложены предметы, которые дети знают.

Задача : угадать, что это за предмет.

3 конкурс «Сигнальные карточки»

За каждый правильный ответ 1 б.

Я буду называть ситуацию а, вы, молча показываете красный сигнальный круг - если не согласны, а зеленый сигнальный круг - если согласны. Ситуации называть буду по очереди командам.

Ситуации :

1. Никогда не делись игрушкой с другом (красная)

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается (зеленая)

3. Злись и завидуй, когда проигрываешь в игру (красная)

4. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно (зеленая)

5. Никогда не уступай. Спорь по пустякам (красная)

6. Умей принять помощь, совет, замечание друга. (зеленая)

7. Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмейся (красная)

8. Решай споры словами, а не кулаками. (зеленая)

4 конкурс «Загадки»

За каждую отгаданную загадку 1 б.

Каждая команда подготавливают заранее по 5 загадок про этикет . Зачитывают загадки сами.

1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

3. Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (Не перебивай)

7. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета ,

Чтоб беседа в гору шла,

Спрашиваем : «Как…» (Дела)

8. Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте…» (Так добры)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали : Браво!

10. Корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем : Будь здорова!

11. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю :. Добрый вечер!

12. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит :. Спокойной ночи!

5 конкурс «Салфетка»

Кто быстрее сложит салфетку по этапам и правильно тому 1 б.

Сложить на скорость салфетку по этапам.

«Игра с залом и командами»

А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета , если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

Жевать с открытым ртом.

Вытереть салфеткой руки.

Громко разговаривать.

Есть с ножа.

Бегать на перемене.

Громко смеяться.

Расталкивать всех в транспорте.

Носить чистую одежду.

Здороваться с учителями.

Благодарить за помощь.

6 конкурс «Застольный этикет »

За правильный ответ 1 б.

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

Ножом и вилкой.

Одной вилкой +

Одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

7 конкурс «Кто быстрее»

Кто справился с заданием быстрее и выполнит все правильно, тому 2 б.

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. (Таблица прилагается) 8 слов

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО

ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП

Игра с залом «Продолжи фразу»

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы :

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо) .

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте) .

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

8 конкурс «Вопрос ответ»

Вопросы задаю по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 б.

1. Кто должен пройти первым : входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание) .

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту : лицом к ним или спиной? (Лицом) .

5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте) .

6. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице : правой или левой? (Правой) .

7. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться) .

8. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет) .

9. Кто должен здороваться первым : старший по возрасту или младший? (Младший) .

10. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце) .

Подведение итогов мероприятия .

Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости ».

г.

Оформлена выставка литературы. Вначале детям в зале раздают листы с четверостишьями.

Звучит музыка.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на

нашей программе по этикету «Уроки вежливости». Вам, конечно,

хорошо известно слово этикет, и сами правила поведения.

Этикет – слово французского происхождения. На дворцовых приёмах у «короля-солнца» Людовика ХIV гостям вручались карточки с написанными на них правилами поведения. От названия карточки этикетки и пошло слово «этикет». Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней, вслед за азбукой и арифметикой, излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и так далее.

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Хорошо воспитанные люди обязательно должны знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде.

Звучит музыка. Выходит клоун Буся

Б уся: О-го-го! Сколько народу! Вот это да! А что это вы тут все делаете? И

меня никто не позвал!

Ведущий: Буся, а разве тебя не учили здороваться с ребятами?

Буся: Не-а, а зачем это я буду здороваться?

Ведущий: А разве тебя не учили знакомиться?

Буся: Вот ещё! Делать мне больше нечего, как знакомиться!

Ведущий: Вот видите, ребята, как нехорошо быть невоспитанным. Давайте

поможем нашей Бусе? Научим её правилам этикета?

Дети: Да!

Ведущий: Давай попробуем ещё раз! Буся, тебе нужно со всеми

поздороваться и познакомиться!

Буся здоровается, но её никто не слышит.

Ведущий: Ну, разве так здороваются? Буся, здороваться нужно, чтобы тебя

все услышали. Попробуй ещё раз.

Буся: Ну ладно, так и быть. Здравствуйте друзья!

Дети: Здравствуйте!

Буся: Меня зовут Буся! Я очень, очень рада, что вы меня научите правилам

Ведущий: Вам преподносит творческий номер вокальная группа «Ника»

Буся: Аплодисменты!

Ведущий: Спасибо большое!

Концертный номер

Ведущий : Ребята, а знаете ли вы, что пригласив гостей к себе домой

необходимо знать несколько правил. Например:

1. Хозяйка обязательно должна развернуть, принесённый подарок, а потом поблагодарить гостей.

2. Если подарили цветы и букет большой, на стол его ставить нецелесообразно. Он будет мешать общаться и занимать много места. Букет нужно поставить в вазу где-то рядом, в комнате.

3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок, вымыть руки, причесаться.

Буся: Ребята, я предлагаю вам разделиться на 2 команды и придумать

каждой команде название.

Буся: Итак, команда …, команда….

Ведущий: Вам нужно будет поднимать руку и правильно отвечать на

Буся: Ну что, готовы?

Дети: Да!

Ведущий: 1. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Просто кивнуть)

Буся: 2 . Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да)

Ведущий: 3 . На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Промолчу, с кем не бывает)

Буся: 4 . Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал)

Ведущий: 5. Если тебе принесли подарок завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (Да, развернуть и поблагодарить того, кто его подарил)

Буся: 6 . Можно ли перебивать говорящего? (Нет)

Ведущий : 7 . Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с

незнакомым тебе человеком, приостановился. Нужно ли

здороваться тебе? (Да)

Буся : 8 . Можно ли наклонять тарелку с супом? (Если есть необходимость,

от себя)

Ведущий: Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся, а где-то и совпадают. Я надеюсь, вы запомнили правильные ответы? А ты, Буся, всё усвоила?

Буся: И я всё усвоила, постараюсь ничего не забыть!

Ведущий: Для вас выступает трио вокальной группы «Ника»

Буся: Ребята, мне нужна ваша помощь. Из каждой команды мне нужно по 2

человека.

Выбираем мальчика и девочку.

Представьте случай, что вы пришли в гости вместе.

Покажите мне, пожалуйста, как нужно девочку усадить за стол.

Начинает команда …

Звучит музыка.

Молодцы. Ну, что команда …, готовы?

Звучит музыка.

Пара (мальчик и девочка) инсценируют рассказ ведущего.

Ведущий: А знаете ли вы, что кавалер, приглашая даму на танец, должен слегка поклониться ей со словами: «Позвольте вас пригласить». Однако прежде, ему следует убедиться, что его костюм в полном порядке и все пуговицы пиджака застёгнуты.

Если даму сопровождают другие лица (брат, отец, мать, подруга), то кавалеру следует сначала поклониться им или спросить: «Позвольте пригласить вашу даму, подругу, дочь на танец?».

Сделав приглашение, кавалер либо пропускает даму вперёд, чтобы последовать за ней на танцплощадку, или, если не очень тесно, предлагает ей руку.

После танца, кавалер обязан проводить свою партнёршу к её

столу и поблагодарить за танец.

Буся: Друзья, скажите мне, а вот вы такие все умные, да? А бегать то вы умеете? Мне нужно по 6 человек из каждой команды. На нашем стенде у нас есть 3 картинки, на первой изображена школа, на второй лес, пикник, а на третьей день рождение вашего друга. Ещё у нас есть одежда (раздаёт каждой из команд стопку с листами, перевёрнутую надписями вниз, на которых написана одежда). Ребята, вам, под весёлую музыку, поочереди, нужно развесить одежду, под каждой картинкой. А какую одежду и куда можно надевать – решать вам! Готовы? Поехали!

Звучит музыка. Игра.

Ведущий: Я считаю, что с заданием справились все! Буся, теперь тебе

понятно, как хорошо в жизни применять правила этикета?

Буся: Да! Теперь мне всё понятно!

Ведущий: А вам ребята?

Дети: Да!

Буся: Ребята, а давайте сыграем в мою любимую игру. Я буду кидать свой

мяч, а тому, кто его поймает, нужно будет зачитать своё

четверостишье.

Звучит музыка.

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Постоишь и не растаешь.

Здесь ничем сорить не надо –

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он – поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

Сначала ты договорись,

Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,

Чтобы выглядеть парадно.

Ты оделся, расчесался…

Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,

Не должно его быть жалко.

Если вас не пригласили,

Не врывайтесь в гости силой.

Не забудь ботинки снять,

Дома в них нельзя гулять.

Не шали и не кусайся,

Без причин не обижайся.

Не ломай столы и мебель,

Где б в гостях, мой друг, ты не был.

Будь воспитанным и скромным,

По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку

И бросать под стол картошку.

Ты обулся, куртку взял,

А «До свидания» сказал?

Звучит музыка.

Ведущий: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы, ребята,

узнали много нового и интересного.

Буся: И я буду стараться применять правила этикета в школе, на улице,

дома, в гостях!

Ведущий: Мы желаем вам всего самого хорошего!

Буся: До новых встреч!

Реквизит.

1. четверостишья

4. 3 картинки (школа, лес, день рожденье друга)

8. 2 стопки с листами, на которых написана различная одежда (одинаковые)

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь –

Постоишь и не растаешь.

Здесь ничем сорить не надо –

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он – поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

Сначала ты договорись,

Потом уж в гости соберись.

Одеваемся нарядно,

Чтобы выглядеть парадно.

КРОССОВКИ

СПОРТИВНОЕ ТРИКО

РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ

СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ

Наталья Панкова
«Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы

Познакомить детей с понятием этикет и с правилами этикета ;

Показать детям важную роль вежливых слов в жизни людей и побуждать детей употреблять в речи вежливые слова ;

Развивать у детей коммуникативные качества, понимание разнообразных вопросов и умение отгадывать загадки;

Ход занятия:

Знают взрослые и дети :

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами

Мы идём по свету с вами!

Волшебными словами называют вежливые слова . Какие вежливые слова вы знаете ?

(спасибо, пожалуйста, прости, извини, здравствуй, до свидания, доброе утро, вечер, день, спокойной ночи)

Спасибо, молодцы! А почему люди называют вежливые слова волшебными словами! Ответьте, пожалуйста!

(потому что вежливые слова делают людей добрее)

-Правильно ! Волшебные слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться друг к другу. Вспомните, пожалуйста, одно из самых добрых и хороших слов в нашей жизни. Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья.

Верно! Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать. Давайте и мы с вами поздороваемся.

Упражнение «Я здороваюсь везде» .

Я здороваюсь везде :

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй день.

Мне здороваться не лень.

А какие ещё слова можно говорить при встрече? Послушайте стихотворение и скажите их.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу –

Кузнецу, ткачу, врачу –

«С добрым утром!» - говорю,

«Добрый день» кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Какие вежливые слова вы услышали ? А теперь скажите мне, как правильно нужно здороваться ? (нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова) . Когда к вам обращаются вежливо , что вы испытываете? (удовольствие, радость) если к вам обратились грубо - что происходит с вами? (обижаюсь, грущу) а чтобы нам с вами не загрустить, мы споём песню.

Песня «Здравствуй, небо на рассвете!»

А сейчас я загадаю загадку ещё об одном важном волшебном слове. Слушайте внимательно и догадайтесь, какое это слово.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех :

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Так какое же это слово? А вспомните случаи, когда нужно говорить «спасибо» .

(ответы детей )

Но бывает так, что иногда мы можем кого-то обидеть, толкнуть или сделать больно. Бывает, что мы это сделали не нарочно, нечаянно и чтобы на нас не обижались, мы тоже говорим волшебное слово. Какое, вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Попал я в дедушку мячом

И закричал : «Я ни при чём!»

Но, досчитав до тридцати,

Сказал : «Ну, дедушка (прости!»)

- Правильно ! Но можно ещё сказать и «извините, пожалуйста» . Сейчас нам об этом слове расскажет Аня.

Извини меня, котёнок,

Что тебя отогнала!

Я, наверное, спросонок

Ничего не поняла!

Я была спросонок –

Не сердись, котёнок!

И тогда обида куда-то исчезает, на лице появляется улыбка и настроение становится хорошим у обоих. Послушайте какой случай произошёл однажды в одной семье.

Папа разбил драгоценную вазу –

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

Папа смутился, взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

А мама молчит, улыбается даже :

«Мы купим другую, есть лучше в продаже» .

«Простите» , казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

Какое слово помогло папе? А как он его сказал, каким голосом?

Но бывают ситуации, когда даже волшебные слова не помогают. Я сейчас расскажу об одном таком мальчике, а вы скажите, правильно ли поступает мальчик и что нужно было ему сделать.

Был вежлив этот мальчик

И, право , очень «мил» ,

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил –

«Спасибо» говорил.

- Правильно ли поступает мальчик? А что нужно было ему сделать, если он хотел поиграть в мячик? Как надо просить, кто мне покажет?

А теперь встаньте в кружок и поиграем с мячиком в игру «Волшебное слово» . Правила простые . Мы по кругу передаём мячик со словами :

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!

У кого останется мячик в руках после этих слов, тот говорит любое волшебное слово.

Игра «Волшебное слово» .

А теперь настала пора послушать частушки о правилах поведения .

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – 3 струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Мы артисты молодые –

Можем застесняться.

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Закричал : «Какой позор!»

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова –

Причесала языком.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодку смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Тётя Зина попросила

Слазить Мишу на чердак,

Извините, тетя Зина,

Я вам вовсе не батрак.

А у нас в группе есть такие дети ? Надеюсь, что нет и не будет! Сейчас я проверю, знаете ли вы волшебные слова.

Ситуации :

Приходя в группу надо говорить…

Сломал игрушку товарищу…

Когда садимся кушать, то всем говорим…

Тебя угостили конфетой…

Перед сном нужно всем пожелать…

Проснувшись, говорим…

Если обидел кого-нибудь…

(детей , которые отгадали слова вызывать к себе для следующей игры)

Сейчас поиграем в игру «Цветик- семицветик » . (на лепестках написаны загадки. Дети должны выбрать любой лепесток и отгадать загадку. Если дети затрудняются, то остальные помогают)

Игра «Цветик- семицветик

Задания :

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была –

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова… (извините) .

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо) .

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте) .

Когда нас ругают за шалости,

Говорим мы (простите, пожалуйста) .

И во Франции и в Дании

На прощание говорят (до свидания) .

Замечательно, молодцы. Вы все так хорошо знаете волшебные слова. Мы, взрослые, верим и надеемся, что эти волшебные слова всегда будут с вами! И я хочу вам пожелать, чтобы вы были всегда вежливыми , чтобы никого не обижали, а если всё же кого-то нечаянно обидели, то всегда не стеснялись просить прощения. И тогда вас все будут любить, хвалить и с вами захотят дружить. И никогда не будьте похожими на ослика из стихотворения.

Был ослик очень вежливый , воспитанный он был,

Всем улыбался, кланялся и «здравствуй» говорил,

Потом он отходил на шаг и в сторону бубнил,

Что заяц – трус, тюлень – тюфяк,

Что лев – дурак, а слон – толстяк…

Ни разу слова доброго он не сказал ни про кого,

И я прошу тебя, дружок, не будь похожим на него.

Все изученные сегодня правила - это правила этикета . А сейчас заканчивая наше занятие, знакомство с этикетом, мы споём песню, которая так и называется : «Что такое этикет?»

Песня «Что такое этикет?»

А чтобы вы никогда не забывали эти волшебные слова, я подарю вам волшебный цветок доброты и вежливости – цветик- семицветик , на котором записаны эти важные слова. И если вдруг вы забудете какое-нибудь из них , то попросите взрослых вам их прочитать и пусть они всегда будут с вами.

Использованная литература :

Журнал «Музыкальный руководитель»

-«Игры и занятия по развитию дошкольников» Москва 2007г. авторы : Петрова Т. И., Петрова Е. С.

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.

Азбука этикета. Тематический вечер (сценарий)/ Сост. Л.Д. Якубинская / Полтавская центральная библиотека КУ «Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района». – р.п. Полтавка, Омская область, 2012.

Казённое учреждение

«Центр культуры и искусства Полтавского муниципального района»

Полтавская центральная библиотека

Азбука этикета

(тематический вечер)

р.п. Полтавка

Ведущий 1;
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие «этикет», а также о некоторых правилах поведения в современном обществе.
Этикет - он не виньетка

И не стильненький костюм,

В нём и жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Он всегда и всюду нужен

Нам на жизненной тропе.

С этикетом если дружен,

Будут рады тебе все.
Слово «этикет» - французского происхождения на одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения.

От французского название карточки - «этикетка» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих народов мира. Этикет - результат опыта многих поколений. Правила, которые вырабатывало человечество, является международными, они в целом едины во всех странах, хотя и имеют свои национальные особенности.
Ведущий 2: Этикет - это форма отношения к другому человеку, правило поведения человека среди людей. Общепринятый этикет помогает в общении всем людям. Только овладев его основами, можно смело отправляться в путешествие по жизни.
Ведущий 1: Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадёте впросак, оказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не надо, достаточно понять их смысл.

Правила поведения человека в обществе, хорошие манеры - это не досужий вымысел изощренного ума, они вырабатывались веками и продиктованы заботой о человеке.
- Чистоту, красоту мы у древних берём,

Сказки, саги из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий.
- Именно добром продиктовано одно простое правило этикета: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим, оскорблять их эстетические, нравственные чувства. Где бы человек не находился, он не может вести себя так, как ему заблагорассудится, должен считаться с другими людьми.
Ведущий 2: Обладать хорошими манерами не так уж сложно, не трудно здороваться с людьми при встрече.

Проснувшись утром и встретившись с родными, вы обязательно должны поздороваться. Но от того, как вы произнесете: «Доброе утро!», будет зависеть настроение ваших домочадцев.

Выйдя на улицу, вы встречаете друзей, знакомых. Начинать говорить свое приветствие следует не раньше того, как вы приблизились друг к другу на два метра. Когда вы заходите в школу, обязательно поздоровайтесь с гардеробщицей, одноклассниками и, конечно же, с учителями. Здороваясь с взрослыми, лучше всего употреблять общепринятые в этих случаях фразы: «Добрый день!», «Доброе утро!»
Ведущий 1 ; Так приятно быть вежливым, приветливым, благорасположенным к людям.

а сейчас давайте проведём небольшую игровую разминку.

- Игра такая: Я говорю вам первую часть пословицы или поговорки, а вы, дорогие друзья, по очереди её заканчиваете.


  • С поклону голова...........(не заболит).

  • От вежливых слов язык......... .(не отсохнет).

  • Честное слово и буйную голову........... .(смиряет).

  • В чужом доме не будь приметлив, а будь........ .(приветлив).

  • Где посадят, там сиди, а где не велят.............. ...(там не гляди).

  • Говорить не думая, что стрелять .............................(не целясь).

  • Учись доброму, так худое.........................................(на ум не пойдёт).

Ведущий 2: Здороваться при встрече принято во всём мире. Каких только жестов не придумали жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга!

Следующий наш конкурс называется «Жест приветствий». Команды по очереди называют известные им приветствия. Ведущий добавляет ответы, которые не были названы: (пожать руку, обняться и расцеловаться в обе щеки; потереться носами, снять шляпу, скрестить руки на груди и склонить голову; поклониться, поднеся правую руку к груди, ко лбу, затем к губам и сердцу; дотронуться до рук, плеч, одежды друг друга; с улыбкой похлопать по плечу).
Ведущий 1: Придворные учёные написали книгу «Этикет». В ней они и определили для начала две главные вещи: что нужно говорить и что нужно делать в самых разных ситуациях. С тех пор прошло много времени, и этикет охватил все стороны жизни.

Мы предлагаем вашему вниманию выдержки из современных правил этикета.
Правила этикета

1. Человеку, с которым вы здороваетесь, надо смотреть в глаза дружелюбно и приветливо. Если вы не видите лица человека, надо повернуть голову на его голос.

2. Входящий первым здоровается с присутствующими.

3. Придя в гости, прежде всего, здороваются с хозяйкой дома, затем - с хозяином, потом - с остальными.
Ведущий 2: - Как мы выглядим? Этот вопрос задаёт себе каждый из нас. Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке, провожают по уму».

Вежливый, воспитанный, человек всегда подумает о том, чтобы его внешний вид был приятен окружающим.

Представим себе человека с прекрасным лицом, и неряшливо, безвкусно одетого.

Можно ли назвать такого человека совершенным? (Ответы).

Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма.

Главное требование - опрятность.

Все вы видели чучело огородное - в рваной одежде и шляпе набекрень? Неслучайно людей неряшливых, небрежных так и называют - «чучело огородное».

Согласитесь, ведь приятно смотреть на человека, если он в чистой обуви, и выглаженной одежде, аккуратно причёсан.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А. П. Чехов.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем вашему вниманию викторину, посвящённую правилам этикета в современном обществе.
Викторина «Современный этикет»

Вопросы:


  1. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость? (Не следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснить с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, не ведающего, что это такое.)
2 . Употребимо ли обращение «дядя» или «тётя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники.)

3 . Прилично ли есть или пить на улице? (Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны.)

4 . Можно ли интересоваться у собеседника его денежными доходами? (Уважающий себя и собеседника человек, никогда не спросит о чьих бы то ни было, доходах и о своих говорить не станет.)

5 . Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки, и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала, и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.)

6 . Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «Извините», «Скажите, пожалуйста» и т. д.)
Ведущий 2: Одним из важных элементов культуры человека является владение правилами речевого этикета. В формировании нашего образа в глазах собеседника очень большую роль играют то, как мы разговариваем. С воспитанным и вежливым человеком приятно иметь дело. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он может понять другого человека, посочувствовать, помочь ему.

Вежливыми словами мы проявляем своё отношение к окружающим нас людям.

Так обидно бывает, когда тебе отвечают резко, грубо, и, наоборот - на душе становится теплее, когда знакомые и незнакомые тебе люди обращаются к вам мягко, тактично, уважительно. Ведь приятно слышать слова «пожалуйста», «благодарю вас», «простите» и т.д.

Постарайтесь чаще говорить людям добрые, вежливые, хорошие слова.
Ведущий 1: Правила этикета предназначены еще для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Но если вы все- таки оказались в неловкой, смешной ситуации, нужно посмотреть на нее как бы со стороны и... посмеяться над собой первым. Смеяться над собой гораздо менее обидно, чем выслушивать насмешки окружающих. Часто неловкие ситуации возникают из-за несдержанной речи. Оказавшись в такой ситуации, необходимо просто извиниться.

Мелкие конфузы не требуют слезных оправданий: такое поведение может еще больше испортить положение. Обычно короткое «простите» решает проблему. Даже если кто-то вас серьезно обидит, это не повод при всех выяснять отношения. Скандал не только унижает вас обоих, но и ставит в неловкое положение окружающих.
Ведущий 2: Поговорим о поведении на улице.

Двигаясь по улице в необходимом нам темпе нужно стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице не сорит, не плюёт, не показывает пальцем, не кричит на детей, не ходит по газонам, не бросает огрызки, не щелкает семечки.

А за распитие спиртных напитков в общественных местах вы можете быть подвергнуты административному наказанию.

На ходу не следует есть. Лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у киоска или сидя на лавочке.
Ведущий 1:

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т. д.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего воспитания.

По улице никогда нельзя ходить вчетвером. Общество же из 5 человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не остается в одиночестве.
Ведущий 2: Очень важно раз и навсегда избавиться от вредных привычек. Одна из них - ОПОЗДАНИЕ. Куда бы вы ни шли - на учебу, на свидание, в гости - вы должны всегда приходить вовремя. А если у вас это никак не получается, то сделайте своим девизом поговорку «Точность - вежливость королей». Надо раз и навсегда решить, что отныне приходить везде вовремя имеет для вас первостепенное значение.

Другая, не только вредная, но и опасная привычка, как - КУРЕНИЕ. Нынче в моде здоровый образ жизни. Курение не только запрещено в общественных местах, но и порицается общественностью. Выкуривая сигарету в присутствии других людей, вы не только наносите непоправимый вред своему здоровью, но и портите здоровье окружающих.

Курящая девушка, как показали статистические исследования, в глазах мужчины выглядит более вульгарной и более доступной, чем некурящая.

Можно привести еще множество причин, по которым следует отказаться от у этой привычки. Поэтому вместо сигареты - положите в рот мятный леденец.

Общепринято, что мужчина курит на улице, хотя по строгим правилам хорошего тона этого следовало бы избежать. Но если у вас попросили прикурить, вежливее будет протянуть спичку, а не дымящую сигарету.
Ведущий 1: Мы с вами живём в век больших скоростей. Ходить пешком, безусловно, полезно для здоровья. Но из-за больших расстояний нам часто приходит на помощь общественный транспорт.

В транспорте действуют те же правила вежливости, что и везде. Здесь нас так же, как и на улице, окружают незнакомые люди.

Сейчас мы рассмотрим несколько правил поведения в общественном транспорте.

Каким общественным транспортом пользуетесь вы? (ответы).
Правила:

1. Ни за что не станете изо всех сил втискиваться в салон автобуса, чтобы успеть занять сидячее место. Пусть на таких местах сидят пожилые люди или молодые мамы с малышами. Именно их пропускают вперёд при посадке.

2. Войдя в салон, сразу пройди в его середину, (для чего) чтобы облегчить посадку тем, кто заходит следом за тобой.

3. Невежливо стоять у выхода, загораживая его, если ты не собираешься выходить.

4. Если вам уступили место, (в каком случае вы можете сесть) ты можешь сесть только в том случае, если рядом не стоят женщины с тяжёлыми сумками, бабушки.

5. Если ты наступил кому-то на ногу, сразу же извинись, очень вежливо и любезно.

6. А теперь представьте, что на ногу наступили вам? Что вы сделаете?

7. Если ты покупаешь билет у водителя, приготовь деньги заранее, чтобы не задерживать отправку автобуса.

8. Если вы едете в набитом битком людьми общественном транспорте, как вы будете себя вести? Неприлично, находясь в общественном транспорте, битком набитом людьми, пытаться отвоевать себе пространство, пихая соседей локтями или сумкой. Локти в таких случаях должны быть прижаты к телу. Постарайся не наступать людям на ноги, не опирайся на стоящего рядом человека. Держись руками за поручни или спинки кресел, чтобы на поворотах не заваливаться на других пассажиров.

9. Постарайся в транспорте не чихать и не кашлять. Если же никак не можешь сдержаться, обязательно прикрывай нос и рот носовым платком или ладонью.
Ведущий 2: Правила поведения в такси:

Правила хорошего тона требуют, чтобы садящийся в такси пассажир обязательно должен поздороваться. Таким образом, на время пути в салоне установится доброжелательная атмосфера. Если водитель чрезмерно разговорчивый, а вам не хочется разговаривать с водителем, можно отвечать на вопросы по возможности кратко, односложно, и он сам догадается, что ему следует замолчать.

На переднее сиденье, рядом с водителем, садятся в том случае, если на заднем не хватило места. Но такие правила существуют только в России. В других странах мира садиться рядом с водителем вообще не принято.

А вот ещё одно очень важное правило, невыполнение которого может привести к самым трагическим последствиям: нельзя отвлекать водителя посторонними разговорами и просьбами, потому что он должен следить за дорогой.
Ведущий 1: Как вы проводите свое свободное время? (ответы). Кто из вас ходит в кино, на концерты, в музеи? А кто, ребята, из вас знает, как вести себя на концерте, в кинотеатре, в музее?

Кинотеатр

Сейчас мы не очень часто ходим в кино, потому что у многих дома есть видеоаппаратура. Но иногда это очень даже здорово - сходить в кино на нашумевший фильм в компании друзей или с лучшим другом (подругой).
Правила:

1. Опаздывать крайне невежливо, потому что ты мешаешь смотреть другим и сам не узнаешь, что было в начале. Если всё же придётся побеспокоить сидящих, то извинись, и пройди к своему месту лицом к зрителям, но ни в коем случае не наоборот.


  1. Если мимо вас проходят, можно встать и пропустить.

  2. Сидения кресла постарайся опускать бесшумно. Вставая, придерживай сидение рукой. Не занимай оба подлокотника сразу.

  3. Впереди сидящему человеку вряд ли понравится, если ты облокотишься на спинку его кресла или упрёшься внеё ногами.

  4. Если тебе не нравится кино, воздержись от разговоров и сиди молча.

Ведущий 2 : Придя в музей или на выставку, оставь в гардеробе все свои сумки и пакеты они будут тебе мешать. Кроме того, ты можешь случайно задеть какую-нибудь витрину или экспозицию и что-то повредить. А ведь в музее выставляют веши уникальные, существующие только в единственном экземпляре. Повреждение не всегда можно исправить, а это значит, что музей лишится ценного, а возможно и бесценного, экспоната.

В музее не принято просматривать всю экспозицию за считанные минуты. Только неторопливый, спокойный осмотр залов или выставок запомнится надолго, и принесёт свои результаты.

Вы обратили внимание на то, что в музее очень тихо? Постарайся не нарушать эту тишину, ходи по залу так, чтобы не беспокоить окружающих. Не вставай слишком близко к картинам, скульптурам и не становись перед другими посетителями, осматривающими экспонаты. Не показывай пальцем и тем более не трогай: ничего руками.

Если экскурсию проводил работник музея, не забудь поблагодарить его перед уходом.
Ведущий 1: Концерт

Как нужно вести себя на концерте?

На концерте допустимо, что аплодисменты сопровождаются криками, свистом, топаньем так как на концерте обстановка свободная, непринужденная, крики и свист воспринимаются как выражение восторга - и поэтому никто не сочтёт тебя невоспитанным.
Ведущий 2: Понятие об этикете очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли. Поэтому говорить о нем можно бесконечно. Запомните главное правило человеческого общения: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» и очень ценится в этикете улыбка. Так давайте же чаще улыбаться друг другу.
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы поговорили с вами об этикете - своеобразном своде правил общения между людьми. Каждый волен сам, выбирать - соблюдать его требования или не соблюдать. Но если вы хотите производить на людей приятное впечатление, без знания правил хорошего тона вам не обойтись. И мы надеемся, что наша беседа помогла вам найти ответы на множество вопросов, которые могут возникнуть в процессе общения.
Ведущий 2: Всякой встрече грозит расставанье.

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать: «До свидания!»,

Чтобы «Здравствуйте!» снова сказать.
Ведущий 1: Как бы ни было в жизни нам туго.

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.
Сейчас мы говорим вам вежливое «До свидания!». Это означает, что встреча была для нас приятной.
Литература:
1. Гусева, Е.Н. Учим правила хорошего тона / Е.Н. Гусева // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 5. - С. 100-102.

2. Камычек, Я. Поведение в общественных местах / Я. Камычек // Вежливость на каждый день. - 1975, С. 10-37.

3. Горобченко, Э.Н. Умей себя вести / Э.Н. Горобченко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 6. – С. 82-83.

4. Малашенко, О.В. Азбука этикета] / О.В. Малашенко // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 7. – С. 108-109.
Сценарий подготовила: Якубинская Л.Д., библиотекарь юношеского абонемента ПЦБ



Похожие статьи
 
Категории