Семиструнная 7 гитара русская гитара настройка. Настройка семиструнной гитары

01.07.2020

Была одним из самых популярных инструментов, как высших, так и низших кругов общества. Ее звуки можно было услышать не только на окраинах рабочих рядов, но и в великосветском салоне. Очень жаль, но все реже можно заслышать ее волшебные звуки, несмотря на то, что игра на ней доставляет не меньше удовольствия, чем дарит шестиструнная гитара.

Многие, кому достался этот инструмент от отцов или дедов, не прочь освоить хотя бы начальные аккорды, разучить пару песен, которыми можно будет радовать близких и друзей. Далеко не все знают, как настроить семиструнную гитару самостоятельно. Как и любой инструмент, этот имеет свои особенности, которые следует учитывать, если дело доходит до начала освоения азов музыки и игры. Известно несколько способов, как настроить семиструнную гитару, чтобы звук был чистым и приятным.

Учимся самостоятельной настройке

Один из самых известных способов – настройка гитары под голос. Для этого типа достаточно будет последующего изучения начальных аккордов. Однако большинство предпочитает настраивать инструмент по камертону.

Несмотря на указанные выше способы, как среди новичков, так и среди любителей, можно встретить иной вид настройки, о котором пойдет речь дальше, а именно – как настроить семиструнную гитару на слух.

Сама история этого инструмента насчитывает немало времени, ведь русская, или, как ее еще называют, цыганская гитара, известна с 18-го века. Ходит много легенд относительно того, кто именно стал пропагандировать использование инструмента. Чаще всего встречается имя А.О.Сихра. Именно он, как гласит история, изобрел эту гитару. Она аккомпанирует при некоторых видах классической музыки, авторских песнях, русских романсах, которые, как ни странно, довольно популярны несколько последних лет.

Известными музыкантами, предпочитавшими данный инструмент, были Ю.И.Визбор, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий и другие. История сохранила немало таких имен.

Многие долго учатся и изучают то, как настроить семиструнную гитару на слух. Это не так сложно, как может показаться, конечно, если человек обладает природными данными.

  • Самая тонкая первая струна настраивается по камертону – Ля. Это значит, что, зажимая струну на 7-м ладу, звук был идентичен с эталонным «Ля». Используя колок, направляя его то в одну, то в другую сторону, ослабляя и натягивая, следует добиться идеального сочетания звука.
  • Настрой гитары семиструнной осуществляется далее так: прижимается вторая струна на 3-м ладу. Ее звук, в свою очередь, совпадает точь-в-точь с не зажатой первой. Использовать колок придется каждый раз при подборе определенного звучания для струны. Учтите это во время настройки.
  • Во время того, как настрой гитары семиструнной «добрался» до 3-й струны, важно добиться ее унисона на 4-м ладу с не прижатой 2-й.
  • По такому принципу происходит настойка и остальных струн. Четвертая на 5-м ладу издает такой же звук, как свободная 3-я.
  • Пятая, прижатая на 3-м ладу, идентична свободной 4-й.
  • Шестая струна 3-го лада издает одинаковый звук со свободной пятой.
  • Что касается седьмой, то и тут действует такое правило: на 3-м ладу она идентична не зажатой шестой.

Возможно, это покажется сложным действием, однако для тех, кто хотя бы раз держал в руках гитару и имеет слух, это будет вполне простой настройкой. И даже в том случае, если будущий музыкант не имеет опыта, не следует огорчаться. Можно воспользоваться либо другим способом, как, например, настроить семиструнную гитару в Интернете через микрофон, либо сделать еще одну попытку.

Пользуемся помощью интернета

Многие не знают, но существуют и семиструнные гитары в рок-музыке. Среди них наиболее заметны такие исполнители, как «Korn» и бывший участник «Limp Bizkit». Что касается настройки такого типа гитары, то первые шесть ее струн звучат, как у испанской шестиструнной, а заключительная – на 5-м ладу, как свободная 6-я.

Те, кто имеет техническую возможность и могут настроить семиструнную гитару в Интернете через микрофон, можно сказать, счастливые люди. Ведь нет ничего проще, чем зайти на специализированный сайт, которых в сети достаточно много, подключить микрофон к компьютеру и приступить к настройке.

Используя тюнер (небольшое устройство, помогающее добиться правильных красивых звуков для музыкальных инструментов), довольно легко довести звучание семиструнной гитары до идеального. Чтобы не ошибиться во время настройки, как программки, так и интернет-странички предлагают прослушать правильное звучание, совместить получившуюся «мелодию» и довести инструмент до нужного звучания. Нельзя забывать, что гитара – «живой» инструмент и время от времени желательно проверять его настрой, который может сбиваться.

Как настроить семиструнную гитару стандартным способом

Прежде чем настраивать семиструнную гитару ознакомимся с названиями струн на инструменте. Первая (самая тонкая) струна (D) ре первой октавы. Следующие три струны настраиваются в малой октаве: вторая струна (H) си, третья струна (G) соль и четвёртая струна (D) ре. Далее струны, настраиваемые в большой октаве, как и предыдущие три струны имеют те же названия, но звучат на октаву ниже. Пятая струна (H) си, шестая струна (G) соль и седьмая струна гитары (D) ре. Желательно настраивать гитару по камертону, в этом случае звук инструмента будет более красивым по тембру. Это связано, прежде всего со струнами, рассчитанными на определённое натяжение конкретного строя гитары. Можно настроит гитару по тюнеру , где так же описывается как настроить семиструнную гитару по звукам тюнера шестиструнного строя. Не маловажную роль в красоте тембра играет и дека гитары так же рассчитанная на определённые струны. Барды часто настраивают инструмент в соответствии со своим голосом, и звук гитары получается тусклым. Владимир Высоцкий настраивал свою гитару на тон, а иногда на полтора тона ниже. Правильная настройка начинается с первой струны, которая настраивается по камертону ля (A-440). Зажатая на седьмом ладу первая струна должна звучать в унисон с камертоном. Если у Вас нет камертона, попробуйте настроить первую струну по гудку домашнего телефона – он звучит чуть ниже камертона. Вторая струна (си) прижатая на третьем ладу должна быть в унисон с первой открытой струной. Желательно при настройке натягивать струну, а не опускать её. В этом случае наш слух более восприимчив, а при отсутствии опыта в настройке гитары это не маловажный факт. Так же при настройке надо сначала ударить по уже настроенной струне и слушая её звук подтягивать настраиваемую, а не наоборот. Третья струна (соль) прижатая на четвёртом ладу настраивается в унисон со второй открытой струной. Четвёртая струна (ре) прижатая на пятом ладу настраивается в унисон с третьей открытой струной. Далее всё повторяется: пятая струна (си) прижатая на третьем соответствует открытой четвёртой струне, Шестая (соль)зажатая на четвёртом ладу настраивается по пятой открытой и седьмая струна (ре) настраивается по шестой открытой струне. Итак, у нас получился строй семиструнной гитары: D; G; H; D; G; H; D.

Теперь чтобы легче было запомнить процесс настройки семиструнной гитары, обратимся к схеме:

1-я струна ре по камертону на VII ладу.

2-я струна си прижатая на III ладу по 1ой открытой.

3-я струна соль прижатая на IV ладу по второй открытой струне.

4-я струна ре прижатая на V ладу по третьей открытой.

5-я струна си прижатая на III ладу по четвёртой открытой.

6-я струна соль прижатая на IV ладу по пятой открытой.

7-я струна ре прижатая на V ладу по шестой открытой.

Приветствую читателей нашего сайта!
Сегодня хотелось бы обсудить с Вами тему семиструнных электрогитар . Часто начинающие гитаристы задают вопросы, о том для чего нужны такие гитары, как они звучат, какой у них строй и многое другое.
Прежде всего, следует отметить, что шестиструнные и семиструнные гитары конструктивно практически не отличаются. Добавляется одна струна и из-за этого расширяется гриф. Всё остальное идентично. Чаще всего на таких инструментах в качестве звукоснимателей используются активные и пассивные хамбакеры . На некоторых экземплярах используется фиксированный бридж, а в других машинки типа Floyd Rose .

Семиструнная электрогитара ESP

К классическому строю шестиструнной гитары Ми[E]-Си[H]-Соль[G]-Ре[D]-Ля[A]-Ми[E] добавляется ещё одна басовая струна Си[H]. Но строй для семиструнной гитары можно использовать разный в зависимости от музыкальных задач, и об этом на нашем сайте будет отдельная статья.

Семиструнные гитары используются особенно активно в тяжёлых стилях музыки таких, как death metal, nu-metal, metacore и т.д. Производители стараются делать их звук плотным, тяжёлым, монолитным. Много эпитетов можно подобрать, но лучше послушать этот звук самим, и ниже будет представлено демо-видео.

Я бы хотел отметить тот факт, что на семиструнной гитаре Вы можете играть и не самую брутальную музыку, а, например, хард-рок и каких-то неудобств или ограничений Вы не почувствуете. Наоборот возможности гитары расширяются с добавлением седьмой струны.

Но если Вы задумались о покупке такой гитары, определитесь чётко, нужен ли Вам именно такой инструмент.

Зайдите в музыкальный магазин вашего города, попробуйте поиграть на семиструнках, послушайте их звук и сделайте выводы.

Очень многие известные фирмы, производящие гитары, представляют в своих модельных линейках семиструнные экземпляры. Среди таких фирм можно выделить следующие: Ibanez , B.C.Rich , Schecter , Carvin , Jackson , ESP и многие другие.

Музыканты многих групп, играющих тяжёлую музыку, используют семиструнные гитары . Одной из наиболее известных является группа Korn. Музыканты этой группы используют гитары фирмы Ibanez.

Гитарист группы Korn

А теперь переедем к самому главному – послушаем, как же звучит семиструнная электрогитара . На видео представлены примеры звучания на чистом звуке, а также с использование

Классическая семиструнная гитара строится по следующему принципу:

Си (большая октава) - пятая струна

Есть еще варианты настройки семиструнной гитары. Сергей Никитин (исполнитель, композитор) использует следующий строй:

Ре (первая октава) - первая струна

Соль (малая октава) - третья струна

Ре (малая октава) - четвертая струна

Соль (большая октава) - шестая струна

Ре (большая октава) - седьмая струна

Вера Матвеева, Булат Окуджава играли на следующем строе:

Ре (первая октава) - первая струна

Си (малая октава) - вторая струна

Соль (малая октава) - третья струна

Ре (малая октава) - четвертая струна

До (малая октава) - пятая струна

Соль (большая октава) - шестая струна

Ре (большая октава) - седьмая струна

Есть также старинный цыганский минорный строй:

Ре (первая октава) - первая струна

Си-бемоль (малая октава) - вторая струна

Соль (малая октава) - третья струна

Ре (малая октава) - четвертая струна

Си-бемоль (большая октава) - пятая струна

Соль (большая октава) - шестая струна

Ре (большая октава) - седьмая струна

Но мы остановимся на классическом строе.

Первую струну настраиваем до звука Ре первой октавы. Вторую, прижатой на третьем ладу, подстраиваем под первую открытую, чтобы звучали в унисон. Третью струну, прижатой на четвертом ладу, - под вторую открытую. Четвертую, прижатой на пятом ладу, - под третью открытую. Пятую, прижатой на третьем ладу, - под четвертую открытую. Шестую, прижатой на четвертом ладу, - под пятую открытую. Седьмую, прижатойна пятом ладу, - под шестую открытую.

Часть 1. Гитарный тюнер

Легко и быстро настроить любую гитару можно с помощью цифрового тюнера. Например, я использую Chromatic Tuner IMT-900 . Вот он:



Принцип обращения с таким тюнером настолько прост, что теперь настроить гитару сможет даже тот, кому медведь наступил не только на ухо, но и на всю голову :) Тюнер крепится к лопатке грифа, снимает с него вибрации звука и показывает на своём экранчике шкалу, стрелочку и звучащую ноту (A, B, C и т.д.)

Часть 2. Настройка гитары

A – Ля-а :)
B – Си-и (то же что H )
C – До-о
D – Ре-е
E – Ми-и
F – Фа-а
G – Со-оль

Стандартный строй русской гитары даёт на открытых струнах аккорд Соль-мажор (G) и получается так:

1-я струна – D (Ре) по камертону
2-я струна – B (Си) на третьем ладу – в унисон с первой
3-я струна – G (Соль) на четвёртом ладу – в унисон со второй
4-я струна – D (Ре) на пятом ладу – в унисон с третьей
5-я струна – B (Си) на третьем ладу – в унисон с четвёртой
6-я струна – G (Соль) на четвёртом ладу – в унисон с пятой
7-я струна – D (Ре) на пятом ладу – в унисон с шестой

Если понизить строй на полтона, то, например, аккорд Ля-минор (Am, 2122Х ) сползёт на один лад ниже, то есть будет браться 3233Х . Если понизить строй гитары на тон ниже, как это часто делал Высоцкий, то Ля-минор (Am ) окажется там, где раньше был Си-минор (Hm ), то есть 43440 . И так далее.

На всякий случай поясню, что означают сии странные числа, например, «сорок три тыщи четыреста сорок» или 43440 :) Так часто записывают аккорды, то есть какую струну на каком ладу зажимать. Порядковый номер цифр в ряду – это струны с первой по пятую (по шестую, по седьмую). То есть первая цифра отвечает за первую струну, вторая – за вторую и т.д. А сама цифра – это номер лада, на котором надо зажимать указанную струну. То есть для записи 43440 (точнее 43440ХХ ) получим такую расшифровку:

4 – первая струна на 4-м ладу
3 – вторая струна на 3-м ладу
4 – третья струна на 4-м ладу
4 – четвёртая струна на 4-м ладу
0 – пятая струна открытая
Х – шестая струна не звучит
Х – седьмая струна тоже не пляшет

Владимир Высоцкий в самом начале своей творческой жизни играл на стандартном строе, а в середине и в конце настраивал гитару преимущественно на тон-полтора ниже. Но можно встретить у него строй и на два тона ниже (например, запись в Останкино, январь 1980), и даже на два с половиной (!) тона ниже (например, выступление в ДК Коммуны, март 1980).

Почему на семиструнке принято понижать строй, мы поговорим в следующей главе, а пока, на всякий случай, я приведу раскладки строя от стандартного до пониженного на два с половиной тона.

(первая по счёту буква соответствует первой, самой тонкой струне)

Русский строй для 7-струнки:

Стандартный строй: D B G D B G D строй Соль или (0)

На полтона ниже: C# A# F# C# A# F# C# строй Фа-диез или (–0.5)

На тон ниже: C A F C A F C строй Фа или (–1)

На полтора тона ниже: B G# E B G# E B строй Ми или (–1.5)

На два тона ниже: A# G D# A# G D# A# строй Ре-диез или (–2)

На два с половиной тона ниже: A F# D A F# D A строй Ре или (–2.5)

Испанский строй для 6-струнки:

Стандартный строй: E B G D A E
На полтона ниже: D# A# F# C# G# D#
На тон ниже: D A F C G D
На полтора тона ниже: C# G# E B F# C#
На два тона ниже: C G D# A# F C
На два с половиной тона ниже: B F# D A E B



Похожие статьи
 
Категории