Сергей танеев краткая биография. Сергей Танеев: биография, интересные факты, видео, творчество

16.07.2019

«В нравственном отношении эта личность есть безусловное совершенство», – так говорил о своем ученике Сергее Ивановиче Танееве. Но не только человеческие качества Танеева восхищали его знаменитого учителя – его композиторский талант Петр Ильич тоже ценил высоко. Однако, Чайковский полагал, что музыке Танеева нелегко будет найти путь к широкой публике – ведь она завораживает не столько непосредственностью эмоционального выражения, сколько дивной уравновешенностью, рациональностью. Именно в такой музыке могла отразиться личность композитора, который был и теоретиком-музыковедом, и педагогом, и исследователем фольклора. Его труды посвящены самой интеллектуальной разновидности музыки – полифонии. Эрудиция Танеева охватывала и философию, и историю, и естественные науки.

Танеев происходил из старинного дворянского рода. Сергей Иванович появился на свет во Владимире. Отец его – помещик – был образованным человеком, он окончил три факультета Московского университета. Владея несколькими иностранными языками, он требовал того же от детей. Играя на фортепиано, гитаре, скрипке и флейте, он приобщал сыновей к музицированию, Сергей Танеев начал обучаться фортепианной игре в пятилетнем возрасте. В этом ему некоторое время помогала дочь друга семьи Мария Александровна Миропольская, которая была на восемь лет его старше, но вскоре, после смерти своего отца, она вместе с матерью уехала в Москву. Сергей встретился с нею четыре года спустя, когда Танеевы тоже переехали в Москву. Благодаря Марии Александровне юный музыкант познакомился с Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который увидел в нем незаурядную пианистическую и композиторскую одаренность и посоветовал учиться в консерватории. Туда дозволялось поступать только с четырнадцати лет, но в виде исключения десятилетний Танеев был принят.

В консерватории Танеев обучался фортепианной игре у ассистента , затем – у него самого, а его наставником в области сочинения стал Чайковский. За годы учебы Танеев написал множество произведений, среди которых были хоровые сочинения, романсы, квартет, увертюры. Он окончил консерваторию в 1875 . как композитор и как пианист, с золотой медалью, став первым в ее истории выпускником, удостоенным такой награды. В том же году он вместе с Рубинштейном путешествовал по Греции и Италии, по возвращении из-за границы гастролировал по городам Российской империи, исполняя сочинения , а также свои собственные. В следующем году Танеев поехал во Францию. Организовать концертные выступления не удалось, но время не пропало даром: он познакомился с французскими композиторами, соприкоснулся с европейской культурной жизнью. Под впечатлением от этой поездки композитор составил для себя план расширения кругозора – и следовал ему много лет, планомерно изучая не только теорию музыки, но и историю, философию, становясь постепенно разносторонне образованным человеком.

Танееву было двадцать два года, когда он начал преподавать в Московской консерватории. Поначалу он преподавал инструментовку и гармонию, а позднее – музыкальную форму и контрапункт, последние дисциплины были особенно близки ему. За время педагогической деятельности Танеева у него было множество учеников, и среди них немало композиторов, ставших впоследствии великими.

Создавая музыку, Танеев стремился к классической стройности формы. Большое значение он придавал полифонии. Одним из первых – и высших его достижений в этой области стала кантата «Иоанн Дамаскин», впервые прозвучавшая в 1884 г. Важное место в творческом наследии Танеева занимает хоровая музыка, в которой ощущается подлинное величие. То же самое можно сказать и о его единственной опере – «Орестее», которая стоит особняком в русской оперной литературе, напоминая ораторию. Стремление Танеева к органичному синтезу русских интонаций и европейских музыкальных форм очень ярко проявилось в до-минорной Симфонии. Работал он и в области камерно-инструментального ансамбля – примечательно, что Танеев-пианист нередко выступал как ансамблист.

Перу Танеева принадлежат не только музыкальные произведения, но и музыковедческие труды, самый значительный из которых – «Подвижной контрапункт строгого письма». Немало внимания уделял он исследованию фольклора, записывая и обрабатывая русские и украинские песни, а его книга «О музыке горских татар» стала первым исследованием, посвященным кавказскому фольклору (материал для этого исследования Сергей Иванович собирал сам во время путешествия на Кавказ в 1885 г.).

Сергей Иванович Танеев ушел из жизни в 1915 г., простудившись на похоронах Скрябина.

Имя Танеева носят музыкальные школы в Москве, Владимире и Звенигороде, музыкальный колледж в Калуге, улицы во Владимире, Клину, Волгограде и Воронеже, концертный зал во Владимире.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Танеев Сергей Иванович (1856-1915) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И. И.Танеева. В 1875 окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист (в 1876 совершил концертное турне совместно с Л. С. Ауэром по городам Центральной и Южной России, впоследствии играл с Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем. с «Чешским квартетом», в фортепьянных дуэтах с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом и др.). Первый исполнитель многих фортепьянных произведений Чайковского, участвовал в исполнении собственных сочинений (в России и за рубежом). В 1878-1905 деятельность Танеева была неразрывно связана с Московской консерваторией (с 1881 профессор), где он вёл классы гармонии, инструментовки, а также фортепьяно (1881-1888), свободного сочинения (композиции, 1883-1888), контрапункта и фуги (полифонии), музыкальной формы (с 1897), в 1885-1889 директор. В 1905, в знак протеста против консервативных методов руководства и реакционного произвола дирекции, Танеев демонстративно покинул консерваторию, куда, несмотря на просьбы профессоров и студентов, больше не возвратился. Однако Танеев продолжал заниматься с учениками (безвозмездно, частным образом). Он оставался видной фигурой в музыкальной жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906), одним из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе Пречистенских курсов для рабочих, ряда концертных организаций. Большое внимание уделял Танеев изучению музыкального фольклора. В 1880-х гг. записал от А. А. Гатцука и обработал 27 украинских песен, позднее гармонизовал 8 малорусских песен из собрания Н. А. Янчука, во время путешествия по Сванетии (1885) записал много песен и инструментальных наигрышей народов Северного Кавказа. Ему принадлежит первое историко-теоретическое исследование фольклора народов Кавказа ([О музыке горских татар], «Вестник Европы», 1886, кн. 1, с. 94-98).

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства 20 века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. Полифония приобрела особое значение в произведениях Танеева, однако увлечение сложными полифоническими приёмами приводило порой к рационализму, рассудочности. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, напремер, его единственная опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу, 1894) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Особое значение в творчестве Танеева приобрели камерно-инструментальные произведения (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке). Он явился одним из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Он возродил популярный в отечественной музыке 17-18 вв. жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал Танеев интонационному единству цикла. Этот музыкально-драматургический принцип в значительной мере связан с монотематизмом и воплощён прежде всего в 4-й симфонии, а также в ряде камерно-инструментальных ансамблей.

Велик вклад Танеева - учёного в развитие музыкальной теории. Он создал уникальный труд - «Подвижный контрапункт строгого письма» (1889-1906) и его продолжение - «Учение о каноне» (конец 1890-х гг. - 1915).

Большое историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (А. К. Глазунов назвал его «мировым учителем»). Он боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Танеев создал композиторскую школу, а также воспитал много музыковедов, дирижёров, пианистов (в фортепьянной педагогике Танеев явился продолжателем традиций Н. Г. Рубинштейна). Среди учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский.

Серге́й Ива́нович Тане́ев (25 ноября 1856, Владимир - 19 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Младший брат писателя В. И. Танеева.

Родился в городе Владимире в 1856 году. Его отец увлекался литературой, писал пьесы, был эрудированным человеком, также являлся магистром словесности и музыкантом-любителем. Мать играла на фортепиано, неплохо рисовала. В семье Танееевых было шестеро детей, трое из которых умерли. Сергей был младших ребенком из тех, что остались. Танеевы жилы скромно, но старались изо всех сил дать детям достойное образование и хорошо их воспитать. К ним нередко захаживали известные деятели искусства.

В 1866 году Танеевы перебрались в Москву. Сергей поступил там в гимназию, а заодно и в Московскую консерваторию. Девять лет Сергей учился в консерватории, где сначала посещал класс фортепиано, изучал теорию музыки у Э. Лангера. Рубинштейн высоко отзывался о юном Танееве. Сергей закончил консерваторию с золотой медалью. После этого он отправился в Париж. 4-5 часов в день он посвящал игре на фортепиано, а всё остальное время гулял по городу. Бывал он часто в гостях у Полины Виардо, там же он познакомился с Тургеневым, с писателем Флобером, композитором Гуно. Был в гостях он и у Сен-Санса, где исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского. Кстати, в Париже Танеев продолжал переписываться с самим Чайковским. Во французской столице юный музыкант провел восемь месяцев.

В 1878 году он начал преподавать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность очень увлекла Сергея. Он работал в консерватории вплоть до 1905 года. С 1881 года он стал профессором консерватории, а пост директора этого заведения занял в 1885 году и пробыл на нем до 1889 г. Танеев сдружился со Львом Толстым. Их роднила любовь к шахматам. После смерти же Чайковского Танеев счел возможным завершить его вокальный концерт «Ромео и Джульетта», фортепианный концерт, пьесу «Экспромт» и некоторые другие сочинения.

В 1905 году Танеев ушел из консерватории, протестуя против их методов руководства. Несмотря на то, что студенты и профессора просили его вернуться, он ушел навсегда. Однако Танеев продолжал обучать учеников частным образом. Концерт приносили Танееву неплохие гонорары, а потому он не брал плату с учеников за занятия. Его жена Пелагея вела абсолютно всё хозяйство. И называла она своего супруга «малым дитям».

Танеев являлся одним из основателей и преподавателей «Народной консерватории». Сергея также знали как энтузиаста-фольклориста. Он сделал обработки 27-ми украинских песен, гармонизовал несколько малорусских песен. В 1883 году он путешествовал по Грузии, после чего написал исследование «О музыке горских татар». Танеев развивал много музыкальных теорий, он создал поистине уникальный труд «Подвижный контрапункт строгого письма». Продолжением работы было «Учение о каноне». К концу своей жизни он продолжал интенсивно работать. В 1915 году, после похода на похороны А. Скрябина, Танеев сильно заболел. Болезнь дала осложнение на сердце, поэтому врач порекомендовал Сергею уехать в более спокойное место. Пианист перебрался в деревню Дютьково, где умер 6 июня 1915 года, не оправившись от простуды.

И стория музыки знает примеры того, как талантливый музыкант по труднообъяснимым причинам оказывается в тени своих современников. Выдающийся русский композитор, пианист, педагог Сергей Иванович Танеев словно затенен двумя яркими фигурами - своего учителя Чайковского и своего ученика Рахманинова. Его творческие поиски шли в противовес общим тенденциям: слушатели хотели бурных романтических всплесков, а он предлагал интеллектуальную красоту. Может быть, это тот случай, когда талант опережает запросы эпохи?..

«Поверил я алгеброй гармонию»

Всем знакомы слова, которые вложил Пушкин в уста Сальери : «Поверил я алгеброй гармонию» . Поскольку изначально симпатии читателя принадлежат Моцарту, а рефлексии его коллеги кажутся морально сомнительными, никто и не задумывается о пользе алгебры для музыканта.

Но вот мы открываем объемный том с загадочным названием «Подвижной контрапункт строгого письма». Автор - Сергей Танеев. Наличие нотных примеров подсказывает нам: это книга о музыке. Вдруг мы замечаем фразу «алгебраическая сумма», путаемся в формулах… Все сомнения разрешает Леонардо да Винчи , чьи слова Танеев сделал эпиграфом к своей книге: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения» .

Во многом благодаря «математическим формулам» композитор и ученый Сергей Иванович Танеев смог раскрыть секреты мастерства композиторов прошлых эпох. А также приоткрыл одну из тайн моцартовской гениальности. Но об этом чуть позже. Пока нужно узнать больше о самом Танееве. Для чего профессор Танеев постоянно решал задачи? Почему его называли «музыкальной совестью Москвы»?

Альма-матер

Сергей Иванович Танеев родился в 1856 году во Владимире. Его отец был очень образованным человеком. Настоящей страстью скромного чиновника Ивана Танеева была музыка. В этом его поддерживал младший сын Сережа. Отец радовался музыкальности мальчика, но решение о консерваторском образовании сына далось ему непросто. Сам Николай Рубинштейн, выдающийся пианист, настаивал на том, чтобы девятилетний Сережа Танеев начал занятия в консерватории. Отец сдался.

Педагогами юного музыканта стали Николай Григорьевич Рубинштейн, у которого он занимался как пианист, и Петр Ильич Чайковский , обучавший его композиции («свободному сочинению»). Еще в студенческие годы Танеев-пианист начинает выступать. А Танеев-композитор пробует свои силы в самом сложном жанре: он пишет симфонию.

Танеев Сергей Иванович (1865-1915), композитор, пианист. Фотопортрет в возрасте 10 лет, фас, погрудный, коричневый фон. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Сергей Танеев. Нотное издание. Подвижной контрапункт строгого письма. - Лейпциг. 1909. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Фотография: goskatalog.ru

Танеев, Сергей Иванович (1856-1915), композитор. Портрет 1880-х гг., фас, погрудный. С автографом: «Петру Ильичу Чайковскому от искренне любящего его ученика С. Танеева. Москва 12 марта 86». Фотокопия с фото. Фотография: goskatalog.ru

В 1875 году Сергей Иванович с блеском оканчивает консерваторию и первым в ее истории получает большую золотую медаль. Самостоятельная творческая жизнь музыканта начинается с сольных выступлений и многочасовых занятий за роялем.

И в исполнительстве, и в сочинении музыки Танеев был очень требовательным к себе. Когда хвалили какое-то его произведение, он показывал солидную тетрадь черновиков. С эскизов начинались лучшие его сочинения - лирико-философские кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884) и «По прочтении псалма» (1915), драматическая Симфония до минор (1898), вдохновенный и романтичный фортепианный Квинтет (1911). Работа над некоторыми партитурами затягивалась на годы. Но изредка, из азарта, Танеев мог написать романс минут за двадцать.

Наставник, профессор, директор

Сергей Иванович начал рано преподавать. В 21 год он был приглашен в Московскую консерваторию . Танеев вел теоретические дисциплины (гармонию, полифонию, музыкальные формы), композицию, в также класс фортепиано. Став профессором, Танеев не изменил своей привычке учиться. Он с увлечением погружается в решение хитроумных контрапунктических задач.

Контрапункт (или полифония) - это искусство сочетания нескольких голосов в музыкальном произведении. Причем между этими голосами установлены паритетные отношения: каждый из них выразителен. Танеев искал логические закономерности в подобных сочетаниях. И нашел.

Он изучил множество полифонических партитур XVI–XVIII веков, сам написал огромное количество контрапунктов. Все «секретные коды» исследователь перевел на язык элементарных алгебраических приемов. Пользуясь ими, и студенты, и профессионалы могут получить множество комбинаций исходного варианта сочетания голосов.

Сам Танеев всю жизнь помнил своих учителей. И его ученики были столь же благодарными. Вот лишь некоторые из них: Сергей Рахманинов , Александр Скрябин , Николай Метнер, Константин Игумнов. Это ярчайшие имена отечественной культуры.

В течение четырех лет (1885–1889) Сергей Танеев был директором Московской консерватории. В тот период все студенты стали в какой-то степени его учениками. Он заботился о стипендиях, об удобных аудиториях для занятий.

В сентябре 1905 года из-за конфликта с новым директором Василием Сафоновым Танеев покинул любимую консерваторию. 249 учащихся обратились к нему с просьбой вернуться: Танеев был для них символом консерватории, которую они любили. Но решение Сергея Ивановича было окончательным.

«Привлечь к себе людей…»

Его справедливо называли «музыкальной совестью Москвы». В этом неофициальном звании отражены многие стороны личности Танеева. Это и ответственное отношение к профессиональным обязанностям, и принципиальность в решении сложных вопросов. Танеев заслужил почетное звание умением честно и корректно высказаться о творчестве коллег, готовностью похлопотать о судьбе молодого таланта.

Покинув консерваторию, он не оставил преподавание. О встречах с ним очень тепло вспоминает Сергей Прокофьев . Он пришел к нему впервые в 11 лет и был встречен не только похвалой, добрым советом, но и шоколадкой.

Фотооткрытка. Танеев, Сергей Иванович (1856-1915). Русск. композитор, проф. Моск. Консерв. и директор с 1885-1889 г. Портрет. 3/4 влево, погрудный. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотокопия. Танеев Сергей Иванович на даче у своих друзей Масловых - фото группа. С.И. стоит слева второй. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотооткрытка. Танеев, Сергей Иванович (1856-1915). Русск. композитор, проф. Моск. Консерв. и директор с 1885-1889 г. Сидит в лесу. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Фотокопия. Танеев Сергей Иванович (1856-1915). Композитор, пианист, портр., 3/4, влево, погрудный. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Фотография: goskatalog.ru

Композитор Александр Гречанинов, вспоминая о Танееве, говорил, что иногда было достаточно одного его присутствия: «Просто постоишь и порадуешься, что он тут, за делом, и уже довольный и этим уйдешь утешенный и ободренный» .

Людей, утешенных и ободренных Сергеем Ивановичем, было много, но сам он боялся одиночества. После смерти матери Танеев записал в своем дневнике: «Надо побольше и получше писать, чтобы сочинениями своими привлечь к себе людей, которые, может быть, и старость мою сделают менее одинокой» .

Учиться у Моцарта

Конечно, не боязнь одиночества определяла творческую работу музыканта. Он был заражен вирусом творчества. Это заставляло его в каждом труде - будь то сочинение симфонии или исследование фольклора - быть честным, дотошным. Из-за того, что был Танеев человеком исключительно скромным, многие его открытия до сих пор не оценены в полной мере.

В одном из писем к Чайковскому он пишет:

«Без вдохновения нет творчества. Но не надо забывать, что в моменты творчества человеческий мозг не создает нечто совершенно новое, а только комбинирует то, что в нем уже есть, что он приобрел путем привычки. Отсюда необходимость образования как пособия творчеству».

Это и ответ тем, кто не верил в важность образования, и формулировка важной психологической особенности. А еще в этих строках есть ответ на реплику в духе «А как же Моцарт?» Считается, что он сочинял всё махом, в порыве вдохновенья…

В декабре 1911 года Сергей Танеев приезжает в Зальцбург, на родину Моцарта, чтобы изучить его детские нотные тетради. В них - «скучные» упражнения по контрапункту (полифонии), выполненные маленьким Вольфгангом под руководством отца. Из этих ученических заданий и выросли великолепные контрапункты будущих моцартовских шедевров.

Танеев, профессор (пусть и покинувший консерваторию), зрелый композитор, не стеснялся учиться у Моцарта. Он вообще не стеснялся учиться и работать. Только делал он это без «пота и крови», а с радостью, с воодушевлением. И мы слушаем музыку Сергея Танеева, радуясь и вдохновляясь.

Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» (исполняют хор и оркестр Московской консерватории):

Выпуск программы «Партитуры не горят», посвященный творчеству Сергея Танеева:


Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно священным отношением к искусству.

Л. Сабанеев


В русской музыке рубежа веков Сергей Иваанович Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Главное дело жизни Сергея Танеева - композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев — новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод «профессорской учености», сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к Баху, Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.



Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 году он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником двух крупнейших деятелей музыкальной России Чайковского и Рубинштейна . Блестящее окончание консерватории в 1875 году (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. После окончания консерватории Сергей Танеев отправился в Париж, чтобы познакомиться с памятниками искусства и архитектуры и цветом творческой интеллигенции Европы. Там он снял небольшую комнатку с фортепиано недалеко от кинотеатра «Одеон». 4—5 часов в день Танеевпосвящал фортепианной игре, а остальное время — прогулкам по городу.

Каждый четверг Танеев бывал в гостях у Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым (знаменитому писателю в это время было 58 лет, а Танееву — всего 20), композитором Гуно, писателем Флобером. Бывал Танеев дома у Сен-Санса, где исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского, и на домашнем вечере у Клэра, исполнив концерт Моцарта. Однако такие выступления не считались публичными. Танеев полагал, что должен вернуться домой музыкантом с настоящим большим репертуаром, и до того с публичными выступлениями нужно повременить.

В Париже Танеев прожил восемь месяцев. Последний из них он целиком посвятил осмотру и изучению музея в Лувре. Когда он уезжал, в его записной книжке значилось интересное замечание: «Когда я поеду в следующий раз за границу, я хочу тогда быть: а) пианистом, б) композитором, с) образованным человеком».



С 1878 Танеев стал работать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность поглотила его, в консерватории он проработал до 1905 года. Сергей Танеев добивался повышения профессионального уровня студентов, создал композиторскую школу и воспитал многих музыковедов, дирижеров и пианистов. С 1881 года Танеев стал профессором, в 1885—1889 годах был директором консерватории. Затем он передал эти обязанности своему преемнику Сафонову, а сам сосредоточился на преподавательской деятельности.

Несколько летних месяцев в 1895 и 1896 годах Танеев провел у Льва Толстого в Ясной Поляне , там он жил и работал в специально отведенном флигеле. Кроме страсти ко взаимному общению, у Танеева и Толстого было общее увлечение шахматами. Условия поединков были такими: если проигрывал композитор, он должен был что-то исполнить на рояле, если Толстой, то он читал вслух какое-нибудь свое произведение. Дружеские отношения композитора и писателя не прерывались и зимой: Танеев часто посещал Толстых в их московском доме в Хамовниках, катался с писателем в саду на коньках.

Танеев был дружен с Чайковским. Петр Ильич говорил о Танееве : «Это лучший контрапунктист в России, да не знаю, найдется ли такой на Западе» После смерти Чайковского Танеев завершил его вокальный дуэт «Ромео и Джульетта», Третий фортепианный концерт, фортепианную пьесу «Экспромт» .

В 1905 году в знак протеста против консервативных методов руководства Танеев покинул консерваторию, и несмотря на просьбу профессоров и студентов, он туда так и не вернулся. Римский-Корсаков, узнав об уходе Танеева из консерватории, прислал ему сочувственную телеграмму, в которой, однако, воздержался от прямых призывов вернуться.



После ухода из консерватории Танеев продолжал заниматься с учениками безвозмездно, частным образом. Он считал, что оплата мешает строгому отбору учеников. Впрочем, однажды он взял крупную сумму от богатого отца одного из учеников, чтобы тут же передать ее бедному ученику. К этому времени он был очень известным музыкантом. Концерты приносили ему большие гонорары. Дарили Танееву букеты и лавровые венки. Все его хозяйство тогда вела Пелагея Васильевна Чижова, простая женщина, которая сетовала на то, что Сергей Иванович в быту «словно дитя малое».

Танеев был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год), одним из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе пречистенских курсов для рабочих. Известен он и как большой энтузиаст-фольклорист. Он сделал обработки 27 украинских песен, гармонизировал 8 малорусских песен из собрания Н. Янчука. В 1885 году он предпринял путешествие по Сванетии (горная Грузия) после которого написал музыкальное исследование «О музыке горских татар».



Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Но излишнее увлечение полифонией приводило порой к рационализму, излишней рассудочности. Его единственная опера, трилогия «Орестея» по античному сюжету Эсхила (1894), посвящена философско-нравственной тематике. Особое значение в творчестве Танеева имели камерные произведения — трио, квартеты, квинтеты и другие произведения. По сути, он возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII веков жанр — хоры a capella, написав более 40 хоров.

Танеев развил многие музыкальные теории, создал уникальный труд «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889— 1906) и его продолжение «Учение о каноне» (конец 90-х—1915).



В последние годы жизни Танеев переживал, что мало написал произведений, рождённых вдохновением, хотя писал много и интенсивно. С 1905 по 1915 год он написал несколько хоровых и вокальных циклов, камерно-инструментальных произведений. Но чувствовал себя одиноким: один за другим уходили из жизни его ученики и друзья. Умерла и «простая душа» Пелагея Чижова. 14 апреля 1915 года скончался А. Скрябин. Похороны пианиста и композитора проходили в холодную, сырую погоду. Сергей Танеев пришел на прощание с другом легко одетым, сильно простудился, и болезнь дала осложнение на сердце. По настоянию врача он переехал в свое имение в деревню Дютько-во. Так и не оправившись от простуды, Танеев умер 6 июня 1915 года. В 1937 году останки композитора перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.



Похожие статьи
 
Категории