Сергей владимирович образцов. Сергей образцов Сергей образцов как артист 8 букв

17.07.2019

Страница:

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922-1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 - Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930-1936 - МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В мое время порядочные люди не пускали антисемита на порог. (руководителям Украины и Киева)

Образцов Сергей Владимирович

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.

Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976-1984, с 1984 - почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Образцов был создателем и руководителем театра кукол, которому позже было присвоено его имя. Он также коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция - самая большая в России и одна из самых больших в мире.

Биография

Сергей Владимирович Образцов родился 22 июня (5 июля) 1901 года в Москве. Отец его, В. Н. Образцов был инженером-железнодорожником (впоследствии - академик АН СССР), мать - учительницей. Между 1922 и 1931 годом он работал с Вл. И. Немировичем-Данченко в Московском Художественном Театре, сначала как актёр.

В 1920 году впервые начинает выступления с театральными куклами. К середине 1930-х годов приобретает известность как эстрадный артист, ставящий номера с куклами в пародийном стиле «романсов с куклами». В этот период он также поставил несколько кукольных спектаклей в стиле водевиль. В 1931 году он создал в Москве центральный театр кукол. С 1935 года вел педагогическую работу, с 1973 года был профессором ГИТИСа. С 1976 по 1984 президент Международного Союза кукольников (с 1984 года - почётный президент) и Совета центра этой организации (с 1958 года).

Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10). Рядом с театром его имени в 2006 году установлен памятник.

С 2012 году один из теплоходов 305 проекта московского речного пароходства носит имя Сергей Образцов.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1971)
  • Ленинская премия (1984) - за постановку спектаклей последних лет (Премия за произведения литературы и искусства для детей).
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за выдающиеся достижения в области кукольного театра
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) - за постановку спектаклей для взрослых и детей
  • три ордена Ленина (27.10.1967, 9.7.1971, 3.7.1981)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (2.2.1946, 11.7.1961)
  • медали
  • орден Улыбки (Польша).

Лучшие постановки

Для детей

  • 1935 - «Каштанка» Е. В. Сперанского (по А. П. Чехову)
  • 1936 - «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской
  • 1962 - «В гостях у Чуковского»

Для взрослых

  • 1941 - «Ночь перед рождеством» Е. В. Сперанского (по Н. В. Гоголю)
  • 1946 - «Необыкновенный концерт»
  • 1961 - «Божественная комедия» И. В. Штока
  • 1976 - «Дон Жуан» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова
  • 1976 - «Ноев ковчег» И. В. Штока

Образцов Сергей Владимирович

Выдающийся театральный деятель, актёр и режиссёр.

Заслуженный артист РСФСР (1935).
Народный артист РСФСР (1947).
Народный артист СССР (1954).

Герой социалистического Труда (1971), профессор Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (1973), Президент Международного союза кукольников - UNIMA (с 1976 года), Президент советского центра этой организации (с 1958 года), лауреат Государственной премии СССР (1946).

Родился (22 июня) 5 июля 1901 года в Москве.
Его отец - Владимир Николаевич Образцов - академик АН СССР (1939), лауреат Государственных премий СССР (1942, 1943), известный учёный, специалист по эксплуатации железнодорожного транспорта, его именем названа одна из центральных улиц Москвы, на которой находится Московскиий институт инженеров транспорта.

В 1918 году С.В. Образцов становится студентом Высших художественно-театральных мастерских ("Вхутемас"), учеником А.Е. Архипова и В.А. Фаворского, но через несколько лет поступает в Музыкальную Студию Московского Художественного театра, и с 1922 года, он, актёр МХАТа-2, постигает тайны актёрской профессии и режиссуры, играя рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман. С середины 1930-х годов приобретает известность как артист эстрады, создатель пародийного жанра "романсов с куклами". Объектом его пародий становилась пошлость, характерная для исполнения некоторых эстрадных актеров, и обывательское мещанство ("Минуточка", "Мы только знакомы, как странно", "Налей бокал", "Мы сидели с тобой", "Хабанера" и др.

В 1931 году С.В. Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

Актёр-кукловод в спектаклях, поставленных С.В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный аназиз, метод физических действий, Образцов-режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актёром художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом. Режиссёрское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции щирмы и декораций, "анатомии" кукол.

Система режиссёрской, актёрской работы, изложенная С.В. Образцовым в его книгах "Актёр с куклой" (1938), "Моя профессия" (1950) - уникальный документ эпохи. Своё богатейшее литературно-теоретическое наследие он завещал нам также в кигах: "Эстафета искусств", "По ступенькам памяти", "Моя кунсткамера", "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон" (1956), "Театр китайского народа" и др. Все эти книги хранятся в библиотеке театра.

С.В. Образцов - создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда", "Кому он нужен, этот Васька". Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.

Образцов был убеждён в том, что искусство - самый великий дипломат, способный сблизить интересы разных народов, разделённых тысячами километров. Он доказал это всей своей жизнью, являясь выдающимся общественным деятелем, видным учёным - членом-корреспондентом Берлинской Академии искусств (1955).

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: "По щучьему велению" (1936), "Кот в сапогах" (1937), "Волшебная лампа Аладдина" (1940), "Король-Олень" (1943), "Весёлые медвежата" (1945), "Необыкновенный концерт" (1946), "Божественная комедия" (1961), "Дон Жуан" (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.

призы и награды

Ленинская премия (1984) - за постановку спектаклей последних лет (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Сталинская премия второй степени (1946) - за выдающиеся достижения в области кукольного театра

Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) - за постановку спектаклей для взрослых и детей

Три ордена Ленина (27.10.1967, 9.7.1971, 3.7.1981)
Два ордена Трудового Красного Знамени (2.2.1946, 11.7.1961)
Орден Улыбки (Польша)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

Дружба Любови Орловой и Сергея Владимировича Образцова началась еще в 1926 году. Молодой тенор входил в состав комиссии, которая принимала Любу в состав хора и кордебалета Музыкального театра под руководством Немировича-Данченко. С тех пор и до последних ее дней между ними сохранялись очень теплые отношения. Дача Образцова была недалеко от дачи Александрова и Орловой. Сергей Владимирович называл Орлову Любочкой, говорил ей «ты», и очень этим гордился. Обычная человеческая дружба, духовная общность творческих личностей, к тому же у них было много общих воспоминаний. Ведь они начинали в одном театре, играли в одном спектакле «Соломенная шляпка», вместе делали первые шаги в искусстве, а потом каждый пошел своим особенным путем, продолжая с неизменным интересом наблюдать за успехами другого.

Биография

Образцов Сергей Владимирович русский актер, режиссер-кукольник. Создатель всемирно известного театра кукол. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий.

Родился 22 июня (5 июля) 1901 года в Москве, в семье инженера-транспортника, академика Владимира Николаевича Образцова.

Окончил реальное училище. В 1918 году начал учебу в Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС), был учеником А.Е. Архипова и В.А. Фаворского. Через несколько лет поступил в Музыкальную студию Московского Художественного театра под руководством Немирович-Данченко, в котором постигал тайны актерской профессии и режиссуры, играл рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман.

С середины 1930-х годов становится известным как артист эстрады, создатель пародийного жанра «романсов с куклами». «Минуточка», «Налей бокал», «Хабанера», «Мы сидели с тобой»... В этих пародиях он высмеивал обывательское мещанство, пошлость.

В сентябре 1931 года Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. За эти годы он поставил в театре более семидесяти спектаклей для взрослых и детей. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Веселые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и другие спектакли до сих пор не сходят с афиш театров. Он разработал теорию и методику театра кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, драматургов и художников театра кукол, которые и сейчас работают в сотнях театров нашей страны и в десятках стран мира.

Образцов изложил свою систему режиссерской и актерской работы в книгах «Актер с куклой» (1938) и «Моя профессия» (1950). Также он написал книги «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон» (1956) и другие.

Образцов является создателем жанра документального киномонолога. Он создал фильмы «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Кому он нужен, этот Васька», «Невероятная правда». Он был убежден, что искусство - самый великий дипломат, который способен сблизить интересы разных народов, разделенных тысячами километров. Выдающийся общественный деятель, видный ученый, с 1955 года он стал членом-корреспондентом Берлинской академии искусств. Он принадлежал к тем гениям, пытавшимся очеловечить этот поистине «железный двадцатый век».

Должности: Вице-президент Международного союза кукольников (с 1957), президент Советского центра этой организации (с 1958). С 1935 (с перерывами) ведет педагогическую работу (с 1973 профессор в ГИТИСе), член Союза писателей.

Награды: Государственная премия СССР (1946), Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского (1967). Награжден двумя орденами Ленина, двумя другими орденами, а также медалями.

В 1998 году был создан фонд С.В. Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели науки, культуры, ГАЦТК им. С.В. Образцова.


Его «Необыкновенный концерт» был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый посещаемый. Его куклы на сцене были очень живыми, а сами выступления яркими, задорными, местами трогательными. А сам руководитель этого действа Сергей Образцов всю жизнь любил одну женщину, был женат на двух, а самый крепкий брак у него получился с кукольным театром.

Первая любовь


Ему было всего 17 лет, когда он впервые влюбился. Он был студентом и только поступил на работу в детский дом учителем рисования. В этом же детском доме трудилась очень милая преподавательница Софья Семеновна. Почему-то у юного Сергея всегда замирало сердце, если она оказывалась вблизи.


Когда же он увидел ее с руководителем драматического кружка, то не нашел ничего лучшего, как спросить Софью Семеновну о романе с театралом.

Они в то время были вместе с детским домом в лагере в Рузе. Софья с удовольствием прогуливалась с ним вечерами, но вопрос о сопернике не давал покоя молодому учителю рисования. Он был столь застенчив, что вопрос задал не он сам, а его кукла, смешной арапчонок. Он сделал его когда-то собственноручно из папье-маше, надеясь что-нибудь заработать, продав. Но куклой никто не заинтересовался, и негритёнок стал его постоянным спутником. С его помощью он осваивал пение. Когда на занятии нужно было спеть романс, разыграв его сюжет, сам студент спрятался за стул, а кукла артистично и очень живо упирала руки в бока и отдавала команды аккомпаниатору.

Вот и теперь вопрос о романе Сонечки задал смешной негритенок. Соня от вопроса слегка опешила, но ответила, глядя прямо в глаза-бусинки куколки, что ее ничего не связывает с руководителем драмкружка.


Когда они вернулись в Москву, то на балу он решился впервые поцеловать Соню. А вечером рассказал об этом отцу. Отец, человек старой закалки, сказал, что Сергей должен теперь сделать предложение Софье Семеновне. Осенью они стали мужем и женой. Через три года у Образцовых родился сын Алешка. Сергей Владимирович нежно любил своего первенца, готов был на все ради жены и сына.


Он уже работал в Музыкальной студии МХТ и должен был уехать на длительные зарубежные гастроли. Софья Семеновна, зная, насколько чувствителен ее супруг, сказала ему на прощанье, чтоб он не слишком переживал, если у него случится там роман с какой-нибудь юной актрисой. Но разве мог Сергей Владимирович предать ту, которую любил больше жизни? По возвращении он не мог налюбоваться на свою, такую милую и родную супругу.

Но их счастью суждено было быстро закончиться. Софья скончалась сразу же после вторых родов. А Сергей Владимирович остался один, с новорожденной Наташей и четырехлетним Алешкой.

Жизнь продолжается


Он долгое время не мог выбраться из депрессии. Казалось, что его жизнь закончена. От былого счастья осталась только шаль Сони на спинке кресла в опустевшей квартире. Он не верил в то, что когда-нибудь снова сможет стать счастливым.

Но прошло три года после смерти Сонечки, и на гастролях Сергей Владимирович вдруг заметил Ольгу Шаганову. Хрупкую, по-цыгански красивую. Они стали общаться на почве любви к собакам. Для постановки во втором МХАТе, где он теперь работал, понадобилась собака. Образцов купил задорного сеттера Мая. А в другом спектакле участвовала питомица Шагановой – серый дог Муза. Когда МХАТ был на гастролях на Донбассе, они вместе выгуливали своих любимцев в скверике в городе Макеевке. И разместили их на ночлег в одном помещении – в парикмахерской, потому что ни в одну гостиницу или общежитие с собаками заселяться было запрещено. С гастролей они вернулись уже мужем и женой.


Ольга старалась заменить Алешке и Наташеньке маму. У нее всегда хватало времени, тепла и заботы для двоих малышей. Сергей Владимирович Ольгу, несомненно, любил. Но о Соне забыть у него не получалось. Когда ему было грустно, он уходил в кабинет и долго-долго смотрел на Сонечкин портрет, хранившийся у него в бюро.

Он нежно оберегал свою вторую жену Ольгу Александровну, трогательно о ней заботился, но с его грустью по неугасшей любви ей пришлось смириться.

Настоящая любовь



Сам Сергей Владимирович считал, что по-настоящему женат он на своих куклах. Они действительно жили в его руках, а потом и в руках его актеров. Они любили, страдали, грустили. Может быть, только потому, что он вдохнул в них эту жизнь, кукольные спектакли Образцова имели такой огромный успех во всем мире. Билеты на его представления раскупались мгновенно.


«Необыкновенный концерт» был сыгран больше шести тысяч раз и поставлен на театральных подмостках тридцати девяти стран. Зиновий Гердт, который был конферансье в этом спектакле, стал говорить со зрителями на разных языках.


Кадр из "Необыкновенного концерта". / Фото: www.puppet.ru

Сергей Образцов, начинавший когда-то свою трудовую биографию со скромной должности учителя рисования, стал Великим кукольником, которого любила вся страна, слушались куклы и уважали все советские правители. Ему позволялось то, что никогда и никому быть позволено не могло. Но он был такой единственный в стране, с его мнением невозможно было не считаться, а его талант – не почитать. Можно сказать, что равных ему мастеров кукольного жанра нет и поныне.


Кукла, которая когда-то просто помогала ему выражать свои эмоции, чувства, вживаться в роли, вдруг стала его самой большой любовью. Кажется, их судьбы действительно слились воедино, превратившись в самый настоящий брак Великого Мастера и его кукол. Он сам не раз говорил, что у них совместная линия жизни. Куклы стали его жизнью, его семьей, его профессией.


Наверное, именно этот «брак» и стал самым счастливым и самым удачным в его жизни. Он оказался даже сильнее смерти. Ведь Великий кукольник жив и сейчас в своих живых куклах. И жизнь эта будет длиться столько, сколько будут выходить на сцену его очаровательные создания.

Удивительно, но любовь всей своей жизни конферансье "Необыкновенного концерта" обрел именно благодаря этой постановке.



Похожие статьи
 
Категории