Шишкин иван иванович произведения с названиями. История жизни

09.07.2019
Иван Иванович родился в январе, 25 числа (либо 13 числа по старому стилю), в 1832 году. Родной землей для него стал город Елабуга, находившийся в Вятской губернии. Живописец происходил из древнего вятского рода Шишкиных. Отцом Шишкина являлся купец Иван Васильевич Шишкин.

В 12 лет Ивана Ивановича определили в ученики первой казанской гимназии. Однако он, проучившись в ней до 5 класса, принял решение и оставил гимназию. Вместо этого, он поступил в Московское училище зодчества, живописи и ваяния. После окончания учебы в этом заведении, он продолжил обучаться в Академии Художеств в Петербурге: там он был учеником Воробьева С.М. Занятия в Академии не удовлетворяли Шишкина, поэтому он с упорством писал этюды и рисовал на острове Валааме и в окрестностях Петербурга. Благодаря таким занятиям, он все больше проникался знакомством с местными формами, все лучше учился передавать ее с помощью кисти и карандаша. В первый же год обучения в Академии Ивану Ивановичу уже присудили 2 маленькие серебряные медали за превосходный рисунок, в котором он передал пейзаж окрестностей Петербурга. 1858 приносит художнику большую серебряную медаль через вид на Валааме. В 1859 Шишкину присуждена маленькая золотая медаль за рисунок с пейзажем Петербурга. А в 1860 году за вид местности Кукко Иван получает большую золотую медаль.

Вместе с последней наградой Шишкин также получает возможность, с помощью которого он может съездить за границу на правах пенсионера Академии. И вот, в 1861 году живописец отправляется в Мюнхен. Там он посетил мастерские великих художников (таких как Франца и Бенно Адамов, которые пользовались очень большой популярностью у анималистов). В 1863 году Иван переехал в Цюрих. Здесь он под руководством Коллера, который по тем временам считался едва ли не самым лучшим изобразителем животных, писал с тех самых животных натуры, срисовывал их. Именно в Цюрихе пейзажист в первый раз попробовал гравировку “царской водкой”. После Цюриха, следующей целью Ивана стала Женева, где он ознакомился с работами Калама и Диде. Из Женевы Шишкин отправился в Дюссельдорф. Здесь по заказу Н. Быкова он написал картину под названием “Вид в окрестностях Дюссельдорфа”. В будущем эта самая картина была прислана в Петербург. И именно с помощью ее Шишкин получил звание академика. Однако не только живописью занимался Иван Иванович за границей, также он рисовал и пером. Его произведения такого рода приводили иностранцев в большое удивление. Кроме того, несколько таких произведений поместили рядом с рисунками ведущих мастеров Европы в Дюссельдорфском музее.

Иван Иванович скучал по отечеству, поэтому в 1866 году он досрочно, до истечения срока возвращается в Петербург. С этого времени он достаточно часто путешествует по России с художественной целью, практически ежегодно выставляет на показ произведения в академии. После учреждения Товарищества выставок на таких выставках делал рисунки пером. В 1870 Шишкин вступает в кружок аквафортистов и снова гравирует “царской водкой”. Этим искусством с тех пор живописец не пренебрегает и отводит ровно столько же времени, сколько и другим видам своей деятельности. Работы Ивана с каждым годом закрепляли за ним репутацию бесподобного аквафортиста и вообще одного из лучших живописцев нашей страны. В распоряжении Шишкина была усадьба в деревне Выра (сейчас – Ленинградская область, Гатчинский район). 1873 год стал очень важным для художника – “Лесная Глушь” сподвигла академию присудить Шишкину звание профессора. После принятия нового академического устава, Шишкина в 1892 году приглашают в качестве руководителя пейзажной учебной мастерской, однако эта должность недолго лежала у него на плечах. Иван Иванович скончался в марте 1898 года, сидя за своим мольбертом и работая над новым произведением.

Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях.

Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Именно поэтому творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы, именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.

Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Его отец был купцом, культурным человеком. Отец был первым, у кого Ваня нашёл поддержку в своих стремлениях к искусству. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Уже в этот период Шишкин внёс новшество в пейзажный жанр – этюдный подход к предмету изображения, натурное освоение природы. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии.

В течение двух лет художник набирался знаний в Швейцарии, в Германии. Откуда вернулся высоким профессионалом, стал профессором (руководитель пейзажного класса) и членом Товарищества передвижников. Здесь он выпестовал свой взгляд на творчество и определил тематику будущих произведений. Жизнь на чужбине обострила его чувство Родины.

Противоположна по сюжету другая картина художника «СЕСТРОРЕЦКИЙ БОР» (1887). Здесь не чаща, а солнечный свет, пробивающийся сквозь сосны и греющий землю. И снова главные действующие лица в пейзажах Шишкина деревья. В духе своего времени художник поэтизирует их, называя по начальным строкам стихотворения: «Среди долины ровныя…», «На севере диком…».

«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ …» (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина , которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Человек Шишкина прикреплён к земле. Природа выражает музыку человеческой души. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи, и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния.

В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть уносила любимых женщин. У него умерли сыновья. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.

Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой. В мастерской Шишкина работал его ученик Григорий Гуркин. Услышав неестественно громкий вздох, он выглянул из-за холста и увидел учителя, медленно сползающего на бок. Так описывает смерть Ивана Ивановича его племянница. Но живо творчество мастера, в котором звучит «дух и образ великого, могучего пространства», именуемого Россией.

Шишкин Иван Иванович -основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе. В картинах Шишкина подкупает строгая прравдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота. Поэзия шишкинских пейзажей схожа с плавной мелодией народной песни, с течением широкой, полноводной реки.

Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. С юности им владела страсть к живописи, и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:" ... просто поле, лес, реку, - и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды." В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.

На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: "Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры...Природу должно искать во всей ее простоте..."

Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.

Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.

Картины природы у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли "фотографом русской природы", - одни с восторгом, другие, новаторы, с легким презрением, но на самом деле до сих пор они вызывают у зрителей волнение, восхищение. Никто не проходит мимо его полотен равнодушным.

Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.

Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Здесь показан собирательный образ зимнего леса. Картина полна эпического звучания.

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован...сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой...

(Ф. Тютчев)

Картина написана в год смерти художника, он как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Пейзаж был экспонирован на 26-й Передвижной выставке и встретила теплый прием у прогрессивной общественности.

Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.

Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.

"Корабельная роща" - лебединая песня художника. В ней он воспел родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.

Особенно ценно то, что художник сумел проникновенно предать обновленную после дождя природу, дыхание освеженной земли и травы, трепет бегущих облаков.

Жизненная правдивость и поэтическая одухотворенность делают картину "Полдень" произведением большой художественной ценности.

В полотне изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайны просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины.

Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По обочинам ее цветы - сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Приближается страшная гроза. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.

Это излюбленная тема Шишкина - тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной. Солнце мягко освещает пригорок у ручья, верхушки вековых деревьев, оставляя погруженной в тень лесную глушь. Выхватывая из лесного сумрака стволы отдельных сосен, золотистый свет солнца выявляет их стройность и высоту, широкий размах их ветвей. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.

Нотки тонкого народного юмора внося потешные фигуры мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж светел, чист, безмятежно радостен по настроению.

Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.

В этом полотне больше, чем в какой-либо другой картине Шишкина, обнаружилась народность его восприятия природы. В нем художник создал образ большой эпической силы и подлинно монументального звучания.

Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь - от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов, и они тотчас скрывают ее. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.

Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога, с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки.

Картина "Рожь" - это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатство природы, которым она вознаграждает труд человека, - вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.

Художник прекрасно уловил в этюде солнечное освещение, просветы яркого синего неба в контрасте с зеленью дубовой кроны, прозрачные и трепетные тени на стволах старых дубов.

Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю Лермонтова.

В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло. оцепенело. Но на самом краю скалы, отчаянно зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) - известнейший российский живописец, график, который изображал природу во всей её красе. Многообразие работ творца поражает: в его картинах можно найти степные и лесо-степные, хвойные пейзажи не только просторов России, но и других стран. Он популярен как в нашей стране, так и во всем мире.

Иван Шишкин: биография

Этот выдающийся человек родился в семье купца и жил обычной жизнью до школьных лет. Как известно, Шишкин не смог учиться в обычной школе, поэтому бросил её и отправился в художественное училище. Оттуда он поступил в университет в Санкт-Петербурге, где студентов обучали не только живописи, а зодчеству и скульптуре. Такая база очень хорошо повлияла на развитие способностей юного Шишкина. Однако заданий по учебе оказалось мало для художника, и свободное от занятий время он проводил на пленэрах.

Самостоятельная практика Шишкина

Пленэр - это рисование на открытом воздухе. Художники творили прямо на улице, для того чтобы создавать легкие, атмосферные картины, в отличие от идеализированных картин, которые выполнялись в мастерских (с помощью воображения). На пленэры выбирался и Иван Шишкин. Биография этого человека состоит из постоянных путешествий в разные уголки мира, чтобы научиться рисовать разные ландшафты.

Шишкин выходил на прогулки с красками или графическими материалами (карандашами, углем) и писал округу Петербурга. Благодаря этой привычке, юноша быстро повысил свои навыки в изображении форм и деталей.

Вскоре заслуги юного живописца заметили в учебном заведении, и получил множество медалей за эти работы художник Шишкин. Картины становились более реалистичными, и он делал меньше ошибок. Вскоре юноша стал одним из самых известных художников России.

«Полдень в окрестностях Москвы»

Эта картина - очень светлая и яркая. Первое, что бросается в глаза - контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Большую часть картины занимают серые облака. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Ближе всего к зрителю - просторное поле.

Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. По одежде этих людей можно сказать, что они - крестьяне. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку.

«Сосны, освещенные солнцем»

Множество потрясающих работ написал Иван Шишкин. Сосновый бор он любил изображать больше всего. Однако стоит обратить внимание и на другие полотна: они не лишены красоты и порой оказываются гораздо интересней более известных картин.

Сосны - одна из вечных тем в творчестве такого художника, как Шишкин Иван Иванович. В этом пейзаже особенно примечательна игра света и тени. Солнце светит из-за спины художника, по времени это полдень или ближе к вечеру. На переднем плане расположились две высокие сосны. Их стволы настолько сильно тянутся к небу, что не умещаются в картине. Поэтому кроны деревьев начинаются только на середине картины. Хотя стволы не очень старые, на их коре уже вырос мох. От солнца он кажется желтоватым и кое-где серым.

Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Цветовая гамма этой работы - теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко.

«Пейзаж с озером» (1886)

Эта картина - одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Художник предпочитал писать лесную гущу, в отличие от легкой растительности в этой работе.

Первое, что привлекает внимание в этой работе - озеро. Водная гладь написана очень детально, так, что можно разглядеть легкую рябь у самого берега и точные отражения деревьев и кустарников.

Благодаря чистому светло-голубому, а кое-где фиолетовому небу, вода в озере кажется очень чистой. Однако охристые и зеленоватые вкрапления создают впечатление, что это озеро настоящее.

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади. В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях. Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

«Дали»

От картины Шишкина «Дали» веет чем-то загадочным, пейзаж будто теряется в закате. Солнце уже зашло, и мы видим лишь легкую полосу света у горизонта. Справа на переднем плане возвышаются одинокие деревья. Вокруг них много растений. Зелень очень густая, поэтому через кустарники почти не пробивается свет. Ближе к центру полотна расположилась высокая липа, которая наклонилась от тяжести своих ветвей.

Небо, как и на других картинах, занимает большую часть композиции. Небо - самое светлое на полотне. Серо-голубой цвет небосвода переходит в светло-желтый. Разбросанные светлые облака выглядят очень легкими и динамичными. В этом произведении Шишкин Иван Иванович предстает перед нами как романтик и мечтатель.

На переднем плане мы видим небольшое озеро, которое уходит вдаль. В нем отражаются темный камень и выгоревшая охристая и желто-зеленая трава. Вдалеке находятся фиолетовые, серые холмы, не очень высокие, но заметные.

Глядя на картину, наполняешься ощущением грусти и уюта. Такой эффект создается благодаря теплым оттенкам, которые художник Шишкин использовал в своей работе.

Иван Шишкин - один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, поэтому прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. И масляными красками, и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.

Сегодня мы поговорим о самом ярком, талантливом представителе русского искусства, русском пейзажисте, последователе Дюссельдорфской художественной школы, рисовальщике гравюр и аквафортисте Шишкине Иване Ивановиче. Родился гений кисти зимой 1832 года в городе Елабуге в семье знатного купца Ивана Васильевича Шишкина. С детства, проживая на окраине деревни, Иван Шишкин любовался просторами жёлтых полей, широтой зелёных лесов, голубизной озёр и рек. Повзрослев, все эти родные пейзажи не выходили у парня из головы и он решил выучиться на живописца. Как видим, у него это отлично получилось и мастер оставил после себя огромный след в истории русской культуры и живописи. Его гениальные работы настолько натуральны и красивы, что известны не только на его Родине, но и далеко за её пределами.

А сейчас о его работах мы расскажем подробнее:

«Утро в сосновом лесу» (1889)

Эту работу Ивана Шишкина знают все, мастер кисти много рисовал лесные гущи и тропы, но эта картина самая любимая, ведь в композицию вписаны игривые и чудные медвежата, играющие на поляне возле сломанного дерева, которые делают работу доброй и милой. Мало кто знает, что авторами этого полотна было два художника Константин Савицкий (нарисовал медвежат) и Иван Шишкин (изобразил лесной пейзаж), но коллекционер по фамилии Третьяков стёр подпись Савицкого и автором картины считают одного Шишкина.

Кстати, на нашем сайте сайт есть увлекательная статья с очень красивыми . Советуем к просмотру.

«Берёзовая роща» (1878)

Не воплотить на полотне русскую народную красавицу, стройную, высокую берёзу художник просто не мог, поэтому и нарисовал эту работу, где изобразил не одну чёрно-белую красотку, а целую рощу. Лес словно только что проснулся, и поляна наполнилась утренним светом, солнечные лучи играют среди белых стволов, а по извилистой тропке, ведущей в лес прогуливаются прохожие, любуясь красивым утренним пейзажем.

«Ручей в берёзовом лесу» (1883)

Картины Ивана Шишкина по праву можно считать настоящими шедеврами, ведь он так искусно передавал в них все тонкости природы, блики солнечных лучей, породы деревьев и, даже кажется, шум листвы и пение птиц. Вот и это полотно передаёт журчание ручья в берёзовой роще словно ты сам очутился среди этого пейзажа и любуешься этой красотой.

«На севере диком» (1890)

Обожал мастер снежную зиму, поэтому в его коллекции полотен есть и зимние пейзажи. Красавица ель засыпана снегом на диком севере в огромном сугробе, красиво стоит среди зимней пустыни. Когда смотришь на эту зимнюю красоту хочется всё бросить, схватить санки и пуститься со скользкой горки по холодному снегу.

«Мухоморы» (1878-1879)

Посмотрите, как натурально изображены грибы мухоморы на этой картине, как точно переданы цвета и изгибы, словно они вот-вот совсем недалеко от нас стоит лишь протянуть руку. Красавцы мухоморы, ах как жаль, что они такие ядовитые!

«Две женские фигуры» (1880)

Женскую красоту невозможно скрыть от мужского взгляда, а от художника тем более. Вот и живописец Шишкин изобразил на своём полотне две изящные женские фигуры в модных нарядах (красного и чёрного цвета) с зонтами в руках, прогуливающихся по лесной тропинке. Заметно, что у этих очаровательных дам приподнятое настроение, ведь прелесть природы и свежий лесной воздух наверняка к этому располагают.

«Перед грозой» (1884)

Глядя на эту картину, поражает воображение тот факт, что всё это нарисовано по памяти, а не с натуры. Такая точная работа требует от художника много времени и сил, а стихия может разыграться за считаные минуты. Посмотрите сколько здесь оттенков синего и зелёного цвета и как точно изображено настроение приближающейся грозы, что кажется, чувствуешь всю тяжесть влажного воздуха.

Иван Шишкин часто видел данный пейзаж вживую, так как в деревне всё просыпались до рассвета. То, как утренний туман опускался на луга и поля приводило его в полный восторг и изумление, казалось, что молочная река растекается на всей поверхности, окутывая леса и озёра, деревни и все околицы. Небо, земля и вода - три самые главные стихии, гармонично дополняющие друг друга, - вот главная идея картины. Природа словно просыпается от сна и умывается утренней росой, а река снова пускается в свой извилистый путь, достигая глубин, вот что приходит на ум, когда смотришь на эту шишкинскую картину.

«Вид Елабуги» (1861)

Иван Шишкин никогда не забывал откуда он родом и очень любил свой родной край. Именно поэтому он часто рисовал свой родной город Елабуг. Данная картина исполнена в чёрно-белых тонах, и жанре эскиза или этюда, набросанного простым карандашом, казалось бы, несвойственном мастеру кисти, но, как видим, Шишкин рисовал не только маслом и акварелью. TopCafe призывает и вас на забывать места, откуда вы родом, и иногда возвращаться туда.

Каждое природное явление не осталось незамеченным художником, даже лёгкие и пушистые облака, за которыми он обожал наблюдать, а рисовать и подавно. Казалось бы, что могут рассказать вечно плывущие, синие перины, но живописец смог рассказать историю передвижения и жизненного пути сказочно красивых небесных тел.

«Бычок» (1863)

Художник-пейзажист обожал рисовать животных, которых очень любил с самого детства. Этот жанр в искусстве рисования называется «анимализм». Как натурально получился маленький бычок, глядя на это полотно хочется подойти к нему и погладить по спине, но, к сожалению, это всего лишь рисунок.

«Рожь» (1878)

Один из самых известных пейзажей Шишкина после картины «Утро в сосновом лесу». Всё очень просто: летний солнечный день, в поле колосится золотая рожь, а вдалеке видны высокие сосны-великаны, поле разделяет извилистая дорога, ведущая в глубину леса. Пейзаж очень знаком всем, кто родился в деревенской местности, смотря на него, кажется, что ты очутился дома. Красиво, натурально и очень реалистично.

«Крестьянка с коровами» (1873)

Живя в глубинке и видя всё своими глазами, живописец не мог не изобразить всю сложность крестьянской жизни и тяжкого крестьянского труда. Работа нарисована в стиле эскиза чёрно-белым карандашом, что придаёт ей некой давности или древности. Крестьяне издавна были связаны с землёй, скотоводством и ремёслами, но это только возвышает их в наших глазах, а художники помогают нам увидеть всю связь и красоту, изображая красивые и реалистичные картины.

Как мы видим, живописец умел красиво изображать не только любимые лесные пейзажи, но и портреты, которых в его коллекции, к сожалению, почти нет. Эта работа посвящена, я бы сказала, упитанному, румяному итальянскому мальчугану и его пятнистому телёнку. Жаль, что год написания самой работы и дальнейшая её судьба неизвестна.

Само название картины говорит о том, что хотел донести нам художник, видя такие картины вживую, Иван Иванович очень огорчался, ведь он обожал деревья и природу вокруг него. Он был против того, что человек вторгается в природу и крушит всё вокруг себя. Этой работой он пытался достучаться до человечества и остановить жестокий процесс вырубки лесов.

«Стадо под деревьями» (1864)

Мне кажется, что коровы - это самые любимые животные нашего живописца, ведь кроме лесных рощ и опушек, среди его работ, где есть животные встречаются только коровы, правда, не считая мишек на известном полотне, но как мы уже осведомлены их нарисовал другой художник, а не Шишкин. Живя в селе, я часто наблюдала подобную картину, когда стадо коров приходило на обеденную дойку и, дожидаясь своих хозяек, устраивалось поудобнее под разлогими деревьями. Видимо, Иван Шишкин в своё время наблюдал что-то похожее.

«Пейзаж с озером» (1886)

Зачастую у художника преобладают всевозможные оттенки зелёного цвета, но эта работа как исключение из правил, здесь центр пейзажа глубоко-синее, прозрачное озеро. Как по мне, очень красивый и удачный пейзаж с озером, жаль, что реки и озёра Шишкин рисовал очень редко, а как они у него замечательно получались!

«Скалистый берег» (1879)

Кроме своего родного края, любил мастер пейзажей и солнечный Крым, где каждый пейзаж - это настоящий райский уголок. У Шишкина есть целая коллекция картин, написанных на солнечном полуострове под названием Крым. Эта работа очень яркая и живая, здесь очень много света, оттенков и цвета, впрочем, как везде в Крыму.

Как некрасиво звучит это слово и как искусно, и красиво изобразил это природное явление наш мастер пейзажей. В одной работе собраны все оттенки коричневого и тёмно-зелёного (так сказать, болотного) цветов. Пасмурно и тускло, на небе нет ни одного облачка, солнечные лучи не прорезают пространство, и только две одинокие цапли пришли к воде.

«Корабельная роща» (1898)

Последняя и самая большая работа Шишкина заканчивает настоящую эпопею лесных пейзажей всей его жизни, показывающих настоящую богатырскую силу и красоту русской матушки природы. Рисуя лесные просторы, Шишкин пытался возвеличить и показать всем безграничные русские земли - настоящее народное богатство своей родины.

В заключение

Ещё при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса» и понятно почему, ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года. Почему художник рисовал преимущественно лесные рощи непонятно, ведь есть очень много природных картин, но это его выбор, это как когда-то Айвазовский решил для себя рисовать одно только море. Иван Иванович Шишкин заслуженно считается одним из самых талантливых и любимых российских художников, а все его работы исполнены на высшем уровне. Вклад художника в российское искусство поистине колоссальный, безграничный и по-настоящему бесценный.



Похожие статьи
 
Категории