Шолохов краткая биография и творчество. Биография Шолохова кратко

23.06.2020

Михаил Шолохов – величайший писатель 20 века, автор культовых произведений («Тихий Дон», «Поднятая целина»), которые печатались не только на территории СССР, но и в зарубежных странах. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24 по новому стилю) мая 1905 года на севере Ростовской области, в живописной станице Вешенской.

Будущий писатель рос и воспитывался единственным ребенком в семье в небольшом домике в хуторе Кружилинском, в котором проживали разночинец Александр Михайлович Шолохов и его супруга Анастасия Даниловна. Из-за того, что Шолохов-отец трудился по найму и не имел официального заработка, семейство часто путешествовало с место на место.


Анастасия Даниловна – сирота. Ее мать происходила из казачьего рода, а отец был выходцем из крепостных крестьян Черниговской губернии, позже переселился на Дон. В 12-летнем возрасте отправилась служить к некой помещице Поповой и была выдана замуж не по любви, а по расчету за богатого станичного атамана Кузнецова. После того как у женщины родилась мертвая дочь, она сделала неординарный для тех времен поступок – ушла к Шолохову.

Анастасия Даниловна была интересной барышней: она была самобытной и малограмотной, но вместе с этим была наделена от природы острым умом и прозорливостью. Мать писателя научилась читать и писать только тогда, когда сын поступил в гимназию, чтобы самостоятельно писать письма своему чаду, не прибегая к помощи мужа.


Михаил Александрович считался незаконным ребенком (на Дону таких детей называли «нахаленками», и, стоит сказать, их недолюбливали казачьи ребята), первоначально имел фамилию Кузнецов и благодаря этому имел привилегию: получил «казачий» земельный участок. Но после смерти предыдущего супруга Анастасии Даниловны в 1912 году возлюбленные смогли узаконить свои отношения, и Михаил стал Шолоховым - сыном мещанина.

Родина Александра Михайловича – Рязанская губерния, он выходец из богатой династии: его дедушка был купцом третьей гильдии, занимался скупкой зерна. Шолохов-старший трудился скупщиком скота, а также сеял хлеб на казачьих землях. Поэтому денег в семье было достаточно, по крайней мере, будущий писатель и его родители не жили впроголодь.


В 1910 году Шолоховы покинули хутор Кружилинский по причине того, что Александр Михайлович отправился на службу к купцу в станицу Каргинскую, которая находится в Боковском районе Ростовской области. В это же время будущий писатель учился дошкольной грамоте, для этих целей был приглашен домашний учитель Тимофей Мрыхин. Мальчику нравилось корпеть над учебниками, он изучил письмо и научился считать.

Несмотря на прилежание в учебе, Миша был озорником и обожал вместе с соседними мальчишками с утра до вечера играть на улице. Впрочем, детство и юность Шолохова нашли отражение в его рассказах. Он скрупулезно описывал то, что ему приходилось наблюдать, и то, что давало вдохновение и бесконечно приятные воспоминания: поля с золотистой рожью, дуновение прохладного ветерка, запах свежескошенной травы, лазурные берега Дона и многое другое – все это давало подоплеку для творчества.


Михаил Шолохов с родителями

Михаил Александрович поступает в Каргинское приходское училище в 1912 году. Примечательно, что преподавателем юноши был Михаил Григорьевич Копылов, который стал прототипом героя из всемирно известного «Тихого Дона». В 1914-м заболевает воспалением глаз, после чего отправляется на лечение в столицу.

Через три года переводится в богучарскую гимназию для мальчиков. Окончил четыре класса. Во время учебы юноша зачитывался произведениями великих классиков, в особенности обожал труды и .


В 1917 году начали появляться ростки революции. Социалистические идеи , и , которые хотели свергнуть и избавиться от монархического строя, давались крестьянам и рабочим нелегко. Требования большевистского переворота выполнялись отчасти, а жизнь простого обывателя менялась на глазах.

В 1917-м Александр Михайлович стал управляющим паровой мельницы в станице Еланской, что в Ростовской области. В 1920 году семейство переезжает в станицу Каргинскую. Именно там Александр Михайлович скончался в 1925 году.


Что касается революции, то Шолохов участие в ней не принимал. Не был за красных и равнодушно относился к белым. Принял сторону победителя. В 1930 году Шолохов получил партийный билет, стал членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков.

Показал себя с наилучшей стороны: не участвовал в контрреволюционных движениях, от идеологии партии отклонений не имел. Хотя в биографии Шолохова есть «черное пятно», по крайней мере, писатель не опровергал этот факт: в 1922 году Михаил Александрович, будучи налоговым инспектором, был приговорен к расстрелу за превышение должностных полномочий.


Позже наказание сменилось на год обязательных работ благодаря хитрости родителей, которые на суд принесли поддельное свидетельство о рождении, дабы Шолохова судили как несовершеннолетнего. После этого Михаил Александрович хотел стать студентом вновь и получить высшее образование. Но молодого человека не приняли на подготовительные курсы рабфака, так как у него не было соответствующих бумаг. Поэтому судьба будущего лауреата Нобелевской премии сложилась так, что он зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом.

Литература

Заниматься писательством всерьез Михаил Александрович начал в 1923 году, его творческая карьера началась с небольших фельетонов в газете «Юношеская правда». В то время было опубликовано три сатирических рассказа под подписью Мих. Шолохов: «Испытание», «Три», «Ревизор». Рассказ Михаила Шолохова под названием «Зверь» повествует о судьбе продкоммисара Бодягина, который, вернувшись на родину, узнал, что его отец – враг народа. Эта рукопись готовилась к публикации в 1924 году, однако альманах «Молодогвардеец» не счел нужным печатать это произведение на страницах издания.


Поэтому Михаил Александрович стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец». Также публиковался в других комсомольских газетах, куда были отправлены рассказы, вошедшие в цикл «Донских» и сборник «Лазоревая степь». Говоря о творчестве Михаила Александровича Шолохова, нельзя не затронуть роман-эпопею «Тихий Дон», который состоит из четырех томов.

Его нередко сравнивают по значимости с другим произведением русской классики – рукописью «Война и мир». «Тихий Дон» – один из ключевых романов в литературе XX века, который и по сей день является обязательным для чтения в общеобразовательных учреждениях и вузах.


Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Но мало кто знает, что из-за книги, повествующей о жизни донских казаков, Шолохов был обвинен в плагиате. Впрочем, споры о литературном воровстве Михаила Александровича не утихают до сих пор. После выхода в свет «Тихого Дона» (первые два тома, 1928, журнал «Октябрь») в литературных кругах начались дискуссии по поводу проблемы авторства текстов М. А. Шолохова.

Некоторые исследователи, да и просто любители литературы считали, что Михаил Александрович без зазрения совести присвоил себе рукопись, которая была найдена в полевой сумке белого офицера, расстрелянного большевиками. Поговаривают, что поступали анонимные звонки. Некая неизвестная старушка говорила в телефонную трубку редактору газеты А. Серафимовичу, что роман принадлежит ее убитому сыну.


Александр Серафимович на провокации не реагировал и считал, что подобный резонанс произошел из-за зависти: люди не могли понять, как 22-летний автор в мгновение ока обзавелся славой и всеобщим признанием. Журналист и драматург Иосиф Герасимов указывал на то, что Серафимович знал, что «Тихий Дон» принадлежит не Шолохову, однако не захотел подливать масла в огонь. Шолоховед Константин Прийма был уверен, что на самом деле остановка публикации третьего тома была выгодна соратникам Троцкого: народ не должен был знать о реальных событиях, происходивших в Вешенской в 1919 году.

Примечательно, что именитый русский публицист не сомневается в том, что истинный автор «Тихого Дона» – Михаил Шолохов. Дмитрий Львович считает, что прием, положенный в основу романа, очень примитивен: сюжет вращается вокруг конфронтации между красными и белыми и на метании главного героя между женой и любовницей.

«Очень простая, абсолютно конструктивная детская схема. Когда он пишет жизнь дворянства, видно, что он не знает ее абсолютно… Когда у него, значит, умирая, офицер на поле брани завещает свою жену другу, видно, что он обчитался французов», – говорил литературный критик на передаче «В гостях у ».

В 1930-1950-е годы Шолохов пишет еще один гениальный роман, посвященный коллективизации крестьян, – «Поднятая целина». Пользовались популярностью и военные произведения, например «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». Работа над последним велась в несколько этапов: 1942-1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти Шолохов, подобно Гоголю, сжег свое произведение. Поэтому современному читателю остается довольствоваться лишь отдельными главами романа.


Роман Михаила Шолохова "Поднятая целина"

А вот с Нобелевской премией у Шолохова сложилась весьма оригинальная история. В 1958 на престижную награду уже в седьмой раз был выдвинут . В том же году члены Союза писателей посетили Швецию и узнали, что вместе с Борисом Леонидовичем выдвигают Шолохова и других авторов. В скандинавской стране сложилось мнение, что премия должна достаться Пастернаку, однако в телеграмме, адресованной послу Швеции, было сказано, что в СССР широко бы оценили присуждение награды Михаилу Александровичу.


Также было сказано, что шведской общественности давно пора понять, что Борис Леонидович не пользуется популярностью у советских граждан и что его произведения не достойны какого-либо внимания. Объяснить это просто: Пастернак неоднократно подвергался травле со стороны власти. Присужденная ему в 1958-м премия подкинула дров. Автор «Доктора Живаго» был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1965 году лавры почета достались и Шолохову. Писатель не поклонился шведскому королю, который вручал награду. Это объяснялось характером Михаила Александровича: по некоторым слухам, такой жест был сделан намеренно (казаки не преклоняются ни перед кем).

Личная жизнь

Шолохов женился в 1924 году на Марии Громославской. Однако сватался к Лидии, ее сестре. Но отец девушек, станичный атаман П. Я. Громославский (после революции – почтарь), настоял, что Михаил Александрович должен предложить руку и сердце старшей дочери. В 1926 году у супругов родилась девочка Светлана, а через четыре года появился на свет мальчик Александр.


Известно, что во время войны писатель служил военным корреспондентом. Получил награду Отечественной войны I степени и медали. По характеру Михаил Александрович был похож на своих героев – мужественный, честный и непокорный. Поговаривают, что он был единственным писателем, который не боялся и мог смотреть вождю прямо в глаза.

Смерть

Незадолго до смерти (причина – рак гортани) писатель жил в станице Вешенской, занимался писательской деятельностью очень редко, в 1960-х фактически забросил это ремесло. Любил гулять на свежем воздухе, увлекался охотой и ловлей рыбы. Автор «Тихого Дона» в буквальном смысле раздал свои премии обществу. Например, Нобелевская «ушла» на постройку школы.


Великий писатель Михаил Александрович Шолохов скончался в 1984 году. Могила Шолохова находится не на кладбище, а во дворе дома, в котором он жил. В честь мастера пера был назван астероид, сняты документальные фильмы и установлены памятники во многих городах.

Библиография

  • «Донские рассказы» (1925);
  • «Лазоревая степь» (1926);
  • «Тихий Дон» (1928–1940);
  • «Поднятая целина» (1932, 1959);
  • «Они сражались за Родину» (1942–1949);
  • «Наука ненависти» (1942);
  • «Слово о Родине» (1948);
  • «Судьба человека» (1956)

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ШОЛОХОВА

1905, 24 мая - на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Вёшенская Ростовской области) у Александра Михайловича Шолохова и Анастасии Даниловны Кузнецовой (фамилия по первому мужу; в девичестве Черникова) родился сын Михаил. Отец - из купцов, родом с Рязанщины, из города Зарайска; мать - родом с Черниговщины, служила горничной в барском доме. Родители состояли в гражданском браке.

1910 - Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переезжают в хутор Каргинский.

1912 - Миша принят в Каргинское мужское приходское училище по второму году обучения.

1913 - А. М. Шолохов и А. Д. Кузнецова обвенчались (после кончины ее официального мужа, казака-атаманца). Миша «усыновлен» собственным отцом и записан как «сын мещанина».

1914 - из-за болезни глаз А. М. Шолохов увозит сына в Москву в глазную клинику доктора Снегирева. В столице Михаила определяют в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

1915 - отец переводит сына в Богучарскую мужскую гимназию в Воронежской губернии.

1918, июнь - немецкие войска подошли к Богучару, отец забирает сына из гимназии.

Осень - отдает сына в Вёшенскую гимназию.

1919, март - июнь - в Вёшенской вспыхивает Верхне-Донское контрреволюционное казачье восстание. Семья Шолоховых вновь переселяется в станицу Каргинскую, где в январе устанавливается советская власть.

1920 - будущий писатель работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, делопроизводителем в Каргинском станичном исполкоме. Играет в спектаклях Каргинского народного театра, пишет для него пьесы.

1921 - Михаил зачислен помощником бухгалтера Каргинской заготконторы.

1922, февраль - распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохов командирован в Ростов на продкурсы.

Май - после окончания курсов направлен на продовольственную работу в станицу Букановскую.

Октябрь - Михаил уезжает в Москву, чтобы продолжить образование. Поступить на рабфак не удается - не был комсомольцем и не имел комсомольской путевки. Работает в столице грузчиком, с артелью каменщиков мостит дороги, служит счетоводом, пробует свои силы в литературном творчестве.

1923 - начал посещать литературное объединение при журнале «Молодая гвардия» в литобъединении журнала «Молодая гвардия».

Сентябрь - первая публикация в газете «Юношеская правда»: фельетон «Испытание».

1924, январь - возвращается на Дон, в станицу Букановскую, женится на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчаются в церкви. Уезжают в Москву, где живут некоторое время.

Декабрь - в газете «Молодой ленинец» опубликован рассказ Шолохова «Родинка».

1925 - умер отец писателя. Знакомство с А. Серафимовичем, перешедшее в творческое содружество. В комсомольской периодике выходят рассказы Шолохова «Бахчевник», «Пастух», «Нахаленок» и др.

1926 - выходит первый сборник Шолохова «Донские рассказы», затем - «Лазоревая степь» с напутственным словом Серафимовича. Семья Шолоховых навсегда поселяется в станице Вёшенской. Писатель приступает к созданию романа «Тихий Дон».

1928, январь - журнал «Октябрь» при поддержке Серафимовича начинает публиковать первую книгу «Тихого Дона» (№ 1–4); в этом же году там печатается вторая книга романа (№ 5–10).

1929 - начало публикации третьей книги «Тихого Дона». Распространяются слухи о плагиате. Шолохов представляет черновики романа для ознакомления специальной комиссии.

Апрель - газеты «Рабочая трибуна» (24 апр.) и «Правда» (29 апр.) публикуют заявление комиссии, что слухи являются ложью и клеветой на Шолохова. Приостановлена публикация третьей книги романа - вожди РАППа обвинили писателя в оправдании Верхне-Донского восстания; на предлагаемые сокращения и исправления писатель не пошел.

1930 - Шолохов получает приглашение Горького посетить его в Сорренто. Выезжает вместе с Артемом Веселым и В. Кудашовым. Не дождавшись визы в Берлине, возвращается в Вёшенскую.

1931, январь - Шолохов посылает письмо Сталину о злодеяниях на Дону в ходе коллективизации.

Июнь - встреча Шолохова со Сталиным при посредничестве Горького, на которой положительно решилась судьба дальнейшей публикации третьей книги «Тихого Дона».

Запрещение первого фильма «Тихий Дон» по идейным соображениям.

1932, январь - завершается публикация третьей книги «Тихого Дона». Журнал «Новый мир» начинает печатать первую книгу романа «Поднятая целина».

Шолохов вступает в ВКП(б), принимает участие в борьбе с грубыми нарушениями в колхозном строительстве на Дону, обращается с письмом к Сталину, требуя расследовать дела тех, кто «издевался над колхозниками и над советской властью», и тех, кто направлял эти действия.

1933 - голод на Дону. В стремлении спасти земляков от гибели Шолохов шлет письма Сталину с просьбой о помощи.

1934, сентябрь - как делегат участвует в первом съезде Союза советских писателей, избран членом правления.

Поездка в Швецию, Данию, Англию и Францию.

1936, март - в Большом театре премьера оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» (либретто редактировал М. Булгаков). Критика Сталиным формализма в постановке.

Ноябрь - «Новый мир» начинает публиковать седьмую часть четвертой книги «Тихого Дона» (завершит в марте следующего года).

Шолохов включен в бюро Международной ассоциации писателей в защиту культуры. Избран депутатом Верховного Совета СССР.

1939, март - на XVIII съезде партии Шолохов в речи высказал несогласие с установками власти на оправдание репрессий.

Декабрь - Шолохов избран действительным членом Академии наук СССР.

Февраль-март - последние главы романа публикуются в «Новом мире».

1941 - Шолохову присуждается Сталинская премия за «Тихий Дон» вопреки несогласию многих членов Комитета по премии.

Июнь - на второй день Великой Отечественной войны писатель перечисляет премию в Фонд обороны страны.

Июль - полковой комиссар запаса М. А. Шолохов становится военным корреспондентом газеты «Красная звезда».

Сотрудничал с «Правдой» и Совинформбюро.

1942 - Шолохов получает контузию при аварии самолета; многомесячное лечение.

Июнь - публикует рассказ «Наука ненависти».

Июль - при бомбежке Вёшенской погибла мать писателя; почти полностью утрачен архив (часть рукописей двух романов и письма).

1943, май - Шолохов начинает печатать в «Правде» главы из романа «Они сражались за родину».

1945 - Шолохов заканчивает войну в Восточной Пруссии. В мае выходят две его статьи: «Обращение к советской молодежи» и «Победа, которой не знала история».

1946 - отказывается от предложения Сталина возглавить Союз писателей. Избран депутатом Верховного Совета СССР. В Швеции выходит статья с предложением выдвинуть Шолохова на соискание Нобелевской премии.

1949 - обнародовано письмо Сталина 1929 года с критикой некоторых положений при описании Гражданской войны в «Тихом Доне», что повлекло за собой ряд насильственных переделок романа при переиздании, с которыми автор согласиться не смог.

1954, декабрь - как делегат второго Всесоюзного съезда советских писателей Шолохов выступает с программной речью об улучшении деятельности Союза писателей.

Февраль - речь на XX съезде партии с критикой отживших традиций в деятельности Союза писателей.

Начинают издаваться собрания сочинений Шолохова в «Молодой гвардии» и Гослитиздате. Выходит рассказ «Судьба человека».

1957 - на экраны выходит фильм «Тихий Дон» режиссера С. Герасимова.

1958, сентябрь - Шолохов начинает печатать в «Правде» главы из второй книги романа «Поднятая целина».

1959, сентябрь - поездка в США в составе делегации, сопровождавшей Н. С. Хрущева; отказ что-либо написать для сборника по итогам поездки. Выходит фильм «Судьба человека» режиссера С. Бондарчука.

1960 - в начале года отдельным изданием выпущена вторая книга «Поднятой целины». За роман Шолохову присуждена Ленинская премия.

1961, октябрь - речь Шолохова на XXII партийном съезде с острыми критическими замечаниями. Избран членом ЦК КПСС.

1962–1963 - Шолохов поддержал публикации лагерной повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете».

1965, декабрь - присуждение Шолохову Нобелевской премии за роман «Тихий Дон»; вручена в Стокгольме 11 декабря.

1967, июль - принимает в Вёшенской большую группу молодых писателей вместе с первым космонавтом Ю. Гагариным.

Писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1968, октябрь - направил Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу письмо с просьбой не задерживать по цензурным соображениям публикацию новых глав романа «Они сражались за родину».

1974, лето - встреча со съемочной группой фильма «Они сражались за родину»: режиссером С. Бондарчуком, исполнителями главных ролей В. Шукшиным, Ю. Никулиным, В. Тихоновым и др.

А. Солженицын разворачивает за рубежом кампанию по обвинению Шолохова в плагиате.

1975, май - торжественный вечер в Большом театре в Москве в честь 70-летия М. А. Шолохова; юбиляр отсутствует - инсульт.

1978, март - письмо Л. И. Брежневу с критикой положения дел в культуре; комиссия ЦК партии резко осудила это обращение.

1980 - присвоение Шолохову второго звания Героя Социалистического Труда.

1981–1982 - писатель ведет активную общественную деятельность, не оставляет мечты о создании военной трилогии. Ухудшение здоровья.

1983, июль - несмотря на тяжелую болезнь, завершает публицистические статьи и литературные заметки: «Читателям библиотеки „Родные нивы“» и «Обращение к болгарским читателям».

Сентябрь - последняя прижизненная публикация: обращение к писателям мира «Защитим жизнь пока не поздно!», опубликованное в журнале «Иностранная литература».

1984, январь - писатель находится в московской больнице с диагнозом «рак». Здесь же дает «добро» на издание собрания сочинений в издательстве «Художественная литература».

Февраль - возвращается домой в Вёшенскую. Отсылает в издательство телеграмму о назначении составителем издания младшей дочери М. М. Шолоховой-Манохиной с полномочиями восстановления некоторых политических купюр в «Тихом Доне».

23 февраля - Михаил Александрович Шолохов погребен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тургенев автора Лебедев Юрий Владимирович

Основные даты жизни и творчества И.С. Тургенева 1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) - Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».1833, 20 сентября - Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Денис Давыдов автора Серебряков Геннадий Викторович

Основные даты жизни и творчества Д. В. Давыдова 1784, 16 июля - В дворянской семье Василия Денисовича Давыдова иего супруги Елены Евдокимовны, урожденной Щербининой, родился сын Денис.1793, лето- Встреча 9-летнего Дениса с А. В. Суворовым.1798-1802- Жизнь в Москве. Первые

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Брюсов автора Ашукин Николай Сергеевич

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Державин автора Западнов Александр Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА 1743, 3 июля - в семье небогатых казанских помещиков подполковника Романа Николаевича Державина и его жены Феклы Андреевны родился сын Гавриил - будущий поэт.1750 - «Явлен» в Оренбурге вместе с другими дворянскими сыновьями

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого автора Васильев Виктор Дмитриевич

Основные даты жизни и творчества С. Я. Лемешева 10 июля 1902 г. – родился в деревне Князево Тверской губернии.1911–1914 гг. – учеба в Старокнязевской церковно-приходской школе.1914–1917 гг. – Петроград, обучение сапожному ремеслу.1917–1919 гг. – возвращение домой, работа в артели

Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилин Донецкого округа в 1905 году. Полноценного систематического образования он не получил. Основы грамоты ему преподавал нанятый отцом хуторской учитель. В возрасте девяти лет будущий писатель поступил в Москве в подготовительный класс мужской гимназии, где провел год. Затем Шолохов перешел в гимназию города Богучара Воронежской области. Там он проучился четыре года. Революция и последовавшая за ней Гражданская война заставили Михаила Александрович сменить множество профессий. В 1922 году Шолохов прибыл в Москву с целью продолжить получение образования, но на рабфак его не взяли.

В писательский мир Михаил Александрович вошел благодаря знакомству с участниками объединения «Молодая гвардия». Первый фельетон был напечатан в 1923 году за подписью «Мих. Шолох». Спустя несколько месяцев после литературного дебюта Шолохов женился на Марии Громославской - дочери бывшего станичного атамана. В декабре 1924 года в газете «Молодой ленинец» начали печататься произведения, впоследствии объединенные в цикл «Донские рассказы». В них писатель показывает ужасы Гражданской войны, способной разделить даже самых близких людей на два непримиримых лагеря. Главная тема цикла - противостояние между теми, кто хотел построить новую жизнь, и теми, кто защищал старый уклад. Рассказы поражают своей страшной правдой. Например, в «Алешкином сердце» сестру главного героя забивает утюгом соседка за то, что девочка забралась в ее дом и поела щей.

В 1928 году журнал «Октябрь» начал публикацию самого известного произведения Шолохова - романа-эпопеи «Тихий Дон». Работу над ним Михаил Александрович вел с 1925 года. Последний том увидел свет в 1940 году. Роман, с восторгом принятый современниками писателя, рассказывает историю донского казачества времен Первой мировой и Гражданской войн. В печать произведение попало не сразу. Известный писатель Фадеев предлагал Михаилу Александровичу переделать финал. По его мнению, главный герой - Григорий Мелехов - после многочисленных метаний от белых к красным должен был полностью проникнуться идеями коммунизма. Шолохов менять концовку отказался. «Тихий Дон» прочел сам Сталин, после чего разрешил издать его в первоначальном виде. Ключевая особенность произведения - психологически очень точное изображение самых разных людей на фоне великих исторических потрясений.

В 1932 году вышел в свет первый том романа о коллективизации «Поднятая целина». Вторая его часть была напечатана намного позже - в 1959-ом. Местом действия вновь выбран Дон. В «Поднятой целине» - романе о переломе народного сознания - Шолохов рассказывает о становлении Гремячинского колхоза. Центральные герои произведения - Семен Давыдов, бывший солдат и работник Ленинградского завода, Макар Нагульнов, руководитель местной партячейки, и Андрей Разметнов, председатель гремячинского сельсовета. Втроем они пытаются бороться с бесхозяйственностью, стараются убедить «середняков» в необходимости принятия перемен и нового строя.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов работал военным корреспондентом газет «Красная звезда» и «Правда». В 1942 году он приступил к написанию романа «Они сражались за Родину», впоследствии экранизированного Сергеем Бондарчуком. Михаил Александрович стал одним из первых советских писателей, рассказавших об ошибках военного начальства, хаосе в организации войск, отсутствии настоящих лидеров. Перед смертью Шолохов сжег рукопись книги, поэтому в печати появились только отдельные главы.

В конце 1956 года Михаил Александрович завершил работу над рассказом «Судьба человека» , основанном на реальной истории. Главный герой - простой советский труженик Андрей Соколов, прошедший всю Великую Отечественную войну и переживший ужасы фашистского плена. Потеряв семью, он не утратил человечность и смог приютить мальчика-сироту, подарив ему надежду на новую счастливую жизнь. После издания «Судьбы человека» Михаил Александрович практически прекратил писательскую деятельность.

Михаил Александрович Шолохов — русский писатель-прозаик XX века. Родился будущий писатель в казачьей станице Вешенская на Дону, и жизнь донского казачества была той средой, где прошли его детство и юность. Всё это впоследствии будет отражено в его произведениях. От родителей Шолохов перенял любовь к земле, чувство кровной связи с ней. Происхождение Шолохова имело впоследствии для русской литературы большое значение, потому что до него не было писателя, в творчестве которого так ярко был бы описан быт, обычаи, характеры и судьба казачества — сословия, занимавшего в истории России особое место. Так, Пушкин в романе «Капитанская дочка» создал образы яицких (ныне уральских) казаков, у Лермонтова в повести «Фаталист» упоминаются кубанские казаки, Гоголь в повести «Тарас Бульба» изображает запорожских казаков.

Официальное образование Шолохова — всего четыре класса гимназии. Большую часть своих знаний он приобрёл, занимаясь самостоятельно. Михаил был способным юношей, что позволило ему уже в довольно раннем возрасте работать делопроизводителем и учителем в станице Каргинская. Грозные события в России — Первая мировая война, революция и Гражданская война — происходили на его глазах, почти всё это время он жил на Дону. В 1922 году Шолохов переехал в Москву, чтобы продолжать учёбу, но поступить в учебное заведение ему не удалось, и молодой человек сделал выбор, который стал решающим в его жизни: он начал заниматься журналистикой и литературой, в то же время подрабатывая на жизнь чернорабочим, грузчиком, каменщиком. В начале своей литературной деятельности Шолохов работает в популярнейшем журнале «Молодая гвардия», пишет фельетоны.

В течение трёх лет Михаил Шолохов пишет рассказы, вырабатывая свою уникальную писательскую манеру в рамках реалистического стиля. Первый сборник произведений Шолохова «Донские рассказы » был опубликован в 1924 году, вслед на ним через два года вышел другой сборник — «Лазоревая степь ». Талант Шолохова сразу получил признание благодаря удивительному для столь молодого писателя мастерству в изображении единства природы, человека, социальной жизни и национального колорита. В первых его рассказах проявились достоинства его поэтики — богатый, образный язык, рельефные характеры героев, чётко выписанные сюжетные линии. В конце 1926 года произошёл редчайший случай в мировой литературе: двадцатиоднолетний писатель приступил к созданию романа «Тихий Дон », по эпической широте, описанию разнообразных характеров и судеб превосходящего современную ему литературу.

Произведение в такой мере ошеломляло своей неожиданностью, юностью автора, что даже возникали подозрения в подлинности авторства Шолохова, которые время от времени возобновлялись, однако серьёзных аргументов в пользу этой версии так и не появилось. Первый том «Тихого Дона» вышел в 1928 году. В течение 1929 года отдельными частями Михаил Шолохов публикует продолжение романа, собранное во второй том. Если первые два тома романа были написаны на «едином дыхании», в их основе лежали недавние впечатления, то дальнейшая работа требовала включить события Гражданской войны в широкий контекст исторического времени, дать им художественное осмысление. С этим обстоятельством связан перерыв в работе над последними частями романа. Третий том был завершён лишь в 1932 году, четвёртый — в 1940 году. «Тихий Дон» представляет собой грандиозную панораму исторических событий в России, начиная с Первой мировой войны, революционных потрясений до окончания Гражданской войны. Роман отражает историческую судьбу всего народа и трагическую личную судьбу — донского казака Григория Мелехова.

Помимо «Тихого Дона» Шолохов создаёт ещё два больших романа о двух событиях-испытаниях, выпавших на долю нашего народа, — коллективизации сельского хозяйства и Великой Отечественной войне. Первый из них — роман «Поднятая целина » о движении «двадцатипятитысячников», рабочих, посланных в советскую деревню для помощи в организации колхозов; роман состоит из двух томов, вышедших в 1932 и 1959 годах. И второй роман — «Они сражались за Родину », начатый в 1942 году. Над ним писатель работал с перерывами двадцать семь лет, но роман так и остался незавершённым. Обращает на себя внимание, что Шолохов писал свои крупные произведения долго, иногда их отдельные части разделяли большие промежутки времени. Это объясняется не только тем, что он писал не торопясь, — нет, ответственный и взыскательный художник должен писать правду, и Шолохов её искал, стараясь найти точное художественное слово, способное эту правду выразить. Высокое дарование Шолохова-прозаика не раз было отмечено национальными премиями, а в 1965 году писатель получил Нобелевскую премию по литературе.

Михаил Александрович Шолохов отразил в своём творчестве социальные перемены в истории России, в центре которых оказался человек. Традиционный для социальной литературы конфликт «человек и общество» в творчестве писателя перерастает в ставший ведущим в литературе XX века конфликт — судьба человека на фоне грандиозных катастроф времени, тема личности и истории. Наиболее отчётливо эти конфликты выражены в рассказе «Судьба человека ».

Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. – справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины от фашистской Германии и ее союзников. Это, вне всякого сомнения, одно из самых значительных событий ХХ века.

О Великой Отечественной Войне написано немало книг –стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. В моем реферате только малая часть того, что написано о войне. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова «Судьба человека». При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека», а значит, и о самом рассказе.

Этот рассказ был написан в поразительно короткие сроки, всего за несколько дней напряженной работы. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло 10 лет. Критик М. Кохта в статье, посвященной рассказу Шолохова, пишет: «Замысел этого рассказа возник у писателя в пути. Возвратился он тогда из поездки по степи, как рассказывают вешенцы, необычайно взволнованным и еще долго находился под впечатлением от встречи и знакомства в хуторе Волховском Еланской станицы с каким-то шофером и мальчиком, которого шофер вел за руку к речной переправе.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу, - говорил писатель, делясь своим творческим замыслом».

Вернулся к этому замыслу Шолохов лишь через 10 лет, чтобы напомнить людям о трагических уроках минувшего, предупредить человечество о грозной опасности новых войн. Проклятие войны, разрушающей мирную жизнь людей, фашизму, человеконенавистничеству, неотвратимое обвинение поджигателям войны несет в себе этот рассказ – беспощадное, правдивое свидетельство жизни, произведение большого гуманистического искусства.

Чем же привлек моё внимание этот рассказ?

Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний.

И потому в работе я попытаюсь определить авторскую позицию в рассказе «Судьба человека»; показать героизм и мужество солдата на войне; раскрыть проблемы и перспективы рассказа «Судьба человека».

Верными моими помощниками стали книги Ф. Г. Бирюков «О подвиге народном. Жизнь и творчество М. А. Шолохова»; А. И Метченко, С. М. Петров «История русской советской литературы»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; электронный учебник и иллюстрации к данной теме.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Жизнь и творчество М. А. Шолохова

М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донского округа, бывшей Области Войска Донского (ныне Вешенской район Ростовской области).

Кружилин – большой степной хутор, раскинувшийся между реками Чиром и Доном, невдалеке от него находилось панское имение Ясеновка, где долгое время жила в услужении мать писателя. В самом центре хутора, на церковной площади, стоял небольшой, крытый чаконом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель.

С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце.

И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это клало черту за чертой на облик мальчика

Он играл на пыльных, заросших улицах с ровесниками-казачатами.

Мать - полуказачка, полукрестьянка. Будучи дочерью крепостного крестьянина, оставшегося и после «раскрепощения» на помещичьей земле, с двенадцати лет пошла в услужение

В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался о своих сверстников. Вместе с казачатами пропадал все дни на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна.

Вероятно, истоки раннего творчества Михаила Шолохова надо искать в его детстве. Жизнь донской станицы, казачий быт, яркие характеры – все это оставляло свой след в душе впечатлительного и наблюдательного мальчика.

Настоящего образования он не получил, учился только в церковноприходской школе, но всю жизнь занимался самообразованием, много читал и в своем кругу считался образованным человеком.

Из библиотеки отца он брал книги Пушкина, Некрасова, Тургенева, Чехова, Толстого. Миша рано потянулся к знаниям. Уступая просьбе сына, родители начали учить его еще в дошкольном возрасте.

В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову, а потом в торговый дом Левочкина и Лиховидова.

В 1911 году к Мише Шолохову был приглашен местный учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин.

М. Шолохову было 15 лет, когда он со своими товарищами преследовал белые банды в степях Верхнего Дона.

Осенью 1922 года Шолохов отправился в Москву. В столицу его привела мечта об учении, о литературной работе. Москва встретила его неласково: было нелегко найти жилье, а еще труднее – работу.

Ночами в тесной комнатенке, преодолевая усталость и сон, Шолохов запоем читал, не расставаясь с мечтой поступить на рабфак или в институт. И когда в августе 1923 года он получил место счетовода в жилищном управлении № 803 на Красной Пресне, - наконец, появились сравнительно сносные условия для занятий и творческой работы. Он знакомится с молодыми литераторами. На всю жизнь подружился с Василием Кудашевым, заведующим литературным отделом «Журнал крестьянской молодежи».

В сентябре 1923 года в комсомольской газете «Юношеская правда», наконец, было напечатано первое произведение Шолохова. Это был фельетон «Испытание». Через месяц, 30 октября, в этой же газете появился второй фельетон «Три» с посвящением рабфаку имени Покровского. В апреле 1924года был опубликован третий фельетон М. Шолохова «Ревизор», и в этом же году увидело свое первое художественное произведение писателя - «Родинка». В феврале 1925 года в «Молодом ленинце» напечатан рассказ «Продкомиссар» и первая повесть «Путь дороженька».

В издательстве «Новая Москва» выходит в свет первый сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием А. Серафимовича.

В 1925 году на страницах журнала «Комсомолия» был напечатан рассказ «Бахчевник».

1925 год. М. Шолохов приступает к работе над романом «Донщина».

В 1926 году писатель прекращает работу над рукописью «Донщина» и начинает писать первую книгу романа «Тихий Дон».

В 1926 году выходит в свет тиражом 5000 экземпляров второй сборник «Лазоревая степь».

В 1927 году напечатаны рассказы «О колчаке, крапиве и прочем».

В 1929 году выходит приложением к газете «Батрак» сборник рассказов «Пастух. Двумужняя».

В 1930 году «Донские рассказы».

В мае 1943 года на страницах «Правды» началось печатание нового романа Шолохова «Они сражались за Родину».

После выхода первой книги «Тихого Дона» популярность М. Шолохова быстро растет не только в стране, но и за её пределами. В Вёшенскую к писателю приезжают делегации и гости. Сам он постоянно бывает в колхозах, делает доклады, встречается с людьми.

Судьба Соколова

В послевоенных произведениях М. Шолохова заметно усиливается лирическое авторское начало. В 1956 году в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека».

В рассказ «Судьба человека» автор «включает» себя в повествование. Размышления, чувства автора-повествователя не только усиливают эмоциональную напряженность рассказа, они позволяют увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного человека Андрея Соколова.

Идеология фашизма и война связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник. Обронит вопрос. Скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. То вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его. В рассказе Шолохова «Судьба человека» я услышала еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Я думаю, что само название рассказа стало вызовом прежним временам, и могу это доказать: слово «судьба» считалось нежелательным, поскольку, как тогда считалось, отдавало мистицизмом, ведь за ним скрываются представления о предначертанности жизненного пути человека, о власти над ним роковых обстоятельств. Сама мысль о возможности существования провидения, или рока, противоречила официальному «человек – кузнец своего счастья», «хозяин своей судьбы». Недовольство некоторых критиков вызвало и то, что главным героем повести Михаил Александрович выбрал не убежденного коммуниста или прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же, с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали предателями, амнистировали (но не реабилитировали!) лишь в 1953 году. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом. Стойкость, цепкость в борьбе, дух отваги, товарищество – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Толстой. Все эти качества есть у Андрея Соколова. И даже в большей мере, чем когда-либо в прошлом, ибо испытания на его долю выпали небывалые. Жизненный путь Андрея Соколова, вместивший в себя, кажется, больше, чем по силам вынести одному человеку, - все это задавало два полюса этого произведения.

На одном из полюсов речь идет о трагической судьбе конкретной личности, человеческой единицы – и в этом было знамение того времени, когда литература, наконец, получила возможность от изображения подвигов масс, обратиться к запечатлению судеб отдельных людей на войне.

На другом же полюсе рассказа – та степень обобщения, которая позволяет говорить, что судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшегося окончательно. Такое сочетание в рамках одного произведения конкретности и монументальности, частного и общезначимого больше характерно для жанра эпопеи. И не даром критики заговорили о произведении М. Шолохова как о «рассказе- эпопее». Каждый момент личной истории Андрея Соколова, каждый поворот его судьбы, воспринимаясь как глубоко индивидуальное, одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которой он является.

Шолохов не награждает своего героя исключительной биографией. Знаменательно, что Андрей Соколов начинает о себе рассказывать словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но в этой «обыкновенной жизни» художник увидел много истинно прекрасного и возвышенного, поэтичного и человечного, ибо в каждодневных заботах и труде, радостях и горе, наполнявших эту жизнь, раскрывается человек честный и скромный, благородный и самоотверженный.

Читаешь рассказ Шолохова и словно бы воочию видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике – живое воплощение памяти войны. Это предельная нота человеческого горя, прозвучавшая в начале рассказа. Проклятие войне!

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

Поражает масштабность замысла писателя, художественная «сверхзадача», поставленная им перед собою. Трагическая история человеческой жизни, взятая в ее обусловленности, в ее связи с событиями второй мировой войны. Наивысшее историческое испытание для народа и государства и трагический надлом, жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны

Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, - «высокий, сутуловатый мужчина» - и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка, - объявляет писатель.

Испытание пленом

Шолохов подчеркивает обычность пути своего героя и на войне. Андрея Соколова не отличить среди идущих на передовую, и в плен он попадает при обстоятельствах, в которых оказались тысячи людей. В плену, где, казалось бы, невозможно было сохранить человеческое достоинство, с необыкновенной силой раскрылись красота и величие простого русского человека. Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившем его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою гибель». Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». И вот, вспоминая о столкновении с комендантом лагеря Мюллером, Андрей Соколов замечает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло» Но героя впереди ожидают испытания еще более тяжкие. Погибла семья, в день Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось», - со слезами на глазах вспоминает Андрей Соколов.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что именно так, с достоинством вели себя советские люди, попадавшие в лапы фашистов, - и на допросах, и в стычках с комендатурой и охраной, и даже перед казнью. Они убивали часовых, устраивали подкопы, прыгали на ходу из вагонов поездов, устанавливали связи с антифашистами.

Он ищет любой способ, чтоб вырваться из плена, знает, что может быть в случае неудачи. Но все же идет на риск. Первая попытка убежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Вторая оказалась удачной, вырвался на машине через линию фронта, привез немца с важными документами.

Величав и мужествен эпический тон повествования. Как летописное сказание, читаешь волнующие тревожные страницы о смертельной опасности, нависшей над Родиной. У Родины есть два символа – береза и дуб. И каждый из них по-своему соответствует понятию нашей Родины и нашего народа: береза - нежность, поэтичность; дуб - несгибаемая мощь, вросшая вековыми корнями в родную почву. Есть в Соколове то, что напоминает дуб, противостоящий всем ураганам, и одновременно березу как образ нежности, теплоты чувств, отзывчивости.

«Передовая фронта. Тяжелейшее сражение с врагом, намного превосходящим по живой силе и технике. Люди не знают отдыха от беспрерывных атак, орудийного обстрела, воздушных налетов, минометного огня, танковых колонн. Они долбят железную землю, зарываясь в окопы. Над ними – палящее солнце, степная пыль». Главное при этом – воспитывать в себе преданную любовь к человечеству, быть его братом, соучастником в трудовом и ратном деле.

Я считаю, что авторская мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа, нашла свое воплощение в трагических итогах пути героя «Судьбы человека». Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен.

У М. В. Исаковского есть такое стихотворение:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Соколов ушел на фронт человеком. И человеком вернулся. Не растерял задатков большой души, не дал погубить себя водкой.

Человек огромной душевной щедрости

Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд А Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной смертной тоской». «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке Нету, и не дождусь!» - горько сетует герой. Жизнь была жестокой к человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Шолохов, писатель-гуманист, рисуя героический характер Андрея Соколова, утверждает, что стойкость – это проявление высшей человечности. Он никогда не разделял взглядов тех, кто считал, что мужество и смелость не уживаются вместе с нежностью и добротой, великодушием и отзывчивостью. В этих проявлениях человечности художник видел верную примету характера сильного, непреклонного. Его Андрей Соколов – человек огромной душевной щедрости и обаяния.

Шолохов избегает подробностей фронтового быта, описаний лагерных мытарств героя. Сам Андрей Соколов признается, что ему тяжело об этом вспоминать, да и разговаривает он с бывалым фронтовиком Внимание сконцентрировано на «ударных», кульминационных моментах, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне - «Пришли на вокзал, а я на Ирину от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, как у тронутого умом человека»; пленение; расправа с предателем; столкновение с Мюллером; похороны сына; встреча с мальчиком Ванюшей – таковы вехи пути Андрея Соколова.

С какой мучительно сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Соколов: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». –«А мама?» -«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню» - «И никого у тебя тут родных нету?» -«Никого». –«Где же ты ночуешь?» -«А где придется».

Этот детский вздох, это сиротство тяжкой гирей ложится на весы истории, на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. Высокий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.

И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого характера открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость. Он оборонял его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом начертании.

Все, казалось, вычерпала война из этого человека, все утратил он Но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался Человеком.

Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одерживал свою самую великую победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами –неизбежными спутниками войны.

Он побеждал самую смерть!

Главное действующее лицо рассказа – не романтический одиночка, жертвенно сжигающий себя во имя высшей цели, а человек, достойно представляющий народ в обстоятельствах суровых и трагичных и проявляющий качества, которые не выделяют его среди других людей, а сближает с ними. Среди действующих лиц «Судьбы человека» запоминается безымянный врач, который совершает свой подвиг мужественно и скромно. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал», - восклицает Соколов. Доктору посвящено всего несколько строк, но его образ витает рядом с образом Андрея Соколова как воплощение тех же нравственных сил, которые делают человека непобедимым.

Иллюзия жизненной достоверности образа Соколова настолько сильна, что даже в критике он подчас рассматривался как реальное лицо, а сюжет рассказа сводится к судьбе героя, часто не замечая, что «Судьба человека» - произведение сложной художественной структуры. Его своеобразия нельзя понять, не выяснив ту роль, которая принадлежит образу автора. Этот образ неоднозначен: он и автор-повествователь, и одновременно случайный собеседник главного героя, «свой брат» и «шофер», который тоже «всю войну за баранкой пробыл». Многие критики видели в нем лишь собеседника главного героя. Но это – «временная» его роль, добровольно взятая на себя (таким он выступает в восприятии Соколова), но мы слышим и голос большого художника, человека также нелегкой судьбы, невольно попадаем под власть его настроения, следим за ходом его мыслей, вдумываемся в его суждения о жизни и людях – важнейших вопросах действительности.

Рассказ о несчастном водителе перерастает в размышление о народе и его историческом пути, о человеке и его судьбе.

Я считаю, что автор – не безучастный свидетель, он, потрясенный скорбной повестью о невозвратимых утратах в жизни своего собеседника, размышляет о его судьбе, о его силах, о возможностях, о его долге и праве. Авторская мысль расширяет границы повествования; сострадание, которым охвачен повествователь, не придало рассказу сентиментального оттенка, ибо поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его мужеством, красотой его души. Автор признается в своей любви и уважении к этому человеку, когда с верой в справедливость и разум истории произносит: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть и все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В подвиге простого человека художник увидел суровые исторические уроки, в его духовной сущности – надежду мира. Судьба героя озарилась светом истории.

В рассказе «Судьба человека» идея патриотизма не помешала Шолохову напомнить и о другом, без чего патриотизм становится декларативным, а именно – о личном благе человека, о его счастье, о том, чтобы Родина, которой верно служат ее сыновья, была щедра и ласкова к ним. Писатель ставит вопрос об ответственности перед теми, кто честно выполнил свой долг перед отчизной и человечеством, говорит о гуманизме как о высшем принципе жизненного устройства и человеческих взаимоотношений. Именно глубоко гуманные побуждения заставили автора, взволнованно рассказавшего о судьбе Андрея Соколова, утаить от ребенка навернувшуюся «жгучую скупую мужскую слезу», чтобы не омрачить его детство и не замутить его «ясные, как небушко, глаза». Хорошо писал Д. Благой: «Скажи автор о глазах мальчишки: светлые, как небо, - и получился бы маловыразительный штамп. Но эта народная, уменьшительная, ласкательная, почти колыбельная форма того же самого слова – радужно сверкает в данном контексте, как драгоценный камень, как бриллиант чистейшей воды».

Патриотизм, как верность Отчизне, и гуманизм, как ответственность перед человечеством, выступают в художественном высшем синтезе, а рассказ обретает смысл философского раздумья о коренных проблемах современного бытия.

Все книги Шолохова, верные суровой правде жизни, интересам добра, красоты и человечности, принадлежит нашему народу, напоминая людям об их ответственности за судьбы мира.

Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в сердцах людей, он всегда чувствителен к бедам народа. Для него допустим облегченный подход к этой теме, когда война представляется не таким уж опасным и обременительным делом.

Михаил Александрович Шолохов – великий писатель, правдивый летописец советской эпохи, видный государственный и общественный деятель. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающиеся роли в мировой литературе двадцатого века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Во время Великой Отечественной войны перед писателем стала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине советских людей. Ранней весной 1946 года, т. е. за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, за создание художественных произведений, получивших общенародное призвание, за плодотворную общественную деятельность М. А. Шолохову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Имя автора неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода – метода социалистического реализма. Шолохова – художника родила эпоха революционной борьбы. Эту эпоху во всей её сложности и суровой правде он и открывал читателю. Великие революционные события определили психологическую глубину чувств и характеров, ситуаций и конфликтов, драматическое содержание и эпический размах произведений Шолохова.

В своих книгах Шолохов раскрыл богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде; поднял огромные пласты народной жизни, создал яркие типичные образы, проникнутые неувядаемой поэзией и правдой. В национальных, народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством.

Михаил Шолохов художественно воплотил характер и судьбу русского человека в трагическом двадцатом веке. Развивая толстовские традиции, писатель создал полнокровные эпические картины народной жизни в её решающих моментах: мировых войнах, революциях, переломных годах коллективизации.

Вся жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова, летописца советской эпохи, были отданы беззаветному служению советскому народу, делу коммунизма.

Михаил Александрович Шолохов делегат 18 - 26 съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР 1 – 11 созывов, дважды Герой Социалистического труда. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1 степени; медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», золотой медалью имени А. Фадеева, орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» - ГДР, орденом Сухэ-Батора - МНР, орденом Георгия Димитрова – НРБ, орденом Кирилла и Мефодия – НРБ. Он лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Нобелевской премии, международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», Всепольского приза «Золотой колос» - ПНР, международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

Имя М. А. Шолохова навсегда сохранится в сердцах людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много в мире войн! Как страшно становится жить! Война дорого обходилась людям. Это была, помимо всего, война нервов.

Шолохов в рассказе «Судьба человека» отвергает всякое поверхностное «отображательство». Он полностью раскрывает явления, не обходит трудное. Но все же для него главным остается факт, каким образом наш народ преодолевал, казалось бы, непреодолимое, в чем загадка русского характера, и Шолохов каждый раз, обращаясь к отгремевшим битвам, вспоминает легендарный, небывалый в истории подвиг народа, который проявил и еще больше обрел в жесточайшем испытании богатырскую мощь, «булатную крепость».

Когда я читаю произведения М. А. Шолохова о Великой Отечественной войне, я думаю о том, что людям нужно не так много – просто почувствовать боль другого человека, как свою собственную.

Как же это просто и почему-то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Я знаю, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все-таки рвутся бомбы и гибнут дети.

Убивают друг друга люди в России, в Афганистане, в Чечне

Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, и глаза не хотят видеть.

От себя я хочу пожелать: «Пусть каждый читает произведения Шолохова о войне, чтобы помнить о той трагедии, которая постигла наш народ более 60 лет назад. Его книги не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несет. Рассказ воспитывает ненависть, без чего нельзя было победить сильного и упорного врага».

Что на меня производит наибольшее впечатление в книгах Шолохова – так это их масштабность и гуманность. Если вы хоть раз прочитали его описание донского края, этой части России с ее обширными, богатыми равнинами и величественной рекою Дон, то такое уж незабываемо. Но Шолохов живописует не только природой этого края, а и человеческий ландшафт.

Его герои – это живые люди, которые принадлежат донскому краю и которым по мере развития сюжета этот край со временем начинает тоже принадлежать. Они преобразуют край, и по мере того, как он изменяется, они сами изменяются. Шолохов не идеализирует своих героев, они не являются святыми, вылепленными из гипса, нет, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Вот почему их трагедии так волнуют нас, а их успехи производят на нас такое глубокое впечатление. Мы чувствуем, что наблюдаем саму жизнь во всем ее многообразии, как она изменяется и развивается.



Похожие статьи
 
Категории