Шолохов, "Судьба человека": анализ произведения. Направление «смелость и трусость Шолохов смелость

03.11.2019

Трусость - это человеческая слабость, которая возникает в ответственный момент. Трус боится сложностей, самостоятельного принятия решений, порой даже надеется на помощь от смелого человека. Трусость выдаёт человека: его глаза округляются от испуга, от ответственности, которая ложится на его плечи, отключается разум. Такое поведение формируется на подсознании и контролировать его очень сложно, особенно если трус уже показал себя.

В литературе много примеров о смелости, но и также много о трусости. Наделяя персонажей таким качеством, автор хотел показать, как некрасиво и стыдно быть трусом, а, главное, бесполезным для общества.

Трусостью характера обладает главный герой поэмы «Евгений Онегин». Он согласился на дуэль, хотя мог и отказаться, но тогда, общество перестало уважать его, а ему, как светскому человеку, было важно их мнение. Только мнение, а не положение каждого. Трусость Онегина заключается в том, что он не хотел признавать свою слабость, хотел быть идеальным для всех, что и закончилось для него печально.

В роман веков и поколений «Война и мир» также отражена трусость. Ярким примером является поведение Жеркова, которому дали приказ передать сослуживцам об отступлении с левого фронта. Он боялся пересекать боевую территорию, струсил, что может умереть. Его посылали туда дважды, и оба раза он не выполнил поручение генерала. Последствия его трусости были ужасными: многие роты не знали, что им делать и бросались в рассыпную, тем самым, были настигнуты врагом. Из-за трусости одного человека пострадали сотни, а то и тысячи. В данном примере трусость сыграла важную роль, она лишила жизней ни в чем невиновных солдат.

Таким образом, трусость в любом своём проявлении, не доставляет благо, а порой несёт смертельный исход. Трусливый человек - неуверенный в себе, эгоистичный, неспособный преодолеть свой страх, даже если цена его поступка - другая человеческая жизнь. Нет ни одного случая, когда трусость помогала человеку в жизни. Может, инстинкт самосохранения срабатывает, но никогда нельзя забывать о последствиях.

Напуская уверенность в себе, смелость, может быть только оболочкой, а внутри маленький трусишка, боящийся собственной тени, не говоря уже о жизненно важных поступках. С такими людьми лучше не иметь взаимоотношений, ведь трус выдаст себя и откажется от вас в самый неподходящий момент, когда помощь нужна будет по-настоящему.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 9 "В".

Цель: дать представление о понятии мужества в разных его проявлениях.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания, что Великая отечественная война была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины, опираясь на содержание рассказа М. Шолохова. Вспомнить реальные факты из истории войны, сопоставлять примеры мужества и героизма советских людей. Уметь читать отрывок по ролям, соблюдая правильную интонацию, пересказывать прочитанное.

Коррекционные.

Развивать у учащихся способность анализировать и сопоставлять реальные факты и события, описанные в художественном произведении. Учить слушать одноклассников и учителя, дополнять ответы товарищей. Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство национальной гордости за свою страну, за мужество и героизм защитников Отечества в годы великой Отечественной войны, желание быть похожими на них. Воспитывать умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу, умение работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Предварительная работа: ознакомительное чтение рассказа "Судьба человека", беседы о великой отечественной войне, чтение художественной литературы о событиях и героях великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник "Чтение" 9 класс для специальных (коррекционных) классов 8 вида, А.К.Аксенова, Москва "Просвещение", 2006г.; слайдовая презентация к уроку, аудиозапись песни "Священная война", видеозапись фильма "Судьба человека", карточки с тестовыми заданиями, школьный толковый словарь под ред. М.С. Лапатухина, словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Настрой детей на работу на уроке:

Быть активными,

Выполнять задание быстро, но внимательно,

Слышать учителя с первого раза,

Не грубить друг другу, не обижать товарищей,

Быть сдержанным, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников - во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

Готовятся к уроку, слушают инструкцию учителя по организации работы на уроке
II. Вводная часть:

1. Дид.упр. "Найди слово"

2. Прослушивание песни "Священная война"

Дает задание: в буквенном ряду прочитать слово:

АВРОВОЙНАСТУЫЩ (война)

ССБОЭМУЖЕСТВОООЫЦЧ (мужество)

Подумайте, как связаны эти слова?

Прослушайте аудиозапись песни и скажите, какой войне посвящена эта песня? Что вы знаете об этой войне?

Выполняют задание фронтально по слайду 2. (Презентация 1.ppt)

Объясняют связь слов война и мужество.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы

III. Актуализация знаний.

1. Дид.упр. "Кто лишний"

Вы видите на слайде (Презентация 1.ppt)

фамилии героев Великой Отечественной войны. Кто из этих людей не является героем литературного произведения? (На слайде 3 написаны фамилии: Василий Теркин, майор Гаврилов, Андрей Соколов, Егор Дремов).

(Правильный ответ - майор Гаврилов).

Кто может рассказать об этом человеке? (Заслушивает ответы учащихся).

Почему немецкий генерал приказал своим солдатам отдать честь русскому офицеру?

Давайте вспомним изученные о войне произведения и соотнесем фамилии героев произведений с иллюстрациями.

(Представлены иллюстрации к произведениям "Василий Теркин", "Русский характер", "Судьба человека".) (Презентация 1.ppt, слайды 4 - 7)

По слайду 3 (Презентация 1.ppt) определяют, кто не является героем литературного произведения, рассказывают о нем

Отвечают на вопрос.

Соотносят иллюстрации к произведениями с фамилиями героев этих произведений (работают в парах). Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

IV. Проверка домашнего задания. Учащимся предлагается тест для самостоятельного выполнения по содержанию рассказа.

Имя главного героя рассказа:

А) Андрей Соколов

Б) майор Гаврилов

2. Герой рассказа в начале повествования находился:

А) в госпитале

Б) в плену у фашистов

3. Андрея Соколова вызвали к лагерфюреру:

А) чтобы вручить награду

Б) чтобы расстрелять

4. Что задумал Андрей Соколов, когда его определили работать шофером?

5. Как принял Андрея Соколова командир дивизии?

А) обещал представить к награде

Б) ругал за внешний вид.

Выполняют тестовые задания индивидуально, выбирая один из двух ответов.
V. Основная часть.

1. Просмотр отрывка из кинофильма "Судьба человека".

2. Беседа по содержанию отрывка.

3. Работа со словарем.

4. Выразительное чтение отрывка по ролям.

5.Дид.упр. "Буквенный лабиринт"

Предлагает посмотреть отрывок из кинофильма "Судьба человека". (Приложение 2)

Почему был вызван Андрей Соколов к коменданту? Как он вел себя в разговоре с фашистом? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Можем ли мы в этом случае говорить о мужестве? Как вы понимаете значение слова мужество?

Давайте найдем это слово в толковом словаре и прочитаем его значение.

Задание носит индивидуально-дифференцированный характер: кто-то выполняет задание самостоятельно, кому-то называет страницу учитель, у более слабых - есть закладки в словарях.

Таким образом, мы с вами узнали, что мужество проявляется по-разному. Оно не только в героическом поступке, но и в стойкости духа.

Давайте подумаем, как мы можем передать интонацией при чтении разговора выдержку Андрея Соколова и наглость и самоуверенность лагерфюрера.

Найти на слайде 8 (Презентация 1.ppt) среди букв слова, раскрывающие черты характера Андрея Соколова.

Смотрят отрывок

Отвечают на вопросы

Находят и зачитывают значения слова "мужество":

1) храбрость, присутствие духа в опасности;

2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

Слушают выводы и цели дальнейшей работы на уроке.

Предлагают варианты интонации.

Читают отрывок по ролям. Слушают и анализируют чтение товарищей

Выполняют задание.

VI. Итог урока. Давайте повторим, почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком? Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете? Почему М.Шолохов назвал свой рассказ "Судьба человека", а не "Судьба Андрея Соколова". Какой вывод вы сделали для себя из этого урока? Захотелось ли вам узнать больше о жизни Андрея Соколова? Тогда постарайтесь посмотреть фильм, а лучше прочитайте до конца книгу "Судьба человека". Участвуют в беседе, высказывают свое мнение
VII. Домашнее задание. Расспросите дома об участии в Великой Отечественной войне своих родных (деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ "Судьба моего деда (прадеда).

Если захотите можете сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно. Можете получить дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание, уточняют, если непонятно.

Рассказ «Судьба человека» был написан Михаилом Александровичем Шолоховым в 1956 году и в скором времени опубликован в газете «Правда». Это грустная история нелегкой жизни простого русского шофера Андрея Соколова .

Судьба этого человека по-настоящему трагична. Довольно рано герой остался сиротой, поскольку голод унес жизни его родителей и сестры. Самому Андрею, чтобы выжить, пришлось уехать на Кубань и начать «ишачить на кулаков».

Вернувшись оттуда, мужчина женился на «смирной», веселой и «угодливой» девушке Ирине и стал работать шофером, затем у молодой семьи появились дети. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, но вдруг грянула война, и Андрей Соколов в числе первых отправился на фронт.

Несмотря на то что суровая военная жизнь, конечно, тяготила героя, он никогда не смел пожаловаться на это жене. Он считал, что «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

В дальнейшем сама жизнь словно стремится проверить это утверждение Андрея Соколова, и готовит ему новое страшное испытание: мужчина попадает в плен к немцам. Происходит это тогда, когда он, не задумываясь ни на миг, решается совершить настоящий подвиг: доставить снаряды батарее своих солдат, которая находится в горячей точке и вот-вот должна вступить в бой с врагом. О своем героическом поступке сам Андрей говорит очень просто: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»

Действительно, за своих товарищей этот мужчина готов был отдать жизнь, впрочем, как и они за него. В произведении автор приводит немало примеров мужества русских солдат. Достаточно вспомнить военного доктора, который «в плену и в потемках» делал «свое великое дело»: ночью, когда немцы согнали всех русских пленных в церковь, он переходил от одного солдата к другому и старался помочь своим соотечественникам тем, чем мог.

Стоически переносят солдаты все испытания, которые выпадают на их долю в немецком плену: это и непосильно тяжелые каторжные работы, и постоянный голод, холод, побои, да и просто издевательства со стороны врагов. В таких тяжелых условиях эти люди не утрачивают способности шутить и смеяться, что многое говорит об их мужестве и силе духа.

Жизнь в постоянном страхе делает Андрея Соколова и его товарищей по-настоящему отважными. Достаточно вспомнить эпизод, где немцы хотят расстрелять главного героя (еще до того, как принимают решение взять его в плен). В этот момент он, будучи раненым, все равно поднимается на ноги и бесстрашно смотрит своему возможному убийце прямо в глаза. Далее солдат Соколов, несмотря на риск быть схваченным и убитым, решается мужественно бежать из плена, но, к сожалению, эта попытка оказывается неудачной.

В эпизоде, когда немецкое лагерное начальство вызывает Андрея Соколова в комендантскую, чтобы объявить пленнику приговор о расстреле, мужчина проявляет настоящий героизм. Зная, что идет на смерть, он готовится «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

В разговоре с комендантом Мюллером главный герой также проявляет невероятную храбрость и достоинство: он не соглашается пить водку «за победу немецкого оружия» и отказывается от закуски, демонстрируя противникам, что, несмотря на голод, не собирается «давиться ихней подачкой».

Впервые в русской военной литературе героизм солдата проявляется не только в подвигах, совершенных им на поле боя, но и в такой жизненной ситуации. Мужество Соколова восхищает противников настолько, что они решают не убивать своего пленника, а, наоборот, дают ему с собой еду и отпускают обратно в лагерь.

Вторая попытка выбраться из плена оказывается для Андрея удачной, и мужчина возвращается к своим. Но самое страшное известие, которое потребует от героя не меньшего, а, возможно, даже большего мужества, чем все военные испытания, ждет солдата Соколова впереди. Находясь в госпитале, из письма соседа Андрей узнает о гибели жены и дочерей, а далее, уже после окончания войны, ему сообщают, что в День Победы был убит его сын.

Такие вещи порой ломают даже самых сильных и мужественных мужчин, ведь одной надеждой вернуться к родственникам на войне и в плену живут солдаты. Но трагические события открывают в Андрее Соколове новые резервы доброты и человечности, и потому он берет себе на воспитание малолетнего сироту Ваню . Этот благородный поступок, так же как и все отважные поступки, совершенные Соколовым на войне, по праву можно считать настоящим подвигом и проявлением героизма в нашей повседневной жизни.

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Смелость и трусость". Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать нет?


Некоторым людям свойственна робость. Такие люди очень часто не умеют отказывать, чем пользуются окружающие. Таким примером может служить героиня рассказа А.П. Чехова « ». Юлия Васильевна работает гувернанткой у рассказчика. Ей свойственна стеснительность, но это ее качество доходит до абсурда. Даже когда ее откровенно притесняют, несправедливо лишают заработанных средств, она молчит, потому что характер не позволяет ей дать отпор и сказать «нет». Поведение героини показывает нам, что смелость нужна не только в экстренных ситуациях, но и в повседневной жизни, когда нужно постоять за себя.

Как проявляется смелость на войне?


Экстремальные условия, как правило, раскрывают истинную сущность человека. Подтверждение этому можно найти в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Во время войны Андрей Соколов оказался в плену у немцев, его морили голодом, держали в карцере за попытку побега, но он не потерял своего человеческого достоинства, не повел себя как трус. Показательна ситуация, когда за неосторожные слова комендант лагеря вызвал его к себе, чтобы расстрелять. Но Соколов не отказался от своих слов, не показал немецким солдатам своего страха. Он был готов достойно встретить смерть, за это ему сохранили жизнь. Однако после войны его ждало более серьезное испытание: он узнал, что его жена и дочери погибли, а на месте дома осталась только воронка. Его сын выжил, но счастье отца было недолгим: в последний день войны Анатолий был убит снайпером. Отчаяние не сломило его духа, он нашел в себе смелость продолжать жизнь. Он усыновил мальчика, который тоже потерял всю семью во время войны. Таким образом, Андрей Соколов показывает замечательный пример того, как сохранить достоинство, честь и остаться смелым в самых сложных жизненных ситуациях. Такие люди делают мир лучше и добрее.


Как проявляется смелость на войне? Какого человека можно назвать смелым?


Война – страшное событие в жизни любого человека. Она отнимает друзей и любимых, делает детей сиротами, разрушает надежды. Одних людей война ломает, других – делает сильнее. Ярким примером смелой волевой личности является Алексей Мересьев – главный герой «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого. Всю жизнь мечтавший стать профессиональным летчиком-истребителем Мересьев в бою получает тяжелое ранение, и в госпитале ему ампутируют обе ноги. Герою кажется, что его жизнь кончена, он не может летать, ходить, лишается надежды на создание семьи. Находясь в военном госпитале и видя пример мужества других раненых, он понимает, что должен бороться. Каждый день, превозмогая физическую боль, Алексей делает упражнения. Вскоре он уже может ходить и даже танцевать. Всеми силами Мересьев старается добиться приема в летную школу, ведь только в небе он чувствует себя на своем месте. Несмотря на серьезные требования к пилотам, Алексей получает положительный ответ. Девушка, которую он любит, не отказывается от него: после войны они женятся, и у них рождается сын. Алексей Мересьев – пример человека с несгибаемой волей, храбрость которого не смогла сломить даже война.


«В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость – все равно что стена» Г.С. Крисп
Согласны ли вы с утверждение Л. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении».


В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием - приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность? Смелость признать неправоту. Чем отличается истинная смелость от ложной? Какая разница между смелостью и рискованностью? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Кого можно назвать труса?


Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.


Как связаны понятия смелость и рискованность, самоуверенность, глупость? В чем разница между наглостью и смелостью?


Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.


Смелость в любви. Может ли любовь вдохновлять людей на подвиги?

Любовь вдохновляет людей на подвиги. Так, главные герои рассказа О.Генри « » показали пример смелости читателям. Ради любви они пожертвовали самым дорогим: Делла отдала свои прекрасные волосы, а Джим –часы, доставшиеся ему от отца. Для того, чтобы осознать, что действительно важно в жизни, необходимо недюжинное мужество. Еще больше мужества необходимо, чтобы жертвовать чем-либо во имя любимого человека.


Может ли смелый человек бояться? Почему не следует бояться признаться в своих чувствах? Чем опасна нерешительность в любви?


А. Моруа в рассказе « » показывает читателям, чем опасна нерешительность в любви. Главный герой рассказа Андре влюбляется в актрису по имени Женни. Он носит ей фиалки каждую среду, но даже не решается к ней подойти. Страсти бурлят в его душе, стены его комнаты увешаны портретами возлюбленной, но в реальной жизни он даже не может написать ей письмо. Причина такого поведения кроется в его страхе быть отвергнутым, а также в неуверенности в себе. Он считает свою страсть к актрисе «безнадежной» и возвышает Женни до недостижимого идеала. Однако назвать этого человека «трусом» нельзя. В его голове возникает план: уйти на войну, чтобы совершить подвиг, который "приблизит" его к Женни. К сожалению, там он погибает, так и не успев сказать ей о своих чувствах. После его смерти Женни от его отца узнает о том, что он написал много писем, но так и не отправил ни одного. Если бы Андре хотя бы раз подошел к ней ближе, то узнал бы, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига». Этот пример доказывает, что нерешительность в любви опасна тем, что не дает человеку стать счастливым. Вполне вероятно, смелость Андре могла бы осчастливить двух людей, и никому не пришлось бы оплакивать ненужный подвиг, который так и не приблизил его к главной цели.


Какие поступки можно назвать смелыми? В чем заключается подвиг врача? Почему важно быть смелым в жизни? Что значит быть смелым в повседневной жизни?


Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды в семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.


К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Чем опасна трусость? Какова разница между страхом и трусостью? Кого можно назвать трусом? Может ли смелый человек бояться? Можно ли утверждать, что от страха до трусости один шаг? Трусливость – это приговор? Как экстремальные условия влияют на смелость? Почему важно иметь смелость при принятии своих решений? Может ли трусость тормозить развитие личности? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди с высокими моральными принципами могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов.Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят с самого начала, он предстает перед читателями как герой, который не позволяет обижать слабых, защищает животных, стремится к независимости и любит труд. Во время похода Дима спасает Лену от одноклассников, которые начали ее пугать, надев "морды" зверей. Именно по этой причине в него и влюбляется Леночка Бессольцева.


Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.

Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои боятся, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.

Что значит быть смелым? Как смелость влияет на формирование личности? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? В чем проявляется настоящая смелость? Какие поступки можно назвать смелыми? Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие. Может ли смелый человек бояться?

Лена Бессольцева - это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».


Нужно ли отстаивать правду, бороться за справедливость? Согласны ли вы с утверждением Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывали о его друге»? Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов? Почему люди бояться высказать свое мнение? Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Трусость- в том, чтобы знать, что должно делать и не делать этого»


Чтобы бороться с несправедливостью, нужна храбрость. Герой повести Васильев видел несправедливость, но из-за слабости характера не смог противостоять коллективу и его лидеру Железной Кнопке. Этот герой старается не обижать Лену Бессольцеву, отказывается ее бить, но в то же время старается сохранить нейтралитет. Васильев пытается защитить Лену, но ему не хватает характера и смелости. С одной стороны, остается надежда на то, что этот персонаж исправится. Возможно, пример храброй Лены Бессольцевой поможет ему самому побороть страхи и научит его отстаивать правду, даже если все вокруг против. С другой стороны, поведение Васильева и то, к чему привело его бездействие, учит нас тому, что нельзя стоять в стороне, если ты понимаешь, что происходит несправедливость. Молчаливое согласие Васильева поучительно, поскольку многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями в жизни. Но есть вопрос, который должен задать себе каждый человек, прежде чем сделать выбор: разве есть что-то хуже, чем знать о несправедливости, быть ее свидетелем и просто молчать? Смелость, как и трусость - дело выбора.

Согласны ли вы с высказыванием: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»? Как мнительность связана с трусостью? Чем опасен страх? Может ли страх мешать человеку жить? Как вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний»? Как вы понимаете устойчивое выражение: « у страха глаза велики»? Можно ли утверждать, что человек страшится того, чего не знает? Как вы понимаете высказывание Шекспира: « Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?


"Премудрый Пискарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пискарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так Пискарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?


Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции Отреченных, чтобы стать Бесстрашной. Она боится реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе Бесстрашных, ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ее пугают мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.


Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, за справедливость, за мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.


Нужна ли смелость в любви? Согласны ли вы с утверждением Рассела: «Бояться любви – значит бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мертвым»?


А.И. Куприн "Гранатовый браслет"
Георгий Желтков – мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит.



Может ли человек бояться счастья? Нужно ли иметь смелость, чтобы изменить свою жизнь? Нужно ли рисковать?


Вера Шеина боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.



Как вы понимаете высказывание Твена: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»?Как сила воли связана со смелостью? Согласны ли вы со словами Плутарха: «Смелость – начало победы»? Важно ли уметь преодолевать свои страхи? Для чего нужно бороться со страхами? Что значит быть храбрым? Можно ли воспитать в себе смелость? Согласны ли вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Может ли смелый человек бояться?

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в самых разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонов в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения она борется со своими страхами, делает то, чего боится. Уже взрослая Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын, кажется, что вот страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание. Начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, за сына, за будущее страны. Но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы хоть как-то помочь. К сожалению, ее муж погибает, и Гуля вынуждена продолжать бороться в одиночестве. Она уходит на фронт, не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет четвертую высоту, она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но она преодолевает все свои страхи, такого человека, несомненно, можно назвать храбрецом.



Похожие статьи
 
Категории