Скрипку альт виолончель контрабас раскраска. Струнные смычковые инструменты: описание группы

09.02.2019

На первый взгляд кажется, что виолончель и контрабас неотличимы: почти одинаковая форма, одинаковое количество струн. Тем не менее, это два самостоятельных инструмента, которые различаются по конструкции, размерам, приемам игры.

Виолончель

Виолончель - инструмент категории “струнные смычковые”. Ее используют для сольной игры, звучит виолончель в составе оркестра, и в квартете струнных.

Диапазон звучания виолончели: до большой октавы - ля четвертой октавы. По этой причине ноты для этого инструмента записываются в нескольких ключах (басовом, альтовом и скрипичном). Виолончель звучит сочно, верхний регистр немного приглушен.

Принцип игры на виолончели, включая исполнение штрихов, такой же, как на скрипке. Но из-за того, что виолончель больше по размеру, играть на ней сложнее. Приемы игры на виолончели включают пиццикато и флажолеты. Играют на виолончели сидя и с помощью смычка.

Контрабас

Контрабас тоже входит в число струнных смычковых и является самым большим представителем этого «семейства» (до двух метров) и самым низким по звучанию. Контрабас используют в симфоническом оркестре, в камерных ансамблях, в джазе, рокабилли.

Контрабас звучит в диапазоне ми контроктавы - соль первой октавы. У него низкое, густое звучание, которое делает его легко узнаваемым. Контрабас редко используют для сольной игры, хотя некоторые музыканты специализируются на соло на контрабасе.

Для контрабаса используют приемы игры и штрихи, как на скрипке, но его размеры ограничивают возможности игры. Например, на нем трудно играть гаммы и скачки, зато интересно звучит пиццикато. Если на контрабасе играют в стиле рокабилли и сайкобилли, то используется техника слэпа. Играют на контрабасе стоя, смычком или пальцами.

Сравнение контрабаса и виолончели

  • виолончель и контрабас относятся к одному виду инструментов: струнные смычковые;
  • виолончель меньше контрабаса;
  • на виолончели играют сидя, на контрабасе - стоя;
  • у контрабаса звучание ниже, чем у виолончели;
  • приемы игры на контрабасе и виолончели похожи.
  • на виолончели играют только смычком, а на контрабасе и смычком, и пальцами

Если вы хотите начать обучаться игре на одном из этих инструментов, выбирайте, исходя из личных предпочтений, звучания и стиля музыки, который вам по душе. Посоветуйтесь с педагогом по игре на струнных смычковых , послушайте, как звучит каждый инструмент. Так вы поймете, какой инструмент вас привлекает. Также выбирайте инструмент, исходя из стиля музыки, в котором вы планируете играть.

Работы одного из мастеров семейства Амати. басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта. Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально, в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент,… … Энциклопедия Кольера

- (итал. violoncello, от viola виола). Музыкальный инструмент, средний между скрипкой и контрабасом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИОЛОНЧЕЛЬ 4 струнный смычковый инструмент, изобретенный музыкантом … Словарь иностранных слов русского языка

виолончель - и, ж. violoncelle, ит. violoncelle. 1. муз. Четырехструнное смычковое орудие, по месту и звуку среднее между альтом и басом. Даль.Играет на виолончелле. Прим. Вед. 1738 178. Играли на двух скрипицах и филоншели. 20. 7. 1789. КФЖ. // Ливанова 2… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Виолончель - Виолончель. ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. violoncello) музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового регистра. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв.: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал.… … Большой Энциклопедический словарь

Басетля, хордофон, инструмент Словарь русских синонимов. виолончель сущ., кол во синонимов: 6 басетля (3) гамба … Словарь синонимов

- (Violoncello, сокращенно Cello) инструмент средний междуальтом и контрабасом; имеет увеличенную форму альта. Он заменилстаринный инструмент viola di Gamba. Строй такой же, как и у альта, нотолько октавой ниже. Звуковой объем его очень большой, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и… … Современная энциклопедия

ВИОЛОНЧЕЛЬ, виолончели, жен. (итал. violoncello) (муз.). Смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, имеющий форму скрипки большой величины. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИОЛОНЧЕЛЬ, и, жен. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. | прил. виолончельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

У современных струнных смычковых инструментов — скрипки, альта, виолончели и контрабаса, конечно, — были свои многочисленные предшественники. Это вертикальные струнные смычковые, которые попали в Европу в VIII веке из стран Востока, У арабов был инструмент под названием «рабаб» — на нем играли, водя смычком по струнам, а не перебирая их. От рабаба ведут начало европейские грушевидные ребеки, виеллы и фидели, похожие на лопату. На этих инструментах играли средневековые менестрели. Почему вертикальные? Потому что играли на них, держа в вертикальном положении, опирая инструмент на колено.

В конце XIV века появились виолы — семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, предшественников современной скрипки. Благодаря своему нежному звучанию они стали незаменимы в оркестрах. Виолы произошли от старинной испанской виуэлы, похожей на гитару. Как и у гитары, у виолы было шесть струн и лады, в отличие от скрипки, которая ладов не имеет. Виолы отличали по размерам и по положению инструмента при игре: ручные — их держали горизонтально, как скрипку; ножные — держали вертикально, как виолончель. Виолы в Средневековье звучали в самых богатых домах, поэтому на их создание шли очень дорогие материалы: слоновая кость и черепаховый панцирь, черное дерево и редкие камни. Одним из главных украшений виолы были резные головки людей и животных.

Альт
Альт, виолончель и контрабас похожи на скрипку, но больше ее по размерам. Альт чуть больше скрипки, его держат у плеча. Он звучит на пять тонов ниже скрипичного строя.
Альт по сравнению со скрипкой обладает большим весом и более длинными струнами. Для игры на этом инструменте исполнитель должен обладать более сильными и длинными руками, чем для игры на скрипке. Звучание альта более глубокое, можно сказать, более мудрое и завуалированное, чем звучание яркой и открытой скрипки.
Виолончель.
При игре на виолончели музыкант сидит на стуле, инструмент ставит на пол между ног, а гриф держит так, чтобы он прилегал к левому плечу. Виолончель гораздо крупнее альта. Корпус инструмента опирается на пол с помощью регулируемого металлического шпиля.

Контрабас
Контрабас по размерам превосходит виолончель, его высота около двух метров! Поэтому исполнителю приходится стоять или сидеть на высоком табурете, а инструмент держать перед собой. По форме контрабас почти такой же, как маленькая скрипка, только плечи у него не округлые, а покатые. Самый первый контрабас построил знаменитый скрипичный мастер Николо Амати.

Частотная характеристика микрофона

Самая низкая нота, издаваемая скрипкой, - соль главной октавы, причем ее основная гармоника, равная 196 Гц, очень мала по ампли­туде, так как резонатор слишком мал, чтобы достаточно эффек­тивно излучать ее в пространство (правда, обертоны очень сильны). Самые верхние частоты - скажем, выше 10 кГц - не нужны нам по названным раньше причинам. Поэтому микрофон со сравнитель­но небольшой полосой пропускания вполне пригоден для записи скрипки. Конечно, лучше, чтобы его частотная характеристика простиралась дальше, чем излучаемый спектр, однако, если она гораздо шире спектра, микрофон принимает вместе с полезным сиг­налом либо помехи от других инструментов, либо шумы. Для скрипки больше всего подходит ленточный микрофон.

Альты можно записывать, следуя в целом тем же правилам, что и при записи скрипок. Лишь при очень близком расположении на­правленного микрофона относительно резонатора (например, для создания необычного звучания альта в эстрадной музыке) будет сказываться эффект ближней зоны, что потребует электронной кор­рекции по нижним частотам.

Чем больше размеры резонаторов у струнных, тем менее направленным делается их излучение. Дальнее расположение микрофона не будет влиять на относительный баланс частот. Так, в небольшом струнном ансамбле, в котором участвуют все типы струнных ин­струментов, точка установки микрофона в значительной мере будет определяться размещением скрипки. Все же микрофон должен «ви­деть» (точнее, «слышать») присутствующие инструменты одинако­во хорошо: виолончель, расположенная в квартете на заднем плане, не должна быть заслонена от микрофона. При поисках оптимальной точки прислушайтесь к каждому инструменту так, словно он - солирующий. Попытайтесь получить на фонограмме сочетание «свежести», «прозрачности» каждого инструмента в от­дельности и звучности, «бархатности» тембра всего ансамбля в целом.

Устанавливал микрофон в непосредственной близости от вио­лончели или контрабаса, помещайте его прямо против резонатора, пожалуй, несколько в сторону верхней части струн. Для виолонче­ли частотная характеристика микрофона должна быть практиче­ски горизонтальной до частот ниже 100 Гц при нормальном рабочем

Струнный квартет. Типичная схема взаимного расположения двух скрипок, альта и виолончели относительно одного микрофона, который, учитывая частотный диапазон принимаемых звучаний, может быть двусторонней ленточной моделью. Верхние гармоники виолончели велики по амплитуде, однако они не столь резки, как гармоники скрипки, поэтому микрофон может находиться прямо на пути у излучаемых звуков.



Схема расположения инструментов в оркестре. Более современный вариант размещения инструментов отражает новую точку зрения на необходимость внутрен­него баланса оркестрового звучания, который в соответствии с направленностью излучения каждого инструмента зависит как от прямого звука, так и от степени перемешанности отражений в зале. Вторые скрипки не излучают теперь звук в сторону кулис, а виолончели и контрабасы выдвинуты вперед, чтобы их звучание стало более определенным.

расстоянии или, во всяком случае, сделана такой с помощью элект­ронной коррекции. Для контрабаса требования линейности на ниж­них частотах еще жестче.



Похожие статьи
 
Категории