Скульптор поликлет биография. "Раненая амазонка" Поликлет, Фидий, Кресил

16.07.2019

Ми́рон - греческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме.

Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям. Из изображений животных, исполненных Мироном, более других славилась «Тёлка », в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения Мирона были бронзовые.

Недавно найденный египетский папирус сообщает, что Мирон создал статуи атлета Тиманта, победителя Олимпиады в 456 г. до н. э., и Лициния, победителя в 448 и 444 гг. до н. э. Это помогло установить время жизни скульптора. Мирон был современником Фидия и Поликлета, учителем его считается Агелад.

Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина. Получая заказы от многих городов и областей Греции, Мирон создал большое количество статуй богов и героев. Славился Мирон и как ювелир. Некоторые древние авторы сообщают об изготовленных им серебряных сосудах.

Произведениями Мирона был украшен город его учителя - Аргос. Для острова Эгины Мирон сделал изображение богини Гекаты, для острова Самоса - колоссальные фигуры Зевса, Афины и Геракла на одном постаменте.

Плиний и Цицерон сообщают о мироновских статуях Аполлона в городе Эфесе и в святилище бога врачевания Асклепия в сицилийском городе Акраганте. Для беотийского города Орхомена Мирон исполнил статую бога Диониса.

Работал Мирон и над образами прославленных мифологических героев Геракла и Персея. Статуя последнего стояла на Афинском акрополе. Скульптор обращался и к изображению животных.

Однако сегодня с уверенностью можно говорить лишь о двух произведениях Мирона, широко известных в древности: скульптурной группе «Афина и Марсий» и статуе юноши, мечущего диск, - « Дискобол ».

Мирон обратился к мифу о том, как Афина изобрела, а затем прокляла флейту, искажавшую при игре ее лицо, которую потом взял Марсий. Сущность произведения Мирона - превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, светлое начало, и Марсия, неуравновешенного, дикого, темного - намеренно контрастны. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий кажется падающим навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося, испуганного силена. Гармоническое светотеневое решение в статуе Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией.

Около 470 года Мирон отлил самую знаменитую из всех статуй атлетов. « Дискобол » дошел до наших дней в нескольких различных по качеству исполнения римских копиях. Одна из хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс « Дискобола », слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения древности.

Дискобол показан обнаженным, так как на олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал « Дискобола » бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности, бронза обладала еще одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу. К сожалению, большая часть дошедших до нас римских копий - мраморные, а не бронзовые.

Попытки создать статуи атлетов, мечущих диск, можно встретить и у скульпторов-предшественников, но главной особенностью таких изваяний обычно была напряженность. Большого труда стоило им добиться в них подвижности и естественности. Мирон, впервые показавший дискобола прямо на состязании - в момент замаха, оставил далеко позади не только архаических скульпторов, но превзошел и своих учителей - в свободном, артистически легком изображении напряженной фигуры.

Ни Мирон, ни его современники не ставили перед собой задач создания скульптурного портрета в таких статуях. Это были скорее памятники, прославляющие героя и город, пославший его на состязания. Напрасно искать в лице « Дискобола » индивидуальные портретные черты. Это идеально правильное лицо совмещает «олимпийское» спокойствие с величайшим напряжением сил.

Другое чудо скульптора - медная статуя коровы. По рассказам древних, она настолько походила на живую, что на нее садились слепни. Пастухи и быки также принимали ее за настоящую:

Мирон занимал срединное положение между пелопоннесской и аттической школами. Он научился соединять пелопоннесскую мужественность с ионийской грацией. Его творчество отличалось от других школ тем, что он привнес в скульптуру движение. Мирон показал атлета не до или после состязания, но в мгновения самой борьбы. Вместе с тем он так мастерски осуществлял свой замысел в бронзе, что ни один другой скульптор в истории не смог превзойти его, изображая мужское тело в действии.

Поликле́т Ста́рший - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Как пишет Плиний, Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия - человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.

Канон Поликлета

Самое знаменитое произведение Поликлета - «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). В древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка - одной шестнадцатой, высота лица - одной десятой.

В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления. (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.

В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» - ранний пример приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.

Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие - Аргос, которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени. Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел и Мирон. Поликлет, в отличие от Мирона, стремится создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.

В ранние годы Поликлета привлекают образы атлетов - победителей на состязаниях. Киниск, юноша из Мантинеи, одержавший победу в 464 или 460 годах, одна из самых ранних статуй скульптора, сохранившаяся в римской копии. Из сочинений древних авторов можно узнать также, что в эти годы Поликлет работал над статуями Геракла и Гермеса.

Поликлет был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бедер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор.

«Дорифор» - статуя юноши, победившего в метании копья, был создан скульптором между 450 и 440 годами до нашей эры. Изображение копьеносца встречалось и раньше. Но в отличие от архаических, застывших, со скованными движениями фигур статуя Поликлета представляет совершенное воплощение естественного движения.

Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать ее не удлиненной и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при изображении каждой детали статуи. Хиазм (перекрестное расположение частей тела) не был впервые введен Поликлетом. Но мастер особенно отчетливо и ясно выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой фигуры. В статуе «Дорифора» в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал легкий изгиб телу. Это вызвало изменение в положении плеч и бедер, сообщило жизненность и убедительность фигуре копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним связанной. Важно заметить, что в греческих подлинниках обработанная поверхность бронзы имела блики, оживляющие впечатление и смягчающие массивность, появившуюся в поздних римских мраморных копиях с бронзовых оригиналов.

После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины - центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов.

К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от «Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бедра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид.

Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» - статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно.

«Поликлет прославился в Аргосе около 422 года как архитектор здешнего храма Геры и как автор статуи богини, которая во мнении эпохи уступала только колоссам Фидия, - пишет Дюрант. - В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды. Судить о работе соперников должны были сами художники. Предание гласит, что каждый назвал лучшим свое произведение, а второе место отвел работе Поликлета; таким образом, награда была вручена ему».

Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем.

Вопрос 7. Творчество Фидия.

Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики.

Неясно, кто был его учителем в скульптурном ремесле. Называются имена Гегия (Афины), Агелада (Аргос) и Полигнота.

Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной .

Самые знаменитые работы Фидия - Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике - золото и слоновая кость.

Новаторство

Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.

Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи.

Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению.

Оптика

Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

Интересные факты

· Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

Биографические сведения о Фидии сравнительно скудны. Сын Хармида. Вероятно, место рождения - Афины, время рождения - вскоре после битвы при Марафоне.

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла» , Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности. Его обвинили в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя.

Фидий работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и ее героев.

Ранние (470-е годы до нашей эры) работы мастера известны лишь по упоминаниям в античных литературных источниках: это статуя богини Афины в храме в Платеях и скульптурная группа в Дельфах. Одним из первых памятников (около 460 года до нашей эры), воздвигнутых на Акрополе, была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия. Скульптор, в совершенстве владея пластической анатомией, сумел в спокойной, как будто неподвижно стоящей фигуре мастерски передать скрытую жизненную энергию. Несколько меланхолический наклон головы придает юному богу сосредоточенный вид.

Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ - изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины - покровительницы города(Афина Промахос). На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры величественная бронзовая скульптура высотою 9 метров.

Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины (так называемых клерухов). Поселившись на острове Лемносе, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впоследствии прозвище «Лемния». В этот раз Фидий изобразил «мирную» Афину, держащую свой шлем в руке. Афина Промахос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия. Его привлекают к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя.

На Акрополе, представляющем собой высокую скалу в центре города длиною 240 метров, было намечено, по мысли Перикла, построить несколько зданий, распланированных с При жизни Фидия и Перикла были сооружены два из них: парадный вход на площадь, Пропилеи, и большой храм Парфенон.

Парфенон, посвященный Афине Парфенос, т.е. Деве, построен в 447-432 годы до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом на самой возвышенной части Акрополя. Вплоть до 438 года Фидий и его помощники были поглощены созданием статуй и рельефов Парфенона. Афина Парфенос , девственная богиня мудрости и целомудрия, возвышавшаяся на одиннадцать с половиной метров внутри Парфенона, стала самой прославленной из Афин, созданных мастером.

Художник использовал слоновую кость для изображения видимой части тела; сорок четыре таланта (1155 килограммов) золота пошло на одежды, кроме того, он украсил Афину драгоценными металлами и сложными рельефами на шлеме, сандалиях и щите. Она была поставлена таким образом, чтобы в день праздника Афины сквозь большие двери храма солнце сияло прямо на ослепительное платье и бледный лик девы.

Работа над статуей Зевса оказалась очень сложной, так как храм уже был закончен.(Храм Зевса Олимпийского в Олимпии)

Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением. Закончив для элейцев своего Зевса, он стал за дверью, когда в первый раз показывал зрителям свое произведение, и прислушивался к словам порицавших и возносивших ему похвалы. Затем, когда зрители разошлись, Фидий, снова запершись, исправил и привел в порядок изваяние в соответствии с мнением большинства. Статуя занимала значительное место во внутреннем пространстве храма и поэтому могла казаться несколько громоздкой по отношению к интерьеру, так как достигала потолка здания, но зато создавалось впечатление необычайной величавости и мощи божества. Особенно удалось Фидию выражение лица Зевса - царственно спокойное и вместе с тем милостивое, доброжелательное и ласковое. Все античные писатели подчеркивали силу впечатления, производимого Зевсом.

Это был колосс в четырнадцать метров высотой, исполненный из дерева и драгоценных материалов - золота и слоновой кости.

Павсаний следующим образом описал статую: «Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок.

В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда также из золота, а на одежде изображения разных животных и полевых лилий».

Трон был исполнен из кедрового дерева, инкрустации - из золота, драгоценных камней, черного дерева и слоновой кости, круглая скульптура - из золота. В этом произведении Фидий проявил себя не только как мастер монументальной скульптуры, но и ювелир тончайших работ.

Лицо Зевса, по описанию очевидцев, было одушевлено такой светлой ясностью и кротостью, что утишало самые острые страдания. Цицерон сообщает об отвлеченном характере этого идеального образа, не взятого с натуры и являющегося выражением идеи божества как высшей красоты. Очевидно, гармония форм оказывала успокаивающее, умиротворяющее действие на зрителя.

Это творение Фидия справедливо причислено к Семи чудесам света. К сожалению, грандиозный памятник постигла такая же трагическая судьба, что и Афину Парфенос. Перевезенный в IV веке нашей эры в Константинополь, он погиб там от пожара.

Кроме всемирно известных статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал и ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. Сохранилось несколько различных вариантов статуй амазонки в римских мраморных копиях. В одном из них амазонка - высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне - стоит, склонив голову. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения заставляют вспомнить фигуры фриза Парфенона.

Другое из известных произведений Фидия - статуя Афродиты Урании (небесной) - также имеет свой аналог на восточном фронтоне Парфенона. Сильная, молодая, полная грации женская фигура отличается своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды.

Если Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения, то скульптор Поликлет ставил в своем творчестве иные цели. Создавая статуи спокойно стоящих атлетов, скульптор стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. В своих поисках Поликлет шел от внимательного изучения жизни. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и в конечном счете создал художественный образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания в глазах граждан города-государства.

Скульптор Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки - одну десятую, ступня - одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой. «Успех художественного произведения, - утверждал Поликлет, - получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450-440 годов до н. э. Могучий обнаженный атлет - Дорифор («Копьеносец») - изображен в сполопной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Кажется, что юноша толькочто нагнул вперед и остановился. Красота человека становится для нею мерой ценности разумно устроенною мира.

Поликлет утверждает мысль о том. что каждый человек должен совершенствовался, чтобы служить своему народу. Гражданственный пафос Полпклета перекликается с характеристикой идеальностью гражданина, которую мы находим у греческого писателя Лукиана: «Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье». Передовые греческие мыслители V века до н. э. называли подобных людей «прекрасными и доблестными».

Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады, в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями. До наших дней «Дорифор», самое великое произведение скульптора Поликлета, остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.

От-но-сит рас-цвет твор-че-ст-ва Поликлета к 90-й Олим-пиа-де (420-417 годы до нашей эры). Уче-ник Аге-ла-да, Поликлет ра-бо-тал пре-имущественно в брон-зе. Наи-бо-лее ран-ней ра-бо-той Поликлета счи-та-ет-ся при-пи-сы-вае-мая ему Пав-са-ни-ем ста-туя маль-чи-ка-бок-сё-ра Ки-ни-ска из Ман-ти-неи, по-бе-ди-те-ля в Олим-пий-ских иг-рах в 464 или 460 годы до нашей эры. Воз-мож-но, ко-пи-ей этой ста-туи яв-ля-ет-ся «Ат-лет Вест-ма-кот-та» (мра-мор, I века нашей эры, Бри-тан-ский му-зей, Лон-дон). Под-лин-ную сла-ву Поликлету в древ-но-сти при-нес-ла ста-туя «До-ри-фор» (буквально «копь-е-но-сец»), обыч-но да-ти-руе-мая 450-440 годами до нашей эры. Так, по сло-вам Ци-це-ро-на, Ли-сипп ут-вер-ждал, что его учи-те-лем был «До-ри-фор» Поликлетом На-счи-ты-ва-ет-ся свыше 50 ко-пий этой ста-туи: наи-бо-лее пол-ной яв-ля-ет-ся мра-мор-ная ко-пия из Пом-пей (Национальный ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь); два тор-са из Государственных му-зе-ев Бер-ли-на и га-ле-реи Уф-фи-ци во Фло-рен-ции (по-след-ний из чёр-но-го ба-заль-та) хо-ро-шо пе-ре-да-ют ар-хи-тек-то-ни-ку те-ла, то-гда как брон-зо-вая гер-ма I века до нашей эры (Национальный ар-хео-ло-гический му-зей, Не-аполь) с сиг-на-ту-рой ко-пии-ста (Апол-ло-ния из Афин) - строе-ние го-ло-вы, чер-ты ли-ца и трак-тов-ку во-лос. В 1921-1922 годы немецкий скульп-тор Г. Рё-мер ис-поль-зо-вал эти па-мят-ни-ки для соз-да-ния ре-кон-ст-рук-ции «До-ри-фо-ра» (брон-зи-ро-ван-ный гипс, Глип-то-те-ка, Мюн-хен). Древ-ние ав-то-ры про-воз-гла-ша-ли «До-ри-фо-ра» во-пло-ще-ни-ем «ме-ры» (τ&varia;ο μ&oxia;ετρον) и «се-ре-ди-ны» (τ&varia;ο μ&oxia;εσον); Пли-ний Стар-ший пи-сал, что эту ста-тую ху-дож-ни-ки зо-вут «ка-но-ном» и по-лу-ча-ют из неё, слов-но из ка-ко-го-ни-будь за-ко-на, ос-но-ва-ния для сво-его искусства. Этой ста-туе-об-раз-цу со-от-вет-ст-во-вал литературный трак-тат Поликлета, так-же на-зы-вав-ший-ся «Ка-но-ном». Наи-бо-лее точ-ные све-де-ния об этом трак-та-те пе-ре-да-ёт Га-лен («О мне-ни-ях Гип-по-кра-та и Пла-то-на»): по-ви-ди-мо-му, глав-ным здесь бы-ло ус-та-нов-ле-ние но-во-го мо-ду-ля че-ло-ве-че-ской фи-гу-ры. Со-глас-но Пли-нию Стар-ше-му, Поликлет по-бе-дил че-ты-рёх скульп-то-ров в кон-кур-се на луч-шую ста-тую «Ама-зон-ки» для Ар-те-ми-сио-на в Эфе-се (около 440 года до нашей эры); её обыч-но иден-ти-фи-ци-ру-ют с мра-мор-ной «Ама-зон-кой Со-сик-ла» (Ка-пи-то-лий-ские му-зеи, Рим), на-зван-ной так по име-ни ко-пии-ста I века нашей эры, чья сиг-на-ту-ра име-ет-ся на ста-туе. Иден-ти-фи-ка-ция «Диа-ду-ме-на» (буквально «ат-лет, об-вя-зы-ваю-щий свою го-ло-ву по-вяз-кой по-бе-ди-те-ля»; 430-420 годы до нашей эры) как ра-бо-ты Поликлета сре-ди римских мра-мор-ных ко-пий ста-ла воз-мож-ной бла-го-да-ря его срав-не-нию с «До-ри-фо-ром», хо-тя «Диа-ду-мен» как бо-лее позд-нее про-из-ве-де-ние мас-те-ра тонь-ше, изящ-нее, оду-шев-лён-нее. Луч-шая ре-п-ли-ка бы-ла най-де-на на острове Де-лос (мра-мор, Национально ар-хео-ло-гический му-зей, Афи-ны). Един-ст-вен-ная хри-со-эле-фан-тин-ная скульп-ту-ра Поликлета - позд-няя ста-туя Ге-ры для хра-ма Ге-ры в Ар-го-се (из-вест-на по де-таль-но-му опи-са-нию Пав-са-ния и изо-бра-же-ни-ям на ар-гос-ских мо-не-тах). По со-об-ще-нию Фу-ки-ди-да, ста-рый храм Ге-ры в Ар-го-се сго-рел в 423 году до нашей эры; но-вый был от-стро-ен к 400 году, что по-зво-ля-ет до-воль-но точ-но да-ти-ро-вать это про-из-ве-де-ние. Мас-тер гар-мо-нической ком-по-зи-ции и тон-кой от-дел-ки, Поликлет был скульп-то-ром ат-ле-тов, и мы зна-ем из тек-стов Пав-са-ния име-на олим-пий-ских по-бе-ди-те-лей в бок-се или борь-бе, ста-туи ко-то-рых он из-ва-ял: Ари-сти-он из Эпи-дав-ра, Фер-си-лох из Кер-ки-ры, Ан-ти-патр из Ми-ле-та, Пи-фокл из Эли-ды, Ксе-нокл из Ме-на-лии.

Зна-че-ние творческой дея-тель-но-сти Поликлета во мно-гом оп-ре-де-ля-ет-ся его со-пос-тав-ле-ни-ем со стар-шим со-вре-мен-ни-ком - Фи-ди-ем. Ес-ли тот до-вёл до со-вер-шен-ст-ва идеа-ли-стическое те-че-ние в древне-греческом искусстве и стал его главным вы-ра-зи-те-лем, то Поликлет усо-вер-шен-ст-во-вал кон-цеп-цию фи-гу-ры ат-ле-та: по сло-вам Квин-ти-лиа-на , «он сде-лал че-ло-ве-че-ское те-ло бо-лее пре-крас-ным, чем оно есть, но ему не уда-лось пе-ре-дать ве-ли-чие бо-гов». Тра-ди-ция Поликлета ещё дол-го су-ще-ст-во-ва-ла в древне-греческом искусстве; он был ос-но-ва-те-лем боль-шой скульп-тур-ной мас-тер-ской.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Поликлет.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2018
Поликлет Старший - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в
Аргосе в 5­м веке до нашей эры.
Его самая знаменитая работа Дорифор (копьеносец), иногда еще называющаяся
"каноном Поликлета", по аналогии с его письменным трактатом, который она по сути и
воплощает. В основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной
неравномерности движения тела, так называемый хиазм или иначе называют
контрапост. Хиазм в скульптуре - это поза, при которой, например, при переносе
тяжести тела на правую ногу правому поднятому бедру соответствует левое поднятое
плечо, а левому опущенному бедру - правое опущенное плечо. Возникает
перекрестная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху,
покой - наоборот.

По легенде статуя была сделана в честь победителя на олимпиаде. В то время было
правило, по которому честь преподнести статую победителю разыгрывалась между
несколькими скульпторами. К определенному моменту скульпторы ваяли статую, а
потом среди себя же путем голосования выбирали победителя. Как правило, себе
писали первое место, тем, кто понравится кроме себя - второе, победителя таким
образом выбирали из того, кто больше всех получил вторых мест. Проигравшие должны
были свои статую расколотить вдребезги. Так вот Поликлету с его Дорифором каждый
присудил первое место. Оригинал был выполнен в бронзе. Скульптура действительно
восхитительна, к сожалению в оригинале утрачена, сохранены множественные копии
разной степени древности.
Другой знаменитой скульптурой Поликлета была "Раненая амазонка", занявшая первое
место в конкурсе для храма Артемиды Эфесской, до наших дней тоже не сохранилась.
Вообще все скульптуры до наших дней дошли только в копиях или описаниях, как и
письменный трактат "Канон", который сохранился в двух фрагментах и отрывочных
сведениях современников.

Творчество

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Канон Поликлета

Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец).Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица – одной десятой всей фигуры.Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. От пифагорейцев же идет теория так называемого золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Если считать Поликлетова Дорифора выразителем его канона, то установлено, что весь его рост относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние – к расстоянию от пупка до макушки. Установлено, что если взять расстояние от пупка до макушки, то оно так относится к расстоянию от пупка до шеи, как это последнее – к расстоянию от шеи до макушки, и если взять расстояние от пупка до пяток, то золотое деление падет тут на коленки.Тексты, приведенные выше по Поликлету, свидетельствуют о том, что пропорции мыслятся им не механически, а органически: они исходят из естественной симметрии живого человеческого тела и фиксируют в нем то, что является наиболее нормальным.Вдобавок, в трактате воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Дорифор - ранний пример классического контрапоста (Контрапост - (от итальянского contrapposto - противоположность) в изобразительном искусстве прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально). Динамизирует ритм фигуры, позволяет передать ее движение или напряжение не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения).Иногда эту статую так и называли - "Канон Поликлета", вслед за теоретическим трактатом его создателя."Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью". И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.

Произведения

  • «Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.
  • «Дорифор » («Копьеносец»).
  • «Раненая амазонка », 440-430 до н. э.
  • Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия .
  • «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.



Похожие статьи
 
Категории