Сочинение на тему революция в романе доктор живаго, пастернак читать бесплатно. «Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго»)

20.04.2019

Мы знаем, что имя Бориса Пастернака, его произведения были запрещены в советской России. Почему же так случилось? Почему творчество Пастернака так высоко ценили за границей и не оценили «дома»?

Мне кажется, что виной всему — советская идеология. Кому-то не понравилось отношение писателя к революции, к революционным деятелям. Но каково же было это отношение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться.

Я считаю, что для этой цели нам необходимо будет рассмотреть «революционный» роман Пастернака «Доктор Живаго». Потому что именно в нем наиболее ярко мы можем увидеть отношение писателя к революции.

Итак, в романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа — Юрий Живаго. И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями. В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго. Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь героя.

Основным вопросом в романе является проблема отношения к революции в России 1917 года. Автор строит все произведение таким образом, чтобы показать все нюансы этой проблемы. И мы понимаем, что герой, доктор Живаго, да и сам Пастернак не отрицают, не отвергают революцию. Но они ее и не возвышают, не восхваляют, не пропагандируют. Их отношение к революции другое: они просто наблюдают за историческими событиями, нисколько не вмешиваясь в них. Автор и герой как бы «плывут по течению» революции, не пытаясь противостоять ей или изменить ее.

Такая авторская позиция была необычна для романа того времени, когда везде и всюду пропагандировалась победа «красных». Все писали, восхищаясь или «красными», или «белыми». Такого нейтрального отношения со стороны авторов не было.

У Пастернака же не так. Он писал и о «красных», и о «белых», оценивая их действия объективно, а не субъективно: «Доктор вспомнил давно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали».

Позиция Пастернака — это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения. Поэтому в романе Юрий Живаго и уходит из сражающихся рядов, чтобы не принимать ничью сторону.

История Доктора Живаго и его семьи — это история многих сотен таких же людей, чьи жизни были разрушены событиями революции. На примере одной семьи Пастернак показал типичную для того времени картину выбитых из колеи людей, вырванных из привычного уклада жизни. Семья Живаго уезжает из дома на Урал. Сам Юрий вынужден против воли участвовать в революции. Его разлучили с женой и детьми, он ничего не знает о них. Лара, возлюбленная доктора, живет в полной зависимости от постоянно меняющейся власти. Она живет в страхе, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за действия мужа.

Постепенно Юрий лишается всех своих близких: жена с детьми и ее отцом высланы из России, Лара пропадает без вести. Герой чувствует себя одиноким, никому не нужным, у него уже нет сил просто жить. И Живаго умирает: в трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ.

Смерть его была предрешена теми катастрофами и революционными испытаниями, которые ему пришлось пережить. Эта развязка была подготовлена самим романом, его развитием, самой историей. На протяжении всего произведения Живаго, а вместе с ним, и автор, воспринимал все события как несправедливые, лишенные смысла, жестокие. По его мнению, революция — это насилие над самой жизнью, над природой, всеми человеческими и естественными законами. Поэтому, можно сказать, что отношение Пастернака к революции совершенно неоднозначное.

Положительным же, по мнению автора, было то, к чему революция стремилась: равноправие, братство, права народа. Но какими были методы, чтобы добиться всего этого?! Разрушение семей, жестокие убийства, в том числе, детей и женщин… Да, цели были благими, но люди утопали к крови. А на крови, как известно, ничего хорошего не построишь.

Роман заканчивается монологом автора, который уверен, что жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, несет свободу и полноту: «Как сладко жить на свете и любить жизнь!» Финал оптимистичен, полон веры в мудрость жизни, которая вынесет все и победит.

Мы знаем, что имя Бориса Пастернака, его произведения были запрещены в советской России. Почему же так случилось? Почему творчество Пастернака так высоко ценили за границей и не оценили «дома»?

Мне кажется, что виной всему - советская идеология. Кому-то не понравилось отношение писателя к революции, к революционным деятелям. Но каково же было это отношение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться.

Я считаю, что для этой цели нам необходимо будет рассмотреть «революционный» роман Пастернака «Доктор Живаго». Потому что именно в нем наиболее ярко мы можем увидеть отношение писателя к революции.

Итак, в романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа – Юрий Живаго. И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями. В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго. Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь героя.

Основным вопросом в романе является проблема отношения к революции в России 1917 года. Автор строит все произведение таким образом, чтобы показать все нюансы этой проблемы. И мы понимаем, что герой, доктор Живаго, да и сам Пастернак не отрицают, не отвергают революцию. Но они ее и не возвышают, не восхваляют, не пропагандируют. Их отношение к революции другое: они просто наблюдают за историческими событиями, нисколько не вмешиваясь в них. Автор и герой как бы «плывут по течению» революции, не пытаясь противостоять ей или изменить ее.

Такая авторская позиция была необычна для романа того времени, когда везде и всюду пропагандировалась победа «красных». Все писали, восхищаясь или «красными», или «белыми». Такого нейтрального отношения со стороны авторов не было.

У Пастернака же не так. Он писал и о «красных», и о «белых», оценивая их действия объективно, а не субъективно: «Доктор вспомнил давно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали».

Позиция Пастернака – это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения. Поэтому в романе Юрий Живаго и уходит из сражающихся рядов, чтобы не принимать ничью сторону.

История Доктора Живаго и его семьи – это история многих сотен таких же людей, чьи жизни были разрушены событиями революции. На примере одной семьи Пастернак показал типичную для того времени картину выбитых из колеи людей, вырванных из привычного уклада жизни. Семья Живаго уезжает из дома на Урал. Сам Юрий вынужден против воли участвовать в революции. Его разлучили с женой и детьми, он ничего не знает о них. Лара, возлюбленная доктора, живет в полной зависимости от постоянно меняющейся власти. Она живет в страхе, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за действия мужа.

Постепенно Юрий лишается всех своих близких: жена с детьми и ее отцом высланы из России, Лара пропадает без вести. Герой чувствует себя одиноким, никому не нужным, у него уже нет сил просто жить. И Живаго умирает: в трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ.

Смерть его была предрешена теми катастрофами и революционными испытаниями, которые ему пришлось пережить. Эта развязка была подготовлена самим романом, его развитием, самой историей. На протяжении всего произведения Живаго, а вместе с ним, и автор, воспринимал все события как несправедливые, лишенные смысла, жестокие. По его мнению, революция - это насилие над самой жизнью, над природой, всеми человеческими и естественными законами. Поэтому, можно сказать, что отношение Пастернака к революции совершенно неоднозначное.

Положительным же, по мнению автора, было то, к чему революция стремилась: равноправие, братство, права народа. Но какими были методы, чтобы добиться всего этого?! Разрушение семей, жестокие убийства, в том числе, детей и женщин… Да, цели были благими, но люди утопали к крови. А на крови, как известно, ничего хорошего не построишь.

Роман заканчивается монологом автора, который уверен, что жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, несет свободу и полноту: «Как сладко жить на свете и любить жизнь!» Финал оптимистичен, полон веры в мудрость жизни, которая вынесет все и победит.

Как сказал сам Борис Пастернак, закончив работу над романом: «В нем все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально... Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному: земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти». Этот роман, ставший для писателя делом почти всей жизни, является, по сути, эпопеей, произведением, охватывающим значительнейшие исторические события: Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. По словам Дмитрия Лихачева, «Доктор Живаго» — это не просто роман-эпопея, а лирическая эпопея, показывающая все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности».

Главная тема романа — духовная драма российской интеллигенции, прошедшей через войны и революции. Главный герой — Юрий Живаго, в котором скрыто все самое сокровенное, прекрасное. Как говорил сам автор, «Юрий Живаго должен представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий — яркий представитель русской интеллигенции дворянского происхождения. С детства он остался сиротой, и его дядя, бывший священник, отдал его на воспитание в семью Громыко, профессора университета, в прекрасную семью интеллигентов. Атмосфера доброты, взаимопонимания, любви и уважения, в которой рос юный Юра, помогла развиться в его душе поэтичности, тонкости, глубине чувств и переживаний. В нем с самого детства можно было заметить напряженную работу ума и души, стремление все постичь и понять.

Ведь для Пастернака интеллигентность не заключается в одном лишь интеллекте, высшее образование еще не делает человека интеллигентом. Интеллигент — это тонкий, культурный человек, наделенный порядочностью и добротой. Образование развивает ум, культура же есть область духовная, которая прививается в семье. Интеллигентность — это и порядочность, и доброта, и стремление помогать людям, и высокая духовность. Само слово «интеллигент» образовано от слова «интеллект», означающего определенный уровень мышления, который дается образованием. Но интеллигентность заключается не только в интеллекте, это еще и честность, благородство, неравнодушие к людям. И раскрытие смысла трагедии, произошедшей с российской интеллигенцией, дается Пастернаком на основе сравнения судеб двух людей — Живаго и Стрельникова.

Павел Антипов, у которого не было взаимопонимания с любимой им Ларой, уехал на войну, попал в плен, затем вернулся и встал на службу революции. Он полностью «развернул» свою жизнь; бывший учитель стал Стрельниковым, беззаветным слугой революции. Он привлекателен, даже на Юрия он произвел положительное впечатление благодаря своей внутренней силе, уверенности и четкой постановке цели. Но в нем настораживает жестокость во имя идеи, во имя революции. Стрельников не способен творить добро; для этого нужно уметь разглядеть отдельного человека, увидеть личность и суметь помочь. А Стрельников ради общего блага и свершившейся революции уничтожает многих. За высокопарными лозунгами он потерял человека. И в Стрельникове отталкивает именно его фанатизм, слепая вера в идею, которая и порождает его отрицательные качества.

Эпиграфом к роману, по моему мнению, можно было бы взять стихотворение Максимилиана Волошина «Гражданская война», где о характере Стрельникова и ему подобных фанатиков восторжествовавшей революции есть точные строки:

И там, и здесь, между рядами

Звучит один и тот же глас:

— Кто не за нас — тот против нас!

Нет безразличных; правда с нами!

Такой ни в чем не сомневающийся человек страшен тем, что в сложной и многообразной жизни, не укладывающейся ни в какие рамки, его фанатизм исключает поступки, продиктованные сердцем. Слепая вера во что-либо оборачивается неспособностью сделать добро, помочь одному человеку. Самое страшное в фанатизме — уверенность в том, что истина в последней инстанции остается только за тобой, прав только ты. Это порождает неспособность и нежелание понять другого человека.

Живаго же «буйный ветер» революции занес вместе с его семьей на Урал. Жизнь его была нелегка, ему грозил арест как родственнику высланных из страны Советов и как сыну буржуа. Он работал в поте лица, ему все приходилось делать самому, трудиться и умственно, и физически. Но Юрий был удовлетворен тем, что он сам кормит семью. Этот человек всегда умел видеть красоту жизни и восхищаться ею.

Но все же его отношение к революции меняется. На место первым восторгам приходит неприятие творящихся вокруг насилия и жестокости. Живаго постепенно отторгает революцию, превратившуюся на его глазах в бессмысленную братоубийственную войну. Высшая ценность для него — это человек, а законы этой схватки обрекают человека на гибель и страдание.

В то время, когда его силой держали в партизанском отряде, он всячески старался выполнять свой долг врача, спасать человеческие жизни независимо от того, на чьей стороне они в этой войне. И когда его вынуждают участвовать в схватке, он старается стрелять мимо, но все же, как ему кажется, убивает одного белогвардейца. И у этого убитого юноши в ладанке он находит текст девяностого псалма; этот же девяностый псалом лежит и у партизана. И Живаго не может понять, зачем же все эти люди убивают друг друга. Юрий не пытается стать подобным Ливерию Микулицыну и Стрельникову, он не принимает эту кровавую схватку. Этот «мягкий» интеллигент оказывается человеком твердых убеждений, он смотрит на человека как на высшую ценность в жизни. И выполняя свой долг врача, он лечит всех — и партизан, и колчаковцев; для него все они —просто страдающие люди. В своем стремлении не примыкать ни к одной из враждующих сторон, отказаться от классовых оценок Живаго смог встать над схваткой, взглянуть на людей с позиции надчеловеческой. В этом, по мнению Живаго и по мнению Бориса Пастернака, заключается истинный гуманизм.

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

В сопоставлении Живаго и Стрельникова автор показывает истоки трагедии русской интеллигенции. Во имя светлых идеалов, провозглашенных революцией, совершались насилие и жестокость. Пастернак тонко показывает роковой переход через рубеж добра и зла, оправдываемый верностью идее.

Наиболее ярко характеры двух героев раскрываются в их любви к Ларе. В любви, по мысли Пастернака, человек раскрывается полностью, показывает все прекрасное и уродливое, доброе и гадкое, что таится в его душе. У Стрельникова любовь показывает его фанатизм и амбициозность, неспособность принести счастье любимой женщине. Он считал, что должен уйти на войну, совершить подвиг и принести его к ногам Лары; а ей нужен был он сам, и это несоответствие их желаний обрекло обоих, и прежде всего Лару, на несчастье.

У Живаго же любовь высвечивает всю красоту и богатство его души, его высокую духовность и человечность. Он согласен на отъезд Лары с Комаровым, хотя и понимает, что потеряет ее на всю жизнь; но Юрий, в котором нет и следа личных амбиций, гордыни, согласен даже на это, лишь бы спасти любимую.

С отъездом Лары жизнь Живаго теряет смысл и наполненность, он медленно угасает, опускается. Независимо от своей воли он женится, живя без интереса, чувствуя себя ненужным в этой жизни. Юрий окончательно разочаровывается в революции. Хотя кровавая бойня давно уже прекратилась, но даже революционную повседневность он не в силах принять, его отталкивает господствующий дух трескучей фразы. За этими высокопарными лозунгами потерялся человек, самое важное в жизни. В этом и заключается трагедия — в том, что счастливая жизнь отдельного человека оказалась разбитой, искусственно переделанной и опустошенной. Для Живаго оказалось потерянным главное — способность любить и приносить пользу другим людям. Ведь по мысли Пастернака, определяет наполненность и смысл этой жизни именно сама эта жизнь, просто счастливая жизнь отдельного человека, и это есть именно то, что никогда нельзя приносить в жертву ради высоких целей.

Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”)

Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет? Это произведение было опубликовано за границей, и его автор получил Нобелевскую премию. Мне кажется, что Б. Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака - это плод философских раздумий о бытии, об истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как существовала в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, пережившей революцию. В романе Пастернак стремится “дойти до самой сути”.

Главный герой романа, Юрий Живаго, - врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт - это “вечности заложник у времени в плену”. Другими словами, взгляд Юрия Живаго на исторические события - взгляд с точки зрения вечности. Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре 17-го года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее “великолепной хирургией”. Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: “Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь”. Юрий Живаго “выходит из игры”, отказывается от медицины, умалчивает о врачебной специальности, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, “не отступиться от лица”. Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: “Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние, жизнь сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий”. Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том, кто прав, а кто нет.

Б. Л. Пастернак написал роман “Доктор Живаго” в прозе, но он, талантливый поэт, не мог не излить свою душу на его страницах более близким сердцу способом - в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органично вписывается в основной текст романа. Она - его часть, а не стихотворная вставка. В стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе - это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознания их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении “Гефси-манский сад” словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: “Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек”, - Юрий говорит, что установить истину с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, опальный, гонимый, “непечатаемый”, он остался для нас Человеком с большой буквы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/


Домашнее задание .

Анализ эпизодов романа.

Задания для 1-й группы к теме "Живаго и революция"

1. Каково отношение героя к революции?

2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?

3. Какими средствами языка выражено в следующих отрывках отношение героя к событиям?

1. "Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох…" (ч. 5, гл. 8, с. 174).

2. "Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге. Это была революция в том смысле, в каком принимали ее средние классы, и в том понимании, какое придавала ей учащаяся молодежь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку…" (ч. 5, гл. 15, с. 189).

Поначалу Живаго не отделяет себя от великих исторических событий, а чувствует свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе.

3. "Надвигается неслыханное, небывалое <…> истинно великое безначально, как Вселенная. <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…" (ч. 6, гл. 4, с. 213-214).

4. "Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.

В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого" (ч. 6, гл. 8, с. 228).

Называя революцию "великолепной хирургией", герой выражает взгляд мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию. Достаточно вспомнить В. Маяковского: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". Его восхищает революция своей стихийностью, непредсказуемостью. Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово "хирургия". В словаре С. И. Ожегова: "Хирургия – отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения". Однако это сторонний взгляд наблюдателя, который не в состоянии изменить или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, "Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…" .

5. "Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле" (ч. 11, гл. 4, с. 389).

Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Герой с ужасом наблюдает смерть во время боя гимназистов-восьмиклассников с партизанами и корит себя за убитого им белогвардейца: "Зачем я убил его?"

6. "… во-первых, идеи общего…" (ч. 11, гл. 5, с. 391-392).

Неприятие революционных событий, разочарование Живаго выражены в разговоре с командиром партизанского отряда Ливерием Аверкиевичем Микулицыным. В словах героя звучит мысль о несопоставимости интересов революции и существования Вселенной и бессмысленности этой неуправляемой стихии, которая уничтожает самое ценное – жизнь. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: "Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…" (ч. 8, гл.5, с. 306).

Задания для 2-й группы к теме "Живаго и история"

1. Как осмысливает герой историю?

2. Найдите примеры других взглядов на историю.

3. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героя к событиям?

1. "Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера…" (ч. 3, гл. 2, с. 84).

Юрий Живаго впервые пытается осмыслить ход истории в студенчестве, в период выбора специальности, жизненного поприща, разделяя мнения дяди – священника Николая Николаевича Веденяпина.

2. "…историю, то, что называется ходом истории, …" (ч. 14, гл. 14, с. 522).

Автор подчёркивает мысль о том, что истории никто не делает, она совершается помимо желания человека, насильственное вторжение в исторические процессы не приводит к улучшению жизни, не делает человека счастливым, а приносит страдания и несчастье. Человека нельзя сделать счастливым, навязывая определённые представления о счастье, вписанные в идеологическую схему. История существует обособленно, независимо от желания человека, однако у каждого может быть собственный взгляд на исторические процессы.

Задания для 3-й группы к теме "Живаго и природа"

1. Проследите, когда в романе появляются описания природы и какую роль они выполняют?

2. Каковы отношения природы и человека?

3. Какими средствами описан пейзаж?

4. Что поражает и завораживает в описании природы?

1. "У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь…" (ч. 12, гл. 1, с. 408-409).

Место данного отрывка в романе: Живаго в партизанском отряде, куда случайно попадает и насильно удерживается, вынужден наблюдать жестокость, насилие гражданской войны. Пейзаж предваряет бесчеловечную сцену расстрела заговорщиков. В описании природы поражает женское начало. Она живёт своей жизнью, но с другой стороны ощущается её связь с человеком. Описания природы появляются в романе не случайно, а в моменты тяжёлых душевных потрясений героя и играет роль защитницы, спасительницы, высшей силы, исцеляющей душу и помогающей пережить потрясающие своей жестокостью события смутного времени.

"Темнопунцовое солнце еще круглилось над синей линией сугробов…" (ч. 14, гл. 13, с. 519).

Одухотворённые описания природы в романе тесно связаны с внутренним состоянием героя: с помощью красочных эпитетов, необычных олицетворений, ярких бликов и красок природы передано ощущение нахлынувшего одиночества после отъезда Лары. Живаго мысленно прощается с любовью, и живописное, близкое к поэзии (стихотворениям в прозе, вспомним "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева") описание пейзажа обостряет горе героя.

"Цветным складывающимся и раскрывающимся лоскутком пролетела с солнечной стороны коричнево-крапчатая бабочка..." (ч. 11, гл. 8, с. 400).

Природа предстаёт одухотворённой и очеловеченной, это не безликое существо, и Живаго, умеющий видеть её красоту и поэтичность, чувствует с ней духовное родство. Как пишет Н. Л. Лейдерман, "природа у Пастернака восполняет человека, внося в его душу тот смысл и лад, которых люди лишают себя в суматохе века. И – что очень существенно – повествователь смотрит на окружающий мир глазами художника и слушает его ухом музыканта".

"Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого…" (ч. 9, гл. 6, с. 330-331).

Особую поэтичность, умиротворение содержат описания природы, помещённые в дневник героя, который он начинает вести, приехав в Варыкино. Итак, в романе достаточно много страниц, посвящённых описанию природы, что неудивительно, так как Живаго пытается найти душевную гармонию среди хаоса и неустроенности жизни.





«Доктор Живаго» - роман о судьбе человека в истории . Образ дороги центральный в нём. Железная дорога – символ и России, и путей-перепутий истории XX века, и личного жизненного пути.

Фабула романа прокладывается, как прокладываются рельсы, петляют сюжетные линии, стремятся вдаль судьбы героев и постоянно пересекаются в самых неожиданных местах – как железнодорожные пути. Автор, избравший такой путь повествования, отводит себе роль «стрелочника» - он направляет движение в нужную ему сторону, активно вмешивается в события.

Герои «Доктора Живаго» испытываются огнём русской революции, которую Б.Пастернак считал поворотным событием в судьбах века. Они занимают по отношению к ней разные позиции, и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы.
Судьба произведения драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, так как в нём усмотрели искажённое изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.

…У такого романа и не могло быть другой судьбы , чем та, что выпала на его долю. Он не имел шансов пройти через цензуру в полном объёме, но невозможно было себе представить, что его рукопись просто ляжет на дно ящика письменного стола – до лучших времён или что он появится в советской печати в изуродованном и сокращённом виде, - а попытки к тому были предприняты.

Передавая в мае 1956 года рукопись «Доктора Живаго» итальянскому радиожурналисту, Б.Пастернак не знал, что она будет переслана в Милан издателю-коммунисту Дж. Фельтринелли, выйдет на итальянском 16 ноября 1957 года, 24 августа 1958 года на русском (с опечатками и без ведома автора) – в Голландии, а в январе 1959 – в Милане, что всё этовызовет политический скандал неслыханного дотоле масштаба, а на долю автора, удостоенного в 1958 году Нобелевской премии за «выдающиеся достижения в современной поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», выпадут тяжкие испытания. Но когда Б.Пастернак ответил на предложение Фильтринелли выпустить роман за рубежом, он, несомненно, предвидел последствия. И тем не менее шёл на это.
На родине Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза советских писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, настойчиво вытесняли из страны, заставили отказаться от Нобелевской премии.

Писателю не было суждено прочесть Нобелевскую лекцию (своего рода заменой стало стихотворение «Нобелевская премия»). Узнав о присуждении, он успел лишь отправить благодарственную телеграмму по адресу Шведской академии, а затем вынужден был дать другую, исполненную трагического достоинства: «Ввиду того значения, какое получила присуждённая мне премия в обществе, к которому я принадлежу, я должен с благодарностью отказаться от этой незаслуженной награды, не примите за оскорбление мой добровольный отказ…»

В 1909 году Б.Пастернак написал своё первое стихотворение. Сначала он входит в группу «Лирика», потом примыкает к группе «Центрифуга», к футуристам. Он считает, что ближе всех ему по духу поэт В.Маяковский
В 1913 году выходит первый сборник «Близнец в тучах»
В 1916 году – сборник «Поверх барьеров
Славу и известность принесла третья книга «Сестра моя – жизнь», написанная в 1917 году. Она раскрыла главную черту поэзии Бориса Пастернака – слитность с миром природы.

АРХИВ

2. В течение недели (до 01.04.2012) создаём коллекцию класса по лирике и анализу романа Б.Патернака "Доктор Живаго". Сервисы Google используйте по своему усмотрению: документ, презентация, таблица, форма, рисунок. Работы могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Удачи!

Ребята! Не забудьте предоставить доступ к вашему материалу:
1. Справа сверху: "Предоставить доступ"
2. Изменить.
3. Открыть доступ к документам пользователям, у которых есть ссылка.
4. Разрешить редактировать документ (поставить галочку "изменять может любой пользователь")
5. Сохранить.
6. Готово.

Ребята! Молодцы! Коллекции понравились.
Можете выполнить тесты, предложенные вашими одноклассниками.
Не забудьте заполнить лист самооценки.



Похожие статьи
 
Категории