Сочинение почему печорин лишний человек. Почему Печорин лишний человек? (Школьные сочинения) Печорин как лишний человек цитаты

04.03.2020

Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название — «Герой нашего времени». Однако когда роман создавался, он назывался по-другому — «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других героев. Печорин же, как утверждает автор в окончательном варианте названия, обобщает тип современного героя, вбирая в себя черты персонажей предшествующей литературы, начиная с немецких писателей Гёте и Шиллера, английских — Байрона и Вальтера Скотта, французских романтиков Р. Шатобриана и В. Гюго и, конечно, русских писателей А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и других.

Григорий Александрович Печорин — представитель своего времени, тип героя, в котором отразились эпохальные перемены, происшедшие в мире к началу XIX века. Эти перемены затронули мировоззрение нового человека, его жизненные ценности, вывели на иной уровень отношения личности и общества, сделали внутреннюю жизнь человека более глубокой. Лермонтовский герой стал в этом отношении героем, воплощающим черты нового человека.

В обществе, естественно, возникала ситуация, когда отдельные наиболее талантливые личности опережали в своём развитии и поведении значительную часть общества, инертную и отстающую от темпа перемен. Они часто не могли найти себя в общей жизни, их взгляды и позиция вызывали подозрение, и консервативное общество зачастую отторгало их от себя, защищая таким образом свой привычный образ жизни. В этих обстоятельствах рождалась литература о «лишних людях». Поначалу героями были романтические личности, изгнанные обществом или бежавшие от него, что объясняет такую распространённость в романтизме мотивов бегства и изгнанничества. Позже причины разрыва личности с обществом стали изображаться более объективно, то есть реалистически, учитывая социальную природу и психологию человека.

Произведений о «лишних людях» было написано немало. «Лишними» можно считать ещё гётевского Вертера или байроновского Чайльд Гарольда, однако в русской литературе это особый тип героя. Термин «лишние люди» возник значительно позже самого литературного явления. Вернее, явление было отмечено ещё Пушкиным в черновых вариантах «Евгения Онегина», а словосочетание стало популярным после повести «Дневник лишнего человека» (1849) И.С. Тургенева.

«Лишних людей» в русской литературе традиционно представляли триадой героев — Чацкий, Онегин, Печорин. «Лишний человек» — это тип героя-дворянина, отчуждённого от своей социальной среды, то есть фигура, отражающая исторические реалии. Тем не менее, называя этих героев «лишними людьми», следует помнить, что подобное определение значительно упрощает сложность и богатство этих образов.

Тенденция воспринимать литературный образ суженно, то есть проецировать его на условия и обстоятельства реальной личной жизни читателя и критика, проявилась сразу же после выхода романа «Герой нашего времени». Героя попросту не «узнали», воспринимая его как прославление безнравственности и гордыни или клевету на добропорядочное общество и его мораль. Более тонкие читатели, такие как В.Г. Белинский, видели в Печорине «болезнь времени», но не в полной мере осознавали, что Печорин — это не отдельный человек, а литературный тип. Такое восприятие романа современниками побудило Лермонтова написать «разъяснение» в предисловии ко второму прижизненному изданию 1841 года: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

При анализе образа главного героя романа следует исходить из соображения, что Печорин — это человек в самом широком смысле слова. В этом герое мы непременно обнаружим черты, свойственные нашему поведению, поведению и как частных людей, и как членов общества, то есть в социально-историческом контексте, а также поступки и жизненный выбор, присущие человеку любо/о исторического времени. На этих уровнях и следует понимать образ Печорина, и если мы предпочтём один уровень чтения другому, то непременно исказим мысль, которую вкладывал автор в своё произведение.

Почему мы относим Печорина к лишним людям своего времени??? и получил лучший ответ

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
«Герой нашего времени»- первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинными способностям и «вянуть без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов Х!Х в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
В предисловии к «Журналу Печорина Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.
Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.
Особое место в романе занимает последнее три повести - это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история предоставлена в виде дневника («Княжна Мери»), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время.
Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственное слабости и пороки».
Печорин - «лишний человек». Поведение его непонятно окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А.С. Пушкина, и герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».
В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они - представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: в начале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Но на этом сходства заканчивается. Печорин - иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет других социально- политических условиях.
Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политических оживления. Печорин- человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.
Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что» Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина.
Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина, позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».
Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению,- «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, вн

План

1. Введение

2. Печорин в обществе

а)Максим Максимыч

б)Мери

3.Самокритика Печорина

4. Вывод

Многих писателей 19 века интересовала проблема лишнего человека. Одним из первых её затронул Александр Сергеевич Пушкин. Интерес к ней был и у Михаила Юрьевича Лермонтов а. Григория Александровича Печорина — главного героя романа «Герой нашего времени » — по разным причинам можно назвать лишним человеком.

Молодой человек не дорожит дружбой. Можно вспомнить, как Григорий Александрович поступил с Максимом Максимовичем. Пожилой человек гордился тем, что Печорин — его товарищ. После долгой разлуки штабс-капитан восторженно встретил старого знакомого, а тот не ответил даже вежливостью на радостные восклицания бывшего командира. Главный герой и сам признаётся в том, что он «к дружбе неспособен». В этом проявляется эгоистичность и материализм Печорина.

Те же качества выражаются и в отношении молодого человека с девушками. Григорий Александрович завоёвывает Мери на зло Грушницкому. В ней он видит только распустившийся нежный и прекрасный цветок, который «надо сорвать... и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет». Печорин не испытывает к девушке ни привязанности, ни, тем более, сочувствия. Объяснившись с Мери, Григорий понял, что причинил ей боль, но это его не расстроило. Мери для него лишь возможность насладиться страданиями и ревностью Грушницкого. Молодой человек привык быть победителем и игра со знакомым — ещё один шанс испытать себя и помучить соперника. Главный герой и сам признаётся, что он наслаждается этим, как «пищей, поддерживающей душевные силы» .

Вера - единственная женщина, которую любил Печорин. Но сколько страданий и мук принес он ей. Григорий Александрович — умный человек. Это подмечает и Вернер, утверждая, что у молодого человека «большой дар соображения». Это может заметить и читатель, так как критика Печорина, касающаяся и его самого, и окружающих, оправдана. Также офицер часто замечает мелкие детали, благодаря которым он умеет отличить ложь от правды. Примером может стать встреча главного героя с Грушницким. Печорин заметил кольцо молодого человека, на котором была обозначена дата памятной встречи обладателя солдатской шинели с Мери. Эта деталь помогла Григорию Александровичу понять, что Грушницкий влюблён в молодую княжну. Кроме того, главный герой обладает смелостью и не боится умереть. Он без страха идет на кабана «один на один», да и сам признаётся, что он «когда угодно готов подвергать себя смерти». Однако Главный герой не в силах применять положительные черты характера для пользы окружающим.

Из записок дневника Печорина можно понять, что человек самокритичен. Например, он пишет: "зачем я жил...для какой цели родился" и сам же отвечает: "..и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.... но я не угадал этого назначения". У нашего героя не было цели в жизни. "Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку"

Перечисленные выше черты характера Григория Александровича говорят о нём, как о лишнем человеке. Михаил Юрьевич Лермонтов, характеризуя данный тип персонажа в романе, хотел показать своих современников. По мнению писателя, большая часть молодых людей 30-х годов 19 столетия представляла собой таких же «Печориных». Негативная оценка россиян того времени отразилась и в лирических произведениях поэта.

Печорин как лишний человек

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.

В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.

Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.

Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.

На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.

Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.

Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.

Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.

Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.

У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.

В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.

Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.

Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.

На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.

Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.

Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.

Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.

Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.

У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».



Похожие статьи
 
Категории