Сочинение-рассуждение «Мое любимое литературное произведение — роман «Мастер и Маргарита. Сочинение Булгаков М.А

17.06.2019

В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”, которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти лет. Последние вставки он диктовал своей жене в феврале сорокового года, за три недели до смерти.

Основой этого романа является конфликт добра и зла. Добро здесь представляется в лице Иешуа Га-Ноцри, близкого по образу к Христу, а зло в лице Воланда, сатаны в человеческом обличье. Однако неординарность этого романа состоит в том, что зло не подчиняется добру, а обе этих силе равноправны. В этом можно убедиться, рассмотрев следующий пример: когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту, он говорит: “Иешуа прочитал сочинение Мастера <..> и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем”. Иешуа именно просит Воланда, а не приказывает ему.

Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу. Своими действиями они раскрывают людские пороки и слабости. Также их задача заключалась в том, чтобы делать всю “черную” работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три “главных” шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.

Одна из самых загадочных фигур романа “Мастер и Маргарита” является, безусловно, Мастер, историк, сделавшийся писателем. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в тринадцатой главе. Этот герой мне в особенности понравился. Хотя мастер и не смог пройти несломленным все испытания, отказался бороться за свой роман, отказался продолжить его, но сам факт того, что он смог написать тот самый роман, возвышает его над остальными людьми и, безусловно, не может не вызвать симпатии у читателя. Также, нельзя не отметить, что Мастер и его герой Иешуа во многом схожи.

С образом Маргариты в романе связан мотив любви и милосердия. Подтверждением этого может служить то, что она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.

Личное мнение о романе «Мастер и Маргарита»

Мо впечатления после прочтения романа

Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики так и не в состоянии придти к единому ответу… Булгакову, на мой взгляд, удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и «связанные» между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в "Мастере и Маргарите" идет от лица сатаны. Именно поэтому часто можно услышать второе неофициальное название романа - «Евангелие от сатаны». Сколько прочтений романа, столько существует мнений. Как говорится, «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»

Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа Га-Ноцри и тьма в облике Воланда. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. Невозможно не задуматься над их словами:

«Что такое истина?»

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…».

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоя-щий мастер смог бы так изящно и невероятно соединить прошлое с будущим, тьму со светом, показать вечное переплетение любви и верности, противостояние добра и зла. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем: сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. Надо учиться не завидовать, а прощать. Тогда, может, и мир станет чище. Как мне кажется, основная идея, заложенная Булгаковым, - неотвратимое наказание за деяния. Не случайно, сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

Истина, на мой взгляд, присутствует в каждой строчке этого романа. Она проникла в него так же, как и «кровь, ушедшая в землю, и там, где она пролилась, уже давно растут виноградные гроздья». Истина - это то, что создано богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это. А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.

Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом или его свитой. Но лично я не считаю представленного с булгаковской интерпретации сатану некой темной личностью… В «Мастере и Маргарите» он предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карающий за дурные поступки. И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков… Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними. Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные позиции… Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. Но сам результат того, что эти люди наказаны ярко представлен Булгаковым. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой. Босой, к примеру, больше не любит театры, Жорж Бенгальский утратил свою привычную веселость, а теперь уже сотруднику Института истории и философии, профессору Ивану Николаевичу Поныреву в каждое полнолуние снится один и тот же сон. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии.

Мастер появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей. Мастер - гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа, на Мастера начались настоящие гонения в печати. Его незаслуженно ругали, унижали, оскорбляли. В конце концов, герой был доведен до сумасшествия. Мастер сжег свое детище и сам направился в «дом скорби». Именно там с ним впервые и знакомится читатель.

Описание Мастера дается глазами Ивана, и сначала мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу мы обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.

Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита! Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Встреча героев предназначалась свыше. Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман. Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества. «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.

К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения. Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. мастер маргарита булгаков творчество

Я думаю, Булгаков назвал свой роман «Мастер и Маргарита», потому что это важнейшие герои произведения. Именно через них писатель вводит в роман тему истинного и ложного творчества. Именно Мастер написал роман, который проходит через все произведение и поднимает еще целый ряд философских вопросов и проблем. А Маргарита - та, которая всегда сопровождала своего возлюбленного. Только благодаря Маргарите Мастера вызволили из психиатрической лечебницы и вернули к жизни его роман.

Роман этот я долго отказывался читать, во многом из-за того, что его советовали все кому не лень. Тем более общую историю, думаю, знают почти все, и я в том числе, и это была ещё одна причина не читать. Но вот, начав читать полгода назад и осилив половину, я таки вернулся к ней и добил вторую половину.

Отзывов на книжку есть миллион и ещё немного, поэтому поначалу не хотел писать и его, но вот нашло настроение и подумал - а почему бы и нет. Тем более это был отличный повод увильнуть от правок своей книжки.

Всё по той же причине (известности), рассказывать сюжет, думаю, не нужно, поделюсь лишь мнением. Основная ветка, московская, мне откровенно не понравилась. Интерес вызывало только появление Воланда, но он участвовал всего в нескольких сценах, а всё остальное время действовали его слуги, и за них читать было скучно. Как скучал я и при повествовании за остальных персонажей. В романе полно действующих лиц, и я всё ждал, когда они сыграют свою роль, но, по сути, важный персонаж там всего один - тот, кто загремел в психушку, и через которого нас познакомили с Мастером. Все остальные… ну да, они как бы выражают то, что хотел донести автор, всякие вторичные идеи, высмеивание и тому подобное. Но роман, как мне кажется, всё же не об этом. Не о них. Их истории хотелось скорее дочитать и забыть, особенно в конце, когда описывались действия милиции, все эти поиски и допросы.

В общем, первую часть книги я откровенно скучал, а вот на второй, когда появились вставки из прошлого (они были и в первой половине, но всего один или два раза, кажется), когда Воланда стало больше, когда начали появляться параллели - вот здесь стало интереснее. Но, опять же - читать всю эту историю Маргариты - увольте. Как она отрывалась на отвергнувших Мастера критиках, как чудила и веселилась, или как стояла на балу и знакомилась со всеми… Да, это показывает характер персонажа, но… зачем? Вот это «зачем?» меня не покидало до конца романа. Когда стали соединяться ветки прошлого и настоящего ответ, казалось бы, появился, но книга закончилась, и я понял, что «зачем?» никуда не делось.

Наверное, ещё стоит упомянуть, что с библией и всем связанным с ним я знаком только по услышанному мимоходом. Вполне допускаю, что какие-то аллюзии прошли мимо меня. А может быть и просто что-то упустил. Но в целом книжка оставила ощущение не законченности. И я говорю не о продолжении, как раз наоборот. Концовка вроде бы вполне логична, но так и хочется спросить - и чо? Вот я прочитал о страданиях людей, о муках Мастера и Маргариты, вот они получили… даже не знаю, наказание или награду, не столь важно. Но - и чо?

Возможно, виноваты те самые завышенные ожидания. Эту книжку советовали столько раз и столько лет, что и не упомню даже. И я ожидал от неё чего-то большего. Сам не знаю чего. Но встретить вот такое, незавершённое - такого я не ожидал точно.

При этом я не могу ничего плохого сказать обо всём остальном. Персонажи живые, действуют сообразно характерам, очень даже понятным характерам. Не нравился местами стиль, особенно когда автор явно выступал в роли повествователя, но это дело такое.

Забавно, но больше всего вопросов вызывают действия Воланда. Понятно, что он парень не простой - Сотона во плоти, и обычным смертным его понять не дано, но… его госпожой обязательно должна быть женщина по имени Маргарита? Серьёзно? Он Сотона всея планеты, и балы соответственно тоже даёт по всему свету. Как он отыскивает этих Маргарит где-нибудь в Китае? А в Зимбабве? Или до посещения такой низкосортной страны он не снисходит? Тем более он же, блин, сотона, какие нафиг правила? В общем, это вместе с большей частью бала вызвало у меня недоумение, да и котяра с товарищами откровенно раздражали, особенно в конце, когда они пошли наедаться в дорогу.

С удовольствием были прочитаны только отрывки из прошлого. Оно и не удивительно - их писал Мастер. Местами с перебором в описаниях, но в целом - интересно. Даже для небольшой интриги место нашлось, что я сразу оценил и одобрил. Но этого было мало и оно не перевесило впечатлений от остальной книги, потому мнение сложилось вот такое - отрицательное.

Мои впечатления после прочтения романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Прочитав всемирно известный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» я осталась под впечатлением, в хорошем смысле этого слова. В процессе чтение возникает бесчисленное множество тайн, загадок и неясностей, о которых до сегодняшнего дня спорят литературные критики, потому как не могут придти к общему мнению. Я считаю, что Булгаков сумел создать величайший роман в истории огромной мировой литературы. В романе были описаны весьма разнообразные темы, которые, не смотря ни на что, были «связанными». Сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, а также с событиями, описанными в Новом Завете. Однако повествование в «Мастере и Маргарите» ведется от лица сатаны, в следствие чего мы можем услышать и второе неофициальное название романа - «Евангелие от сатаны». Смысл романа крайне глубокий. Первый смысл заключается в том, что читатель думает о добре, смотря на свет лица Иешуа Га-Ноцри. А второй смысл романа – это зло - тьма в обличие Воланда. По ходу чтения читатель невольно наталкивается на этих двух героев-противоположностей и соответственно и на их на философские рассуждения. «Встречу» с Воландом каждый герой пережил по-своему. Лично я не считаю сатану темной личностью. В романе сатана предстал в обличии несущего истину, так же как и Иешуа. . И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков - все они были жестоко наказаны свитой Воланда. У всех этих героев остались неприятные, жуткие воспоминания о встрече со свитой сатаны, или же им самим. Грядущие наказания за свои поступки – вот основная идея Булгакова.В каждой строчке романа присутствует истина. Истина – это то, что создано богом и не осквернено. На мой взгляд, Булгакову все же удалось написать свой шедевральный роман, в котором только настоящий мастер смог бы так плавно соединить будущее и прошлое, свет и тьму, добро и зло.

Похожие статьи
 
Категории