Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин. Анализ главы «Переправа» из поэмы «Василий Теркин Язык и стиль поэмы «Василий Теркин»

29.06.2020

План
Введение
Герой поэмы Василий Теркин - любимый народный герой.
Основная часть
Образ героя:
а) Теркин - человек долга;
б) он надежный товарищ;
в) Теркин мечтает о награде, но не сейчас, а когда кончится война;
г) он мастер на все руки;
д) Теркин - жизнерадостный, добрый человек.
Заключение
Теркин - воплощение национального характера.
Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стал любимым народным героем в годы войны и продолжал им оставаться еще много лет спустя. Это простой солдат, деревенский парень, вставший на защиту своей Родины. Он человек из народа, близкий тем бойцам, которые читали поэму где- нибудь на фронте в редкие свободные минуты.
Чем он так близок им?
Конечно, прежде всего чувством долга, горячим патриотизмом, сознанием своей ответственности.
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Он надежный товарищ, готовый, если надо, погибнуть сам, но выручить своих соратников. Он совершает подвиг, переплыв
ледяную реку, чтобы доложить об удачной переправе их взвода и попросить огневой поддержки, но для него это не подвиг, а нечто совершенно естественное. Так было надо.
Он мечтает о награде, но не сейчас, а вот когда кончится война... «Я не гордый», - говорит он о себе, и ордена ему не нужно, он «согласен на медаль». Зачем она ему? Мечты о мирной жизни, о любви, о возвращении домой, конечно, свойственны герою. Но эту грусть он не выставляет напоказ, он не унывает сам и не дает унывать товарищам. Мастер на все руки, гармонист, балагур - и за это его любят и ценят однополчане. Он шутит даже в самые неожиданные минуты: его, полузамерзшего, растирают спиртом, а он вдруг просит «погреться изнутри». Можно жить без еды какое-то время, говорит автор, но
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Это хорошо понимает Василий Теркин. Он жизнерадостный, добрый человек, к жизни относится легко и всегда верит в лучшее:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
Мужественный солдат, преданный Родине и народу, надежный товарищ в бою, оптимист, никогда не унывающий и всегда готовый прийти на помощь, - такого героя полюбили и оценили читатели. Это воплощение и национального характера, и народного юмора, и народного патриотизма. Поэтому такой герой - большая удача автора, и он еще долго будет оставаться любимым народным героем.

Творчество Александра Твардовского широко известно в России и за её пределами. Именно поэма “Василий Тёркин” стала его визитной карточкой, принесла огромную славу и признание. Поэму изучают в 8 классе, при подготовке к урокам литературы понадобится подробный анализ произведения по плану и дополнительная информация о биографии и истории создания Твардовским “Василия Тёркина”. В “Василий Тёркин” анализ специфичен из-за автономности глав и отсутствия общего сюжета, поэтому мы предлагаем ознакомиться с полным разбором художественного текста в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – 1942-1945.

История создания – Главный герой – полностью вымышленный персонаж, повествование о нём автор закончил вместе с победой русской армии в Великой отечественной войне.

Тема – подвиг простого солдата, русский характер, нравственная сила русского человека.

Композиция – 30 глав с прологом и эпилогом, автономных, но объединённых общей целью и образом главного героя.

Жанр – поэма, лироэпическое произведение, “книга про бойца”.

Направление – реализм.

История создания

Главный персонаж поэмы – вымышленный герой – был придуман и назван редколлегией ленинградской газеты “На страже Родины”, в которую входили помимо самого автора, художники и поэты. Василий должен был стать главным персонажем небольших стихов-фельетонов. Однако персонаж стал настолько популярен, что Александр Твардовский решил написать более масштабное произведение.

В 1942 году были написаны и опубликованы первые главы легендарной поэмы. До 1945 года она печаталась в газетах частями, в 1942 году было опубликовано первое издание поэмы, ещё неполное. Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет. Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине.

Замысел поэмы пришёл к Твардовскому ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента. Великая отечественная война, в которой принимал участие сам автор, стала толчком к написанию произведения, в котором угадываются реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина. В 1942 году после участия в самых горячих сражениях автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой.

Тема , которую выбрал Твардовский многогранна и разнопланова, в его произведении всё держится на юморе и оптимизме – так же, как и в реальной жизни бойцов в военно-полевых условиях. Несмотря на давление со стороны власти за отсутствие в поэме упоминаний о значимости партии, её вклада в победу и борьбу, писатель не стал включать в повествование идеологические моменты. Они, по словам автора, были совершенно несовместимы с общим тоном произведения, его идеей и целями. Несмотря на то, что цензура требовала правки сочинений, “Василий Тёркин” переиздавался всеми известными изданиями (“Знамя”, “Правда”, “Известия”), его популярность росла. Каждый школьник знал наизусть строки из стихотворения, его декламировали на радио, читали бойцам на фронте, дарили издания в знак особых боевых заслуг.

Тема

Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом. Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы , поднятые в поэме лишены партийности и идеологической окраски.

Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но ни харизматичный лидер, ни наставник, ни правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942-43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.

Композиция

В структуре поэмы 30 глав, пролог и эпилог . Она не подчинена географическим или определённым историческим датам. Время действия – Великая отечественная война, место – фронтовые дороги – именно эта универсальность и обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. “У войны сюжета нету” – говорил сам автор поэмы.

Именно эта особенность свойственна композиции произведения – оно собрало воедино несколько историй, объединив их образом главного героя. Ещё одной особенностью построения художественного текста является диалог самого автора со своим персонажем – они однополчане, земляки. Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем. Каждая глава поэмы может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют слабую связь, относительную автономность. Это обусловлено тем, что поэма печаталась отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения определён как поэма. По существу – это скорее лироэпическое произведение, так как оно содержит множество сюжетных повествований, но и лирические отступления равнозначны эпическому началу. Сам автор называет жанр “книгой про бойца”, так как уложиться в традиционные структуры и компоненты ему не удавалось. Слишком особенной, самобытной получилась у него история о парне-рубахе Василии, чтобы попасть в рамки определённого жанра. Очень масштабна проблематика, затронутая автором, чтобы уместиться в жанр поэмы или повести в стихах.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 420.

"Василия Теркина" по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Ее содержание и форма близки к народным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и героических сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его "книга про бойца". Темой данного произведения является война. Автор показывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота - все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе "Переправа".

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты - не герои от рождения, они - молодые ребята. Некоторые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов - воинов прошлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность "нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль". Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечеркеПозабыли б всех ребят,Только слушали б девчонки,Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описанием страшного боя:

Страшный бой идет кровавый,Смертный бой не ради славы -Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой,Если некому пошить -Я не спорю - тоже горько,Тяжело, но можно жить,Пережить беду-проруху,В кулаке держать табак.Но Россию, мать-старуху,Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспоминают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвращения.

Я мечтал о сущем чуде:Чтоб от выдумки моейНа войне живущим людямБыло, может быть, теплей.

План

Монолог героя поэмы. Переправа. Раненый Теркин попадает в медсанбат. Рассуждение героя о возвращении домой. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны. Бой Теркина с немцем. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден. Бой. Мечты героя об отдыхе. Взвод переходит в наступление. Разговор со смертью. Встреча со стариком и старухой. Дорога на Берлин. Прощание с героем произведения.

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Донгак Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Балгазын.

Урок литературы в 8 классе «Дороги Василия Теркина».

Тема урока: «Дороги Василия Теркина».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цель: подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев.

Задача - показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

Ход урока.

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

1.Слово учителя. Сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено русским воином. О нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». И сегодня мы пройдем дорогами такого героя (учитель обращается к теме урока, помещенной на доске). Это, конечно же, Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского (слайд № 1 портрет Теркина), о которой он писал: (учитель обращается к эпиграфу, помещенному на доске)

«Теркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».(слайд №2)

2.Начнем мы поход с устного описания памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину (подготовленный ученик знакомит с памятником по фотографии )(слайд№3)

Ученик. На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд №4)

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

3.Учитель: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

Твардовский : Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

Тёркин:

Грянул год, пришёл черёд

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете...

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

Вывод ученика

Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название.

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне. Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

4.Беседа

Давайте посмотрим,как наши солдаты, такие,как Василий Теркин шли на бой не ради славы,а ради жизни на земле. Первый вопрос будет таким.

1.«Тёркин – кто же он такой»? Как вы думаете, о чём говорит фамилия героя поэмы?

(Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.)

2.Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из прочитанных глав?

(Он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)

3.Какой подвиг совершил Теркин в главе «Переправа»

Вывод делает ученик. Твардовский в главе «Переправа» показал бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей,идущих на смерть за родину.(слайд №5)

4.С кем встречается Теркин в главе «Два солдата»? (со стариком и старухой).

5.Какой вопрос задает дед Теркину? («Отвечай: побьем мы немца, или, может, не побьем)

6.Какой ответ дает Теркин деду?(«Побьем, отец»).(слайд №6)

7.Как говорит дед о себе и о Теркине

(«Вот что значит мы, солдаты…»). Слайд №7

8.В чем смысл названия главы «Два солдата»?

Вывод делает ученик. И дед, и Теркин – настоящие солдаты. Дед воевал в 1 мировую войну, а Теркин сейчас. Оба –герои своего времени.

9.Какую награду получил Теркин за сбитый самолет? (орден и отпуск).Слайд №8

5.Продолжим работу по главам по группам

Группы получают карточки с текстом. Вы хорошо должны знать предложенные для чтения главы и сейчас проверим, как вы это знаете. Ваша задача – правильно вставить пропущенное слово.

1.Видят -маленькая точка

Показалась вдалеке:

То ли чурка, то ли …

Проплывает по реке? (бочка)

2.-Нет, живой. Без гимнастерки.

А не фриц? Не к нам ли в тыл?

Нет. А может, это ….?-

Кто-то робко пошутил. (Теркин.)

3.-Разрешите доложить

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

….туда подбросить. (Огоньку)

4.“Эти штуки в жизни нашей,-

Дед расхвастался,- пустяк!

Нам …..даже в каше

Попадались. Точно так.

Попадет, откинешь ложкой,

А в тебя - так и мертвец”. (осколки)

5.У кого …..,ребята?

Да она-то здесь, браток-

Оглянулся виновато

На водителя стрелок. (Гармонь)

6.Слова учителя. Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

Инсценирование главы “Гармонь” (Тёркин подходит к 2 танкистам, берёт в руки гармошку и заводит с ними беседу) слайд №9

Теркин- Так сыграть бы на дорожку?

Солдат- Да сыграть - оно не вред.

Т.- В чём же дело? Чья гармошка?

С.- Чья была, того, брат, нет…(снимают шапки)

Т.- Да нельзя так уж нельзя

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну…

И опять же, посудите,

Может, завтра- с места в бой…

С.- Знаешь что. Ну, сыграй ты, шут с тобой.

(Тёркин садится за гармошку и начинает играть)

7. Звучит аудиокассета с записью фрагмента главы «Гармонь».слайд №10

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

8.В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто. Слайд №11


Сейчас будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу.

1.Не зарвёмся, так прорвемся, …. (Будем живы – не помрём)

2. Переправа, переправа! ….. (Берег левый, берег правый)

3. Кому память, кому слава, Кому темная вода,- ….. (Ни приметы, ни следа)

4. Бой идет, святой и правый, Смертный бой не ради славы- …… (Ради жизни на земле)

5. Я не так еще сыграл бы- …… (Жаль, что лучше не могу)

6. Хоть бы что ребятам этим, С места – ……. (в воду и огонь)

7. Смерть есть смерть. Ее прихода ……... (Все мы ждем по старшине)

  1. В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный, …… (Русский чудо-человек)

  1. Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома, …… (Теркин снова на войне)

9.Работа с репродукцией. Слайд №12

Какой момент фронтовой жизни изобразил художник? (Жизни солдата на войне посвящено полотно художника - фронтовика Ю.М. Непринцева "Отдых после боя" ("Василий Теркин", 1951) . Картина Непринцева перекликается с поэмой А.Т. Твардовского "Василий Теркин". На картине изображена группа солдат(кто лежит, кто сидит и тд), вероятно, только что вышедших из боя. В центре, окруженный солдатами, боец с ярко красным кисетом в руках. Это свой "Василий Теркин". Он также устал, так же только что подвергался смертельной опасности, но он что-то весело говорит присутствующим, пытаясь их развеселить.)

Чем центральная фигура напоминает героя поэмы Василия Тёркина? «То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный. Русский чудо-человек».Мне кажется, что эти строчки о Василии Теркине напоминают этого человека.

Какое настроение передал художник своей картиной? Как это характеризует людей, собравшихся вокруг Теркина?

(Люди, чья жизнь находится в постоянной опасности, ценят каждую минуту, они не падают духом, верят в победу и в редкие минуты отдыха стараются не думать о смерти.Необходимо было жить, выживать и в этих страшных условиях. И когда выпадали минуты отдыха, люди искренне радовались тому, что остались живы, что вернули пядь родной земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше.)

Почему именно вокруг Теркина собрались бойцы?

(Видимо, он снова рассказывает какую-то байку, старается поддержать дух солдат. Они умеют радоваться и той малой радостью, которая выпала на их долю в недолгие минуты отдыха).

Вывод учителя. Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое .

10. Теперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии. слайд №13

В - еселый

А - ктивный

С - мелый

Я - рый

Т - ерпеливый

Е - динственный

Р - асторопный, - ешительный

К - репкий

И - нтересный

Н - аходчивый

11.Учитель: Наши земляки-участники войны были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Тёркин. Из Балгазына ушли на фронт и не вернулись 46 бойцов-односельчан. Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил: “Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя” В нашей библиотеке собраны материалы об участниках войны, хранятся воспоминания близких и родственников бойцов. Сейчас мы прочитаем воспоминания участников войны, которые они рассказали своим детям, внукам и правнукам. У них, наверное, тоже были на войне встречи с Тёркиным.

Что нового узнали о войне из рассказов дедушек и бабушек?

Обобщение учителя : У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Вывод делает ученик : Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с “вихрастыми висками” и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность. Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль. Мы хотим быть такими же сильными, мужественными, отважными, как Василий Теркин, как наши прадеды.

Вывод учителя : На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Поэма “Василий Тёркин” - настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глаза … такими отважными бойцами “из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы, из Балгазына”

Домашнее задание: чтение и анализ главы «Переправа», «Гармонь»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

I.Введение.Традиции искусств Тувы…………….……………………………..2

Тувинская скульптура –резьба по чонар-дашу..………………………………3

II. Основная часть.

2.1.Связь скульптур с обрядами и ритуалами…………………………………..3

2.2 Образ арзылана,сказочного льва…………………………………………...4

2.3. Одушпай С.К- член Союза ХудожниковСССР и Российской Федерации.5

2.4. Выставки мастера камнерезного искусства………………………………...6

2.6. Труд и искусство………………………………………...…………………..7

III. Заключение.Одушпай С.К – известный в Туве камнерез…………………..8

Использованная литература……………………………………………………..9

Наша Тува уникальна национальным достоянием – искусством народных мастеров-резчиков по камню. Тувинский камнерезный промысел развивает глубокие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита. Эта разновидность камня мягких пород имеет очень спокойный пастельный оттенок, в котором как бы мягко смешаны светло-серый и розово-коричневый цвета. В зависимости от способа отделки скульптура активно проявляет цветовые оттенки камня.

Тувинская скульптура малых форм – резьба по чонар-дашу – интереснейшее и оригинальное явление, своеобразный символ народной культуры. Здесь традиции искусства резьбы по камню сложились в условиях кочевого быта. Народные мастера делали игрушки, культовые принадлежности, шахматные фигурки, используя дерево, разные сплавы металлов, более условные изображения выполнялись из войлока. Мастера современного художественного промысла предпочитают камень, а создание скульптуры из агальматолита стало традицией. В условиях нового быта каменная пластика составила один из наиболее выразительных жанров народного творчества. Важной особенностью тувинской пластики является смелое нарушение пропорций тела животного, когда декоративная скульптура тувинских мастеров подчинена принципу силуэтного решения, что помогает ее выразительности и ясному восприятию даже в очень малых размерах. Этому же способствует традиционный прием обработки поверхности камня: сопоставление гладких поверхностей объема с деталями, проработанными укрупненной резкой, доведенной до выраженной орнаментации.

Тувинская скульптура на первый взгляд проста, статична. Но такое впечатление складывается лишь при предварительном знакомстве. Черты статичности здесь действительно прослеживаются. Однако тувинские мастера и последние годы добились значительных успехов в передаче внутренней динамики движения фигурок. Это достигается путем расчленения объема, придания силуэту изображаемых животных определенного ритма. Мастера-камнерезы изображают хорошо знакомых домашних животных - верблюдов, баранов, коней, коз. Это друзья и помощники человека, хозяина степей, скотовода. И потому они наделены чертами естественности. Резчики любят изображать животных отдыхающими, кормящими своих детенышей. Тогда особенно ярко раскрывается человечное отношение мастера к животным, а через это и к родной природе. Сюжетно - тематический диапазон и иконографический характер тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией и выявляется вполне определенно. Прежде всего, это изображение животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображение коня, горного козла - серге, характерного тувинского яка - сарлыка, верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках точно сочетаются декоративная стилизация и реалистическая достоверность. Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела: ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии не просто изображают зверя, но стремятся выразить его состояние, настроение: упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя. Фигурку покрывают богатыми резными орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву.

Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения канонизированы, но имеют много вариантов. Драконы строго подчинены силуэтному решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой. Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны, всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях, которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через скульптурный образ важную частицу жизни.

Особое место в тувинской резьбе по камню занимает образ арзылана, сказочного чудовищного льва. Этот образ имеет аналогии в китайском искусстве, а также в творчестве других народов Востока. В точном переводе с тувинского арзылан означает лев, но настоящих львов вживую тувинские мастера не видели, и они создают своих арзыланов как сказочных персонажей. Позднее образ арзылана приобрел в тувинском народном творчестве самостоятельный, независимый от религии характер, стал пластическим воплощением силы. Вероятно, в Туву этот иконографический тип проник из Китая и частично был связан с декором ламаистских храмов. Исполнение их в камне отмечено необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную остроту даже в работах небольшого размера.

Значительное место в народном искусстве занимает создание из камня украшенных резной скульптурой предметов утилитарного назначения, таких как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати и даже государственные гербы. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур. Особенно широкое распространение имеют шахматы. Они не похожи на европейские типы шахмат, традиционная иконография шахматных фигур здесь своеобразна: арзылан - ферзь как самая сильная шахматная фигура предстает в облике этого сказочного чудовища, верблюд – слон как легкая шахматная фигура ассоциируется с этим выносливым животным, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей, конь изображается не в полфигуры, а полностью, спокойно стоящем на доске, как на пастбище, на четырех ногах. Необычайно интересен король в облике дамы высокого чина, одетой изысканно и богато. Органично используются при резьбе шахмат цвета агальматолита: черный камень - для черных фигур, все оттенки светлого - для белых. Многие шахматы, созданные руками тувинских народных резчиков, имеют большую художественную ценность, на мировом рынке она выражается в золотом весе.

Есть два легендарных месторождения агальматолита в нашей республике, где мастера добывают мягкий камень тувинские мастера-резчики. В западном районе Тувы, в Бай-Тайгинском кожууне, в месте Сарыг-Хая – Желтая Скала добывается агальматолит светлых оттенков. Столетиями из темной глубины, из-под толщи почвы находил солнечный камень тот, кто владел его секретом и умел видеть заключенный в нем волшебный образ. Только в руках истинного мастера оживали причудливые фигурки, оставляя в вечности мгновения жизни. Залежи камня темных оттенков агальматолита - серпентинита, находятся на сопках Аргалыга и Шеттиг-Арга, с. Ак-Туруг, Улуг-Хемского кожууна республики Тува.

С 28 ноября до конца декабря 2013 года в Национальном музее им.Алдан- Маадыр Республики Тыва открылась вторая выставка камнереза Сергея Кашпик-ооловича Одушпая, посвященная 55-летию со дня рождения народного мастера моего родного дяди.

На выставке в витринах представлены 24 камнерезных произведения автора из фондов музея и его частичной коллекции, которые характеризуют всю тематику творческой деятельности камнереза.

Одушпай Сергей Кашпик-оолович – известный в Туве камнерез, член Союза художников СССР и Российской Федерации с 1991 года. Он участвовал на многих местных республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках с 1984 года.

С.К.Одушпай родился 21 января 1958года в с.Ильинка Каа-Хемского района Тувинской АССР в семье рабочих. Сергей Одушпай со школьных лет занимался народным творчеством, резьбой по дереву и камню. После окончания средней школы он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно в 1984 году.

В 1980-е годы Сергей Одушпай стремится более профессионально овладеть камнерезным искусством, он бывает в республиканском краеведческом музее им.Алдан-Маадыр, у народных мастеров-камнерезов в Союзе художников Тувы, где полностью воспринимает традиционную культуру и искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки народного творчества.

Его скульптурные произведения с 1984 года экспонируются на крупных выставках Союза художников России таких, как «Сибирь социалистическая» Кемерово 1985,»Советская Россия» Москва 1985, «Молодые художники России» Москва 1989, «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР Москва 1989, «Художники России – Москве» Москва 1997, «Россия» Москва 2004, «Народное искусство России» Вологда 2008, Россия» Москва 2009,зональных выставках - «Сибирь» Красноярск 1991, «Ремесла Сибири» Томск 1997, «Сибирь» Иркутск 2003, «Сибирь» Новосибирск 2008, Ремесла Сибири» Томск 2011, «Искусный мастер» Нарьян-Мар 2011, «90-летие ТНР» Кызыл 2011, «По родному краю» Кызыл 2012

После окончания Кызылского училища искусств он стал работать художником - оформителем в Кызылском промторге, затем художником-прикладником в экспериментальном предприятии народно-художественных промыслов и сувениров Министерства промышленности Тувинской АССР.

В 1991 году за активное участие на зональных, всероссийских художественных выставках С.К.Одушпай был принят в члены Союза художников СССР, затем России.

С.Одушпай в большинстве, свои камнерезные скульптуры исполняет в светлом агальматолите. Его любимые темы для изображения в камне – это однофигурные скульптуры домашних, диких животных и мифических зверей (арзылан, лошадь, горный козел, сарлык-як, дракон). Очень интересно выполнены этнографические композиции – «На чайлаг», «Сакманщица», «Упрямый козел», в которых он со знанием скотовода-кочевника изображает повседневную жизнь тувинских чабанов.

В экспозиции выставки представлены замечательные в пластическом решении его многофигурные композиции всадников на лошадях в динамичном движении – «Скачки», «Всадники на скачках», Конный духовой оркестр. Также он вырезает из агальматолита группы животных в стремительном движении – «Бегущие дзерены», «Бегущие кабаны». Особенно привлекает внимание его историческая композиция «Красный обоз», состоящий из двух частей. Она посвящена дружественной помощи Тувинской Народной Республики частям Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время С.К.Одушпай находится в расцвете творческих сил, он полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва. За многолетний, творческий труд в честь 55-летнего юбилея Одушпай С.К награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.

В развитии традиций своего национального искусства скульптуры, мастер смело расширяет тематику пластики малых форм и обновляет выразительные средства художественной обработки камня.

Особенностью тувинского камнерезного промысла является прочная преемственность традиций и мастерства. Искусства обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, традиции переходят от отцов к детям. У Одушпай С.К двое детей: сын Эртине заканчивает Новосибирский ВУЗ, он будет программистом, а вот дочь Чаяна пошла по стопам отца, в следующем году заканчивает Кызылское училище искусств, станет как отец – художником. Я горжусь им и хочу научиться у него камнерезному искусству.

Работа посвящена исследованию творчества камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Актуальность исследования обусловливается и тем, что тувинское камнерезное искусство прошло большой путь в своем развитии, достиг на этом пути немалых успехов, в частности, было создано много произведений эпического жанра, разных фигур животных, предметов, шахмат; эти произведения получили широкую известность не только в нашей республике, но и в других городах России. Их увидели многие любители искусства.
Объект исследования – творческий путь дяди – Одушпая С.К.
Предмет исследования – изучение материалов по камнерезному искусству Тувы, их особенностей, жанров и видов, проследить за процессом творения мастера; изучить и познакомиться с некоторыми его работами.
Цель состоит в системном изучении и комплексном описании творчества мастера камнерезного искусства Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
− уточнение понятий «чонар-даша» и «камнерезного искусства»;

Изучение книги Тойбухаа «Оживший камень»;

Посещение второй выставки камнереза Сергея Одушпая в музее им. «Алдан-Маадыр».
В качестве материала исследования использовались рисунки его работ с выставки, которая проходила в музее им.Алдан-Маадыр в конце 2013 года.
Методами исследования явились - метод наблюдения и описания.
Новизна работы состоит в том, что мною впервые было проведено исследование и изучение камнерезного искусства Тувы, а самое главное, это изучение творческого пути моего родного дяди – камнереза Одушпая Сергея Кашпик-ооловича.

Мемориал они сооружали всем селом, каждый внес свой маленький вклад.

– Вот эти лавочки смастерили пожарные вместе с участковыми милиционерами, кустики посадили лесники, а вот эти серебристые тополя привезли откуда-то учащиеся школы. Думали, не приживутся, смотри-ка, как хорошо принялись. Дорожники из ДРСУ уложили асфальт… Словом, обустраивали и облагораживали мемориал всем миром, – подытоживает глава администрации села Аяна Ооржак. – Обнесли оградкой, а для удобства сделали два прохода с лестницами, поскольку люди уже привыкли здесь ходить. А неподалеку даже маленькую песочницу для детей устроили…

К 70-летию Победы не только облицовку основной стелы заменили, но и установили еще две новых: на первой высечены в мраморе имена тех балгазынцев, которые были призваны на фронт и вернулись, а на второй – тех, кто сложил свои головы на поле брани. В общей сложности в списках 86 человек.Все это стало возможным только благодаря настойчивости и сподвижничеству почетного жителя села Антонины Пепеляевой, которая давно уже вынашивала идею запечатлеть на мраморе фамилии всех балгазынцев-фронтовиков. Отличник народного образования СССР, заслуженный учитель Республики Тыва Антонина Пепеляева приехала в Балгазын в 1948 году. 60 лет проработала в местной школе. Почти 40 лет руководила школьным лесничеством. Сбором материалов об участниках войны занималась практически всю жизнь.

– Ведь тогда, до перестройки, легче было, не то, что сейчас, – рассказывает Антонина Семеновна. – Сельсовет еще был, в котором все документы на фронтовиков хранились. А потом, в то время были комсомольская, пионерская организации, – красные следопыты. Так и собрали материал. Все, слава Богу, сохранили. Вот как теперь все пригодилось.О каждом балгазынском фронтовике она знает практически все:

– Вот Пахоруков такой же подвиг совершил, как и Шумов. Березиков – единственный, кто до Берлина дошел. И, кстати, живым вернулся. Уже в мирное время он в Енисее утонул, спасая своего племянника. Племяша спас, а сам до лодки не доплыл, утонул. А вот Тырышкин в 44-м был призван, а весной 45-го уже погиб под Берлином. Все ребята из Балгазына призывались в основном в 1942–1943 годах. А Тырышкин был призван позже, поэтому в «Книгу памяти» почему-то не попал. Кстати, в «Книге памяти» сказано, что Леонтий Попеляев в госпитале от ран скончался. А мы выяснили, что его орудийный расчет под Курском немецким танком раздавило...О подвиге Владимира Пахорукова она узнала из переписки с ленинградскими краеведами. Они сообщили, что во время боев под Ленинградом он был взят в плен. Но ему удалось бежать к партизанам. Однажды партизанский отряд получил из центра задание: во что бы то ни стало уничтожить немецкий состав с боеприпасами. Он шел на подкрепление частям, осаждавшим город. А железную дорогу фашисты усиленно охраняли. Партизаны никак не могли к нему подобраться. Тогда Пахоруков обвязал себя гранатами, дополз-таки незамеченным до насыпи и бросился под поезд. Ценой своей жизни он остановил состав.– Когда президент СССР Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Кечил-оолу звания Героя Советского Союза, мы тоже ходатайствовали за Пахорукова, – вспоминает Антонина Семеновна. – Но нам ответили, что нужно найти очевидцев, свидетелей из партизанского отряда. Так дело и заглохло.У большинства фронтовиков, имена которых запечатлены на стелах, родственников и близких в Балгазыне уже не осталось. Нынче их разыскали и пригласили на парад, который в Балгазыне впервые проводили 9 Мая. Кто смог, приехал. У обновленного мемориала, как полагается, провели митинг. А в параде, кроме пожарных, лесников и милиционеров, приняли участие школьники. Стройной шеренгой прошлись даже первоклашки, которые сами сшили для себя костюмы барабанщиков. Учащиеся местного профтехучилища издали красочный альбом, который передали в сельскую библиотеку.

В рамках акции «Моя Победа» на могилах ветеранов Великой Отечественной войны установили памятники, обустройством могил и по сей день занимаются балгазынские «молодогвардейцы»и ученики старших классов МБОУ СОШ села Балгазын.


История создания

С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспон­дента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата- богатыря. «Кто-то, - вспоминает Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием».

В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце Твардовскому было поручено написать вступление:«... я дол­жен был дать хотя бы самый общий «портрет» Теркина и опреде­лить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с чи­тателем».

Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5 января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продол­жить рассказ о похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на фронте» (1940). В Великую Отече­ственную войну этот образ становится главным в творчестве Твар­довского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны. Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта «Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка «От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой га­зете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печат­ных органах.

«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием вой­ны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела - и можно бу­дет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945 года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. про бойца» (1941- 1945). Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и словом.

В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Кни­ги про бойца».

Род, жанр, творческий метод

Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны изменило эти планы. Возрождение за­мысла и возобновление работы над «Теркиным» относится к сере­дине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержа­ние, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сю­жет. Изменился характер поэтического повествования о войне - и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя, приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго то­мился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все про­изведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между со­бой. Не поэма - ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи - неко­гда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет, разберемся».

В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского пред­ставляются важными следующие суждения автора: «Жанровое обо­значение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было ре­зультатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выхо­дило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца».

Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает досто­верную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди дру­гих тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и стра­даний, подвигов и военного быта.

Поэма Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру объективностью, но пронизанная живым автор­ским чувством, своеобразная во всех отношениях, уникальная кни­га, вместе с тем развивающая традиции реалистической литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без кон­ца...»), которое охватывает всю историю войны.

Тематика

Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчест­во А.Т. Твардовского. А поэма «Василий Теркин» стала одной из са­мых ярких его страниц. Поэма посвящена жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий композицию произведения в единое целое. Васи­лий Теркин фактически олицетворяет весь народ. В нем нашел ху­дожественное воплощение русский национальный характер. Сим­волом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат.

В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с возвышенным и трагедийным. По­эма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и трагиче­ском - на пределе возможностей - испытании жизненных сил на­рода, страны, каждого человека.

Идея

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - пат­риотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удач­нейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг солдата на войне показан Твардовским как кащо- дневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справед­ливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и пра­вый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала поистине народной.

Основные герои

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата. О типичности Теркина писали де­сятки людей, делая из строк «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он частично и частично истреблен», значит, это вооб­ще не личность, а некий символ всей Советской Армии.

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, са­жень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией про­стоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чут­кость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что харак­терно для многих: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная муд­рость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотвер­женность, житейская смекалка и умение русского человека - тру­женика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, - все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его характера является к родной стране. Герой постоянно вспо­минает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради жиз­ни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жа­лости. Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская сме­калка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.

Являясь воплощением русского национального характера, Васи­лий Теркин неотделим от народа - солдатской массы и ряда эпизо­дических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвра­щающаяся из вражеского плена, и др.), он неотделим и от матери- родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.

Наряду с образами Теркина и народа важное место в общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее, лирического героя, особенно ощутимый в главах «О се­бе», «О войне», «О любви», в четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы герою, / Говорю я лично сам».

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор ува­жает друга-читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить ис­тинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становит­ся понятной большому кругу людей.

В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст по­эмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором - автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»:

Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.

Сюжет и композиция

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги оп­ределяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме в целом действи­тельно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульми­нация, развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет, между этими главами возникают отдель­ные сюжетные связки. Наконец, общее развитие событий, раскры­тие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней отступления и тяжелейших оборонитель­ных боев - к выстраданной и завоеванной победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы:

«И первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с пре­дыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в га­зете главе нечто целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и был бо­лее всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое настроение, передать свежее впе­чатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» бы­ли напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появля­лись по мере написания».

Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между собой глав. Поэма построена как цепь эпи­зодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмо­ром рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной си­лы духа, воли к жизни.

Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава расска­зывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с на­ступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает не­мецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают команди­ра, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговариваю­щей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой ».

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Художественное своеобразие

Поэма «Василий Теркин» отличается необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно употребляются пословицы и поговорки («я от ску­ки на все руки»; «делу время - час забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни (о шинели, о речень­ке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить про­сто, но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди, что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»; «пушки к бою едут за­дом» и др.).

Свобода - основной нравственно-художественный принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка - непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шес­ти-, и четверостишия - словом, рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четы­рехстопный хорей.

О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмот­рите, как построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Пе­реправа». В этом правдивом и как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не менее обна­ружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повто­ряющийся лейтмотив, который звучит в самых ответственных мес­тах повествования, и каждый раз по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый. Кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказыва­ется настоящая поэтическая , которая дает нам средства для изображения событий из самой современной кипучей жизни».

Значение произведения

Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в твор­честве А.Т. Твардовского, «лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных произ­ведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в уст­ную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна », «переправа, переправа, берег левый, берег правый » и многие другие.

Признание «Книги про бойца» было не только общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая сво­бода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задо­ринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого слова!» - писал И.А. Бунин.

Поэма «Василий Теркин» была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г. Верейского, которые соз­давались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Ва­силия Теркина». Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н. Орлова. Отрывки из поэмы по­ложены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В. Богослов­ским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин».

В 1995 году в Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор А.Г. Сергеев). Монумент пред­ставляет собой двухфигурную композицию, изображающую беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на все­народно собранные деньги.



Похожие статьи
 
Категории